Непосредственно–образовательная деятельность по речевому развитию в старшей группе на тему Звуковая культура речи, звук [ш].
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Ботякова Татьяна Александровна

Конспект НОД по подготовке  детей старшего дошкольного возраста к  обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Красноборский детский сад «Колосок».

Непосредственно–образовательная деятельность

по речевому развитию в старшей группе

на тему:  "Звуковая культура речи, звук [ш]".

https://lh3.googleusercontent.com/0ExJ7vJdWrfBSDdRo1SI60IqK8RWegbgyqG7kFObSTxYrLk8F_VVfjdYc-KMzuNk7bDA_sh4DnwvqW4W4QRnptle6ZA5aRjL6N3DblAsJrA0g0Kwz6ja7OOiynMH5bk-QBtPZVE

                                                                                   Подготовила: воспитатель

                                                             Ботякова Т. А.

с. Красный Бор  2014г.

Образовательная область – «Речевое развитие »

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Виды деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, коммуникативная, чтение художественной литературы, двигательная.

Цель. Подготовка детей к обучению грамоте.

Задачи:

Обучающие:

•формировать умение делить слова на слоги; предложение на слова;

• придумывать слова с противоположным значением;

•способствовать развитию умения  подбирать слова с заданным звуком и определять позицию звука.

Развивающие:

• развивать фонематическое восприятие через работу со словами-паронимами (отличающимися одним звуком);

• развивать речевое дыхание: продолжительный, плавный выдох;

• развивать  и обогащать словарный запас.

Воспитывающие:

• воспитывать умения вслушиваться в речь взрослых и своих товарищей;

• воспитывать личностные качества: активность, самостоятельность, творчество;

• воспитывать произвольное поведение (выполнение требований, исходящих не только от взрослых, но и от товарищей).

 «Познавательное развитие».

- Расширение кругозора, развитие познавательной активности.

«Социально – коммуникативное развитие»

- Воспитывать у детей желание играть и общаться с воспитателем.

 « Физическое развитие».

- Развивать потребность в двигательной активности.

Методы и приемы:

 Наглядный, словесный, игровой,  дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика.

Оборудование: игрушка Буратино, книга,  мяч, набор картинок с изображением животных, пособия для игры: «Телега», «Куда перелетела бабочка», полоски для анализа предложений.

Ход НОД.

Мотивационный этап.

Сегодня к нам придет гость. А чтобы узнать кто это, надо отгадать загадку.

Загадка.

У отца есть мальчик странный,

Необычный, деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный...

Кто же это?..

ответ: Буратино

(Показ игрушки Буратино).

Буратино принес вам книгу с интересными заданиями. Хотите посмотреть. Итак, на первой странице изображена волшебная страна.  В волшебной стране живут веселые человечки (показ картинок девочек в  платьях красного  цвета). Это ожившие звуки.

Буратино просит назвать звуки (А, О, У, И) Какие это звуки? (Гласные). Каким цветом мы их обозначаем? (Красным). А еще в Волшебной стане живут вот такие мальчики. (Показ мальчиков в синих и зеленых  футболках). Подскажите Буратино, какие это звуки. (Согласные). Каким цветом мы их обозначаем? (Синим – твердые, зеленым – мягкие звуки).

Переворачиваем страницу – здесь загадка. Я загадаю загадку, а вы отгадайте,  какой звук чаще всего встречается в словах.

С неба падают ледышки,  

Прямо падают в ладошки,

Есть ледышки, как горошки,

Есть ледышки больше шишки.

                                                    (Град)

Чаще всего встречается в словах звук - [ш]. Сегодня мы познакомимся с еще одним согласным звуком.

Артикуляция звука.

Анализ артикуляции: губы в положении трубочки, зубы сближены, кончик языка за верхними зубами, воздушная струя встречает преграду.

Характеристика звука. Звук [ш] — согласный, всегда твердый.

Переворачиваем страницу волшебной книги. Что здесь изображено? (Лес). Как шумит листва деревьев, когда дует ветер?

Дыхательное упражнение.

Давайте сделаем глубокий вдох через нос, длительный выдох через рот.

На следующей странице – знак вопроса. Буратино предлагает задание – назови слово на звук [ш].

Д/игра «Назови слово на звук ш».

Дети стоят кругом. Первый ребенок произносит слово со звуком [ш] и берет за  руку соседа справа, сосед называет свое слово на заданный звук и берет за руку своего соседа и т. д. игра заканчивается, когда все дети соединили руки. 

