Инструментарий к диагностике (2 младшая группа)
учебно-методический материал

Калашникова Алёна Валерьевна

Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образователь­ною процесса в любом учреждении, работающим с группой детей 3—4 лет, вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и вос­питания и контингента детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_mladshaya_gr.docx33.53 КБ

Предварительный просмотр:

Инструментарий к диагностике                                                                            по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса,

Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.  

Раздел « РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»                                                        Вторая младшая группа

Уровни

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Критерии оценки

I. Уровень знаний о ближайшем окружении.

Игра «Четвертый лишний».

Материал: предметные картинки с изображением различных предметов.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель раскладывает предметные картинки по принципу «Четвертый лишний», просит ребенка найти лишнюю картинку и объяснить почему.

  1. балл - ребенок затрудняется в определении четвертого лишнего.
  2. балла - ребенок самостоятельно определяет лишний предмет, но объяснить, почему он лишний, может только с помощью наводящих вопросов воспитателя, пользуется ситуативной речью, жестами.
  3. балла - ребенок самостоятельно определяет лишний предмет и объясняет, почему он лишний (объясняет функции, назначение предметов, выделяет признаки и называет их (цвет, форма, материал).

II. Уровень сформированности умений устанавливать

простейшие связи между воспринимаемыми предметами

и явлениями.

1.Дидактическая игра «Помоги Незнайке».

Материал: два конверта с символами «человек», «бабочка»,предметные картинки с изображением природы и предметов, сделанных руками человека (солнце, облако, дерево, река, птичка; стул, кукла, кастрюля, шапка, сапоги, платье и др.).

Содержание диагностического задания: Воспитатель предлагает ребенку поиграть. Поясняет, что в конверт, где изображен человек, нужно сложить картинки предметов, сделанных руками человека, а в конверт с изображением бабочки сложить картинки с изображением природы.

2.Дидактическая игра «Разложи картинки».

Материал: предметные картинки с изображением мебели,

посуды, одежды, игрушек, обуви (по 4-5 шт.).

Содержание диагностического задания:

Инструкция. Найди картинки, где нарисована одежда, (посуда, обувь) и т. д.

  • А теперь скажи, из чего сшито платье?
  • Из бумаги, дерева или ткани?
  • А посуда стеклянная или деревянная? И т. п.
  1. балл - ребенок затрудняется группировать и классифицировать хорошо знакомые предметы, не справляется с заданиями даже при активной помощи воспитателя.
  2. балла - ребенок выполнил задания с незначительной помощью воспитателя. Группирует и классифицирует хорошо знакомые предметы.
  3. балла - ребенок легко справляется с заданиями, правильно обосновывает свои действия. Знает материалы, из которых сделаны предметы (дерево, ткань, бумага). Делает простейшие обобщения.

III. Уровень знаний о явлениях общественной жизни.

1. Беседа по сюжетной картинке «Моя семья».

Материал: сюжетная картинка с изображением семьи (бабушка, дедушка, папа, мама, дочь, сын).

Содержание диагностического задания:

Инструкция.

Посмотри внимательно на эту картинку.

  • Как ты думаешь, кто здесь нарисован?
  • Что делает бабушка?
  • Дедушка?
  • Остальные?
  • Как заботится о тебе бабушка? Мама? Папа?
  • С кем ты живешь?

2.Беседа по вопросам.

  • Попробуй вспомнить название города, в котором ты живешь.
  • Ты часто гуляешь по городу с мамой (папой)?
  • Ты благодаришь родителей за интересные прогулки?

И т. п.

1балл - перечисляет членов семьи, не давая пояснения их действиям. Затрудняется назвать, как заботятся друг о друге. Не знает названия своего города.

2балла - ребенок называет членов семьи, но с трудом отвечает на поставленные вопросы, пользуется ситуативной речью. Знает название города.

3балла - ребенок знает каждого члена семьи. Знает название своего города, с доверием относится к взрослым, которые заботятся о нем.

Высокий уровень - 8-9 б

Средний уровень - 6-7 б

Низкий уровень - 3-5 б

РАЗДЕЛ «ПРИРОДНОЕ ОКРУЖЕНИЕ»

Уровни

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Критерии оценок

I. Уровень знаний о некоторых домашних животных.

1. Дидактическая игра «Кто в домике живет?».

Материал: домик с окошечками и ставенками. В окна вставлены иллюстрации с изображением домашних животных.

Содержание диагностического задания: Воспита тель показывает ребенку домик с закрытыми ставенками и предлагает, открывая каждое окошко, называть животных.Например:

- Посмотри, какой чудесный домик. Хочешь узнать, кто в нем живет? Открывай окошечки и называй животных, которых ты увидишь.

