Консультация «Развитие сенсорики и мелкой моторики детей дошкольного возраста средствами дидактической игры»
консультация

Билько Алёна Владимировна

Консультация «Развитие сенсорики и мелкой моторики детей дошкольного возраста средствами дидактической игры»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация «Развитие сенсорики и мелкой моторики детей дошкольного возраста средствами дидактической игры»

Значение сенсорного развития и формирования мелкой моторики в дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее плодотворен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, формирования представлений о внешних свойствах предметов: их величине, форме, цвете, положении в пространстве, развития их восприятия, в том числе развитие мелкой моторики рук – это важный показатель физического и нервно-психического развития детей.

Сенсорное развитие очень тесно связано с развитием мелкой моторики, эти два процесса познания окружающего мира не мыслимы друг без друга.

Сенсомоторное познание – это фундамент общего умственного развития ребёнка, на основе которого в дальнейшем развиваются другие формы познания:

запоминание,

мышление,

наблюдательность,

воображение,

эстетические чувства,

что является залогом развития правильной, грамотной речи, успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Именно поэтому необходимо сенсомоторное развитие планомерно и систематически проводить во всех режимных моментах, включая его в различные виды детской деятельности:

Организованная образовательная деятельность. Игры на развитие сенсорики и мелкой моторики  планируются и включаются во все занятия. На занятиях по формированию элементарных математических представлений в игровой форме дети осваивают эталоны цвета, формы, величины; учатся соотносить, сортировать предметы по определённым признакам. На занятиях по развитию речи и ознакомлению с ближайшим окружением, художественному творчеству развивается мелкая моторика (пальчиковые игры, тактильные ощущения при взаимодействии с разными материалами). Занятия по художественному творчеству (рисование, лепка, аппликация) закрепляют знания детей цветов и их оттенков, форм и пространственного отношения предметов. Развивается мелкая моторика при работе с карандашами, красками, клеем, разными материалами для творчества.

2. Совместная деятельность с детьми, осуществляемая в режимные моменты. Игры на развитие мелкой моторики и сенсорики проводим в нашей группе утром до завтрака, между организованной деятельностью, во время их, во время прогулок, в самостоятельной деятельности, в индивидуальной работе.

Больше всего на прогулке детям нравится играть в песочнице с выносным материалом, рисовать палочками на песке, собирать камешки, сухие веточки. Одновременно дети развивают мелкую моторику и учатся трудиться.

Так же на прогулке организуем дидактические игры с использованием оборудования площадки и территории ДОУ, что бы продолжать развивать сенсорику и мелкую моторику«Какое дерево выше, шире…»«Разноцветный петушок»«Соберите предметы по цвету»«1,2,3 на красный кружок беги» и др.

3. Индивидуальная работа по сенсомоторному развитию.

Проведя диагностику детей в начале учебного года мы выявили, что 11% (3 ребёнка) имеют высокий уровень развития сенсорики и мелкой моторики для данной возрастной группы, 53% (14 детей) – средний уровень, а 36 % (9 детей) – низкий.

На основе этих данных мы определили группы детей для организации индивидуальной работы, ориентируясь на индивидуальные потребности детей.

Так, за истекший период времени хорошие результаты, после индивидуальной работы, показали Ульяна И., Варя К. и Вика М.

Ульяна И. и Варя К. научились определять геометрическую форму предметов, соотносить предметы по цвету и форме. А применение игр по развитию мелкой моторики (игры с крупами, прищепками и пинцетом) значительно улучшили показатели развития мелкой моторики.

Вика М. имела низкий уровень развития сенсорики. Ей было сложно называть предметы по цвету, хотя соотнести по цвету предметы она могла. Играя с девочкой в игры «Весёлый карандаш», пирамидка, «Разноцветные пушистики» и др. Вика М. запомнила названия основных цветов, стала отвечать на занятии и чувствовать себя увереннее.

4. Самостоятельная игровая деятельность детей в сенсомоторном центре «Игротеке».

В свободном доступе для детей в нашей группе есть множество разнообразных игр для самостоятельной игры как приобретённых родителями, так и изготовленных своими руками нами – воспитателями.

Одними из любимых игр детей нашей группы по сенсомоторному развитию, в которые они самостоятельно играют, стали: перекладывание «Цветных пушистиков» с помощью пинцетов, «Камешки марблз» и домик – вкладыш.

Для плодотворного, успешного сенсомоторного развития детей необходимо создавать определё нные условия:

богатая предметно – пространственная развивающая среда (игры и пособия различной конфигурации, разнообразной направленности и из необычных, интересных материалов);

разнообразная содержательная детская деятельность (от рисования до сложного конструирования);

системность и руководство сенсомоторным развитием детей (осуществляется согласно плану воспитательно – образовательной работы во всех режимных моментах);

активное вовлечение в процесс образовательный процесс родителей.

В нашей группе организован полифункциональный сенсомоторный центр «Игротека», оснащенный пособиями для формирования представлений о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве; развития памяти, мышления, речи, мелкой моторики рук и тактильных ощущений.

