Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема: «Звуковая культура речи – звук Ж»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Тема: «Звуковая культура речи – звук Ж».

Цель: Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж(изолированного, в звукоподражательных словах)

Задачи:

Образовательные: формирование у детей необходимых речевых умений.

показать детям артикуляцию звука ж; закрепить произношение звука в слоге, разных словах, фразах;

Развивающие:  формировать умение определять слова со звуком ж в названии предметов, животных, изображённых на картинках;

создать условия для развития внимания, мышления. Развивать умение пользоваться речью для выражения своих мыслей.

Воспитательные: воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи. Воспитывать отзывчивость и доброжелательность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr_zvuk_zh.docx87.86 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение    

   детский сад №22 г.Туймазы муниципального района Туймазинский район

Республика Башкортостан

Конспект

Организованной образовательной деятельности

Образовательная область «Речевое развитие»

Раздел «Развитие речи»

Тема: «Звуковая культура речи – звук Ж»

Возрастная группа: средняя

                                                          Составил воспитатель:

Шаяхметова Альфия Фанильевна

Имеющаяся категория: первая

                                                              Педагогический стаж: 4 года

                                                               

Туймазы 2021

Тема: «Звуковая культура речи – звук Ж».

Цель: Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж(изолированного, в звукоподражательных словах)

Задачи:

Образовательные: формирование у детей необходимых речевых умений.

показать детям артикуляцию звука ж; закрепить произношение звука в слоге, разных словах, фразах;

Развивающие:  формировать умение определять слова со звуком ж в названии предметов, животных, изображённых на картинках;

создать условия для развития внимания, мышления. Развивать умение пользоваться речью для выражения своих мыслей.

Воспитательные: воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи. Воспитывать отзывчивость и доброжелательность.

Методы: словесные (вопросы к детям, ответы на вопросы, загадки о животных, беседа, художественное слово,), практические (физкультминутка «Жуки большие и маленькие» самомассаж «Жук» дыхательная гимнастика, мотивационно-побудительный: сюрпризный момент (появление жука), словарная работа, чисто говорка.

Словарная работа: объяснить значение слов: жажда и жуть как пить хочется

Предварительная работа: разучивание физкультминутки, самомассажа с мячом суджок. Подбор материала, создание презентации.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, социально коммуникативное развитие.

Средства реализации: проектор, магнитная доска, жуки большие и маленькие, картонные цветы.


Ход: Орг момент

Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся и подарим им наши улыбки и хорошее настроение.

Сегодня мы будем продолжать учиться говорить красиво, а что нам помогает говорить?

Дети: Язык.

Воспитатель: А где живёт язычок? (во рту) Давайте поиграем с язычком.

(Проводятся артикуляционные упражнения)

Артикуляционная гимнастика.

На губу язык клади

Пя-пя-пя произноси.

Мышцы расслабляются,

Лопатка получается)

3.Видит: губки очень гибки,

Ловко тянутся в улыбке. («Улыбка»)

- Хорошо мы поиграли. И сегодня мы научим свой язычок петь новую песенку. А чтобы узнать песенку какого звука, мы будем петь, внимательно послушайте стихотворение, слова с этим звуком ,я буду выделять голосом.

Ужа ужалила оса

Бывают в мире чудеса:

ужа ужалила оса.

Ужалила его в живот.

Ужу ужасно больно. Вот!

А доктор ёж сказал ужу:

«Я ничего не нахожу.

Но всё же, думается мне,

лежать вам лучше на спине,

пока живот не заживёт. Вот».

Н. Воронель, Р. Муха.


- Песенку какого звука мы слышим в этом стихотворении?

Дети: Жжжж

Воспитатель: Как вы думаете, чья это песенка? Правильно, посмотрите на экран.

ЖЖЖЖ- это песенка жука.

Она поется так же, как песня листьев (ш-ш-ш), но только звонко, с голосом. Откройте рот. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик языка не выглядывал. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только спрячете язычок далеко, за верхние зубы, сразу начните петь: «Ж-ж-ж-ж».

