«Краеведение как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников».
материал (младшая группа)

Гарифуллина Алсу Римовна

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают  актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения  целей современного образования. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога.

 

Профессиональная компетентность воспитателя представляет собой качественное изменение личности в профессиональной деятельности, развертывание ее внутренних ресурсов, достижение более высокого и творческого уровня выполняемой профессиональной работы, наличие устойчивой мотивации профессиональной самореализации, а также наличие профессионально важных и профессионально значимых качеств личности и готовности к постоянному профессиональному росту. Одним из факторов стимулирования повышения уровня профессиональной компетентности педагога является аттестация. Основная цель аттестации – стимулирование роста профессиональной квалификации, педагогического мастерства и творческой инициативы педагога, выявление недостатков в работе педагога и определение степени его соответствия занимаемой должности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon indiv_plan.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение «Высокогорский детский сад  «Подсолнушек»

Высокогорского муниципального района Республики Татарстан

Индивидуальный план на межаттестационный период  работы воспитателя

 Гарифуллиной Алсу Римовны

на 2019 -2023 г.

Личная карта

Образование:  высшее

Педагогический стаж:  7 лет

Общий стаж трудовой деятельности:  13 лет

Должность:  воспитатель

Квалификационная категория:  Первая квалификационная категория

Курсы повышения квалификации: «Инновационные подходы к организации социально – личностного развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО» в объеме 64 часа. Государственное автономное профессиональное учреждение «Арский педагогический колледж имени Габдуллы Тукая», 162406755457 выдан 31.05.2018;

Программа, по которой работает воспитатель: «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Тема самообразования: «Краеведение как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников».

Цель:Развивать познавательный интерес к изучению родного  края.
Формировать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре.

Задачи:

•Способствовать социализации воспитанников,  развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формировать у детей  желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.
•Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, обогащать речь и словарный запас.  
• Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу

•Формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного края.
•Изучить научно-методическую литературу по данному вопросу.

• Систематизировать методический и дидактический материал по ознакомлению с родным городом.

•Пополнить предметно-пространственную развивающую среду, направленную на обогащение представлений детей о родном городе.

• Повысить уровень компетентности родителей по данной проблеме через организацию взаимодействия ДОУ и семьи.

•Разработать перспективный план по краеведению.

Пояснительная записка

  Изменения, происходящие в современной системе образования, делают  актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения  целей современного образования. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога.

Профессиональная компетентность воспитателя представляет собой качественное изменение личности в профессиональной деятельности, развертывание ее внутренних ресурсов, достижение более высокого и творческого уровня выполняемой профессиональной работы, наличие устойчивой мотивации профессиональной самореализации, а также наличие профессионально важных и профессионально значимых качеств личности и готовности к постоянному профессиональному росту. Одним из факторов стимулирования повышения уровня профессиональной компетентности педагога является аттестация. Основная цель аттестации – стимулирование роста профессиональной квалификации, педагогического мастерства и творческой инициативы педагога, выявление недостатков в работе педагога и определение степени его соответствия занимаемой должности.

 

Программа профессионального развития педагога в межаттестационный период

 Современный подход к регулированию аттестации педагогических кадров осуществляется в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» от 24 марта 2010 года №209. Согласно данному документу целью аттестации педагогов продолжает оставаться установление соответствия их уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждение соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности. Изменения прошедших лет привели к необходимости обновления процедуры и методики аттестации педагогов.

