Главные вкладки

    Конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»
    план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

    Эрбист Любовь Леонидовна

    Конспект предназначен для детей средней группы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_zv_ts.docx36.47 КБ
    Файл prezentatsiya1.pptx1.67 МБ

    Предварительный просмотр:

     

    План-конспект открытого занятия

    по речевому развитию в средней группе

    Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»

             

     

    Тема занятия: «Звуковая культура речи: звук [ц]»

    Участники: дети средней группы (возраст детей 4-5 года), воспитатель Эрбист Л.Л.

    Место проведения: группа.

    Образовательная область:  речевое развитие (звуковая культура речи, развитие речи)

    Цель:  развитие фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование правильного его произношения.

    Задачи:

    Образовательные:

    - упражнять детей в отчетливом произношении изолированного звука [ц], звука в слоге, в словах;

    - формировать умение определять на слух наличие звука [ц] в слове;

    - формировать умение подбирать слова с заданным звуком;

    - формировать умение выделять слова со звуком [ц].  

    Развивающие:

    - развивать диалогическую речь детей;

    - обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей;

    - развивать артикуляционный аппарат детей;

    - развивать фонематический слухи восприятие;

    - развивать интонационную выразительность речи.

    Воспитательные:

    - воспитывать доброжелательность, гостеприимство, вежливость.

    Планируемые результаты-целевые ориентиры дошкольного образования:  ребенок с желанием выполняет артикуляционную гимнастику, эмоционально-заинтересованно отгадывает загадку, с интересом изображает цыпленка,  с удовольствием знакомится с цыпленком, старается ему помочь- пытается сказать слова с заданным звуком, с желанием принимает участие в играх на словообразование, активно отвечает на вопросы, повторяет за воспитателем чистоговорку,  выделять слова в сказке со звуком «Ц», опираясь на зрительный ряд, проявляет интерес к участию в физминутке-танце, повторяет движения за воспитателем.

    Оборудование: игрушка цыпленок, картинка цыплёнка, вылупившегося из яйца,   мяч, магнитный театр, магнитофон, флешка с песней «Цып-цып, мои цыплятки»

    Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.

    Методы:  словесные, наглядные, игровые, практические.

    Приемы: артикуляционная гимнастика, загадка, сюрпризный момент (появление цыпленка),  активизация словаря (подбор слов, знакомство с новыми словами, проговаривание хором), упражнения на словообразование, игра «Будь внимателен!», психогимнастика с элементами речевых   упражнений, чистоговорка,  физминутка под музыку, сказка с опорой на зрительный ряд.

    Ход занятия:

    Этапы занятия

     

    Содержание: методы и формы организации детей

    1.Вводная часть.

    Организационный момент.

    Цель: организация внимания детей, привлечение их к педагогу.

    Артикуляционная

    гимнастика.

    Ц: развитие артикуляционного аппарата.

    Загадка.

    Ц: развитие мыслительной деятельности, мотивация детей на занятие.

    2. Основная часть.

    Психогимнастика с элементами   речевых упражнений.

    Ц: развитие интонационной выразительности, фонематического слуха и восприятия звука [ц], развитие речевого дыхания, силы и координации струи воздуха.

    Произношение звука [ц]

    Ц: упражнять детей в правильном произношении изолированного звука[ц], звука в слове, развивать фонематический слух.

    Сюрпризный момент.

    Появление цыпленка.

    Ц: мотивация детей на занятие.

     

    Проговаривание хором и индивидуально слов со звуком [ц]

    Ц: развитие фонематического слуха и восприятия звука (ц), упражнять детей в правильном произношении данного звука.

    Чистоговорка.

    Ц: формирование и совершенствование фонематического слуха, развитие интонационной выразительности, развитие восприятия темпа, развитие органов артикуляционного аппарата.

    Игра «Будь внимателен!»

    Ц: проверка и развитие фонематического слуха.

    Физминутка.

    Ц: развитие двигательных качеств детей.

    Упражнение на словообразование.

    Ц: активизация и развитие словаря детей.

    Сказка с использованием магнитного театра.

    Ц: развитие фонематического слуха. Формирование умений последовательно рассказывать сказку с опорой на зрительный ряд.

    Проверка фонематического слуха.

    3.Заключительная часть.

