Главные вкладки

    Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»
    план-конспект занятия (средняя группа)

    Степанова Роза Ивановна

    Мастер – класс на тему

    «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре

    и традициям русского народа»
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master_klass_dlya_rod._narodnye_igry.docx834.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МАДОУ МЕЩЕРИНСКИЙ Д/С КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «УЛЫБКА»

    Мастер – класс на тему

    «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре

    и традициям русского народа»

    Составила:
    воспитатель Степанова Р.И.

    2019г.

    Цель: приобщение к истокам народной культуры.

    Задачи:

    1. Обучающие: - закрепить элементарные представления детей о русских народных играх.

    2. Развивающие: - развивать двигательную активность детей: ловкость, быстроту, пространственную ориентировку;
    - развивать творческие способности детей в играх; - приучать к самостоятельному выполнению правил.
    Воспитательные: -  Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к играм.


    Украшение зала к празднику:
    1 половина зала оформлена в виде русской избы: стол накрытый скатертью, на столе самовар с баранками, печка, кровать, полотенца с вышивкой, лавки, деревянная домашняя утварь, сундук, половик ручной работы, прялка.
    2 половина зала оформлена в виде двора: плетень с крынками и подсолнухами.

    Атрибуты для игр: лавочки, платочки, ложки, голубая ленточка, шляпа для домового, колпачок, палочка,  шапочки – луна и солнце, метёлка, платок «солоха», пяльцы, клубочки, экран, проектор.

    Персонажи: Ведущая в народном костюме (сарафан, кокошник).
    Дети в народных костюмах.

    Фонограмма песен, мелодий: р.н. песня «Во поле берёза стояла», «Барыня», «Комаринская», р.н. мелодии для игр и хороводов.

    Предварительная работа: Беседы и рассказы об истории народных игр; разучивание народных игр с детьми, считалок; просмотр мультфильмов про Домового, Б. Ягу; сбор народной утвари (прялка, печка, чугунок, ухват, кочерга, коромысло с вёдрами, сундук, расшитые вышивкой полотенца, самовар, хохломская посуда, павлопосадские платки, скатерть)

    Слайд 1.

    Ход мероприятия:  

    Ведущий: Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мастер – класс будет посвящен русским народным играм и их значению в приобщении детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям русского народа. 
       Русский народ издревле славился не только уникальной и крайне интересной культурой, но и увлекательными играми как для детей, так и для взрослых.
     

     Народные игры начинают возрождаться и не перестают восхищать своей живостью, оригинальными идеями и заданиями, наполненными шумным весельем.

    -  Русские народные игры актуальны и интересны. Они имеют многолетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
     В жизни русского народа игры и игрища с глубокой древности занимали ведущее место. В них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе.

          В старину у людей была днем работа, а отдых, забавы да утехи вечером или в праздничный день. Вот и складывались игры, передавая весь народный колорит. На улице собирались и стар, и млад.  Дети разного возраста играли вместе, поэтому умели считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. А в праздничные дни взрослые устраивали соревнования. Много игр – хороводов русский народ проводил во время народных праздников, обрядов. Игры передавались из уст в уста из поколения в поколение.

       Частью игры в традиционной народной культуре были пляски, хождение под песни, шалости, забавы, развлечения, подвижные игры. Игры-песни, игры-пляски, игры-хороводы, игры-сценки всегда создавали в русском празднике атмосферу радости и веселья.

     

    Сегодня мы представим, как жили и отдыхали наши предки.
    Мы с ребятами знаем много разных народных игр. И сейчас мы вам покажем, как мы играем в народные игры и научим вас и попросим с нами поиграть.   Прежде чем проводить игру, необходимо ее изучить, проиграть, вжиться в нее, для того, чтобы донести до детей смысл и правила игры.  По необходимости, в игре использую различные атрибуты, спортивный инвентарь, музыкальное сопровождение, русские народные костюмы.

    Ведущий: Игры в которые мы будем сегодня играть проводятся на праздниках, развлечениях, посиделках, досугах, концертах.

