План по самообразованию на тему: "«Формы работы с русской-народной сказкой, как многофункциональное средство развития речи старших дошкольников»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Кирюшина Ольга Николаевна

представлены формы работы, совместной с родителями,    для развития речи   старших дошкольников  с помощью русской-народной сказки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_na_21-_22_god.docx34.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района

«Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» г.Белоярский

План работы по самообразованию на тему:

«Формы работы с русской-народной сказкой,

как многофункциональное средство развития речи старших дошкольников»

за 2021 – 2022 учебный год

Подготовительная  группа №17 «ПЧЁЛКИ»

                        Воспитатель: Кирюшина О.Н.

                                                                                                       

г. Белоярский-2022

Цель самообразования: 

Повышение профессиональной компетенции в  вопросах  развития всех компонентов устной речи  у детей 6-7 лет, посредством  русских-народных сказок.

Предполагаемый результат:

1. Совершенство речи, как средства общения,  у будущих школьников.

2. Привитый интерес к сказке и любовь  к чтению  у будущих школьников.

3. Повышенный уровень речевого развития у выпускников, по результатам диагностики на конец учебного 2022 года.

Форма самообразования:  индивидуальная

Актуальность

На протяжении ряда лет, я выбираю темой своего самообразования русскую-народную сказку и использую ее в работе с детьми для решения различных педагогических задач.

В подготовительной группе одной из важных задач для педагогов является речевое развитие  будущих школьников. Для успешного решения  данной задачи я  продолжила  использовать в работе с детьми различные формы работы со сказкой (чтение, пересказ, рассказ, анализ, драматизация, викторина, дидактические игры по мотивам русских-народных сказок и др.), что  является  прекрасным речевым  тренажером для развития всех компонентов устной речи:

- в процессе знакомства с содержанием сказок у детей пополняется активный словарь, развивается воображение, память;

- благодаря речевым играм  по мотивам сказок  совершенствуется звуковая культура и грамматический  строй речи,

- с помощью драматизации сказок у детей совершенствуется монологическая и диалогическая формы речи, отрабатывается интонационная выразительность,  связная речь и развивается память.

Работу по теме самообразования я осуществляла на основе разработанного плана:

План работы  по самообразованию на 2021-2022 уч.год

1 этап - ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ

п/п

мероприятие

Дата проведения

1

Определение форм и методов  работы с детьми по речевому развитию с   использованием русской-народной сказки.

август

2

Подборка сказок в книжный уголок группы, аудиосказок в соответствие с возрастом детей.

август

3

Подборка мультипликационных фильмов  по мотивам русских-народных сказок в соответствие с возрастом детей.

4

Пополнение картотеки дидактических игр  по мотивам русских-народных сказок.

Июнь-август

5

Разработка сценариев спектаклей по мотивам русских-народных сказок.

Июнь-август

8

Подбор консультаций для родителей о пользе сказок.

сентябрь

9

Подборка «Викторин»  по сюжетам русских-народных сказок

сентябрь

10

Разработка плана с родителями по программе «Социокультурные истоки»

сентябрь

2 этап - ПРАКТИЧЕСКИЙ

1

Чтение русских-народных сказок, с последующим анализом.

ежедневно

2

Слушание аудиосказкок по мотивам русских-народных сказок

еженедельно

3

Просмотр мультипликационных фильмов  по мотивам русских-народных сказок с  последующим анализом.

еженедельно

3

Словесные игры, математические игры по мотивам сказок.

еженедельно

4

Дидактические (настольные), ТРИЗ-игры   по мотивам русских-народных сказок.

еженедельно

5

Работа с родителями в рамках программы «Социокультурные истоки»

Семейное чтение  Книга №1 «Сказочное слово».

сентябрь

6

Создание странички альбома по программе «Истоки»  на тему: «Моя любимая сказка»

октябрь

7

Оформление выставки детских работ на тему «Любимые сказки».

ноябрь

8

Консультации для родителей на тему: «Театр - наш друг и помощник», «Роль сказки в жизни детей

октябрь, февраль

9

Рекомендации для родителей по подбору сказок для чтения детям дома (в группе VK)

В течении года

10

«Викторины на тему «Русские-народные сказки»

ежемесячно

11

Драматизация сказок детьми различными видами театров в течение года

еженедельно

3 этап - ИТОГОВЫЙ

1

Драматизация русской-народной сказки для детей в рамках театральной недели в ДОУ

Март-2022

2

Драматизация русской-народной сказки для родителей, как отчетное мероприятие театрального кружка «Талантошки»

Апрель-2022

3

Проведение педагогической диагностики по развитию речи в начале учебного года (сентябрь-апрель).

Апрель-2022

4

Отчет о проделанной работе по плану самообразования

Май-2022

Для работы по теме самообразования, изучила следующую  методическую  литературу:

1. Глинка Г.А. «Развиваю мышление и речь». – СПб: Питер Пресс, 19998г.

2. Лозбякова М.И. – Учимся правильно и четко говорить». – М.: Вентана-Графф, 2003 г.

3. Иванова Э. И: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.

4. Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой»: для работы с детьми дошкольного возраста - Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство АСТ», 2000г.

5. Сухин И.Г «Литературные викторины для маленьких читателей» - М.: Рольф, 2001 г.

6. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольника. М. ТЦ Сфера, 2009...1999г.

7. Маханева М. Театрализованные занятия в детском саду. М. ТЦ-Сфера 2003г.

2 этап – основной  (практический) – Работа с детьми:

Виды  деятельности

по развитию речи с использованием русской-народной сказки

Задачи для реализации плана самообразования

Содержание

проделанной  работы 

по плану самообразования

Время проведения мероприятий в режимных моментах

Формы работы с детьми; родителями

Методическое обеспечение

1.Чтение русских-народных сказок с последующим анализом произведения .

- Приучать детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний.

- Развивать  связную речь,  посредством участия в коллективной   беседе. 

 - Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать героев, ситуацию.

Чтение русских-народных сказок  с обязательной беседой по её содержанию, где  дети обучались  характеризовать героев, их поступки; формулировать вопросы  и ответы; устанавливать  причинно-следственные связи с помощью вопросов педагога.

1. Как часть занятия  в НОД по  р/р, художественной литературе.

2. В свободное от занятий время в утренние и  

вечерние часы.

3. Во 2-половине дня.

Групповая, индивидуальная  работа

Подборка

русских-народных сказок в соответствие с возрастом детей

6-7  лет в групповой  библиотечке «Книжкин дом».

 

  • 2. «Слушание аудио-русских-народных сказок»

Продолжать учить внимательно слушать сказки; участвовать  в коллективной   беседе - высказывать свои суждения, отвечать и задавать вопросы;

Активизировать словарный запас.

Слушание аудиосказок происходит  в свободное время или перед сном. Перед сном слушаются короткие, спокойные по характеру сказки,  помогающие уснуть. После сна проводиться беседа о сказке перед сном, где дети продолжают учиться отвечать на поставленный вопрос.

Перед сном

групповая

Подборка аудио-русских-народных сказок в соответствии с возрастом детей  6-7 лет.

3. «Дидактические (настольные)  игры  и  игры  технологии ТРИЗ по мотивам русских-народных сказок».

Продолжать учиться играть,  умение вести диалог с детьми и взрослым;

формировать умение отстаивать свою точку зрения. Совершенствовать умение содержательно и выразительно рассказывать, пересказывать на основе наглядности и без нее.

1. «Собери и расскажи сказку», «Узнай и собери сказку» (разрезные картинки, пазлы)  - Детям необходимо   собрать целую картинку  из частей; узнать  сказку и рассказать отрывок, изображенный на собранной  картинке.

2. «Найди дом сказочному герою», «Подбери предмет сказочному герою» (Круги Луллия).

3.«Из какой сказки герой?», «Чей это предмет?» (Морфологическая таблица) – с помощью ТРИЗ-игр дети обучались   объединять сказочных героев, их предметы по ассоциациям.

4. «Сказочный паровоз времени» (серия картинок). Дети продолжали  учиться    последовательно раскладывать   картинки с изображением сюжета знакомых  сказок, затем рассказывать сказку с опорой на картинки.

 Утренние, вечерние часы, как часть занятия по Р/р.

В свободное от занятий время.

Индивидуальная, подгрупповая  работа;

Копилка дидактических игр

4. «Просмотр мультипликационных фильмов  по мотивам русских-народных сказок с последующим анализом.

Выяснять, что дети бы хотели увидеть своими глазами, какие мультфильмы хотели посмотреть повторно и почему?

Совершенствовать речь, как средство общения.

Прививать  детям   интерес, уважение  к Российским, советским мультфильмам по мотивам  сказок.

Выбор мультипликационных фильмов  в соответствии с темой  недели,  по ситуации,  по желанию детей и обязательно  по принципу - «сказки -  это не только развлечение, но и извлечение положительного урока».  Обязательна последующая беседа; рисование, лепка  ее героев.  

2-половина дня, вечерние часы

Групповая работа

Подборка советских и российских мультипликационных фильмов  по мотивам русских-народных сказок в соответствии с возрастом детей

5. «Викторины на тему «Сказки»

Продолжать учить детей  отгадывать загадки, дослушивая их до конца.

Учить быть доброжелательным и корректным собеседником, воспитывать культуру речевого общения и этикета (не перебивать друг друга)

«Сказочные викторины» словесные, электронные  проводились  для диагностирования знаний  детей о сказках

2-половина дня, вечерние часы

Групповая работа с детьми и родителями.

Подборка загадок «Викторины по сказкам»

(уголок «Социокультурные истоки»)

6.Словесные игры, математические игры (задачки) по мотивам сказок.

Совершенствовать  умение образовывать однокоренные слова, строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей

Мат/игры –задачки «Сколько сказочных героев?»

«Столько же, сколько героев»

Словесные игры: 

 «Закончи предложение»

 «Я назову, а вы продолжите».

«Из какой сказки?»,

«Узнай героя» 

Групповая работа

 Картотека словесных игр (уголок «Социокультурные истоки»)

7. Работа с родителями в рамках программы «Социокультурные истоки»

Продолжать вызывать интерес и уважение  к  русской-народной сказке,  как  средству воспитания детей и жанру  к художественной литературы;

Прививать  любовь к чтению.

Предложить родителям рабочие книги для чтения русских-народных сказок дома.

Рекомендовать проанализировать прочитанные сказки.

 Домашнее чтение

Семейное чтение

  Семейное чтение  Книга №1 на тему:  «Сказочное слово».

 По программе «Социокультурные истоки»

 8. Создание странички альбома по программе «Истоки»  на тему: «Моя любимая сказка»

Приучать детей – будущих школьников - проявлять инициативу с целью получения новых умений.

Продолжать учить содержательно, эмоционально рассказывать  об интересных фактах и событиях (о своей страничке)

     Предложить  родителям создать  совместно с ребенком страничку  к альбому  «Любимая сказка».

     Оформление выставки детских работ на тему «Любимые сказки» в группе.

 На итоговом занятии «Любимые сказки»,  дети рассказывают о своей страничке.

дома

Совместная работа детей и родителей

Выставочная зона по программе «Истоки» (раздевалка)

9. «Театрализованная деятельность с использованием различных видов театра»

   Развивать диалогическую и монологическую формы речи.

    Совершенствовать  фонематический слух, отрабатывать интонационную выразительность речи.

   Прививать интерес к театральной деятельности.

Дети самостоятельно выбирают сказку, вид театра, готовят и показывают сказки.

в вечернее время; по пятницам

Подгрупповая,

Групповая и  самостоятельная работа детей.

Виды театра: 1.Настольный театр.

2.Пальчиковый театр.

 3. Театр фигур - оригами.  

4. Кукольный – бибабо.

5.Театр на фланелеграфе. (театральный уголок)

  • 10. «Драматизация по мотивам народных сказок»

     Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей в драматизации

(интонационную выразительность речи,  дикцию,  эмоциональность, артистичность)

В течение учебного года   инсценировали  этюды,  отрывки из сказок, игры-инсценировки  («Волк и Лиса»,  «Петушок и бобовое зернышко» , «Сказке  о Лисе и Петушке-золотом гребешке», «Бычок – смоляной бочок»,  «Теремок», «Заюшкина избушка», «Дружба зверей»),  в том числе хантыйские сказки (Зайчишко», «Лиса и Бычок»).

В марте-апреле  в рамках театральной недели показали спектакли «Старая Репка на новый лад»  для детей группы «Теремок» и родителей

групповая работа

Маски, костюмы сказочных героев; модули для постройки домов.

  • 11. Консультации для родителей
  • 12.Рекомендации для родителей по подбору сказок для чтения детям дома (в группе VK)

Заинтересовать родителей посещением театрального кружка для развития речи детей.  

Нацелить родителей на правильный подбор детской  художественной литературы для домашней библиотечки.

Консультации для родителей на тему: «Театр - наш друг и помощник», «Роль сказки в жизни детей

Сентябрь, февраль

Коллективные и индивидуальные беседы;

Родительское собрание;

родительский уголок. Обращения к родителям в  группе «Пчелки» в  группе VK;.

3 этап – Заключительный – итоговый.

1. Итоговая диагностика.

По результатам педагогической диагностики по речевому развитию детей  на начало учебного года выявлено ___ %, на  конец  года  - ___%,  таким образом,  положительная динамика составила ____%. 

Большинство детей:

-  научились внимательно слушать (смотреть) сказки, отвечать на вопросы педагога по содержанию текста;

- научились участвовать  в коллективной   беседе, анализировать сюжет произведения;  

- научились характеризовать сказочных героев, используя в речи имена прилагательные и др. части речи;

- научились отчетливо произносить звуки родного языка, звукоподражанию, интонационной выразительности;

- научились излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения;

- освоили нормы речевого этикета;

- предпочитают  среди литературных произведений сказки;  

- проявляют эмоциональную заинтересованность к разным видам  театра;  

- научились пересказывать сюжет небольших литературных произведений (сказок);

- могут участвовать  в драматизации сказок,  вести ролевые диалоги.

2. Написание отчета по плану самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой тренинг как средство развития речи старших дошкольников

В статье приведены примеры речевых тренингов. Дано обоснование необходимости их внедрения в педагогический процесс....

Самообразование на тему: «Русская народная сказка, как средство развития речи старших дошкольников»

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями,может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение»Д. Родари....

Работа с картиной как средство развития речи старших дошкольников при работе по УМК «Дошкольное образование»

Для построения целостной картины мира, формирования речевой культуры, младших школьников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи в УМК «Перспективная начальная школа» по русскому...

Методическая разработка «Русская народная сказка, как средство развития речи старших дошкольников»

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями,может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение»Д. Родари....

Опыт работы "Метод сказкотерапии как средство развития речи старших дошкольников".

Содержит материал по развитию речи детей старшего дошкольного возраста....

Перспективный план по самообразованию на тему: Русская народная сказка, как средство развития речи старших дошкольников

В данном материале представлен перспективный план работы по развитию речи посредством художественного слова, а именно русской народной сказки....

Памятки и буклеты для родителей. "Кинезиология и её виды, как средство развития речи старших дошкольников, имеющих нарушения речи".

      Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и ад...