    Рефлексия. Открытый конец. Сохранение позитивных эмоциональных ощущений.

     

    Ц: формирование умений употреблять  в речи вежливые слова.

     

    ПР

    ЗКР

    ЗКР

    СКР

    ЗКР

    РР

    ЗКР

    РР

    ЗКР

     

    РР

    ЗКР

    ФР

    РР

    ПР

    РР

    ЗКР

    В: Дети, идите ко мне, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

    -Здравствуйте! (хором) Уважаемые гости, в нашу группу ходят очень хорошие и дружные дети, вот полюбуйтесь какие. Мы очень рады видеть вас у нас в гостях!

    В:    Дети, встанем в круг, поздороваемся, как мы умеем.

    Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп,

    Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ,

    Здравствуй, звонкий каблучок (цокают языком)

    Здравствуй, шустрый язычок (играют язычком - бл, бл, бл)

    Язычок - озорничок за заборчиком живет (упражнение «заборчик»)

    Любит он в футбол играть (язык поочередно упирается в щеки)

    Любит он и подремать (широкий язык лежит на нижней губе, упражнение «лопата»)

    Вот, Шутник!

    Вдруг узким –узким стал язык (язык узкий между зубов и вперед, упражнение «иголочка»)

    Язычок мы спрячем в рот,

    Пусть немножко отдохнет!

    В: Дети, вы любите отгадывать загадки? (да) Ну тогда слушайте внимательно.

     Это кто  пищит пи-пи
    Из яичной скорлупы?
    Может - курочкин ребёнок?
    Вылупляется 
    (цыпленок)!

     

    - Правильно, это цыплёнок (показ картинки цыпленок вылезает из яйца)

    - А как называется его чудесный домик? (яйцо)

    В: кто хочет  изобразить цыплёнка, сидящего в яйце.

    - Покажите, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом правое крылышко, затем левое.

    - Посмотрел цыплёнок вокруг и удивился: «Ац - оц - уц, иц - оц - ац! »

    Дети повторяют с той же интонацией и мимикой.

    -Но тут подул лёгкий ветерок, а потом сильный ветер.

    - Цыплёнок испугался: «Ца - цо - цу!»

    - Ветерок стал стихать и совсем прекратился.

    - Цыплёнок успокоился и улыбнулся: «Ци - ци - ци. »

    -Скажите, дети, какой звук часто повторял цыпленок? [ц] Посмотрите как он произносится (воспитатель объясняет и показывает детям произношение звука [ц]).
    губы слегка растянуты в улыбке, так что обнажаются верхние и нижние резцы;

    зубы сближены, образуя щель 1-2 мм;

    кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних зубов;

    воздушная струя сильная, толчкообразная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная;

     

      Давайте хором скажем – ц.

    А в слове цыпленок есть этот звук? (да) Цыпленок (произносит воспитатель, выделяя звук,)

     Скажем вместе это слово. (проговаривают хором, а затем просит нескольких детей сказать слово цыпленок)

    Слышите, звук (ц) живёт в начале слова. (цыплёнок)

    Стук в двери.

    В: ой, кто то это там стучит, да это цыпленок к нам в гости пожаловал, услышал, как мы про него говорим.

    Ц: здравствуйте, дети!

    Дети: здравствуй, цыпленок!

    В: А как зовут тебя, цыпленок? (Цыпа)
    д: Как зовут цыплёнка?

    В: а какой звук мы слышим в начале слова? [ц]

    Давайте скажем хором- Цыпа. Какое необычное  имя, может его нужно так позвать?  Давайте все вместе позовем Цыпу.

     (подзывают - цып-цып)

    В: Позови Даша –цып-цып-цып. А теперь ты Марк  (спросить нескольких детей) -Цып-цып-цып.

    Цыпленок говорит, что это его любимый  звук –ц, и он даже знает стихотворение с этим звуком, хотите и вам расскажет? (да) Ну тогда слушайте и  повторяйте дружно строки.

    В: Це-це-це -дом цыпленка в яйце.

    (Сначала воспитатель говорит , затем дети повторяют)

    Цо-цо-цо - кот увидел яйцо.

    Цу-цу-цу- тянется кот к яйцу. (показ «коготков»                   

    Ца-ца-ца - брысь, кот, от яйца! (топаем ножкой)

    В: Спасибо цыпленок за такой интересный стишок. Дети, а кто мне напомнит, какой любимый звук у Цыпы? [ц] Скажи Маша, скажи Рома. Молодцы!

