Проект приобщения старших дошкольников к национальной культуре народов, населяющих республику Татарстан
план-конспект урока по теме

Ягфарова Альфия Нургалиевна

 

 помочь воспитателям дошкольного образовательного учреждения раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих республику Татарстан, их обычаях, традициях, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                    «Детский сад» общеразвивающего вида «Гөлбакча» с.Кульшарипово»

Проект приобщения старших дошкольников

к национальной культуре народов, населяющих республику Татарстан

                                                                Составили:

                                                                Илалтдинова Р.А.-Зав.ДОУ

                                                                Ягфарова А.Н.-воспитатель

Проект приобщения старших дошкольников к национальной культуре народов, населяющих республику Татарстан

«О тебе и твоем народе»

Пояснительная записка.

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э.К.Суслова.

         Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

         Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы педагога. В нашей республике, да и в нашем городе живет много представителей народов Поволжья. Это - русские, татары, чуваши, удмурты, башкиры, марийцы, мордвины и т.д.

          И маленький татарин, и маленький чувашин, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. На занятиях мы рассказываем детям о народах Поволжья, их быте, культуре, читаем стихи, сказки, играем в различные игры, в которые дети с удовольствием играют. В детском саду проводятся развлечения, спортивные мероприятия, на которых используются народные игры народов Поволжья.

        Реализация данного проекта требует от педагогов и родителей пополнить знания о различных компонентах национальных культур народов, населяющих республику Татарстан.

Проект построен на следующих положениях:

1. Сферы личности ребенка тесно взаимосвязаны в процессе познания национальной культуры. Полученные ребенком знания должны вызывать эмоции, чувства, отношения. Работу с детьми необходимо начинать с информативного материала, который направлен не столько к разуму, сколько к его чувствам, личному опыту.

2. Полученная ребенком информация о национальной культуре должна найти отражение в разнообразной деятельностной сфере. Знания должны стимулировать детскую активность, сочетаться с практической деятельностью.

3. Проект предусматривает последовательное ознакомление ребенка с национальной культурой народов с учетом его индивидуальности. Это зависит от опыта ребенка, его пола, особенностей развития эмоциональной, когнитивной и деятельностной сфер.

4.Тактика деятельности взрослого и ребенка – сотрудничество. В педагогическом процессе взрослые должны стремиться создавать ситуации, требующие от ребенка проявления интеллектуальной, нравственной, художественно-творческой активности. Педагог занимает особую личностную позицию – исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Результатом такой тактики деятельности является свобода мышления, развитое воображение ребенка.

Цель программы - помочь воспитателям дошкольного образовательного учреждения раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих республику Татарстан, их обычаях, традициях, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей.

Для реализации этих трех направлений используются разнообразные средства:

- устное народное творчество;

- художественная литература;

- музыкальное народное творчество;

- декоративно-прикладное искусство, живопись;

- народные праздники, обряды, традиции;

- игра, народная игрушка и национальная кукла;

- этнические мини-музеи.

Пути реализации задач:

Проект поможет воспитателям дошкольных образовательных учреждений показать ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих республику Татарстан, их обычаях, традициях, фольклоре.

Визитка проекта

1.Название проекта

Патриотическое воспитание дошкольников

2.Творческое название проекта

О тебе и твоем народе

3.Авторы проекта

Илалтдинова Рамзия Ахтямовна

Ягфарова Альфия Нургалиевна

4.Место работы

РТ, Альметьевский район  с.Кульшарипово

Ул.Тукая, дом 54б

МБДОУ «Д/с «Голбакча» с.Кульшарипово»

5. Гипотеза

Используя возможности образования, через создание открытого образовательного пространства можно вести пропаганду активной жизненной позиции, ценностей исторического, культурного и духовного наследия, действенности ритуалов и символики:

6. Вопросы учебной темы

Ознакомление с окружающим, музыкальные занятия, рисование, аппликация, экскурсии.

7. Участники проекта

Дети, родители воспитанников, воспитатель группы, музыкальный руководитель,

8 Цель проекта

Воспитывать интерес к национальной культуре, вызвать положительные эмоции и чувства детей в процессе познания.

