Непосредственная организованная образовательная деятельность в старшей группе (компенсирующей направленности) по приобщению детей к культурным традициям русского народа «Белоствольная берёза – символ Родины моей»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Лобарева Надежда Ивановна

В рамках инновационной деятельности «Патриотическое воспитание на основе духовно-нравственных традиций» совместно с учителем-логопедом в соответствии с лексической темой проводим интегрированные занятия.Структура интегрированных занятий отличается четкостью, компактностью, логической взаимообусловленностью материала на каждом этапе занятия, большой информативной емкостью материала.  Творческое партнерское взаимодействие логопеда и воспитателя в проведении интегрированных занятий позволяет создать условия для работы с детьми в разных направлениях:

  • эффективно применять специальные методы и приёмы, стимулирующие речевую и двигательную активность детей;
  • задействовать различные анализаторы для более прочного усвоения знаний;
  • способствовать дальнейшему самостоятельному применению полученных знаний и осуществлять коррекцию эмоциональных проявлений и поведенческих реакций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nood_na_seminar_.docx33.56 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственная организованная образовательная деятельность

в старшей группе (компенсирующей направленности)

по приобщению детей к культурным традициям русского народа

«Белоствольная берёза – символ Родины моей»

Программное содержание.

  • Расширить знания и представления детей о березе как о символе России, показать ее красоту и значимость в жизни русского народа;
  • Познакомить детей с культурными традициями русского народа, связанными с этим деревом;
  • Формировать лексико-грамматические категории и развивать связную речь детей;
  • Учить находить сходство между образом человека и берёзы; вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ березы;
  • Развивать познавательную активность, память, мышление, общую и мелкую моторику;
  • Воспитывать патриотические чувства, интерес к народному творчеству, умение видеть прекрасное в природе.

Интеграция образовательных областей. 

«Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Безопасность», «Музыка», «Здоровье», «Труд», «Физическая культура».

Методы и приемы.

  • Сюрпризный момент (отгадывание загадки);
  • Дидактические упражнения и игры;
  • Рассказ педагога;
  • Психогимнастика «Родная береза»;
  • Беседа «Береза – символ России»;
  • Речь с движением;
  • Рассматривание изделий из бересты;
  • Рассматривание образца и схемы-подсказки;
  • Уточнение последовательности изготовления;
  • Индивидуальная помощь;
  • Положительная оценка детских работ.

Материалы и оборудование.

  • Имитация горницы: скатерть, самовар, баранки на столе;
  • Русские народные костюмы;
  • Костюм березки, зеленый платочек;
  • Презентация «Береза»
  • Березовая веточка и прутик;
  • Магнитная доска с картинками к сказке;
  • Модель – схема к игре «Добрая помощница – береза»;
  • Образец березовой коры;
  • Изделия из бересты;
  • Образцы: кукла «Берестушка» и берестяная закладка;
  • Схема изготовления куклы «Берестушка» и берестяной закладки;
  • Ноутбук.

Раздаточный материал: берестяные ленты 150 x 15 мм (мальчикам), цилиндрические заготовки из бересты, кусочки ткани для сарафана, передника, платка, веревочки для пояса (девочкам).

Словарная работа.

Обогащение и активизация словаря детей, развитие навыков словообразования, уточнение лексического значения новых слов.

Индивидуальная работа.

Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы; индивидуальная помощь при изготовлении поделок.

Предварительная работа.

  • Экскурсия в лесопарк;
  • Беседа на тему: «Что мы знаем о деревьях русского леса», «Какую пользу приносит берёза?»;
  • Ознакомление с материалом по теме «Деревья» в ходе коррекционно-развивающей образовательной деятельности;
  • Чтение рассказов: Б. Александров «Берёза – символ Родины», И. Соколов-Микитов «Берёза», В. Зотов «Лесная мозаика»;
  • Разучивание хоровода «Береза-краса»;
  • Знакомство с репродукциями картин художников (Шишкин, Грабарь, Левитан);
  • Прослушивание музыкальных произведений о берёзе;
  • Изготовление костюма березки;
  • Знакомство со свойствами бересты.

Ход НООД

I Организационный момент.

Русская красавица. (Встречает детей с веточкой березы). Здравствуйте, детушки – девочки и мальчики! Пришло время нам с вами снова встретиться в моей избушке, в светлой горнице. Угадайте какое дерево мне веточку подарило. (Загадывает загадку про березу)

Стоит девица, ой нарядная:         

Вся – то стройная, вся – то ладная.

