Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.
план-конспект занятия (обучение грамоте, старшая группа) по теме

 

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш].

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zvuk_sh.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Задачи:

1. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях.

2. Развитие фонематического  восприятия и слуха.

3. Умение находить слова со звуком [ш].

4. Воспитание умения слушать других.

Материал: картинки: 1) Чебурашка, старуха Шапокляк. 2) Ромашка, кувшинка, камешки, шишки, орешки, волнушки, кукушка. 3) Два домика: одноэтажный, двухэтажный, мышь, кошка, шапка, шуба, лиса, подсолнух, зонтик, ваза, лестница, заяц. 4) Конверт с написанными «перепутанными» стихами. 5) Красные кружки-сигналы. 6) Воздушный шар, пушистая кошка, большой мишка, шустрая мышка.

Ход занятия:

1. Организационный момент. 

Прозвенел звонок

Начинаем наш урок.

Сядьте ровно, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

2. Отличие звуков от букв.

- Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

 Мы не можем звук увидеть,

 И не можем в руки взять.

 Звук мы можем только слышать,

 А еще его сказать.

- На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).

- Чем отличаются гласные звуки  от согласных?

При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия.

Гласные тянутся к песенке звонкой.                           А согласные согласны

Могут заплакать и зарыдать.                                       Шелестеть, шептать, скрипеть,

В темном лесу звать и аукать,                                     Даже фыркать и шипеть,

Но не желают свистеть и ворчать.                              Но не хочется им петь.                          

3. Сообщение темы занятия.

- Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте встанем, повернемся к гостям и поздороваемся. (Выставляется рисунок с изображением Чебурашки).

- Чебурашка пришёл пожаловаться нам на одну вредную старуху, которая мешает делать добрые дела и помогать людям.

- Вы догадались, кто это? (Шапокляк). (На доску выставляется рисунок с изображением старухи Шапокляк).

- Правильно. Может быть, сегодня она увидит наше занятие, таких умных и прилежных деток и тоже станет умнее и добрее. - Поможем ей в этом?

- Вы знаете, почему старуху зовут Шапокляк? Её назвали так в честь старинного головного убора, который она носит.

- Итак, какой первый звук мы слышим в имени старухи? (Это звук [ш]).

- Сегодня на занятии мы будем учиться четко, произносить этот звук и различать слова со звуком [ш].

4. Характеристика звука.

- Артикуляция звука  - язык чашечкой, губы округлены.

 - Звук [ш] согласный, потому что во рту преграда, глухой, потому что горлышко молчит, только твердый.

- У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый.

- В имени, какого героя есть этот же звук? (Чебурашка).

- В какой части слова мы его слышим? (Звук [ш] слышится в середине слова).

Произношение изолированного звука.

- как шипит змея? [ш-ш-ш]

- как воздух из шарика выходит? [ш-ш-ш]

- гвоздь попал в шину. Как воздух выходит из шины? [ш-ш-ш]

5. Автоматизация звука [ш] в слогах.

- Чебурашка шёл к нам на занятие издалека. Он шёл через лес и прислушивался. А лес шумел: «Аш-ош-уш-иш! Чебурашка насторожился. Шта-што-шту-шты! испугался». Но тут зашептались листья: «Шу-шу-шу». И Чебурашка успокоился.

- Какие звуки вы услышали в шепоте листьев? (Звуки [ш], [у].)  

- Дополните их звуком [м]. - Какое слово получилось? (Шум.)

Произношение звука в слогах:

+ Шка-шко-шку-шки                       + Кша-кшо-кшу-кши              

+ Ашк-ошк-ушк-ишк                          + Укш-ыкш-акш-окш

+ Шко-шку-шки-шка                       + Кшо-кшу-кши-кша                      

+ Ошк-ушк-ишк-ашк                          + Окш-укш-ыкш-акш                                    

+ Кшу-кши-кша-кшо                          + Ыкш-акш-окш-укш

6. Игра «Назови картинку». 

Выставляются картинки.

- На опушке росли … (ромашки), на речке … (кувшинки). На берегу речушки Чебурашка увидел … (камешки), на сосне — … (шишки), на орешнике — … (орешки). Под кустом росли … (волнушки). - Какую птицу увидел Чебурашка на дереве? (Кукушку.)

7. Игра «Добавь словечко».

- Послушайте рассказ Чебурашки о том, как он шёл в гости к нам. Ребята, а вы помогайте вести рассказ.

Я по лесу шёл и ромашку (нашёл). Дальше я в лес (пошёл) и в чащу леса (зашёл). К дереву (подошёл), вокруг него (обошёл) и там сладкий мёд (нашёл). По тропинке до избушки (дошёл) и в гости к мышке (пришёл). Затем по дорожке … (пошел) и к вам на занятие … (пришел).

8. Небылицы.

- Ребята, когда я заходил в гости к мышке, она мне рассказала такие странные истории, послушайте их, пожалуйста, и помогите исправить предложения согласно смыслу.

Мышка ловит кошку.                    Машина едет на дедушке.

Шляпка носит Наташу.                 Вешалка висит на рубашке

Зёрнышко клюёт петушка.

9. Игра: «Разложи картинки».

- Чебурашка шёл по дороге и увидел 2 домика. На столе лежат картинки, которые вы должны разложить в домики: в одноэтажный домик картинки, в которых есть звук [ш], в двухэтажный домик – картинки, со звуками [с], [з], [ц]. (На доске — два домика: одноэтажный, двухэтажный).

Картинки: мышь, кошка, шапка, шуба, лиса, подсолнух, зонтик, ваза, лестница, заяц.