Задачи:

Содержание:

- ознакомление с краеведческим материалом;

- ознакомление с устным народным творчеством;

- ознакомление с бытом, традициями, обычаями народов.

- народные игры (подвижные, хороводные, настольные, забавы).

-народные игрушки.

- дидактические игры

-сюжетно-ролевые игры.

-театрализованные игры.

9. Формы представления результатов:

тематические праздники, выставки, участие в концертах, творческие недели, выступления на педагогических советах и родительских собраниях

10. Вид проекта:

Творческий

12. Дидактические и организационные материалы (тесты, кроссворды, памятки)

Анкеты для родителей «Знаешь ли ты свой край?», «Приобщение детей к истокам русской культуры», диагностика детей старшего возраста с целью выявления знаний детей о национальной культуре.

Планируемый результат.

1. Расширение представлений детей об окружающем мире.

2. Обогащение представлений детей о доброте и зле.

3. Углубление жизненного опыта.

4. Знание правил народных игр, умение в них играть.

5. Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.

Ресурсы

Внешние ресурсы

Внутренние ресурсы

Кадровый потенциал

-  сотрудничество с музеем школы, Домом культуры села, сельской библиотекой

- Педагоги других ДОУ города и района

- Педагоги ДОУ

- Родители

Материально-техническое обеспечение

-Оборудование национальных уголков в группах;

- Пополнение методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса.

-Приобретение необходимого дидактического материала

- Создание игротеки игр разных народов

- Обеспечение условий для развития толерантности

- Создание сюжетно-ролевых игр

- Создание дидактического, раздаточного материала для проведения народных игр.

Схема реализации проекта

Игровая деятельность

Театрализация народных сказок – совместное творчество детей, воспитателей и родителей воспитанников. Изучение народных игр.

Социально – нравственное воспитание

Изучение традиций народов Поволжья.

Речевое развитие

Знакомство с фольклором народов Поволжья (потешки, сказки, пословицы, поговорки)

Ознакомление с окружающим

Формирование представление о том, что такое планета земля, какие люди живут на земле, чем они похожи на нас и чем они отличаются.

Художественная литература

Изучение стихов о детском саде, семье, Родине. Знакомство с поэзией народов Поволжья. Чтение сказок разных народов.

Изобразительная деятельность

Изучение народного декоративно-прикладного искусства.

Изучение традиционных народных промыслов, способов и приемов их изготовления.

Музыка

Народные праздники.

Изучение народных песен.

Песен патриотического содержания.

Этапы работы над проектом.

Подготовительный этап

1. Совместное планирование деятельности.

2. Подбор методической литературы

3. Составление планов работы

Практическая деятельность детей

1.Обеспечение условий для реализации проекта.

2. Разработка образовательных маршрутов для участников проекта.

3.Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методик формирования культуры межнациональных отношений.

4.Совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ (смотр национальных конкурс уголков, создание информационного стенда для родителей…).

5. Внедрение в практику работы с детьми серия занятий «О тебе и твоем народе»

6. Организация работы обучающего семинара для педагогов.

7. «Родительский всеобуч» (просвещение родителей по вопросам воспитания национального самосознания и чувства толерантности у детей с дошкольного детства.)

8. Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме.

9. Организация работы по следующим направлениям:

- Организованные мероприятия

- Досуговые мероприятия

- Тренинговые занятия

- «Справочное бюро»

(консультирование)

- Открытые просмотры

- Творческо - оформительская деятельность и др.

11.Осуществление контроля над реализацией проекта.

Заключительный (аналитический)

Презентация проекта на заседании педагогического совета МБДОУ.

Обработка результатов по реализации проекта.

Внесение дополнений, поправок в случае нерешенных или побочных проблем .

Инициативная группа

Диагностика для выявлений детей знаний о национальной культуре.

Ожидаемый результат: данный проект позволит воспитать свободную, творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.

Схема работы по проекту «О тебе и твоем народе».

