Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.
    план-конспект занятия (обучение грамоте, старшая группа) по теме

     

    Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш].

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_zvuk_sh.doc47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

    Задачи:

    1. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях.

    2. Развитие фонематического  восприятия и слуха.

    3. Умение находить слова со звуком [ш].

    4. Воспитание умения слушать других.

    Материал: картинки: 1) Чебурашка, старуха Шапокляк. 2) Ромашка, кувшинка, камешки, шишки, орешки, волнушки, кукушка. 3) Два домика: одноэтажный, двухэтажный, мышь, кошка, шапка, шуба, лиса, подсолнух, зонтик, ваза, лестница, заяц. 4) Конверт с написанными «перепутанными» стихами. 5) Красные кружки-сигналы. 6) Воздушный шар, пушистая кошка, большой мишка, шустрая мышка.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент. 

    Прозвенел звонок

    Начинаем наш урок.

    Сядьте ровно, подтянитесь

    И друг другу улыбнитесь.

    2. Отличие звуков от букв.

    - Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

     Мы не можем звук увидеть,

     И не можем в руки взять.

     Звук мы можем только слышать,

     А еще его сказать.

    - На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).

    - Чем отличаются гласные звуки  от согласных?

    При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия.

    Гласные тянутся к песенке звонкой.                           А согласные согласны

    Могут заплакать и зарыдать.                                       Шелестеть, шептать, скрипеть,

    В темном лесу звать и аукать,                                     Даже фыркать и шипеть,

    Но не желают свистеть и ворчать.                              Но не хочется им петь.                          

    3. Сообщение темы занятия.

    - Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте встанем, повернемся к гостям и поздороваемся. (Выставляется рисунок с изображением Чебурашки).

    - Чебурашка пришёл пожаловаться нам на одну вредную старуху, которая мешает делать добрые дела и помогать людям.

    - Вы догадались, кто это? (Шапокляк). (На доску выставляется рисунок с изображением старухи Шапокляк).

    - Правильно. Может быть, сегодня она увидит наше занятие, таких умных и прилежных деток и тоже станет умнее и добрее. - Поможем ей в этом?

    - Вы знаете, почему старуху зовут Шапокляк? Её назвали так в честь старинного головного убора, который она носит.

    - Итак, какой первый звук мы слышим в имени старухи? (Это звук [ш]).

    - Сегодня на занятии мы будем учиться четко, произносить этот звук и различать слова со звуком [ш].

    4. Характеристика звука.

    - Артикуляция звука  - язык чашечкой, губы округлены.

     - Звук [ш] согласный, потому что во рту преграда, глухой, потому что горлышко молчит, только твердый.

    - У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый.

    - В имени, какого героя есть этот же звук? (Чебурашка).

    - В какой части слова мы его слышим? (Звук [ш] слышится в середине слова).

    Произношение изолированного звука.

    - как шипит змея? [ш-ш-ш]

    - как воздух из шарика выходит? [ш-ш-ш]

    - гвоздь попал в шину. Как воздух выходит из шины? [ш-ш-ш]

    5. Автоматизация звука [ш] в слогах.

    - Чебурашка шёл к нам на занятие издалека. Он шёл через лес и прислушивался. А лес шумел: «Аш-ош-уш-иш! Чебурашка насторожился. Шта-што-шту-шты! испугался». Но тут зашептались листья: «Шу-шу-шу». И Чебурашка успокоился.

    - Какие звуки вы услышали в шепоте листьев? (Звуки [ш], [у].)  

    - Дополните их звуком [м]. - Какое слово получилось? (Шум.)

    Произношение звука в слогах:

    + Шка-шко-шку-шки                       + Кша-кшо-кшу-кши              

    + Ашк-ошк-ушк-ишк                          + Укш-ыкш-акш-окш

    + Шко-шку-шки-шка                       + Кшо-кшу-кши-кша                      

    + Ошк-ушк-ишк-ашк                          + Окш-укш-ыкш-акш                                    

    + Кшу-кши-кша-кшо                          + Ыкш-акш-окш-укш

    6. Игра «Назови картинку». 

    Выставляются картинки.

    - На опушке росли … (ромашки), на речке … (кувшинки). На берегу речушки Чебурашка увидел … (камешки), на сосне — … (шишки), на орешнике — … (орешки). Под кустом росли … (волнушки). - Какую птицу увидел Чебурашка на дереве? (Кукушку.)

    7. Игра «Добавь словечко».

    - Послушайте рассказ Чебурашки о том, как он шёл в гости к нам. Ребята, а вы помогайте вести рассказ.

    Я по лесу шёл и ромашку (нашёл). Дальше я в лес (пошёл) и в чащу леса (зашёл). К дереву (подошёл), вокруг него (обошёл) и там сладкий мёд (нашёл). По тропинке до избушки (дошёл) и в гости к мышке (пришёл). Затем по дорожке … (пошел) и к вам на занятие … (пришел).

    8. Небылицы.

    - Ребята, когда я заходил в гости к мышке, она мне рассказала такие странные истории, послушайте их, пожалуйста, и помогите исправить предложения согласно смыслу.

    Мышка ловит кошку.                    Машина едет на дедушке.

    Шляпка носит Наташу.                 Вешалка висит на рубашке

    Зёрнышко клюёт петушка.

    9. Игра: «Разложи картинки».

    - Чебурашка шёл по дороге и увидел 2 домика. На столе лежат картинки, которые вы должны разложить в домики: в одноэтажный домик картинки, в которых есть звук [ш], в двухэтажный домик – картинки, со звуками [с], [з], [ц]. (На доске — два домика: одноэтажный, двухэтажный).

    Картинки: мышь, кошка, шапка, шуба, лиса, подсолнух, зонтик, ваза, лестница, заяц.