Сегодня в практику внедрена методика оценки уровня квалификации педагогических работников, разработанная коллективом ученых под руководством академика В.Д. Шадрикова. Объектом оценки (самооценки) в процессе аттестации является профессиональная компетентность педагога. Согласно данной методике, проведение оценки профессиональной деятельности в процессе аттестации предполагает, анализ качества решения различных функциональных задач аттестуемым педагогом. Успешность решения педагогом соответствующих функциональных задач и определяет уровень его профессиональной компетентности. В педагогической науке понятие «профессиональная компетентность педагога» понимается как гармоничное сочетание теоретических психолого-педагогических знаний, умений и навыков, апробированных в действии, а также приемов и средств его саморазвития и самореализации. Становление профессиональной компетентности педагога происходит не только на этапе профессионального обучения, но и в процессе его трудовой деятельности. Становление профессиональной компетентности педагога ДО понимается нами как качественное изменение личности в профессиональной деятельности, развертывание ее внутренних ресурсов, достижение более высокого и творческого уровня выполняемой профессиональной работы, наличие устойчивой мотивации профессиональной самореализации, а также наличие профессионально важных и профессионально значимых качеств личности и готовности к постоянному профессиональному росту. Исследования (Е.С. Комарова, Л.Р. Садыкова, О.А. Сафонова, Т.А. Строкова, Л.И. Фалюшина и др.) указывают на существующие недостатки аттестации, из которых можно отметить слабое задействование внутренних механизмов развития самой личности педагога. Аттестация не позволяет выявить профессиональные затруднения и проблемы конкретного педагога, а значит, не позволяет педагогу понять причины успехов и неудач в своей профессиональной деятельности, увидеть индивидуальную траекторию своего развития. В связи с этим становится актуальной проблема повышения профессиональной компетентности педагога в условиях дошкольного образовательного учреждения. Наиболее эффективным способом обогащения профессиональной компетентности педагога в ситуации реальной профессиональной деятельности является методическое сопровождение в межаттестационный период (Н.Н. Бояринцева, В.А. Новицка, П.И.Третьякова). Основная задача межаттестационного периода – организация научно-методической сопровождения и поддержки педагога дошкольного образования в повышении уровня его профессиональной компетентности, разработке и продвижении по индивидуальной траектории профессионального развития. На основании результатов самооценки, педагогического мониторинга, рекомендаций и замечаний, полученных в ходе предыдущей аттестации, а также Программы развития образовательного учреждения разрабатывается индивидуальная программа профессионального развития педагога, в которой: 
-    выделяются противоречия, проблемы;

-    формулируются цели и задачи, определяются пути и средства их решения (технологии, проектируется собственная методическая система);

- планируется разработка методического и диагностического инструментария; 
-   прогнозируется желаемый результат. В программе определяются содержание, формы, методы повышения уровня профессиональной компетентности, т.е. что конкретно педагог должен знать и уметь для реализации намеченного. Эта же программа является основным документом для прохождения педагогом аттестационных процедур.

Формы представления результатов педагогической деятельности

  • Методическая копилка педагога
  • Портфолио
  • Мастер-класс
  • Презентации
  • Педагогический проект
  • Профессиональные конкурсы
  • Открытый показ НОД
  • Проведение мероприятий, развлечений
  • Наглядно-иллюстративный материал
  • Консультация для родителей, сообщение на родительском собрании
  • Доклад на педсовете

           

Актуальность

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным  дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям русского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.

Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта  жизни  в своем Отечестве, усвоение  принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.

Предполагаемый результат:

•Расширение знаний детей по краеведению, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.

•Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному селу, краю.

•Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности.

•Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников.

•Рост профессионального мастерства, умение оказать практическую помощь коллегам

Формы отчёта по проделанной работе: выступления на педсовете, родительских собраниях, открытые показы НОД, размещение своих разработок на различных сайтах, участие в конкурсах.

Этапы работы

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Анализ состояния образовательного процесса по проблеме; анализ затруднений. Изучение литературы и имеющегося опыта по теме самообразования.

2019 – 2023 год

Проанализировать свои профессиональные затруднения.

Определение проблемы опытно – экспериментальной работы, выбор целей, задач, методов работы.

Планирование и организация разработки и формулирование системы работы по данной теме.

Выделение направлений работы.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов Изучение ФГОС.

Изучение  психолого – педагогической литературы.

Знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

Консультации для родителей.

Изучение ИКТ.

Прогностический

Определение целей и задач темы самообразования.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов

2019– 2023 год

Участие в семинарах для воспитателей, педагогических советах.

Работа над обогащением портфолио.

Периодическое проведение самоанализа  профессиональной деятельности.

Практический

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса.

Корректировка работы.

2019 – 2023 год

Работа над созданием и обогащением портфолио воспитателя.

Использование современных педагогических технологий в области обучения и воспитания.

Внедрение в учебный процесс ИКТ.

Разработка методических пособий, дидактических игр.

Создание предметно-развивающей среды.

Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

2019 – 2023 год

Участие в муниципальных и всероссийских конкурсах.