График проектных мероприятий

Содержание

Сроки

Ответственный

Работа с детьми

1

Серия занятий по ознакомлению дошкольников 3-7 лет по приобщению к национальной культуре

В течение года

Воспитатели групп

2

«Знакомим с народными промыслами» – игры – занятия по изо деятельности 1 раз в неделю

В течение года

Воспитатели групп

3

Творческая неделя «Играем в старину»

- Спортивно-фольклорный праздник «Зимние забавы»

Февраль    

Воспитатели групп

4

Встречи с фольклорными группами народов Поволжья

В течение года

Музыкальные руководители

5

Экскурссия в музей  «Наследие народа»

Сентябрь  

Воспитатели групп

6

Национальный праздник «Сөмбел»

Октябрь  

Воспитатели

7

Неделя народных игр

воспитатели

Музыкальные руководители

Воспитатели  

8

Конкурсы детского творчества:

«Мир национальных узоров»

«Мы рисуем сказку»

Март

Воспитатели групп

9

Экскурсия в музей города

В течение года

Воспитатели групп

10

Творческая неделя «Играем в старину» (развлечения, игры, рисование, лепка, изготовление кукол)

Декабрь,

Март  

Воспитатели групп, муз. руководители

11

Конкурс «Татар кызы», «Татар малае»

Март  

Воспитатели, муз. руководитель

12

Диагностика (для выявления у детей знаний о национальной культуре старшего возраста)

Апрель

Воспитатели групп

13

Национальный праздник «Науруз»,

Народный праздник «Масленница»

Апрель  

Воспитатели, муз. руководитель,

14

Экскурсия в музей ветерана ВОВ

Май

Воспитатели групп

15

Я, ты, он, она - вместе целая страна»

развлечение (итоговое занятие).

Май  

Воспитатели групп

16

Национальный праздник «Сабантуй»

Июнь

Воспитатели, муз. руководитель

17

Мероприятие, посвященное «Дню республики Татарстан»

Август  

Воспитатели, муз. руководители, воспитатели по обучению тат. языку

Работа с педагогами

1

Оформить уголок народного прикладного искусства

В течение года

Воспитатели групп

2

Организация предметно-развивающей среды в группах по изучению народов Поволжья

Октябрь

Ст.воспитатель воспитатели групп

3

Проведение методической недели «Добро пожаловать в страну Игралию».

Январь

Ст.воспитатель воспитатели групп

4

Семинар – практикум « Ознакомление детей с народным искусством Татарстана» (критерии сформированности знаний и умений)

Июнь

Ст.воспитатель воспитатели групп

5

Презентация материалов для родителей

Май

Ст.воспитатель воспитатели групп

6

Научно-методическое обеспечение педагогов

В ходе реализации проекта

Заведующий Ст.воспитатель

7

Использование маршрута «Дом – детский сад»

Февраль  

Воспитатели групп

8

Лекторий «Народные игры в организации двигательной активности детей на прогулке»

Проведение диагностики для выявления знаний детей о народном творчестве, искусстве, быте народов Поволжья

Апрель  

Воспитатели групп

9

Презентация «Дидактические игры, методические разработки, перспективные планы»

Март - апрель

Воспитатели групп

10

Педагогический совет «Национальное образование - основа приобщения дошкольников к истории и культуре народов Республики Татарстан»

Заведующий

Воспитатели

11

Отчет воспитателей о ходе реализации проекта

Май

Воспитатели

12

Оперативный контроль по данной тематике

Июль - август

Заведующий

План работы с родителями

1

Анкета «Патриотическое воспитание»

«Семья вместе – душа на месте» развлечение с родителями.

Конкурс поделок "Осенняя фантазия".

Посещение групповых родительских собраний на тему: «Цели и задачи по обучению детей татарскому языку».

Сентябрь  

Воспитатели

2

Праздник «Сюмбеле»

Праздник день пожилых людей «Наши дедушки, наши бабушки»

"Родословное древо";

Консультация

«Воспитание и развитие детей в семье на идеях народной педагогики через игру»

Октябрь  

Воспитатели, музыкальный руководитель

3

Консультация на тему «Фольклор в познавательном развитии»

Праздник ко дню Матери «Слово о матери»

Оформление национального уголка в группе

Пополнить папки «Учим русский язык»

Ноябрь  

Воспитатели

4

Папка-передвижка о празднике Старого Нового года «Обряды вчера и сегодня»

«Гадание на Руси (игры, хороводы, песни)»

День открытых дверей

Новогодний праздник"

Декабрь  

Воспитатели

5

Народные игры народов Поволжья

Консультация «Колыбельная для малышей»

Анкета « Знаешь ли ты свой край?»

