Проект "Интеллект - карта"
проект (подготовительная группа)

Масленникова Ксения Владимировна

Проект по формированию интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Тема проекта: «Интеллект-карта».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Интеллект - карта"245.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6»

Проект по формированию интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Тема проекта: «Интеллект-карта».

Составила: воспитатель  

МБДОУ «Детский сад №6»

Масленникова Ксения Владимировна

г. Волосово

Паспорт проекта.

Название проекта:  «Интеллект - карта».

Продолжительность проекта: Долгосрочный (с сентября 2021 по май 2022 года)

Тип проекта. Информационно – практико-ориентированный – творческий.

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.

Участники проект: Воспитатель группы, родители, дети.

Возраст детей:  Старший дошкольный возраст (5-7 лет).

Актуальность проекта.

В сфере дошкольного образования происходят активные инновационные процессы, к которым относятся многочисленные организационные и содержательные преобразования: реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), обновление дошкольных образовательных программ, изменения в информационной среде жизнедеятельности ребенка.

Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить поток информации, обрушивающийся на них, увидеть взаимосвязь событий и явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие. ФГОС ДО предполагает необходимость поиска новых средств развития ребенка, применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками интегративных качеств личности, а именно любознательности, активности; овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. В связи с этим разрабатываются новые методы развития творческих способностей детей, стимулирующие развитие мышления, коммуникативных навыков. Одним из таких эффективных методов развития ребёнка является использование в дошкольном образовании интеллектуальных карт.

Интеллект - карты – это не только уникальный и простой метод запоминания информации. Интеллект - карта - это технология изображения информации в графическом виде, наглядный способ представления информации, который отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области.

На мой взгляд, это один из эффективных и актуальных методов в современном дошкольном образовании. Поэтому, я разработала и реализую долгосрочный проект по применению инновационного метода интеллект –карт.

Цель проекта. Развитие познавательных процессов старших дошкольников путем внедрения метода интеллект – карты в образовательный процесс ДОУ.

Задачи проекта.

  1. Создать условия для овладения детьми технологией заполнения интеллект – карты.
  2. Сформировать у детей понятие  «интеллект- карта».
  3. Формировать у детей познавательные действия, развивать воображение и творческую активность.
  4. Развивать интеллект ребенка, способствовать развитию мышления: анализировать, обобщать и комбинировать.
  5. Развивать устную речь ребенка, умение рассуждать, доказывать.
  6. Развивать у детей  умение визуализировать причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира.
  7. Развивать у детей умение использовать информацию интеллект-карты применяя принцип от общего к частному и от частного к общему.
  8. Воспитывать у детей способность договариваться, слушать и понимать, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
  9.  Привлечь родителей  к активному участию в проектной деятельности.

Формы работы над проектом:

с детьми: занятия по развитию речи, ФЭМП и познавательному развитию с поэтапным составлением интеллект – карт, дидактические игры на развитие внимания, воображения, памяти, использование инновационных технологий утренний и вечерний круг, технология ТРИЗ, мнемотехника;

с родителями: проведение индивидуальных и групповых консультаций, мастер- класса.

Ресурсное обеспечение: ватман, цветная бумага, цветные маркеры, фломастеры, карандаши, ножницы,  клей, разнообразные картинки соответствующие теме интеллектуальной карты и журналы для вырезания из них картинок, презентации, интернет – ресурсы.

Свойства интеллект карты:

  • Наглядность. Тема, которую транслируется детям с помощью интеллект-карты, отображается компактно и наглядно. Это важно, потому что в дошкольном возрасте основным является наглядно-образное мышление. То есть метод учитывает возрастные особенности детей.
  • Привлекательность. У каждой интеллект-карты своя эстетика. Детям не только интересно, но приятно ее рассматривать.
  • Запоминаемость. Интеллект-карта заставляет работать оба полушария мозга. Благодаря тому, что она содержит разные образы, цвета, дети лучше запоминают информацию, которая изложена в карте.
  • Информативность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации. Если не получается связать мелкие темы с общей темой, значит, между ними не хватает еще одного смыслового звена.
  • Креативность. Интеллект-карта развивает креативное мышление. С ее помощью дети находят нестандартные пути решения разных задач.
  • Инновационность. Интеллект-карта побуждает к новым идеям, способам действия.

Методика составления карты

Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).

  1. Лист бумаги предпочтительно располагать горизонтально: именно такое расположение наиболее комфортно для изображения радиантной структуры и так отводится больше места под рисунок, что позволит расширить и модернизировать его.
  2. В центре пишется (иллюстрируется) и обводится главная идея (цель, предмет, название новой темы).
  3. Из «главной идеи» с помощью разноцветного выделения выводятся линии (ветви, каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы).
  4. Каждое ответвление обозначается ключевым словом или фразой. Также можно каждую ветвь обозначить одним цветом и рисунком.
  5. Ветви детализируются, добавляются символы, иллюстрации.

Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы.

Ключевые слова пишутся печатными буквами, разборчиво; размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными иллюстрациями, которые могут быть представлены в виде: моделей-образов, рисунков детей, картинок, вырезанных из журналов, газет, собственными символами. Различными стрелочками показываются связи между понятиями.

Ожидаемые результаты:

  • повысится интерес детей к занятиям, возрастет их познавательная активность, любознательность и творческий потенциал;
  • сформируются умения рассуждать, делать умозаключения, строить причинно – следственные связи;
  • связная речь детей будет более грамотнее, логичнее и образнее
  • родители станут полноценными участниками образовательного процесса: повысят свою педагогическую грамотность, вовлечены, вырастет их удовлетворенность подготовкой детей к школе.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап.

Сентябрь – октябрь 2021 г.

