Доклад для коллег "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"
статья

Различные аспекты духовно-нравственного воспитания дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ№ 4 с УИОП им.Г.К.Жукова

Доклад по теме:

 «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через знакомство  с народной культурой».

Подготовила

Воспитатель высшей категории

Тарасенко МаринаАлексеевна.

                                                                  Краснознаменск

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение  к русской народной культуре.

                        «Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого,

мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их

с этим через родные и национальные явления».

В.Г.Белинский

           

           Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период в жизни ребенка. В этом возрасте формируется личность ребенка, закладываются основы мировоззрения, создаются представления о добре и зле, нравственных эталонах и нормах поведения и взаимоотношений.

 Если мы хотим воспитать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям (гуманизм, толерантность), то все лучшее, что создано веками нашими предками, мы должны возвратить подрастающему поколению.

Любое общество заинтересовано в сохранении и передачи опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Поэтомунаши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и  реализовать себя  как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные танцы,  обычаи, дух свободы творчества,   устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки.

        Необходимо  донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде, совести, грехе, доброте, справедливости, правде. На Руси считались грехом нравственные проступки: ложь, клевета, зависть, гнев, воровство, скупость, не милосердие и т.п.   Все духовные ценности были взаимосвязаны и осознавались неразрывно.

      Воспитывая детей на ценностях русской народной к-ры можно ставить задачи:

- воспитывать уважение к народному наследию;

- воспитывать послушание родителям, уважение к старшим;

- учить осознавать ответственность за свои поступки, анализировать причины тех или иных поступков, оценивать их с точки зрения традиционных ценностей отечественной культуры;

- формировать способность справедливого оценивания поступков других детей;

- учить ориентироваться в системе нравственных и культурных ценностей;

- формировать коммуникативную культуру,  культуру чувств и мышления, культуру речи.

        Основными принципами реализации этих задач являются  систематичность работы по воспитанию положительного отношения к духовно-нравственным ценностям, взаимосвязь работы на занятиях со свободной, игровой деятельности.

Предметно - развивающая среда.

   Первостепенное значение в приобщении дошкольников к родной культуре имеет создание развивающей предметно-пространственной среды.

    В группах присутствуют библиотеки красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. Отведено место для театрализованной деятельности, это и уголок ряженья с элементами костюмов, шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок; кукольный, настольный, теневой и пальчиковый театры.

 В развивающей среде группы - куклы в русских костюмах, народные игрушки: матрёшки, барышни, свистульки, подвижные игрушки-забавы.

В уголках изодеятельности представлены альбомы декоративно–прикладного искусства, дидактические игры по дымковской, городецкой, хохломской росписи.

Русские народные музыкальные инструменты находятся в свободном доступе детей и используются ими для самостоятельной,  театрализованной деятельности, а так же для сюжетно-ролевых игр.

В ДОУ есть помещение, в котором присутствуют предметы русского быта: прялка, ухват, самовар и другая утварь.

      Воспитывая детей духовно-нравственно, обращаясь к истокам русской народной культуры, можно выделить несколько этапов: это устное народное творчество, театрализованная деятельность, художественное творчество, декоративно -прикладное искусство, народные игры.

Театрализованная деятельность.

      Говоря о театрализованной деятельности можно сказать следующее - активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, победы красоты и добра.

      В процессе подготовки и проведения календарных праздников, таких как,: Рождество (Святки), колядки, Масленница  и традиционные народные праздники мы ставим перед собой  следующие задачи:  

      -изучить историю  народных праздников;

       - узнать о местных традициях в праздновании  народных праздников;

       - развивать интерес к активной творческой деятельности, к традициям и обычаям своего народа.

Устное народное творчество.

Воспитывая детей, все мы наблюдаем случаи агрессивности в отношениях детей, неумение договориться друг с другом, не желание уступить другому в процессе различной деятельности.  Использование пословиц часто помогает разрешить конфликтные ситуации (Ссора до добра не доводит, глупые ссорятся, а умные договариваются…). Оказалось, что использование таких пословиц оказывало огромное воздействие на поведение  не только конфликтующих, но всех остальных  детей, которые старались принять участие в разрешении конфликта. Дети сами делали нужные выводы.

Также хочется отметить роль пословиц во время трудовой деятельности. Дело мастера боится», «семь раз отмерь, один раз отрежь», «терпение и труд все перетрут» и другие пословицы не только отражают трудолюбие русского человека, но и приучают к старанию, терпению, учат не бояться работы: «глаза боятся, а руки делают».

         Также, хочу отметить большую роль народной сказки в воспитании нравственности у детей. Основоположник российской этнопедагогики Г. Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим».

           Сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце, о Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла. Сказка  учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра. Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

           Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

          Говоря о приобщении детей к истокам русской народной культуры  через устное народное творчество, ставится следующая цель: ознакомление детей с бытом и культурными особенностями людей на Руси. И задачи: развивать речь средствами фольклора, расширять и углублять представления детей о жизнедеятельности людей на Руси, осуществлять сравнение прошлого и современного укладов жизни русских людей.

       Простой и ясный язык потешек, песенок, пословиц, поговорок, понятен детям, запоминается им, развивает их речь.  Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, хороводы. И все это обеспечивает психологическую разгрузку. В результате выходит тревожность, страх, угнетенное  состояние. Появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенности в себе, своих силах, ощущение радости.

                                         Художественное творчество

              Народное декоративно-прикладное творчество - само по себе труд. Чтобы изготовить какой-либо предмет для хозяйства, надо приложить и труд и умение. А чтобы этот предмет стал красивым, кроме умения необходим творческий душевный порыв и навык обращения с инструментом.

           В нашем детском саду дети с большим интересом рассматривают изделия с дымковской, городецкой, хохломской росписью, испытывая чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов.  На занятиях и в самостоятельной изобразительной деятельности осваивают навыки изображения этой росписи. Всё это пробуждает душу ребёнка, воспитывает чувство красоты, любознательность.

Подвижные игры.

        Русские народные подвижные игры отражают исконную любовь русского человека к веселью, движениям, удальству («Жмурки», «Салки», «Гуси-лебеди», «Дождик», «У медведя во бору» и др.) Они влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка. Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда его ум работает живо и энергично, действия организованы. Почти все народные игры включат в себя движение, пение и стихотворный текст, поэтому их можно назвать и музыкальными и словесными и подвижными. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Работа с родителями

            Для решения поставленных задач в духовно-нравственном воспитании детей, необходимо  заинтересовать родителей и найти в их лице поддержку для дальнейшей работы.    

           Хочется сказать о той работе, которую д/с проводит на социально-общественной почве. Это, ставшие уже ежегодными, акции «Посади дерево», во время которой, дети рядом со своими родителями и воспитателями, трудятся для озеленения нашего города. Эти акции воспитывают любовь к своему городу, своей земле, вызывают желание увидеть, каким станет посаженное дерево. А также и ежегодные субботники, когда родители помогают приводить в порядок участки после зимы. Дети присутствуют рядом и видят, как их мамы и папы  бескорыстно трудятся, чтобы было чисто и красиво. Это тот случай, когда взрослые воспитывают детей личным примером.

      В саду прошла  акция «Накорми птиц», и многие родители смастерили кормушки. Дети гордо несли эти кормушки в сад, потому что чувствовали свою причастность к отцовскому труду и спасению птиц.

     Ежегодно в детском саду проходят конкурсы, приуроченные к различным праздникам,  для которых требуются поделки  и рисунки. И мы всегда восхищаемся тому мастерству и душевному желанию, с которыми сделаны представленные работы. И надо понимать, что ребенок, наблюдая труд родителей, их желание сделать хорошо и красиво, на радость людям, и сам будет стараться трудиться, что-то делать для других.

       В д/с ежегодно собираются продукты и вещи для жителей Донбасса, собираются средства для адресной помощи детям с ОВЗ. Активное участие  во всем этом  принимают родители. С их помощью были собраны новогодние подарки Донбасским детям, собраны средства для приобретения инвалидной коляски одному ребенку, и оплаты лечения другому. Отклик родителей на чужую беду воспитывает  детей, формирует их активную гражданскую позицию.

     

         В д/с несколько лет систематически проводится кружковая работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Благодаря совместной работе воспитателей и ведущей кружка Щетининой Оксаны Валерьевны дети четко усваивают такие понятия как сопереживание, сострадание, милосердие, взаимопонимание. Они учатся вовремя подставить руку помощи тем, кто нуждается.

 Дети ежегодно посещают храм, где русская духовность воспринимается легко и  непосредственно. Налаженные отношения с батющкой помогают поддерживать одухотворенность детских душ.

        Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

 А результативность педагогического процесса достигается в ходе систематической работы по формированию здорового образа жизни, созданию соответствующей предметно-развивающей среды и взаимодействию всех участников образовательного процесса.

 

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Валеологическое воспитание дошкольников»

Счастье быть здоровым в наших руках. Одна из важнейших задач в области дошкольного воспитания – это сохранение здоровья ребенка....

Доклад по экологии "Экологическое воспитание дошкольников"

Доклад по экологии "Экологическое воспитание дошкольников"...

Доклад для родителей нравственное воспитание дошкольников старшаяя группа

Доклад для родителей нравственное воспитание дошкольников...

Доклад "Инновационные технологии экологического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО".

Актуальность создания и развития системы экологического образования определяется необходимостью изменения устоявшихся представлений о безграничности окружающей среды с самовосстановлению и самоочищени...

Доклад по теме: «Трудовое воспитание дошкольников»

Доклад по теме: «Трудовое воспитание дошкольников»...