Конспект занятия по развитию речи старшая группа на тему: "Звуковая культура речи. Звук (р) в словах.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р (изолированно, в чистоговорках, в словах)

Задачи:

Образовательные:

Продолжать упражнять детей в различении слов, начинающихся со звука Р, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.

Развивающие:

Развивать фонематический слух, подвижность языка.

Воспитательные:

Воспитывать усидчивость, внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovaya_kultura.docx14.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи старшая группа

на тему: "Звуковая культура речи. Звук (р) в словах.

Цель: Упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р (изолированно, в чистоговорках, в словах)

Задачи:

Образовательные:

Продолжать упражнять детей в различении слов, начинающихся со звука Р, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.

Развивающие:

Развивать фонематический слух, подвижность языка.

Воспитательные:

Воспитывать усидчивость, внимание.

Предварительная работа: беседа, игра, рассматривание картинок, иллюстраций с буквой Р,РЬ, дидактические игры «Найди предмет», «Назови всё, что видишь», разучивание скороговорок, артикуляционная гимнастика.

Наглядный материал: игрушка – тигрёнок, мяч резиновый, лист бумаги, рукавичка, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, ромб).

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, какой звук похож на рычание? Посмотрите, кто пришел к нам в гости? Правильно, ребята,- это тигрёнок. А как рычит тигрёнок?

Дети произносят звук р.

Воспитатель: Давайте еще раз произнесём этот звук вместе и попытаемся определить, где находится кончик языка при произнесении звука Р?

Когда мы произносим звук «Р», губы растянуты в улыбку, язычок находится за передними верхними зубами, при произнесении звука «Р» кончик языка «дрожит». Звукоподражаний и слов, в которых есть звук Р очень много и я вам предлагаю проговорить некоторые из них: кар-р-р, крак-крак, кряк-кряк, гру-гру, тпру-тпру.

Воспитатель: послушайте ребята стихотворение про светофор.

Красный глаз его горит –

Ехать дальше не велит!

- Скажите, а в слове Светофор есть звук Р?

Дети: да, есть. Сразу повторяют слово и четко произносят звук Р.

Воспитатель: Ребята, светофор не включит зеленый свет, пока мы не выполним следующее задание:

а) Чистоговорки:

Ра, ра, ра — вот высокая гора.

Ры, ры, ры — сидит ёжик у норы.

Ро-ро –ро – есть у мальчика ведро

Ру, ру, ру — много ягод наберу.

Ра, ра, ра — дальше нам идти пора.

Ребята, скажите пожалуйста, а где мы купаемся летом?

Дети: в реке, пруду, озере, в море.

Воспитатель: А какие цветы со звуком Р вы знаете?

Дети: Ромашка, роза

Воспитатель: А из какого материала сделан мяч, какой он?

Дети: он круглый, и резиновый.

Воспитатель: Ребята, а сейчас помогите мне, пожалуйста, прочитать скороговорку «Ворона». По моему знаку вы будете четко проговаривать кар-р-р, а я буду называть слово. Кар-ета, кар-тошка,кар-ман, кар-тон, кар-авай, кар-амель, кар-апуз, кар-андаш, кар-тина. Хорошо, ребята, молодцы, справились с заданием..

А сейчас давайте поиграем в игру «Не ошибись». Правило игры такое: Я буду читать слова. А вы, когда услышите слово со звуком «Р», хлопаете в ладоши. Если же в слове нет звука «Р», то не хлопаете.

Слова: Рыба, лес, ландыш, , дерево, работа, радость, стол, шапка, рюкзак рубашка, рысь, конфета, шкаф, арбуз, самовар, окно, карандаш, ручка, снег, книга, тетрадь, пакет, мотор, забор, хлеб, печенье, шоколад, зебра, песок, собака, трамвай, автобус, салфетка, воробей.

Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами закрепили звук Р, Рь; узнали ещё больше слов со звуком Р, Рь и научили этому тигрёнка. А сейчас нашему тигрёнку пора домой в джунгли. Р-р-р-р

Ответы детей

Р-р-р-р-р, Р-р-р-р-р


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "

Конспект  НОД по развитию речи в средней группеТема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "...

Конспект ОД по развитию речи в младшей группе Тема: «Звуковая культура речи: звуки б и бь».

.Цель: Обучение детей правильному произношению звуков б, бь (в звукосочетаниях, словах, фразах) .Задачи:- познакомить детей со звуками (б и бь) ;- учить различать на слух звучание музыкального инструм...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук ш»

Цель: Познакомить со звуком ш, научить его произносить, находить слова, в которых есть звук ш.Задачи:обучающие: Упражнять детей в произношении звука ш, в слогах и словах; различать слов...

Конспект открытого занятия по развитию речи в младшей группе Тема: «Звуковая культура речи: звуки м,мь в словах. Дидактическое упражнение «Вставь словечко»

Цель: Упражнять детей в четком произношении звуков м,мь в словах и в фразах.Задачи: 1. Закрепить навыки различения звуков м, мь.2. развивать фонематический слух.3. воспитывать усидчивость.4....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе . Тема: "Звуковая культура речи: дифференциация звуков (З) - (Ж)"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе . Тема: "Звуковая культура речи: дифференциация звуков (З) - (Ж)"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков С -Ц»

Программное содержание:Совершенствовать речевое дыхание и дикцию. Закреплять правильное произношение звуков [С] - [Ц]. Закреплять умение отвечать развернутым ответом. Познакомить детей с новыми загадк...