Шахматы старшая группа 2022
рабочая программа

Филипенко Мария Михайловна

Шахматы старшая группа 2022

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shahmaty_starshaya_gruppa_2022.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №3 г.Зеленоградска

                                     

                   

Согласовано  

на заседании педагогического                                                                    Утверждено

                                                                                                                    приказом  заведующего по                        

совета МАДОУ- детского сада №3                                                       МАДОУ-  детскому саду   №3      

 протокол № 1 от «31» августа 2022 г.                                                    № 91  от «31» августа 2022  г.

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область

 «Познавательное развитие»

Модуль «Шахматы»  

(старшая группа, четвертый год обучения)

   

на 2022 – 2023 учебный год

 

 

 

 

Разработчики: Филипенко М.М.  

воспитатель  

 

 

 

 

 2022 г.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание разделов  

Страницы

1. Пояснительная записка

3

2. Планируемые результаты освоения модуля

4

3. Содержание модуля

5

4. Календарно-тематическое планирование

6

5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения ОД

9

5.1. Список литературы

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пояснительная записка

Рабочая программа (далее - Программа) модуль «Шахматы»  для детей 5-6 лет является составной частью основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ- детский сад №3 и составлена на основе программы "Шахматы для самых маленьких" И. Г. Сухиной с учетом методических рекомендаций по обучению игре в шахматы для педагогов дошкольных образовательных организаций, автор - составитель А. М. Гафт, в соответствии с  Федеральным законом  от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Данная         программа         включена         в         часть         программы,         формируемой         участниками образовательного процесса МАДОУ - детский сад №3 с целью  формирования представлений воспитанников об учебной деятельности, интереса к интеллектуальной деятельности, обеспечения самостоятельной поисковой деятельности.

Рабочая программа обеспечивает развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательной области «Познавательное развитие». Срок реализации программы – 1 года обучения.

Цель: формировать  умение  у детей 5 - 6 лет играть  в шахматы. Задачи:

  • научить детей правильно совершать движение по шахматному полю всеми фигурами;
  • развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, в процессе игры в шахматы - развивать  зрительное восприятие;
  • развивать в процессе игры социальную и коммуникативную компетентность ребёнка; - формирование способности к произвольной регуляции своего поведения в период игры. Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы определена поиском эффективных методов развития логического мышления у дошкольников.

2.  Планируемые результаты освоения модуля

К концу года дети должны знать: 

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
  • названия шахматных фигур: ладья, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу учебного года дети должны уметь: 

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса; - правильно перемещать шахматную доску между партнерами;
  • правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • рокировать;
  • объявлять шах;
  • ставить мат;
  • решать элементарные задачи на мат в один ход.

3. Содержание модуля

На каждом из занятий прорабатывается элементарный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор делается на детальном изучении силы и слабости каждой фигуры, ее игровых возможностей.

  1. Шахматная доска. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Контроль знаний: Практическое задание на определение горизонтали, вертикали, диагонали.

  1. Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.  
  2. Начальная расстановка фигур. Начальное положение, расположение каждой из фигур в начальной позиции, правило «ферзь любит свой цвет», связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
  3. Ходы и взятие фигур. Правила хода и взятия каждой из фигур , «игра на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
  4. Цель шахматной партии. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила. Дидактические игры и задания.

Контроль знаний: решение шахматных задач.

  1. Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. Дидактические игры и задания.

4. Календарно - тематическое планирование.

п/п

Название темы

Содержание

Кол-во игровой деятель ности

1

«Шахматная доска»

Чтение и инсценировка дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски». Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Чтение и инсценировка дидактической сказки «Котята - хвастунишки».

1

2

 

 

Шахматная доска

Формирование знаний расположения   доски  между партнерами.  Горизонтальная      линия. Количество  полей  в  горизонтали. Количество    горизонталей  на  доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали.   Количество   вертикалей   на  доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические  задания и игры «Горизонталь». «Вертикаль».

1

3

 

 

Шахматная доска

Продолжать формирование знаний расположения доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество  полей  в  горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование  белых и черных полей  в  горизонтали и вертикали. Дидактические  

 

 

1

задания и игры «Горизонталь». «Вертикаль».

4

 

 

Шахматная доска

Формирование знания диагональ.  Отличие  диагонали  от горизонтали   и   вертикали.  Количество полей  в  диагонали  Большая  белая  и большая   черная   диагонали.   Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г Сухина «Приключения в Шахматной стране» (М: Педагогика, 1991.- С. 132-135) или дидактической сказки «Лена,  Оля и Баба Яга» (читается и инсценируется фрагмент сказки; с. 3-14).

Дидактическое задание    «Диагональ».

 

 

1

5

 

 

Шахматная доска

        Продолжать         формирование         знания         диагональ.  

Отличие  диагонали  от горизонтали   и   вертикали.  Количество полей  в  диагонали  Большая  белая  и большая   черная   диагонали.   Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г Сухина «Приключения в Шахматной стране» (М: Педагогика, 1991.- С. 132-135) или дидактической сказки «Лена,  Оля и Баба Яга» (читается и инсценируется фрагмент сказки; с. 314).Дидактическое задание    «Диагональ».