Январь  

Воспитатели

6

Праздник ко дню Защитника отечества

Папка-передвижка «Обряды и обычаи в праздник Масленицы»

«Русская кухня» знакомство с процессом приготовления блинов

Февраль  

Воспитатели, музыкальный руководитель

7

Конкурс игрушки «В каждой избушке свои игрушки»

«Игры да потехи» развлечение

Анкета «Приобщение детей к истокам национальной культуры»

Март    

 

Воспитатели

8

Консультация «Народные праздники»

Экскурсия "В музей вместе с ребенком";

Акция «Ваш подарок для музея»

Апрель  

Воспитатели

9

Подготовка к празднику и его проведения

«Дорогие ветераны, поздравляем Вас»

Тематическая выставка "День Победы - праздник дедов";

Май

Воспитатели, музыкальный руководитель

10

Национальный праздник «Сабантуй»

Июнь

План мероприятий, посвященных дню рождения Клары Булатовой

п/п

Мероприятия

Ответственные

1

Занятие «Знакомство с творчеством К.Булатовой»

Воспитатели

2

Разучивание стихотворений К.Булатовой

Воспитатели

3

Развлечение «Шигърият кичәсе”

Воспитатели

муз.руководители

4

Выставка книг К.Булатовой

Воспитатели

План по ознакомлению детей

с декоративно – прикладным искусством народов Поволжья

Месяц

Мероприятия

Сентябрь

Ознакомление детей с декоративно – прикладным искусством

Октябрь

Знакомство с национальным костюмом сибирских татар

Ноябрь

Искусство кожаной мозаики. Татарские сапожки (ичиги).

Роспись татарских сапожек

Декабрь

Ознакомление с татарским растительным орнаментом

Январь

Золотошвейное искусство (калфак). Роспись калфака

Создание элементов татарского костюма (калфак– девичий головной убор, нагрудные украшения).

Февраль

Аппликация «Тарелочка» (татарский орнамент)

Март

Самостоятельное составление и раскрашивание моделей татарской одежды в игре «Придумай наряд для куклы».

Рисование на тему «Чувашский фартук»,

Апрель

Лепка произведений гончарного искусства (посуда)

Разукрашивание пасхальных яиц

«Платье для куклы» (дымковские узоры)

Май

Итоговое занятие «Мастерская умелых рук».

Список литературы.

1.Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина… - М: АРКТИ, 2004.

2 Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.:Детство - Пресс, 2002.

3 Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью».

4 Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М:ЦГЛ, 2005.

5 Куприна Л.С.Знакомство детей с русским народным творчеством СПб:Детство – Пресс, 2003.

6 Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду».

7 Авдеева Е.В. «Патриотическое воспитание старших дошкольников». - Мн., 2004. - С.

8 Богомолова М.И. «Интернациональное воспитание дошкольников». - М.: Просвещение, 1988.

9 Гаранина Т.П. «Семейные традиции и их роль в воспитании детей». - Мн., 1983.

10 Дошкольная педагогика./Под ред. В.И.Логиновой, Т.Г.Саморуковой. - М.: Просвещение, 1980.

11 Жарикова А.Д. «Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада». М.: Просвещение, 1980.

12 Жуковская Р.И. и др. «Родной край: пособие для воспитателей детских садов»./ Под ред. Козловой С.А. - М.: Просвещение, 1990.

13 Козлова С.А. «Воспитание патриотических чувств.// Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». Под ред. Н.Ф. Виноградовой, - М.: Просвещение, 1980.

14. Никонова Л.Е. «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». - Мн.: Народная асвета, 1989.

15. Никонова Л.Е. «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» - Мн.: Народная асвета, 1991.

