Технологическая карта образовательной деятельности в средней группе по образовательной области «Речевое развитие» раздел «Звуковая культура речи» на тему «Звук «Ч»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Септел Валентина Уран-ооловна

Звуковая культура речи "Знакомство с звуком Ч" в средней группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аржаан» комбинированного вида

с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва

        

Технологическая карта

образовательной деятельности в средней группе

по образовательной области «Речевое развитие»

раздел «Звуковая культура речи»

 на тему «Звук «Ч»

Подготовила воспитатель:

Септел Валентина Уран-ооловна

с. Кызыл-Мажалык

2024г

Образовательная область: «Речевое  развитие» раздел «Звуковая культура речи»

Возрастная группа: средняя группа

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Форма совместной деятельности: игровая

Форма организации: подгрупповое

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, познавательная, коммуникативная, продуктивная

Тема: «Звук «Ч»

Цель: научить правильному произношению звука Ч;

Задачи:

Образовательные: Познакомить со звуком Ч; уточнить произношение звука Ч в словах;

Развивающие: развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику; развивать фонематические процессы.

Воспитательные: воспитывать навык взаимодействия, инициативности, активности, самостоятельности .

Материалы и оборудование: 

      Демонстрационный: картинки с изображением предметов со звуком Ч;

      Раздаточный: Чудесный мешочек, зеркало.

Методы и приемы: - практические – практическая работа, игра

                                  - наглядные – показ, рассматривание.

                                  - словесные – беседа, объяснение, вопросы, ответы, поощрение, художественное слово, итог.

                                  - игровые – создание сюжетной игровой ситуации

Словарная работа: Часики, тучка, чу-чу, мяч, колокольчик, врач, чашка

Планируемый результат: дети научились произносить «Ч»  словах; употребляли в речи название предметов со звуком «Ч»; внимательно слушали воспитателя, стремились четко, правильно произносить все звуки.

Используемые технологии: здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, игровая, ИКТ.

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход  образовательной деятельности:

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1.

Вводная часть

Организационный момент

Музыкальное приветствие

- Доброе утро!

Дети делают танцевальные движения, приветствуют друг друга с помощью танца.

- Доброе утро, ребята! Настал новый день. Я рада видеть вас всех веселыми и в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось весь день.

 

- Доброе утро

1 мин

2.

Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия

 Ребята, к нам сегодня в гости придет необычный гость, я хочу вас с ним познакомить. Только с начало послушайте про него загадку, как только отгадаете про кого загадка, он тут - же окажется у нас. Готовы, тогда слушайте внимательно, загадка очень сложная.

Черный дом по рельсам мчится,

Только пар над ним клубится.

-Молодцы, ребята, правильно отгадали.

Молодцы! Ребята, слышите, к нам паровоз спешит

Чух-чух-чух.

Чтоб доехал паровозик до нас быстрее, давайте сейчас вместе скажем:

Чух-чух-чух

Д: паровоз

Чух-чух-чух

1 мин

3.

Основная часть

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам НОД

-Ребята, посмотрите, какой красивый паровозик к нам приехал в гости. Мы же с вами воспитанные дети, давайте поздороваемся с паровозиком, все вместе хором!

Паровозик: Ребята, я приехал к вам не один, я привез вам друга Звук Ч

- Ребята, а вы знаете наш паровозик очень любит петь песенки, когда он поет то быстрее едет.

Паровозик: ребята, пойте со мной мою песенку, только вначале послушайте её внимательно:

-Ребята перед тем как приступить  к пению, давайте мы сделаем артикуляционную гимнастику

Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье», «Часики»

Словарная работа: Часики

-Молодцы.

-А теперь, давайте послушаем какие и споем вместе:

Игра «Громко - шепотом», «Быстро – медленно».

Чу-чу-чу-я гулять хочу. (Громко, вместе, индивидуально)

Ча-ча-ча-дай мне калача. (Тихо, вместе, индивидуально)

Чи-чи-чи-пироги в печи. (Шепотом, девочки)

Чо-чо-чо-ох, как горячо. (Быстро, мальчики)

Ач-ач-ач-пришел врач. (Медленно, девочки)

Уч-уч-уч-у меня ключ. (Громко, мальчики)

Оч-оч-оч-скоро ночь. (Тихо, шепотом вместе)

Дети здороваются с паровозиком

Повторяют за воспитателем

Поют вместе с паровозиком

5 мин

4

«Открытие» детьми новых знаний,  способа действий

 -Ребята, давайте, поиграем в пальчиковую игру

Пальчиковая гимнастика «Тучка»

Словарная работа: Тучка

Паровозик грустно: Чу-чу, играть хочу!

