Конспект занятия НОД по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков (с, (ш) различие на слух и отчётливое произношение сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Снегова Людмила Евгеньевна

Закреплять правильное произношение звуков (с, (ш); учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, определять место звука в слове; упражнять в произношении слов с различной громкостью и в разном темпе

1.Учить дифференцировать и четко произносить звуки [с] и [ш].

2.Уточнить правильную артикуляцию звуков [с] и [ш].

3.Упражнять детей в правильном произношении и различении звуков [с] и [ш] в слогах.

4.Учить детей правильно отвечать на поставленные вопросы, следить за своим ответом и ответом других детей.

5.Обогащать словарный запас детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Улыбка»

Конспект неорганизованной образовательной деятельности  по речевому развитию в старшей группе «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [С], [Ш]»

Составила:

учитель- логопед Снегова Л.Е.

2022 год

г.о. Семеновский

Целеполагание

Задачи

Закреплять правильное произношение звуков (с, (ш); учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, определять место звука в слове; упражнять в произношении слов с различной громкостью и в разном темпе

1.Учить дифференцировать и четко произносить звуки [с] и [ш].

2.Уточнить правильную артикуляцию звуков [с] и [ш].

3.Упражнять детей в правильном произношении и различении звуков [с] и [ш] в слогах.

4.Учить детей правильно отвечать на поставленные вопросы, следить за своим ответом и ответом других детей.

5.Обогащать словарный запас детей.

6.Развивать фонематический слух, дикцию, речевое дыхание, силу голоса

7.Развивать мелкую моторику рук

8.Развивать артикуляционный аппарат

9.Воспитывать желание правильно произносить звуки родного языка.

 10.Воспитывать внимание и культуру речевого общения.

11.Воспитывать желание помогать

Способы

Сюрпризный момент- загадки; чистоговорки, игра «Засели домик»,

Средства

игрушка жук, змея; предметные картинки для дифференциации звуков [ж] и [ш] в словах, раздаточный материал (кружочки зеленого и желтого цвета).

Предварительная работа

развитие фонематического слуха «Поймай звук», работа в парах, загадывание разных загадок, объяснение слова «Чистоговорки»

Интеграция

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально – коммуникативное

Физическое

Обогащение словаря

слово: Чистоговорки

-Ребята сегодня я вас приглашаю в страну волшебных звуков, а каких мы с вами узнаем отгадав загадки.

Не жужжу,

когда сижу,

Не жужжу,

когда хожу,

Не жужжу,

когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

-Правильно, это жук, с какого звука начинается слово жук?

-Правильно, со звука [ж].

Слушай еще одну загадку:

Утром греется на солнце.

Днём мурлычет на оконце.

Сторожит ночами мышь.

Ты узнал её, малыш?

-Какой звук я выделяю в слове кошка? Правильно, звук [ш].

-Как вы думаете с какими звуками мы будем сегодня играть?

-Да мы будем с вами играть со звуками [ж] и [ш].

-Ребята для того чтобы мы правильно произносили звуки, нужно чтобы потрудится наш язычок.

(Подготовка артикуляционного аппарата).

Покажите, как жужжит пчела, шмель?

- Как шипит змея?

(Артикуляционная гимнастика.)

1.Упражнение «Улыбка»

— Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку.

2. Упражнение «Чьи зубы чище?»

— Широко откройте рот, спрячьте язычок за верхние зубы и почистите их кончиком языка с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

3. Упражнение «Лошадка»

— Откройте рот и пощелкайте языком громко и энергично. Старайтесь, чтобы прыгал только язычок, нижняя челюсть неподвижна.

- Скажите мне, пожалуйста, на что похож звук «ш»?

Ребята, сейчас мы с вами поиграем, мы будем ловить наши звуки:

Сейчас я вам раздам кружочки желтого и зеленого цвета, кружочки желтого цвета обозначают звук – ж; а зеленого цвета - ш, какой звук слышится в слове такой кружочек вы должны показать.

