Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: звук [ц]»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Курылёва Анна Николаевна

Развитие фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование правильного его произношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 396 «Подсолнушек»

План-конспект открытого занятия

по развитию речи в средней группе

на тему:

«Звуковая культура речи: звук [ц]»

Выполнила воспитатель средней группы

Курылёва Анна Николаевна

г. Нижний Новгород

2019 г.

Тема занятия: «Звуковая культура речи: звук [ц]»

Участники: дети средней группы (возраст детей 4-5 года),

Воспитатель: Курылёва А. Н.

Образовательная область:  развитие речи

Цель:  развитие фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование правильного его произношения.

Задачи:

Образовательные:

- упражнять детей в отчетливом произношении изолированного звука [ц], звука в слоге, в словах;

- формировать умение определять на слух наличие звука [ц] в слове;

- формировать умение подбирать слова с заданным звуком;

- формировать умение выделять слова со звуком [ц].  

Развивающие:

- развивать диалогическую речь детей;

- обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей;

- развивать фонематический слухи восприятие;

- развивать интонационную выразительность речи.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательность, гостеприимство, вежливость.

Оборудование: игрушка цыпленок, картинки: цыплёнка, животных, царь, царица, царевна, цыплёнка вылупившегося из яйца, мяч.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.

Методы:  словесные, наглядные, игровые, практические.

Приемы:  загадка, сюрпризный момент (появление цыпленка),  активизация словаря (подбор слов, знакомство с новыми словами, проговаривание хором), упражнения на словообразование, игра «Будь внимателен!»,  физкультминутка, сказка с опорой на зрительный ряд.

Ход занятия:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.Вводная часть.

Организационный момент.

Ребята, встаньте со стульчиков, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Здравствуйте! (хором) Уважаемые гости, в нашу группу ходят очень хорошие и дружные дети, вот полюбуйтесь какие. Мы очень рады видеть вас у нас в гостях!

Дети, встанем в круг, поздороваемся, как мы умеем.

Артикуляционная гимнастика

Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп,

Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ,

Здравствуй, звонкий каблучок (цокают языком)

Здравствуй, шустрый язычок (играют язычком - бл, бл, бл)

Язычок - озорничок за заборчиком живет (упражнение «заборчик»)

Любит он в футбол играть (язык поочередно упирается в щеки)

Язычок мы спрячем в рот,

Пусть немножко отдохнет!

Дети, вы любите отгадывать загадки?

Ну тогда слушайте внимательно.

Это кто  пищит пи-пи
Из яичной скорлупы?
Может - курочкин ребёнок?
Вылупляется 
(цыпленок)!

Правильно, это цыплёнок (показ картинки- цыпленок вылезает из яйца)

 А как называется его чудесный домик?

Кто хочет  изобразить цыплёнка, сидящего в яйце.

Покажите, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом правое крылышко, затем левое.

Вот вылупился цыплёнок. Давайте мы ему дадим имя «Цыпа». Цыплёнок !Цыпа». Давайте мы его позовем: «Цып-цып-цып». И насыплем ему немного зёрнышек. Пусть клюёт.

Цыплят заметила кошка Царапка. Как кошку зовут? «Сейчас я, - говорит Царапка, - цыплят «цап-цап-цап». Что сказала кошка? Скажите ей: «Царапка, не смей трогать и пугать цыплят»! Царапка убежала.

Скажите, дети, какой звук часто повторял цыпленок?

 Посмотрите, как он произносится (воспитатель объясняет и показывает детям произношение звука [ц]).


губы слегка растянуты в улыбке, так что обнажаются верхние и нижние резцы;

зубы сближены, образуя щель 1-2 мм;

кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних зубов;

воздушная струя сильная, толчкообразная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная;

 

 Давайте хором скажем – ц.

А в слове цыпленок есть этот звук? Цыпленок (произносит воспитатель, выделяя звук,)

Скажем вместе это слово. (проговаривают хором, а затем просит нескольких детей сказать слово цыпленок)

Слышите, звук (ц) живёт в начале слова. (цыплёнок)

Физкультминутка

   Встал цыпленок наш на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанья сделал справно,

Клювиком почистил пух

И скорей за парту – плюх!

