Анализ занятия по математике (логика мыслительной деятельности ребенка)
методическая разработка

Айкашева Анна Андреевна

Анализ занятия по математике

(логика мыслительной деятельности ребенка) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotki_dlya_analiza_zanyatiy_po_femp.docx33.37 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ занятия по математике

(логика мыслительной деятельности ребенка)  

№ п/п

Вопросы для изучения

Да

Нет

Частично

Примечания

1.

Соответствует ли программное содержание данному возрасту?

2.

Имеется ли наличие нового, обеспечивающее некоторое усилие и напряжение мысли?

3.

Имеются ли в занятии элементы занимательности?

4.

Присутствуют ли приемы, направленные на:

  • Привлечение и сосредоточение внимания
  • Активизацию и самостоятельность мысли
  • Подачу нового с опорой на имеющийся опыт у детей

5.

Доступно ли воспитатель объясняет задания детям?

6.

Понятно ли ставит вопросы перед детьми?

7.

Повторяются ли вопросы, задания несколько раз?

8.

Имеются ли содержания в ответах?

9.

Могут ли дети устанавливать связи?

10.

Поведение ребенка на занятии в процессе работы:

  • С удовольствием и интересов
  • С увлечением
  • Помогает при ответах другим детям


Анализ занятия по математике

№ п/п

Вопросы для изучения

Да

Нет

Частично

Примечания

1.

Достигнуты ли цели занятия?

2.

Развивался ли интерес детей в процессе занятия?

3.

Соответствие методов и приемов обучения (в зависимости от возраста):

  • Роль образа
  • Показа действий
  • Словесные приемы, их характер в зависимости от возраста (вопросы, задания, инструкции, оценка детских ответов)
  • Упражнения детей
  • Занимательные игры
  • Задачи, загадки

4.

Анализ деятельности педагога на занятии:

  • Грамотность, четкость, лаконичность или полнота демонстрации объяснений, заданий, указаний
  • Умение организовать самостоятельную практическую деятельность детей
  • Умение активизировать мысленную деятельность детей, подводить к обобщению, делать выводы, доступность обобщения воспитателя
  • Умение активизировать речь детей (конкретность, точность вопросов, разнообразие их формулировок)
  • Индивидуальная работа на занятии
  • Воспитательное влияние на детей (демократизм, плюрализм, сотрудничество, культура общения)
  • Подведение итога, обобщения

5.

Анализ деятельности детей на занятии:

  • Заинтересованность
  • Внимание
  • Желание работать
  • Организованность
  • Спокойное поведение
  • Умение и желание отвечать на вопросы
  • Самостоятельность
  • Полнота ответов
  • Желание исправить
  • Дополнить ответ товарища
  • Помочь ответу товарища

Анализ занятия по математике

№ п/п

Вопросы для изучения

Да

Нет

Частично

Примечания

1.

Соответствие программного материала просмотренных занятий уровню развития количественных представлений детей группы, требованиям программы

2.

Место просмотренного занятия в системе занятий по математике. Какие занятия предшествовали его проведению и как предлагается обеспечить дальнейшее усвоение работы.

3.

В какой мере просмотренное занятие удовлетворяет общедидактическим и специальным методическим требованиям, предъявленным к занятиям по математике для данной возрастной группы:

  • с точки зрения их организации (длительность, составные части, оснащённость наглядным материалом);
  • с точки зрения содержания (определение программных задач, приёмы обучения, эффективность использования их воспитателем, деятельность детей на занятии, характер вопросов, требования к ответам и действиям детей, использование наглядных пособий и т. п.)

4.

Активизация умственной деятельности детей на занятиях по математике, приёмы, стимулирующие умственную активность

5.

Сочетание приёмов работы педагогов со всеми детьми и с отдельными.

6.

Ошибки, допускаемые детьми на занятиях по математике.


Анализ занятия по математике

  1. Общие сведение (дата проведения, фамилия воспитателя, возрастная группа).
  2. Оценка содержания занятий:
  • соответствие программе, по которой идёт обучение в д/у;
  • соответствие возрасту детей;
  • дозировка программного содержания;
  • соотношение задач с разными разделами программы, с другими видами деятельности (в условиях комплекса);
  • соотношение нового и знакомого детям материала.
  1. Оценка использованного наглядного материала:
  • внешний вид наглядных пособий;
  • соответствие их требованиям методики;
  • достаточное их количество;
  • соответствие их возрасту детей;
  • размещение и возможность их использования.
  1. Оценка методов и приёмов обучения:
  • соответствие программного содержание занятиям;
  • соответствие возрасту детей;
  • эффективность использования.
  1. Анализ проведения занятий:
  • структурное построение (сколько частей, их содержание, логика перехода от одной части к другой, образование единого восприятия материала);
  • протяжённость занятия и каждой части, обоснование обозначенной продолжительности;
  • организация детей;
  • объяснения воспитателя, соотношение объяснений воспитателя с использование наглядного материала;
  • использование алгоритма обучения (достоверность, наглядность, последовательность и научность вопросов и заданий);
  • приёмы активизации восприятия, внимания и мышления детей;
  • характер помощи, оказываемой детям;
  • воспитательный  и развивающий характер обучения, направленность на использование полученных знаний и умений в жизненных ситуациях.
  1. Возможность продолжения обучения в других видах деятельности
  2. Подведение итогов (формы, методика).
  3. Общие выводы:
  • положительные моменты;
  • рекомендации по улучшению методики данных занятий.