Жираф, шар, журавль, кошка, жук, шишка, лягушка, ромашка, мышка, жеребёнок, машина, шапка, гараж, снежинка, ежи, ковш, золушка.

Сейчас я вам предлагаю поиграть еще в одну игру: услышав тот или иной звук, вы должны выполнить соответствующее движение: на звук ш– зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползет змея, на звук ж – поставить руки перед грудью и подвигать кистями вверх-вниз (летает жук). Педагог помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением. Затем произносит звуки: ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж.

-Молодцы! Я думаю нам пора отдохнуть:

Физкультминутка:

Я – весёлый майский жук,

Я без дела не сижу!

Над землёй кружу – кружу,

И жужжу, жужжу, жужжу…

На носочки поднимаюсь, Приседаю, выпрямляюсь.

Ручки в пояс, ножки врозь

Ножки прямо, ножки – вкось!

Моя песенка – жужжала

Надоела всем. А ж-ж-жалко!

-А теперь новая игра. Она называется «Засели домик».

-Я буду показывать картинки со словами, в которых звук Ш или Ж. На доске домики, в левом домике живет звук Ш (обозначим его картинкой змеи, а в правом – звук Ж (обозначим его картинкой жука). Тот, кого я вызову, подойдёт к доске и поселит слово где есть такой звук как у домика. Если в слове будет звук Ш, то его надо поселить в домик, который находится с левой стороны. А если в слове будет звук Ж, то картинку надо определить в домик справа. (Первые две картинки воспитатель кладёт сам, потом поочерёдно вызываются дети).

   Картинки: машина, шарф, жаба, шкаф, одежда, вишня, флажок, мышка, нож, кукушка, жук, груша, лужа, мешок, карандаш, журавль, ёж, джинсы, шапка, пиджак, шар, крыша, жираф, шина, живот, кошка, шишка, школа, лыжи, шуба, флажок, крыжовник, квакушка, дружба, ландыш, ножницы, дождик, каштан, пшеница, пирожное, художник.

-Мы с вами молодцы заселили наши домики!

-Чистоговорки, с использованием звуков «Ж», «Ш».

Объясняет, что означает слово – чистоговорки – это народные фольклорные шутки, которые нужны для правильного произношения.

1. Аш-аш-аш есть у Маши карандаш. – медленно

2. Шу-шу-шу, тихо осенью в лесу. - быстрее

3. Ша-ша-ша, наша Даша хороша. – быстро

4. Жа-жа-жа, я поймал ужа. - тихо

5. Жу-жу-жу, я вчера поймал пчелу. - медленно

6. Жи-жи-жи, книжки, сказки хороши. – тихо

-Ребята, с какими звуками мы сейчас работали?

-Давайте, вспомним, как произносятся эти звуки.

-Вы молодцы! Теперь вы не будите путать звуки ж-ш.

Я очень рада тому, что вы справились почти со всеми заданиями, смогли правильно подобрать слова со звуками Ш и Ж. Молодцы!

-Жук

-ЖЖЖЖ

-Кошка

-шшшш

-жжж, шшш

Жжж

Шшш

- выполняют

- выполняют

- выполняют

-звук «Ш» похож на песню змеи, а звук «ж»– песню жука.

-сначала упражнение выполняют девочки, а потом мальчики

Детям, которые допустили ошибки, воспитатель предлагает выполнить задание еще раз.

- показывают на себя

-покачать пальчиком

-развести руки, имитация полета

- выполняют

- разводят руки, пожимают плечиками

- по очереди выходят и выполняют

1. Аш-аш-аш есть у Маши карандаш. – медленно

2. Шу-шу-шу, тихо осенью в лесу. - быстрее

3. Ша-ша-ша, наша Даша хороша. – быстро

4. Жа-жа-жа, я поймал ужа. - тихо

5. Жу-жу-жу, я вчера поймал пчелу. - медленно

6. Жи-жи-жи, книжки, сказки хороши. – тихо

-жж,шш


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»

Цель: совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие звуков с-ш....

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи«Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з] - [ж]»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з] - [ж]»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] - [р]»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] - [р]» Тема «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] - [р]» Программные за...