  • Диагностика развития познавательной сферы детей. (Дж. Равен, А. Р. Лурия, Д. Векслер)
  • Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
  • Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Интеллект карта».
  • Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
  • Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
  • Создание развивающей среды по теме.

Основной этап.

Ноябрь 2021 г. – Апрель 2022 г.

  • Создание «рабочих» интеллект-карт.
  • Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми.
  • Создание тематических интеллект – карт.
  • Консультации в уголок для родителей по теме проекта, по расширению кругозора детей.
  • Мастер – класс с родителями по созданию интеллект – карт.
  • Подготовка памяток для родителей и педагогов по использованию интеллект – карт.
  • Дидактические игры с детьми на развитие внимания, воображения, памяти.
  • Использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр.
  • Решение проблемных ситуаций, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

Заключительный этап.

Май 2022 г.

  • Проведение повторной диагностики развития познавательной сферы детей. (Дж. Равен, А. Р. Лурия, Д. Векслер)
  • Презентация «Интеллект – карта» творческий отчет о проделанной работе.
  • Анализ результатов проекта.

План – график мероприятий.

Сроки

Формы работы

Программное содержание

Формы отчета

  1. Подготовительный этап

Сентябрь 2021 г.

Сбор и анализ информации, работа с методической литературой; изучение интернет – ресурсов по теме проекта.

Подписка на методические журналы и литературу.

Изучение литературы и других печатных изданий.

Список использованной литературы.

Октябрь 2021 г.

Консультация для родителей «Использование метода интеллект - карт в детском саду»

Знакомство родителей с методикой составления интеллект – карт, привлечь внимание родителей к активному участию в образовательной деятельности.

Информация в уголок для родителей, буклет «Что такое «Интеллект – карта»?

Октябрь 2021 г.

Разработка перспективного плана по внедрению технологии интеллект - карт в образовательный процесс.

Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.

Перспективный план.

  1. Основной этап

Ноябрь 2021 г.

Итоговое мероприятие по тематической неделе «Домашние животные»

Обобщение и закрепление материала по теме «Домашние животные», способствовать развитию интереса к окружающему миру, логического мышления в процессе составления интеллект - карты.

Интеллект-карта «Домашние животные»

Ноябрь

2021 г.

Итоговое мероприятие по тематической неделе «Осень»

Обобщение и закрепление материала по теме «Осень», способствовать развитию интереса к окружающему миру, логического мышления в процессе составления интеллект - карты.

Интеллект – карта «Осень»

Декабрь 2022 г.

Занятие по развитию речи с использованием интеллектуальной карты «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания»

Научить детей связному последовательному 

пересказу текста с использованием метода интеллектуальных карт.

Интеллект-карта по рассказу.

Декабрь 2021г.

Мастер – класс для родителей «Создание интеллектуальных карт с ребенком»

Повышение компетентности родителей в использовании метода интеллект-карт для познавательного развития детей.

Индивидуальные интеллект – карты на тему «Моя семья».

Январь

2022 г.

Занятие по ФЭМП «Цифра 5»

Сформировать представление о числе и цифре 5 с использованием метода интеллект – карт.

Интеллект-карта «Цифра 5»

Январь

2022 г.

Итоговое мероприятие по тематической неделе «Птицы»

Обобщение и закрепление материала по теме «Птицы», способствовать развитию интереса к окружающему миру, логического мышления в процессе составления интеллект - карты.

Интеллект-карта «Птицы»

Февраль 2022 г.

Итоговое мероприятие по тематической недели «Транспорт»

Обобщение и закрепление материала по теме «Транспорт», способствовать развитию интереса к окружающему миру, логического мышления в процессе составления интеллект - карты.

Интеллект-карта «Транспорт»

Февраль 2022 г.

Итоговое мероприятие по теме «Зима»

Обобщение и закрепление материала по теме «Зима», способствовать развитию интереса к окружающему миру, логического мышления в процессе составления интеллект - карты.

Интеллект – карта «Зима»

Март 2022 г.

Итоговое мероприятие по теме «Животные планеты Земля»

Обобщение и закрепление материала по теме «Животные планеты Земля», способствовать развитию интереса к окружающему миру, логического мышления в процессе составления интеллект - карты.

Интеллект-карта «Животные мира»

Март 2022 г.

Литературная гостиная, посвященная поэту А. С. Пушкину «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»

Проследить степень усвоения прочитанных сказок, создать условия для формирования представления у дошкольников о фольклоре как отражении народных представлений о жизни, развивать логическое мышление, память, творческие способности.

Интеллект-карта «Сказки А.С. Пушкина»

(открытое мероприятие на базе ДОУ)

Апрель

2022 г.

Совместная деятельность родителей и детей.

Организация совместной деятельности детей и родителей, посредством использования интеллект – карт.

Индивидуальные интеллект – карты по теме «Космос»

Апрель

2022 г.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Сохраним природу вместе»

Формировать у детей основы экологической культуры, расширять и углублять знания детей о взаимосвязи мира природы и человека, научить составлять интеллект – карту по теме «Правила поведения в природе».

Интеллект-карта «Правила поведения в природе»

  1. Заключительный (аналитический) этап

Май 2022 г.

Выступление на педагогическом совете на базе ДОУ «Развивающий потенциал современной технологии интеллект – карт для дошкольников»

Распространение педагогического опыта на базе ДОУ.

Сообщение по теме

на педагогическом часе.

Май 2022 г.

Мастер – класс для педагогов «Использование метода интеллект - карт в работе с дошкольниками»

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода «Интеллект-карт».

Интеллект – карта педагогов.

Май 2022 г.

Анализ результатов проекта.

Оформление результатов работы над проектом.

Результаты диагностики, фотоотчет.

