Семинар - практикум Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»
материал

Казакова Елена Федоровна

Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи, игрушки, животные, растения –вызывает у них большой интерес. Это период любопытства детей. Работа с детьми второй младшей группы в начале учебного года была направлена на создание условий для проведения опытов и экспериментов при ознакомлении детей со свойствами воды и песка в уголке экспериментирования. Прежде всего в нашей группе было подобрано безопасное оборудование для проведения детских опытов и экспериментов: это такие материалы, как песок и вода и оборудование к ним. Это емкости для игр и экспериментов с водой разного размера и разной формы, пенопласт, фольга, вата, лейки; бросовый материал для игр с песком: пробки, формочки, пластмассовые ведерки, совки небольшие игрушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx194.08 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №43 «Лучик»

                                     Семинар - практикум

Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»

Подольск 2021г.

Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи, игрушки, животные, растения –вызывает у них большой интерес. Это период любопытства детей. Работа с детьми второй младшей группы в начале учебного года была направлена на создание условий для проведения опытов и экспериментов при ознакомлении детей со свойствами воды и песка в уголке экспериментирования. Прежде всего в нашей группе было подобрано безопасное оборудование для проведения детских опытов и экспериментов: это такие материалы, как песок и вода и оборудование к ним. Это емкости для игр и экспериментов с водой разного размера и разной формы, пенопласт, фольга, вата, лейки; бросовый материал для игр с песком: пробки, формочки, пластмассовые ведерки, совки небольшие игрушки.

С чего мы начинали учить детей экспериментировать. Прежде всего в теплое время года, во время прогулок сгребали песок в небольшие кучки, утрамбовывали их, выкапывали в песке ямки, накладывали песок в формочки и лепили пирожки, проводили в песке дорожки, строили горки. Играя, дети не замечали, что в ходе практической деятельности они становились маленькими исследователями, получая конкретные представления о признаках и свойствах песка: сухой-рассыпается, не формуется, светлый по цвету; мокрый-лепится, темный по цвету. В ходе детского исследования они закрепляли представления о форме, величине предметов, развивали свое внимание, мышление, наблюдательность. Мы, педагоги, стараемся поддерживать у детей эту любознательность, сделать эти процессы интересными, а главное полезными и в холодное время года - в группе. С ребятами проводятся такие игры-опыты как«Найди спрятанную игрушку в песке», «Пройдись ладошками, пальчиками, кулачками по песку как слон, как зайка, как медвежонок», «Создай узор и рисунок в песке-солнышка, колобка»«Просей песок сквозь пальцы, через сито».

Не меньше удовольствия приносят детям игры с водой. Открывая ее тайны учим отправлять в плавание бумажные кораблики, пробовали делать мыльную пену и рисовать ней, подкрашивали воду с помощью красок в разные цвета. Заполняли пустые бутылочки песком, фольгой, землей, магнитами и заливали водой, а потом рассматривали их, тем самым предоставляли детям найти ответы на вопросы какая стала вода- прозрачная или грязная, утонули предметы или плавают, вода холодная или теплая. При выполнении культурно-гигиенических навыков обращаем внимание на то, что вода льется, капает, стекает по стенкам раковины; на улице, в мороз, вода превращается в льдинки. Все эти опыты словно фокусы для детей. Так проводимая игра-забава с детьми «Круги на воде» развивала умение выдувать струю воздуха, складывая губы трубочкой. У ребят этот фокус вызвал такой положительно-эмоциональный отклик, что даже родителям пришлось экспериментировать его в домашней обстановке. С детьми данного возраста в нашей группе неоднократно проводятся беседы«Зачем человеку нужна вода?»«Нужно ли закрывать кран с водой?», объясняя, что вода – наша помощница, воспитываем бережное отношение к ней. Посильную помощь в развитии детского экспериментирования оказывают нам родители, так как, они тоже заинтересованы в развитии собственных детей.

Итак, можно с уверенностью сказать, что детское экспериментирование является одним из важных видов познавательной деятельности детей, то есть тем видом практической деятельности с помощью которой они познают окружающий мир. И чем больше дети будут исследовать, наблюдать, тем быстрее у них будут развиваться познавательные способности и познавательная деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей раннего возраста"

В презентации представлены материалы из опыта работыс детьми II группы раннего возратса...

«Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей раннего возраста»

Вашему вниманию представляется обобщенный опыт работы по созданию педагогических условий для приобретения детьми среднего дошкольного возраста элементарных умений и навыков познавательно – иссле...

«Семинар-практикум» «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей раннего возраста».

В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы, с помощью которого процесс познания у ребенка проходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник маленький исследователь, с радость...

Консультация для родителей «Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей младшего возраста»

 В дошкольном возрасте познавательная деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.   В ходе опыта дети высказывают свои...