Мастер -класс "Я хочу услышать звуки, звуки жизни вокруг нас"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) по теме

 Ознакомление с принципами образования звуков.

1.Воспитание интереса к звучащему миру.

2.Развитие внимания, а также эмоциональной отзывчивости на музыку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_praktikuma_-_kopiya.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Мастер - класс :                                                                                                                                                  

                             «Я  хочу  услышать  звуки,  звуки  жизни   вокруг  нас».

 Музыкальный  руководитель   Кожушко Нина Павловна

МБДОУ  № 31  « Подсолнушек»,  г. Новошахтинска Ростовской обл.

 18 февраля 2014.

Цель:

 Ознакомление с принципами образования звуков.

Задачи:

1.Воспитание интереса к звучащему миру.

2.Развитие внимания, а также эмоциональной отзывчивости на музыку.

3. Знакомство с самодельными  музыкальными инструментами.

Оборудование:

1.  «Волшебный» сундучок,   стеклянный стакан, железные крышки от кастрюли, деревянные кубики, лист бумаги, емкость с водой.

2. Музыкальные инструменты:    «шуршики»,  «колокольный звон», «бульбики».

3. Карточки с изображением муз. инструментов: флейта, скрипка, контрабас.

Фонограммы:

1. «До, ре, ми, фа, соль…», сл. З. Петровой, муз. А.Островского. (минусовка)

2. «Музыка», сл. Иры Исаковой, муз. Г. Струве. 

3.Песня  « Музыкальные  страницы» (минусовка)

 4. «Шутка», И.С. Баха

Звучит  песня  « Музыкальные  страницы»

Музыкальный руководитель:

Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной.
Как прекрасно слышать звук:
Шум дождя и сердца стук.
Мы кричим, смеемся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину.
Как гуляет кот по крыше,
Как шуршат за стенкой мыши,
Волки воют на луну.
Мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и «невкусный»!
                      А.Усачев «Звуки»

Про человека, который внимательно к чему-то прислушивается, говорят, что у него «ушки на макушке». Мы сейчас проверим, можно ли это выражение применить ко всем вам. Я попрошу закрыть глаза и отгадать, что звучит: (стеклянный стакан, железные крышки от кастрюли, деревянные кубики,   шуршание бумагой,  переливание воды).

Музыкальный руководитель:

Молодцы! Открывайте глаза, но на этом загадки не заканчиваются.

Звук - такой шутник, что может прятаться повсюду.

Отгадайте, где живут звуки, которые я вам сейчас назову:

Дождь, ветер, метель, гроза: (Природа).

Часы, телефон, пылесос, чайник: (Дом).

Самолет, салют, карусель, церковь: (Улица).

Музыкальный руководитель: Замечательно! Теперь другое задание – продолжите ряд звукоподражаний:

а) мяу, ку-ка-ре-ку, …

б) тук, щелк, хлоп, …

Музыкальный руководитель: Подберите звукоподражания применительно к…..

а) часам;

б) шагам;

в) воде;

г) молотку;

д) кукушке;

е) собаке.

Музыкальный руководитель:

Раз, два, три, четыре, пять.
Приглашаю поиграть!

Развивающая игра  с голосом «Пробуждение» С.А. Коротаевой
(сборник «Игровая методика обучения детей пению», О. Кацер, СПб, 2008г.)

Листочки  на  ветках  шуршали                        ( шшш- тихим  голосом)

Капельки  в  гости  звали                                

Капельки  к  ним  прилетели

и  звонкую  песню  запели.                        (кап-кап-кап—нисходящим  звуком)

От  звонка  проснулся  ветер      (у-у-у   с  изменением  звуков,  помочь  рукой)

И  разбудил  всех  на  свете.

Кошку                                                                                                                                   и  с  ней  котенка,              

Спавшего  в  люльке  ребенка              (  уа-уа-уа)

Болотных  зеленых  лягушек                       (ква-ква-ква )

И  даже  ворчливых  старушек                     (бу-бу-бу)

Злую  собаку                                              (гав-гав-гав)

Назойливых  мух                                        (з-з-з-з)

Вскоре  проснулся  петух                          (ку-ка-ре-ку )

Звонко  пропел  он.

И  заблестела  роса  на  лугу                  (о-о-о   точечно, отрывисто)

Солнышко  тоже  проснулось,

И  ласково  всем  улыбнулось .      ( все запели  « А» )

Музыкальный руководитель:

Живя в предметах окружающего нас мира, таясь в природе, звуки говорят, открывают нам свои тайны. Но это еще не музыкальные звуки. Настоящие музыкальные звуки «живут» в музыкальных инструментах.