Таким образом, реализация проекта по формированию интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Интеллект - карта» имеет большое положительное значение для всех участников образовательного процесса нашего детского сада. Воспитанники усвоили технологию составления интеллект – карты. Они являются активными участниками на всех этапах работы: сбор материала, его систематизация, оформление, составление рассказов по ней. Имеют возможность видеть результаты своей деятельности, что повышает их самооценку и создает ситуацию успеха для каждого ребенка, повышает интерес к занятиям. Воспитатели и педагоги изучили и внедрили в практику новую эффективную методику работы по развитию познавательных процессов детей. Родители убедились в результативности метода и в том, что необходимо уделять особое внимание развитию ребенка в совместной домашней деятельности. Все мероприятия, запланированные в проекте на этот период, реализованы.

Список использованной литературы:

  1. Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников //  Начальная школа плюс до и после. — 2012. — №7.
  2. Бьюзен Т. Супермышление / Пер. с англ. П.А. Самсонова. — М.: ООО «Попурри», 2019.
  3. Колчина Н.И. Использование ментальных карт в образовательном  процессе в детском саду // Дошкольная педагогика. – 2016. — №10.
  4. Луговская Е.П. Использование современной образовательной технологии «Интеллектуальная карта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста // Сборник конспектов образовательной деятельности.- Анапа, 2019.
  5. Ментальные карты в дошкольном образовании//Сборник материалов.- а. Хакуринохабль, 2018.
  6. Романичева Е.С. Ментальные карты, или интеллект-карты// Литература в школе. — 2015. — №8.

Приложение 1

Диагностика развития познавательной сферы детей

«Прогрессивные матрицы Равена» (цветные матрицы)

Прогрессивные матрицы Равена (Raven Progressive Matrices) предназначены для определения уровня умственного (интеллектуального) развития испытуемых в возрасте от 5-7 лет. Форма проведения диагностики -   индивидуальная, педагог предлагает каждому ребенку выполнить задание.

Цветной вариант Прогрессивных матриц Равена состоит из трех серий (А; AВ; В), различающихся по уровню сложности. Каждая серия содержит по 12 матриц с пропущенными элементами. Таким образом, для работы испытуемому предлагается 36 заданий.

Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6 других фигур. Задача испытуемого - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать (назвать) номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.

https://sun9-83.userapi.com/impf/c840635/v840635227/21d71/t5teWFuhd14.jpg?size=954x706&quality=96&sign=b1270f0f90fa2e966919a27e73b1da56&type=album

Стандартная процедура проведения исследования предполагает двоичную систему оценки. На регистрационном бланке отмечаются ответы ребенка в соответствии с номерами предъявляемых матриц. Соответствии ключами ответу ребенка (номеру выбранного им фрагмента) присваивается:

  • 1 балл, если номер ключа и ответа ребенка совпадают (правильный выбор фрагмента);
  • 0 баллов, если номер ключа и ответа ребенка не совпадают (неправильно выбранный фрагмент).

Вычисляется количество набранных баллов в каждой серии, а также общая сумма баллов по всем матрицам.

Приложение 2

Диагностика развития познавательной сферы детей

«Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия

Методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может быть использована в полном объеме, начиная с 7-летнего возраста. Для детей младше 7-ми лет целесообразно использование меньшего объем словарного материала (5-8 слов).

 Слова односложные или двусложные, имена существительные в единственном числе именительном падеже, не связанные между собой. Слова можно придумать самостоятельно.

Вот несколько вариантов слов для предъявления:

1. Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.

2. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.

3. Лес, хлеб, стул, брат, конь, гриб, мед, дом, мяч, куст.

Процедура исследования

Исследование состоит из нескольких  этапов. Его проводят в паре испытуемый и экспериментатор. Испытуемого спрашивают о самочувствии и просят удобно расположиться за хорошо освещенным столом.

Испытуемому дается инструкция:

Инструкция:  состоит из нескольких, этапов:

а) «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова; ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».

Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.

б) «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их

послушаешь и повторишь — и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Оценка результатов

3 балла - Высокий уровень - запомнил 8 - 10 слов.

2 балла - Средний уровень - запомнил 5 - 7 слов.

1 балл - Низкий уровень - запомнил 0 - 4 слов.


Приложение 3

Диагностика развития познавательной сферы детей

Методика «Шифровка» (Д. Векслер)

Цель методики: оценка переключения, устойчивости, распределения и объема внимания.

Особенности проведения методики.

На листе бумаге  с которым работает ребенок, изображены различные фигуры, расположенные в несколько рядов. Над фигурами нарисован «ключ» - набор фигур, представленных на листе, внутри которых изображены дополнительные элементы. Экспериментатор обращает внимание ребенка на «ключ» и предлагает воспроизвести его на пяти первых фигурах. После этого он просит испытуемого продолжить выполнять задание в быстром темпе.  Время работы  – 2 минуты.

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2019/09/15/shifrovka_0.png?itok=c4RytnZR

Оценка результатов

0 – 23 – низкий уровень

24 – 36 – средний уровень

37 – 45 – высокий уровень.


Приложение 4

Диагностика развития познавательной сферы у детей

старшей группы №6

на 2021-2022 учебный год.

Начало 2021-2022 года

В диагностике участвовали 25 детей старшей группы, она проводилась в сентябре 2021 года. Тестирование проводилось индивидуально.

Проведения тестов на познавательную сферу у детей, показали следующие результаты:

Тест «Прогрессивные матрицы Равена» (цветные матрицы) - мышление

На начало года высокий уровень оказался у 8 детей это 32% от всей группы. Эти дети смогли правильно подобрать недостающую картинку почти во всех заданиях. Можно сделать вывод о том, что у этих детей высокий уровень мышления.

Средний уровень оказался у 15 детей это 60% от всей группы. Эти дети в некоторых заданиях не правильно выбрали подходящий элемент. Можно сделать вывод о том, что мышление у этих детей развито на среднем уровне.

Низкий уровень выявлен у 2 детей. Эти дети смогли правильно выполнить меньшую часть заданий и набрали наименьшее количество баллов. У этих детей плохо развито мышление.

«Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия – память

Высокий уровень был выявлен у 5 детей это 20% от всей группы. Эти дети смогли запомнить 8-9 слов, что считается максимально наивысшим баллом. Вывод: у этих детей хорошая память.

На среднем уровне выявлено 16 детей это 64% от всей группы. Эти дети после нескольких прочтений педагогом цепочки слов смогли запомнить от 5-7 слов, что по оценки результатов считается на среднем уровне.

На низком уровне оказалось 4 детей – 16% от всей группы. Эти дети запомнили 2-4 слова.

Методика «Шифровка» (Д. Векслер) – внимание

На высоком уровне оказались 9 детей – 36% от всей группы. Эти дети за 2 минуты по данному «ключу» воспроизвели 37-40 фигур. Данные показатели свидетельствуют о том, что у этих детей отличное внимание.

Средний уровень показали 13 детей это 52% от всей группы. За отведенное время эти дети смогли сделать 24-36 фигур.

Трое детей – 12% показали низкий уровень. Эти дети за 2 минуты воспроизвели 15-23 фигуры.

Результаты диагностики представлены в диаграмме 1.

Конец 2021-2022 года

В диагностике участвовали 25 детей старшей группы, она проводилась в мае 2022  года.

Проведения тестов на познавательную сферу у детей, показали следующие результаты:

Тест «Прогрессивные матрицы Равена» (цветные матрицы) - мышление

На конец года высокий уровень оказался у 13 детей это 52% от всей группы. Эти дети смогли правильно подобрать недостающую картинку почти во всех заданиях.

Средний уровень оказался у 12 детей это 48% от всей группы. Эти дети в некоторых заданиях не правильно выбрали подходящий элемент.

Низкого уровня нет.

«Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия – память

На конец года высокий уровень был выявлен у 15 детей это 60% от всей группы. Эти дети смогли запомнить 8-9 слов, что считается максимально наивысшим баллом.

На среднем уровне выявлено 10 детей это 40% от всей группы. Эти дети после нескольких прочтений педагогом цепочки слов смогли запомнить от 5-7 слов, что по оценки результатов считается на среднем уровне.

На низком уровне детей нет.

Методика «Шифровка» (Д. Векслер) – внимание

В конце года на высоком уровне оказались 13 детей – 52% от всей группы. Эти дети за 2 минуты по данному «ключу» воспроизвели 37-40 фигур.

Средний уровень показали 12 детей это 48% от всей группы. За отведенное время эти дети смогли сделать 24-36 фигур.

Низкий уровень отсутствует.

Результаты диагностики представлены в диаграмме 2.

Вывод. Прослеживается положительная динамика формирования у детей познавательной сферы. Данные повторного мониторинга показали, что после целенаправленной работы по интеллектуальному развитию возросло количество детей с высоким и средним уровнем.


Результаты диагностики познавательной сферы у детей

старшей группы №6.

Диаграмма 1. «Результаты диагностики начало 2021-2022 уч. года»

 Диаграмма 2. «Результаты диагностики конец  2021-2022 уч. года».


Приложение 5

Занятия по развитию речи с использованием интеллектуальной карты «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания»

Цель: научить детей связному последовательному пересказу текста с использованием метода интеллектуальных карт.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать навык составления рассказа по плану, грамматически правильно оформлять высказывания.
  • Формировать умение составлять законченный рассказ на тему из личного опыта.

Развивающие:

  • Развивать умение пересказывать текст с опорой на наглядность, интонационную выразительность речи.
  • Активизировать подбор сравнений и определений, закрепить навыки подбора синонимов, антонимов, родственных слов.

Воспитательная:

  • Воспитывать усидчивость, дружеские взаимоотношения с детьми.

Форма проведения: чтение, обсуждение, рассказывание.

Оборудование: картинки с изображением времен года, клей, фломастеры, посылка с подарками (яблоко, ёлочный шарик, солнечные очки, птичка), карточки (белые и чёрные), смайлики.

Предварительная работа: чтение художественной литературы «Утренние лучи»«Умей обожать»; беседы по иллюстрациям к рассказам К. Д. Ушинского; загадывание загадок; рассматривание картин «Времена года».

Ход занятия:

Вводная часть:

Воспитатель: дети, я очень рада всех вас сегодня видеть.

Приветствие: «Здравствуйте!» (во время приветствия дети ритмично хлопают, топают, стучат и т. д.)

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

«Здравствуйте ручки! Хлоп, хлоп, хлоп!

Здравствуйте ножки! Топ, топ, топ!

Здравствуйте щёчки! Плюх, плюх, плюх! 

(слегка похлопывают себя по щекам)

Здравствуйте губки! Чмок, чмок, чмок! 

(имитируют поцелуй направо и налево)

Здравствуй, мой носик! Пим, пим, пим! (слегка надавливают на нос пальцем)

Здравствуйте друзья!

Здрав-ствуй-те!» (хлопают 3 раза в ладоши на каждый слог)

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Кто-то приходил к нам в гости, пока нас не было в детском саду и оставил рисунки (ёлка, бабочка, цветок, лист). Кто к нам в гости приходил? (времена года)

Воспитатель: Посмотрите, времена года оставили для нас посылку. Интересно, что в ней? Давайте посмотрим. В ней лежат подарки от времен года. Отгадайте, от какого времени года каждый подарок?

Вынимая по очереди предметы (яблоко, ёлочный шарик, солнечные очки, птичка), дети определяют, от какого времени года подарки.

Основная часть:

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам отгадать загадки, о временах года.

Загадки:

  1. Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила (зима)

Выставляется иллюстрация с изображением зимы на мольберте.