16. Панасенко Г.И. «Роль знаний об общественных явлениях в формировании положительного отношения к окружающему у детей 5-7 лет». - Л., 1973.

17. Панько Е.А. и др. «Развитие познавательных процессов дошкольника»./ Уч. пособие. Мн.: МПИ, 1984.

18 Чечет В.В. «Воспитание патриотических чувств». - Мн.: народная асвета, 1997..

19 «Аппликации по мотивам народного орнамента», Богатеева З. А.

20 Чечет В.В. «Патриотическое воспитание в семье». - Мн.: народная асвета, 1989

ПРИЛОЖЕНИЕ

Диагностика

(для выявления у детей знаний о национальной культуре старшего возраста)

Ф.И. ребенка

Уровни

Примечание

I

II

III

1 Использует в речи потешки, прибаутки, пословицы, поговорки, загадки, считалки.

2 Знает народные приметы, умеет соотнести увиденное в природе с народными приметами.

3 Знает быт народа и традиции народной культуры.

4 Знает сказочных и былинных героев.

5 Использует пословицы и учавствует в народных праздниках.

6 Умеет играть в подвижные игры и хороводные.

7 Знает историю народного костюма.

8 Имеет представление о народных промыслах (хохломские, городецкие, палеховские, дымковские).

9 Умеет раскрашивать красками игрушки, кокошники, сарафан, полотенце, яйца.

10 Умеет классифицировать бытовые предметы, выделять характерные признаки предметов, обобщать.

11 Знает достопримечательности своего города.

Перспективный план по НРК на лето.

№ п/п

недели

месяца

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

1

“Бармак” уены, “Песи белән тычкан”

“Карусель”; рус.нар.игра “Кот и мышь”

“Үз өеңне тап”

“Күрсәт әле үскәнем”

“Көн-төн”

“Очты-очты”

июнь

2

“Ыргыт hәм тотып ал ”

рус.нар.игра: “Гуси”

рус.нар. игра: “Краски”

“Күрсәт әле үскәнем”

“Әбәкләшү”

рус.нар. игра:

“Мячик кверху”

“Үзеңә пар тап”

рус.нар. игра:

“Ловишка в кругу”

июль

3

“Очкычлар”

рус.нар. игра:

“Филин и пташки”

“Бетмәс куян”

рус.нар. игра:

“Пятнашки”

“Куянкай”

рус.нар. игра:

“Краски”

“Очты-очты”

“Ябалак”

август

Выступление на родительском собрании: «Фольклор в познавательном развитии детей».

Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался им в форму примет, поговорок, пословиц, закличек, загадок, песен, сказок, легенд. Фольклор, который способствует не только формированию эмоционально положительного отношения к миру как к чуду, но и познавательному развитию.    

Заклички, приговорки. Их обычно произносят, когда что-то делают (например, скачут на одной ноге, чтобы из уха вылилась попавшая туда во время купания вода); обращаются к кому-то (например, к мышке, чтобы дала новый зуб вместо выпавшего молочного) и т.п.  Заклички, приговорки были преисполнены глубочайшей веры наших предков во всемогущие силы природы, а знание их сближало детей и взрослых; приговорки наполняли их сердца надеждой на обильный урожай, достаток, богатство, помогали легче перенести невзгоды, с юмором отнестись к житейским неурядицам. Потешки. Они, как правило, сопровождали игры с малышом (с его пальцами, руками, ножками). Дети любят прибаутки (или маленькие сказки в стихах), которые«приближают» окружающий мир, делают его реальным и понятным. Среди прибауток много небылиц. Их можно использовать для игр типа «Бывает- не бывает». Небылицы, перевертыши вызывают у детей добрый смех, помогают устанавливать реальные связи и отношения в окружающем мире, объяснять их через «критику» содержания прибауток. Песни и приговорные напевы сопровождают различные действия людей в поле, огороде, дома Дети любят обыгрывать содержание таких песен. Песни и приговорные напевы укрепляют бережное и любовное отношение детей к домашним животным.

Уж как я ль мою коровушку люблю!

Уж как я ль ей крапивушку нажну!

Кушай вволюшку, коровушка моя,

Ешь досыта, Буренушка моя!

Пословицы и поговорки так же, как и заклички и приговорки, надо выбирать такие, чтобы их смысл можно было проверить путем наблюдении. В ходе беседы, постановки опытов и т.д.

Апрель водой славен, почками красен.

Без росы и трава не растет.

Некоторые пословицы и поговорки помогают раскрыть причинно-следственные связи в природе, например: «Красна ягода, да на вкус горька». Загадки используются для проверки знаний^ наблюдательности и сообразительности. Загадка -мудрый вопрос в форме замысловатого, как правило, ритмически организованного описания чего-либо. Я подбираю загадки, которые позволят детям увидеть многообразие мира, приоткрыть, поднять завесу над его тайнами. Разбирая загадки, я обращаю внимание на сравнения, образные выражения (небо-ковер, ночь- черный лебедь). Это поможет детям составить свои интересные и образные загадки. Работу по ознакомлению с фольклором провожу одновременно с расширением знаний детей с окружающим миром, с воспитанием потребности общаться с природой и приходить ей на помощь, участвовать в трудовой деятельности (по уходу за растениями, животными, по наведению порядка на участке, в ближайшем окружении).

Сценарий национального праздника «Сабантуй»

Действующие лица: ведущие батыр и девушка.

Место проведения: спортивная площадка д/сада.

Задачи: 1. Способствовать развитию интереса детей к татарской национальной культуре  

2. способствовать оздоровлению детей, выработки положительных эмоций.

Атрибуты: шест, ведра, ложки, ведра, теннисные шарики, мешки, платок, тюбетейка, коромысло, яйца, веревка с призами, ножницы, горшок – ведро, палка гимнастическая, канат, 4 стула. Звучит татарская музыка, дети стоят полукругом, девочка и мальчик несут шест, за ними трое мальчиков проходят по кругу с шестом, знаменуя начало праздника.

Ведущий читает стихи.

Ведущий 1:

 Сабан туе – хезмәт туе,

Шатлык һәм бәхет туе,

Уйнап, биеп, җырлап, көлеп

Бәйрәм итик көн буе.

Ведущий 2:

Сабантуй – он состязанье,

Аргамак в пыли летит.

Эй, скакун, твое призванье –

Ворох искр из-под копыт!..

Сабантуй – борьба на воле,

Нету в удали греха…

В сабантуе – дух работы,

Труд прославил отчий край,

Покажи себя, каков ты,

В грязь лицом не ударяй!

Ведущий 1:

Сабантуй – сагынып һәр елның котлы булуын теләп алынган иң хөрмәтле бәйрәм – туй. Кышкы айлар үтеп, һәр кешегә рәхәтлек бирә торган язгы кояш нурларының җир йөзен сыйпаган, куакларның чәчәк аткан чагы. Табигать җанланган бу чорда кеше киң басуларда сабан сөреп, иген чәчкән һәм алдагы көнгә зур өметләр баглаган.

Ведущий 2:

Дорогие, ребята, уважаемые взрослые, гости! Сегодня у нас праздник – Сабантуй! Это самый большой и любимый праздник в Татарстане и не только – праздник плуга. Его празднуют в начале лета, когда заканчиваются полевые работы. Наши ребята готовились к празднику с начала года, чтобы показать свои таланты летом. Не мало потрудились они в году, набирая себе силу, развивая ловкость, смелость, быстроту на занятиях физической культуры. А на музыкальных занятиях учили песни и танцы.  Собирайтесь, друзья, соревноваться в силе, ловкости, быстроте, танцевать и петь любимые песни, пошутить, повеселиться!

Ведущий 1:

 Шау – гөр килә киң болыннар,

Кырлар һәм су буйлары,

Котлы булсын, балалар

Ямьле сабан туйлары.

Ведущий 2:

Лето, славная пора

На майдане, на площадке

Бегай, прыгай, детвора,

Крикнем празднику…

Дети: Ура!

Ведущий 2:

Ребята из подготовительной группы для вас подготовили стихи. Сейчас они прочитают.

(Дети читают стихи).

Ведущий 2:

А сейчас, ребята, приглашаю вас в дружный хоровод и начнем праздник песней «Сабантуй»!