Музыкальными звуками можно выразить и какой-либо характер, и даже чей-то образ. Назовите инструменты, которые могут передать голоса птички, медведя, кошки (показать карточки с обратным чтением – догадайся!                 ( атйелф, сабартнок, аспиркс). ( флейта, контрабас, скрипка).

Музыкальный руководитель: Звук может спрятаться не только в образе, но и в нашем настроении. Когда оно хорошее, мы представляем веселую, радостную мелодию, а если плохое – слышим грустную, печальную музыку.

Великий немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах написал пьесу «Шутка». Послушайте ее.

Слушание «Шутка», И.С. Баха
Музыкальный руководитель: 

Человек-оркестр
Вы сами многозвучный музыкальный инструмент.                                                   Вы – человек-оркестр. Не верите?
Давайте разберемся.
Начнем снизу. Ноги. Шагаем – один звук. Топающий шаг – другой.  Побежали – третий. Поскок – четвертый.                                                              Можем все эти ритмы повторить руками? Можем.
Объединим эти два инструмента.                                                                         Ладонью стряхиваем с брюк крошки. Послушали, как звучит.                                    Сделали то же в разных темпах и с различным ритмическим рисунком.
Потерли ногтями об одежду.                                                                                          А теперь, ладонью об ладонь. Другой звук?
Похлопаем ладонями себя по коленям.                                                                 Теперь по грудной клетке.                                                                                             А теперь, пощелкали себя по надутым щекам.                                                     Добавили открытый рот.                                                                                 Продолжайте щелкать, изменяя положение рта от «а» до «у».
Запустили пальцы в волосы и делаем «полоскательные» движения.
Зажали нос двумя пальцами и соскальзываем одним, одновременно издавая гортанный (не раскрывая рта) звук. Чем не гавайская гитара?                                  А теперь раскрываем рот от «а» до «у».
Ну, наконец, добрались до рта.                                                                                     А голос у нас на что?
Так как, человек-оркестр, музицировать будем?

Ну, а теперь и нам запеть пора. Занимаем певческую постановку.

Мы  с  вами  вместе  будем  исполнять  нотки: до, ре, ми, фа, соль, ля, си

 «Урок пения» «До, ре, ми, фа, соль…», сл. З. Петровой, муз. А.Островского
(журнал «Музыкальный руководитель», №2, 2006г.)

Музыкальный руководитель:

Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку,
Что такое эта музыка,
Расскажите мне скорей…

Такие стихи сочинила девочка – школьница, а композитор Георгий Струве написал к этим стихам музыку, и получилась песня.

Исполняется песня «Музыка», сл. Иры Исаковой, муз. Г.Струве
(журнал «Музыкальный руководитель», №2, 2005г.)

Музыкальный руководитель:

 Все, что создано природой и человеком, имеет свой звук, свою музыку, надо только научиться ее видеть, слышать и чувствовать, и тогда ты сам откроешь музыку в себе самом и почувствуешь, что музыка обладает таинственной силой.

Дарите музыку друг другу,
Дарите музыку друг другу.
Пусть каждый день и каждый час,
Она звучит в сердцах у нас!
                        В. Степанова

Всем спасибо за внимание,
Я пою вам: «До свидания!»

                                                       Литература

1. Абелян Л.М., Забавное сольфеджио. – М., Советский композитор, 1985 г.

2. Девятова Т.Н., Звук-волшебник / Материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. – М.: Линка-пресс,  2006 г.

3. Кочемасова Е.Е., Тютюнникова Т.Э., Откуда берется звук? // журнал «Музыкальная палитра», №5, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-клас_Светильник "Бабочки"

Мастер-класс прекрасно подойдёт для посиделок с родителями на 8 марта)...

Мастер-класс на родительском собрании "Дидактическая игра как средство по сенсорному воспитанию ребенка дошкольника"мастер клас

Обаготить опыт в семье знаниями дидактических игр, способствующих сенсорному воспитанию ребенка....

Мастер-клас для родителей " Сенсорные игры дома"

middot;         Актуализировать знания  родителей (законных представителей) о значении различных видов деятельности в развитии мелкой мот...

Музыкальное развлечение для детей раннего дошкольного возраста «Я хочу услышать музыку»

Музыкальное развлечение для детей раннего дошкольного возраста «Я хочу услышать музыку» Цель: познакомить детей с разными жанрами музыки (классической, русской народной) Задачи:П...

Мастер клас для родителей средней группы "Во что играть с ребенком дома"

Мастер класс для родителей средней группы "Во что играть с ребенком дома"...

мастер клас

изготовление игры...