Конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Эрбист Любовь Леонидовна

Конспект предназначен для детей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zv_ts.docx36.47 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx1.67 МБ

Предварительный просмотр:

 

План-конспект открытого занятия

по речевому развитию в средней группе

Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»

         

 

Тема занятия: «Звуковая культура речи: звук [ц]»

Участники: дети средней группы (возраст детей 4-5 года), воспитатель Эрбист Л.Л.

Место проведения: группа.

Образовательная область:  речевое развитие (звуковая культура речи, развитие речи)

Цель:  развитие фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование правильного его произношения.

Задачи:

Образовательные:

- упражнять детей в отчетливом произношении изолированного звука [ц], звука в слоге, в словах;

- формировать умение определять на слух наличие звука [ц] в слове;

- формировать умение подбирать слова с заданным звуком;

- формировать умение выделять слова со звуком [ц].  

Развивающие:

- развивать диалогическую речь детей;

- обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей;

- развивать артикуляционный аппарат детей;

- развивать фонематический слухи восприятие;

- развивать интонационную выразительность речи.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательность, гостеприимство, вежливость.

Планируемые результаты-целевые ориентиры дошкольного образования:  ребенок с желанием выполняет артикуляционную гимнастику, эмоционально-заинтересованно отгадывает загадку, с интересом изображает цыпленка,  с удовольствием знакомится с цыпленком, старается ему помочь- пытается сказать слова с заданным звуком, с желанием принимает участие в играх на словообразование, активно отвечает на вопросы, повторяет за воспитателем чистоговорку,  выделять слова в сказке со звуком «Ц», опираясь на зрительный ряд, проявляет интерес к участию в физминутке-танце, повторяет движения за воспитателем.

Оборудование: игрушка цыпленок, картинка цыплёнка, вылупившегося из яйца,   мяч, магнитный театр, магнитофон, флешка с песней «Цып-цып, мои цыплятки»

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.

Методы:  словесные, наглядные, игровые, практические.

Приемы: артикуляционная гимнастика, загадка, сюрпризный момент (появление цыпленка),  активизация словаря (подбор слов, знакомство с новыми словами, проговаривание хором), упражнения на словообразование, игра «Будь внимателен!», психогимнастика с элементами речевых   упражнений, чистоговорка,  физминутка под музыку, сказка с опорой на зрительный ряд.

Ход занятия:

Этапы занятия

 

Содержание: методы и формы организации детей

1.Вводная часть.

Организационный момент.

Цель: организация внимания детей, привлечение их к педагогу.

Артикуляционная

гимнастика.

Ц: развитие артикуляционного аппарата.

Загадка.

Ц: развитие мыслительной деятельности, мотивация детей на занятие.

2. Основная часть.

Психогимнастика с элементами   речевых упражнений.

Ц: развитие интонационной выразительности, фонематического слуха и восприятия звука [ц], развитие речевого дыхания, силы и координации струи воздуха.

Произношение звука [ц]

Ц: упражнять детей в правильном произношении изолированного звука[ц], звука в слове, развивать фонематический слух.

Сюрпризный момент.

Появление цыпленка.

Ц: мотивация детей на занятие.

 

Проговаривание хором и индивидуально слов со звуком [ц]

Ц: развитие фонематического слуха и восприятия звука (ц), упражнять детей в правильном произношении данного звука.

Чистоговорка.

Ц: формирование и совершенствование фонематического слуха, развитие интонационной выразительности, развитие восприятия темпа, развитие органов артикуляционного аппарата.

Игра «Будь внимателен!»

Ц: проверка и развитие фонематического слуха.

Физминутка.

Ц: развитие двигательных качеств детей.

Упражнение на словообразование.

Ц: активизация и развитие словаря детей.

Сказка с использованием магнитного театра.

Ц: развитие фонематического слуха. Формирование умений последовательно рассказывать сказку с опорой на зрительный ряд.

Проверка фонематического слуха.

3.Заключительная часть.

Рефлексия. Открытый конец. Сохранение позитивных эмоциональных ощущений.

 

Ц: формирование умений употреблять  в речи вежливые слова.

