План-конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя группа)
Программное содержание: развитие фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование правильного его произношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 23.01 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого занятия
по речевому развитию в средней группе
Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»
Воспитатель высшей категории Перетрухина Е.А.
Саратов 2020
Программное содержание: развитие фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование правильного его произношения.
Задачи:
Образовательные:
- упражнять детей в отчетливом произношении изолированного звука [ц], звука в слоге, в словах;
- формировать умение определять на слух наличие звука [ц] в слове;
- формировать умение подбирать слова с заданным звуком;
- формировать умение выделять слова со звуком [ц].
Развивающие:
- развивать диалогическую речь детей;
- обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей;
- развивать артикуляционный аппарат детей;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать интонационную выразительность речи.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, гостеприимство, вежливость.
Планируемые результаты-целевые ориентиры дошкольного образования: ребенок с желанием выполняет артикуляционную гимнастику, эмоционально-заинтересованно отгадывает загадки, с удовольствием знакомится с цыпленком, старается ему помочь- пытается сказать слова с заданным звуком, с желанием принимает участие в играх на словообразование, активно отвечает на вопросы, повторяет за воспитателем чистоговорку, проявляет интерес к участию в физминутке, повторяет движения за воспитателем.
Оборудование: игрушки цыплёнка в скорлупе, кота, животных с детёнышами.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.
Методы: словесные, наглядные, игровые, практические.
Приемы: артикуляционная гимнастика, загадка, сюрпризный момент (появление цыпленка), активизация словаря (подбор слов, знакомство с новыми словами, проговаривание хором), упражнения на словообразование, игра «Будь внимателен!», психогимнастика с элементами речевых упражнений, чистоговорка.
Ход ООД
I.Организационный момент.
Воспитатель: Дети, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: -Здравствуйте! (хором)
Воспитатель: Уважаемые гости, мы очень рады видеть вас у нас в гостях. В нашу группу ходят очень хорошие и дружные дети, и умеем мы здороваться не только с помощью слов, но и без них. Дети, встанем в круг и ещё раз поздороваемся, как мы умеем.
Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп,
Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ,
Здравствуй, звонкий каблучок (цокают языком)
Здравствуй, шустрый язычок (играют язычком - бл, бл, бл)
Любит он в футбол играть (язык поочередно упирается в щеки)
Любит он и подремать (широкий язык лежит на нижней губе, упражнение «лопата»)
Вот, Шутник!
Язычок мы спрячем в рот,
Пусть немножко отдохнет!
II.Основной этап занятия.
1.Воспитатель: - На полянке у леса кто-то гуляет, послушайте загадку и ответьте, кто же это.
Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо.
Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки.
Дети: цыпленок
Воспитатель: Правильно. - А как называется его чудесный домик?
Дети: яйцо.
Воспитатель: Давайте позовем цыплёнка вместе? Цып-цып. (Дети зовут цыпленка)
Воспитатель: Вот и вылез цыплёнок из яйца.
- Какой он?
(Дети описывают цыпленка)
Дети: Он маленький, пушистый, желтый.
2. Воспитатель:– Ребята, вылез цыплёнок из яйца, посмотрел вокруг и удивился: «Ац - оц - уц, иц - оц - ац! »
Дети повторяют с той же интонацией и мимикой.
-Но тут подул лёгкий ветерок, а потом сильный ветер.
- Цыплёнок испугался: «Ца - цо - цу!»
- Ветерок стал стихать и совсем прекратился.
- Цыплёнок успокоился и улыбнулся: «Ци - ци - ци. »
-Скажите, дети, какой звук часто повторял цыпленок? [ц] А сейчас я вам расскажу, как он произносится (воспитатель объясняет и показывает детям произношение звука [ц]).
В норме при произнесении Ц губы находятся в положении легкой улыбки, зубы видны. Они чуть сближены, между ними должна быть маленькая щель. Кончик языка нужно сделать широким и расположить в нижней полости рта. А его боковые края касаются верхних зубов.
- воздушная струя сильная, толчкообразная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная;
Воспитатель: Давайте хором скажем – ц.
А в слове цыпленок есть этот звук? (да) Цыпленок (произносит воспитатель, выделяя звук,)
Скажем вместе это слово. (проговаривают хором, а затем просит нескольких детей сказать слово цыпленок)
Слышите, звук (ц) живёт в начале слова. (цыплёнок)
Воспитатель: - Ребята, а давайте покажем цыплёнку гимнастику для пальчиков.
3.Пальчиковая Гимнастика «Цыплята».
Раз, два, три, четыре, пять. (Соединять пальцы обеих рук, образуя шар.)
Будем мы цыплят считать. (Ритмично сжимать и разжимать кулачки.)
Раз – цыплёнок на крыльце, (Загибать по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счёт.)
Два – ещё сидит в яйце, Три – цыплёнок самый смелый,
А четыре – самый белый, Пятый – маленький цыплёнок, (Загнув мизинец, прижимать кулачки друг к другу.)
Кушать захотел спросонок. (Стучать указательным пальцем правой руки по левой ладони. Покормим цыплят)
4. Воспитатель: Ой, ребята, а мы ведь с вами ещё не знаем, как нашего цыплёнка зовут. Он что-то тихо пищит, давайте-ка послушаем. Он говорит, что его зовут Цыпа. Давайте скажем хором - Цыпа. Какое необычное имя, почему, интересно, его так назвали?
Цыпленок говорит, что это его любимый звук – ц, и он даже знает стихотворение с этим звуком. Я тоже знаю это стихотворение. Хотите и вам расскажу? Ну, тогда слушайте и повторяйте дружно строки.
Физминутка
Це-це-це - дом цыпленка в яйце.
(Сначала воспитатель говорит , затем дети повторяют)
Цо-цо-цо - кот увидел яйцо.
Цу-цу-цу - тянется кот к яйцу. (показ «коготков» )
Ца-ца-ца - брысь, кот, от яйца! (топаем ножкой)
Цу-цу-цу - не пускать его к яйцу! (грозим пальчиком)
Цы-цы-цы – отогнали кота? Молодцы! (хлопаем)
5.Цыпа говорит, что не знает других слов с этим звуком, давайте ему поможем.
Какие вы знаете слова со звуком [ц]?
Дети пробуют назвать слова со звуком [ц].
Воспитатель помогает наводящими вопросами.
Где выступают клоуны? ( в цирке, скажем вместе – цирк),
птица, которая живет на болоте (скажем - цапля),
животное, которое зимой белое, а летом серое (скажем - заяц),
овощ, который растет на грядке, зеленый, длинный и с пупырышками (скажем хором - огурец)
6.А сейчас давайте послушаем, а потом споём песенку со звуком ц.
https://www.youtube.com/watch?v=JvPtV3-9bKw&feature=emb_logo
7. А теперь давайте поиграем в игру «Будь внимателен!» Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте, в каких словах есть звук [ц] – хлопайте в ладоши, а если звука нет – топайте.
Холодец, мороз, цапля, север, лицо, поцелуй, чашка, кольцо, царапина, сорока, крыльцо, молодцы.
Воспитатель: молодцы! Какие у вас внимательные ушки.
7. Воспитатель: У каждого из нас есть мама. И у цыпленка есть, кто это? (курица) Показ картинки. Слышите звук [ц]? Произнесите слово.
У львенка?- львица (показ картинок)
У тигренка- тигрица.
У медвежонка- медведица.
У волчонка- волчица.
Ой, ребята наш Цыпа тоже вспомнил про маму и загрустил.
Воспитатель: Но для того, чтобы вернуть цыпленка домой, нужно отгадать загадки. Поможем Цыпе?
Дети: да!
Воспитатель: ну тогда слушайте внимательно!
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Не легко сорвать …(цветок) (С.Маршак)
ЦА! ЦА! ЦА!
Есть у палки два ... (конца)
ЦА! ЦА! ЦА!
Есть у ножниц два ... (кольца)
ЦА-ЦА-ЦА -
Птица вывела ... (птенца)
ЦЕ-ЦЕ-ЦЕ -
Смерть Кощеева в ... (яйце)
III. Рефлексия.
Воспитатель: Вот мы и помогли цыплёнку. Только за ним пришла не мама, а папа , и он отведёт Цыпу к маме. (у мамы курицы очень много дел).
А мы давайте вспомним:
-Что мы сегодня делали на занятии?
- С каким звуком мы познакомились сегодня
-Кто к нам в гости приходил?
Ребята, наш цыпленок приготовил вам подарок, «Танец цыплят». А сейчас давайте попрощаемся с нашими гостями , скажем им : «Спасибо!» и потанцуем.
«Танец цыплят» https://www.youtube.com/watch?v=5xGKzXzaySY&feature=emb_logo
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе. Тема: "Звуковая культура речи: звуки р, рь"
ЦЕЛЬ: упражнять детей в четком и правильном произнесении звука Р изолированно, в чистоговорках, в словах и предложениях.ЗАДАЧИ:- подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуля...
Конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»
Конспект предназначен для детей средней группы...
Конспект непосредственной образовательной деятельности речевое развитие в средней группе Тема: «Звуковая культура речи л,ль»
Конспект непосредственной образовательной деятельности речевое развитие в средней группе на тему: «Звуковая культура речи л,ль»Цель: Упражнять детей в четком произнесении зв...
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»
Конспект занятия по речевому развитию в средней группеТема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»...
План-конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»
Программное содержание: развитие фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование правильного его произношения....
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в младшей группе Тема: «Звуковая культура речи. Звук «Ф»
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в младшей группе Тема: «Звуковая культура речи. Звук «Ф»...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе. Тема: «Звуковая культура речи: звуки Р, РЬ »
Цель: Упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изолированно, в чистоговорках, в словах и предложениях...