     

    В: Я знаю новую  игру «Будь внимателен!» Хотите поиграть? Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте , в каких словах есть звук [ц] – хлопайте в ладоши, а если звука нет – не надо хлопать.

      лицо,   свет, чашка, кольцо, царапина, сорока,   молодцы.

    В: молодцы! Какие у вас внимательные ушки.  

    В: У каждого из нас есть мама. И у цыпленка есть, кто это? (курица) Показ картинки. Слышите звук [ц]? Произнесите слово. Предлагаю поиграть с мячом. Я называю детёныша, а вы – маму.

    У львенка?- львица.  

    У тигренка- тигрица.        

    У волчонка- волчица.
    У лисёнка – лисица.
    У цыплёнка – курица.
    У медвежонка- медведица.

    Походим как медведица.

      Мама курица рассказывает Цыпе сказки, он очень их любит.

    В: я вам , дети, и Цыпе расскажу сказку, в которой много слов с любимым звуком Цыпы, а вы слушайте внимательно и запоминайте эти слова.

    Воспитатель на магнитную доску прикрепляет предметы по ходу сказки – царь, царица, царевна, дворец, солнце, месяц.

    В некотором царстве, в некотором государстве жили - были царь с царицей. И была у них дочка - царевна. Жили они в прекрасном дворце. Каждое утро всходило яркое солнце, и все выходили гулять на улицу. А вечером из оконца любовались ясным месяцем. Жили они дружно и счастливо.

    В: какие слова со звуком [ц] вы услышали?

    (дети называют слова, воспитатель задает наводящие вопросы – где жили герои сказки? – в некотором Царстве, куда выходили гулять царь , царица и царевна? –на улиЦу, из чего любовались ясным месяцем? – из оконЦа)

    В: молодцы!   Цыпа очень доволен, придет домой и маме расскажет сказку, в которой так много слов с его любимым звуком и вы своим мамам расскажите.

     

    В: Дети, с каким звуком мы сегодня познакомились? [ц]  А в каких словах живёт этот звук?

     

    В: Цыпа  приглашает потанцевать под песню «Цып-цып, мои цыплятки» Можете даже подпевать (звучит музыка, дети танцуют, радуются)

    (Обозначение аббревиатур: В-воспитатель, Д-дети, ОО-образовательные области, РР-речевое развитие, ЗКР- звуковая культура речи, ПР-познавательное развитие. СКР социально-коммуникативное развитие, ФР-физическое развитие)

    Литература:

    1. Гербова  В.В. Учусь говорить. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга», М., Просвещение, 2000г.
    2. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4-5 лет. М., Просвещение, 2007г.
    3. Железнова Е. Весёлая логоритмика.  2006 г.
    4. Комарова Л. А. «Автоматизация звука «Ц» в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. М.: Издательство ГНОМ, 2011г.
    5. Новиковская О.А. «100 упражнений для развития речи». 2008г


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе. Тема: "Звуковая культура речи: звуки р, рь"

    ЦЕЛЬ: упражнять детей в четком и правильном произнесении звука Р  изолированно, в чистоговорках, в словах и предложениях.ЗАДАЧИ:- подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуля...

    Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "

    Конспект  НОД по развитию речи в средней группеТема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь »

    Звуковая культура речи: звук з-зь. Познакомить со звком з-зь, научить его произносить, находить слова, где есть звук з-зь, формировать у детей интерес к устному народному творчеству, читоговоркам и за...

    НОД Развитие речи (средняя группа) Тема: «Звуковая культура речи: звуки Р, РЬ »

    Цель: Познакомить со звуком Р.Задачи:Образовательные:1.учить правильно произносить звук изолированно и в словах.2. дать представление о многозначных словах. Развивающие:1. развивать фонематически...

    НОД по развитию речи, средняя группа. Тема: «Звуковая культура речи: звуки Щ-Ч».

    Упражнение  детей в правильном произношении звука Щ и дифференциации звуков Щ-Ч....

    Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук ш»

    Цель: Познакомить со звуком ш, научить его произносить, находить слова, в которых есть звук ш.Задачи:обучающие: Упражнять детей в произношении звука ш, в слогах и словах; различать слов...