 

ПР

ЗКР

ЗКР

СКР

ЗКР

РР

ЗКР

РР

ЗКР

 

РР

ЗКР

ФР

РР

ПР

РР

ЗКР

В: Дети, идите ко мне, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

-Здравствуйте! (хором) Уважаемые гости, в нашу группу ходят очень хорошие и дружные дети, вот полюбуйтесь какие. Мы очень рады видеть вас у нас в гостях!

В:    Дети, встанем в круг, поздороваемся, как мы умеем.

Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп,

Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ,

Здравствуй, звонкий каблучок (цокают языком)

Здравствуй, шустрый язычок (играют язычком - бл, бл, бл)

Язычок - озорничок за заборчиком живет (упражнение «заборчик»)

Любит он в футбол играть (язык поочередно упирается в щеки)

Любит он и подремать (широкий язык лежит на нижней губе, упражнение «лопата»)

Вот, Шутник!

Вдруг узким –узким стал язык (язык узкий между зубов и вперед, упражнение «иголочка»)

Язычок мы спрячем в рот,

Пусть немножко отдохнет!

В: Дети, вы любите отгадывать загадки? (да) Ну тогда слушайте внимательно.

 Это кто  пищит пи-пи
Из яичной скорлупы?
Может - курочкин ребёнок?
Вылупляется 
(цыпленок)!

 

- Правильно, это цыплёнок (показ картинки цыпленок вылезает из яйца)

- А как называется его чудесный домик? (яйцо)

В: кто хочет  изобразить цыплёнка, сидящего в яйце.

- Покажите, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом правое крылышко, затем левое.

- Посмотрел цыплёнок вокруг и удивился: «Ац - оц - уц, иц - оц - ац! »

Дети повторяют с той же интонацией и мимикой.

-Но тут подул лёгкий ветерок, а потом сильный ветер.

- Цыплёнок испугался: «Ца - цо - цу!»

- Ветерок стал стихать и совсем прекратился.

- Цыплёнок успокоился и улыбнулся: «Ци - ци - ци. »

-Скажите, дети, какой звук часто повторял цыпленок? [ц] Посмотрите как он произносится (воспитатель объясняет и показывает детям произношение звука [ц]).
губы слегка растянуты в улыбке, так что обнажаются верхние и нижние резцы;

зубы сближены, образуя щель 1-2 мм;

кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних зубов;

воздушная струя сильная, толчкообразная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная;

 

  Давайте хором скажем – ц.

А в слове цыпленок есть этот звук? (да) Цыпленок (произносит воспитатель, выделяя звук,)

 Скажем вместе это слово. (проговаривают хором, а затем просит нескольких детей сказать слово цыпленок)

Слышите, звук (ц) живёт в начале слова. (цыплёнок)

Стук в двери.

В: ой, кто то это там стучит, да это цыпленок к нам в гости пожаловал, услышал, как мы про него говорим.

Ц: здравствуйте, дети!

Дети: здравствуй, цыпленок!

В: А как зовут тебя, цыпленок? (Цыпа)
д: Как зовут цыплёнка?

В: а какой звук мы слышим в начале слова? [ц]

Давайте скажем хором- Цыпа. Какое необычное  имя, может его нужно так позвать?  Давайте все вместе позовем Цыпу.

 (подзывают - цып-цып)

В: Позови Даша –цып-цып-цып. А теперь ты Марк  (спросить нескольких детей) -Цып-цып-цып.

Цыпленок говорит, что это его любимый  звук –ц, и он даже знает стихотворение с этим звуком, хотите и вам расскажет? (да) Ну тогда слушайте и  повторяйте дружно строки.

В: Це-це-це -дом цыпленка в яйце.

(Сначала воспитатель говорит , затем дети повторяют)

Цо-цо-цо - кот увидел яйцо.

Цу-цу-цу- тянется кот к яйцу. (показ «коготков»                   

Ца-ца-ца - брысь, кот, от яйца! (топаем ножкой)

В: Спасибо цыпленок за такой интересный стишок. Дети, а кто мне напомнит, какой любимый звук у Цыпы? [ц] Скажи Маша, скажи Рома. Молодцы!