    10. Физминутка «Как живёшь».

    - Выполняем  движения согласно тексту.

    Как живёшь - Вот так (показать большие пальцы рук)

    Как плывёшь - Вот так (движения, имитирующие плавание)

    Как бежишь - Вот так (бег на месте)

    Вдаль глядишь – Вот так (правая рука на уровне лба)

    Ждёшь обед – Вот так (правую руку под щёку)

    Машешь вслед – Вот так (помахать)

    Утром спишь – Вот так (руки сложить под щёку ,наклон головы вправо)

    Как шалишь – Вот так ( надуть щёки и кулачками нажать на них)

    11. Игра «Поймай звук». 

    Нужно хлопнуть в ладоши, когда услышишь звук [ш].

    с, ш, щ, ш, ж, с, з, ц, с, ш, ш, ж, ш.

    12. Игра «Слова – рифмы».

    - Чебурашка хочет поиграть с вами в слова-рифмы. Посмотрите, он принёс вам конверт. Здесь написаны «перепутанные» стихи. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки (дети повторяют правильные предложения полностью).

    С другом мы играли в чашки … (в шашки).

     Пили чай из белой шашки … (чашки).

     Вылезла из норки шишка … (мышка).

     На нее упала мышка … (шишка).

     Под кустом сидели шишки … (мышки).

     На сосне висели мышки … (шишки).

     В воздухе летала кошка … (мошка).

     Молоко лакала мошка … (кошка).

    13. Игра «Произнеси наоборот». 

    - Сейчас нам нужно подобрать  слова наоборот.

    Маленький - …большой

    Узкий - … широкий

    Плохой - … хороший

    14. Игра «Сигнальщики».

    - Поиграем в игру, где мы будем учиться слышать звук (ш) среди  слов.

    - Возьмите красные кружочки. Если услышите звук (Ш), поднимите сигнал.

    малыши, муха, игрушки, шар, зима, кошка, сом, мышка, Шура.

    - Скажите, где мы учились различать звук (ш)? (среди слов)

    15. Игра «Маленькое – большое».

    - Ребята, старуха Шапокляк любит всё большое и все предметы у неё большие.

    У Шапокляк не маленькая шляпа, а … большая.

    У Шапокляк не маленькое платье, а … большое.

    У Шапокляк не маленькие уши, а … большие.

    У Шапокляк не маленький шар, а … большой.

    16.Игра «Найди друзей Шапокляк». 

    - Я буду зачитывать слова, а вы должны определить и назвать друзей Шапокляк.

    Шапокляк,  орешки, мишка.

    Шапокляк, каша, мышка.

    Шапокляк, лягушка, камыш.

    - Назовите друзей Шапокляк?  Мишка, мышка, лягушка.

    17. Игра  «Один - много».

    - Сейчас мы поиграем в игру   «Один - много».  Я буду называть один предмет, а вы много.

          Шар - шары, кошка – кошки, мишка - мишки, мышка – мышки.

    18. Физминутка.

    - А сейчас мы отдохнем, Физминутку проведем.

    Наши игрушки вдруг оживились

    И в волшебных они превратились.

    Вправо и влево качается мишка.

    Вдруг пробежала шустрая мышка.

    Вот потянулась пушистая кошка.

    Мы поиграли с вами немножко!

    19. Автоматизация (ш) в словосочетаниях.

    -Посмотрите на картинки и скажите, какие они.

    - Что можно о них сказать?

    Шар (какой?) воздушный, красный, большой, круглый.

    Кошка (какая?) пушистая, ласковая, рыжая, ленивая.

    Мишка (какой?) большой, косолапый, коричневый, неповоротливый.

    Мышка (какая?) шустрая, маленькая, серая, быстрая.

    - Мы с вами назвали много слов-признаков, но выберем только те, в которых есть наш дежурный звук (ш).

    - Назовите их.

    Воздушный шар, пушистая кошка, большой мишка, шустрая мышка.

    20. Итог занятия.

    - Нашим гостям очень понравилось занятие. Теперь Старуха Шапокляк больше не будет хулиганить и, как и вы пойдёт в школу. Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили.  

    - Какой звук мы учились правильно произносить? (ш)

    - Верно, мы четко произносили звук (ш) в  речи.

    - Назовите слова со звуком [ш].

    - Какое у вас настроение?  А хорошее настроение всегда у тех, кто отлично поработал.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "

    Конспект  НОД по развитию речи в средней группеТема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь »

    Звуковая культура речи: звук з-зь. Познакомить со звком з-зь, научить его произносить, находить слова, где есть звук з-зь, формировать у детей интерес к устному народному творчеству, читоговоркам и за...

    Конспект занятия по развитию речи в старшей разновозрастной группе "Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж"

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж"....

    Конспект ОД по развитию речи в младшей группе Тема: «Звуковая культура речи: звуки б и бь».

    .Цель: Обучение детей правильному произношению звуков б, бь (в звукосочетаниях, словах, фразах) .Задачи:- познакомить детей со звуками (б и бь) ;- учить различать на слух звучание музыкального инструм...

    Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук ш»

    Цель: Познакомить со звуком ш, научить его произносить, находить слова, в которых есть звук ш.Задачи:обучающие: Упражнять детей в произношении звука ш, в слогах и словах; различать слов...

    Конспект открытого занятия по развитию речи в младшей группе Тема: «Звуковая культура речи: звуки м,мь в словах. Дидактическое упражнение «Вставь словечко»

    Цель: Упражнять детей в четком произношении звуков м,мь в словах и в фразах.Задачи: 1. Закрепить навыки различения звуков м, мь.2. развивать фонематический слух.3. воспитывать усидчивость.4....

    Конспект занятия по речевому развитию в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»

    Конспект занятия по речевому развитию в средней группеТема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»...