Консультация для педагогов «Использование игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольников».
консультация

Литвинова Дарья Алексеевна

«Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям» (Большой энциклопедический словарь). Для реализации ФГОС ДО необходимо, чтобы игровые образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, лучше подготовлены к школе. Основными задачами интеллектуального развития дошкольников являются: формирование правильных представлений об окружающем, о простейших явлениях природы и общественной жизни; развитие познавательных психических процессов — ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи; развитие любознательности и умственных способностей; развитие интеллектуальных умений и навыков; формирование простейших способов умственной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intelektualnoe_razvitie_doshkolnikov.docx34.88 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему:

«Использование игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольников».

 «Ум человеческий отмечается такой ненасытной восприимчивостью к познанию, что представляет собой как бы бездну…» Я.А. Коменский.

В дошкольном возрасте происходит закладка фундамента, который в дальнейшем позволяет ребёнку успешно осваивать любые специальные знания. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, лучше подготовлены к школе.

По мнению О.М.Дьяченко, интеллектуальная готовность, умственное развитие детей – наиболее объемный, информативный и сложный показатель готовности к школьному обучению [5]. Важнейшим показателем интеллектуальной готовности детей к школе является овладение мыслительными операциями и логическими действиями (сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, схематизация, моделирование).

Необходимо окружить ребенка разнообразной игровой средой и положительной  системой отношений, которые стимулировали бы разнообразную самостоятельную деятельность ребенка а также способствовали  формированию ключевых компетентностей. Необходимо внедрять в воспитательно-образовательный процесс ДОУ игровые педагогические технологии, имеющие интерактивный характер, обеспечивающие самостоятельную деятельность ребенка.

Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. Умственная задача - найти путь решения - реализуется средствами игры и игровых действий. Игра особо необходима для обучения и воспитания детей. Высоко оценивая значение игры, В.А.Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

 В дошкольном возрасте важно разбудить мышление ребенка, его познавательную активность, чтобы он научился сам искать знания. Ребенок, приученный с раннего детства к действию по штампу, по готовому рецепту «типового решения» теряется там, где от него потребуется самостоятельное размышление и решение. Использовать традиционные методы А.Леушиной, систему работы, предложенную А.Метлиной, необходимо в сочетании с новым, а именно: занимательной математикой, развивающими, логико-математическими играми и упражнениями. Использование занимательной математики позволяет упражнять не только память детей, но и мыслительные процессы. Дети учатся догадываться, доказывать. Это особенно важно, ибо народная мудрость гласит: «Ум без догадки гроша не стоит».

Наиболее эффективными пособиями являются игровые технологии Дьенеша и Кюизенера для подготовки мышления детей к усвоению математики. Золтан Дьенеш, изобретатель логических блоков – венгерский математик и педагог, развивший теорию «новой математики» и считавший, что учиться лучше не за партой, а играя. Причем «несерьезная» форма не исключает серьезного содержания. Играя, дети способны постигать очень сложные математические и логические концепции – вплоть до работы с абстрактными системами и символами. Дьенеш считал, что умение работать с символами, понимать их язык – одна из последних, самых «сложных» стадий в развитии математического мышления.

Что же такое знаменитые логические блоки Дьенеша и для чего они нужны нашим деткам? Логические блоки – это развивающая игра, рассчитанная на детей от 2 до 10 лет. Основная цель и задача - помочь детям научиться выполнять логические операции (то есть познакомиться с основой, сердцевиной математики) – разбивать объекты по свойствам, кодировать информацию, обобщать и находить различия, сравнивать, классифицировать объекты и т. д.  

Блоки Дьенеша помогают детям познакомиться с признаками объектов (формой, цветом, размером и т. д.), развить пространственное воображение, творческие способности, фантазию, навыки конструирования, моделирования, речь, логическое мышление и даже самостоятельность и произвольность. С их помощью можно придумывать игры и занятия для каждого из возрастов.

Набор состоит из 48 логических блоков разных:  цветов (красные, желтые, синие)  форм (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные)  размеров (большие и маленькие)  толщиной (толстые и тонкие). В наборе нет одинаковых фигур, каждая обладает уникальным сочетанием этих четырех признаков: цвета, формы, размера и толщины.

При играх с блоками Дьенеша часто используются дополнительные карточки - с символами свойств: 11 карточек с условным обозначением свойств (желтый) и 11 – с отрицанием свойств (не круглый).

 Изучение правил для Золтана Дьенеша является важным обучающим моментом, так как малыш не сможет без знаний правил игры решить поставленные задачи от начала до конца. В правилах содержится самая важная информация для ребенка, которую педагог стремится ему донести. Автор методики призывает родителей и педагогов обучать малышей играть в игры, которые характеризуются аналогичными правилами, но используется при этом различный дидактический материал. Например, можно обыграть одну задачу на блоках, потом на геометрических фигурах, пуговицах или в вырезании зайцев. В результате ребенок должен прийти к правильному алгоритму собственных действий, независимо от того чем он в данный момент играет.

Золтан Дьенеш рекомендует для развития зрительной визуализации использовать разнообразные диаграммы, карты игр и таблицы. Разработанные в 60-х годах, блоки популярны во многих странах и применяются до сих пор.  Систематическая работа с блоками Дьенеша  направлена на развитие предпосылок логического мышления, что так необходимо современному дошкольнику в условиях цифровизации и компьютеризации общества.

