Семейная встреча с родителями "Русские народные игры как средство приобщения ребёнка - дошкольника к национальной культуре"
методическая разработка
Чем занять ребенка? Современные игры в основном ориентированы на онлайн формат. Предлагаем вам познакомиться с русскими народными подвижными играми. Дети останутся довольны. А родителям – радость, ведь движение – это жизнь!
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Семейная встреча с родителями
«Русские народные игры как средство приобщения ребенка – дошкольника к национальной культуре»
Цель: продолжать знакомить детей с культурой и традициями русского народа, устным народным творчеством, формировать чувство причастности к истории Родины через ознакомление с народными играми, активизировать родителей на совместную активную деятельность.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Добрый вечер, дорогие родители! Сегодня наша встреча будет посвящена русским народным играм и их значению в приобщении детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям русского народа. Прежде чем к нам сейчас сюда войдут дети, я хотела бы сказать несколько слов о народных играх и их значении для ребенка. Чем занять ребенка? Современные игры в основном ориентированы на онлайн формат. Предлагаем вам познакомиться с русскими народными подвижными играми. Дети останутся довольны. А родителям – радость, ведь движение – это жизнь!
«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления», - говорил В.Белинский.
Народные игры – это яркое выражение истории народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.
Воспитательное значение народных игр огромно. К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.
Народные игры интересны в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большой соблазн технического прогресса. Народные игры являются неотъемлемой частью культуры народа, в них заключены традиции прошлого и настоящего. Содержание некоторых игр может рассказать о труде и быте народа, его вере. Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа.
В давние времена у людей была днем работа, а отдых, забавы да утехи вечером или в праздничный день. На улице собирались и стар, и млад. Дети разного возраста играли вместе, поэтому умели считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. А в праздничные дни взрослые устраивали соревнования. Много игр – хороводов русский народ проводил во время народных праздников, обрядов. Игры передавались из уст в уста из поколения в поколение.
Частью игры в традиционной народной культуре были пляски, хождение под песни, шалости, забавы, развлечения, подвижные игры. Игры-песни, игры-пляски, игры-хороводы, игры – сценки всегда создавали в русском празднике атмосферу радости и веселья.
Для ребенка игра – одна из главных форм его деятельности, через которую осваивается мир окружающих его предметов, человеческие отношения, собственные функциональные возможности и одновременно создается особый колорит всей детской жизни. Для взрослых людей игра – форма досуга и отдыха, а также средство воспитания детей и внуков, передачи им необходимого жизненного опыта.
В нашей группе часто используются народные игры в совместной образовательной деятельности, в повседневной жизни ребят, на прогулке, в ходе праздников и развлечений.
Сейчас вместе с детьми мы вас познакомим с русскими народными играми, которые применяем в своей работе.
Под веселую музыку входят в зал дети и присаживаются на стулья вместе с родителями.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. В нашем садике, как вы знаете, часто происходят чудеса. Вот и сегодня пришла я на работу, а в нашем волшебном сундучке что шуршит. Заглянула туда и как вы думаете, что там было? Варианты детей.
Воспитатель: Все это конечно могло бы оказаться здесь, но нет я обнаружила разные маски, платок и еще много разных интересных вещиц. Вот смотрите. (Воспитатель показывает маски от игры «Золотые ворота». Дети называют откуда эти маски, из какой игры).
Воспитатель: Правильно ребята. Наш волшебный сундучок хочет чтобы мы с вами сегодня поиграли, но не одни. К нам в гости пришли ваши родители. Давайте их научим играть в русские народные игры, которые мы с вами знаем.
«Золотые ворота».
Двое водящих получают имена – «луна» и «солнце». Они становятся лицом друг к другу и, соединив руки, поднимают их вверх, образуя воротца. Остальные играющие, взявшись за руки, проходят через эти ворота. Игроки, изображающие эти ворота, поют:
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз – прощается.
