Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Брежнева Елена Андреевна

Формирование мелкой мотрики у детей дошкольного возраста 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики

у детей дошкольного возраста

Брежнева Е.А.

воспитатель высшей категории

МАДОУ ДС № 63 г. Мытищи

Московская область

        На заре развития человечества в процессе общения людей очень широко использовались различные ручные жесты - указывающие, призывающие, отталкивающие, угрожающие, оборонительные и другие. Эти жесты невольно сочетались с какими-то эмоциональными возгласами и другими голосовыми реакциями. Проявившаяся в дальнейшем словесная речь также долгое время сопровождалась почти постоянной жестикуляцией, что в остаточном виде сохраняется и до сих пор. А поскольку как жестикуляция и ручная деятельность вообще, так и начавшая развиваться речь имели для первобытного человека важное значение, то обе эти функции получили свое развитие и в коре головного мозга. При этом области коры, управляющие движением пальцев рук и области, "отвечающие" за движение органов речи, по понятным причинам оказались расположенными в ближайшем соседстве. А это значит, что идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся рук (в особенности от пальцев рук) "тревожат" и расположенные по соседству речевые зоны коры, как бы стимулируя их к активной деятельности.

Ребенок дошкольного возраста может заблаговременно овладеть и рядом важных для письма двигательных навыков, которые позволят ему постепенно войти ему в школьную жизнь и успешнее овладеть письмом. Так, в процессе рисования, раскрашивания картинок, обводки трафаретов и контурных изображений ребенок научится соразмерять свои усилия, ограничивать движения, овладеет навыком легкого прикосновения карандаша к бумаге и скольжения по ней, навыком плавного "хода" руки при выполнении волнистых непрерывных линий и пр. Положительную роль этих умений трудно переоценить- ведь некоторые первоклассники, не владеющие ими и не соразмеряющие по этой причине своих усилий, буквально насквозь прорывают карандашом тетрадный лист.

Анализ литературы позволил выявить нам, развитие мелкой моторики находится в тесной связи с речевым развитием

"Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский отмечал: "Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческих мыслей".Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга. Как писал физиолог И.И. Павлов:"Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга.

        Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Тонкая моторика - основа развития, своего рода "локомотив" всех психических процессов. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.        

Один из ведущих скандинавских исследователей письма Нильс Севик выделяет шесть групп факторов - умений и навыков, влияющих на успешность актов письма и навыков мелкой моторики.

1.Ловкость пальцев;

2.Выполнение прицельных движений;

3. Психомоторная устойчивость;

4.Зрительно - моторная координация;

5 . Зрительное восприятие формы и изображений;

6. Интеллект.

        В вопросах подготовки ребенка к школе вообще и к овладению письмом в частности, нет, и не может быть мелочей. То, что представляется не важным или не существенным в дошкольный период, в дальнейшем может обернуться самой серьезной проблемой.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте со вторым воспитателем, логопедом, родителями, начав эту работу задолго до поступления детей  в школу.

         Исходя из этого, была определена цель работы:

Развитие мелкой моторики  и координации движений рук у детей дошкольного возраста, через различные виды деятельности ( в частности через работу с бисером )

В своей работе поставлены следующие задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза. гибкость рук, ритмичность. 

2.Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

3.Улучшить общую двигательную активность;

4.Содействовать нормализации речевой функции;

5.Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

6.Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

        Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу регулярной, используя следующие формы работы:

 - совместная деятельность воспитателя с детьми;

 - индивидуальная работа с детьми;

 - свободная самостоятельная деятельность самих детей.

        Для развития мелкой моторики рук и координации движений мною было использованы  разные методы и приемы работы:

1. Пальчиковый игротренинг :

  -массаж кистей рук

-пальчиковая гимнастика, физкультминутки

-пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

-пальчиковый театр

-театр теней

2.Использование элементов ТРИЗ:

-лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)

-нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.

-конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО

-различные виды аппликаций

3.Развитие графической моторики:

-рисование по трафаретам

 -штриховка

 -дорисовка (по принципу симметрии)

 -лабиринты

 -графические диктанты

4.Дидактические игры:

-шнуровка М. Монтессори

-игры с мелкими предметами

-пазлы, мозаика

        Но помимо всех игр и упражнений моторная ловкость может эффективно развиваться в различных видах ручных ремесел. Известно, что увлечь детей легче всего тем, чем увлечен сам. Появившийся у девочек интерес к модным фенечкам и мое увлечение бисероплетением подтолкнули выбрать направление кружковой работы, такой вид рукоделия, как плетение из бисера.

По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превратиться в веселую игрушку, нарядное украшение или новогодний сувенир. Такое занятие доступно и полезно для маленьких и неумелых рук. В работе с бисером вырабатывается особая точность и координация движений кисти и пальцев, что стимулирует речевое развитие детей. Кроме того, занятия с бисером:

  • способствуют развитию творчества, воображения, художественного вкуса, эстетических чувств;
  • знакомят с особенностями художественного языка;
  • развивают органы чувств, особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, анализировать, запоминать,
  • развивают умственные, конструктивные способности – дети учатся работать со схемой, дополняя или изменяя её,
  • способствуют обогащению словаря

        Хотелось бы обратить внимание на то, как важно развитие равных возможностей левой и правой руки. Об этом редко задумываются, но способность работать левой и правой рукой наравне удивительно благотворна для развития памяти, мышления и речи, а главное, поделка из бисера даже в неумелых руках всегда выглядит ярко, эффектно. Рассматривая цветы, бусы, браслеты, сплетённые из бисера, пасхальные яйца, украшенные бисером, дети загорелись желанием сплести такие украшения куклам, себе, а на 8-е Марта подарить цветы из бисера маме.

        Познакомив родителей с тем, как влияет развитие мелкой моторики на развитие речи, какую пользу детям дают занятия с бисером, как заинтересовались дети данным видом рукоделия, получила полную поддержку с их стороны в оснащении необходимыми материалами и оказании помощи в создании развивающей среды.

        В группе выделили и оформили уголок “Мастерилка”, где расположили весь необходимый материал и инструменты:

  • бисер,
  • бусины, разнообразные по форме, цвету, материалу.
  • стеклярус
  • проволока медная гибкая (диаметр – 0,28 – 0,32 мм)
  • гофрированная бумага и флористическая лента для декорирования стеблей.
  • клей ПВА
  • ножницы
  • леска разной толщины

Совместно с родителями собрали мини-библиотечку по бисероплетению, где можно увидеть не только интересные поделки из бисера, но и способы изготовления. Оформили картотеку схем для детей и для педагогов.

        Таким образом, чтобы результат был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.

        В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие общей и мелкой моторики детей дошкольного возраста.

"Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ...

Мастер-класс для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи"

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи....

«Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики»

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»К.Д. СухомлинскийРечь относится к высшим уровням организации движений. В коре больших полушарий двигательный центр и речедвигательный располаг...

статья "Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста."

В статье освящены вопросы развитие мелкой моторики и речи у детей раннего возраста. Представлены некоторые комплексные методы развития мелкой моторики и речи....

Методическое пособие: «Пальчиковые игры как основа развития речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста»

laquo;Пальчиковые игры как основа развития речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста»...

Игры с песком как средство развития речи и мелкой моторики детей раннего возраста

Игры с песком как средство развития  речи и мелкой моторики  детей раннего возраста...