10. Физминутка «Как живёшь».

- Выполняем  движения согласно тексту.

Как живёшь - Вот так (показать большие пальцы рук)

Как плывёшь - Вот так (движения, имитирующие плавание)

Как бежишь - Вот так (бег на месте)

Вдаль глядишь – Вот так (правая рука на уровне лба)

Ждёшь обед – Вот так (правую руку под щёку)

Машешь вслед – Вот так (помахать)

Утром спишь – Вот так (руки сложить под щёку ,наклон головы вправо)

Как шалишь – Вот так ( надуть щёки и кулачками нажать на них)

11. Игра «Поймай звук». 

Нужно хлопнуть в ладоши, когда услышишь звук [ш].

с, ш, щ, ш, ж, с, з, ц, с, ш, ш, ж, ш.

12. Игра «Слова – рифмы».

- Чебурашка хочет поиграть с вами в слова-рифмы. Посмотрите, он принёс вам конверт. Здесь написаны «перепутанные» стихи. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки (дети повторяют правильные предложения полностью).

С другом мы играли в чашки … (в шашки).

 Пили чай из белой шашки … (чашки).

 Вылезла из норки шишка … (мышка).

 На нее упала мышка … (шишка).

 Под кустом сидели шишки … (мышки).

 На сосне висели мышки … (шишки).

 В воздухе летала кошка … (мошка).

 Молоко лакала мошка … (кошка).

13. Игра «Произнеси наоборот». 

- Сейчас нам нужно подобрать  слова наоборот.

Маленький - …большой

Узкий - … широкий

Плохой - … хороший

14. Игра «Сигнальщики».

- Поиграем в игру, где мы будем учиться слышать звук (ш) среди  слов.

- Возьмите красные кружочки. Если услышите звук (Ш), поднимите сигнал.

малыши, муха, игрушки, шар, зима, кошка, сом, мышка, Шура.

- Скажите, где мы учились различать звук (ш)? (среди слов)

15. Игра «Маленькое – большое».

- Ребята, старуха Шапокляк любит всё большое и все предметы у неё большие.

У Шапокляк не маленькая шляпа, а … большая.

У Шапокляк не маленькое платье, а … большое.

У Шапокляк не маленькие уши, а … большие.

У Шапокляк не маленький шар, а … большой.

16.Игра «Найди друзей Шапокляк». 

- Я буду зачитывать слова, а вы должны определить и назвать друзей Шапокляк.

Шапокляк,  орешки, мишка.

Шапокляк, каша, мышка.

Шапокляк, лягушка, камыш.

- Назовите друзей Шапокляк?  Мишка, мышка, лягушка.

17. Игра  «Один - много».

- Сейчас мы поиграем в игру   «Один - много».  Я буду называть один предмет, а вы много.

      Шар - шары, кошка – кошки, мишка - мишки, мышка – мышки.

18. Физминутка.

- А сейчас мы отдохнем, Физминутку проведем.

Наши игрушки вдруг оживились

И в волшебных они превратились.

Вправо и влево качается мишка.

Вдруг пробежала шустрая мышка.

Вот потянулась пушистая кошка.

Мы поиграли с вами немножко!

19. Автоматизация (ш) в словосочетаниях.

-Посмотрите на картинки и скажите, какие они.

- Что можно о них сказать?

Шар (какой?) воздушный, красный, большой, круглый.

Кошка (какая?) пушистая, ласковая, рыжая, ленивая.

Мишка (какой?) большой, косолапый, коричневый, неповоротливый.

Мышка (какая?) шустрая, маленькая, серая, быстрая.

- Мы с вами назвали много слов-признаков, но выберем только те, в которых есть наш дежурный звук (ш).

- Назовите их.

Воздушный шар, пушистая кошка, большой мишка, шустрая мышка.

20. Итог занятия.

- Нашим гостям очень понравилось занятие. Теперь Старуха Шапокляк больше не будет хулиганить и, как и вы пойдёт в школу. Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили.  

- Какой звук мы учились правильно произносить? (ш)

- Верно, мы четко произносили звук (ш) в  речи.

- Назовите слова со звуком [ш].

- Какое у вас настроение?  А хорошее настроение всегда у тех, кто отлично поработал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "

Конспект  НОД по развитию речи в средней группеТема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "...

Конспект занятия по развитию речи в старшей разновозрастной группе "Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж"....

Конспект ОД по развитию речи в младшей группе Тема: «Звуковая культура речи: звуки б и бь».

.Цель: Обучение детей правильному произношению звуков б, бь (в звукосочетаниях, словах, фразах) .Задачи:- познакомить детей со звуками (б и бь) ;- учить различать на слух звучание музыкального инструм...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук ш»

Цель: Познакомить со звуком ш, научить его произносить, находить слова, в которых есть звук ш.Задачи:обучающие: Упражнять детей в произношении звука ш, в слогах и словах; различать слов...

Конспект открытого занятия по развитию речи в младшей группе Тема: «Звуковая культура речи: звуки м,мь в словах. Дидактическое упражнение «Вставь словечко»

Цель: Упражнять детей в четком произношении звуков м,мь в словах и в фразах.Задачи: 1. Закрепить навыки различения звуков м, мь.2. развивать фонематический слух.3. воспитывать усидчивость.4....

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»

Конспект занятия по речевому развитию в средней группеТема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в младшей группе Тема. «Звуковая культура речи: звук [и]. Упражнение на развитие слуха и голоса.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в младшей группеТема. «Звуковая культура речи: звук [и]. Упражнение на развитие слуха и голоса....