Обобщение педагогического опыта работы в старшей группе на тему: "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры»
материал (старшая группа)

Анна Дмитриевна Титова

Формирование математических представлений у дошкольников через дидактические игры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад с приоритетным осуществлением художественно – эстетического

направления развития воспитанников №24»

Обобщение педагогического опыта в старшей группе

« Формирование элементарных математических  представлений у дошкольников через дидактические игры»

E:\Мои друзья\IMG-20201229-WA0014.jpg

                Воспитатель высшей квалификационной категории

Титова Анна Дмитриевна

Ставропольский край

Новоселицкий район

село Журавское

2020-2021 год

«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры»

«Игра - это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности»

В.А.Сухомлинский.

Педагогическая проблема над которой я работаю: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры». Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Одним из основных предметов в школе является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека. В дошкольной группе продолжается работа по формированию элементарных математических представлений, начатая в младших группах. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе. Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

Актуальность данной темы

Проблема формирования познавательных процессов - одна из приоритетных задач дошкольного образования. Актуальность данной темы обусловлена, во-первых, социальным заказом в сфере образования, который отражает возрастающую потребность государства и общества в подготовке квалифицированных специалистов, умеющих продуктивно мыслить. В связи с этим в настоящее время особое значение приобретают требования к качественно новому уровню развития познавательных процессов, в том числе и на этапе дошкольного образования. Во-вторых, от качества знаний и умений, от уровня познавательных процессов и познавательной активности ребенка, сформированных в дошкольные годы, зависит развитие школьной зрелости старшего дошкольника, а, следовательно, и успешность последующего обучения в школе. Ведь дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития памяти, внимания, мышления, речи, именно в этом возрасте закладывается фундамент формирования личности.

Анализируя существующие подходы к определению понятия (И.В.Дубровина, Л.И.Божович, Е.Е.Кравцова, Н.В.Нижегородцева, В.Д.Шадриков, Н.И.Гуткина, Л.А.Венгер,Л.С.Выготский и др. ), школьная зрелость представляет собой многофункциональное сложное структурное образование, которое включает, прежде всего, зрелость в интеллектуальном, эмоциональном и социальном отношениях.

Именно под интеллектуальной готовностью как одним из компонентов школьной зрелости следует понимать требуемый уровень развития некоторых познавательных процессов: мышления, памяти, внимания, речи и т.д.

Противоречия и пути их разрешения

Практика обучения показала, что на успешность обучения математике влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. И одной из эффективных форм является дидактические игры. Основное назначение их - обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений.

Дидактические игры оправдывают в решении задач индивидуальной работы с детьми в свободное от занятий время. Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности: логика мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

Таким образом, обнаруживается противоречие, совершенствовать математическое развитие дошкольника и поиском форм и методов, которые способствуют повышению мотивации к изучению математики.

Концептуальность

Концепция по дошкольному образованию, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым нужно уделять большое внимание.

Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея опыта: определение путей повышение мотивации дошкольника в формировании элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр.

Над темой: “Развитие математических представлений посредством дидактической игры” работаю в течение последних 3 лет. За это время составила себе четкое представление о том, что дидактические игры способны развивать интеллектуальную и познавательную сферу ребенка – дошкольника лучше, развивать математические способности. Учёт принципа интеграции, который позволяет совместить в решении задач математического развития детей и задачи развития творческих способностей, эмоционально – волевых качеств личности.

Методы исследования

  • Анализ специальных литературных источников.
  • педагогический эксперимент:
  • констатирующий (диагностика математического развития детей, соответствие его современным требованиям),
  • формирующий эксперимент,
  • контрольный эксперимент.
  • методы математической обработки данных.