Сенсомоторный центр «Игротека»

При выборе месторасположения сенсомоторного центра в группе учитывался принцип доступности его для детей. При этом особое внимание при подборе сенсомоторных игр и пособий необходимо уделить их безопасности для жизни и здоровья детей.

В нашем сенсомоторном центре представлена разнообразные дидактические игры и пособия как приобретённые так и изготовленные своими руками. Условно разделим их следующим образом:

Дидактические пособия на развитие тактильных ощущений.

Дидактические игры и пособия : «Чудесный мешочек»«Тактильное панно»«Сенсорная тропа для ног», «Сенсомоторные дорожки «Пальчиковые шаги»«Тактильная черепашка»«Массажные шишечки» развивают тактильные ощущения ребёнка, мелкую моторику, закрепляют знания о цвете; учат детей чувствовать свои пальчики и кисти, управлять ими, определять качества предмета, различным приёмам самомассажа; несут успокаивающий терапевтический эффект, положительно влияют на эмоциональное состояние ребёнка; учат концентрации внимания, сосредоточенности.

Дидактические игры и пособия для закрепления понятия форма.

Разнообразные вкладыши и домики, дидактические игры и пособия «Что где лежит», «Паровозик «Цвет и форма»«Танграмм» и «Колумбово яйцо»«Геометрические лупы»«Продолжи цепочку» помогают ребятам в игровой форме, не навязчиво познакомиться с геометрическими фигурами; учат составлять геометрические фигуры из деталей игры, сравнивать фигуры между собой; учат определять и находить предметы разной формы, группировать их по признакам; развивают логическое мышлениемелкую моторику, знание цвета.

Дидактические игры и пособия на закрепление понятия величины.

Дидактические игры и пособия пирамидки, матрёшки, сортер «Кольца и фрукты»«Расположи предметы по величине» и другие учат детей сравнивать предметы по величине (размер, длина, высота, ширина, используя слова: шире – уже, длиннее – короче, выше – ниже, больше – меньше; развивают умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по величине, осуществлять сериацию предметов.

Дидактические игры и пособия для закрепления цвета.

Дидактические игры и пособия помогают формировать чувства цвета, накапливать чувственный опыт; учат различать и называть цвет предметов, сортировать предметы по цвету; развивают логическое мышление, внимание, воображение. В нашей группе это «Мозаика»«Фрукты и ягоды»«Весёлая гусеница»«Разноцветные коврики», «Собери по образцу «Уложи малышей спать».

Дидактические игры и пособия по развитию мелкой моторики.

Шнуровки, бизиборды, конструкторы от крупных до мелких«Чудо куб», поп-иты, «Накорми животных»«Камушки марблз»дидактический бокс «Цветные пушистики»

Основная цель данных дидактических игр - это развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста, тактильной чувствительности сложно координированных движений пальцев и кистей рук, координация речи с движением.

Сенсомоторное развитие ребёнка не будет полноценным, если в него не включается третий участник образовательного процесса – родители. Работа с родителями по данной теме должна носить просветительский и практический характер.

В нашей группе в родительском уголке мы предоставили информационно – наглядный материал для родителей с рекомендациями по развитию мелкой моторики с описанием пальчиковых игр, игр в быту:

- папка - передвижка «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возрастаИгры дома

- буклеты «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста».

Цель: довести до родителей значение игр на развитие мелкой моторикиРодители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными. Не забывать хвалить ребенка.

Для родителей эта тема оказалась очень интересной, они изучали представленный материал, получали индивидуальные консультации, занимались с детьми дома.

Родители приобрели для детей в группу дидактический материал и пособия по сенсомоторному развитию.

Так же ведётся индивидуальная работа с родителями, дети которых, на основании диагностики и наблюдения, испытывают трудности в освоении сенсорных эталоном и в развитии мелкой моторики. Рекомендации «Чем можно занять детей дома» (семьи Арсения С., Артёма Л., «Рисуем вместе, развиваем ребёнка» (семьи Алины Ф., Ани М., «Лепка из пластилина развивает мелкую моторику» (семьи Владика К., Антона М., «Развивающие игры на кухне» (Семья Миша Р., Олеси О.). А так же я попросила родителей прислать фотоотчёт проделанной работы, что дало родителям дополнительный стимул для работы с детьми, а деткам было очень приятно услышать похвалу от воспитателя за старания.

В заключении хотелось бы отметить, что находясь в правильно организованной предметно – развивающей среде, с помощью воспитателя и родителей, дети получают возможность полноценно развиваться, накапливают необходимые знания, умения и навыки в сенсомоторном развитии, что успешно влияет на их всестороннее развитие.

Сенсомоторное развитие не останавливается на младшем дошкольном возрасте, а должно продолжаться и с детьми более старшего возраста. Только задачи расширяются, задания усложняются, что способствует умственному, физическому развитию дошкольников, успешному дальнейшему обучению детей в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста

Развитие ручной моторики у детей младшего возраста связано с речевым, психологическим, а также личностным развитием. Дидактическая игра является одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребен...

Методическая разработка "Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры"

Методическая разработка "Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры"...

Конспект НОД по развитию речи и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста «Пошли пальчики гулять»

Конспект НОД по развитию речи и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста «Пошли пальчики гулять»...