Воспитатель: Ребята, покажите одну карточку, у кого белые карточки, расскажите, что вам нравится зимой. У кого чёрные карточки, расскажите, почему вам не нравится зимнее время года. Ответы детей.

  1. Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла … (весна)

Выставляется иллюстрация с изображением весны.

Воспитатель: Ребята, расскажите, что вам нравится весной, а что не нравится. Белые – нравится, а чёрные – не нравится. Ответы детей.

  1. Слышно пенье комаров,

Время ягод и грибов,

Озеро теплом согрето,

Всех зовет купаться … (лето)

Выставляется картинка с изображением лета.

Воспитатель: Лето – замечательное время года. У кого черными белые карточки, расскажите, что интересного летом? Ребята с белыми карточками, расскажите, что вам не нравится в летнее время года. Ответы детей.

  1. Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это…» (осень)

Выставляется иллюстрация с изображением осени.

Воспитатель: У кого черные карточки, расскажите, что интересного осенью? Ребята с белыми карточками, расскажите, что вам не нравится в осеннее время года. Ответы детей.

Воспитатель: Как одним словом можно назвать осень, зиму, весну и лето? Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а какое время года у вас самое любимое и почему? Ответы детей.

Воспитатель: А вам интересно, какое время года любимое, желанное было у одного мальчика Мити из рассказа? Я сейчас прочитаю вам рассказ, который называется «Четыре желания», а написал его К. Д. Ушинский.

Чтение рассказа.

Беседа с детьми:

Воспитатель: О чем говорится в этом рассказе? (о разных временах года) Чем Мите понравилась зима? (он катался на санках с ледяной горки, катался на коньках по замерзшей реке) Что ему понравилось весной? (Митя бегал за пестрыми бабочками, цветы собирал) Что запомнилось Мите летом? (ходил на сенокос, рыбу ловил, ягоды собирал, валялся на душистой траве). Какими словами мальчик сказал об осени? (осень лучше всех времен года, потому что поспели плоды – желтые груши, румяные яблоки) Почему рассказ называется «Четыре желания»? (потому что Митя каждый раз говорил, что это время года лучше других) Ребята, какой же можно сделать вывод – какое же время года лучшее? (каждое время года прекрасно по-своему)

Словарная работа (работа по тексту)

Воспитатель: Ребята, в рассказе есть слова, значение которых мы с вами уточним. Что означает слово румяный? (красный, алый) Как объяснить значение словосочетания карманная книжка, записная книжка? (тетрадь небольшого, маленького, карманного размера) Как понять словосочетание вволю набегался, повеселился вволю? (достаточно много) Что значит слово восторг? (веселье, радость) Ребята, а что такое желание? (мечта, просьба, задумка)

Воспитатель: А сейчас я предлагаю пройти на полянку отдохнуть. Давайте мы представим себя на месте мальчика Мити из рассказа и будем делать то, что делал он.

Физкультминутка

Мы на саночках катались (полуприседания),

И коньками увлекались (ноги поочередно выставляем вперед),

Белоснежные дома (руки вверх),

Хорошо, когда зима (прыжки на месте!)

Бабочки порхают (руки в стороны),

Цветы зацветают (наклоны вперед).

Всюду, всюду красота (руки вверх),

Что за прелесть – весна (прыжки на месте!)

Мы с отцом на сенокосе (руки в стороны),

В речку удочку забросим (руки вперед),

Красных ягод наберем (наклоны вперед),

И на сене отдохнем (руки за голову).

Жаркая стоит погода (руки вверх),

Лето – лучшее время года (прыжки на месте!)

Груши, яблоки в саду (руки в стороны),

Осень – лучшее время в году (прыжки на месте!)

Воспитатель: Отдохнули? Проходите на стульчики. Ребята, вы хорошо запомнили текст? Предлагаю всем вместе составить умную карту к рассказу.

Составление интеллект-карты к тексту.

Воспитатель: Сейчас я еще раз буду читать рассказ Ушинского. Слушайте внимательно, вам нужно его запомнить, чтобы потом пересказать текст точно, полно, последовательно, выразительно и самостоятельно. А также мы будем выделять самое главное, то, о чем говорит автор и приклеивать соответствующие картинки на доску.

Повторное чтение рассказа.

Воспитатель: Итак, слушайте внимательно. «Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: «Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!» – Запиши свое желание в мою карманную книжку, – сказал отец. Митя записал»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие картинки мы нарисуем рядом с изображением зимы? (горку, санки, коньки, карманную книжку) Вызывает 2 детей.  Дети рисуют картинки.

Воспитатель: Слушайте продолжение. «Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!» Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание»

Воспитатель: Какие картинки нарисуем рядом с изображением весны? (бабочку, цветок, книжку) Вызывает 2 детей. Дети рисуют картинки.

Воспитатель: Слушайте дальше. «Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу: – Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было! И это желание Мити было записано в ту же книжку»

Воспитатель: А что нарисуем с изображением лета? (траву, рыбу, ягоду, копну сена, книжку) Вызывает 2 детей. Дети рисуют картинки.

Воспитатель: Послушайте, чем закончился рассказ. «Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: «Осень лучше всех времен года!» Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете»

Воспитатель: Предлагайте, что нарисуем с изображением осени? (яблоко, грушу, книжку) Вызывает 2 детей. Дети рисуют картинки.

Воспитатель: Ребята, мы вместе составили карту по рассказу и у нас получился рассказ в картинках.

Для вас эти картинки являются планом подсказкой, по ним вы будете пересказывать текст последовательно, выразительно и самостоятельно. Сначала немного отдохнём.

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Раз, два, три, четыре, (Загибаем пальчики по одному)

Мы с тобой снежок лепили, («Лепим» двумя руками)

Круглый, крепкий, (Чертим руками круг)

Очень гладкий, (Одной рукой гладим другую)

И совсем, совсем не сладкий. (Грозим пальчиком)

Воспитатель: Я предлагаю вам составить рассказ по цепочке. Вы знаете, как надо рассказывать по цепочке?

Кто хочет начать пересказ? Кто продолжит? Кто будет рассказывать о лете? Кто закончит рассказ? Помните, что самое главное при пересказе – четко и ясно передать последовательность событий.

Дети пересказывают рассказ по частям.

А кто хочет рассказать историю с начала до конца?

Ребенок пересказывает рассказ самостоятельно с опорой на картинки.

Заключительная часть:

Воспитатель: Молодцы, все правильно. Ребята, каждое новое время года мальчику казалось лучше предыдущего. В рассказе говорится: «Пришла весна». А как можно сказать по-другому? (Наступила.) В рассказе говорится: «набегался вволю». А как можно сказать по-другому? (вдоволь). В рассказе говорится: «нарвал цветов». А как можно сказать по-другому? (набрал, насобирал). С каким произведением мы сегодня с вами познакомились? (рассказ «Четыре желания») Кто написал рассказ? (К. Д. Ушинский).

Воспитатель: Вы сегодня замечательно потрудились. Мне очень понравилось, как вы правильно отвечали на вопросы, старались составлять свои рассказы последовательно, выразительно, без помощи взрослого. Я очень вами довольна. У вас на столах по два смайлика. Если вам занятие понравилось, поднимите весёлый смайлик. Если вы испытывали затруднения, и у вас есть вопросы, поднимите грустный смайлик (дети выбирают и поднимают смайлики).


                                                                          Приложение 6

Конспект НОД
по ознакомлению с окружающим миром

 «Сохраним природу вместе» в  старшей группе

Цель: формировать у детей основы экологической культуры.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить знание об объектах живой и неживой природы.
  • Уточнить знания детей о причинах возникновения мусора, о целесообразности его вторичного использования.
  • Расширять и углублять знания детей о взаимосвязи мира природы и человека;

Воспитательные:

  • Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом.
  • Развитию чувства эмпатии к объектам природы.

Развивающие:

  • Развивать умение анализировать экологическую проблему.
  • Совершенствовать координацию артикуляторной, дыхательной, голосовой систем.

Оборудование: картинки с изображением живой и неживой природы, картинки с изображением правил поведения на природе, ватман, клей, тропинка, муравейник, паук в паутине на ели, дерево с гнездом, гриб мухомор, картинки мусора (пластиковые бутылки, ложки, фантики, коробочки от творожных сырков, печенья, стеклянные бутылки, шкурки от банана, скорлупа от яиц, огрызки от яблок), 4 контейнера для сортировки мусора, магнитная доска, аудиозапись «голоса птиц»,  

Ход занятия

  1. Вводная часть:

Воспитатель и дети встают в круг.

Приветствие: «Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся

Мы пожмем друг другу руки, побежит тепло по кругу

Вместе будем очень дружно на вопросы отвечать

Все хотим мы заниматься, все хотим мы много знать!»

Воспитатель: Отгадайте загадку.

 «Посмотри, мой милый друг

 Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер с листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва.

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года-

Это все вокруг - (природа).

2. Основная часть:

Воспитатель: Ребята, вы знаете, какая бывает природа? (живая и неживая). Предлагаю вам поиграть. Нужно найти картинку, назвать что это и соотнести с живой или с неживой природой. Дети находят картинки и называют к чему относиться к живой или неживой природе.

Воспитатель: Ребята, нам сегодня в сад почтальон принес письмо, давайте посмотрим кто нам его прислал. «Внимание, внимание! Фея леса просит помощи  у вас, ребята. У нас в лесу случилась большая беда. Многих растений и животных мы можем не увидеть никогда. Помогите, помогите!»

Воспитатель: Ребята, что-то серьёзное случилось в лесу. Что же делать? (нужно помочь). Давайте все вместе пойдем в лес. Чтобы попасть в сказочный лес, нужно сказать волшебные слова. Я, кажется, знаю.

«В королевство природы попасть легко

Не надо ехать далеко.

Закрой глаза и сделай шаг

Теперь в ладони хлопни так!

Один хлопок, ещё хлопок-

И вот уж виден сена стог

И вот уж поле колосится

Шумит, волнуется пшеница

Над ней синеют небеса

Откройте поскорей глаза»

Воспитатель: Ну вот мы с вами и в лесу. Здравствуй, лес, волшебный лес, полон сказок и чудес. Что-то тихо очень здесь, не слышно голосов птиц и зверей. Давайте оживим  наш лес и подышим свежим воздухом. Смотрите, ребята, тропинка. Пойдем по ней осторожно. Почему? (по пути встречается муравейник, паук в паутине, гнездо с выпавшим птенчиком, растущий мухомор). 

Дети обсуждают вопросы: можно ли рушить муравейники или нет, почему? Можно ли  ломать паутину? Почему? Можно ли забирать птенцов домой? Почему? Можно ли сбивать мухоморы? Почему?

Детей встречает Фея леса (игрушка би-ба-бо)

Фея: Здравствуйте, ребята.  Я рада, что вы поспешили на помощь.

«Ах как гадко, Ах как скверно! Кто-то очень злой, наверно,

Здесь в лесочке побывал, всюду мусор разбросал!

Здесь и там цветы сорвал, остальное - растоптал!»

На полу лежат картинки с мусором.

Воспитатель: Ребята, что же делать, как помочь лесу? Ответы детей. Правильно, уберем весь мусор на полянке и тогда лес и его жители будут нам благодарны. Как вы думаете, мусор мы убирать буем в один контейнер? Правильно, в разные. Почему? Ответы детей.

Фея:  Волшебной палочкой взмахну, желанье загадаю, я верю в чудо,

потому, всегда его встречаю!