Для каждого ребёнка одним из самых важных процессов в жизни является игра. Уже в самом раннем возрасте малыш осваивает первые имитационные действия, постепенно приобщаясь к этому процессу, имеющему свою развивающую подоплёку. Таким образом, маленький человек постепенно осваивается в мире взрослых, овладевает необходимыми представлениями, знаниями и навыками. Наиболее важными являются развивающие или дидактические игры в детском саду. Подобные занятия способствуют формированию у детей памяти, воображения, любознательности, речи, наблюдательности. Всё это оказывает благотворное влияние на развитие мышления, помогает правильному вырабатыванию представлений об окружающей действительности. Именно поэтому дидактические игры в детском саду являются обязательным элементом обучающей программы и сенсорного воспитания дошкольников. Для достижения наилучшего результата и поддержания интереса воспитанников целесообразно использовать в детских садах разнообразные виды развлечений: предметные, словесные, настольно-печатные. Однако слишком большое количество всевозможных развивающих мероприятий может вызвать рассеивание внимания и плохое осваивание предлагаемого материала. Для каждой возрастной группы необходима надлежащая программа учебного процесса. Во время занятий в саду каждый малыш должен получить индивидуальное задание в соответствие со своими способностями и личными наклонностями. Введение новых обучающих элементов должно проходить постепенно. Необходимо заинтересовать детей не только самим процессом обучения, но и достижением результата. Вследствие этого важно, чтобы все маленькие участники процесса вовремя получали от педагога заслуженную похвалу или необходимую помощь. Воспитатель должен выступать не только организатором, но и активным участником акта развивающего мероприятия. Это поможет возбуждению интереса детей и поспособствует лучшему усваиванию материала.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников.

1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.

3. Все психологические новообразования берут начало в игре

4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.

5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

  Во время образовательной деятельности и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Дидактические игры включаются непосредственно в содержание образовательной деятельности как одного из средств реализации программных задач.   Несмотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.

    Также необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением.

При разработке системы развивающих  дидактических игр познакомилась с вопросами теории и практики дидактической игры таких исследователей как А.П.Усова, П.А. Венгер, А.К. Бондаренко, что и явилось методологической основой  работы. Эффективность использования дидактических игр в педагогическом процессе предопределяется грамотным соотнесением дидактических и воспитательных задач. Учитывая состояние мышления ребенка, его скрытые возможности, необходимо в дидактических играх ставить задачи, обеспечивающие приведение в действие всех психических функций. В большинстве исследований (Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, А.П.Усова) отмечается огромный воспитательный потенциал дидактических игр в сенсорном и интеллектуальном развитии. И с этим стоит согласиться , поскольку данный вид игр способствует становлению ряда психических процессов (внимания, восприятия, мышления, памяти, речи) и мыслительных операций (сравнения, анализа, классификации, обобщения, синтеза). Отечественный педагог А.П.Усова, оценивая дидактическую игру и её роль в системе обучения, писала: «Дидактические игры, игровые задания и приёмы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразить учебную деятельность ребёнка, вносят занимательность». Сорокина А.И. привела классификацию дидактических игр по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношении детей, по роли воспитателя. Вопросы сенсорного развития и воспитания детей изучались группой научных работников—педагогов и психологов Института дошкольного воспитания АПН СССР А. В. Запорожцем, А. П. Усовой, Н. П.Саккулиной и другими. Работы А. П. Усовой, Н. П. Саккулиной, Н. Н. Поддьякова, В. П. Аванесовой показали, что использование специально сконструированных дидактических пособий, проведение дидактических упражнений и игр должно органически сочетаться с сенсорным воспитанием, осуществляемым на занятиях рисованием, лепкой, конструированием, математикой и другими. Дидактические игры и упражнения могут применяться как в качестве одного из методов проведения самих занятий, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных на занятиях знаний.

Одним из видов дидактических игр являются задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятия формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Этим вопросам много внимания уделялось в работах В. В. Волиной, З. А. Михайловой, Б. П. Никитина, С. И. Агеевой, Т. И. Ерофеевой, Н. Н. Васильевой. Проводимые исследования подтверждают, что в ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результатах, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребёнка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства.

Новизна опыта

Новизна опыта состоит в комбинировании элементов известных методик и технологий, в адаптировании  их к условиям работы в конкретном образовательном учреждении; видоизменении игр в зависимости от знаний, умений и навыков детей, их восприятия и отзывчивости на ту или иную игру, внесении в известную игру новых элементов для поддержания интереса детей и достижения определённого результата.