 Песню жука поет даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте: «Ж-ж-ж-ж». Что вы слышите? (Горлышко поет эту песню, дрожит, вибрирует) а теперь приложите ладонь к горлу и спойте песенку листьев. Поет горло?  Нет

Воспитатель: Посмотрите, мы так хорошо пели, что на нашем цветке приземлился жук. Он услышал вас и прилетел.

Воспитатель. А что-то наш жучок молчит, не жужжит. Хотите помочь жуку? (Да.) Давайте научим его петь. Как жужжит жук?

Дети. Ж-ж-ж.

Воспитатель: Песенка жука звонкая. А теперь давайте послушаем, получится звонкая песенка у (называю имя ребёнка).

Воспитатель. Эта картина напомнила мне рассказ В Бирюкова «Поющий букет», я вам его прочитаю.

Дети:Да

Читаю отрывок из рассказа «Поющий букет» В. Бирюкова:

Летел жук по своим делам, жужжал «Жжжуть как пить хочется». (О чем и как жужжал жук? (хоровой и индивидуальные ответы.))

Увидел он на лугу лиловый цветок, обрадовался: «Тут я найду, чем жжжажжжду утолить». Залез в колокольчик, осмотрелся: «Красиво! Жжить можно!» (Что прожужжал жук?) Попробовал усиками дно цветка и сказал: «Сок! Вкусный!»

Попил, и весело ему стало. «Жжить хорошо!» - запел жук. (О чем он запел?)

Пел он, пел и не заметил, как уснул. Шла по лугу девочка, цветы собирала. Набрала разных цветов, поставила в банку с водой.

И вдруг раздалось жужжание: «Жжжуть! Куда я попал? Тут люди жживут». (О чем жук жужжал на этот раз?)

Дети, как вы понимаете значения слов жажда и жуть как пить хочется?

Воспитатель: Посмотрите, жук совсем заскучал, сидит на цветке и не поет свою песенку. Как вы думаете, почему ему так скучно?

Дети: Потому что он один

Воспитатель: Ну конечно, ведь сейчас зима, а что делают жуки в это время года?

Дети: Спят!

Воспитатель: Вот и наш жук пока спал, забыл, как нужно петь песенку и заскучал! Мы можем ему помочь! Что бы жуку не было так скучно одному, Сами превратимся в жуков, больших и маленьких.  «Большие жуки» жужжат громко: ж-ж-ж.

(Дети повторяют с начала хором, затем 2-3 индивидуальных ответа. При индивидуальном ответе – предложить ребёнку взять жука и изобразить его.)

А «маленькие жуки» жужжат тихо: ж-ж-ж.

(Дети повторяют хором и индивидуальные ответы. Так же, при индивидуальном ответе предложить взять жука маленького и изобразить его.)

Воспитатель. Ребята, а вы хотите с жучками поиграть?

Дети. Да.

Воспитатель. Дети, а кто будет большими жуками? А кто будет маленькими? (Дети выбирают жуков.)

Воспитатель. Вставайте со своих мест и пройдите к нашей полянке.

Физминутка на ковре «Жуки большие и маленькие»

Воспитатель: По моей команде «Большие жуки», летают большие жуки, и громко жужжат.

А по команде «маленькие жуки», летают маленькие жуки и тихо жужжат.

(Игра повторяется несколько раз.)

Воспитатель. Вам понравилось играть с жуками? 

Дети: Да

Воспитатель: Они очень устали. Что же нам с ними теперь делать? (Предложения детей.)

(Одно из предложений – отпустить их на волю. Воспитатель вместе с детьми выпускают жучков на волю (на полянку).

 Проводится дыхательная гимнастика

Воспитатель: Посадите своего жука на ладошку, сделайте вдох через нос и выдох через рот, вот как красиво жуки полетели, пусть отдохнут на травке, а вы возвращайтесь на свои места.

Но это необычная полянка, здесь малыши-жуки исполняют сложные песенки. Внимательно их послушайте, а потом повторите.

