План-конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя группа)

Перетрухина Елена Анатольевна

Программное содержание:  развитие фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование правильного его произношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого занятия

по речевому развитию в средней группе

Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»

Воспитатель высшей категории Перетрухина Е.А.

Саратов 2020

Программное содержание:  развитие фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование правильного его произношения.

Задачи:

Образовательные:

- упражнять детей в отчетливом произношении изолированного звука [ц], звука в слоге, в словах;

- формировать умение определять на слух наличие звука [ц] в слове;

- формировать умение подбирать слова с заданным звуком;

- формировать умение выделять слова со звуком [ц].  

Развивающие:

- развивать диалогическую речь детей;

- обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей;

- развивать артикуляционный аппарат детей;

- развивать фонематический слух и восприятие;

- развивать интонационную выразительность речи.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательность, гостеприимство, вежливость.

Планируемые результаты-целевые ориентиры дошкольного образования:  ребенок с желанием выполняет артикуляционную гимнастику, эмоционально-заинтересованно отгадывает загадки, с удовольствием знакомится с цыпленком, старается ему помочь- пытается сказать слова с заданным звуком, с желанием принимает участие в играх на словообразование, активно отвечает на вопросы, повторяет за воспитателем чистоговорку, проявляет интерес к участию в физминутке, повторяет движения за воспитателем.

Оборудование: игрушки цыплёнка в скорлупе, кота, животных с детёнышами.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.

Методы:  словесные, наглядные, игровые, практические.

Приемы: артикуляционная гимнастика, загадка, сюрпризный момент (появление цыпленка),  активизация словаря (подбор слов, знакомство с новыми словами, проговаривание хором), упражнения на словообразование, игра «Будь внимателен!», психогимнастика с элементами речевых   упражнений, чистоговорка.

Ход ООД

I.Организационный момент.

Воспитатель: Дети, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: -Здравствуйте! (хором)

Воспитатель: Уважаемые гости, мы очень рады видеть вас у нас в гостях. В нашу группу ходят очень хорошие и дружные дети,  и  умеем мы здороваться не только с помощью слов, но и без них. Дети, встанем в круг и ещё раз поздороваемся, как мы умеем.

Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп,

Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ,

Здравствуй, звонкий каблучок (цокают языком)

Здравствуй, шустрый язычок (играют язычком - бл, бл, бл)

Любит он в футбол играть (язык поочередно упирается в щеки)

Любит он и подремать (широкий язык лежит на нижней губе, упражнение «лопата»)

Вот, Шутник!

Язычок мы спрячем в рот,

Пусть немножко отдохнет!

II.Основной этап занятия.

1.Воспитатель: - На полянке у леса кто-то гуляет, послушайте загадку и ответьте, кто же это.

Был белый дом, чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо.

Явился в жёлтой шубке,

Прощайте, две скорлупки.

Дети:  цыпленок

Воспитатель: Правильно.  - А как называется его чудесный домик?

Дети: яйцо.

Воспитатель: Давайте позовем цыплёнка  вместе? Цып-цып. (Дети зовут цыпленка)

Воспитатель: Вот и вылез цыплёнок из яйца.

 - Какой он?

 (Дети описывают цыпленка)

Дети:  Он  маленький, пушистый, желтый.

2. Воспитатель:– Ребята, вылез цыплёнок из яйца, посмотрел вокруг и удивился: «Ац - оц - уц, иц - оц - ац! »

Дети повторяют с той же интонацией и мимикой.

-Но тут подул лёгкий ветерок, а потом сильный ветер.

- Цыплёнок испугался: «Ца - цо - цу!»

- Ветерок стал стихать и совсем прекратился.

- Цыплёнок успокоился и улыбнулся: «Ци - ци - ци. »

-Скажите, дети, какой звук часто повторял цыпленок? [ц]  А сейчас я вам расскажу, как он произносится (воспитатель объясняет и показывает детям произношение звука [ц]).
В норме при произнесении Ц губы находятся в положении легкой улыбки, зубы видны. Они чуть сближены, между ними должна быть маленькая щель. Кончик языка нужно сделать широким и расположить в нижней полости рта. А его боковые края касаются верхних зубов.

воздушная струя сильная, толчкообразная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная;

 Воспитатель:  Давайте хором скажем – ц.

А в слове цыпленок есть этот звук? (да) Цыпленок (произносит воспитатель, выделяя звук,)

 Скажем вместе это слово. (проговаривают хором, а затем просит нескольких детей сказать слово цыпленок)

Слышите, звук (ц) живёт в начале слова. (цыплёнок)

Воспитатель: - Ребята, а давайте покажем цыплёнку гимнастику для пальчиков.

3.Пальчиковая Гимнастика «Цыплята».

Раз, два, три, четыре, пять. (Соединять пальцы обеих рук, образуя шар.)

Будем мы цыплят считать. (Ритмично сжимать и разжимать кулачки.)

Раз – цыплёнок на крыльце, (Загибать по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счёт.)

Два – ещё сидит в яйце, Три – цыплёнок самый смелый,

А четыре – самый белый, Пятый – маленький цыплёнок, (Загнув мизинец, прижимать кулачки друг к другу.)