 

В: Я знаю новую  игру «Будь внимателен!» Хотите поиграть? Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте , в каких словах есть звук [ц] – хлопайте в ладоши, а если звука нет – не надо хлопать.

  лицо,   свет, чашка, кольцо, царапина, сорока,   молодцы.

В: молодцы! Какие у вас внимательные ушки.  

В: У каждого из нас есть мама. И у цыпленка есть, кто это? (курица) Показ картинки. Слышите звук [ц]? Произнесите слово. Предлагаю поиграть с мячом. Я называю детёныша, а вы – маму.

У львенка?- львица.  

У тигренка- тигрица.        

У волчонка- волчица.
У лисёнка – лисица.
У цыплёнка – курица.
У медвежонка- медведица.

Походим как медведица.

  Мама курица рассказывает Цыпе сказки, он очень их любит.

В: я вам , дети, и Цыпе расскажу сказку, в которой много слов с любимым звуком Цыпы, а вы слушайте внимательно и запоминайте эти слова.

Воспитатель на магнитную доску прикрепляет предметы по ходу сказки – царь, царица, царевна, дворец, солнце, месяц.

В некотором царстве, в некотором государстве жили - были царь с царицей. И была у них дочка - царевна. Жили они в прекрасном дворце. Каждое утро всходило яркое солнце, и все выходили гулять на улицу. А вечером из оконца любовались ясным месяцем. Жили они дружно и счастливо.

В: какие слова со звуком [ц] вы услышали?

(дети называют слова, воспитатель задает наводящие вопросы – где жили герои сказки? – в некотором Царстве, куда выходили гулять царь , царица и царевна? –на улиЦу, из чего любовались ясным месяцем? – из оконЦа)

В: молодцы!   Цыпа очень доволен, придет домой и маме расскажет сказку, в которой так много слов с его любимым звуком и вы своим мамам расскажите.

 

В: Дети, с каким звуком мы сегодня познакомились? [ц]  А в каких словах живёт этот звук?

 

В: Цыпа  приглашает потанцевать под песню «Цып-цып, мои цыплятки» Можете даже подпевать (звучит музыка, дети танцуют, радуются)

(Обозначение аббревиатур: В-воспитатель, Д-дети, ОО-образовательные области, РР-речевое развитие, ЗКР- звуковая культура речи, ПР-познавательное развитие. СКР социально-коммуникативное развитие, ФР-физическое развитие)

Литература:

  1. Гербова  В.В. Учусь говорить. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга», М., Просвещение, 2000г.
  2. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4-5 лет. М., Просвещение, 2007г.
  3. Железнова Е. Весёлая логоритмика.  2006 г.
  4. Комарова Л. А. «Автоматизация звука «Ц» в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. М.: Издательство ГНОМ, 2011г.
  5. Новиковская О.А. «100 упражнений для развития речи». 2008г


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе. Тема: "Звуковая культура речи: звуки р, рь"

ЦЕЛЬ: упражнять детей в четком и правильном произнесении звука Р  изолированно, в чистоговорках, в словах и предложениях.ЗАДАЧИ:- подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуля...

Конспект непосредственной образовательной деятельности речевое развитие в средней группе Тема: «Звуковая культура речи л,ль»

Конспект непосредственной образовательной деятельности речевое развитие в средней группе на тему: «Звуковая культура речи л,ль»Цель: Упражнять детей в четком произнесении зв...

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»

Конспект занятия по речевому развитию в средней группеТема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»...

План-конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»

Программное содержание:  развитие фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование правильного его произношения....

План-конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»

Программное содержание:  развитие фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование правильного его произношения....

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в младшей группе Тема: «Звуковая культура речи. Звук «Ф»

 Конспект  образовательной деятельности по речевому развитию в  младшей группе  Тема: «Звуковая культура речи. Звук «Ф»...

Конспект открытого занятия в средней группе Тема: «Звуковая культура речи, звуки [Ч], [Щ]»

Тема: «Звуковая культура речи, звуки [Ч], [Щ]»Программное содержание:Образовательные задачи:  -Учить четко, произносить звук «Щ» и «Ч» -Учить различать на...