Жа-жа-жа-жа – мы нашли в лесу ежа

Жу-жу-жу-жу – дали яблоко ежу

(хоровые и индивидуальные проговаривания чисто говорок)

Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Подскажи словечко».

Я буду начинать строчку, а вы её заканчивать. Итак, начали:

1) Лежебока рыжий кот, отлежал себе … (живот).(слайд 2)

2) Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын… (жираф).(слайд 3)

4) Солнце светит очень ярко

Бегемоту стало… (жарко).(слайд 4)

5) А рядом бегемотики

Схватились за …(животики).(слайд5)

Воспитатель: Скажете мне в каких словах живет песенка жука.

Молодцы, хорошо справились с заданием.

Воспитатель: возьмите массажные мячики, поиграем с ними

Самомассаж

Жук, вот правая ладошка,

Жук, вот левая ладошка

 По дороге жук ползет,

Деткам он еду несет:

Две травинки, крошку,

Корень, листик, мошку.

Воспитатель: Кто к нам сегодня прилетел?

Дети: Жук.

Воспитатель. Чем мы помогли?

Дети. Научили жучка петь (жужжать, нашли ему друзей.)

Воспитатель. Как поют большие жуки? Как поют маленькие жуки?

Воспитатель. Вам удалось помочь жуку, ежихе, потому что вы научились петь песенку жука.

Список литературы:

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду.Средняя группа.-М.:Мозаика-Синтез,2015.-80с.:цв.вкл.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1245197/pub_5d1de2ae5a15c200c0fb15b5_5d1debf7b4a58500acbc0525/scale_1200

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1245197/pub_5d1de2ae5a15c200c0fb15b5_5d1debf7b4a58500acbc0525/scale_1200

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1245197/pub_5d1de2ae5a15c200c0fb15b5_5d1debf7b4a58500acbc0525/scale_1200

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1245197/pub_5d1de2ae5a15c200c0fb15b5_5d1debf7b4a58500acbc0525/scale_1200

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1245197/pub_5d1de2ae5a15c200c0fb15b5_5d1debf7b4a58500acbc0525/scale_1200

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1245197/pub_5d1de2ae5a15c200c0fb15b5_5d1debf7b4a58500acbc0525/scale_1200

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1245197/pub_5d1de2ae5a15c200c0fb15b5_5d1debf7b4a58500acbc0525/scale_1200

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1245197/pub_5d1de2ae5a15c200c0fb15b5_5d1debf7b4a58500acbc0525/scale_1200

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1245197/pub_5d1de2ae5a15c200c0fb15b5_5d1debf7b4a58500acbc0525/scale_1200

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1245197/pub_5d1de2ae5a15c200c0fb15b5_5d1debf7b4a58500acbc0525/scale_1200

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1245197/pub_5d1de2ae5a15c200c0fb15b5_5d1debf7b4a58500acbc0525/scale_1200

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1245197/pub_5d1de2ae5a15c200c0fb15b5_5d1debf7b4a58500acbc0525/scale_1200

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1245197/pub_5d1de2ae5a15c200c0fb15b5_5d1debf7b4a58500acbc0525/scale_1200

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1245197/pub_5d1de2ae5a15c200c0fb15b5_5d1debf7b4a58500acbc0525/scale_1200

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1245197/pub_5d1de2ae5a15c200c0fb15b5_5d1debf7b4a58500acbc0525/scale_1200

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1245197/pub_5d1de2ae5a15c200c0fb15b5_5d1debf7b4a58500acbc0525/scale_1200

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1245197/pub_5d1de2ae5a15c200c0fb15b5_5d1debf7b4a58500acbc0525/scale_1200

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1245197/pub_5d1de2ae5a15c200c0fb15b5_5d1debf7b4a58500acbc0525/scale_1200

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1245197/pub_5d1de2ae5a15c200c0fb15b5_5d1debf7b4a58500acbc0525/scale_1200

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1245197/pub_5d1de2ae5a15c200c0fb15b5_5d1debf7b4a58500acbc0525/scale_1200