Кушать захотел спросонок. (Стучать указательным пальцем правой руки по левой ладони. Покормим цыплят)

4. Воспитатель: Ой, ребята, а мы ведь с вами ещё не знаем, как нашего цыплёнка зовут. Он что-то тихо пищит, давайте-ка послушаем. Он говорит, что его зовут Цыпа. Давайте скажем хором - Цыпа. Какое необычное  имя, почему, интересно, его так назвали?

Цыпленок говорит, что это его любимый звук – ц, и он даже знает стихотворение с этим звуком. Я тоже знаю это стихотворение.  Хотите и вам расскажу? Ну, тогда слушайте и  повторяйте дружно строки.

Физминутка

 Це-це-це - дом цыпленка в яйце.

(Сначала воспитатель говорит , затем дети повторяют)

Цо-цо-цо - кот увидел яйцо.

Цу-цу-цу - тянется кот к яйцу. (показ «коготков» )                  

Ца-ца-ца - брысь, кот, от яйца! (топаем ножкой)

Цу-цу-цу - не пускать его к яйцу! (грозим пальчиком)

Цы-цы-цы – отогнали кота? Молодцы! (хлопаем)

5.Цыпа говорит, что не знает других слов с этим звуком, давайте ему поможем.

Какие вы знаете слова со звуком [ц]?

Дети пробуют назвать слова со звуком [ц].

Воспитатель помогает наводящими вопросами.

Где выступают клоуны? ( в цирке, скажем вместе – цирк),

птица, которая живет на болоте (скажем - цапля),

животное, которое зимой белое, а летом серое (скажем - заяц),

овощ, который растет на грядке, зеленый, длинный и с пупырышками (скажем хором - огурец)

6.А сейчас давайте послушаем, а потом  споём песенку со звуком ц.

https://www.youtube.com/watch?v=JvPtV3-9bKw&feature=emb_logo

7. А теперь давайте поиграем в игру «Будь внимателен!»  Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте, в каких словах есть звук [ц] – хлопайте в ладоши, а если звука нет – топайте.

Холодец, мороз, цапля, север, лицо, поцелуй, чашка, кольцо, царапина, сорока, крыльцо, молодцы.

Воспитатель: молодцы! Какие у вас внимательные ушки.

7. Воспитатель: У каждого из нас есть мама. И у цыпленка есть, кто это? (курица) Показ картинки. Слышите звук [ц]? Произнесите слово.

У львенка?- львица (показ картинок)

У тигренка- тигрица.

У медвежонка- медведица.

У волчонка- волчица.

Ой, ребята наш Цыпа тоже вспомнил про маму и загрустил.

Воспитатель: Но для того, чтобы вернуть цыпленка домой, нужно отгадать загадки. Поможем Цыпе?

Дети: да!

Воспитатель:  ну тогда слушайте внимательно!

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

Но тому, кто так высок,

Не легко сорвать …(цветок) (С.Маршак)

ЦА! ЦА! ЦА!

Есть у палки два ... (конца)

ЦА! ЦА! ЦА!

Есть у ножниц два ... (кольца)

ЦА-ЦА-ЦА -

Птица вывела ... (птенца)

ЦЕ-ЦЕ-ЦЕ -

Смерть Кощеева в ... (яйце)

III. Рефлексия.

Воспитатель: Вот мы и помогли цыплёнку. Только за ним пришла не мама, а папа ,  и он отведёт Цыпу к маме. (у мамы курицы очень много дел).

А мы давайте вспомним:

-Что мы сегодня делали на занятии?

- С каким звуком мы познакомились сегодня

-Кто к нам в гости приходил?

Ребята, наш цыпленок приготовил вам подарок,  «Танец цыплят». А сейчас давайте попрощаемся с нашими гостями , скажем им : «Спасибо!» и потанцуем.

«Танец цыплят» https://www.youtube.com/watch?v=5xGKzXzaySY&feature=emb_logo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе. Тема: "Звуковая культура речи: звуки р, рь"

ЦЕЛЬ: упражнять детей в четком и правильном произнесении звука Р  изолированно, в чистоговорках, в словах и предложениях.ЗАДАЧИ:- подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуля...

Конспект непосредственной образовательной деятельности речевое развитие в средней группе Тема: «Звуковая культура речи л,ль»

Конспект непосредственной образовательной деятельности речевое развитие в средней группе на тему: «Звуковая культура речи л,ль»Цель: Упражнять детей в четком произнесении зв...

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»

Конспект занятия по речевому развитию в средней группеТема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»...

План-конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»

Программное содержание:  развитие фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование правильного его произношения....

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в младшей группе Тема: «Звуковая культура речи. Звук «Ф»

 Конспект  образовательной деятельности по речевому развитию в  младшей группе  Тема: «Звуковая культура речи. Звук «Ф»...

Конспект открытого занятия в средней группе Тема: «Звуковая культура речи, звуки [Ч], [Щ]»

Тема: «Звуковая культура речи, звуки [Ч], [Щ]»Программное содержание:Образовательные задачи:  -Учить четко, произносить звук «Щ» и «Ч» -Учить различать на...