Игра «Сортировка мусора» (контейнер для бумажных отходов, контейнер для отходов из пластика, контейнер для отходов из стекла, контейнер для органических отходов)

Воспитатель: Ребята, куда отправляется мусор после уборки? (на переработку).

Фея: Спасибо вам ребята, что убрали мусор.

3 часть. Заключительная.

Фея: Спасибо вам, ребята. Лес ожил, даже птицы запели (звучит аудиозапись голоса птиц). Теперь давайте для всех людей, посетителей леса,  составим памятку, как нужно правильно вести себя в лесу (на природе). Пусть люди всегда об этом помнят. Дети по одному выбирают картинки с изображением правил поведения в лесу, рассказывают и наклеивают на ватман.

Фея:  Ребята, вы большие молодцы! Скажите, каким самым важным качеством должен обладать человек, любящий природу? (добротой)

Воспитатель: Я предлагаю вам исполнить песню «Доброта»  (исполнение песни «Доброта») Ну что же, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова

«Динь-дон, динь-дон, превращение кругом

Вправо, влево повернись, в нашей группе окажись»

Итог:

Воспитатель: Ребята, где мы с вами сегодня побывали? Что вам больше всего понравилось? Что вызвало затруднение? Как вы думаете, какие полезные поступки  вы сегодня совершали?

Приложение 7

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе по теме «Число и цифра 5» (с использованием метода интеллект – карт)

Цель: сформировать представление о числе и цифре 5 с использованием метода интеллект – карт.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с количественным составом числа 5.
  • Учить решать простые задачи на сложение и вычитание.
  • Совершенствовать представление о треугольниках и четырехугольниках.
  • Развивать умение обозначать в речи положение предметов по отношению к другому и свое местоположение.

Развивающие:

  • развивать мышление, речь, тактильное восприятие, произвольное внимание.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность, прилежание.

Оборудование: счетный материал по количеству детей, картинки - 5 кошек и 5 собак – демонстрационный материал; треугольник, прямоугольник, овал, треугольник, круг, квадрат – демонстрационный материал; фломастеры, листы бумаги, клей, распечатанные цифры от 1 до 5, цветные карандаши.

Ход занятия

Вводная часть:

Воспитатель: Доброе утро!

Приветствие «Мой друг»

Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мои друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

Введение числа и цифры 5. Воспитатель загадывает загадку.

Загадка

Пред тобой - пятерка братьев.

Дома все они без платьев.

А на улице зато

Нужно каждому пальто (пальцы)

Воспитатель: обведите свою руку. Сколько пальцев на руке?

Каждый пальчик подержи.

Цифру пальчику скажи -   1, 2, 3, 4, 5. У человека пять пальцев на руке. Как называется каждый палец на руке?

(Большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.)

Пальчиковая гимнастика

(сжать кулачок, по очереди отгибать пальцы)

У девочек и мальчиков

На руке пять пальчиков:

Палец большой - парень с душой,

Палец указательный - господин влиятельный,

Палец средний - тоже не последний.

Палец безымянный - с колечком ходит чванный,

Пятый - мизинец, принёс вам гостинец.

Основная часть:

Сообщение темы и цели урока.

Воспитатель: Ребята, кто догадался, с каким числом сегодня познакомитесь? Правильно, это число 5.

Знакомство с цифрой 5. Картинка на доске - ЧИСЛОВОЙ РЯД.

Воспитатель: Ребята, давайте поищем на числовом ряду нужную нам цифру 5. Где располагается число 5 в числовом ряду? (после 4, перед 6, между 4 и 6) Назовите число, которое стоит перед числом 5? - предыдущее число. Назовите число, которое следует за 5? - последующее число. Какие числа соседи 5? На каком месте в ряду чисел стоит 5? Какое число больше: 4 или 5?

Прямой и обратный счет до 5

Картинка на доске – цифра 5.

Воспитатель: Рассмотрите цифру 5.

Цифра пять - с большим брюшком,

Носит кепку с козырьком.

В школе эту цифру пять

Дети любят получать.

Игра «На что похожа цифра 5» (Дети называют предметы, которые похожи на 5)

Воспитатель: Что вы знаете о числе пять? Где встречается цифра 5? Ответы детей.

Пять пальцев на руке, пять пальцев на ноге. 5 ощущений у человека (зрение, слух, вкус, запах и осязание.) Деньги есть – 5 рублей, 5 копеек. Пять лучей у звезды. 5 рабочих дней в недели, - Назовите пятый день недели (повторение по порядку дней недели). 5 углов у пятиугольника. Как морские звездочки связаны с темой урока? (у них 5 щупальцев). Где еще вы видели звезды? (Погоны, Кремль, звезда героя)

Работа на доске (на доске картинки кошек и собак)

Воспитатель: ребята, давайте сосчитаем сколько кошек и собак на доске. Ответы детей. Всего их 5. Как разделить их на две группы? Ответы детей. Делается вывод, что образовать число пять можно несколькими способами (0/5, ¼, 2/3, 3/2, 4/1, 5/0)

Воспитатель предлагает решить задачу (сопровождает слова выкладыванием картинок).

Воспитатель: на дворе сидели 4 кошки, прибежала еще одна. Сколько стало? Во дворе сидели пять кошек, 3 убежали, сколько осталось? Ответы детей. 

Работа с раздаточным материалом. Воспитатель предлагает детям достать из математического набора 5 квадратов и разделить их на 2 части. Дети выполняют задание. Воспитатель спрашивает у детей как они разделили фигуры. Ответы детей.

Физкультминутка:

К речке быстрой мы спустились, (ходьба на месте)

Наклонились и умылись. (наклоны вперед)

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились. (хлопки в ладоши)

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно: (круговые движения руками)

Вместе - раз, это — брасс. (движения по тексту)

Одной, другой - это кроль.