Анализ занятия по математике

Критерии анализа 

Уровни оценок 

Комментарии 

н 

с 

в 

1 . Соответствие программного содержания возрасту ребенка. 

 

 

 

 

2. Воспитательное воздействие программного материала. 

 

 

 

 

3. Организация детей на занятии. 

 

 

 

 

4. Использование наглядности на занятии. 

 

 

 

 

5. Структура занятия. 

 

 

 

 

6. Использование методов и приемов на занятии: а) приемы обеспечения эмоциональности и интереса детей; б) приемы активизации самостоятельного мышления детей; в) приемы подачи нового с опорой на имеющиеся знания детей. 

 

 

 

 

7. Взаимодействие воспитателя с детьми на занятии. 

 

 

 

 

8. Индивидуальная работа с детьми. 

 

 

 

 

9. Интерес и активность детей на занятии. 

 

 

 

 

10. Анализ работы детей на занятии. 

 

 

 

 

11. Обновление содержания образования. 

 

 

 

 


Анализ профессионального уровня

воспитателя по формированию у детей элементарных математических представлений

Цель_________________________________________________________________________

Воспитатель ФИО (разряд, категория)____________________________________________

№ п/п

Профессиональные знания и умения

Даты проверки, комментарии

 

 

 

 

1. 

Знание программных задач по разделу для своей возрастной группы 

 

 

 

 

2. 

Знание особенностей развития психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) у детей своей возрастной группы 

 

 

 

 

 

Владение методикой проведения 

 

 

 

 

3. 

занятий:

•соблюдение структуры; 

 

 

 

 

 

•соответствие методов и приемов; 

 

 

 

 

 

•грамотность и четкость постановки 

 

 

 

 

 

вопросов;

•индивидуальный и дифференцированный подход; 

 

 

 

 

 

•оценка деятельности детей; 

 

 

 

 

 

•рациональность использования 

 

 

 

 

- 

наглядного материала. 

 

 

 

 

4. 

Организация совместной и 

 

 

 

 

 

самостоятельной деятельности 

 

 

 

 

5. 

Индивидуальная работа с детьми 

 

 

 

 

Выводы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложения:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Экспертная оценка занятия

по развитию математических представлений

у детей дошкольного возраста

Ф.И.О_______________________возрастная группа____________________

Категория _____________________количество детей__________________

дата____________________

№ п/п

Показатели

Оценка в баллах

Комментарии

1

2

3

1. 

Соответствие программного содержания уровню интеллектуального развития детей группы. 

 

 

 

 

2. 

Соответствие цели и задач занятия уровню сформированное™ математических представлений детей и программным требованиям. 

 

 

 

 

3. 

Комплексность содержания (связь различных разделов программы). 

 

 

 

 

4. 

Своеобразие формы проведения (традиционная, игровая, социгровая, развивающе-дидактическая, коррекционная). 

 

 

 

 

5. 

Умение организовать детей включить в активную умственную деятельность на занятии. 

 

 

 

 

6. 

Создание условий для проведения занятий:

а) подготовка воспитателя к занятию (материал, расположение детей и т.д.); б) участие детей в подготовке материала, соблюдение НОТ. 

 

 

 

 

7. 

Эффективность методов и приемов, используемых на занятиях для расширения речевых навыков детей. 

 

 

 

 

8. 

Организация поисковой деятельности детей (экспериментирование, проблемные ситуации). 

 

 

 

 

9. 

Использование в процессе занятия элементов занимательной математики. 

 

 

 

 

10. 

Использование приемов, направленных на формирование навыков учебной деятельности (планирование, алгоритм действий, контроль оценки результатов), старший возраст. 

 

 

 

 

11. 

Умение создавать ситуацию успеха для каждого ребенка. 

 

 

 

 

12. 

Дифференцированный подход к детям: а) распределение заданий различной сложности; б) проведение занятий по подгруппам с учётом уровня психического развития детей.

 

 

 

 

13

Индивидуальный подход в процессе занятия (использование похвалы, оказание помощи)

14

Сочетание воспитательной и образовательной направленности занятия


Беседы воспитателя на занятиях (развитие мыслительной деятельности)

№ п/п

Вопросы для изучения

Да

Нет

Частично

Примечания

1.