2. Дидактическая игра «Чьи детки?».

Материал: предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей (корова - теленок, лошадь - жеребенок, свинья - поросенок, коза - козленок, кошка - котенок, собака - щенок), фланелеграф.

Содержание диагностического задания:Воспита тель, выставляя на фланелеграф картинки дете нышей животных, просит найти взрослое живот ное - маму.Например:

  • На лужок будут приходить детеныши разных животных, которые потеряли своих мам. Постарайся помочь им.
  • Нужно найти и поставить то животное, чей детеныш потерялся.
  • Как зовет детеныш коровы свою маму?
  • А лошади? И т. п.

  1. балл - ребенок не справляется с заданием.
  2. балла - ребенок называет животных, знает, как они кричат. Самостоятельно находит картинку с детенышем, но называет не всех.
  3. балла - ребенок правильно называет всех домашних животных. Знает, как они кричат, самостоятельно находит картинку с детенышем и называет его.

II. Уровень первоначальных знаний   о диких

животных и их отличительных особенностях.

Дидактическая игра «Кто где живет?».

Материал: предметные картинки с изображением домика и леса и набор предметных картинок с изображением домашних и диких животных (лиса, медведь, заяц, волк, белка).

Содержание диагностического задания: Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением домика и леса, а затем просит расселить животных.Ребенок под картинкой с изображением леса должен разложить диких животных, под картинкой с изображением домика - домашних.После того как ребенок «расселил» животных по домикам, воспитатель просит перечислить всех животных, живущих в лесу и назвать их одним словом (дикие).Затем педагог просит ребенка назвать отличительные особенности внешнего вида животных (лиса рыжая, у нее длинный пушистый хвост).

  1. балл - ребенок не справляется с заданием без помощи взрослого.
  2. балла - ребенок имеет первоначальные представления о диких животных (живут в лесу). Затрудняется назвать отличительные особенности.
  3. балла - ребенок имеет первоначальные представления о диких животных (живут в лесу). Называет отличительные особенности внешнего вида знакомых животных.

                                                  III. Уровень сформированности элементарных представлений

                                                                       о хороших и плохих поступках.

1. Наблюдение за ребенком во время прогулки, во время выполнения простейших поручений.

2. Наблюдение за ребенком во время организованной деятельности: полив растений.

Содержание диагностического задания:

Предшествующая беседа.

  • Чем поливают цветы? (Водой.)
  • Из чего поливают цветы? (Из лейки.)
  • Где мы будем брать воду?
  • Сколько воды нужно наливать в лейку? (Половину.)

Педагог предлагает ребенку полить цветы, при необходимости оказывает помощь.

Обращает внимание ребенка, что в горшок с растением необходимо наливать небольшое количество воды, стараясь не пролить.

1балл - ребенок имеет представления о хороших и плохих поступках, но не выполняет их систематически, с поручениями взрослых не справляется.

2 балла - ребенок имеет представления о хороших и плохих поступках, во время беседы правильно анализирует ситуации, но не всегда принимает посильное участие в охране окружающей среды. Выполняет поручения при помощи взрослого, но не всегда охотно и заинтересованно.

3 балла - ребенок принимает посильное участие в охране окружающей природы (без надобности не срывает растения, не ломает ветки деревьев и кустарников, не пугает животных и т. п.), охотно выполняет простейшие поручения, умеет планировать свою деятельность.

Высокий уровень - 8-9 б

Средний уровень - 6-7 б

Низкий уровень - 3-5 б

РАЗДЕЛ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

Уровни

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Критерии оценки

I. Словарный запас ребенка.

1. Дидактическая игра «Назови, что покажу».

Материал: предметные картинки с изображением посуды, одежды.

Содержание диагностического задания: Воспита тель показывает ребенку картинки и просит их назвать.

-А теперь назови все предметы одним словом (воспитатель показывает предметы посуды).

-Что это?                                                                              Затем показывает картинки предметов одежды и просит назвать одним словом.

-Что это?

Затем воспитатель предлагает показать части предметов.

  • Покажи носик у чайника.
  • Покажи крышку.

-Что есть у платья? (Рукава, воротник, карманы, пуговицы И т. п.

2.Дидактическое упражнение «Каждой вещи сво место».

Материал: предметные (мелкие) картинки с изображение! одежды, обуви, фруктов, овощей, птиц. Крупные картинк: с изображением шкафа, обувной полочки, вешалки для голов ных уборов, дороги, корзинки, грядки, деревьев.