2. Основная часть.

Ребята, давайте поиграем в игру «Будь внимателен!» Хотите поиграть? Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте, в каких словах есть звук [ц] – хлопайте в ладоши, а если звука нет – не надо хлопать.

Цапля, цокает, ходит, цветок, растёт, цветёт, цирк, приехал, цифра, лицо,  свет, чашка, кольцо, царапина, сорока.

В: молодцы! Какие у вас внимательные ушки.  

У каждого из нас есть мама. И у цыпленка есть, кто это? (курица) Показ картинки. Слышите звук [ц]? Произнесите слово. Предлагаю поиграть с мячом. Я называю детёныша, а вы – маму.

У львенка?- львица.  

У тигренка - тигрица.        

У волчонка - волчица.
У лисёнка – лисица.
У цыплёнка – курица.
У медвежонка - медведица.

Молодцы, ребята! Хорошо выполнили задание!

А сейчас, я вам и Цыпе расскажу сказку, в которой много слов со звуком [Ц], а вы слушайте внимательно и запоминайте эти слова.

Воспитатель на магнитную доску прикрепляет предметы по ходу сказки – царь, царица, царевна, дворец, солнце, месяц.

В некотором царстве, в некотором государстве жили - были царь с царицей. И была у них дочка - царевна. Жили они в прекрасном дворце. Каждое утро всходило яркое солнце, и все выходили гулять на улицу. А вечером из оконца любовались ясным месяцем. Жили они дружно и счастливо.

В: Какие слова со звуком [ц] вы услышали? задает наводящие вопросы – где жили герои сказки?

- В некотором царстве, куда выходили гулять: царь, царица, царевна?

Из чего любовались ясным месяцем?

3. Рефлексия.

Ребята, с каким звуком мы сегодня познакомились? В каких словах живёт этот звук?

В: Цыпа  приглашает потанцевать под песню «Цып-цып, мои цыплятки» Можете даже подпевать (звучит музыка, дети танцуют, радуются)

Ребята пора нам прощаться с цыплёнком Цыпой. Давайте скажем, до  свидания Цыпа, до новых встреч!

Занятие окончено.

Здравствуйте!

Дети выполняют упражнения

Да

Цыплёнок

Дети рассматривают картинку

Яйцо

Дети изображают вылупленного  цыплёнка

Дети зовут цыплёнка «Цып-цып-цып».

Царапка

«Царапка, не смей трогать и пугать цыплят»!

Звук [ц]

Дети хором произносят звук [ц]

Да

Дети произносят слово цыплёнок

Дети выполняют физкультминутку

Играют в игру

Львица

Тигрица

Волчица

Лисица

Курица

Медведица

дети называют слова, воспитатель

На улицу

Из оконца

Со звуком [ц.]

Дети называют слова.

Прощаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "

Конспект  НОД по развитию речи в средней группеТема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь »

Звуковая культура речи: звук з-зь. Познакомить со звком з-зь, научить его произносить, находить слова, где есть звук з-зь, формировать у детей интерес к устному народному творчеству, читоговоркам и за...

Конспект ОД по развитию речи в младшей группе Тема: «Звуковая культура речи: звуки б и бь».

.Цель: Обучение детей правильному произношению звуков б, бь (в звукосочетаниях, словах, фразах) .Задачи:- познакомить детей со звуками (б и бь) ;- учить различать на слух звучание музыкального инструм...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук ш»

Цель: Познакомить со звуком ш, научить его произносить, находить слова, в которых есть звук ш.Задачи:обучающие: Упражнять детей в произношении звука ш, в слогах и словах; различать слов...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в младшей группе Тема. «Звуковая культура речи: звук [и]. Упражнение на развитие слуха и голоса.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в младшей группеТема. «Звуковая культура речи: звук [и]. Упражнение на развитие слуха и голоса....