Исследовательская работа "Загадки бересты"
методическая разработка (подготовительная группа)

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП РЕГИОНАЛЬНОГО СОРЕВНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ДОШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ, МАЛЫШ!»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krasnoyarova_milena_zagadki_beresty.docx33.54 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП РЕГИОНАЛЬНОГО СОРЕВНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ДОШКОЛЬНИКОВ

«ШАГ В БУДУЩЕЕ, МАЛЫШ!»

«Загадки бересты»

Автор: Красноярова Милена Александровна, 6 лет,

 02.12.2015 г.р.

МБДОУ «Детский сад №5 «Солнышко»

г. Усть-Илимск

Руководители: Беломестных Елена Валерьевна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад №5 «Солнышко»

г. Усть-Илимск

г. Усть-Илимск

2022г.


Оглавление

Введение……………………………………………………………………….  2

Основная часть

  1. Что такое береста. История возникновения берестяных изделий ……4
  2. Галина Петровна Макаренко - преподаватель  берестяного дела в г. Усть-Илимске. Подготовка  бересты к работе...…………………………….6
  3. Виды поделок из бересты. Совместное творчество с детьми. Аппликация «Тигр» ……………………………………………………………7

Заключение……………………………………………………………………... 9


Введение

Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках…

 А. Прокофьев

Здравствуйте, меня зовут Милена. Я воспитанница детского сада №5 «Солнышко» г. Усть-Илимска. Моя исследовательская работа называется «Загадки бересты».

Я часто хожу в гости к своей бабушке, у неё дома много интересных и старинных предметов, сувениров, поделок из бересты.И однажды я принесла в детский сад берестяные изделия моей бабушки. Ребята очень удивились, что из бересты можно сделать столько вещей. Нам захотелось самим попробовать что-нибудь смастерить. Мы обсудили с ребятами и воспитателем, что нам нужно для этого. Возникло много вопросов: где взять бересту, как ее подготовить к работе, какие инструменты нам понадобятся… Обо всем этом я решила узнать побольше.

Проблема: где взять бересту, как с ней работать и что мы можем сами смастерить из нее в детском саду.

Цель: научиться работать с берестой и смастерить попробовать самим смастерить несложное изделие.

Задачи:

  • Узнать, что такое береста, изучить ее историю, свойства, познакомиться с процессом подготовки бересты к работе;
  • Узнать, какие бывают берестяные изделия;
  • Познакомиться с мастером – берестянником в г. Усть-Илимске;
  • Изготовить самостоятельно поделки из бересты;
  • Проявить интерес к русскому народному творчеству, уважениюк труду берестянников.

Объект исследования: береста.

Предмет исследования: берестяные изделия.

Методы исследования:

  • чтение литературы и обзор электронных ресурсов;
  • экскурсия в школу искусств;
  • интервью с народным мастером Иркутской области Макаренко Галиной Петровной;
  • изготовление аппликации из бересты.

Данная исследовательская работа будет полезна ребятам, которые хотят учиться работать с берестой и поступить в Школу Искусств №2 г. Усть-Илимска.


1. Что такое береста. История возникновения берестяных изделий.

Во поле береза стояла, 

Во поле кудрявая стояла….

(Русская народная песня)

В нашей стране много лесов, каких только деревьев не встретишь! Но самое известное – это береза.Есть такая пословица «Береза – краса и богатство земли». А как вы думаете, в чем ее богатство?  Правильно, береза приносит человеку много пользы. В лечебных целях используются почки, сережки, листья, березовый сок, веник и кора.Березовая береста широко используется для изготовления предметов быта и украшений.

С помощью энциклопедии мы с воспитателем Еленой Валерьевной узнали, что Берёста, или береста́ – это  верхний слой (белая часть) коры берёзы.

С чего же все началось? Кто первый придумал использовать бересту в качестве материала для предметов быта? Мы обратились к книгам и интернет – ресурсам по этому вопросу и вот, что я узнала.

С давних пор береста использовалась в качестве материала, на котором можно было писать. Писали заостренной палочкой из металла, кости или дерева. Можно было писать ножом. При раскопках в Новгороде, было найдено много берестяных грамот.

На Руси бересту широко использовали крестьяне. Материал был доступен, потому что березы растут в огромном количестве в России. Чего только из бересты не делали! Берестяной клубок был в каждой избе и смастерить что-либо из неё было обычным делом.

Знакомились с берестой с раннего детства:младенцы лежали в люльках из бересты,  играли в  берестяные погремушки, игрушки (птички, свистульки, мячики).

Чаще всего из нее делали посуду для хранения продуктов: туески, лукошки, коробы, кружки для кваса, блинницы, сухарницы и корзинки. В берестяных сосудах могут долго храниться продукты и не портиться.

Самый древний вид крестьянской обуви – лапти – изготавливались из бересты.

Рыбаки делали поплавки для сетей, обшивали рыбацкие лодки.

Со временем изделия из бересты утратили свою актуальность в быту. Теперь берестяные изделия это уже не посуда, а предметы декоративно – прикладного искусства.

Мы с моей мамой и воспитателем съездили в «Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  «Школа искусств №2 имени Т.Г.Сафиулиной», где познакомились с мастером Галиной Петровной Макаренко.

Галина Петровна Макаренко - преподаватель  берестяного дела.В 2015ей  году присвоено звание « Народный мастер Иркутской области».

Я задала Галине Петровне много интересующих меня вопросов, чтобы потом поделиться своими впечатлениями и видеоэкскурсией с ребятами в группе и саду. Ведь у нас получилось настоящее видеоинтервью, которым можно делиться! Вот они, вопросы:

  • Где берут бересту?
  • Как ее подготовить к работе?
  • Какие инструменты нужны?
  • Что может сделать маленький ребенок сам?