Дети старшей, подготовительной групп исполняют песню в хороводе «Сабан туе».

Ведущий 2:

И так, наступило время показать вам шуточные соревнования и конкурсы, в которых вы будете участвовать. И помогут мне в этом Батыр самый смелый, сильный, ловкий и дети из подготовительной группы. (Появляется Батыр)

I конкурс:

Ведущий:

 В ведрах воду принеси поскорей,

Да водичку не разлей!

(В конкурсе участвуют двое: мальчик надевает на голову тюбетейку, девочка повязывает платок по татарски. По команде бегут с ведрами, наполненные водой до стойки и обратно).

II конкурс:

Ну – ка, быстро подбегай

И мешок пустой хватай

Залезай в него скорей

Кто допрыгает быстрей?

(Два участника выполняют бег в мешке до стойки и обратно)

III конкурс:

Вот горшок пустой

Он предмет простой

Кто его разобьет

Тот и приз возьмет!

(Один участник подходит с палкой вплотную к горшку, ему завязывают глаза. Повернувшись на 180*, делает 5 шагов, поворачивается и бьет по горшку палкой. Задание считается выполненным, если удар пришелся по горшку).

IV конкурс:

Ложки расписные

Яйца в них простые

Ложку крепче ты держи

Да яйцо не урони!

Два участника бегут до стойки и обратно с ложкой в руке, в которой теннисный шарик).

V конкурс:

Эй, джигиты, кто сильней?

Кто с бревна слетит быстрей?

Кто с бревна упал

Тот, считай, пропал.

(На гимнастическую скамейку стелется мат, и кладутся на пол 2 мата. Два участника стоя на коленях бьют друг друга мешками, стараясь сбить со скамейки).

VI конкурс:

Растянулась веревка

Можешь приз отрезать ловко!

(Между стойками протянулась веревка с привязанными к ней призами на нитку. Участник с закрытыми глазами ножницами срезает приз).

VII конкурс:

Встали дружно, детвора,

Нам канат тянуть пора

Кто окажется дружнее

Тот получит приз скорее.

(Участвуют две команды, которые становятся вдоль каната с разных сторон. По сигналу команды тянут канат в свою сторону. Побеждает команды, перетянувшая канат в свою сторону).

VIII конкурс:

Пляшет, скачет детвора

Отдохнуть теперь пора

Кто быстрей усядется

Тот с призом останется!

(В центре круга ставятся 4 стула. Участвуют по 5 человек. Дети бегут за линией круга. По команде ведущего дети стараются занять место на стульях. Не успевший сесть, выбывает из игры).

IX конкурс: И последний конкурс будет танцевальный. И самые лучшие танцоры будут награждены призами.

На каждом конкурсе стоят помощники – младшие воспитатели.

Ведущий: Дорогие ребята, выбирайте конкурсы по своим желанию. Желаем вам весело провести время. Успехов в соревнованиях.

Звучит веселая плясовая музыка, дети расходятся по станциям.

После всех конкурсов.

Ведущий:

Эй, артисты, заходите,

Пойте песни и пляшите

Танец нужен не простой,

А татарский заводной!

Ведущий: Все дети и взрослые приглашаются на веселый танец

Звучит татарская плясовая музыка, все танцуют.

Ведущий: Дорогие, друзья! Наш праздник завершился.  

Но вы можете продолжить празднование в выходные дни в

нашем селе , где пройдет праздник Сабантуй.

Пусть всем Сабантуй запомнится

Пусть все невзгоды пройдут стороной

Пусть все желания ваши исполнятся

И сабантуй станет нам как родной!

Под музыку все расходятся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Формирование представлений старших дошкольников о национальных культурах народов России».

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования наци...

«Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа» ...

Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

Мастер – класс на тему«Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуреи традициям русского народа»...

Приобщение дошкольников к национальной культуре народов родного края

Цель: развивать начало нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истории родного края, ознакомление с прошлым и настоящим. Воспитывать интерес к национальной культуре своего родного кр...

Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

Мастер – класс на тему  «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре  и традициям русского народа»....

Презентация «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

laquo;Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»...