Технология опыта

Цель педагогического опыта: через  использование дидактических игр при формирование элементарных математических представлений у дошкольников.

 Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

2. Исследовать эффективность использования дидактических игр в процессе. формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

3. Разработать систему занятий по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр.

4. Создание предметно – пространственной среды в группе.

Работая в детском саду, мы ставим перед собой цель: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.

Мы заметили, что дети редко отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, внимание и память слабо развиты. Было провели обследование, с помощью которого смогли выявить детей, особо нуждающихся в нашей помощи. Дети допускали ошибки в счете, не могли ориентироваться во времени, многие не знали геометрические фигуры.

Затем был составлен перспективный план дидактических игр по ФЭМП.

К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10(20), путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делается для того , чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на – нижней. Играя в такие дидактические игры, как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10(20)и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие используются на занятиях в свободное время с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Особое значение дидактические игры приобретают при формировании и развитии у дошкольников математических представлений, в том числе и количественных. Изучение количественных отношений – процесс сложный, поэтому не удивительно, что их усвоение вызывает у детей значительные трудности. Очень часто дети не понимают, для чего нужно считать, измерять, причем не приближенно, а точно.

Подбор дидактических игр для формирования и развития количественных представлений проводится в соответствии с программными требованиями, учитываются возможности участия детей в игре и интерес к ним. Играм с болеетрудным математическим заданием предшествуют игры с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой для их проведения.

Зная, что у дошкольников трудно длительное время поддерживать интерес к одному виду деятельности, а, следовательно, и к одной, даже очень полезной игре, необходимо больше внимания уделять играм с различными вариантами — одну и ту же игру следует видоизменять. Это позволит снять трудности в усвоении правил игры и сохранит еще некоторое время интерес к уже знакомой дошкольникам игре. Например, для закрепления знаний по составу чисел первого десятка проводится игра «Что изменилось?» . В этой игре используется различный дидактический материал: вначале предметы, затем картинки, наконец, числовые фигуры и карточки с цифрами.

Во вторую группу входят игры на ориентирование в пространстве. Задача педагога - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Например, игра « ХУДОЖНИКИ»

Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе продумывают ее сюжет: город, комната или зоопарк и т.д. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Взрослый заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку, вверху на крыше дома, - трубу. Из трубы вверх идет дым, Внизу перед избушкой сидит кот. В задании могут быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа, от за перед, между, около, рядом.

В третью группу входят игры для закрепления знаний о форме геометрических фигур. Детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.). Проводится игра типа "Лото". Детям предлагаются картинки (по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. 
Дидактическую игру "Геометрическая мозаика" можно использовать на занятиях и в свободное время с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Перед началом игры дети делятся на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даются задания разной сложности.

  • Например:

    Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу).
    Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье).
    Работа по собственному замыслу (просто человека).

    Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключение дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления. 
    Четвертая группа - дидактические игры на развитие логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как "Найди нестандартную фигуру, чем отличаются?", "Мельница", и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий. 
    Это задание на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагаю продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того, даю задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предлагаю выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.
    Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка.
    Начинать надо с самых простых головоломок – с палочками, где в ходе решения идут, как правило, трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. С целью развития у детей мышления, использую тетрадь Колесниковой «Я решаю логические задачи», а также различные игры и упражнения.

Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с таким заданиями начала с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагала продолжить ряд или найти пропущенный элемент.

Кроме того, давала задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них можно усложнить. Предлагаю выполнить задания, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.

В пятую группу математических игр - Путешествие во времени служит - для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение провожу несколько недель, обозначая кружочками каждый день.  В дальнейшем, можно использовать следующие игры "Круглый год", "Двенадцать месяцев", которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность. Дети с удовольствием играют в игру «ЖИВАЯ НЕДЕЛЯ». Для игры вызываю к доске 7 детей, пересчитываю их по порядку, даю им в руки кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т.д.

Затем дети, начиная с любого другого дня недели.

Игра ЧТО ЗАЧЕМ?