    Под музыку дети входят в зал и садятся на лавочки. Мальчики изображают плетение корзин, лаптей, подбивание сапог и.т.д. Девочки вышивают, прядут, вяжут, сматывают нитки в клубок и.т.д.

    Слайд 2.

    Ведущий: Да были времена! В старину славился наш русский народ разными промыслами. Девушки красавицы отличались своим трудолюбием. Днём они вязали, вышивали, пряли. А добры молодцы плели лапти, корзины, подбивали и прошивали обувь, делали игрушки, свистульки, посуду для ярмарки. А вот вечером выходили все на гулянье, веселились: пели песни, играли в разные игры, водили хороводы.

    Внимание! Внимание!

    Начинаем гуляние!

    Слайд 3.

    Игра «Ручеёк»

    Ведущий: Ни один праздник в старые времена не обходился у молодых людей без этой игры. Игра замечательная, мудрая и крайне многозначительная. 

    Эту игру знали и любили еще наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в неизмененном виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода — эмоциональная, она создает настроение, веселое и жизнерадостное.

    Дети встают парами в «ручеёк» – делятся на пары, и, держась за руки, поднимают их вверх. Кому-то пары не достается – он становится водящим. Его задача – пройтись по длинному «живому» коридору и выбрать себе напарника. Новая пара встает в конец «потока». А тот, у кого забрали друга, ищет ему замену – теперь его очередь выбирать!

    Слайд 4.

    Игра «Заря заряница»

    Ведущий: Славянская традиция знает две зари: Утреннюю и Вечернюю.

     Обе они – сёстры Солнца. Однако предки наши почитали утреннюю зарю намного больше, чем вечернюю.
    Свет Зари, по народным поверьям,
    способствует плодородию.
    Она же – Небесная заступница, защищающая от бед.
    Утренние солнечные лучи прогоняют нечистую силу мрака, ночи.
    Так верили, что богиня «Заря «может прогнать всякое зло. Не даром пословица гласит «Утро
     вечера мудренее»

    Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – заря ходит за спиной игроков. Дети говорят слова.

    Заря-заряница,
    Красная девица,
    По полю ходила,
    Ключи обронила.
    Ключи золотые, 
    Ленты голубые,
    Кольца обвитые –
    За водой пошла,
    И ребят нашла!

    С последними словами заря осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берёт ленту. Дети говорят: «Раз, два - не воронь, беги как огонь!» и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится зарёй, и игра повторяется.

    Слайд 5.

    Игра «Колпачок и палочка»

    Один из детей выходит в центр круга с палкой в руках, надевает на голову колпачок так, чтобы он спускался до самого носа, прикрывая глаза. Остальные дети держаться за руки, образуя круг. Идут по кругу, говоря:

    «Раз, два, три, четыре, пять – Ведущий стучит палочкой.
    Будет палочка стучать,
    Показывает палочкой на одного из детей, стоящего в кругу.
    Скок, скок, скок.
    Тот говорит три последних слова
    Угадай, чей голосок»

    Говорят все дети, после этого ведущий отгадывает. Если угадал, выбирает, кто пойдет в середину. 

    Колпачок мы надеваем и игру мы продолжаем

    Слайд 6.
    Игра «Золотые ворота»

    Ведущий: «Золотые ворота» — чудесная русская народная хороводная игра, в которую будет интересно поиграть и взрослым, и детям. В эту игру хорошо играть на природе, во дворе, на детских праздниках и в детском саду. Играют

    большой компанией, чем больше народа, тем игра длиннее и веселее. (предлагает родителям выйти поиграть с детьми)

    Двое водящих (родители) получают имена – «луна» и «солнце». Они становятся лицом друг к другу и, соединив руки, поднимают их вверх, образуя воротца. Остальные играющие, взявшись за руки, проходят через эти ворота. Игроки, изображающие эти ворота, поют:

    Золотые ворота

    Пропускают не всегда.

    Первый раз – прощается.

    Второй раз – запрещается,

    Ну, а в третий раз

    Не пропустим вас! – (Опускают руки.)