Все как один — (волнистые движения руками)

Плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой (прыжки на месте)

И отправились домой. (ходьба на месте)

Составление интеллект – карты

Воспитатель: ребята, у каждого из вас на столе лежит лист бумаги, цветные карандаши, фломастеры, клей и набор цифр. Я предлагаю вам сделать умную карту для того, чтобы вы лучше запомнили цифру 5. В центре листа нарисуйте большую цифру 5 и от нее сделайте 5 стрелочек в разные стороны. Под первой стрелочкой нарисуйте на что похожа цифра 5. Под второй стрелочкой нарисуйте любые 5 одинаковых предметов. Под третьей стрелочкой напишите (приклейте) на какие цифры делиться цифра 5. Под 4 стрелочкой напишите (приклейте цифры) прямой счет от 1 до 5, под последней 5 стрелочкой напишите (приклейте цифры) обратный счет от 5 до 1.

Воспитатель индивидуально помогает детям в изготовлении интеллект – карты.

Заключительная часть:

Воспитатель: Ребята, с какой цифрой мы с вами сегодня познакомились?

Рассматривают интеллект – карты детей, обсуждают.


Приложение 8

Мастер-класс

«Использование метода интеллект - карт в работе с дошкольниками»

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода «Интеллект-карт».

Задачи: 

  • Познакомить педагогов с методом «Интеллект-карт», рекомендациями по их составлению.
  • Показать возможности применения интеллект - карт в образовательной деятельности с дошкольниками.
  • Отработать методику создания интеллект-карт.

Планируемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ, их мотивации по системному использованию в практике метода интеллект-карт.

Оборудование, материалы, инструменты: бумага формата А2, маркеры, фломастеры, картинный материал. ТСО: экран, ноутбук, проектор.

План проведения мастер-класса:

І часть (вводная):

1.1. Понятие «интеллект - карта».

1.2. Из истории возникновения интеллект - карты.

1.3. Возможности использования интеллект - карт в работе с дошкольниками.

1.4.Требования к составлению интеллект - карты.

ІІ часть (основная) «Построение интеллект - карты»

ІІІ часть (заключительная).

Ход проведения мастер-класса:

І часть (вводная):

1.1. Понятие «интеллект- карта».

С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольников, были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Такой новой формой работы стал для меня метод интеллект – карт.

Интеллект - карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, который обеспечивает высокую познавательную активность детей в разных видах деятельности, и способствует взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками.

1.2. Из истории возникновения интеллект - карты.

Автором данного метода является Тони Бьюзен, британский психолог, автор методики запоминания, творчества, организации мышления и креативности. Буквально слово «mind» означает «ум», а слово «maps» — «карты». В итоге получаются «карты ума», так же их еще называют «ментальные карты», «карты памяти», но чаще всего используется термин «интеллект-карты». В работе с дошкольниками метод интеллект-карт предложен кандидатом педагогических наук Акименко Валентиной Михайловной, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи.

1.3.Возможности использования интеллект - карт в работе с дошкольниками.

Особенность использования данного метода заключается в том, что при составлении интеллект-карты  в процессе усвоения информации задействованы оба полушария. Результативность применения метода интеллект-карт достигается:

  • наглядностью: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;
  • привлекательностью: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;
  • запоминаемостью: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;
  • своевременностью: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
  • творчеством: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;
  • возможностью пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

В работе с детьми дошкольного возраста интеллект-карты используются по трем направлениям:

Первое направление

  • Сбор материала о предмете или объекте.
  • Создание интеллект - карты в ходе обсуждения предмета или темы.
  • Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления - анализ, синтез, аналогия, обобщение.
  • Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Второе направление

  • Закрепление и обобщение материала.
  • Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам.
  • Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления - анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, сериация, классификация.
  • Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
  • Третье направление
         Развитие связной речи.

Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях по развитию связной речи.

Интеллект-карта помогает дошкольникам запоминать информацию, выражать эмоции и мысли по теме, воображать, искать ассоциации, рассказывать, пересказывать, рассуждать и общаться.

1.4.Требования к составлению интеллект-карты.

Имеются общие требования к составлению любой интеллект - карты. Для составления карты используются цветные карандаши, фломастеры, маркеры, лист бумаги располагается горизонтально, главная идея располагается  в центре страницы для ее изображения можно использовать как слова, так и картинки. Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления в любом направлении, и каждая ветвь имеет свой цвет. Под линией ветви пишется одно ключевое слово, можно использовать картинки, рисунки, ассоциации.  Каждая мысль обводится и  в процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

ІІ часть (основная) «Построение интеллект - карты.

А сейчас я предлагаю попробовать создать интеллект-карты. Прошу четыре человека пройти за стол.  Главная идея вашей интеллект-карты  уже расположена в центре листа. Вы можете записывать, рисовать, приклеивать картинки.

Пока наши коллеги составляют карты, я предлагаю Вам составить интеллект-карту по теме «Транспорт».

Давайте посмотрим, что получилось у наших  коллег. Представьте пожалуйста свою интеллект – карту.

ІІІ часть (заключительная).

Свой мастер-класс я хотела бы закончить словами Антуана де Сент-Экзюпери. Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект творческого рассказывания для детей подготовительной группы по одной из сюжетных картинок (тематический набор сюжетных картинок).

Цель. Формирование  навыка составления небольшого рассказа творческого характера по картинке, предложенной воспитателем из серии сюжетных картинок «Бумажный кораблик».Задачи-  учить детей пр...

Мастер-класс для молодых специалистов "Обучение дошкольников рассказыванию с использованием карт-схем, карт-опор"

В своей работе, обучая детей рассказыванию, я использую современную образовательную технологию-мнемотехнику, которая подразумевает применение мнемотаблиц...