Духовно-нравственное воспитание дошкольников в д/с № 1 "Умка" (из опыта работы)
статья

Саврасова Елена Сергеевна

В данной статье представлена информация, раскрывающая понятия "духовность", "нравственность" , а также способы и методы развития данных качеств у дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie_doshkolnikov.docx30.16 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

в МКДОУ д/с № 1 «Умка»

  1. Актуальность темы.
  2. Что такое духовность?
  3. Духовность и нравственность.
  4. Развитие духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.
  5. Патриотизм как часть духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

«Каждый отдельный период твоей жизни

открывает тебе особые возможности

духовного возрастания»

Священномученик Иоанн (Стеблин-Каменский)

В последнее время в нашем обществе снова заговорили о понятии «духовность». Во время перестройки  и в 90-е годы духовность отошла на второй план. На первый план вышли блага физического потребления. Считалось, что если мы победим бедность, что если все люди нашего государства будут сыты и одеты, то духовность придет сама собой. Однако  этого не произошло. Более того  мы сейчас наблюдаем, как дети, родившиеся в то время,  приводят в образовательные  организации своих детей, которые нацелены  только на удовлетворение своих физических потребностей. Вечером мама редко спросит у малыша, что нового ребенок узнал сегодня в детском саду. В основном вопросы родителей состоят в том, что ребенок покушал, сколько раз сходил в туалет и не обижал ли кто его. На рассказ воспитателя о том, какую тему сегодня прошли, какая беседа была на прогулке, мама реагирует скупо. Если ребенка обидел какой-то другой ребенок, как минимум неделю будут разбираться с мамой ребенка, обидевшего ее малыша.

        Актуальность данной темы определена  тем, что в современном мире ребенок окружен различными источниками воздействия, как позитивными, так и негативными. Последние, при этом, оказывают разрушающее воздействие на формирующуюся личность, препятствуют формированию нравственности. Поэтому задачи духовно-нравственного воспитания в деятельности образовательных  учреждений должны стать приоритетными.

А если учесть те события, которые происходят в других государствах, то понятие «духовность» должно выйти на самый главный план.

        Что же такое духовность? Обратимся  к источникам.

Многие известные авторы и исследователи дают собственные определения того, что такое духовность. Давайте рассмотрим несколько наиболее распространённых трактовок:

Советский «Словарь по этике» определяет духовность как качество личности, которое характеризует её мотивацию и смысл поведения. Согласно другому определению из этого же словаря, духовность – это ценностная позиция, объединяющая нравственные, моральные, политические, религиозные, эстетические и прочие ценности.

В словаре С.И. Ожегова духовность определяется как свойство души, которое заключается в преобладании нематериальных ценностей над материальными.

В психологии духовность рассматривается как проявление двух потребностей: потребности приносить пользу другим и потребности развиваться и расширять свои знания.

В справочниках по педагогике можно встретить два определения. Согласно первому, духовность – это высшая точка развития личности, в которой её ориентирами становятся общепризнанные человеческие ценности. Согласно второму определению, это стремление действовать во благо окружающих.

Духовность – это степень принятия высших образцов человеческой культуры, моральных и нравственных принципов и общечеловеческих духовных ценностей. Духовный человек не только понимает и признаёт все эти ценности, но и сам в своих действиях полностью ориентируется на них, принимая их в качестве внутреннего императива.

Таким образом, термин «духовность» применяется во многих сферах знаний и может трактоваться в них по-разному. Если говорить наиболее обобщённо, то духовность есть это качество личности, характеризующее её нравственные, моральные, этические, эстетические, религиозные, культурные, социальные и прочие духовные ценности.

Понятие «духовности» для нас самих в привитии духовных качеств детям дошкольного возраста сложно в понимании, потому что мы, смотря на прожитые годы, понимаем, что духовности мы учимся всю жизнь. Мы как бы поднимаемся  по ступенькам все выше и выше, чтобы стать действительно духовным человеком, хотя бы перед смертью.

Понятие «нравственности» нам намного ближе, потому что нравственные качества нам прививали с детства родители с еще советских времен, и мы начинаем прививать детям с раннего возраста.

Нравственность –  это совокупность внутренних ценностей и принципов, которыми мы руководствуемся, совершая поступки и осмысливая их в дальнейшем. Она определяет, как человек воспринимает гуманистические ценности и насколько стремится их придерживаться. В отличие от морали, являющейся формой общественного знания, нравственность носит сугубо индивидуальный характер. Однако нельзя отрицать, что формируется она под влиянием внешних обстоятельств.

И тут широкое поле для нашей деятельности.

С самого первого дня, когда ребенок переступает порог детского сада, мы начинаем прививать ему нравственные качества такие, как дружба, товарищество, любовь к родителям, к малой Родине и т.п.

Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес и поле постепенно переходит к конкретизации, у него появляются любимые уголки для игры, любимые деревья, тропинки в лесу. Это делает парк, речку родными, остающимися в памяти на всю жизнь. Принцип «через малое к большому» можно применять в раннем детстве.

Со второй младшей группы  начинаем свои прогулки по экологической тропинке. Территория детского сада «Умка» большая, и воспитатели могут не только показать на картинке и рассказать о каких-либо деревьях, цветах и кустарниках на картинке, но дети могут сами прикоснуться к стволу рябины, липы,  березы, потрогать пушистые иголки елок. А как интересно детям смотреть на распустившиеся цветы, вдыхать их чудесный аромат, наблюдать, как распускается цветок, как увядает. Если воспитатель не просто показывает детям красоту природы, а знает много стихотворений, умеет рассказать о том или ином дереве, то экскурсия по маленькой тропке проходит очень занимательно.

Ежедневно проводим наблюдения за явлениями природы, изменениями погоды, учим детей анализировать их, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.

Во время прогулок рассказываем  детям про  растения, занесенные в Красную книгу, знакомим с лекарственными травами, рассказываем, почему их так называют.

На занятиях мы показываем детям красоту, созданную руками русских мастеров – это храмы, архитектурные памятники, изделия народно-прикладного искусства (матрешки, изделия Хохломы, дымковские игрушки), иллюстрации с изображением народного костюма Воронежского края.

Обращаем внимание детей на то, что все русские костюмы разные, но в них есть много общего – сарафаны, кокошники. Все сарафаны и кокошники по-разному украшены, поэтому костюмы очень красивы. С гордостью называем себя жителями Воронежского края. Мы, живущие в нем, любим свой край за открытый русский характер, за сердечную щедрость и теплоту его жителей.

В нашем детском саду  кружок «Приобщение детей к истокам русского народного творчества», где каждую неделю рассказываю о фольклоре русского народа, о календарных праздниках. Дети с удовольствием слушают русские народные сказки, заклички, потешки, считалочки, разрисовывают ложки, матрешки. Родителям предоставляется фотоотчет.

Мы считаем, что невозможно воспитание духовно-нравственных чувств у детей  без создания правильно организованной предметно-пространственной среды в ДОУ, без воспитания чувств любви к родной природе.

Правильная организация предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным  и природным миром являются одним из условий эффективности формирования экологических знаний в условиях дошкольного учреждения. Среда должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его  волевых качеств, эмоций и чувств, взаимопроникновение с природным окружением.  И в этом нам активно помогают родители.

Мы  учитываем требования к подбору и размещению растений и животных уголка природы в соответствии с их биологическими особенностями; возрастными особенностями детей (своеобразием восприятия, уровнем развития и познавательной деятельностью; доступностью для наблюдений и труда); безопасностью объектов для жизни и здоровья детей, дидактической и воспитательной значимостью.

Очень важная задача – краеведческое исследование территории, на которой находится детский сад, окружающих улиц, знакомство с достопримечательностями родного города.

И тут мы должны сказать о патриотизме  как части духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Дети старшей и подготовительной группы гуляют уже не по тропинке вокруг детского сада, а по территории  нашего района, ходят на тематические экскурсии в библиотеку, в музей нашего города. Название города Семилуки расшифровывается как «седьмая излучина Дона». Это дети узнают во время экскурсии в выходной день. Во время экскурсии дети вместе с родителями посещают памятник воинам 2-ой Воздушной армии, спускаются к купели, к Дону.

Педагогами нашего детского сада был собран разнообразный материал о природных особенностях, историческом прошлом родного края, знаменитых людях, именами которых  названы улицы нашего города.

Такой материал полезен, интересен и используется на родительских собраниях, на занятиях с детьми, во время экскурсий. Материал, который был использован воспитателями: «У семи излучин Дона 700 лет назад», «Памятник воинам 2-ой Воздушной армии», «Жизнь и подвиг Прасковьи Щеголевой», «Их именами названы улицы».

Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной.

В каждой группе нашего детского сада оформлены центры  нравственного и патриотического воспитания, где собраны различные предметы, книги, предметы искусства, сделанные своими руками, руками родителей.  Центры ежегодно пополняются.

В коридорах детского сада оформлены выставки: «Мамины руки золотые», «Изучение русского народного творчества», «Город, в котором я живу».  Оформлена литературная гостиная. Специально во второй половине дня проводятся экскурсии по коридорам нашего детского сада, где воспитатель не только рассказывает, но и показывает работы наших мам, бабушек, рассматривает вместе с детьми фотографии памятных мест, читают русские народные сказки.

Наряду с изучением исторического прошлого нашего города, включаем в занятия темы патриотического воспитания, например, «Освобождение г. Семилуки от немецко-фашистских захватчиков» - в январе, День Победы – в мае, «День памяти и скорби» - в июне.

Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.

 Ведь  тесное сотрудничество педагогов с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов; вовлечение родителей в педагогический процесс, обеспечение необходимой педагогической информацией. Использование разнообразных форм сотрудничества дает возможность сформировать у родителей интерес к вопросам патриотического воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся знания.

С родителями в течение учебного года проводятся беседы; консультации: «Воспитание самостоятельности и ответственности», «Как воспитать маленького гражданина».

В основном задачи патриотического воспитания решались воспитателями в разных видах деятельности с детьми. 

     В группу приобретены настольные театры, перчаточные куклы, маски, театрализованные костюмы.

 Всё это способствовало развитию в детях таких качеств, как любовь к родному дому, семье, детскому саду.

 Знакомя детей с традициями русской народной культуры, мы проводим театрализованные представления на тему русских народных сказок: «Теремок», «Репка», «Колобок» и др. Родители активно помогают в подготовке декораций и атрибутов для представления. Выступления детей проходят на родительских собраниях, вовлекая родителей в творческий процесс. Мы считаем, посещение спектакля – это более приятное времяпровождение, нежели посещение обычного родительского собрания. Все родители это понимают и всячески стараются поддерживать и помогать нам.

Часто принимаем участие в различных выставках, конкурсах. В ноябре 2022 года принимали участие во всероссийском конкурсе детского и юношеского творчества «Слава России».  Наши воспитанники  получили дипломы участника конкурса, а мы, как руководители, благодарственные письма.

 Ежегодно вместе с родителями проходят такие народные праздники, как  «Масленица», «Светлая Пасха», посвященные народному искусству, цель которых — обратить внимание на значение фольклора, объяснить необходимость формирования у детей представлений о родном крае, культурных традициях русского народа.  В этом году наша детский сад принимал  участие в челлендже, посвященному Масленице.

 Акцент во взаимодействии с родителями ставился на проведение досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса.

Ежегодно проводим День матери с мамами и бабушками. Это способствует укреплению связи между мамами, бабушками и детьми.

 Ко дню защитника Отечества проводим тематические мероприятия, посвященные этому празднику.

   Ко Дню защитника Отечества в 2020 году организовывали  досуг «Лучше папы друга нет!», где папы вместе с детьми проходили препятствия, перевязывали раненых, а также показывали свою боевую подготовку.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным и востребованным.

 Традиционно родители принимают активное участие в выставках «Дары осени», «Любимый сказочный герой», «День космонавтики»,  в конкурсе рисунков к 23 февраля, которые проводятся в нашем саду. Лучшие работы отмечаются грамотами. Все это формирует у дошкольников и их родителей чувство заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутого результата.

Формирование таких чувств, как любовь к природе родного края, желание беречь её и защищать осуществлялось в акции «Покорми птиц зимой».

Родители и дети ответственно относятся к этой акции. Приносят разнообразный корм для птиц, изготавливают кормушки.

Традиционно, к 9 Мая в нашем детском саду проводятся торжественные мероприятия, посвящённые этой знаменательной дате. Задача этого праздника – проследить связь поколений, и поэтому почётные гости на нём – непосредственные участники тех событий – родственники наших воспитанников.

Подводя итоги проделанной работе, можно сделать вывод, что родители наших воспитанников стали более осознанно относиться к вопросам духовно-нравственного и патриотического воспитания, их участие в жизни детского сада стало более активным и ощутимым.

Мы не хотим останавливаться на достигнутом и будем искать новые пути для духовно-нравственного и патриотического воспитания детей. Ведь у нас с родителями воспитанников одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих родных и близких, любить и оберегать нашу Родину и нашу природу. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно будут решать проблемы духовно-нравственного и патриотического воспитания детей.

Источники:

https://dnevnik-znaniy.ru/samosovershenstvovanie/duxovnost-eto.html 

https://dnevnik-znaniy.ru/psixologiya/chto-takoe-nravstvennost.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами народного творчества. Сообщение из опыта работы воспитателя второй младшей группы

Хочу поделиться с Вами  опытом работы по теме духовно-нравственного воспитания средствами народного творчества. Прелагаемый материал будет интересен воспитателям второй младшей группы...

Статья: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников - основа концепции воспитательной системы» (из опыта работы).

Духовно-нравственное воспитание дошкольников - основа концепции воспитательной системы. В данной статье я хочу поделиться опытом своей работы по воспитанию у детей доброты, отзывчивости, честности, по...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы (обобщение опыта работы в рамках плана по самообразованию с детьми второй младшей группы)

Данная статья содержат обобщение опыта по реализации плана по самообразованию педагога во второй младшей группе в 2020/2021 учебном году по теме "Духовно-нравственное воспитание дошкольников поср...

Инновационные технологии и методы экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС. (Из опыта работы).

Особенности экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает деятельностный подход к...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Гражданское воспитание дошкольников посредством взаимодейсвия с социумом"( из опыта работы).

Социальное партнерство в ДОО – современная эффективная форма взаимодействия педагогов, детей, родителей, представителей других организаций, которая способствует открытости, доступности...