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Правила игры: отгадывать предмет на ощупь.

Делают пальчиковую гимнастику

Дети отгадывают по ощупь предметы

5 мин

5

Физкультминутка

Воспитатель показывает музыкальную физминутку, а дети повторяют за ней.  

Музыкальная физминутка «Кто едет в паровозе»

Дети выполняют физминутку

1 мин

6.

Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

Игра «Найди звук»

-Ребята, а вы знаете, что звуки умеют прятаться в словах?

Звук (Ч) тоже решил с нами в прятки поиграть. И сейчас мы будем его искать в начале или конце слова. Если вы услышите звук Ч в начале слова, хлопайте в ладоши, если в конце слова, топайте ногами.

Слушайте внимательно: чай, черепаха, чайка, чайник, чемодан, чулок, часы.

Паровозик: Ребята, я очень устал, я много с вами играл. И сейчас Чу-Чу домой поехать хочу. Вот вам мое угощение, за ваше прилежное поведение! Друг мой остается у вас, не обижайте его. До свидание ребята! Чух-чух!

-Вот и уехал паровозик домой, а какой друг остался с нами?

-Да

-Хорошо

Дети отгадывают слова с буквой «Ч»

До, свидания!

Звук Ч

5 мин

7.

Заключительная часть

Итог занятия. Систематизация знаний.

-Чью песенку сегодня научился петь язычок?
- А как он её поёт?

- Вам понравилось занятие?

-Молодцы, ребята.

- песенку паровозика

-Звук Ч

-Да

1 мин

8.

Рефлексивно-оценочный этап

Я вижу, у всех хорошее настроение. Потрите ваши ладошки. Что чувствуете? Это тепло ваших благодарных, добрых сердец.

Молодцы ребята, вы хорошо занимались и трудились. До, свидания.

Дети делятся впечатлениями.

1 мин

Самоанализ

педагогического мероприятия с детьми средней группы по образовательной области «Речевое развитие»,

раздел «Звуковая культура речи»

Педагогическое мероприятие с детьми на тему «Звук «Ч» по образовательной области «Речевое развитие» раздел «Звуковая культура речи» построено по технологической карте в соответствии с ФОП,  с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей средней группы,  с учетом знаний и умений воспитанников.

Возрастная группа: средняя группа

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Форма совместной деятельности: игровая

Форма организации: подгрупповое

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, познавательная, трудовая, продуктивная

Тема: «ЗКР «Ч»

Цель: научить правильному произношению звука Ч;

Задачи:

Образовательные: Познакомить со звуком Ч; уточнить произношение звука Ч в словах;

Развивающие: развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику; развивать фонематические процессы.

Воспитательные: воспитывать навык взаимодействия, инициативности, активности, самостоятельности .

Материалы и оборудование: 

      Демонстрационный: картинки с изображением предметов со звуком Ч;

      Раздаточный: Чудесный мешочек, зеркало,

Методы и приемы: - практические – практическая работа, игра

                                  - наглядные – показ, рассматривание.

                                  - словесные – беседа, объяснение, вопросы, ответы, поощрение, художественное слово, итог.

                                  - игровые – создание сюжетной игровой ситуации

Словарная работа:

Планируемый результат: дети научились произносить «Ч»  словах; употребляли в речи название предметов со звуком «Ч»; внимательно слушали воспитателя, стремились четко, правильно произносить все звуки.

Используемые технологии: здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, игровая, ИКТ.

Педагогическое мероприятие с детьми состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Структура занятия соответствует целям и типу занятия. Весь материал построен в логической последовательности. Все этапы взаимосвязаны между собой. Материал целесообразно распределен по времени и этапам занятия. Для достижения цели  создана образовательная среда.

Педагогическое мероприятие с детьми носит развивающий характер, для этого были использованы: игры,  ИКТ.

