Главные вкладки

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь »
    план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

    Михайлова Алиса Владимировна

    Звуковая культура речи: звук з-зь. Познакомить со звком з-зь, научить его произносить, находить слова, где есть звук з-зь, формировать у детей интерес к устному народному творчеству, читоговоркам и загадкам.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_z_i_z_v_sredney_gruppe.docx22.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственной образовательной деятельности

    по развитию речи в средней группе.

    Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь »

    Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук з-зь. Формировать у детей интерес к устному народному творчеству, чистоговоркам, загадкам.

    Задачи: Упражнять детей в произношении звука З-зь, в слогах и словах; учить произносить звук З твердо и мягко; различать слова с этим звуком. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание, воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.

    Материал, оборудование:

    Демонстрационный материал: картинки с улем и цветами,картинки.

    Словарная работа: улей (домик для пчёл), нектар (сладкий сок выделяемый цветком).

    Методические приёмы:  дидактическая игра малой подвижности «Пчёлы,   беседа.

    Структура НОД:

    1. Вводная часть (длительность 3мин)

    Создание интереса, эмоционального настроя к НОД, сюрпризный момент. Упражнения на развитие речевого выдоха

    2.   основная часть (длит.15мин)

    Методические приёмы:

    1. Артикуляционная гимнастика;

          2.    Логопедическая распевка  «Песок», «Лиса» (Звук С);

          3.   Знакомство со звуком З-Зь;

          4.  Дидактическая игра «Пчёлы»;

          5.   Работа по картинкам;

          6.   Логопедическая распевка  «Коза».

    3.  заключительная часть.  Подведение итога НОД (длит2мин)

    1. Вводная часть

    Воспитатель. Ребята, в какое время года мы с вами попали? (Осень) Какие признаки осени вы знаете? (Желтеют и опадают листья, улетают птицы в тёплые края, часто идут дожди, становится холодно, люди одевают тёплую одежду, собирают овощи и фрукты с огородов и полей…)

    1.Дыхательная гимнастика  «Подуем на листочки»

    Ветер (повторить 2-3 раза):

    Сильный ветер вдруг подул,
             Листики с деревьев сдул.
    И.п. – о.с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.
    1 – сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки;
    2 – задержать дыхание на 3-4 сек;
    3 – сделать губы трубочкой, выпустить воздух.

    Воспитатель. Как здесь холодно, пойдёмте  быстрее в группу.

    2. Основная часть

    Воспитатель. Ребята, сегодня у нас с вами развитие речи,  мы с вами вспомним произношение звука С, и будем учиться произносить звук З-Зь, но прежде чем начать закреплять и изучать новое,  надо подготовить  наш артикуляционный аппарат.

    1.Артикуляционная гимнастика

    • Улыбка - и удержание губ в улыбке. При этом передние зубы обнажены и хорошо видны.
             • Трубочка
     - вытягивание губ вперед трубочкой. При этом движении двигаются только губы!
             • Чередование - улыбка – трубочка.

    • Подъем языка -  за верхние зубы, за нижние зубы.
              • Чередование движений - языка вверх – вниз.

    2.Закрепление пройденного материала Звук С

    -Как поёт песочек? (С-С-С…) Давайте споём песенку песочка.

    1.Логопедическая распевка  «Песок» (Звук С)

    -Давайте вспомним чистоговорку лиса.

    2.Логопедическая распевка  «Лиса» (проговаривание чистоговорки)

                                                    Са-са-са                                                                                                                       Эта хитрая лиса,                                                                                                         Су-су-су                                                                                                                       И живёт она в лесу,                                                                                                     Сы-сы-сы                                                                                                                     Много дела у лисы,                                                                                                     Со-со-со

                                                   Она крутит колесо.

    3.Знакомство с новым материалом. Знакомство со звуком З-зь

    -Ребята я загадаю вам загадку, а вы подумайте и скажите  о каком насекомом  в ней идёт речь :

    Не зверь, не птица —
    Нос, как спица.
    Летит — пищит,
    Сядет — молчит.