       Тот, кто оказался за воротами, остается у «луны» и «солнца». У него спрашивают, где он хотел бы остаться: У «луны» или у «солнца». Задержанный отвечает и становится за тем игроком, кого выбрал. Таким образом все распределяются: кто – к «солнцу», а кто к – «луне». (где больше, та команда побеждает)

     

     Слайд 7.

    Иван Купала: прыжки через костер

    Ведущий: В ночь на Ивана Купалу традицией являлось прыжки через костер.

    Считалось, что купальский огонь очищает. В древности, если человек в ночь на Ивана Купалу отказывался прыгать через костер, его подозревали в колдовстве. Вокруг костра водили хороводы, плясали, пели купальские песни, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. Девушки прыгают через огонь, «чтобы очистить себя от порчи, заговоров.

    Для разжигания костра приглашали наиболее уважаемых стариков или парней, отличавшихся от своих сверстников ловкостью, удалью и уважением.

    Дети образуют круг, ведущий говорит слова.

    Ведущий: Жар- птица здесь играла

    Искрой огонь разжигала.

    Костерок гори сильней

    Малых деток обогрей.

    Выйдут детки погулять,

    Будут бегать и играть,

    Через костерок скакать.

    Дети водят хоровод вокруг костра, с окончанием текста прыгают через костёр. (после игры садятся на скамейки)

    Слайд 8.

    Ведущий: Какой русский человек не любит красавицу березу! Где бы ни росла береза — всюду она приносит людям радость и свет.
    Береза — символ нашей страны - России, нашей Родины.
    И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля Русская!
     В Русалочий день, или Семик, девушки шли в лес — завивать березку и плести венки, украшать деревце лентами и заводить хоровод с песнями. 

    Девочки поют и ведут хоровод «Во поле береза стояла»
    (ходят змейкой, скручиваются улиткой, делают звёздочку)

    Ведущая: Ой, да молодцы берёзки! Такие стройные! Порадовали нас от души!

    Слайд 9.

    Ведущий: (обращает внимание на домового – игрушку), который сидит над печкой. Кто это? (ответы детей)
    Домовой – это хозяин избы, дома. При переезде на другое место жительства или при вселении людей в новый выстроенный дом принято было звать с собой домового. «Домовой, домовой пойдём со мной»

    10 февраля. Ефремов день. В этот день задабривали домового — хозяина избы: оставляли горшок каши, разные угощения и приговаривая: «Хозяин-батюшка, оберегай дом, побереги скотинку». По поверью, ровно в полночь домовой выходит из-под печи и ужинает — с той поры он целый год оберегал дом, был услужлив и смирен. Вечером в Ефремов день рассказывали сказки про домового, забавлялись потешками и прибаутками.

    Ведущий: Я предлагаю вам поиграть с домовым.

    Игра «Домовой»

    Домовой выбирается по считалке:

    Считалка.

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Я иду детей считать –

    Домового выбирать.

    Раз, два, три –

    Домовым будешь ты!

    Дети становятся в круг. «Домовой» – в центре круга (на голове соломенная шляпа с бородой – выбрать желательно «Домового» среди мальчиков) Дети идут по кругу со словами:

    Дедушка Домовой,

    Мы хотим играть с тобой.

    Ты на месте повернись,

    Вправо, влево наклонись,

    Приседай и вставай,

    Да и нам заданье дай.

    Ты на печке не лежи,

    Что нам делать покажи.

    Домовой в центре круга выполняет движения согласно тексту. Потом он показывает разные движения под музыку, а  дети повторяют движения, которые им показал Домовой.

    Слайд 10.

    Ведущий: Кто такая Б. Яга?  Баба Яга -лесная баба- хозяйка леса. Отрицательный персонаж, владеющая волшебными предметами и наделённая магической силой.
    Бабой Ягой пугали детей. В сказках она детей старается запихнуть в печь и зажарить. Но не в одной сказке она так и никого и не съела. Всем удавалось её обхитрить. Вот поэтому дети бояться Б. Ягу и сегодня они приготовили для неё дразнилку.
     

    Игра «Баба-Яга»

    Выбирается считалкой Баба-Яга. В руках у нее «помело» Она чертит круг и остаётся в нём. Остальные играющие дразнятся за кругом:

    Считалка.