 

 

1

6

 

 

Шахматные фигуры

Белые и черные.  Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат». Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура».

«Угадай», «Что общего?», «Большая и маленькая».

 

 

3

7

 

 

Начальное положение

Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.        Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат». Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч».

 

 

3

8

 

Ладья

Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых».     «Один     в  поле     воин». «Кратчайший путь»

 

2

9

 

Ладья

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной,  две ладьи  против двух).

«Ограничение подвижности».

 

2

10

 

 

Слон

Место слона в начальном положении. Ход    слона,  взятие.    Белопольные    и чернопольные   слоны.  Разноцветные   и одноцветные слоны. Качество.

Легкая и тяжелая фигура  Дидактические задания  

 

 

2

«Лабиринт».      «Перехитри      часовых». «Один    в  поле    воин»,    «Кратчайший путь».

11

 

 

Слон

Дидактические игры:  «Захват контрольного поля»,  «Защита     контрольного поля»,   «Игра   на уничтожение»   (слон  против слона, два слона против одного, два слона против двух «Ограничение подвижности».

 

 

2

12

 

 

Ладья против слона

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых». «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие». «Зашита». «Выиграй фигуру». Термин «стоять  под  боем»  Дидактически игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного  поля».    «Игра       на  уничтожение» (ладья против слона,  две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения),

 

 

2

13

 

 

Ферзь

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь — тяжелая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Просмотр диафильма «Волшебные      шахматные      фигуры.

Третий шаг в мир шахмат».

 

 

2

14

 

 

Ферзь

Дидактические игры: «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».

 

 

2

15

 

 

Ферзь против ладьи  и слона

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), «Ограничение подвижности»

 

 

2

16

 

 

Король

Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Дидактическая игра «Игра на уничтожение» (король против короля). Чтение и инсценировка сказки «Лена, Оля и Баба Яга».

 

 

2

17

 

Король против других фигур

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), «Ограничение подвижности».

 

 

2

18

Повторение программного материала

Закрепление представлений о шахматных фигурах

4

19

Повторение программного материала

Проведение шахматного праздника «В королевстве шахматных фигур»

 

1

 

 

Всего

36

5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

п\п

Наименование  

Имеется в наличии

(количество, шт.)

Оборудование  

1.

Ноутбук DEEL

1

2

Экран IQ Board

1

3

Проектор EPSON

1

4

Музыкальный центр Sony

1

5

Колонки CREATIVE

1

6

Мольберт  

1

7

Доска школьная (2 части)

1

8

Телевизор Nyundai

1

9

Детский планшет

3

10

DVD-проигрователь Sony

1

11

Настенная  магнитная шахматная доска

1

12

Шахматные доски для индивидуальной работы

7

Мебель

13

Стул ученический

27

14

Стол ученический

14

15

Стул офисный

1

16

Стол угловой с тумбой

1

Наглядный материал

17

Дидактические игры.

Наглядные пособия (альбомы, фотографии великих шахматистов, тренировочные диаграммы, фотографии)

 

5.1. Список литературы

  1. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др.  – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 528 с.
  2. Волкова Е.,  Прудникова Е. « Шахматы с енотом». Рабочая тетрадь № 1. Издательство:

«Манн, Иванов и Фербер», Москва (2017 г.) 125 стр.

  1. Сухин И.Г. «Шахматы для самых маленьких». – М.: Просвещение, 2007.
  2. Методические рекомендации по обучению игре в шахматы для педагогов дошкольных образовательных организаций, автор - составитель А. М. Гафт, Ханты - Мансийск, 2015г.
  3. Сухин И.Г. Приключения в Шахматной стране. Издательства: АСТ, Астрель (2008 г.) 287 стр.

Интернет – ресурсы:

  1. Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн: [сайт]URL: http://www.chess-master.net/articles/3.html;
  2. Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/;
  3. Шахматная библиотека: [сайт] URL: http://webchess.ru/ebook/.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новогодний утренник для детей старшей группы 2022 год «Письмо от Деда Мороза»

Создать для детей сказочную атмосферу праздника, вызывать желание выступать перед гостями, учить сопереживать героям, вызывать чувства радости и веселья....

Сценарий Новогоднего утренника для детей старшей группы 2022 год «Письмо от Деда Мороза»

Закреплять все навыки и умения, развивать способность выступать индивидуально и коллективно....

Отчёт о проведении Недели Здоровья в старшей группе. 2022 г.

Неделя здоровьяС 24 по 28 января в нашем детском саду прошла Неделя здоровья «За здоровьем вместе».Целью которой стало сохранение и укрепление здоровья воспитанников, воспитание стремления...

«Мы – защитники Отечества» сценарий 23 февраля для старшей группы 2022.

Утренник, посвященный Дню Защитников Отечества....

День смеха «Веселые вытворяшки» старшая группа 2022

Цель: доставить детям радость, создать бодрое, веселое настроение; проявлять смекалку, находчивость....

Утренник на 8 марта в старшей группе 2022

Сценарий праздника, посвященного Международному женскому дню....