Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков С -Ц»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Программное содержание:

Совершенствовать речевое дыхание и дикцию. Закреплять правильное произношение звуков [С] - [Ц]. Закреплять умение отвечать развернутым ответом. Познакомить детей с новыми загадками, чистоговорками. Развивать фонематический слух детей, учить дифференцировать звуки [С] - [Ц]  изолированно, в словах, в собственной речи и в рифмованных текстах. Воспитывать внимание и активность детей, умение работать в паре, принимать совместное решение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_s-ts.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Тема: «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков С -Ц»

Программное содержание:

Совершенствовать речевое дыхание и дикцию. Закреплять правильное произношение звуков [С] - [Ц]. Закреплять умение отвечать развернутым ответом. Познакомить детей с новыми загадками, чистоговорками. Развивать фонематический слух детей, учить дифференцировать звуки [С] - [Ц]  изолированно, в словах, в собственной речи и в рифмованных текстах. Воспитывать внимание и активность детей, умение работать в паре, принимать совместное решение.

Материал и оборудование:

Игрушка Карлсон, кроссворд, конверты с картинками для определения звуков [С] и [Ц], иллюстрации к чистоговоркам, фишки -«конфеты».

Ход занятия:

1.Вводная часть. Приветствие.

Артикуляционная гимнастика

1) Упражнение «Улыбка»

Тянем губы прямо к ушкам,

Улыбаемся друг дружке.

(Упражнение выполняется 5-6 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены)

2) Упражнение «Трубочка»

Подражаю я слону –

Губки хоботом тяну.

(Упражнение выполняется 5-6 раз, с сомкнутыми зубами)

Чередование упражнений «улыбочка» и «трубочка» 5 раз.

2. Основная часть.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что за дверью слышен какой-то шум, вносит Карлсона.

Воспитатель:

- Ребята, вы узнали кто это?

Это Карлсон и он просит помочь ему разгадать кроссворд. Поможем?

На доске размещается кроссворд, детям загадывается загадка:

1)Очень много силы в нём,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос.

 (Слон)

(Слово вписывается воспитателем в кроссворд.)

- С какого звука начинается слово «слон»(с)

- А теперь произнесите звук [с] протяжно. На что похоже? (на песенку водички)

- Давайте покажем: вдыхаем через нос, а выдыхаем через рот, произнося звук [с], и ладошками покажем, как мы умываемся водичкой.

- Следующая загадка:

2)Явился в желтой шубке,

Прощайте две скорлупки.

Кто это?»

(Цыпленок)

- Верно, подходит (Слово записывается в кроссворд)

- С какого звука начинается слово «цыпленок»(ц)

- На чью песенку похож этот звук? (на песенку белочки)

- Попробуйте произнести звук [ц], и покажем, как белочка машет хвостиком (Дети произносят, и выполняют движение кистью правой руки вправо)

- Ребята давайте научим Карлсона различать эти два звука [С] и [Ц], а он посидит и послушает как мы занимаемся.

Игра «Поймай звук»

   - Давайте договоримся, - предлагает педагог,-  если вы услышите звук [с], делайте руками движения, как бы умываясь (показывает, не касаясь руками лица). А если услышите звук [ц], махните правой рукой, как белочка машет своим пушистым хвостом (делает движение кистью правой руки вправо).
Затем воспитатель произносит то звук [с], то звук [ц]. Сначала задание выполняется детьми совместно, затем опрашивается несколько детей по очереди.

   - Эти звуки встречаются во многих словах. Покажите-ка, какой звук слышится в слове «солнышко», в словах «цыпленок, сом, оконце, цапля, ослик, целебная, осенний, огурец».
Затем дети сами называют слова со звуком [Ц] (за правильный ответ дается фишка).
Такая же работа проводится со звуком [С].

Физкультминутка.

Мы идём в осенний лес. (Дети выполняют движения по тексту)

Мы идём в осенний лес

Много в том лесу чудес!

По тропинке мы шагаем –

Выше ноги поднимаем!

По листочкам – на носочках,

По кочкам – на пятках.

К солнцу руки протянули,

На пушиночку подули,

Листья пёстрые мелькают,

Словно бабочки летают,

И на землю опадают.

Д\ игра «Узнай звук в слове»

   - Ребята, а у нашего Карлсона есть еще одно задание для вас. Он принес вам письма с картинками, в которых нужно тоже отыскать песенку водички или белочки. (Детям на каждый стол раздаются картинки в конвертах)

   - Посмотрите свои картинки, и вдвоем решите - какой звук есть в вашем слове, чья песенка. А затем мы разместим на доске ваши картинки под белочкой или водой, смотря какой звук вы найдете в слове.

 За правильное выполнение задания пара получает фишку.

Чистоговорки

- А теперь давайте поучимся говорить чистоговорки со звуками [с] и [ц]. (На доске размещаются иллюстрации к чистоговоркам)

Са-са-са – на траве лежит роса.

Су-су-су – в лесу увидели лису.

Си-си-си – в пруду живут караси.

Ся-ся-ся – мы поймали карася.

Со-со-со – спустилось колесо.

Сы-сы-сы – хвост пушистый у лисы

- С каким звуком эти  чистоговорки? (с)

        

Ица-ица-ица – прилетела к нам синица.

Цу-цу-цу – дала всем по яйцу,

Цы-цы-цы –в гнезде пищат птенцы

Вец-вец-вец – хорошо пот певец.

Цо-цо-цо – снесла курица яйцо

Цо-цо-цо - вытираю я лицо.

Цы-цы-цы - к нам летят скворцы.

Цы-цы-цы - в банке огурцы.

- С каким звуком чистоговорки? (ц)

(Дети говорят по одному, хором, быстро и медленно)

Игра «Досккажи словечко»

Как у нашей у бабуси

Во дворе гогочут …(гуси)

Утром заплели сестрички

Аккуратные… (косички)

Хитрый след плести стараясь,

По сугробам прыгал … (заяц)

По ночам сове не спится,

 Ведь сова ночная …(птица)

Вазу мы наполним сами

Разноцветными … (цветами)

Рефлексия. Подведение итогов.

- Молодцы ребята, здорово у вас получается играть со звуками. Какие звуки мы сегодня с вами повторяли? (песенку водички и белочки). Все справились с заданиями, давайте теперь посмотрим - кто же старался лучше и у кого больше фишек-конфет?

Нашему гостю – Карлсону пора улетать к своему другу  Малышу. Может быть, мы подарим им свои конфетки? Пусть порадуются! (Дети складывают конфеты в сумку Карлсона и провожают его в раздевалку поближе к окну, чтобы он мог «улететь», а потом обязательно вернуться.)