Каждый ребенок был активно включен в деятельность на протяжении всей непосредственно образовательной деятельности.

Вводная часть: Музыкальное приветствие «Доброе утро!» способствовали созданию психологической комфортности. Настроили детей на активную работу, позитивный контакт друг с другом, дали психоэмоциональную разрядку, создали заинтересованность предстоящей деятельностью.

Основная часть Педагогическое мероприятия с детьми представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач.

Игровая мотивация – знакомство с новым другом паровозиком «ЧУ-ЧУ», заинтересовала детей и мотивировала их к дальнейшим действиям – игры с звуком «Ч».

        Для решения образовательной задачи были использованы вопросы, направленные на активизацию имеющихся знаний, расширяла представление детей  по теме, предлагала выполнить практическое задание. Наблюдался интерес к заданию, утомления не наблюдалось.

Интонацией голоса старалась создавать в группе доброжелательную атмосферу. Активировала каждого ребёнка для участия в анализе выполненных работ. Практическая часть занятия сопровождалась музыкой.

        В ходе проведения занятия были использованы элементы здоровьесберегающих технологий – Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье», «Часики», пальчиковая игра «Тучка», ритмическая физкультминутка «Кто едет в паровозе». Дети показали знания программного материла. Для активизации мыслительных операций воспитанников были использованы следующие методы и приемы:

- практические – игры «Найди звук», «Чудесный мешочек».

- наглядные – рассматривание картин с звуком «Ч».

- словесные – беседа, объяснение, вопросы, ответы, поощрение, художественное слово, итог.

- игровые – дидактические игры и (физминутка).

Данные методы я старалась раскрыть, используя разнообразные приёмы: вопросы, побуждающие детей использовать в собственной речи операции словообразования; обсуждение; пояснение и др.

Для определения освоения детьми предложенного материала осуществлялся контроль при помощи приемов: вопросов и ответов, обсуждений, уточнений, дополнений, обобщений, наблюдения, поощрения, итога.

Образовательная деятельность носит развивающий характер, для этого были использованы: беседа, поиск, ИКТ.

Каждый ребенок был активно включен в деятельность на протяжении всей образовательной деятельности. Активизация проходила в виде игры.

На заключительном этапе для закрепления материала, вместе с детьми играли игру «Найди звук».

Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.

Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени

Таким образом, в связи с тем, что дети маленькие и было много хоровых ответов, я планирую особое внимание уделить индивидуальным ответам. Так же необходимо добиваться чёткого произношения слов, пополнять активный и пассивный словарь. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.

Игра «Найди картинки, относящиеся к весне». 

(Спросить детей, как определили время года на картинке). 

В:  А  еще,  ребята,  с  теплыми  солнечными  лучиками  в  марте  месяце  

просыпаются первые цветы. Кто помнит, как они называются? 

Дети: Подснежники. 

В: Почему их так называют? 

Дети: Потому что они вырастают из-под снега. 

В: Ребята, а цветочек так хочется понюхать. А рвать его можно?

Дети: Нет. 

В: Тогда мы наклонимся и понюхаем подснежники. 

Дыхательная гимнастика «Понюхаем цветок» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема: «Звуковая культура речи – звук Ж»

Тема: «Звуковая культура речи – звук Ж».Цель: Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж(изолированного, в звукоподражательных словах)Задачи:Образовательные...

Самоанализ организованной образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет по образовательной области «Речевое развитие», раздел «Звуковая культура речи». Тема: «Ежи спешат на помощь. Звук Ф.»

В самоанализе программное содержание организованной образовательной деятельности соответствует требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения, возрастным ос...

Образовательная область " Речевое развитие" Раздел " Развитие речи" Тема : " Звуковая культура речи" - Звук "Ж"

Тема: «Звуковая культура речи – звук Ж».Цель: Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж(изолированного, в звукоподражательных словах)Задачи:Образоват...

19.02.2024г. Конспект занятия в 1 младшей группе. Образовательная область: Речевое развитие. Развитие звуковой культуры речи. Звуки «П» и «Пь». Заучивание стихотворения «Шляпа».

Способствовать четкому и правильному произношению звуков "П" и «Пь» в словах и фразовой речи. Способствовать развитию речевого дыхания....