«Тантамарески и пальчиковые дорожки, как один из видов развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
статья (младшая группа)

Кобелева Мария Александровна

Дети - создание удивительные. Они каждый день совершают открытия заставляя нас взрослых взглянуть на мир по новому, чтобы их понять нужно стать чуть чуть ребенком и посмотреть на мир его глазами. Мы стараемся сделать жизнь наших малышей интересной и содержательной наполненной яркими впечатлениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx848.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 28»

«Тантамарески и пальчиковые дорожки, как один из видов развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Автор: воспитатель

Кобелева М.А.

с. Красносельское, 2023

«Тантамарески и пальчиковые дорожки, как один из видов развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Дети - создание удивительные. Они каждый день совершают открытия заставляя нас взрослых взглянуть на мир по новому, чтобы их понять нужно стать чуть чуть ребенком и посмотреть на мир его глазами. Мы стараемся сделать жизнь наших малышей интересной и содержательной наполненной яркими впечатлениями. 

Еще в середине XX в. Было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от формирования движений пальцев рук.

 Если движения соответствуют возрасту, то и речь находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

Пальчиковые игры в сопровождении стихов разовьют не только мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научиться понимать смысл услышанного, улавливать ритм.

"Пальчиковые тантамарески" - это увлекательные задания, которые развивают его память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, что, в свою очередь, способствует развитию речи. Эти упражнения, предлагаемые детям в игровой форме, важны еще и потому, что в процессе работы малыш имеет возможность эмоционального общения со взрослым. Это фигурки людей или животных из картона или какого-либо другого материала, с вырезанными в них прорезями для пальчиков.    Цель тантамаресок переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Задача ребенка в этой игре, просунуть свои пальчики в специальные прорези и попробовать прошагать своими пальчиками, которые превратились в ножки мишки, зайки или какой-либо другого персонажа.

Где же использовать такую игрушку, как тантамарески? Конечно же на пальчиковых дорожках.

Что такое пальчиковые дорожки? Пальчиковые дорожки, еще их называют сенсорными, представляют собой ряд упражнений, с помощью которых у деток развиваются и совершенствуются движения кистей и пальцев рук. Пальчиковые дорожки хорошо использовать для гимнастики или пальчиковых игр для укрепления мышц и развития координации. Где можно найти такие дорожки? Несомненно в сети интернета есть множество различных шаблонов, которые можно всего на всего скачать, распечатать и предложить ребенку пошагать. НО! Будет ли ему это интересно? Из своей практики, могу с уверенностью сказать, что это может заинтересовать лишь на пару минут. Обычный лист бумаги с различными дорожками, по которым нужно шагать пальчиками - серо и скучно.

Именно поэтому для своих воспитанников я изготовила красочные и интересные дорожки. Это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Ребенок вместе со взрослым проговаривает или слушает короткие стишки или рифмованные строчки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков (идут по дорожкам). Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковые шаги как игру, к тому же на пальчиках надета игрушка. Дорожки сделаны из фоамирана и различных по фактуре материалов: пуговиц, гладких и фактурных, шнура, стеклянных камушков, паролончиков, деревяных бусин и т.п. рук 

Воспитатель показывает детям как можно действовать с сенсорными дорожками. Сначала одним пальчиком, затем указательным и средним пальчиками. После того, как дети научаться проходить пальчиками по дорожке ведущей рукой, можно добавить и левую руку. В дальнейшей работе с дорожками добавляются остальные пальчики. Сенсорные дорожки используются для одновременной работы правой и левой рукой, а также поочередно. Дорожки можно соединять попарно, а можно сложить в одну длинную.
Перед началом работы с «шагами» взрослому рекомендуется попробовать поработать самостоятельно, чтобы уметь правильно подсказать ребенку во время занятий. Рекомендуется начинать работу с варианта для ведущей руки и впоследствии постепенно переходить к работе со второй рукой. Самый сложный вариант работы — разнотипные и содружественные (одновременные) движения пальчиков обеих рук
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу.
При реализации игровой технологий «Пальчиковые дорожки» наблюдается положительная динамика: - улучшается звукопроизношение звуков, более активно и прочно усваивается лексика; - дети учатся управлять своим телом, что предотвращает возникновение неврозов; развиваются внимание, терпение, самоконтроль, фантазия; - проявляются творческие способности; - воспитывается чувство радости от выполнения игровых заданий.

 

20230208_212145(2).jpg20230208_212241.jpg20230208_211925(2).jpg20230208_211954(2).jpg20230208_212055(2).jpg20230208_212036(2).jpg20230208_212042(2).jpg20230208_212102(2).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пальчиковые игры и упражнения, как средства развития речи и мелкой моторики у детей младшего возраста»

Развитие речи – одна из главных задач в работе с детьми младшего возраста.Научные работы и исследования, таких учёных, как: В. М. Бехтерева, М. М. Кольцовой  говорят о том, что центры голов...

Статья на тему: Использование пальчиковых игр в развитие речи и мелкой моторики у детей раннего возраста.

Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития...

Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Формирование мелкой мотрики у детей дошкольного возраста...

Тантамарески и пальчиковые дорожки, как один из видов развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Тантамарески и пальчиковые дорожки, как один из видов развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста          Тантамарески -  это фигурки людей...

Мастер-класс Тема: Пальчиковые дорожки в развитии речи и мелкой моторики у детей раннего возраста».

Цель: создание условий для профессионального общения, распространения опыта развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых дорожек....

« Пальчиковые игры как основа развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Задачи самообразования :-изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию речи и мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте;-разработать и подобрать...