Белый с черным швом шит сарафан на ней.

Ветер к ней спешит, чешет кудри ей.

Зелена коса развевается,

    В ярком солнышке вся купается! (Берёза).  

Русская красавица. Правильно, березонька-беляночка, гостит у нас нынче. Входит девочка-березка. (На экране 1слайд – весенняя береза).

II. Сообщение темы и целей.

Педагог. Сегодня мы познакомимся с культурными традициями русского народа, будем говорить о березе – символе России.

III. Дидактическое упражнение «Подбери слова-родственники».

Цель: активизировать словарный запас, формировать навыки словообразования.

Педагог. У слова «береза» есть похожие слова, слова-родственники. Назовите их.

Гриб, который растет под березой… (подберезовик);

Как называют березку ласково…(березка);

Как еще называют ее ласково… (березонька);

Веник, который сделан из березовых веток… (березовый);

Роща, в которой растут одни березы… (березовая);

Березовый лес – это… (березняк);

Село в Мордовии, где много берез… (Березники).

(Дети передают березовую веточку, называют родственные слова и садятся)

Педагог берет веточку: березовица – так называли в старину березовый сок.

IV. Рассказ педагога о празднике Берещенье.

Цель: познакомить детей с праздником Берещенье из народного календаря, с обрядами и поверьями, связанными с этим днем.

(На экране 2 слайд «Весна в березняке»).

Русская красавица. 11 апреля (по новому стилю) на Руси чествовали самое любимое в народе дерево – березу. Березу называли деревом жизни, здоровья и света. На Берещенье ходили в березовые рощи, чтобы послушать деревья – не начал ли в них двигаться сок. В этот день каждая семья заготавливала березовый сок. Считалось, что этот напиток больных исцеляет. В народной культуре ей посвящено множество обрядов и поверий. Если воткнуть ветку березы в крышу, она будет оберегать дом от молнии. Так детей березовым прутиком следовало хлестать не в наказанье, а чтобы исцелить от болезней. А теперь в круг становитесь я вам прутиком кровь почищу – да здоровье добавлю. (Проводится обряд «Хлестание» березовым прутиком)

(На экране 2 слайд «Весна в березняке»).

V. Дидактическое упражнение «Скажи какая».

Цель: обогащать лексический запас детей словами-признаками; учить находить сходство между образом человека и березы.

Педагог. Из всех деревьев русского леса всех милее нам березка. Береза символ жизни, расцветающей природы, девичьей красоты и нежности.  Если бы все деревья сейчас превратились в людей, то в кого же превратится берёзка? (в девушку красавицу). А вот и она, милая березонька!

(в центр выходит девочка-березка с зеленым платочком).

Поиграем с платочком и скажем, березка какая?

Девочка-березка: «Я березка белая, а еще какая?»

(Дети передают платочек: кудрявая, белоствольная, нарядная, стройная, красивая, любимая, русская, ненаглядная, повислая.)

Девочка-березка: «Вот я какая!»

VI. Психогимнастика «Родная береза».

Цель: учить выражать с помощью движений и жестов образ березы, вызвать у детей эмоциональный отклик на ее поэтическое изображение.

Русская красавица. Давайте изобразим нашу родную, любимую березку.

(Дети выполняют движения согласно тексту).

Словно девица русская, приумолкнув, стоит,

(Дети стоят неподвижно, склонив голову).

 Над речушкой березка листвой шевелит.

(Плавно покачивают руками вверху).

 Только ветер играет в косах длинных листвы,

(Опускают руки сверху-вниз перед собой, поворачивая кистями рук).

Только звезды мигают ночью ей с высоты.

(Обе руки вверху, опускают в разные стороны, играя пальцами).

Рано утром встает она солнце встречать,

(Поднимают руки от груди вверх, как будто просыпаются).

 Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.

(Улыбаются, любуясь собой).

 И, наверно, на свете нет березы родней,

(Обе руки к сердцу).

 Ведь береза – частица России моей.

(Показывают на березку).

VII. Беседа «Береза – символ России».

Цель: расширить представления детей о березе как о символе нашей Родины, закрепить навыки составления простых и распространенных предложений, привить любовь к образной русской речи.

(На экране 3-8 слайды «Береза в лесу», «В лесопарке», «В поле», «На берегу реки», «На улицах города», «Во дворе дома»).