Галина Петровна охотно ответила нам на эти вопросы.


2. Как подготовить бересту к работе.

Береста по своим качествам бывает разной. Её качество зависит:

  • от возраста дерева;
  • от местности и климата;
  • где растет береза.

Заготовлением бересты занимаются с середины мая до конца июня. При этом надрезают верхний белый пласт коры. Наилучшей считается береста со средней части дерева.

Мне стало интересно, не погибнет ли береза,  если снять с нее бересту. Я задала этот вопрос Галине Петровне. Нанесенная березе рана не загубит дерево. Взамен ее на стволе появляется буро-коричневый пояс, который постепенно, с годами, зарастает новыми слоями бересты.

Инструментом для снятия бересты служит обыкновенный острый нож и специальные инструменты для работы с берестой.

Бересту необходимо просушить и хранить в сухом, затемненном и прохладном месте. Бересту больших размеров лучше хранить под грузом, уложив пласты друг на друга.

Итак, я усвоила этапы подготовки бересты:

  • снять с березы;
  • сделать нужной толщины;
  • выпрямить;
  • не дать ей пересохнуть;
  • можно покрасить в любой цвет, замочив ее в краске.

Таким образом, можно сделать вывод, что подготовка бересты – это длительный, трудоемкий процесс. Галина Петровна поделилась с нами кусочками бересты, ей не жалко!


3.Виды поделок из бересты.

Галина Петровна показала нам много работ из бересты как своих, так и её учеников. А ещё, рассказала о разнообразных способах работы с берестой.

Одним из старинных способов украшения берестяных изделий является тиснение – нанесение рисунка методом вдавливания элементов. Рисунок наносят при помощи специальных приспособлений – штампов, ударяя по ним молотком.

Резьба по бересте – изготовление ажурных полос путем сквозного прорезания рисунка и удаления вырезанных элементов. Резьбу производят при помощи ножей-резаков, ножниц.

Роспись по бересте – нанесение на поверхность изделий красочного рисунка или графического узора при помощи кистей и других изобразительных средств. Расписывают крышки шкатулок, туесков.

Плетение – способ изготовления изделий из узких полос бересты способом объемного формования путем их полотняного переплетения.

Аппликация из бересты – наклеивание отдельных деталей, вырезанных из слоеной бересты различных цветовых оттенков и фактуры на декорируемую поверхность в соответствии с эскизом композиции.

Эта техника показалась нам самой простой и доступной. И мы в преддверии Нового года решили сделать символичную аппликацию «Тигр».

Для выполнения аппликации мы разработали алгоритм действий.

  • Кусочки бересты рассортировали по цветам;
  • Подобрали кусочки разного тона для щек, глаз, подбородка и носа тигра;
  • Разработали эскиз с четкими границами деления участков для дальнейшего наклеивания;
  • На рабочем эскизе отметили направление каждой детали;
  • Копию эскиза разрезали на отдельные детали, при этом их пронумеровали, чтобы не перепутать при наклеивании на фон;
  • По подготовленным шаблонам с изнаночной стороны бересты разметили карандашом контуры деталей;
  • Вырезали их по контуру;
  • Вырезанные детали наклеивали на картон в соответствии с эскизом и смазывали детали клеем, промазывая от середины к краям.
  • Готовую аппликацию сушили под прессом.

Таким образом, у нас получилась замечательная картина «Тигр 2022».

Дааа, кажется простая работа, а нам пришлось повозиться, больно она непослушная, при намокании так и хочет свернуться в трубочку!

Мы на вечернем кругу решили с Еленой Валерьевной, что пора нам поработать в нашей лаборатории и изучить свойства бересты: попробовать ее порвать, согнуть, проверить, тонет ли, как ведет себя под воздействием разных температур….Но об этом я расскажу  в  следующей интересной истории!


Заключение

В процессе выполнения исследовательской работы мы узнали историю берестяных изделий, где взять бересту, как с ней работать и что из нее можно сделать.

У нас получилась необычная картина-аппликация «Тигр», сделанная своими руками. (См. презентация)

Стало понятно, что работа с берестой по силам дошкольникам, но без помощи взрослого не обойтись.

Сам процесс работы оказался необычным. Береста,действительно, мягкая и гладкая и похожа на бумагу, работать с ней интересно.

При работе с берестой мы получили новый опыт и знания.

Мы повесили панно в группе и надеемся, что наш совместный труд будет еще долго радовать не только нас, но и будущих воспитанников этой группы, ведь мы с ребятами отправимся в 1 класс!


Литература

  1. Берёста — Википедия (wikipedia.org)
  2. https://vk.com/topic-67643696_32994802
  3. Махнюк Владимир «Береста». Изд-во «АСТ-Пресс», 2008, 168 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мишка, Мишка , лежебока» (В.Берестов)

«Мишка, Мишка , лежебока» (В.Берестов)...

Волшебная береста

Консультация по изготовлению работ из бересты...

"Волшебная береста"

Наглядный материал, альбом для рассматривания...

Методическая разработка занятия по бересте с дошкольниками "Чудеса из бересты"

Занятие помогает расширять представления детей о березе как о символе России, используя малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, народные песни, танцы), предметы декоративно-прикладного ис...

Презентация "Мастерим из бересты".

Презентация подготовлена к мастер-классу с педагогами детского сада....

Тема занятия: «Сказка про выходной день» В. Берестов

Конспект интегративного  занятия по художественной литературе с элементами рисования и аппликаций .С повторением правил дорожного движения ....