Второй раз – запрещается,
Ну, а в третий раз
Не пропустим вас! – (Опускают руки.)
Тот, кто оказался за воротами, остается у «луны» и «солнца». У него спрашивают, где он хотел бы остаться: У «луны» или у «солнца». Задержанный отвечает и становится за тем игроком, кого выбрал. Таким образом, все распределяются: кто – к «солнцу», а кто к – «луне».
Когда все распределятся, команда «солнца» и команда «луны» устраивают перетягивание каната. Кто перетянет, тот и выиграл.
Воспитатель: Давайте заглянем снова в сундучок, что там еще есть.
(Достает платок.) А в каких играх нужен платок?
Дети называют игры «Апанас», «Гори – гори ясно», «Бабка и нитки».
Выбирают любую игру. Один ребенок напоминает правила игры.
«Гори – гори ясно»
В игре дети становятся по кругу и держатся за руки. В центре становится игрок с платком в руках. Дети идут по кругу и хором повторяют слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят!
После этих слов водящий останавливается и опускает свой платок между любыми двумя детьми. После этого эти дети поворачиваются в противоположные стороны друг от друга, а остальные говорят:
Раз! Два! Три! Беги!
Как только участники произнесут слово «Беги!», бегут в разные стороны. Их задача — оббежать по кругу и первым взять платок. Кто первый взял, тот и водящий.
«Апанас»
Водящему завязывают глаза и раскручивают его со словами «Апанас, Апанас лови кошек, а не нас. А поймаешь кошку дам тебе лепешку!» После этих слов все разбегаются в разные стороны и хлопают в ладоши, не говоря ни слова. Если «Апанас» кого-то поймал. Все замирают, а водящий на ощупь отгадывает кого поймал. Если угадал, то водящий меняется, а если нет – «Апанас» остается.
«Бабка и нитки»
Водящему одевают платок на голову, он «Бабка». Садится в стороне и «дремает». Остальные берутся за руки, образуя круг и «запутываются». Подлезают друг под друга, не отпуская рук. Как только запутаться больше не получается, дети говорят: «Бабка нитки рвутся!» «Бабка» просыпается и начинает «распутывать нитки». Как только она их распутала, все разбегаются и она их ловит. Кто последний остается – тот и «Бабка». Игра повторяется.
Воспитатель: Кое – что еще осталось в сундучке.
Достает маски двух морозов. Дети называют игру и напоминают правила.
«Два мороза».
Выбираются два человека, которые станут водящими. Они располагаются посередине площадки по двум сторонам, повернувшись лицом к детям. Это два Мороза – Мороз Красный нос и Мороз Синий нос.
Произносят слова: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я – Мороз Красный Нос. Я – Мороз Синий Нос. Кто из вас решится в путь – дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз»и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т. е. коснуться рукой. Те из ребят, которых коснулся Мороз, застывают на месте и остаются так стоять до конца перебежки. Замороженных пересчитывают, после чего они садятся на места.
По считалке выбирается «Снежная баба»:
Бабу снежную лепили.
Во дворе поставили.
Поиграть мы с ней решили,
И водить заставили.
Раз, два, три, «Баба снежная», води!
«Баба снежная» становится в отведенное место.
Дети крадутся к ней, напевая (на мотив «Ах вы, сени, мои сени…) слова:
Баба снежная сидит,
Утром дремлет, днями спит,
Вечерами тихо ждет,
Ночью всех пугать идет!
(Если роль ведущего выпала на мальчика, то называем его «Дед снежный».)
После этих слов ведущий «замораживает» детей. Тех, кого он заморозил, остаются на месте. После окончания игры, подсчитываются пойманные дети.
Воспитатель достает из сундучка картинку с изображением подковы и гвоздя и спрашивает: «Кто на Руси подковывал лошадей?»
Следующая наша игра «Кузнец»
Из числа родителей считалкой выбирается «кузнец» (родитель), остальные дети «жеребята»:
Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет, скачет по полям.
Тут и там, тут и там!