Русская красавица.  На просторах нашей Родины везде можно встретить красавицу березу. Скажите, а где растут березы? (Березы растут в лесах, в лесопарках, в поле, на берегу реки, на улицах города, во дворе дома. Как вы ее узнаете? (У березы белый ствол с черными пятнышками. У нее тонкие ветки и ажурная листва.) Березку, милую, родную, издавна считают символом России – нашей Родины. Про берёзку русский народ говорит: «Берёзонька глаз радует, радость источает». Посмотрит на неё человек, и веселее у него на душе становится. Как вы думаете, кто воспевает красоту русской березы? (Художники в своих картинах, композиторы в музыке, поэты в стихах, а народ в устном творчестве).

Недаром берёза – любимая героиня народных сказок. (Сказка сопровождается показом картинок на магнитной доске с участием детей.)

Давайте вместе расскажем сказку про березу. Эти картинки помогут вам ее вспомнить. Я начну, а вы продолжайте:

«Берёза из простого рода. Её батюшка - ясен месяц. Он ночью ей светит. Её матушка - красно солнышко. Оно летом её греет. Брат- соловей в лесу. Он песни ей распевает. Сестра – ранняя заря. Она росой её питает».

VIII. Дидактическая игра «Умный словесник».

Цель: закрепить умение детей подбирать сравнения и образные выражения.

Педагог. Хорошую сказку вы рассказали. Ни одно из деревьев не рождает столько образов и сравнений. Постарайтесь подобрать красивые сравнения к моим выражениям.

(На экране 9-16 слайды «Русская девица», «Девушка с длинными кудрявыми волосами», «Девушка с пышной прической», «Платье невесты», «Русская красавица в праздничном наряде», «Ажурный узор», «Зеленый остров в океане», «Девичий хоровод»).

Берёза стройная, словно… (девица).

Ветки берёзы, как … (девичьи кудри, пышная причёска).

Белые стволы берёзы- будто… (сарафан, платье невесты, праздничный наряд).

Зелёная листва берёзы похожа на … (ажурный узор, на зелёный остров, проплывающий в голубом небе).

Берёзовая роща- будто … (девичий хоровод).

IX. Речь с движением (Хоровод «Береза-краса»).

Цель: развивать умение координировать речь с движением, используя хоровод, приобщать к русскому фольклору.

Русская красавица. Береза – самое нарядное дерево. Давайте подойдем к березке и полюбуемся ею! (Дети подходят к березке, образуя круг).  В одеянии березы соединены два цвета русской природы: зелень лугов, лесов и белизна заснеженных полей. Почему березку в России величают невестой? (Нежная как невеста) Любили на Руси это удивительное дерево и водили хороводы вокруг нее, пели песни.

Ребенок:

В хоровод всех позовем

Песню звонко пропоем.

О красавице лесной,

Милой сердцу и родной!

Хоровод «Береза – краса»

Сколько деревцев красивых на пути,

А березоньки милее не найти.

Поманила нас березонька красой,

В хороводе мы любуемся тобой.

Припев:

Береза, береза – краса.

Из веток зеленых коса.

Сережки в пыльце золотой.

Нет краше березки родной!

Ты березка весною не жалей,

Соку чистого в ладони нам налей.

Мы тебя, березонька, будем украшать,

В косы ленточки цветные заплетать.

Припев:

А еще ты дай, березонька весной

На корзиночки коры берестяной.

Чтоб собрать, мы летом ягоды могли.

За добро тебе поклон наш до земли!

Припев:

X. Дидактическая игра «Добрая помощница – береза».

Цель: Обобщить знания детей о пользе березы; развивать монологическую речь.

Русская красавица.  Поиграем в игру и узнаем, почему березу народ помощницей называет. Эти рисунки-схемы помогут вам вспомнить ее добрые дела (Показать детям схему – «помогалочку», предложить расшифровать значение каждого дела.)

 В старину про березу говорили:

Первое дело – мир освещать,

Второе дело – тепло давать,

Третье дело – больных исцелять,

Четвёртое дело - чистоту соблюдать.

Как вы это понимаете?

Ребёнок (1): В длинные зимние вечера, когда люди не знали про электричество, избы освещала берёзовая лучина. Она горела ярко, но не быстро и не коптила.

Ребёнок (2): Берёзовыми дровами топили печи. Они давали много жара и долго не сгорали.

Ребёнок (3): Берёза может исцелить от многих болезней. Люди пьют отвар из берёзовых почек и листьев – в нём много витамина С, он успокаивает боль и заживляет раны.

(Педагог добавляет: «Из древесины берёзы делают лекарство -активированный угль, целебную жидкость - деготь, даже мыло есть дегтярное.)

Ребёнок (4): Раньше люди мылись в банях и парились берёзовыми вениками, так как в берёзовых листочках много полезных веществ. В народе говорили: «Вылечился Ваня – помогла баня». Березовым голечком пол метут.

 Девочка-березка: «Молодцы, ребята, много знаете о берёзе. У меня для вас подарки. Это изделия из березы и бересты. Есть у березы еще одно важное дело — дарить людям красоту».

XI. Рассматривание изделий из бересты в мини-музее.

Цель: вызвать у детей интерес к берестяному промыслу; воспитывать бережное отношение к березе.

(Русская красавица предлагает найти на выставке изделия из березы и бересты).

Русская красавица. Ствол березы покрыт берестой, мастерить из нее легко и приятно. Кору можно брать только с упавшей или спиленной березы: живая береза без коры погибнет. Посмотрите на эти изделия. Бесспорно, их можно назвать произведением искусства. И это - дело рук человеческих. Ни одна машина на это не способна. Берестяной промысел известен на Руси издревле. Берестой оплетали глиняную посуду, чтобы не разбилась, плели лапти – нарядные и праздничные, корзины, туески - крепкие и прочные, делали шкатулки, украшения, игрушки и кукол.

XII. Продуктивная деятельность (Изготовление куклы «Берестушки» -девочками, берестяной закладки - мальчиками).

Цель: Приобщить детей к истокам русской народной культуры через знакомство с народной куклой «Берестушка» и берестяным промыслом, формировать навыки в работе с берестой.

Русская красавица. Проходите, да рассаживайтесь за столы, теперь за дело пора браться. Наши руки не для скуки! Девочки сегодня куколку делать будут, а мальчики – берестяную закладку плести.

Девочки, познакомьтесь с новой куклой из бересты, называют ее «Берестушка». Эту куклу делали взрослые, чтобы она оберегала дом от плохого и злого. Для одежды куклы брали нарядные, праздничные ткани. Посмотрите, как нарядно одета куколка, какой сарафанчик, передник, платочек. У вас есть берестяная заготовка, кусочки ткани для сарафана, передника и платочка, веревочка для пояса.

 (Педагог уточняет последовательность изготовления по схемам)

Схема –ваша помощница, принимайтесь за работу.

Мальчики, эту берестяную закладку мы сплетем из модулей. Их вы уже сделали. Надо один модуль вставить в другой, как показано на схеме. Добавить третий, четвертый модуль и так плести до конца. Внимательно смотрите на схему-подсказку, приступайте к работе.

(Звучит песня «Край березовый»)

X III.  Рассматривание работ на выставке.

XIV. Итог образовательной деятельности.

- Почему береза стала символом нашей Родины? (Самое красивое, полезное дерево).

Где бы ни был человек, как бы далеко от родной земли судьба не забросила его, он всегда, тоскует о России, вспоминает стройную красавицу берёзку.

- Какую пользу приносит береза людям? (Свет, тепло, здоровье, радость).

И быть ей на наших просторах всегда, потому что вечна земля Русская!

-С каким русским народным творчеством вы познакомились? (Изготовление кукол, плетение из бересты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Зима».

Конспектнепосредственной образовательной деятельностив старшей группе компенсирующей направленностидля детей с  тяжелыми нарушениями речипо теме «Зима»....

КОНСПЕКТ открытого интегрированного показа непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя «Что мы знаем о космосе».

КОНСПЕКТ открытого интегрированного показа непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя «Чт...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР "День матери".

Данная образовательная деятельность предназначена для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и ОНР и приурочена к дню Матери.Выполнена деятельность в игровой форме....

Открытая организованная образовательная деятельность в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. ОО «Речевое развитие» Тема: «Игрушки»

Открытая организованная образовательная деятельность в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.  ОО «Речевое развитие»Тема: «Игрушки»...

Итоговое открытая организованная образовательная деятельность в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема"Помощь сказочнику"

Итоговое ООД составлен для детей  старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Приоритетеные образовательные области "Речевое развитие" "Позновательное развитие&qu...

Итоговая организованная образовательная деятельность в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "На помощь малышу Гео"

Конспект интегрированной итоговой образовательной деятельности "На помощь малышу Гео" или "Путешествие в сказочную страну"  с использованием технологии "Сказочные лабирин...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности (тяжелые нарушения речи) «Спасение Колобка».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ручеек»Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирую...