Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе культуры народов России
методическая разработка по теме
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
на основе культуры народов России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_0_1.docx | 649.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
на основе культуры народов России
Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети.
Когда национальное умирает в детях, то это означает начало
смерти нации.
Г.Н. Волков, доктор педагогических наук
Наша страна - Россия. В ней проживает многонациональный народ - россияне. Россияне - это башкиры, татары, русские, украинцы, алеуты, чукчи и др.
Многонациональным является и наш город Аша, поэтому в процессе духовно- нравственного воспитания дошкольников в ДОУ педагогу важно учитывать не только возрастные особенности детей, но и их принадлежность к тому или иному этносу.
Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общностью культуры, языка и осознающих свое единство. Признаками этноса являются: общность происхождения и исторической судьбы; язык, религия; материальная и духовная культура; общие черты психологического склада.
Этническая идентичность (национальное самосознание) как осознание своей принадлежности к определенному этносу начинает формироваться у человека уже в дошкольном возрасте через приобщение его к наследию своего народа. Тот дух, который царит в семье, дух которым живут родители и люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в развитии духовно-нравственного воспитания ребенка. Известный русский философ В.В. Зеньковский отмечал: «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие». Не случайно во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями.
Известный психолог Ж.Пиаже, один из первых проследивший динамику развития этнической идентичности в онтогенезе, выделил три этапа ее формирования:
1. Первые фрагментарные, несистематические знания о своей этнической принадлежности ребенок приобретает в старшем дошкольном возрасте.
2. В 8 - 9 лет у ребенка развиваются национальные чувства и идет четкая идентификация с членами своей этнической группы.
3. В 10 - 11 лет этническая идентичность формируется в полном объеме: ребенок осознает этническую самобытность не только своего народа, но и других.
Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
В литературе не существует единого определения термина «культура». Наиболее приемлемой является данная трактовка: «Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека».
Приобщение к национальной культуре в дошкольном возрасте идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, и осваивается в активной созидательной деятельности. Оно включает в себя знания об элементах культуры народов:
- материальной (основной тип поселений, жилища, основные предметы быта; национальный костюм; национальные кушанья; особенности трудовой деятельности);
- духовной (народные обычаи, обряды, праздники; язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка); искусство (песни, танцы, произведения художественного и декоративно-прикладного творчества, литература);
- нормативной (общечеловеческие нравственные качества; правила общения между людьми внутри этноса и вне его) - большинство исследователей относят данный вид культуры к духовной.
Деление культуры на материальную и духовную можно считать условной, т.к. провести грань между ними сложно. Духовная культура может воплотиться в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда), а материальная культура развивается благодаря духовному прогрессу.
Необходимо помнить о том, что многие памятники материальной и духовной культуры возникли в связи с религией.
В духовно-нравственном воспитании дошкольников на основе культуры народов России используются разнообразные формы и методы работы, позволяющие познакомить детей:
- с народными праздниками, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений; задача педагога – помочь детям установить связь праздников с временами года, сезонным трудом и отдыхом человека. (Ярмарка, Осенины, Новый год, Рождество, Святки, Масленица, Встреча птиц, Пасха, Троица);
- с народными играми, отражающими образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои; позволяющие дошкольникам обретать гармонию с окружающим миром. Перед игрой необходимо провести беседу о культуре и быте народа. Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом («Укрась одежду национальным узором», «Сортируй узоры», «Исправь ошибку» (национальные куклы одеты неправильно); дидактические игры с тематикой родного города помогают формировать чувство любви к Родине, гордость принадлежностью к этому народу («Узоры родного города», «Путешествие по городу», «Где находится памятник?» «Птицы нашего города», «Загадки о городе»);
- с фольклором, которому присущи нравственные ценности: представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т.д.; задача педагога – показать глубокий нравственный смысл сказок, пословиц, поговорок, их поэтичность, отражение в них национального характера, мировосприятия; со средствами выразительности родного языка (яркость, образность, меткость);
- с изделиями традиционных народных промыслов, которые позволяют формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам народного декоративно-прикладного искусства, воспитывать желание заниматься подобной деятельностью. При этом дети получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства, их бытовым и эстетическим назначением; в процесс изготовления народных игрушек и других предметов приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи. Воспитатели помогают понять детям, как любимые народом занятия связаны с природными особенностями края;
- с народным костюмом, что позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа; внимание младших дошкольников акцентируется на внешнем виде костюма, его форме, расцветке, элементах украшения; старшие дошкольниками классифицируют его по принадлежности: праздничный - будничный; для женщины - девушки; женский – мужской;
- с архитектурой как частью народного искусства, связанной с традиционной народной культурой и природной средой. Дети до 5 лет получают представление о деревянном доме с резными наличниками и о современном кирпичном доме. Они сравнивают дом прабабушки и дом, в котором они живут. Находят общее между ними и различия. Дети старшего дошкольного возраста получают новые знания: об архитектуре древнего и современного города (села); о сельском рубленом доме, тереме расписном; городском доме; деревянной резьбе; культовых сооружениях (соборах, церквях), их внешнем виде и украшениях и др. Знакомятся с пословицей «Хорошая работа два века живет».
Высокоэффективными в данной работе являются:
- посещение городского краеведческого музея и мини-музея детского сада;
- целевые прогулки и экскурсии;
- познавательные беседы;
- творческая продуктивная и игровая деятельность детей;
- беседы;
- чтение и обсуждение литературы;
- просмотр и обсуждение иллюстраций, презентаций;
- совместные праздники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»
Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...
"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...
«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством использования театральной деятельности и приобщения к духовно-нравственным ценностям в сказках русского народа.
Чуткость, милосердие, сострадание - это важные качества, которые необходимы человеку и обществу. У каждой личности должны быть эти качества. В наше время мы наблюдаем некоторый «дефицит» этих качеств....
формирование духовно-нравственных качеств через традиции русского народа.
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своегонарода у детей дошкольного возраста ....
Консультация: «Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».
Консультация:«Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»...