На следующей странице нарисованы животные: лягушка, мышка и кошка. Буратино предлагает ребятам поиграть в прятки.

Игровое упражнение «Прятки».

Воспитатель показывает,  лягушка, мышка и кошка играли в прятки. Три игрушки (картинки) из четырех расставляются под различными предметами в группе (или на столе воспитателя).

Где спряталась кошка? (Кошка спряталась под столом) Где спряталась мышка? (Мышка спряталась под книгу) И т. д.

 Мы нашли всех друзей. Откуда вышла кошка? (Кошка вышла из-под стола) Откуда выбежала мышка? (Мышка выбежала из-под книги) И т. д.

Игровое упражнение можно повторить 2—3 раза, меняя водящего и объекты, под которыми прятались животные.

Физкультминутка «Кошка».

Вот окошко распахнулось,  (руки развести в стороны)

Вышла кошка на карниз: (имитация мягкой грациозной походки кошки) Посмотрела кошка вниз, (опустить голову, посмотреть вниз)

Посмотрела кошка вверх. (запрокинуть голову, посмотреть вверх)

Вот налево повернулась, (повернуть голову к левому плечу)

Проводила взглядом мух. (повернуть голову к правому плечу)

Потянулась, улыбнулась (потянулись, улыбнулись)

И уселась на карниз. (сесть на свои места)

(На следующей странице нарисована – бабочка.)

Игровое упражнение «Куда перелетела бабочка».

 Воспитатель демонстрирует картинки: шуба, мышка, камыш, шоссе, лягушка, кошка. Просит назвать  предметы и определить позицию звука [ш] в словах. (В начале, середине, в конце) Дети определяют позицию звука и ставят картинку  бабочки в соответствующее окошко.

Лексическая игра «Наоборот».

- Ребята, я называю слово, а вы быстро подбираете слово с противоположным значением.

Вперёд – назад                                 короткий - длинный

Высоко – низко                               толстый – тонкий

Узкий – широкий                            темно - светло

Добрый – злой                                 лёгкий - тяжёлый

Сладкий – кислый                           горячий – холодный

(Воспитатель бросает мяч ребенку называет слово, ребенок называет слово с противоположным значением, возвращает мяч воспитателю).

Слова-паронимы (отличающиеся одним звуком).

 После игры  Буратино решил повеселить своих друзей и спеть им смешную песенку, но сначала предупредил своих друзей:

Я буду петь наоборот, и веселить лесной народ.

С другом мы играли в чашки,

Пили чай из белой шашки.

А как правильно?!

Вылезла из норки шишка,

На нее упала мышка.

А как правильно?!

Вы можете похохотать и ошибки исправлять.

Петухи, затеяв шпоры,

Грозно поднимают споры.

А как правильно?!

Мы с сестрой посуду шили

И наряды куклам мыли.

А как правильно?!

                               (И. Лопухина)

(Воспитатель переворачивает страницу книги, на следующей странице нарисована телега.)

Слова состоят из слогов. Буратино просит помочь ему  и разделить слова на слоги.

Игровое упражнение «Телега».

(На доске прикреплена  телега, сделанная из бумаги.  Дети загружают в нее столько мешков, сколько слогов в слове. Слова: шум, шар, мыши, малыши, шуба, тишина).

Наша речь состоит из предложений Буратино просит вас помочь ему разделить предложение на слова.

Облепили лампу мошки.

Греют тоненькие ножки.

Осторожно, мошки!

Обожжете ножки!

(Дети выкладывают столько полосок, сколько слов в предложении.)

Буратино прощается с ребятами.

 Итоговый этап.

- Давайте вспомним, с каким звуком  мы сегодня познакомились?

- Чем занимались?

- Что понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе. Тема: "Звуковая культура речи: звуки р, рь"

ЦЕЛЬ: упражнять детей в четком и правильном произнесении звука Р  изолированно, в чистоговорках, в словах и предложениях.ЗАДАЧИ:- подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуля...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. Звуковая культура речи: работа со звуками ш- ж.

Автоматизация звуков [ш], [ж] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш], [ж]....

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»

Конспект занятия по речевому развитию в средней группеТема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»...

План-конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»

Программное содержание:  развитие фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование правильного его произношения....

План-конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»

Программное содержание:  развитие фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование правильного его произношения....

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в младшей группе Тема: «Звуковая культура речи. Звук «Ф»

 Конспект  образовательной деятельности по речевому развитию в  младшей группе  Тема: «Звуковая культура речи. Звук «Ф»...