Содержание диагностического задания: Воспита тель предлагает ребенку внимательно рассмотрет картинки и поместить каждую картинку на свое место. Инструкция. «Сложи всю одежду в шкаф». «Поставь обувь на полочку». «Повесь головные уборы на вешалку». «Расставь посуду на столе». «Помести мебель в комнату». «Расположи машины на дороге». «Положи фрукты в корзину». «Посади овощи на грядку». «Посади птиц на деревья».

3.Дидактическая игра «Когда это бывает?».

Показ сюжетных картинок с изображением частей суто] Воспитатель просит ребенка показать, где день, а где ночь. Вопросы:

  • Когда мы играем?
  • Когда мы кушаем?
  • Что мы делаем ночью?

  1. балл - допускает ошибки в назывании предметов. Не различает существенные детали и части предметов. Путает названия частей суток.
  2. балла - все предметы называет правильно, определяя назначение предмета, но не называет обобщающего слова. Правильно различает и называет контрастные части суток с помощью наводящих вопросов.
  3. балла - все предметы называет правильно, определяет назначение предмета; понимает, различает и называет существенные детали и части предметов. Знает обобщающее слово. Различает и называет части суток.

              стороны речи

1.Дидактическая игра «Чего не стало?».

Материал: предметные картинки.

Содержание диагностического задания: Воспита тель предлагает рассмотреть и запомнить ряд из 3-4 картинок. После чего воспитатель предлагает ребенку закрыть глаза, чтобы убрать одну из картинок. Ребенок должен ответить на вопрос: «Чего не стало?»

2.Упражнение«Прятки».

1балл - не справляется с заданиями. Допускает большое количество ошибок даже при активной помощи взрослых.

     II. Уровень сформированности грамматической.

Материал: мелкая игрушка.

Содержание диагностического задания:Воспита тель прячет игрушку и просит назвать место, куда спрятал игрушку.Например: в шкаф, за спину и т. д.

3. Дидактическая игра «Кто это?».                          Материал: предметные картинки с изображением одного и нескольких животных и их детенышей.

Содержание диагностического задания: Воспитатель показывает картинки и задает вопрос: Кто это?

Утка - утенок - утята.

Заяц - зайчонок - зайчата.

2балла - ребенок правиль но употребляет в речи имена существительные в форме ед. и мн. числа, обозначающие животных и их детенышей. Неверно употребляет в речи существительные мн. числа в род. падеже. Путает пространственные предлоги.

3 балла - ребенок правиль но употребляет в речи име на существительные в фор ме ед. и мн. числа, обозна чающие животных и их детенышей, и форму мн. числа в род. падеже. Понимает предлоги в, под, на, за, около.

                                                              III. Уровень развития связной речи.

  1. Б е с е д а по сюжетной картинке.

Материал: любая сюжетная картинка (например, играющие дети).

Содержание диагностического задания:

Например:

  • Посмотри, Мишутка нарисовал картинку.
  • Тебе она нравится?
  • Кто нарисован на картинке?
  • Что делают дети? И т. д.
  1. Инсценировка русских народных сказок «Теремок», «Репка», «Волк и козлята».

Педагог предлагает участвовать в драматизации сказок, используя фигурки настольного театра.

1балл - на вопросы отвечает с помощью жестов или одним словом. Затрудняется в инсцени ровке сказки. Ребенок договаривает за взрослым отдельные слова.

В-ль. Жили-были дед и ...

Ребёнок. Баба.

В-ль.И была у них курочка

Ребёнок. Ряба.

2балла - в речи преиму щественно простые пред ложения из 2-3 слов. Инсценирует отрывки из знакомых сказок с незначительной помощью взрос лого, соблюдая логичность и последовательность.

В-ль. Жили-были ...

Ребёнок. Дед и баба.

В-ль.И была у них...

Ребёнок. Курочка Ряба.                         3 балла - самостоятельно отвечает на все вопросы, пользуется простыми нерас пространенными предложе ниями и предло жениями с однородными членами.Инс ценирует отрывки из знако мых сказок, соблюдая ло гичность и последовательность, передаёт содержание текста.

Высокий уровень - 8-9 б

Средний уровень - 6-7 б

Низкий уровень - 3-5 б

РАЗДЕЛ «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ»

Уровни

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Критерии оценки

Уровень знаний о количестве: много, один, ни одного.

Дидактическое упражнение «Один, много, ни одного».

Содержание диагностического задания: Воспита тель на полках шкафчика расставляет игрушки в следующем порядке:

  • на одной много игрушек,
  • на второй - одна,
  • на третьей - ни одной.

