Паспорт педагогического проекта "Культура русского народа"
проект (средняя группа)

Разработан проект по патриотическому воспитанию для детей и родителей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kultura_russkogo_naroda.docx32.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7 «Семицветик»

 «Культура русского народа»

Паспорт проекта

                   

                                                 Воспитатель:

                                                                          Русько Ольга Петровна

                                                   

г. Гурьевск

К. Д. Ушинский: “Как нет человека без самолюбия,

Так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь

дает воспитанию верный ключ к сердцу человека. ”

Проблема: Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет бездуховности. Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогащение детей знаниями национальной культуры.

А поскольку все это возможно только посредством яркой и образной речи, то темой своей проектной работы я выбрала русское народное творчество.

Тема проекта: «Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Цель: Приобщение к элементам русской народной культуры в целях речевого и художественного развития дошкольников.

Задачи:

  • Знакомить детей с русским фольклором через детские песенки, прибаутки, сказки.
  • Обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.
  • Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.
  • Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.
  • Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Хохломе, Дымкове, русской народной игрушке).
  • Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.
  • Развивать интерес к изучению истории русского народа, русского народного творчества.
  • Вовлечь родителей в проектную деятельность по ознакомлению детей с русским фольклором.

 Актуальность: 

В наше время высоких технологий, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Поэтому проект направлен на знакомство детей с народным творчеством, народными традициями, и передачу их из поколения в поколение. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Ответить на эти и подобные вопросы - значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу — вот ведущая педагогическая идея. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект. Проект способствует развитию познавательных способностей детей, включает в себя ознакомление дошкольников с народным промыслом России, знакомство с обычаями, традициями, народным творчеством.

Тип проекта: творческий, групповой, краткосрочный.

Целевая аудитория реализации педагогического проекта:

1. воспитанники в возрасте 4 лет.

2. родители

Проект направлен на взаимодействие всех участников образовательных отношений.

Срок реализации проекта: 2 недели

Применяемые формы и методы работы: Чтение художественной литературы, просмотр презентаций, посещение «комнаты быта» д/с, дидактические игры, просмотр театрализованных сказок, с использованием коврографа, художественная лепка.

Ожидаемые результаты: 

  1. Обогащение словарного запаса за счет слов обозначающих предметы, явления русского быта, посуды, одежды и т.д.;
  2. Использование в речи русского фольклора (пословиц, поговорок, загадок, небылиц и т.д.);
  3. Умение составлять рассказы по сюжетной картине, по нескольким картинкам;
  4. Развитие умения пересказывать сюжет услышанного произведения;
  5. Расширить представление об истории России;
  6. Дать представление о декоративно-прикладном искусстве;
  7. Укреплять понимание детьми того, что в основе социальных понятий (семья, родина) лежат особые отношения к людям, к месту, где родился и вырос.
  8. Пополнить знание малых форм устного народного творчества: потешек, песенок, загадок, поговорок, пословиц, прибауток, небылиц;
  9. Увеличение потребности рассматривать книгу, беседовать по поводу её содержания.
  10. Развивать умение украшать изделия по мотивам  дымковской,  гжельской, хохломской  росписей (знать и изображать элементы, использовать определенные цвета и цветосочетания, характерные для данной  росписи, подбирать цвета).
  11. Развитие творчества и формирование изобразительных умений и навыков, необходимых для создания художественно – выразительного образа.
  12. Удовлетворение потребности детей в самовыражении.
  13. Знание и умение играть в русские народные игры. 

Материально - техническое обеспечение проекта 

  • Наглядный материал для проведения бесед и организованной деятельности с детьми;
  •  «Комната русского быта» д/с
  •  Художественная литература русского народного творчества
  • Тематические маски театрального уголка для самостоятельной игры в постановках сказок.
  • «Соленое» тесто для лепки
  • Керамические изделия народного творчества (игрушки, свиристель, статуэтки)
  • Русские народные инструменты.
  • Коврограф, сказка «Теремок»

Этапы проекта:

1-этап: Подготовительный (продолжительность - 1 день)

- опрос родителей: Народное творчество в нашей семье. Цель: выяснить уровень ознакомления детей с русским народным творчеством.

- Сбор и анализ информации, подбор иллюстраций и художественной литературы, материалов для реализации игр, показа театрализованной сказки, презентации.

- Консультация с педагогом по изодеятельности Мусиной Н.В. по методическому обеспечению, для проведения изодеятельности- лепка (в стиле народная игрушка)

- Проведение первичной беседы с детьми на тему: «Какие народные сказки я знаю. Что значит сказка «народная»?».

-Анализ результатов беседы.

-Подбор методической художественной литературы для чтения, демонстрационного материала для наглядного просмотра.

2-этап: Основной. (Продолжительность – 5 дней) 

1 –й день

  1. Консультации для родителей: «Чтение русской народной литературы в свободное время», «Развиваем творческие способности детей»
  2. Утренняя беседа «Что такое «народная сказка»? «Какие сказки я люблю? Почему?»
  3. Чтение народной сказки «Теремок». Самостоятельный пересказ детей, совместно с самостоятельным показом сказки на коврографе.
  4. После сна, дети разыгрывают сказку «Теремок» самостоятельно, с использованием масок театрального уголка.  

2 –й день

  1. Беседа на тему: «Что такое пословица, поговорка?». Цель: Знакомство с малыми фольклорными формами: пословицы и поговорки.
  2. Разучить пословицы и поговорки, научить детей объяснять их значение. Цель: вызвать у детей желание применять пословицы и поговорки в повседневной жизни, в нужных ситуациях

3-й день

  1. Беседа на тему: «Какие народные инструменты мы знаем?» Цель: введение в разговорную речь детей такие слова как «Свиристель», «Гусли», «Гармошка», «Баян».
  2. Прослушивание аудиозаписи звучания народных инструментов.
  3. Самостоятельная игра в шумовом оркестре.

4-й день

1. Знакомство с русскими народными играми «Золотые ворота», «Ворон», «Ручеек» Цель: познакомить с русскими народными играми; вызвать у детей интерес и желание играть в русские народные игры; воспитывать чувство коллективизма.

5 –й день

  1. Утренняя беседа на тему: «Что такое роспись игрушек?». Цель: Дать представление об художественном оформлении музыкальных инструментов, о такой форме творчества, как народная роспись игрушек.
  2. Просмотр наглядных материалов, презентаций с изображением разных видов росписи игрушек, различными способами.
  3. Экскурсия в изостудию, с целью просмотра готовых изделий.
  4. Работа с родителями: раздать каждому рецепт изготовления «соленого теста», с просьбой изготовления для работы детей.

6 –й день

  1. Экскурсия в «Комнату русского быта» д/с. Цель: углубить знания детей об истории жилища; учить понимать, что человек постоянно стремится улучшить свое жилище, развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности (отличия и общее) предметов, размышлять, обобщать результаты; разъяснить понятия «горница, печь, ухват, котелок» их назначение; совершенствовать знания о предметах народного быта.

2.   Проведение изодеятельности. «Лепка из соленого теста». Тема: свиристель своими руками.

7-й день

  1. Окончательное оформление вылепленных игрушек акварельными красками.
  2. Оформление выставки «Народная игрушка» для родителей

            Работа с родителями.   

Задача: создание благополучной атмосферы для продуктивной деятельности по художественно-эстетическому, нравственному, познавательному и речевому развитию детей, для развития познавательных, коммуникативных навыков детей.

- Повышение психолого-педагогических знаний родителей по проблеме общения: Консультации для родителей: «Чтение русской народной литературы в свободное время», «Развиваем творческие способности детей», Консультации о необходимости выполнения предложенных развлечений вместе с детьми, рекомендованных педагогами.

- Организация общения с родителями   через Viber, возможность передачи картинки и изображения. Родителям будет интересно узнать и посмотреть результаты каких-либо мероприятий.

 3 этап: Итоговый (Продолжительность 1 день)  

Задачи: разработка методических рекомендаций, демонстрация опыта работы. 

- Опрос детей с целью узнать, закрепились ли у них знания русской культуре, видах творчества, русском быте.

-Разработка рекомендаций для родителей по совершенствованию различных форм общения. 

- Оформленная пространственная среда в группе.

Рефлексия:

 Ответы на вопрос «Что мы узнали?» (после окончания проекта), дают воспитателю понять чему научились дети. Результаты проекта обсуждаются вместе с детьми. Им необходимо ответить на вопросы: Узнали ли вы что-нибудь новое?  Что вас удивило больше всего? Какое из занятий понравилось вам больше всего?

Провести рефлексию не только с детьми, но и с родителями. Что нового узнали их дети? Что больше понравилось? Был ли полезен проект в воспитании детей дома? Что нужно изменить или учесть в следующий раз? Что удалось, что не удалось и почему?

Подведение итогов:

  1. Пополнение словарного запаса детей (диагностика в начале проекта и по его окончании).

2.  Работа проводилась в течении двух недель, родители и дети приняли активное участие, все проходило согласно плану проекта
Реализация проекта проходила в игровой форме, театрализованной форме.

3. Была проведена всесторонняя консультация с родителями о художественно-эстетическом воспитании детей, о знании их народных сказок, о проведении совместного свободного времени с пользой. Дети охотно рассказывали, как они вместе с родителями смотрели и обсуждали мультфильмы и сказки, как много впечатлений принесла им самостоятельная игра в сказке, в качестве персонажей, как интересно было посетить «Комнату русского быта».

4. Прослеживается увеличение интереса детей к народной литературе.

5. Образовательная деятельность в «Комнате русского быта» не только вызвала интерес к старому русскому быту, но и вызвала увеличение интереса воспитанников в художественно-эстетической деятельности, интерес к художественному прикладному искусству.

6. Через игровую деятельность детей и беседы была достигнута цель, поставленная нами в проекте.

Анализ проекта

В рамках проекта была реализована вся запланированная деятельность. Проведена работа по художественно-эстетическому, речевому, познавательному, социально-коммуникативному развитиям. По итогам рефлексии многими детьми был усвоен материал в полном объеме, дети отвечают на поставленные вопросы об узнанном в ходе проекта. С теми детьми, которые не смогли ответить на поставленные вопросы, будут проведены дополнительные беседы по закреплению информации проекта. Воспитанники с удовольствием приняли участие в оформлении выставки. При работе с родителями наблюдалась их заинтересованность и желание детей участвовать в подобных проектах. При повторном проведении проекта на данную тему, будут привлечены родители для более продуктивной работы с детьми. Необходимо проводить мероприятия, направленные на ознакомление детей с народным творчеством как можно чаще, с участием родителей, с усложнением программы, согласно возрасту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками"

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками...

Паспорт мини- музея "Культура и быт русского народа"

                               «Детство – каждодневное открытие мира   и,...

Паспорт педагогического проекта «Русская - народная игрушка» (Средняя группа)

Игрушка – это часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребенка. Поэто...

Паспорт педагогического проекта "Русская изба"

Паспорт педагогического проекта, в котором описана вся работа проведенная с детьми с тяжелым нарушением речи....

Паспорт проекта по патриотическому воспитанию на на основе духовно-нравственных традиций русского народа «Старые традиции на новый лад»

Паспорт проекта по патриотическому воспитанию на на основе духовно-нравственных традиций русского народа «Старые традиции на новый лад»...

Паспорт педагогического проекта "Русский народный сарафан"

Паспорт педагогического проекта "Русский народный сарафан"...

Паспорт педагогического проекта "Русская изба"

Паспорт педагогического проекта "Русская изба"...