    Разрешенья не спросит,

    Подлетит- и укусит! (Комар)

    -Как поёт комар?( З-з-з…)

    -Если звук С – «песенка насоса, песенка песочка» — звучит тихо,  то звук З  песенка комара звучит громко – зззз, и слышен голос. Рот – это домик голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить.

    • Покажите, какое положение при этом имеют губы (улыбка), язык (широкий с желобком посередине).
    • Протяжно сами произнесите звук З – «песенку комара».
    • Попросите ребенка повторить ее.

    -У нас на Севере летом и осенью очень много комаров,  больших и маленьких, большие комары произносят звук з-з-з-, а маленькие звук зь-зь-зь.

    -Какие ещё насекомые произносят звук З?                                                                                                      

    Если пил ты чай с медком,
    С ней ты хорошо знаком.
    Много меду собрала
    Работящая… (пчёла)

    4. Дидактическая игра «Пчелы»

    Материал. Картинка с изображением улья.

    Воспитатель.  Пчелы живут в ульях — домиках, которые для них сделали люди (показ картинки). Когда пчел много, они гудят: «Зззз-зззз-зззз» (дети повторяют). Одна пчела поет ласково: «Зь-зь-зь».

    Вы будете пчелами. Встаньте сюда (с одной стороны комнаты). А там (показ на противоположную сторону комнаты) — поляна с цветами. Утром проснулись пчелы и загудели: «Ззз-ззз» (дети произносят звуки). Вот одна пчела (дотрагивается до какого-нибудь ребенка) полетела за медом, крылышками машет и поет: «Зь-зь-зь» (ребенок имитирует полет пчелы, произносит звуки, присаживается на другой стороне комнаты).

    Вот еще пчела полетела (дотрагивается до следующего ребенка; игровые действия выполняют все дети).

    Набрали они много меда и полетели в улей: «Зь-зь-зь»; прилетели домой и громко загудели: «Зззз-ззз-ззз» (дети имитируют полет и произносят звуки).

    5. Работа по картинкам

    Воспитатель. Ребята, назовите предметы, которые здесь изображены?

    Назовите предметы в которых слышна песенка большого комара З…? (Заяц, зубы, зонт)

    Назовите предметы в которых слышна песенка маленького комара Зь…? (зебра, зеркало, зима)

    Назовите слова в которых звука З нет? (собака, дерево, лиса)

    Давайте ещё раз проговорим эти слова? (Заяц, зубы, зонт, зебра, зеркало, зима)

    6. Логопедическая распевка  «Коза» (проговаривание чистоговорки)

    Воспитатель. Сегодня мы с вами разучим чистоговорку «Коза».

    Скажите, а в слове коза есть звук З? ( Да) Где его слышно в начале или в середине? (В середине) какую песенку этот звук поёт, песенку большого или маленького комара? (Песенку большого комара)

    За-за-за-за-за

    Прибежала к нам коза,

    Зы-зы-зы-зы-зы

    Ой беда у той козы,

    Зо-зо-зо-зо-зо

    И поют козлята зо,

    Зу-зу-зу-зу

    Надо выручить козу.

              3. Подведение итога

    Воспитатель. Ребята скажите какой звук мы сегодня учились произносить? (З-зь)

    С каким звуком дружет звук З? (Со звуком С..)

    Чем они отличаются? (Звук С-тихий, звук З-громкий)

    -Мы с вами позанимались, пойдемте, погуляем по осенним дорожкам.

     Дети удаляются.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе .Тема "Цветик - семицветик"

    Конспек непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. Тема "Цветик-семицветик"...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе. Тема: "Звуковая культура речи: звуки р, рь"

    ЦЕЛЬ: упражнять детей в четком и правильном произнесении звука Р  изолированно, в чистоговорках, в словах и предложениях.ЗАДАЧИ:- подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуля...

    Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "

    Конспект  НОД по развитию речи в средней группеТема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. Тема: «Люблю тебя мой край родной»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе.Тема: «Люблю тебя мой край родной»...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. Тема: Отчетливое произношение звуков [ф] и [ф’].

    - формирование у детей звуковой культуры речи.- упражнять детей отчетливо произносить звуки [ф] и [ф’] изолированными и в разных частях слов, способствовать формированию интонационной выразитель...