Просит ребенка показать полочку, где стоит много игрушек (одна, ни одной).

  1. балл - ребенок не справился с заданием, даже после наводящих вопросов.
  2. балла - ребенок допустил одну ошибку.
  3. балла - ребенок справился с заданием, не сделал ни одной ошибки.

Уровень знаний об эталонах величины и их использовании

1. Дидактическое упражнение «Соберем куклу на прогулку».

Материал: полоски разного цвета и разной длины - «шарфики».

Содержание диагностического задания: Воспита тель предлагает рассмотреть полоски.

Инструкция.Определи длину полоски способом наложения.

  • Какая длиннее (короче)?
  • Назови цвет полосок (шарфиков).
  • Давай наденем длинный шарфик (красный) и т. п.

2. Дидактическое упражнение «Найди высокую елочку».

Материал: елочки, разные по высоте.

Содержание диагностического задания: Воспита тель предлагает ребенку рассмотреть елочки. Просит найти самую высокую (низкую) елочку, применив способ наложения.

  1. балл - ребенок не справился с заданием даже при активной помощи воспитателя. Не владеет понятиями «ниже», «выше», «длиннее», «короче».
  2. балла - ребенок видит разницу в размерах двух предметов, но требует дополнительной инструкции, допускает одну ошибку.
  3. балла - ребенок видит разницу в размерах двух предметов по длине (высоте), показывает (называет), какой из двух предметов длинный - короткий, высокий - низкий.

III. Уровень представлений о форме.

Дидактическая игра «Найди домик».

Материал: большие круг, квадрат, треугольник - «домики». Набор кругов, квадратов, треугольников разных цветов меньшего размера.

Содержание диагностического задания: Воспитатель показывает большие круг, квадрат и треугольник, поясняет, что это домики для геометрических фигур.Далее предлагает ребенку расселить маленькие фигуры по своим домикам.

1балл - ребенок не справился с заданием даже при помощи взрослого.

2балла - ребенок допустил одну ошибку.

3балла - ребенок различает круг, квадрат, треугольник

IV. Ориентировка в пространстве.

Дидактическая игра «Поиграем с зайчиком». Материал: игрушка - зайчик, морковка. Содержание диагностического задания: Инструкция ребенку. Возьми одну морковку и выполни задание зайчика:

  • возьми морковку в правую руку;
  • переложи морковку в левую руку;
  • подними морковку вверх;
  • опусти вниз;
  • спрячь морковку за спину;
  • положи ее перед собой;
  • подними над головой;
  • положи под стул. И т. п.

  1. балл - ребенок не справился с заданием даже после наводящих вопросов.
  2. балла - ребенок понимает смысл обозначений: вверх - вниз, впереди - сзади, допускает ошибки при определении левой и правой руки.
  3. балла - ребенок понимает смысл обозначений: вверх - вниз, впереди - сзади, слева - справа, над - под. Справился с заданием, не сделал ни одной ошибки.

Высокий уровень - 10-12 б.

Средний уровень - 6-9 б.

Низкий уровень - 4-5 б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструментарий к диагностике в средней группе

Инструментарий к диагностике в средней группе...

Инструментарий для педагогической диагностики в младшей группе

Социально-коммуникативное развитие 1. Старается соблюдать правила поведения в общественных местах , в общении со взрослыми и сверстниками, в природе Методы: наблюдение в быту и в организован...

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ (3-4 ГОДА)

Диагностический материал по образовательной области "Позновательное развитие"по разделу формирование элементарных математических представлении дитей второй младшей группы по программе «...

Методическая разработка "Инструментарий для проведения диагностики в младшей группе"

Данная методическая разработка включает в себя задания, игры, беседы и другие приемы для проведения диагности в младшем дошкольном возрасте....

Инструментарий педагогической диагностики в старшей группе детского сада

Пояснительная записка                    Диагностические задания (мониторинг) для детей 5-6 лет (старшая группа) направлены– в начале года, на о...

Инструментарий педагогической диагностики в младшей группе (3-4 года) по образовательным областям в соответствии с ФГОС по программе «От рождения до школы»

Инструментарий педагогической диагностикив младшей группе (3-4 года)по образовательным областямв соответствии с ФГОС по программе «От рождения до школы»...

Инструментарий педагогической диагностики в младшей группе (3-4 года)

Диагностика педагогического процесса в младшей группе (с 3 до 4 года)  Инструментарий педагогической диагностики в младшей группе (3-4 года)     Инструментарий педагогической ...