Открытые занятия различного уровня.

Консультативная помощь родителям.

Ведение профессионального портфолио воспитателя.

Оформление результатов работы.

Внедренческий

Распространение опыта работы

2019 – 2023 год

Публикации на сайтах, участие в конкурсах, разработка дидактических игр.

Публикации творческих работ воспитанников на интернет-сайтах.

Обобщение и распространение собственного опыта на педсоветах, педчтениях.

План работы

         Дата

Запланированные  мероприятия

Январь- Март  2019 г.

Анкетирование родителей по нравственно – патриотическому воспитанию детей

Апрель - Сентябрь 2019 г.

Изготовление дидактических пособий  по региональному компоненту

Октябрь - Ноябрь 2019 г.

Пополнение уголка по региональному компоненту альбомами   «Моя семья», «Мы гуляем с мамой», «Мой день рождения», «Как я провёл лето», «Все работы хороши», «Природа родного края», «Миасс глазами детей», «Государственные праздники России», «Азбука маленького россиянина», «Моя Россия», «Мой любимый город Миасс», «Государственные символы России», «Русская изба», «Башкирское жилище», «Рода войск», «Промыслы Южного Урала», «Олимпиада в стихах и картинках»

Декабрь 2019 г.

Творческий отчёт. Мастер-класс «Кукла из ниток»

Январь 2020 г.

Выставка традиционной народной куклы

Февраль 2020 г.

Организация  тематической  выставки к  Дню защитника Отечества

Март – Май 2020 г.

Проект «Ярмарка мастеров»

Сентябрь-Ноябрь 2020  г.

Изготовление дидактического пособия «Дед Краевед»

 Декабрь 2020 г.

 Отчёт о проделанной работе по нравственно - патриотическому воспитанию.

Январь - Март 2021 г.

Выступление на тему «Игры народного края»

 

Апрель - Май 2021 г.

 Создание альбома «Мы помним!!!! » к   празднику 75-летия Победы в Великой Отечественной войне

 Сентябрь – Декабрь 2021 г.

Инсценировка сказки «Серебряное копытце»

Январь -Март 2022 г.

  КВН «Знатоки родного края»

Апрель - Май 2022 г.

 Составление рассказа на тему «Мой город».

Сентябрь – Декабрь 2022 г.

Выступление  по теме «Обучение детей рассказыванию по серии сюжетных картин»

Январь - Апрель2023 г.

Консультация для родителей «Какие народные игры вы знаете?»

 Май 2023 г.

Создание альбома «Край родной!!!»

Май 2023 г.

Посещение Краеведческого музея

Используемая литература

  1. Акулиничев И. Земляничный край: Стихи. – Самара, 2003 год
  2. Акулиничев И. Сенокос. Стихи. – Самара, 2000 год.
  3. Акулиничев И. Полынь. Стихи, - ООО «Изд.центр «ЮНИПресс», 2011 год
  4. Кондурчинское раздолье. Стихи. – Самара, 2009 год.
  5. Материалы районного краеведческого музея.
  6.  Материалы газеты «Высокогорские вести»
  7. http://www.stihi.ru/
  8. 3. Николюкин А.Н. Региональная литература // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под. ред. А.Н. Николюкина. – М., 2001. – С.864.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение по теме: «Игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

В данном сообщении раскрывается роль игры как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников...

Подвижные игры народов Севера, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

В условиях Севера забота о здоровье детей, их физическом развитии, снижении заболеваемости очень важна. В неблагоприятных климатических условиях снижается двигательная активность, что отрицательн...

План самообразования по теме: «Краеведение как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников».

План самообразования Тема: «Краеведение как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников». АктуальностьВ настоящее время среди наиболее острых пробл...

БУКЛЕТ. Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста "Я гражданин России"

Как знакомы всем слова: «Родина», «Отчизна», «Отечество». Наверное, можно подобрать еще много синонимов к этим словам, но обозначать они всегда будут одно и то же ...

Сообщение из опыта работы «Краеведение как средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников»

Сообщение из опыта работы "Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников"...

Тема: «Фестиваль авторских пособий. Игры под ключ. Патриотическое направление воспитания. Ценность – Родина и природа». Тема выступления: «Игра, как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников».

    Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания ...