Консультации и мастер классы для родителей и воспитателей ДОУ
консультация

Дмух Ольга Викторовна

Предварительный просмотр:

Консультация

«Безопасность дошкольников

на природе (в парке)»


Основы безопасности жизнедеятельности - это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья. Соблюдение правил личной безопасности крайне важно для ребенка, ведь порой их незнание может привести к трагедии.

Безопасность жизнедеятельности – одно из направлений работы сада, направленное на подготовку дошкольника к активной жизненной позиции в дальнейшем.

Безопасность ребенка – это одна из основных забот как родителей, так и воспитателей детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность ребенка, но и обучить его необходимому поведению в разных жизненных ситуациях.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты ребенка. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома, на природе. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.

Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма  усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.

В современной науке опасностями принято называть явления, процессы или объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно. Причинить вред жизни и здоровью людей могут различные домашние предметы, электрический ток, пламя, раскаленные предметы, горячая вода, продукты питания, бытовая химия, различные транспортные средства, дикие и домашние животные, некоторые насекомые и растения, солнечные лучи, низкая температура воздуха, погружение в воду, люди и многое другое.

Важно создать условия в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) и семье, позволяющие ребенку планомерно накапливать основы безопасной жизнедеятельности. Для формирования основ безопасной жизнедеятельности дошкольников рационально использовать время  летнего периода, так как в совместной деятельности с дошкольниками на прогулке, экскурсиях, походах и других мероприятиях в форме игры происходит непроизвольное усвоение знаний и навыков по данному направлению.

Лето – самая любимая пора всех детей, ведь в теплую погоду можно практически целый день проводить на улице,  выезжают с родителями  на природу, ходят в парки на экскурсии.

При организации прогулок в летний период следует оградить детей от воздействия следующих опасных и вредных факторов:

  • укусы животных, насекомых.
  • порезы, уколы битым стеклом, сухими ветками, сучками на кустарниках, занозы от палок, досок, деревянных игрушек и пр.;
  • травмирование воспитанников при наличии ямок и выбоин
  • перегревание организма ребенка;
  • отравление ядовитыми растениями, плодами, грибами и др.

Лето характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребѐнка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью и стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению опасных ситуаций.

Детям нужно прививать не только любовь к  животным, но и уважение к их способу жизни. Необходимо объяснить детям, что можно делать и чего нельзя допускать при контактах с животными.

Также, детям необходимо дать знания о насекомых, и напоминать им о том, что даже полезные насекомые (пчелы, муравьи) могут причинить вред.
Воспитателям  нужно разъяснять детям опасность отравления, знакомить с правилами обращения с опасными растениями и грибами.

Необходимо перед экскурсией побывать в парке и просматреть его. Не допускать наличие опасных для детей предметов: сухостойных деревьев, неструганных досок, гвоздей, битого стекла.

С наступлением жаркого периода во избежание солнечного теплого удара, необходимо:

  • всем детям иметь легкие головные уборы;
  • чередовать пребывание детей под прямыми лучами солнца с играми в тени
  • соблюдать питьевой режим
  • в жаркое время использовать игры с водой, при этом песок должен быть чистым, влажным; игры должны быть спокойными, малоподвижными; участки должны быть политы до прихода детей.

Многие меры по обеспечению безопасности детей, могут показаться элементарными, однако с ребенком дошкольного возраста необходимо разбирать и обсуждать на первый взгляд кажущиеся очень простыми правила поведения.

Например, касающиеся некоторых растений и грибов, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.

  • Нельзя пробовать на вкус неизвестные ягоды, листья, стебли растений, плоды, семена, грибы, как бы привлекательно они не выглядели.
  • К незнакомым растениям даже нельзя дотрагиваться, так как можно получить ожог, аллергическую реакцию.
  • Чтобы избежать отравления, надо научить детей хорошо знать основные признаки ядовитых и несъедобных грибов и растений и поддерживать правила - никогда ничего незнакомого и опасного не пробовать на вкус, не употреблять в пищу и даже не трогать руками.
  • В ядовитых растениях содержатся яды, способные вызвать отравления как при вдыхании летучих ароматических веществ, выделяемых растениями, так и при попадании сока на кожу.
  • Самое сильное отравление можно получить при приеме внутрь токсина с ягодами, листьями, корнями.
  • Опасность могут представлять не только всем известные ядовитые растения (бузина черная, вороний глаз, дурман, болиголов, багульник, белена черная и многие другие) но и привычные садовые цветы и повсеместно встречающиеся сорные травы. Расскажем о некоторых из них:

Вьюнок полевой – ядовит для человека. В растении содержится смолистое вещество конвальвулин. Это сильный яд, способный привести к жжению во рту и носоглотке, болям в животе, диарее.

Наперстянка пурпурная. За что его любят: Ее высокие разноцветные соцветия с цветами-колокольчиками добавляют клумбе не только яркость, но и высоту и объем. Токсическое действие: Растение токсично как для людей, так и для домашних животных. После употребления растения внутрь появляются неполадки в пищеварительном тракте: тошнота, рвота, диарея.

Ландыш. Созревает ландыш обычно к концу лета, однако яркие оранжево-красные ягоды ландыша, столь привлекательные для детей, могут встречаться уже и в июле, всё зависит от погоды. Будьте осторожны и внимательны – плоды ландыша очень ядовиты! Признаки отравления – тошнота, рвота, боль в животе, головокружение.

Лютик едкий. Народное название растения — «куриная слепота».Растение содержит летучее едкое вещество с резким запахом — (анемонол) типа камфары, раздражающее слизистые оболочки глаз, носа, гортани и внутренних органов.

Дельфиниум (Delphinium) содержит алкалоиды, эффект которых сходен с известным ядом индейцев — кураре: они резко снижают мышечный тонус и препятствуют проведению нервных импульсов. Дополняют «букет» вещества, идентичные яду аконита. Максимальной концентрации алкалоиды достигают в корнях растения в начале вегетации. В период плодоношения особо ядовиты листья.

Безусловно, нельзя запрещать ребенку общаться с природой и изучать мир, но взрослые должны сделать всё возможное, чтобы процесс познания был максимально безопасным.

Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями воспитанников.

Взаимодействие с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества с семьей. Цель взаимодействия с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данному направлению, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.

Родители - главный пример для своего ребенка, и грош цена работе дошкольного учреждения, не подкрепленной в домашних условиях: можно много говорить о правилах поведения на природе, но если родители их не соблюдают, то наши усилия бесполезны. Для родителей необходимо в уголке еженедельно помещать рекомендовать литературу для чтения и обсуждения с детьми, проводить совместные практические консультативные циклы по основам безопасности.

Есть такие хорошие слова: «Ты пошел в гости к природе - не делай ничего, что счел бы неприличным сделать в гостях. «Как понять эти слова? Мало ли зачем ты пришел в лес или в парк. Но не забывай, ты - в гостях!

Ты в чужом доме, в котором много своих жильцов и правил.
Дети должны не только знать правила поведения, но и понимать, почему к тем или иным объектам природы надо относиться именно так, а не как-нибудь иначе. Поэтому при рассмотрении конкретных экологических ситуаций важно показать значимость человеческого фактора в изменении состояния окружающей среды. Это позволит обоснованно подвести детей к выводу о необходимости защиты и охраны природных объектов, мест их обитания. Причина многих неблаговидных поступков в природе - незнание. 
Поэтому первая задача - изучать жизнь природы; узнавать, почему надо в природе поступать так, а не иначе; стараться выполнять необходимые предписания и запреты во время отдыха, сбора грибов, ягод и лекарственных растений. 
Природа - общий дом растений, животных и человека, и нам надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател.


Основы экологической культуры закладываются в детском возрасте, поэтому и воспитатель должен быть экологически грамотен. Вот почему при отборе ситуаций для беседы мы исходим из того, что правила своего поведения в отношениях с природой он должен, прежде всего, понимать, осваивать, сам формулировать выводы о необходимости соответствующего поведения в конкретной ситуации: он будет тихо, спокойно идти по лесу или по лугу, если поймет, что шум будет беспокоить и пугать природных обитателей; что отлов бабочек просто так, ради праздного любопытства, принесет большой вред луговым растениям и загубит живые существа, лишив их жизни. 
Поэтому содержание правил поведения в природе не может обойтись сегодня только лозунгами и призывами: «не рвать», «не шуметь», «не ломать», «не разорять», а обоснованно подводить детей к выводу: так надо поступать и почему именно так. 
Еще Белинский писал: «чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше нужно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке» 
На процесс развития экологической культуры детей существенно влияют ситуации, в которых дети должны совершить выбор линии своего поведения. Надо выбрать самостоятельно какой -то вариант поведения из нескольких возможных - взять ли найденного в поле зайчонка, похожего на игрушку, или не взять? И почему? Или: так хочется принести домой с прогулки букет полевых цветов, а вроде - нельзя! Как быть? 
Можно предложить детям ряд следующих ситуаций: 
Ты пришел в лес, стоишь у кромки леса и выбираешь направление, куда идти, Может быть, вон в тот уголок, за которым проглядывают березки, там, наверное, очень светло и уютно. И вот ты начинаешь идти к нему напрямик, по лесным травам.. Но, стоп! Что ты сделал не так! Так в гостях себя не ведут! Заметил ли ты свою ошибку? Так и нужно шагать по лесу, где хочу и куда хочу! Есть такое очень хорошее выражение: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек - тропу, а тысяча - пустыню». Теперь понятно, какую ошибку совершил гость природы. Слой почвы в лесу очень тонкий и его легко повредить. А заодно - и повредить корни деревьев и кустарников, которые очень страдают от подобных гостей.

Вот можно и сформулировать первое правило поведения человека в природе -  не топчи зря лесные полянки, передвигайся по тропинкам.

Вторая ситуация: шум в лесу. Вы любите слушать музыку? И взяли с собой приемник и магнитофон. Ты идешь по лесу, и музыка гремит рядом с тобой. Как хорошо! А хорошо ли? Почему? 
Шум, громкая музыка, крики в лесу пугают птиц, зверей, насекомых. Не веришь? Проверь - перед твоим появлением луг звенел от мелодий кузнечика и пения птиц. А сейчас все стихло, все спрятались. Если ты хочешь в лесу увидеть много интересного и услышать пение птиц, жужжание насекомых затаись; 
Не шуми - вот следующее правило.

Третья ситуация - птенец на дороге. Ты идешь по лесу и вдруг видишь: сидит здоровый, симпатичный птенец. Тихо сидит и ждет, когда его накормят. А мама уже близко, возвращается с едой. Но тут малыша хватают твои руки. Может, захотелось принести домой живую игрушку или хочешь пожалеть беззащитного детеныша, который вовсе не нуждается в твоей помощи! И вот в твоем доме появился птенец: его окружили заботой и лаской. А птенец начинает хохлиться, отказывается от еды, и вместо ожидаемой радости в доме появляется новая тревога за больное существо, отчаяние за неумение помочь. Зря, ох, зря вмешался ты в хрупкую жизнь птенца. Помните: птенцов из их дома и от их родителей брать ни в коем случае нельзя так же, как и других детенышей.

Четвертая ситуация - никогда не разоряй муравейники, не беспокой зря муравьев! 
Муравьев в наших лесах становится все меньше, а муравьи играют немалую роль в жизни природы. Их нужно сохранять и всячески беречь.

Пятая ситуация: букет цветов. Не перечесть цветов, которыми одарило нас лето. И все они просятся в букет! И если собрать все, что попадается на пути, получится огромный разнопестрый веник, который вскоре повянет, и вы его выбросите! Так что сорвать можно совсем немного: две, три ромашки, василька. И, конечно, букет нужно собирать по пути домой, когда возвращаетесь с прогулки. 

Шестая ситуация: Лесные грибы и ягоды. 
Лес угощает людей щедро. Собирать ягоды надо аккуратно, не топтать их, собирать руками, а не совком и брать только зрелые. Нельзя вырывать вместе с корнем и никогда не собирать все ягоды до одной - надо часть оставить зверям и птицам, которые тоже ищут корм в природе.
А при сборе грибов нельзя разрывать и раскидывать в стороны мох, т.к. грибница, оказавшись под лучами солнца, может засохнуть и погибнуть. Необходимо ножку гриба срезать ножом аккуратно, чтобы не повредить грибницу. А незнакомые грибы лучше не брать, потому что среди них может оказаться ядовитый гриб. А вот ядовитые грибы могут быть полезны животным, так что не стоит пинать мухоморы: пусть они лес украшают и зверей лечат! 
Конечно, это не все правила поведения в природе. Но и эти правила помогут сохранять и многообразие цветущих трав, и чистоту лугов и полей, и «братьев наших меньших», и зеленый наряд планеты, и голоса птиц ...

Причина многих неблаговидных поступков в природе - незнание. 
Поэтому первая задача - изучать жизнь природы; узнавать, почему надо в природе поступать так, а не иначе; стараться выполнять необходимые предписания и запреты во время отдыха, сбора грибов, ягод и лекарственных растений. 
Природа - общий дом растений, животных и человека, и нам надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател.

Итак, можно сделать выводы, что для проведения работы по безопасности жизни детей, можно использовать разнообразные методические приемы:

• беседы,

• эксперименты,

• наглядность,

• сюжеты из жизни,

• художественные произведения,

• игры,

• рисование на различные темы.

Но нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, воспитателей и просто взрослых людей.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Задачи воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста»

Детям исполнилось 4 года. Они перешли в среднюю группу детского сада. В их поведении и деятельности появился ряд новых групп, отличающих средних дошкольников от младших.

Во-первых, возросли физические возможности детей: движения их стали более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности – они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными и капризными. Поэтому, в средней группе особенно важно наладить различный двигательный режим, то есть насытить жизнь разнообразными подвижными и хороводными играми, танцевальными движениями под музыку. Существует и обратная версия: увидев перевозбужденного ребенка, взрослый, зная особенность тормозных процессов детей 4-5 лет, должен переключить его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.

Во-вторых, на пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет удовлетворялся обществом кукол, то средний дошкольник нуждается в контакте со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые диалоги становятся более длительными и активными. С более застенчивыми детьми взрослый должен выяснить причину такой робкости и помочь ребенку наладить контакт со сверстниками.

В- третьих, кроме общения со сверстниками, ребенок пятого года жизни все больше тянется ко взрослому с бесконечными вопросами«Почему?»«Зачем?», Для чего?», причем в многократной форме. Таким поведением ребенок проявляет свою познавательную активность, устанавливает простейшие связи и отношения между объектами. Взрослый же, в свою очередь, обсуждая проблему с ребенком, укрепляет доверие его к себе и уважение к старшим. В противном случае – нереализованная потребность общения со взрослыми приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.

В-четвертых, помимо умения дошкольника общаться со взрослыми и сверстниками, в этом возрасте он также должен научиться создавать новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Для этого значительное время отводится для свободных игр по выбору детейЗадача взрослого – создать возможности для вариативной игровой деятельности через предметно-игровую среду (разнообразные игрушки, предметы-заместители, зоновое размещение игрового оборудования).

Вывод: заботливое отношение взрослого к детям, умение поддерживать их познавательную активность и развить самостоятельность – составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей среднего дошкольного возраста.

Задачи обучения или чему дети должны научиться к концу среднего возраста.

В речевом развитии:

1. Составлять короткие (5-6 предложений) описательные рассказы о предметах, из собственного опыта; пересказывать литературные произведения, воспроизводить текст по иллюстрациям.

2. Овладевают произношением наиболее трудных звуков – свистящих, шипящих, Л, Р.

3. Различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки; определять место звука в слове; самостоятельно находить слова с заданным звуком.

4.Пользоваться предлогами и наречиями: справа, сверху от, рядом с., около, в, на и др.

В математическом развитии:

1. Обозначать количества числом и цифрой в пределе 5 – 10.

2. Сравнивать предметы на глаз, путем наложения и приложения. Выделять несоответствия или соответствия по форме, количеству, числу, размеру и т. д.

3.Знать структурные элементы геометрических фигур: сторона, угол, их количество.

В художественно-творческом развитии:

1.В рисовании: уметь проводить узкие и широкие полосы, кольца, точки, дуги, мазки; составлять новый цветовой тон на палитре (например, зеленый тон- из синего и желтого).

2.В аппликации: резать ножницами по прямой линии, перерезать квадрат по диагонали, срезать углы у прямоугольника прямо и придавая округлую форму.

3.В лепкеосвоить некоторые операции: оттягивание деталей из целого куска; соединение частей, прижимая и примазывая их; украшать с помощью стеки и налепов.

Обучение монологической речи.

Пятый год жизни - период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг друга, часто сопровождают речью собственные действия.

Родителям необходимо серьезно и уважительно относиться к любым высказываниям детей. Малыши эмоционально реагируют на отрицательную оценку, так как не видят оснований для нее. Необходимо удовлетворять потребность детей в получении и обсуждении информации о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им окружения.

У ребенка должны быть наборы картинок, открыток (животные разных стран и их детеныши, транспорт, спорт, растения сада и луга, юмористические картинки, достопримечательности родных мест); любимые книги. Выслушивая детей, уточняйте их ответы; подсказывайте слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; высказывать суждение.

Рассказывайте детям об их интересных фактах и событиях, о том, какие смешными и беспомощными они пришли в детский сад и какими знающими, умелыми и воспитанными стали. Помогайте детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывайте как порадовать приятеля, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться (например, за свою агрессивность и т. п.)

Учите ребенка активно участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы и задавать их, слушать ответы других. Воспитывайте желание говорить, как взрослые, поощряйте попытки ребенка выяснить, правильно ли он ответил на заданный вопрос. Развивайте у детей интерес к окружающей жизни. Знакомьте их с трудом взрослых (повара, врача, строителя и др., с общественными зданиями (школа, аптека, супермаркет, различными видами транспорта, учите соблюдать правила поведения на улице. Воспитывайте любовь к природе и родному краю. Учите детей правильно произносить все звуки родного языка, говорить внятно, достаточно громко, не торопясь, но без ненужных задержек. Учите связно рассказывать об увиденном или услышанном, не отвлекаясь от темы, выражая мысли законченными предложениями, правильно согласуя в них слова. С этого возраста необходимо обучать детей монологической речи, которая более сложна, чем диалогическая.

Программой воспитания в детском саду предусмотрены два вида рассказов, которыми должны овладеть дети пятого года жизни: рассказ по восприятию (умение описать игрушку, одежду, посуду, растения, картину) и пересказ литературного текста. Прежде чем описывать предмет, ребенок должен внимательно его рассмотреть, выделить основные детали и качества предмета. Для этого взрослый задает ему вопрос, сам описывает предмет, а затем предлагает ребенку.

Если ребенок затрудняется, надо ему подсказать, например, от лица куклы«Расскажи про мои волосы»«Ты забыла сказать, какое на мне платье» и т. д.

Для того, чтобы ребенок мог описать сюжетную картинку, необходимо тоже ее рассмотреть, обогащая словарь ребенка. Задайте ему вопросы, что он видит на картинке, какая собака или кошка, что делают дети и т. д. Образец-рассказ взрослого может состоять из 7 – 10 предложений, среди которых должны быть фразы, содержащие прямую речь, восклицание, вопрос. Подобные обороты речи ребенок перенесет в собственный рассказ.

Учите детей пересказывать короткие рассказы и хорошо знакомые сказки: «Курочка Ряба»«Козлята и волк», Репка». Необходимо прочитать произведение, побеседовать по прочитанному, что позволит ребенку запомнить последовательность изложения событий, активизировать словарь. Особое место в беседе по прочитанному занимает работа над выразительностью речи. Ребенок должен осознать, почему ту или иную фразу, отрывок следует передавать с вопросительной или восклицательной интонацией, «ласковым» или, наоборот, «грустным» голосом. А осознав, тут же поучится выразительно рассказывать. После беседы сказать ребенку, что прочитаю еще раз, а ты слушай внимательно, потом будешь сам пересказывать. Если ребенок затрудняется в пересказе, подскажите ему. Ничего страшного, если пересказывая, ребенок заменяет слова, встречающиеся в тексте, синонимами, удачно вставляет, добавляет что-то свое. Поощряйте усилия ребенка, оказывайте поддержку и своевременную помощь при встретившихся трудностях, положительно оценивайте достигнутые результаты.



Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги!

        Вашему вниманию представляю мастер класс по теме:

 « Играем,  речь развиваем с помощью технологии «Синквейн»

Актуальность:

Условия современной работы в ДОУ таковы, что должны полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьми открывает воспитателям новые возможности преподнесения материала для детей и их развития , введения новых, интересных технологий в детском саду,  в образовательный процесс. Предлагаю вам познакомиться с интересной технологией «синквейн» для развития речи детей, повышения эффективности процесса обучения и получения более качественных показателей по всем 5 образовательным областям. Сегодня существует множество современных технологий для решения тех или иных проблем в развитии речи дошкольника. Почему и чем именно технология «синквейн» заинтересовала меня?

1.Способствует развитию всех компонентов речи. (звуковой состав, словарь, развитие связной, грамматически правильной речи. Различают устную и письменную форму речи)

2. Происходит интеграция со всеми образовательными областями

программы.

3.Используется для проведения рефлексии и анализа, полученной

информации.

4. Даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком, пройденного материала.

5. Открывает у детей новые творческие и интеллектуальные возможности.

6.Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Технология «синквейн» новая, инновационная, многофункциональная, позволяющая решить несколько проблем сразу (развитие речи,познавательная сфера, коммуникация, мышление, анализ ,креативность). Технология «синквейн» основана на поддержке детской инициативы.

В начале ХХ века, форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси, опиравшаяся на знакомство с японскими миниатюрами хайку и танка. Слово «синквейн» в переводе- «пять», и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, написанное в соответствии, с определёнными правилами.

По форме напоминает «ёлочку».

Первая строка (вершина ёлочки) – одно слово.

Вторая строка – два слова.

Третья строка – три слова.        

Четвертая строка – четыре слова.

Пятая строка (основание Ёлочки) – одно слово.

Первая строка- это заголовок, название, состоящие из одного слова

(обычно существительное, о котором идёт речь). Отвечает на вопросы: кто? что?

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна. (Какой, какая, какие?)

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов, описывающих действия предмета (Что делает?)

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражениясвоих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, это может быть синоним.

С детьми мы по схеме – алгоритму составляем устные синквейны с

вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое, какой? Что делает, что сделает? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения. Таким образом, синквейн развивает логическое мышление.

Возьмём для примера, составление синквейна по образовательной

области «Познавательное развитие» - «животный мир»

Использование дидактического приема синквейн, позволяет познакомиться и запомнить такие понятия, как:

-дикие и домашние животные, среда обитания, корм;

 Где живут, кого боятся, кто о них заботится

- какие их могут подстерегать опасности в лесу, на улице.

По итогам проведенной работы дети знают, кто такие животные, какие бывают, для чего нужны в природе и дома. Таким образом, дети понимают значимость для человека животного мира.

Давайте посмотрим какие получаются синквейны у нас. Приглашаю, фокус-группу пройти к столу. Перед вами карточки с изображением животных(Игрушки) и схема составления синквейна (детям можно загадать загадки, обыграть различные ситуации). Предлагаю попробовать составить про них стихотворение.

1.Тигр. (Кто?)

2. Полосатый, опасный (Какой?)

3. Рычит, нападает, защищает (Что

делает?)        

4. Тигр живет в тайге.

(Предложение)

5. Опасность (Ассоциация).

1. Кошка        

2. Пушистая, ласковая

3. Мяукает, играет, ловит.

4. Она любит пить молоко

5. Помощница

1. Лось

2. Рогатый, большой

3. Бегает, пасется, защищается

4. Он живет в лесу

5. Животное

Теперь попробуем использовать синквейн в образовательной области «художественно-эстетическое развитие», например

При знакомстве с музыкальными инструментами:        

 Инструменты (что?)

Какие? Струнные, духовые, ударные…

Что делают?  Звучат, играют, издают звуки…

Отношение? Мне понравилась эта музыка.

В целом?  Оркестр.

Возьмем еще для примера образовательную область «физическое развитие». Как применить? Предлагаю встать возле столов, мы с вами поиграем: И для начала составим синквейн к слову игра:

Игра.

Какая?

Веселая, заводная

Что делают?

Играют, веселятся, радуются.

Отношение?

Дети любят этим заниматься.

В целом?

Веселье.

Играем в игры из подручного материала(авторские) « Попади в цель», «Отбивалки- сочинялки», «Елочка-синквейн» (Мяч, стаканчики, решетки ) После игры при подведении итога составляем синквейн про мяч, стаканчик и т.д. Послушайте что у нас получилось:

Мяч

Маленький, желтый

Прыгает, скачет, катится

Нам с ним весело играть

Забава

 Уважаемые члены жюри и фокус- группы , на этих примерах я вам показала как работает технология синквейн в различных образовательных областях. Доказала ее необходимость применения.

Вывод:

1. Синквейн является  инструментом мониторинга (позволяет воспитателю оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала).

2. Синквейн не только развивает речь, но и способствует развитию: внимания, мышления, памяти, воображения.

3.Синквейн позволяет ребёнку быть активным участником творческого образовательного процесса.

4. Синквейн учит коротко, но точно выражать свои мысли.

5. Синквейн совершенствует словарную работу.

6. Синквейн учит определять грамматическую основу предложений.

7.Синквейн развивает языковое чутье, формируется фразовая речь,

ассоциативное мышление

Спасибо за внимание!

 Синквейн «Жюри»

Строгое, справедливое

Судить, наблюдать, думать

Оценивает работу участников конкурса

Задача

        



Предварительный просмотр:

       Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно.

       Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдержи-

вает формирование познавательных про-

цессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адапта-

цией  детей в группе и в жизни.

       Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, становится та речевая атмосфера, в которую он погружён   с  первых  дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи. Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не  сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.   К 4-м годам у детей  впервые  отмечается пристрастие к  играм в слова.  Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми и даже азартными, именно  благодаря словесным играм  происходит  становление культуры речи и общения. Игра- это  основной  вид  деятельности   дошкольников.  Предлагаю вам познакомиться с инновационной технологией «синквейн».

Синквейн – это не обычное стихотворение, а не рифмованное,

написанное в соответствии с определёнными правилами. Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить  главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать,

 объединять и кратко излагать. Можно

сказать, что это полёт мысли, свободное маленькое творчество, подчиненное

определенным правилам. В дидактическом синквейне самое главное – это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.

Существуют определенные правила написания синквейна. Оно состоит из

пяти строк. По форме напоминает «ёлочку».

Первая строка (вершина ёлочки) – одно слово.

Вторая строка – два слова.

Третья строка – три слова.

Четвертая строка – четыре слова.

Пятая строка (основание Ёлочки) – одно слово. Первая строка- это заголовок, название, состоящие из одного слова

(обычно существительное, о котором идёт речь). Отвечает на вопросы: кто? что?

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков

предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна. (Какой, какая, какие?)

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов,

описывающих действия предмета (Что делает?)

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из

нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к

тому, о чем говорится в тексте.

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения

своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в

синквейне, это может быть синоним.

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных

методов развития ребёнка дошкольного возраста, который позволяет быстро

получить результат.

С детьми по схеме – алгоритму составляем устные синквейны с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое, какой? Что делает, что сделает? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять

главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают

свои устные нерифмованные стихотворения. Таким образом, синквейн

развивает логическое мышление.

  Если  задание  кажется ребёнку сложным, приведите несколько примеров его выполнения. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при  неудачах.

       Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активиза-

ции речевого развития детей. А также создают предпосылки для «Синквейна» в эти игры можно играть и состовлять «Синквейн»с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче,  перед сном  и т.д.

1. «Слово-Кто-Что». Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на по-

толке, на столе, животные и т.д.

2. «Что делают?». Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.

Зелёный -…дом, помидор.

Зимняя -…одежда, рыбалка.

Домашнее -…печенье, задание.

3.«Какой,какая,какие?»подбор прилагательных к существительным

( ЛИМОН-кислый, круглый, желтый )

5.«Общие слова».

1. Ребёнок должен назвать  фрукты…, мебель…, птиц…, овощи…, одежду…

2. Ребёнку предлагается назвать одним словом: н-р,сосна, берёза, клён – это…

 6. Игра «Кто больше назовёт действий». Закрепить умение детей соотносить действия. Воспитывать умение быстро думать. Активизировать словарь детей за счет слов действий (глаголов).

7.«Скажи наоборот».

Взрослый называет какое - либо слово, а  ребёнок подбирает «слово наоборот».

Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …,север- … и т.п.

Глаголы: пришёл- …, нырнул- …

Прилагательные: широкий- …, маленький- …, богатый-… и т.п.

Наречия: далеко-…, высоко- …

9. «Отгадай загадку».

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.

Н- р: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).

Загадывайте детям описательные загадки, н-р:Это овощ, растёт на грядке, круглый,

красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)

12. «Назови, какой…». Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.

13. «Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи.

Н-р: Кого в лесу  больше: ёлок  или деревьев?

14. «Подбери слово». Птица - перья. Рыба - … Огурец - овощ. Ромашка - …

15. «Расскажи стихотворение».

Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

16. «От каждого по словечку» или «Дополни предложение».

 Развивать умение составлять длинное предложение сложных конструкций. Упражнять в употреблении предлогов.

Давайте посмотрим, что получается у детей, какие синквейны.

1.Тигр. (Кто?)

2. Полосатый, опасный (Какой?)

3. Рычит, нападает, защищает (Что

делает?)

4. Тигр живет в тайге.

(Предложение)

5. Дикое животное (Ассоциация).

1. Кошка        

2. Пушистая, ласковая

3. Мяукает, играет, ловит.

4. Она любит пить молоко

5. Помощница

1. Лось

2. Рогатый, большой

3. Бегает, пасется, защищается

4. Он живет в лесу

5. Животное

                       ПАМЯТКА

                        для

РОДИТЕЛЕЙ

                       

      «Играем речь развиваем с помощью технологии «Синквейн».

  Составила воспитатель МБДОУ    «Романовский детский сад №1»

Дмух Ольга Викторовна

2022-2023 уч.год.

   

     



Предварительный просмотр:

МАСТЕР КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ КУКЛЫ НА РУКУ ИЗ НОСКА

Подготовила воспитатель:

ДМУХ ОЛЬГА ВИКТОРОВНА

Для работы необходимо: толстый  носок, глазки готовые, плотная ткань для ушек и языка собачки(лучше флиз), нитки, иголка, клей «момент», плотный картон.

D:\Фотографии\Детский сад фото\112_6684.JPG

Ход работы:

Вырежьте из плотного картона овал.

DSC_0519

Выверните носок наизнанку и разложите так, чтобы пятка была внизу.

Согните картон посередине. Теперь его нужно приклеить к носку. Обхватите конец носка с двух сторон картоном и приклейте. Это – будущий рот.

DSC_0520

Выверните носок на лицо. У вас должно получиться то, что на фото ниже.

DSC_0522

Пришейте нос пуговицу. Глаза приклеить клеем. Можно их сделать из белой и черной пуговицы, можно нарисовать на картоне.

Вырежьте из плотной розовой ткани язычок, и приклейте его в рот игрушки. Язык не должен выглядывать, когда рот куклы закрыт.

Вырежьте ушки, пришейте или приклейте.

D:\Фотографии\Детский сад фото\112_6686.JPG

Вот так выглядит наши куклы-игрушки в готовом виде.

D:\Фотографии\Детский сад фото\112_6687.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей и воспитателей "Фетровое счастье"

Данная презентация была подготовлена как учебно-методическое пособие к семинару для воспитателей и к заседанию родительского клуба....

Мастер-класс для родителей или воспитателей " Работа с Блоками Дьенеша посредством сказки

В своей работе по развитию интеллектуальных способностей я использую логические блоки Золтана Дьенеша, всемирно-известного венгерского профессора, математика, специалиста по психологии, создателя прог...

Мастер-класс для родителей и воспитателей по аппликации «Снова в заботах зима - рукодельница…» С использованием нетрадиционной техники.

Данный материал рекомендуется для родителей, которые не дают своим детям скучать долгими зимними вечерами....

Мастер-класс для родителей и воспитателей: «Логопедический калейдоскоп по речевой гимнастике»

Актуальность: привлечь родителей к участию в обучении ребенка с речевыми проблемами.Цель: оказать помощь родителям в развитии артикуляционного аппарата  детей с проблемами речевог...

Мастер-класс для родителей и воспитателей «Снегирь из шерстяных ниток»

Подробный мастер - класс по созданию птицы "снегирь"из шерстяных ниток....

Мастер-класс для родителей и воспитателей "кукла -Масленица"

Изготовление куклы – Масленицы из цветной бумаги и     подручного материала. Цель:  Вовлечь родителей и детей в творческий процесс.Задачи:Развивающие:·...