При проведении игр « Рисунки по клеточкам» , педагог не должен забывать о подготовке к ним: нужно прежде всего научить детей ориентироваться в клетке. Только после этого можно предлагать их детям. Поняв правила выполнения данных рисунков, ребята с большим удовольствием выполняют их, с нетерпением ожидая: что же получится? Образец предлагается детям только для сравнения и прорисовки отдельных деталей.

Глядя на образец, дети сравнивают со своим рисунком.

Также мною используются занимательные задачи в стихотворной форме.

При проведении устного счета включаются упражнения и задачи, составленные в рифмованной форме. Это оживляет работу, вносит элемент занимательности.

* * *

С неба звездочка упала,

В гости к детям забежала.

Две кричат во след за ней:

«Не забудь своих друзей!»

Сколько ярких звезд пропало,

С неба звездного упало?

* * *

Скоро праздник - Новый Год,

Встанем в дружный хоровод.

Звонко песенку споем,

Всех поздравим с этим днем.

Приготовим всем подарки,

Этот праздник очень яркий.

Кате, Маше и Аленке

Мы подарим по Буренке,

А Андрюше и Витюше –

По машине и по груше.

Саша будет рад Петрушке

И большой цветной хлопушке.

Ну а Танечке - Танюше –

Бурый мишка в сером плюше.

Вы, друзья, гостей считайте,

Имена их называйте.

Важное условие эффективности обучения математике - это внимание детей.
Внимательно слушая объяснение, ребенок легче воспринимает, понимает, запоминает содержание материала, и тем самым, облегчает свою дальнейшую работу. Поэтому большое значение уделяется воспитанию произвольного внимания у дошкольников. Для этого в занятия постоянно включаются специальные упражнения и задания, нацеленные на формирование внимания, развитие активности, самостоятельности, творческого отношения к делу.

Вот несколько заданий, способствующих воспитанию интереса и внимания на занятиях ФЭМП

Игра «Заметь все!» На наборном полотне выставляю, в один ряд 7-8 картинок с изображением предметов (гриб, мяч, пирамида). Детям предлагается рассмотреть предметные картинки (10 сек.). Затем предметные картинки закрываются, и детям предлагается перечислить их, назвать последовательность. Поменять местами две-три картинки и спросить, что изменилось на наборном полотне. Убрать одну из картинок и спросить, какая картинка исчезла, попросить описать ее.
Игру «Заметь все!» проводить можно с теми же заданиями, но заменив предметные картинки геометрическими фигурами. Дошкольникам задаются соответствующие вопросы: Какие фигуры изображены? Сколько их? Какого они цвета? В какой последовательности изображены? Попросить каждого ребенка расположить эти фигуры на парте, используя для этого индивидуальный счетный материал.

Эти задания используются при сравнении групп предметов, знакомство с понятием «столько же».

Игра «Что изменилось?» Поставьте перед детьми 3-7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.

Игра «Найди отличия». Покажите ребятам два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один рисунок отличается от другого. «Найди одинаковые». На рисунке дети должны найти два одинаковых предмета.

Игра «Ухо-нос».По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде
«Нос» -за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки.

Работа с родителями

Важная составляющая работы – это работа с родителями.  При планировании взаимодействия с родителями включала следующие формы работы:

-родительские собрания;
-консультации;
-семинары
-мастер - классы;
-оформление папок - передвижек;
-участие в выставках, конкурсах, развлечениях; в оснащении предметно - развивающей среды.

Работа начиналась с привлечения заинтересованных родителей, а  затем вовлекались  остальные. Значительная часть времени  уделялась проведению совместных мероприятий родителей с детьми.

Были проведены консультация для родителей: «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

«Дидактические игры по математике, рекомендуемые для проведения их дома»

В конце года родителям была предложена.

Сделанная работа привела к следующим результатам:

1. Между детьми и родителями сложились более доверительные отношения.
Родители чаще обращаются в ДОУ за советом по вопросам  выбора и использования игр в домашнем воспитании.

2. Инициативные родители, проникшись значимостью проблемы, вышли с предложениями организации игровой деятельности в группах и предложениями оказания помощи в оснащении банка дидактических игр.

