Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Звуковая культура речи» Тема: «Звуки р и рь»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Цель: повышение качества речевого развития у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_4.docx16.86 КБ

Предварительный просмотр:

Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное Управление образования Администрации муниципального района автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 25 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район  Республики Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

Образовательная область «Речевое развитие»

Раздел «Звуковая культура речи»

Тема: «Звуки р и рь»

Возрастная группа: подготовительная

Выполнил: воспитатель

Шарипова З.Ф.

стаж в данной должности: 25 лет

имеющаяся категория: первая

г. Туймазы, 2018 г.

        Цель: повышение качества речевого развития у детей.

Задачи:

Образовательные: способствовать обучению детей дифференцировать на слух и в произношении звуков р и рь, четко и ясно произносить слова с этими звуками, выделять их голосом, правильно отбирать с ними слова.

Развивающие: способствовать развитию связной речи; закреплению представления о длинных и коротких словах, о членении слов на слоги и формированию звуковой культуры речи.

Воспитательные: способствовать воспитанию умения внимательно слушать воспитателя и своих сверстников, выполнять поставленную задачу, выслушать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.

Интегрированные области: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие.

Предварительная работа: беседа, наблюдение, рассматривание картин, разучивание стихов о цветах.

Материал и оборудование: картинки- иллюстрации о цветах.

Ход ООД:

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: дети, послушайте стихотворение:

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим.

О чем это стихотворение?

Дети: О том, что нужно стараться говорить красиво и четко.

Воспитатель: Этому мы учимся на наших занятиях по развитию речи. Сегодня мы будем говорить про звуки р и рь. Но вначале, давайте, проведем артикуляционную гимнастику. Наш язычок любит гулять и петь разные песенки.

Упражнения:

1) «Лопаточка»

2) «Дятел»

 3) «Барабанщик»

4) «Парус» 

 Воспитатель: Теперь ещё попробуем завести моторчик «т- т –т –тр - р - р».

Порычите, как большие тигры (сильно, громко)

Как маленький тигренок. 

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Если б мы были художниками…». Представьте, что мы с вами художники и собираемся рисовать картину, на которой изобразим сельский домик. Итак, стены уже готовы.

Мысленно будем дорисовывать части дома, но в их названиях должны быть звуки р и рь. Произнести слово-название нужно так, чтобы ясно прозвучали эти звуки.

Воспитатель: Какие части дома вы предложите нарисовать, чтобы в их названиях были звуки р и рь?

Дети: Крыша.

Воспитатель: Скажи, Милана, это слово так, чтобы хорошо было слышно, какой звук - р или рь - есть в нём…  

Ребенок: Крррыша, звук р.

Воспитатель: Хорошо. (Воспитатель дорисовывает предложенные детьми части дома.)

Воспитатель: Какие ещё части дома вы можете назвать? 

Дети: Труба, дверь, дверная ручка, рамы, крыльцо, порог, чердак, чердачное окошко, черепица.

Воспитатель: А из какого материала будет сделан дом? Какой он будет? 

Дети: Деревянный, кирпичный. 

Воспитатель: Какой краской мы покрасим наш дом?

Дети: Серой, красной, оранжевой, розовой, коричневой.

Если жёлтой, то разобрать (жжееллтый).

Воспитатель: Разве слышен звук р или рь – будьте внимательными.

 Итак, дом у нас построен. Помолчим минуточку, дети, и подумаем, какая мебель и другие предметы необходимы для жизни людей, могут находиться в комнатах дома?  Помните, что в названиях этих предметов мы также должны слышать звук р или рь.

Дети: Сервант, шифоньер, кресло, кровать, картина, торшер.

Воспитатель: Кто будет жить в этом доме? Не забывайте о нужных звуках. 

Дети: Родители, ребята.

Воспитатель: Подберите такие имена родителей, детей, чтобы в них слышались звуки р или рь.

Дети: Ирина Александровна, Аркадий Петрович, Рома, Эмир. 

Воспитатель: Что мы нарисуем около дома? 

Дети: Деревья, кустарники, рябину, смородину, боярышник, сирень.

 Воспитатель: Повторите, еще раз, какие растения имеют в своем названии звук р. А какие звук рь? (Дети отвечают.) 

Воспитатель: Дети, вблизи дома еще можно нарисовать цветы. Но сперва, давайте, отдохнем.

 Физкультминутка. «Ромашки»

На солнечную поляну мы пришли - (Ходьба на месте)

И ромашек белых, много там нашли. - (Разводят руки в стороны)

Белые ромашки для мамы соберём. – (Собирают ромашки).

Прибежим мы к маме, - (Бегают на месте)

Подарим ей цветы - (Протягивают вперёд руки)

В вазу их поставим - (Опускают руки вниз)

И о любви своей мы мамочке расскажем. - (Прижимают ладони к груди и протягивают руки вперёд).

Воспитатель: Дети, какие мы нарисуем около дома цветы, чтобы в их названиях слышался звук р. 

Дети: Нарисуем садовые ромашки (рромашки), красные астры (кррасные астрры, настурцию (настуррцию). 

Воспитатель: А еще хотите, я нарисую цветы, в названиях которых есть звук рь?

Дети: Да.

Воспитатель: Это цветы резеда, ирис.

Воспитатель: Итак, я нарисовала розы, астры, настурцию, ромашки, резеду, ирис.

Какие из этих названий цветов самые длинные слова.

Кирилл, ты будешь произносить слово роза, Маша – слово ромашка, Артур – астра. Проговаривайте слова по слогам. Скажите, сколько слогов в ваших словах? (ответы детей)

Воспитатель: Дети, я знаю еще один цветок – маргаритка и вспомнила одну скороговорку: «Собирала Маргарита маргаритки на траве. Потеряла Маргарита маргаритки во дворе». Повторим ее вместе. (Повторяем 2 раза) Молодцы.

Вот, оказывается, какая картина могла бы получиться, если бы мы были художниками. А теперь ребята, я предлагаю составить рассказ и описать картину, которую вы мысленно представили себе во время игры «Если б мы были художниками»(ответы детей).

Очень интересный рассказ. А вы бы хотели все это изобразить на бумаге.

Давайте возьмём фломастеры и карандаши и каждый что-нибудь нарисует на общем большом листе.

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в области Речевого развития с детьми среднего возраста Тема: Разучивание стихотворения И. Сурикова «Зима» с использованием ИКТ.

Тема: Разучивание стихотворения И. Сурикова «Зима» с использованием ИКТ.Интеграция образовательных областей:  социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическ...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» Раздел «Обучение грамоте» на тему: «Звуки [р], [р’], буква «Р» в подготовительной группе»

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, физическая культура, здоровье, чтение художественной литературы, социализация, музыка.Виды детской деятельности: коммуникативная, познавате...

Конспект организованной образовательной деятельности по области «Речевое развитие» в средней группе на тему: «Путешествие в сказочный лес»

Цель: Формирования у детей интереса и потребности в чтении русских народных сказок. Способствовать развитию любознательности. Пополнять и активизировать словарь детей. Совершенствовать диалогическую р...

Самоанализ организованной образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет по образовательной области «Речевое развитие», раздел «Звуковая культура речи». Тема: «Ежи спешат на помощь. Звук Ф.»

В самоанализе программное содержание организованной образовательной деятельности соответствует требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения, возрастным ос...