Бельгийский педагог Джордж Кюизенер – автор уникальной методики раннего развития детей, практически всю свою жизнь проработавший в школе. Работа простым учителем в начальных классах позволила Кюизенеру применять и сравнивать на практике различные методики и обучающие программы. Некоторые методики он доработал, опираясь на собственный опыт, и подробно описал получившийся результат в своих практических рекомендациях по обучению детей музыке, географии, искусству и биологии. Знаменитые сегодня на весь мир цветные деревянные палочки Кюизенера также являются результатом тщательной доработки. Используя при обучении детей математике методику своего немецкого коллеги Фридриха Фребеля, Кюизенер отметил заинтересованность детей и, как следствие, высокую эффективность данной методики. Наработки Фребеля и легли в основу авторской методики Кюизенера, которая получила название «Цветные числа».

Главная отличительная особенность цветных чисел Кюизенера заключается в том, что малыш осваивает простейшие математические понятия в игровой форме. Сам автор рекомендовал начинать занятия по своей методике с детьми в возрасте 1 года.  Он подчеркивал
, что его разработка будет одинаково интересна как детям в возрасте 1-2 лет, так и школьникам 8-9 лет.

Занятия по методу Кюизенера можно разделить на два этапа:

 игровой – палочки используются в качестве материала для игр (малыш играет с ними как с самыми обычными кубиками или мозаикой: строит лесенки или выкладывает фигуры). В процессе игры у ребенка развивается зрительное восприятие и мелкая моторика. Комментируя игры малыша, взрослые помогают ему познакомиться с цветом и размером палочек.

 обучающий – выступают в качестве универсального математического пособия, позволяющего «через руки» (то есть, наглядно) сформировать у ребенка понятие числовой последовательности и состава числа. Выбор упражнений с использованием счетных палочек Кюизенера осуществляется с учетом уровня развития и возможностей детей, а также их интереса к решению тех или иных задач. Например, для детей младшего возраста можно предложить задания в форме игровой мотивации (починить забор, построить лесенку и т.д.). Для детей постарше можно выбрать задания в виде соревнований (кто быстрее построит лабиринт, найдет нужное число и т.д.) [10].

К блокам Дьенеша, как и к палочкам Кюизенера предлагаются альбомы для игр-занятий. Наборы состоят из картинок и геометрических фигур. Яркие картинки изображают простые объекты, включающие элементарные геометрические фигуры – цветок из кругов, кораблик из квадратов, прямоугольников и треугольников, дом из квадратов и треугольников. Изображения выполнены таким образом, чтобы ребенок мог выкладывать по ним своеобразную мозаику из палочек и фигур, в итоге получается объемная картинка. Главное преимущество данных пособий является то, что они подходят для детей разного возраста – от малышей до младших школьников. Для самых маленьких – это занимательный игровой материал, детям постарше они помогут в освоении законов математики. При работе с блоками и палочками, дети постоянно находятся в движении, оказывают друг другу помощь, ощущают исследуемый предмет (блок, палочку и т.д.), абстрагируют в предметах одно, два, три, четыре свойства [1].

Велика роль игровых технологий (блоков Дьенеша и палочек Кюизенера) в развитии логического мышления, интеллектуальных и творческих способностей человека.

  • Здесь используется абстрактный материал: натуральные объекты заменяются символами.
  • Дети при решении логических задач и проблемных ситуаций устанавливают причинно-следственные связи, без которых не придёшь к правильному ответу, правильным выводам.
  • Дошкольники самостоятельно находят закономерности, учатся выводить свойства и законы.

Игры и занятия с блоками и палочками доставляют детям и взрослым интеллектуальное удовольствие в часы досуга, привнося элементы соревновательного азарта в коллективные игры. Размышления, догадки, выводы, обобщения, абстрагирования, освоение математической терминологии – это далеко не весь перечень качеств, необходимых будущему школьнику для освоения новых знаний. Задача чрезвычайной важности: развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать свое мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребенок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью. В этом помогают логические блоки Дьенеша и палочки Х. Кюизенера.

Положительные результаты при использовании игровых технологий (блоков Дьенеша и палочек Кюизенера)

1. Происходит знакомство всех участников образовательной деятельности с игровыми технологиями интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.

 2. Опыт работы  востребован педагогами других ДОУ.

3. Приобретение и изучение новой методической литературы («Логико-математической развитие детей дошкольного возраста» Михайловой) позволит систематизировать материал по разделу «математическое развитие», составить тематический план реализации блоков и палочек в каждой возрастной группе.

4. Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера можно использовать в работе с детьми ОВЗ.

5. У данных игр большой педагогический потенциал:  возможны разные способы организации детей – индивидуально, в парах, по подгруппам, группой;  возможно усложнение материала от простого к сложному;  наблюдается эмоциональная включенность детей в образовательную деятельность (ребенок развивается играя).

6. Дети с удовольствием играют с блоками, палочками как в НОД, так и в самостоятельной деятельности.

7. Повышается интерес к познавательной деятельности (интеллектуальным играм).

Библиографический список:

1. Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников. – Издательство Детство-Пресс, 2014.

2. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры / Б.П. Никитин. - М.: Педагогика, 1990. - 132 с.

3. Никитин Б.П. Развивающие игры. – М., 1985 г.

4. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург; «Детство-Пресс», 2002.

5. Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста, методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – 199с.

6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям

7. Фидлер М. Математика уже в детском саду. – М., 1981 г.

Интернет-ресурсы:

http://womanadvice.ru/palochki-kyuizenera-i-bloki-denesha 

https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/12/14/ispolzovuem-bloki-deneshai-palochki-kyuizenera-v 

 http://www.helpeducation.ru 

 www.danilova.ru 

 www.smartkids.ru 

 www.stoschet.ucos.ru 

 www.u-mama.ru