3. Родители более активно стали принимать участия в совместных мероприятиях.  

Используя различные  дидактические игры в работе с  детьми, мы убедились в том, что  играя, дети лучше усваивают программный  материал, правильно выполняют сложные задания.

Для успешного усвоения материала по ФЭМП мною были разработаны конспекты занятий. В качестве примера предлагаю некоторые:

1. «Двигательная активность детей в ФЭМП в средней группе с использованием дидактических игр.

2. « Математика – это интересно» в дошкольной группе.

Результативность

Результативность опыта отслеживается ежегодно в течение всего времени работы с детьми. Созданный опыт использования дидактических игр позволяет качественно решать поставленные задачи. Диагностическое обследование выявления уровня развития математических способностей проводилось на основании выделенных в программе « От рождения до школы» уровней развития под редакцией Н, Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Е.М. Дорофеевой. Издательство Мозаика-Синтез Москва, 2011г.

На начало учебного года 2018:- высокий уровень - 27,2% ; средний уровень - 59,2%; ниже среднего- 13,6%

К концу учебного года 2019: - высокий уровень - 36,4%; средний уровень -54,5% ; ниже среднего 9,1%.

На начало учебного года 2019: высокий уровень -36,6%; средний уровень - 45,4%; ниже среднего уровня -18%.

К концу учебн6ого года 2020: высокий уровень -40,9%; средний уровень - 50%; ниже среднего -9,1 %.

На начало учебного года 2020: высокий уровень -22,7%, средний уровень-59,1 %; ниже среднего:18,2%

К декабрю учебного года 2020: высокий уровень - 27,3%; средний уровень -66,3; ниже среднего 9,1

Коллективный характер обучения

На занятиях и во внеурочной деятельности организую как индивидуальную и фронтальную работу, так и групповую, которая требует от участников умения сотрудничать, координировать совместные действия, находиться в постоянном взаимодействии.

Использую игры:

Игры с цифрами и числами.

«Путаница» цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует действия детей.  

«Какой цифры не стало?» убираются одна - две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему.

«Убираем цифры» можно заканчивать занятие или часть занятия, если в дальнейшем цифры не понадобятся. Перед всеми на столах разложены цифры первого десятка. Дети по очереди загадывают загадки про числа. Каждый ребенок, догадавшийся, о какой цифре идет речь, убирает из числового ряда эту цифру. Загадки могут быть самые разнообразные. Сверяют последнюю оставшуюся цифру, тем самым определяя, правильно ли выполнялось задание всеми детьми. Про оставшуюся цифру тоже загадывают загадку.

« Что изменилось?», « Исправь ошибку» способствуют

закреплению умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой. Несколько групп предметов размещают на доске, рядом ставят цифры. Ведущий просит играющих закрыть глаза, меняет местами или убирает из какой-либо группы один предмет, оставляя цифры без изменения, т.е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети открывают глаза, обнаружили ошибку и исправляют разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов, добавляют  или убирают предметы, т. е. изменяют количество предметов в группах. Тот, кто работает у доски, сопровождает свои действия объяснением. Если он хорошо справился с заданием (найти и исправить ошибку), то он становится ведущим.

«Чудесный мешочек» игра направлена на упражнение детей в счете с помощью различных анализаторов, закрепление представлений о количественных отношениях между числами. В чудесном мешочке находятся: счетный материал, два-три вида мелких игрушек. Ведущий выбирает кого-то из детей водящим и просит отсчитать столько предметов, сколько то услышит ударов молоточка , бубна или столько предметов, сколько кружков на карточке. Дети сидящие за столами, считают количество ударов и показывают соответствующую цифру.

 «Сколько» упражняет детей в счете. На доске закрепляется 6-8 карточек с различным количеством предметов.   Ведущий     говорит: «Сейчас я  загадаю загадку. Тот, кто ее отгадает, пересчитает предметы на карточке и покажет цифру. Слушайте загадку. Сидит девица в       

темнице, а коса на улице », пересчитывают, сколько морковок нарисовано на карточке, и показывают цифру. Кто быстрее поднял цифру, становится ведущим. Вместо загадок можно давать описание предмета. Например: «Это животное ласковое и доброе, оно не разговаривает, но знает свое имя, любит играть с мячом, клубком ниток, пьет молоко и живет вместе с людьми. Кто это?  Сосчитайте сколько ».

«Считай -  не ошибись! »  помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнению в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети располагаются полукругом. Перед началом игры ведущий договаривается, в каком порядке (прямом или обратном) будет считать. Ведущий бросает играющим мяч и называет число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проводится в быстром темпе, задания повторяются много раз, чтобы дать возможность как большему количеству детей принять в ней участие.

«Которой игрушки не стало?».  Ведущий выставляет несколько разнородных игрушек. Дети внимательно рассматривают их, запоминают, где какая игрушка стоит. Все закрывают глаза, ведущий убирает одну из игрушек. Дети открывают глаза и определяют, какой и которой по счету игрушки не стало.

«Кто первый назовет?». Детям показывают картинку, на которой в ряд (слева направо или сверху вниз) изображены разнородные предметы. Ведущий договаривается, откуда начинать пересчет предметов: слева, справа, снизу, сверху. Ударяет молоточком несколько раз. Дети должны подсчитать количество ударов  и найти игрушку, которая стоит на указанном месте. Кто первый назовет игрушку, становится победителем и занимает место ведущего.   

Игры на ориентировки в пространстве

«Кто где стоит». Перед детьми - несколько предметов, расположенных по углам воображаемого квадрата и в середине его. Ведущий предлагает детям отгадать, какой предмет стоит сзади зайца и перед куклой или справа от лисы перед куклой и т.д.

«Что изменилось? ». На столе лежит несколько предметов.

Дети запоминают, как расположены  предметы по отношению друг к другу. Затем  закрывают глаза, в это время ведущий меняет местами один-два предмета. Открыв глаза дети рассказывают об изменениях, которые произошел , где предметы стояли раньше и где теперь.

« Найди похожую» Дети отыскивают картинку с указанными воспитателем предметами, затем рассказывают о расположении этих предметов.

« Расскажи про свой узор». У каждого ребенка картинка (коврик ) с узором. Дети должны рассказывать, как располагаются элементы узора.

« Художники» Игра предназначена для развития ориентировки в пространстве, закрепления терминов, определяющих пространственное расположение предметов, дает представление об их относительности. Проводится с группой или подгруппой детей. Роль ведущего выполняет воспитатель. Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе продумывают ее сюжет: город, комната, зоопарк и т. д. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на  большом листе бумаги.

  « Найди игрушку».  « Ночью, когда в группе никого не было - говорит воспитатель,  к нам прилетал Карлсон и принес  в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их  можно найти». Распечатывает конверт и читает: « Надо встать перед столом воспитателя, пойти прямо». Кто-то из детей выполняет задание, идет и подходит к шкафу, где в коробке лежит машина. Другой ребенок выполняет следующее задание: подходит к окну, поворачивается налево,  приседает и за шторой находит игрушку.

« Путешествие по комнате».   Буратино с помощью ведущего дает детям  задания: « Дойти до окна, сделай три шага вправо». Ребенок выполняет задание. Если оно выполнено успешно, то ведущий помогает найти спрятанный там фант. Когда дети еще недостаточно уверенно могут изменять направление движения , количество направлений должно быть не больше двух. В дальнейшем количество заданий  по изменению направления можно увеличить. В развитии  пространственных ориентировок, кроме специальных игр и заданий по математике, особую роль играют подвижные игры, физкультурные упражнения, музыкальные занятия, занятия по изобразительной деятельности, различные режимные моменты, бытовая ориентировка детей не только в своей групповой комнате, но и в помещении всего детского сада.


 



Предварительный просмотр:

Обобщение  опыта работы на тему: «Игра как фактор развития познавательных процессов дошкольников»

         

 

                                «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир

ребенка вливается живительный поток представлений, понятий».

В. А. Сухомлинский

 

Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться.  Одна из наиболее важных способностей - способность к познанию.