Содержат ли вопросы конкретную и понятную мысль, выраженную в краткой и четкой форме?

2.

Активизируют ли воспитание ребенка, способствуют лучшему усвоению нового материала и связывание его с имеющимся личным опытом?

3.

Стимулируют ли развитие сообразительности ребенка, критичности и самостоятельности его мысли?

4.

Направляют ли внимание ребенка на отыскание и название в определенной последовательности?

5.

Вопросы направляют внимание детей на сравнительный анализ предметов, явлений?

6.

Стимулируют ли на образование доступных обобщений, усвоения навыков классификации?


Анализ сенсорного развития детей младшего возраста

№ п/п

Вопросы для изучения

Да

Нет

Частично

Примечания

1.

Умеют ли обследовать предметы при выполнении разных заданий?

2.

Владеют ли содержанием сенсорных представлений?

3.

Отражается ли в речи сенсорный опыт (назначение обследования, назначение качеств и свойств предметов, понимание указаний взрослого)?

4.

Понимает и принимает ли ребенок задачу?

5.

Начало выполнения задания (например: собрать башенку): оценивает ли зрительно величину колец и сразу выбирает по убывающей, раскладывает ли кольца в порядке убывания величины, сравнивает ли их попарно, нанизывает ли кольца беспорядочно

6.

Сопровождали ли деятельность речевые реакции?


Анализ сенсорного развития детей

Дата_____________________________________Количество детей______________________

Воспитатель______________________________Категория____________________________

Цель__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ п/п

Критерии анализа

Высокий

Средний

Низкий

1.

Как дети владеют обследовательскими действиями при выполнении разных заданий?

2.

Содержание и обобщённость сенсорных представлений, которыми владеют дети.

3.

Как отражается в речи сенсорный опыт (название обследовательских действий, названия качеств и свойств предметов, понимание указаний взрослого)?

4.

Как понимает и принимает ребёнок задачу (собрать башенку, учитывая убывающую величину)?

5.

Как ребенок начал выполнять задание: оценивает ли зрительную величину колец и сразу выбирает по убывающей; раскладывает ли кольца в порядке убывания величины, сравнивает ли их путём накладывания, сравнивает ли их попарно, нанизывает ли кольца беспорядочно?

6.

Какие речевые реакции сопровождали деятельность?


Анализ занятия по математике

Цель: формирование сенсорных способностей на занятии.

№ п/п

Содержание занятия, методы и приёмы, используемые в работе

Действия детей

Замечания, предложения

1.

Соответствует ли содержание занятия программе воспитания, возможностям детей?

2.

В какой деятельности формировались сенсорные способности, целесообразность её выбора?

3.

Какова структура занятия и содержание каждой части.

4.

Каким методом пользовался воспитатель для передачи сенсорных знаний и умений закрепления их.

5.

Как обеспечивалось формирование обобщенности сенсорных представлений.

6.

Какова роль воспитателя и детей в формировании сенсорных способностей, её место в структуре занятия.

7.

Как используются детьми полученные сенсорные знания и умения для достижения результата деятельности



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа - Анализ занятий и игровой деятельности, схема и карточки анализа занятий

Уважаемые гости, читая записи, мы всегда размышляем! Прошу оставлять свои мысли в комментариях!Методическая работа.Анализ занятий и игровой деятельности, схема и карточки анализа занятий.Организ...

Карта анализа педагогической деятельности "Использование развивающих игр с математическим содержанием в развитии мыслительной деятельности детей дошкольного возраста"

Использование развивающих игр с математическим содержанием в развитии мыслительной деятельности детей дошкольного возраста...

Презентация " Формирование мыслительной деятельности ребенка с использованием занимательного математического материала"

Презентация-консультация для воспитателей.Раскрывает использование математического материала для формирования элементарных математичеких понятий....

Развитие у ребенка с РАС внимания, памяти и мыслительной деятельности

Развитие внимания, памяти и мыслительной деятельности ребенка дошкольного возраста – важнейшая составная часть его общего психического развития. Речевая деятельность формируется и функционирует ...

"Развитие у ребенка с РАС внимания, памяти и мыслительной деятельности".

Нарушение взаимодействия психических функций у аутичного ребенка проявляется наиболее специфично при формировании мышления.В дошкольном возрасте наиболее яркой моделью деятельности, в которой проявляю...

Консультация « Развитие у ребенка с РАС внимания, памяти и мыслительной деятельности»

Развитие у ребенка с РАС внимания, памяти и мыслительной деятельности...

"Влияние физической активности на мыслительную деятельность ребенка"

 Физические упражнения оказывают положительное влияние на интеллектуальные способности детей: улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, улу...