Сюда мчится он.
Выходи из круга вон!
Кузнец надевает фартук, берет символические подкову и гвоздь.
Дети, что делает кузнец?
Дети: Ловит жеребят, чтобы их подковать.
Жеребята:
Эй, кузнец молодец
Расковался жеребец
Ты подкуй его опять
Кузнец:
Отчего ж не подковать?
Вот гвоздь, вот подкова
(имитирует движения)
Раз, два и готово!
На слово «готово» дети начинают бегать по залу с высоким подниманием колен, кузнец их ловит. Из числа пойманных жеребят выбирается новый кузнец. Игра повторяется 2-3 раза.
Игра малой подвижности «Дружба»
Дети вместе с родителями встают в круг, берутся за руки. По сигналу педагога начинают двигаться по кругу в правую сторону, произнося при этом:
Мы идем по кругу,
Найдем себе друга,
Найдем себе друга,
Найдем себе дружка,
По окончании текста, дети останавливаются. Педагог говорит: Раз, два, три, друга себе найди! После этих слов дети должны найти себе друга, разделившись на пары. Игрок, которому пары не хватило, встаёт в центр круга. Включается музыка. Звучит русская народная песня «Ах вы сени мои сени, под которую игрок выполняет любые танцевальные движения, остальные хлопают в ладоши.
Воспитатель: Напоследок я предлагаю вам поиграть в нашу любимую игру «Купили бабка с дедкой…» (Дети и взрослые повторяют движения, постепенно ускоряя темп)
Купили бабка с дедкой себе курочку.
Курочка по зернышку куд – тах – тах – тах.
Купили бабка с дедкой себе уточку.
Уточка та – та – та – та,
Курочка по зернышку ку – дах – тах – тах.
Купили бабка с дедкой индюшоночка.
Индюшонок шалды – балды,
Уточка та – та – та – та,
Курочка по зернышку ку – дах – тах – тах.
Купили бабка с дедкой поросеночка.
Поросенок хрюки – хрюки.
Индюшонок шалды – балды,
Уточка та – та – та – та,
Курочка по зернышку ку – дах – тах – тах.
Купили бабка с дедкой коровеночка.
Коровенок муки – муки,
Поросенок хрюки – хрюки.
Индюшонок шалды – балды,
Уточка та – та – та – та,
Курочка по зернышку ку – дах – тах – тах.
Купили бабка с дедкой лошаденочка.
Лошаденок иго – го – ки,
Коровенок муки – муки,
Поросенок хрюки – хрюки.
Индюшонок шалды – балды,
Уточка та – та – та – та,
Курочка по зернышку ку – дах – тах – тах.
Уважаемые родители, вы сегодня увидели, как дети испытывали неподдельную радость от народных игр. Своё выступление я хочу закончить словами педагога А.П.Усовой: «В народных играх нет педагогической навязчивости, и вместе с тем, они вполне педагогичны». Поэтому играйте, творите, развлекайтесь…
На такой оптимистической ноте мне бы хотелось закончить наше мероприятие и поблагодарить вас за участие. Мы всегда рады гостям!
Используемая литература:
1. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Санкт – Петербург; «Детство – Пресс», 2008.
2. Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов мира. – М. ; Просвещение, 1988.
3. М. Ф. Литвинова Русские народные подвижные игры. – М; Просвещение, 1986.
4. Н. Ф. Губанова Развитие игровой деятельности. – М, Мозаика – Синтез, 2009.
5.Интернет – ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»
Методы и приемы проведения русских народных игр....
«Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»
Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа» ...

Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»
Мастер – класс на тему«Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуреи традициям русского народа»...

«Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре»
Раннее и дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это и время начала формирования ребенка как личности, становления его характера.Взрослые ведут ребенка по п...

Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»
Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»....

Презентация «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»
laquo;Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»...
Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»
предложить педагогам мастер - класс, по музыкальным играм. Какую важную роль они играют в дошкольном детстве у детей....