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Я иду детей считать –

    Б. Ягу выбирать.

    Раз, два, три –

    Б. Ягой будешь ты!

    Бабка - Ёжка,
    Костяная ножка,
    С печки упала,
    Ножку сломала,
    А потом и говорит:
    Б.Яга: У меня нога болит.

    Дети продолжают дразнилку, а Баба-Яга пытается осалить. К кому прикоснется — тот замирает и считается заколдованным.

    Пошла на улицу,
    Раздавила курицу.
    Пошла на базар,
    Раздавила самовар.
    Пошла на лужайку,
    Испугала зайку.
    Ведущий: Ну что ж под разнились, а теперь за дело!

    Слайд 11.
    Игра «Ложкари»

    Ведущий: Ребята! Отгадайте загадку!
    Не лопата, не совок,
    Что захватит, то в роток;
    Кашу, суп или окрошку…
    Вы узнали? Это 
    (ложка)
       

     А вы знаете, откуда у нас появилась деревянная ложка?
    Наши предки её придумали, чтобы пищу удобнее было брать  – черпак, чувырка называли её
    Пища станет вкуснее и ароматнее, если её есть деревянными ложками.
    К тому же, если пользоваться деревянной ложкой во время трапезы, то Вы никогда не сможете обжечься горячей пищей.
    А ещё предки использовали ложку как народный инструмент.

     А сейчас встречайте веселых ложкарей. Дети под народную мелодию играют на ложках.

    Мой мастер – класс я завершаю и предлагаю вам добавить нужное слово.

    «Доскажи словечко».

    Мы сегодня не устали,

    Потому что ………….. (поиграли).

    Много нас собралось вместе,

    Было очень ………………… (интересно).

    Игр нам разных показали.

    Новых много мы………….. (узнали).

    Русские народные

    Игры хороводные

    Не пристало забывать,

    Будем чаще в них………….(играть).

    Слайд 12.

       Но праздник наш не кончается на чай с баранками все приглашаются.

                                          Спасибо за внимание!

    Игры, в которые мы сегодня играли:

     «Заря - зарница!»,

    «Колпачок и палочка»,

    «Ручеёк»,

    «Золотые ворота»,

    «Домовой»,

    «Бабка Ёжка»,

    «Во поле берёза стояла»,

    «Ложкари»,

    «Прыжки через костёр».

    Используемая литература:

    1. О. Л. Князева, М. Д. Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Санкт-Петербург; «Детство-Пресс», 2008.
    2. Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов мира. – М.; Просвещение, 1988.
    3. М. Ф. Литвинова Русские народные подвижные игры. – М; Просвещение, 1986.
    4. Н. Ф. Губанова Развитие игровой деятельности. – М.; Мозаика-Синтез, 2009.
    5. Н. Н. Кондратьева «Мы», Программа экологического образования детей. – СПб: М 94 «Детство-Пресс», 2006.
    6. Собиратели – работники культуры Белгородчины. Записи коренных жителей сел Белгородчины. – 1994-1995.

    C:\Users\Роза\Downloads\IMG-20190216-WA0035.jpg

    C:\Users\Роза\Downloads\IMG-20190221-WA0024.jpg

    C:\Users\Роза\Downloads\IMG-20190216-WA0031.jpg

    C:\Users\Роза\Downloads\IMG-20190216-WA0033.jpg

    C:\Users\Роза\Downloads\IMG-20190221-WA0025.jpg

    C:\Users\Роза\Desktop\На сайт дети\IMG-20190221-WA0026.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

    Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа» ...

    Консультация для воспитателей по теме: «Русские народные игры как средство приобщения ребенка к национальной культуре и традициям русского народа».

    Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребенка. В народных играх много юмора, соревнователь...

    «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре»

    Раннее и дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это и время начала формирования ребенка как личности, становления его характера.Взрослые ведут ребенка по п...

    Игровой тренинг для родителей "русские народные игры как средство приобщения ребенка к русским народным традициям"

    Русские народные игры…Они имеют многовековую историю, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции....

    Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

    Мастер – класс на тему  «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре  и традициям русского народа»....