В формировании разностороннего развития личности ребенка играм отводится важнейшее место. Игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.

развитие выделено в отдельную образовательную область в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Данный документ регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и позволяет по-иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.           

Проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста — одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку активность является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности.

Новизна опыта заключается в изменении подходов к организации воспитательного процесса: эффективное средство развития интереса к обучению и воспитанию -  игровая деятельность. Через игру ребенок познает окружающий мир и самого себя, учится анализировать, обобщать, сравнивать. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно.

Цель: выявить и обосновать педагогические условия, при которых игра становится более эффективным средством в развитии познавательных процессов детей дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели поставила следующие задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования познавательных процессов детей.
  2. Формировать  познавательные способности  детей в игровом процессе.
  3. Создать благоприятные условия, способствующие выявлению интересов каждого ребенка.

В работе с детьми образовательный процесс строю так,  чтобы он был направлен на развитие познавательных способностей у дошкольников и на их реализацию. Организую взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, самостоятельности и инициативности. Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:

  • вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
  • использование дидактических игр;
  • применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.

Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.

Большой вклад в изучение познавательных процессов внесли такие ученые, как:  Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Пиаже Ж., Рубинштейн С.Л. и др. Ими были разработаны различные методики и теории формирования познавательных процессов.

К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, относятся:

  • личная вовлеченность детей в различные виды деятельности;
  • применение различных дидактических заданий и игр;
  • использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти.         Все познавательные процессы взаимосвязаны между собой, а внимание присутствует в каждом из них. От того, как дети научатся внимательно смотреть и видеть, запоминать и помнить, мыслить, фантазировать, воспринимать окружающий мир во всех его красках, зависит: будет ли школьная жизнь успешной и радостной или омрачится неудачами и огорчениями. Заинтересованность и активность ребёнка, его вовлечённость в процесс обучения во многом зависит от того, насколько он сам творит это обучение. Дети дошкольники очень активны в познании окружающего мира. Их интересует буквально всё. Большую часть времени ребёнок познаёт мир сам: он наблюдает, экспериментирует, действует, получая таким образом новую информацию. Но многое для него остаётся непонятным, загадочным. Заинтересовать ребёнка непонятным, подвести к разгадке загадочного – наша задача.

 В нашей группе созданы условия для полноценного развития детей, имеется методическая и художественная литература, иллюстративный материал, дидактические пособия, демонстрационный и раздаточный материал. В группе пространство организовано таким образом, чтобы было достаточно места для занятий игровой и самостоятельной деятельности.

В группе выделено пространство для самостоятельной деятельности и игровой. Для игр имеется соответствующее игровое оборудование.

Я считаю, что эффективным методом познавательного развития дошкольников относится дидактическая игра. Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего развития личности ребёнка. С помощью дидактических игр  дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Поэтому совместно с детьми изготавливаем своими руками дидактические игры из подручных  материалов, вторсырья и т.п.

В работе использую  дидактические игры по ФЭМП: «Считай дальше», «Чудесный мешочек», «Найди пару», «Назови соседей», «Найди столько же», «В какой руке сколько?», «Считай – не ошибись»,   « Назови соседей», «Назови пропущенное слово», «Лови, бросай, дни недели называй!», «Тик – так», «Назови предмет», «Разделим и угостим друг друга» и т.д.

Дидактические игры по приобщению к социокультурным ценностям: «Назови одним словом», «Где это можно купить», «Мир тканей», «Из чего сделано?», «Путешествие по городу», «Магазин игрушек».

Дидактические игры по ознакомлению с миром природы: «Кто лишний?», «Где спрятался зайчик?», «Кто, где живет», «Птицы (звери, рыбы), «Природа и человек», «Воздух, земля, вода», «Назови три предмета», «Что лишнее?», «Когда это бывает?», «Какое время года?». «Назови одним словом».

Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т.п.

