Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Звуковая культура речи - дифференциация звуков р – л
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Муравлева Ирина Андреевна

                                        

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Краснологская средняя общеобразовательная школа

Структурное  подразделения «Детский сад»

Конспект занятия по развитию речи

в старшей группе

Звуковая культура речи - дифференциация звуков р – л

                                                                         Подготовила Воспитатель:

                                                                              Муравлева Ирина Андреевна

                             

                         

                  с. Красный Лог 2017г

Звуковая культура речи - дифференциация звуков р – л

Направление «Развитие речи»                                                    

Образовательная область «Познание»                                                            Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков[ л] –[р] 

Составление рассказа на предложенную тему»                                                    

 Воспитатель:  Муравлева И.А.

Старшая группа                                                                                                          

Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

 Задачи:

Образовательные:

-  упражнять детей в различении звуков [л] —[ р] в слогах, словах;

-  учить слышать звук в слове,

-  учить самостоятельно соотносить названия объектов с их изображениями на картинке;

- уточнить и закрепить правильное произношение звуков [л]— [р], изолированных, в словах и фразах;

-  учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками, называть слова на заданный звук;

- учить правильно отгадывать загадки.

Развивающие:

- развивать свободное общение со взрослыми и детьми;

- развивать фонематический слух: различение на слух и называние слов, начинающихся на звуки [л] —[ р];

- развивать связную речь.

Воспитательные:

- формировать  доброжелательные  взаимоотношения между детьми.

Методы и приемы:

-Практические:  произношение звуков [л] и  [р], дидактические  игры "Услышь звук", "Подбери слово",  физминутка,  соотнесение картинок с их звуками.

- Наглядные: наблюдение за артикуляцией звука,  рассматривание карточек .

- Словесные:  рассказ об артикуляции звуков, отгадывание загадок,  беседа по содержанию текста , вопросы, ответы.

Материалы и оборудование: проектор, карточки для определения звука

Предварительная работа: артикуляционная гимнастика,

Форма проведения: Игра-путешествие.


Воспитатель :  Ребята  кто знает что у нас за знаменательная дата 12 апреля скоро? у нас будет день космонавтики  

. Воспитатель: А как называются люди, которые путешествуют в космосе?
Дети: Космонавты.
Воспитатель: А вы хотите полететь в космос

Дети: Да

Воспитатель: А подскажите мне, на чем можно совершить космическое путешествие?
Дети: На ракете

Воспитатель: А как у любого летательного аппарата имеется название, давайте придумаем и нашей ракете название.
Воспитатель: Ребята, раз мы летим с вами в космос, значит мы кто?
Дети: Космонавты

Показ видео
Воспитатель: Скажите все кто живет на других планетах как их можно назвать?

Воспитатель: Правильно инопланетяне Вот и к нам на нашу ракету заглянули два интересных человечка Они незнают как их зовут но у каждого на животике есть такие знаки  и  они не знают что это означает?

Воспитатель: Как вы думаете что это такое у них?

Правильно  это буквы и звуки.

Воспитатель: Давайте им расскажем что это еще и означает

Воспитатель:  Но сначала сделаем гимнастику для своих губ. Возьмите зеркала

Воспитатель: Ребята, мы с вами уже знаем много букв. Буквы бывают гласные, которые можно петь: А. О, У, Ы. (Дети рассматриваю буквы, произносят их, прорисовывают их в воздухе)

Воспитатель: Давайте теперь повторим согласные буквы: М. С, П, К, X. Н, Ш, Л, Р. Которые застревают у нас в губках или прячутся за зубками

.

Когда вы произносите звук [л], то кончик языка упирается в верхние зубы. (Показ воспитателем и произнесение детьми.) Когда произносим звук [р] кончик языка касается бугорков на потолочке в ротике-домике, а когда мы выдыхаем воздух, он дрожит. (Показ и произнесение)

Воспитатель: Ребята наши  гости любят играть .Давайте и мы с вами поиграем в игру но сначала  проведем физкультминутку


Физкультминутка «Космос»

Один, два, три, четыре, пять,    (ходьба на месте)

В космос мы летим опять.         (соединить руки над головой)

Отрываюсь от Земли,                 (подпрыгнуть)

долетаю до Луны.                       (руки в стороны, покружиться)

На орбите повисим,                    (покачать руками вперед-назад)

И опять домой спешим.              (ходьба на месте)

3.  Игра "Подбери  слово" (подбор слов на заданный звук).

Поиграем в игру, в которой вы мне назовете слова со звуком [р]. (Воспитатель бросает детям мяч, в ответ дети называют слово с нужным звуком)

А теперь назовите мне слова со звуком л

2. Игра "Услышь звук"  (определение наличия звука в слогах и словах).

Я буду называть слоги. Если вы услышите в звук [р], пустите рыбку поплавать (движение кистью руки от себя), если услышите звук [л], попробуйте позвонить  в «колокольчик».

Будьте внимательны: ла, ва, на,ра, са, ла, да, ра, фа, ла, ка, ча, ла, ра и т.д.

(Дети все вместе выполняют задание, воспитатель следит за их движениями, объясняет ошибки.)

Сейчас я буду произносить слова: праздник, полка, полосатая, рыжая, лев, зебра, муравьи,  ползают, прыгают.

4.Отгадывание загадок.

Отгадайте загадку.        

Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает. Что это?

Д е т и. Лук.

Воспитатель. Почему выдумаете, что это лук? Дети отвечают. 

Какой звук слышится в слове лук — [л] или [р]? Дети отвечают.

Воспитатель  

Послушайте еще одну загадку

  Начинает он  копать,

Заменяет сто лопат. Что это?

Д е т и:Экскаватор. 

Воспитатель. Почему выдумаете, что это экскаватор? Дети отвечают.

Какой звук слышится в этом слове — [л] или [р]?Дети отвечают.

Воспитатель. Произнесите это слово так, чтобы в нем отчетливо слышался звук [р].

Дети выполняют.

Еще одна загадка.

 Стоят в поле сестрички:

 Желтые глазки, белые реснички.  Что это?

Дети  отвечают.

Воспитатель Почему вы думаете, что это ромашки? Дети отвечают.

 Воспитатель Какой звук слышится в этом слове — [л] или [р]? Дети отвечают.

Воспитатель Произнесите это слово так, чтобы в нем слышался звук [р].

Дети выполняют.

Один, два, три, четыре, пять
В космос мы летим опять
Отрываюсь от земли
Долетаю до луны
На орбите повисим
И опять домой спешим

Ходьба на месте
Соединить руки над головой
Подпрыгнуть
Руки в стороны, покружиться
Покачать руками вперед-назад
Ходьба на месте

Воспитатель Ребята нам надо возвращаться домой давайте оставим нашим знакомым наши карточки картинки на память только каждому свою  возьмите карточку посмотрите и определите, какой звук в  этом слове если л то подарить надо кому? правильно другу л а если р то нашему другу по имени р

Воспитатель: И объясните мне, почему вы эту карточку подарили.

Дети выполняют

Воспитатель: Хорошо ребята, вы все такие молодцы.

Давайте взойдем на нашу ракету. 5,4,3,2,1 – пуск

Видео пуск

Закрыли глаза, руки и ноги расслабили, открыли глаза. Ну, вот мы и дома.

Дети выходят из ракеты 

Воспитатель: Ребята, а где мы с вами сегодня были, с кем встретились, кому помогли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в старшей группе по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»...

Конспект занятия по развития речи для старшей группы "Мир звуков. Гласные звуки."

Формировать представление о гласных звуках русского языка, учить выделять первый звук в слове....

Конспект занятия по развития речи для старшей группы "Мир звуков. Согласные звуки.

Формировать представление о гласных и согласных звуках русского языка, учить выделять первый звук в слове....

Конспект занятия по развитию речи "Царство Снежной Королевы-Зимний лес. Дифференциация звуков С (сь)-З в речи."

На занятии активизируется словарный запас по лексической теме "Зима". с детьми проводятся : Зрительная гимнастика,  Пальчиковая гимнастика,  Двигательный речетренинг, Логопедическа...

Конспект занятия по развитию речи младшей группы " Звуковая культура речи звуки б и бь

Цель занятия упражнять детей в в правилном произношении звуков б,бь (взвукосочетаниях , словах , фразах)...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: звуки щ-ч»

Упражнять детей в правильном произнесении звука щ и дифференциации звуков щ-ч. Развивать фонетический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе ...