Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию речи в старшей разновозрастной группе "Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж"
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zvuk_zh.docx21.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по развитию речи      17.01. 2019
    Тема. "Звуковая культура речи: дифференциация звуков /з – ж/".

    Цель: формирование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж.

     Задачи:

     Упражнять в четком, внятном произнесении слогов, слов и фраз со звуками З и Ж.

      Развивать фонематический слух; логическое мышление и внимание.

      Воспитывать дружелюбие, любовь к животным.

    Материал: иллюстрация Незнайки, иллюстрация чижа.

     

    Ход занятия.

    1.Организационный момент.

    Мотивация.  В гости к детям приходит Незнайка.  Он сообщает детям, что ничего не знает о звуках   /з/ и /ж/, в каких словах они встречаются и как их различать. Просит детей о помощи.

    1. Основная часть.

               Фонетическая разминка.

    Зелёная жаба

    С забавным жуком

    Забыли к зиме

    Подыскать себе дом.
    (Проговорить 3-4 раза, хором и индивидуально).

    • Тренировочное упражнение на различение звуков /З/ -  /Ж/.

        - Ребята, сейчас я буду произносить то звук /Ж/ , то звук /З/,  а вы будете выполнять соответствующие движения:

          - на /З/ – хлопаем один раз в ладоши – ловим комара;

          - на звук /Ж / - нужно слегка подвигать кистями рук вверх-вниз (летит жук).

          (Протяжно произношу звуки, дети выполняют задание).

    • Игра «Поймай звук в слове»

          А теперь я буду называть слова, в которых есть звуки  /З/ или /Ж/, слушайте внимательно и называйте, какой звук - /З/ или  /Ж/ - слышится в слове. (Отвечая, ребенок должен также указать, где слышится звук - в начале или середине слова.)

          Жадина, зонт, жёлтый, зима, земля, чиж, гроза, лыжник, злюка, обжора, змея, стужа, уж и т. д.

     

    • Игра "Хлопни или топни". (Проводится на ковре).

          Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук З, топните ногой, если услышите звук  Ж:

          Жираф, зверек, зима, пирожок, зонт, книга, желтый, звезда, чижик, рыжий, журавль, зуб, зерно, весна и т. д. (Похвалить детей, которые первыми обнаружили лишние слова).

          - А теперь выполняют задание только девочки (мальчики проверяют):

          Журнал, заяц, зимовье, животное, кружка, Жанна, знак, ваза, флажок и т. д.

          - Сейчас выполняют задание мальчики (девочки проверяют):

          Ложказубы, жук, озорник, ужалить, пружина, Зина, зубр, сажа и т. д.

     

    • Чистоговорки:

          ЗА - ЗА - ЗА – летает стрекоза.

    ЗЫ - ЗЫ – ЗЫ – два крыла у стрекозы.

          ЖИ – ЖИ - ЖИ – колючие ежи.
    ЖУ – ЖУ – ЖУ – молока дадим ежу.

          Дети произносят чистоговорки  тихо, громко, шепотом.

     

    • Физкультминутка

    Ежик топал по тропинке 
    И грибочки нес на спинке 
    (ходьба на месте).
    Ежик топал не спеша, Тихо листьями шурша
    (ладошками шуршим).
    А навстречу скачет зайка, 
    Длинноухий попрыгай-ка.
    В огороде чем-то, ловко
    Раздобыл косой морковку
    (прыжки на месте).

     

          Игра "Доскажи словечко"

          Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.

          Мчится, что есть духу, хвост короче уха.

          Живо угадай-ка, кто же это?...   (Зайка.)

     

          Я сижу едва не плача,

          Очень трудная...   (задача).

     

          Двор в снегу, белы дома,

          Ночью к нам пришла...   (зима).

     

          Просыпаюсь утром рано

          Вместе с солнышком румяным,

    Заправляю сам кроватку,
    Быстро делаю ….(
    зарядку)!

    В речке проживает щука

    А зовут ее все (злюка).

    Светит солнце, светит ярко,

    Всем нам стало очень (жарко).

    Он большой, как мяч футбольный,
    Если спелый — все довольны,
    Так приятен он на вкус,
    И зовут его… (арбуз).

    Добродушен, деловит, 
    Весь иголками покрыт. 
    Слышишь топот шустрых ножек? 
    Это наш приятель…(ёжик).

    • Игровое задание

    - Ребята, есть такие хитрые слова, в которых не один звук /Ж/, а целых два, не один звук /З/, а два звука. Давайте поиграем: «Если в слове, которое я произнесу, услышите один звук ж , хлопните в ладоши один раз, если услышите два звука – хлопните два раза: со звуком /Ж/ - жук, жужелица, жемчуг, жемчужина, жир, жажда ».

    со звуком /З/ - звезда, земля, зигзаг, зубило, зазубрина, зоб, заказ, заноза, роза.

    - Ребята, все ли слова знакомы вам или есть незнакомые и непонятные слова?

    - Какое слово понравилось произносить?

    • Чтение стихотворения Н. Венгрова «Застукалка»:

    У чижа, у чиженьки

    Хохолочек рыженький.

    Чиж!

    Чиж!

    Чиж!

    Чиж!

    - Видел ли кто-нибудь чижа?

    - Как вы думаете, почему эту птичку ласково называют чиженька? («Это веселая пичужка, если ей хорошо в неволе, она щебечет».)

    - Определите, сколько слов со звуком /ж/ встречается в этом стихотворении. (Семь слов.)

    Дидактическая игра «Измени слово».

    Воспитатель: Я буду называть слова, а вы будете так их изменять, чтобы появлялся звук «Ж»:

    Сапог – сапожок; луг - …; утюг - …;шаг - …; флаг - …;снег - …; долг - …

    Заучивание стихотворение С. Маршака:

    Ель на ежика похожа:

    Ель в иголках, ежик тоже.

    - Ребята, Незнайка говорит спасибо вам, теперь он может определить, в каких словах есть звуки /ж/ и /з/ и как их различать. Незнайка прощается с детьми.

    3.Рефлексия.

    - Ребята,  кому мы сегодня помогали?

    - С какими звуками мы сегодня играли?

    - Что вам понравилось на занятии?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

    Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

    Конспект занятия по развитию речи. Звуковая культура речи в средней группе. Дифференциация звуков «Р» и «Р`»

    Конспект занятия по развитию речи. Звуковая культура речи в средней группе. Дифференциация звуков «Р» и «Р`»Цели и задачи:Упражнять детей в произношении изолированных звуков р ...

    Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему «Дифференциация звуков [С]-[Ш]».

    Занятие на закрепление навыков различения звуков [с] -[ш] на слух и в свободной речи. Использую здоровьесберегающие технологии, такие как: Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой, Упражнения д...

    Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе "Звукова культура речи: дифференциация звуков ж-ш"

    Целью деятельности является развитие фонематического слуха, дифференцировать звуки ж-ш в словах.Посредством стихов и рифмовок упражнять детей в четком произношении этих звуков. С помощью дидактических...