Также использую в своей работе другие виды игровой деятельности, где дети проявляют свою активность, взаимопомощь, интерес.  Сюжетно ролевые игры такие как:  «Парикмахерская», «Больница», «Строители», «Гости», «День рождения», «Улица» «Путешествие с героями любимых книг», «Магазин», «Почта», «Школа», «Библиотека», «Ателье» и т.д.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Темы игр разнообразны. Благодаря этому дети смогут пережить в игре то, что переживают взрослые люди в повседневной жизни. Таким образом, дети постепенно вживаются в социум, узнают правила поведения и общения в современном мире.

Что касается атрибутов для сюжетно-ролевой игры, то в подготовительной группе мы не предлагаем их детям в готовом виде, а они сами используют предметы-заместители, дополнительный игровой материал. Например, строительный материал используют в качестве мыла, продуктов питания (хлеб), мобильного телефона и т. д. Это способствует развитию воображения и образного мышления.

Также в своей работе часто использую в разных режимных моментах разнообразные подвижные игры. Активна роль подвижных игр в умственном воспитании: дети учатся действовать в соответствии с правилами, усваивают смысл игры, запоминают правила, обладают пространственной терминологией, учатся осознанно
действовать в изменившейся игровой ситуации, познают окружающий мир.
В процессе игры активизируется память, развиваются интеллект, фантазия,
мышление, воображение, формируются социальные качества, честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Подвижная игра учит искренности, товариществе. Имеются картотеки подвижных игр.

Играем с детьми в театральные игры. Ребёнку предоставляем возможность побывать в роли актёра, режиссёра, декоратора, музыканта, поэта. Каждый ребёнок играет свою роль по-своему, но все копируют в своих играх взрослых. Поэтому театрализованной деятельности стараюсь  уделять должное  значение и всем видам детского театра, что помогает формировать правильную модель поведения в современном мире, повысить культуру ребёнка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Для театральных игр  в группе оформлены: ширма, платочный театр,  пальчиковый театр, теневой театр, театр на прищепках, на ложках, фланелеграф, полумаски, т.д.

В работе с родителями по познавательному развитию использую традиционные и нетрадиционные формы работы, такие как: беседа, родительские собрания, консультации, выставки,  анкетирование; фотомонтажи, фотовыставки, деловые игры, выставки детских работ, участие в конкурсах разного уровня.

Родители помогают обновлять предметно-развивающую среду - создают своими руками интересные атрибуты, которые дети  используют в играх, на занятиях, в исследовательской деятельности, на прогулке. Консультируем родителей, о  том, как можно применять  подручные материалы  дома для развития игровых способностей ребенка.

Родители  принимают активное участие  в жизни группы.

Таким образом, игра является  эффективным средством создания оптимальных условий для развития познавательных способностей, высокого уровня творческой деятельности, потенциальных возможностей детей. Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе игровой деятельности. Игра имеет свою цель - обучить ребенка чему-либо новому или закрепить имеющиеся у него знания, умения, навыки. Игра - это средство обучения, воспитания и развития. Она помогает легче запомнить, повышает работоспособность, учит оценивать свои успехи и обучение становится интересным и занимательным.

Ребенок, мало играющий, теряет в своем развитии, так как в игре, по выражению Л. С. Выготского, «ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он в игре, как бы на голову выше себя…». Поэтому у нас с родителями единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.

Планирую в дальнейшей деятельности  продолжать  активно изучать все методические новинки, новые педагогические технологии, обновлять картотеки игр, применять современные методы в работе с детьми для познавательной деятельности.

Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути всестороннего развития детей, сотрудничая с родителями.

 

 

                 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование по теме: «Развитие элементарных математических способностей дошкольников через дидактические игры»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Березка» структурное подразделение «Звездочка»        Самообраз...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры».

План работы по самообразованию по теме:«Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры»....

План по самообразованию на тему:" Формирование элементарных математических представлений дошкольников через дидактические игры"

В данном материале представлено планирование педагогической деятельности по теме " Формирование элементарных математических представлений дошкольников через дидактические игры"...

План работы по самообразованию в средней группе по теме: "Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения"

Цель: Создать условия для развития речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры, упражнения и чтение художественной литературы...

ПЛАН РАБОТЫ по самообразованию по познавательно – речевому развитию в средней группе Тема: «Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»

Актуальность темыВ настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого...