Проект Программы воспитания дошкольного корпуса образовательной организации
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Анна Ильинична Гельдыева

«Рабочая программа воспитания детей дошкольного возраста» (далее Программа) является компонентом основной образовательной программы, реализуемой в дошкольном корпусе образовательного корпуса, и призвана помочь всем участникам образовательных отношений продолжать реализовывать воспитательный потенциал совместной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ “Лицей №3” им. Главного маршала авиации А.Е. Голованова

Проект программы воспитания дошкольного корпуса образовательного комплекса

Гельдыева Анна Ильинична

старший воспитатель

Муниципальное образование «Городской округ Дзержинский Московской области» 2022                                                                           

СОДЕРЖАНИЕ

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

     1.1. Пояснительная записка.  

      1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания

     1.3. Цели и задачи воспитания детей дошкольного возраста.      

     1.4. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого
           и раннего возраста (до 3 лет)
    1.4.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8      лет)

      1.5. Особенности  воспитательного процесса.

      1.6. Общности (сообщества) дошкольного корпуса

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

     2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания
    2.1.1. Патриотическое направление воспитания

     2.1.2. Социальное направление воспитания

     2.1.3. Познавательное направление воспитания

      2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания

     2.1.5. Трудовое направление воспитания
    2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания
    2.2. Особенности реализации воспитательного процесса

      2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями                        воспитанников в процессе реализации Программы воспитания

  III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

     3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
     3.2.  Профессиональные требования к педагогу, как носителю общечеловеческих ценностей

     3.3. Мониторинг состояния организуемой в дошкольном корпусе совместной деятельности детей и взрослых

     3.4. Взаимодействия взрослого с детьми. События дошкольного корпуса.

     3.5. Организация предметно-пространственной среды

     3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых    личностных результатов в работе с особыми категориями детей

     3.7. Календарное планирование воспитательной работы  с детьми дошкольного возраста.

IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

      4. Перечень  методического обеспечения воспитания детей дошкольного возраста.

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

     1.1. Пояснительная записка.  

       Данная рабочая программа воспитания детей дошкольного возраста (далее -  Программа) разработана на основе требований:

1. Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020г.).

      2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

      3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р).

     4. Федерального закона от 31.07.2020 №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся»  

«Рабочая программа воспитания детей дошкольного возраста» (далее Программа) является компонентом основной образовательной программы, реализуемой в дошкольном корпусе образовательного корпуса, и призвана помочь всем участникам образовательных отношений продолжать реализовывать воспитательный потенциал совместной деятельности. 

      Под воспитанием понимается «деятельность, направленная  на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся  на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закона и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».

Воспитание детей дошкольного возраста – это формирование первичных ценностных представлений (понимание того, «что такое хорошо и что такое плохо», основ нравственности, восприятия традиционных российских ценностей, патриотизм и пр.); формирование положительной мотивации (уверенности в себе, инициативности, позитивного отношения к миру, к себе, к другим людям, стремления «поступать хорошо», отношение к образованию, как к одной из ведущих жизненных ценностей, стремление к здоровому образу жизни и пр.

В основе процесса воспитания детей дошкольного возраста должны лежать конституционные и национальные ценности российского общества.
Целевые ориентиры рассматриваются как возрастные характеристики возможных
достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника дошкольного корпуса
и с базовыми духовно-нравственными ценностями.

Для того чтобы эти ценности осваивались ребёнком, они должны найти свое отражение

в основных направлениях воспитательной работы дошкольного корпуса.

           Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.

           Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального

направления воспитания.

           Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.

           Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления

воспитания.

           Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.

           Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления

воспитания.

Реализация Примерной программы основана на взаимодействии с разными субъектами образовательных отношений. Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство с другими организациями.

     К программе прилагается календарный план воспитательной работы.

1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания

Методологической основой Примерной программы являются антропологический,

культурно-исторический и практичные подходы. Концепция Программы основывается

на базовых ценностях воспитания, заложенных в определении воспитания, содержащемся

в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании

в Российской Федерации».

Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи

отечественной педагогики и психологии: развитие личного субъективного мнения и личности ребенка в деятельности; духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания;

идея о сущности детства как сенситивного периода воспитания; амплификация (обогащение) развития ребёнка средствами разных «специфически детских видов деятельности».

Программа воспитания руководствуется принципами дошкольного образования, определенными ФГОС ДО.

Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных

ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,

общества и опирается на следующие принципы:

- принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности,

свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

-  принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов

воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие,

сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;

- принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре

и традициях России, включая культурные особенности региона;

- принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания

позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему

диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при

построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;

- принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности

от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;

- принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной

деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;

- принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все

дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических,

языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.

Данные принципы реализуются в укладе дошкольного корпуса, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.

                   I.3. Цели и задачи воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном корпусе.   

   

Цель данной Программы - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Цель достигается через решение следующих задач:

1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных
обществом нормах и правилах поведения;
3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии
с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми
в обществе.
Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода (2 мес. – 1 год,
1 год – 3 года, 3 года – 8 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными действующими нормативными правовыми документами в сфере дошкольного образования. Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной работы.

Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника,
обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации цели воспитания могут выступать следующие основные виды деятельности и культурные практики:
 предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых
он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации
совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);
 культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком
инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов
их реализации в различных видах деятельности через личный опыт);
 свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная
активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность,
общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).

1.4. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого
и раннего возраста (до 3 лет)
Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3-м годам)

Направление
воспитания

Ценности

Показатели

Патриотическое

Родина, природа

Проявляющий привязанность, любовь к семье, близким,
окружающему миру

Социальное

Человек, семья,
дружба,
сотрудничество

Способный понять и принять, что такое «хорошо»
и «плохо».
Проявляющий интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть рядом с ними.
Проявляющий позицию «Я сам!».
Доброжелательный, проявляющий сочувствие, доброту.
Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых.
Способный к самостоятельным (свободным) активным
действиям в общении.

Способный общаться с другими
людьми с помощью вербальных и невербальных средств
общения.

Познавательное

Знание

Проявляющий интерес к окружающему миру
и активность в поведении и деятельности.

Физическое
и оздоровительное

Здоровье

Выполняющий действия по самообслуживанию: моет
руки, самостоятельно ест, ложится спать
и т. д.
Стремящийся быть опрятным.
Проявляющий интерес к физической активности.
Соблюдающий элементарные правила безопасности
в быту, в ОО, на природе.

Трудовое

Труд

Поддерживающий элементарный порядок
в окружающей обстановке.
Стремящийся помогать взрослому в доступных
действиях.
Стремящийся к самостоятельности
в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных
видах деятельности.

Этико-эстетическое

Культура и
красота

Эмоционально отзывчивый к красоте.
Проявляющий интерес и желание заниматься
продуктивными видами деятельности.

1.4.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет)
Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам)

Направления
воспитания

Ценности

Показатели

Патриотическое

Родина,
природа

Любящий свою малую родину и имеющий представление
о своей стране, испытывающий чувство привязанности
к родному дому, семье, близким людям.

Социальное

Человек, семья,
дружба,
сотрудничество

Различающий основные проявления добра и зла,
принимающий и уважающий ценности семьи и общества,
правдивый, искренний, способный к сочувствию
и заботе, к нравственному поступку, проявляющий
задатки чувства долга: ответственность за свои действия
и поведение; принимающий и уважающий различия
между людьми.
Освоивший основы речевой культуры.
Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать
и слышать собеседника, способный взаимодействовать
со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов
и дел.

Познавательное

Знания

Любознательный, наблюдательный, испытывающий
потребность в самовыражении, в том числе творческом,
проявляющий активность, самостоятельность,
инициативу в познавательной, игровой,
коммуникативной и продуктивных видах деятельности
и в самообслуживании, обладающий первичной картиной
мира на основе традиционных ценностей российского
общества.

Физическое и
оздоровительное

Здоровье

Владеющий основными навыками личной
и общественной гигиены, стремящийся соблюдать
правила безопасного поведения в быту, социуме
(в том числе в цифровой среде), природе.

Трудовое

Труд

Понимающий ценность труда в семье и в обществе
на основе уважения к людям труда, результатам
их деятельности, проявляющий трудолюбие
при выполнении поручений и в самостоятельной
деятельности.

 

1.6. Общности (сообщества) дошкольного корпуса

Профессиональная общность – это устойчивая система связей и отношений между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками дошкольного корпуса. Сами участники общности должны разделять те ценности, которые заложены в основу Программы.
Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной профессиональной деятельности.
Воспитатель, а также другие сотрудники должны:
 быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных
ориентиров, норм общения и поведения;
 мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные стремления к общению и взаимодействию;
 поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы сверстников принимала общественную направленность;
 заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности;
 содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание
к заболевшему товарищу;
 воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.);
 учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями,
которые сплачивали бы и объединяли ребят;
 воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.
            Профессионально-родительская общность включает сотрудников дошкольного корпуса и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в дошкольном корпусе. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в дошкольном корпусе. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания.
           Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу,
сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности.
Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка.
Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.
Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников.
В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач.
          Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.
         Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения, качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том или ином сообществе. Поэтому так важно придать детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели.
         Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности.
В детском саду должна быть обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и ответственности.
Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной группе
обладает большим воспитательным потенциалом для инклюзивного образования.
         Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада.
          Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей.
Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и поведения:
 педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей
первым;
 улыбка – всегда обязательная часть приветствия;
 педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;
 педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение
детей в детском саду;
 тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;
 уважительное отношение к личности воспитанника;
 умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
 умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
 уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
 умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время
не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
 умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;
 умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;
 знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
 соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.
          Социокультурный контекст
Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в которой человек растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на идеи и поведение человека. Социокультурные ценности являются определяющими в структурно-содержательной основе Программы воспитания.
         Социокультурный контекст воспитания является вариативной составляющей
воспитательной программы. Он учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности и направлен на формирование ресурсов воспитательной программы. Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального партнерства образовательной организации. В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской общественности как субъекта образовательных отношений в Программе воспитания.

II. Содержательный раздел.

2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания
          Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества:

 социально-коммуникативное развитие;
 познавательное развитие;
 речевое развитие;
 художественно-эстетическое развитие;
 физическое развитие.
         В пояснительной записке ценности воспитания соотнесены с направлениями
 воспитательной работы. Предложенные направления не заменяют и не дополняют собой деятельность по пяти образовательным областям, а фокусируют процесс усвоения ребенком базовых ценностей в целостном образовательном процессе. На их основе определяются региональный и муниципальный компоненты.

                             2.1.1. Патриотическое направление воспитания
Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.
Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом
(гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу.
Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного
чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни
и ее уклада, народных и семейных традиций.
Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого понятия
«патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:
 когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края,
духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России;
 эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине – России, уважением
к своему народу, народу России в целом;
 регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и культурных
традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и будущее своего народа, России.
Задачи патриотического воспитания:
1) формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному
наследию своего народа;
2) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства
собственного достоинства как представителя своего народа;
3) воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим
соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам,
родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
4) воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства
природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.
При реализации указанных задач воспитатель
дошкольного корпуса должен сосредоточить свое внимание
на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
 ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего
народа;
 организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей
к российским общенациональным традициям;
 формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения
к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.
                                 2.1.2. Социальное направление воспитания
           Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального
направления воспитания. В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его значение в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах семьи, группы. Формирование правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях. Важным аспектом является формирование у дошкольника представления о мире профессий взрослых, появление к моменту подготовки к школе положительной установки к обучению в школе как важному шагу взросления.
Основная цель социального направления воспитания дошкольника заключается
в формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии дружелюбия, создания условий для реализации в обществе.
         Выделяются основные задачи социального направления воспитания.
1) Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи
с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы. Анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях.
2) Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе:
эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила.

3) Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной
зрелости и преодоление детского эгоизма.
При реализации данных задач воспитатель
дошкольного корпуса должен сосредоточить свое внимание
на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
 организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду и т. п.), игры с правилами,
традиционные народные игры и пр.;
 воспитывать у детей навыки поведения в обществе;
 учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах
деятельности;
 учить детей анализировать поступки и чувства – свои и других людей;
 организовывать коллективные проекты заботы и помощи;
 создавать доброжелательный психологический климат в группе.
                                  2.1.3. Познавательное направление воспитания
           Ценность – знания. Цель познавательного направления воспитания – формирование
ценности познания. Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.
Задачи познавательного направления воспитания:
1) развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы;
2) формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;
3) приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники,
дискуссии и др.).
Направления деятельности воспитателя:
 совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения, сравнения,
проведения опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра
доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг;
 организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной
и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми;
 организация насыщенной и структурированной образовательной среды, включающей
иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию; различного типа
конструкторы и наборы для экспериментирования.
                        2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания
         Ценность – здоровье. Цель данного направления – сформировать навыки здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок.
Задачи по формированию здорового образа жизни:
 обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания детей
(совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и здоровье
сберегающих технологий, и обеспечение условий для гармоничного физического и эстетического
развития ребенка;
 закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды;
 укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных способностей,
обучение двигательным навыкам и умениям;
 формирование элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и
безопасного образа жизни;
 организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня;
 воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности.
Направления деятельности воспитателя:
 организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр,
дворовых игр на территории детского сада;
 создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни;
 введение оздоровительных традиций в дошкольном корпусе.
        Формирование у дошкольников
культурно-гигиенических навыков является важной
частью воспитания
культуры здоровья. Воспитатель должен формировать у дошкольников
понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не только гигиене
и здоровью человека, но и социальным ожиданиям окружающих людей.
Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они должны
формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в
дошкольном корпусе.
В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из ключевых
ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной периодичностью, ребенок вводит их в свое бытовое пространство, и постепенно они становятся для него привычкой.
        Формируя у детей культурно-гигиенические навыки, воспитатель
дошкольного корпуса должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
 формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи;
 формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте
и чистоте тела;
 формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом;
 включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру.
Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков должна вестись
в тесном контакте с семьей.
                                          2.1.5. Трудовое направление воспитания
       Ценность – труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет
в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает
их к осознанию его нравственной стороны.
      Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании
ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду.
Можно выделить основные задачи трудового воспитания.
1) Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание
положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих детей.
2) Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание
навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования.
3) Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению
физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).
При реализации данных задач воспитатель должен сосредоточить свое внимание
на нескольких направлениях воспитательной работы:
 показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использовать
его возможности для нравственного воспитания дошкольников;
 воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания
родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта непременно сопряжена
с трудолюбием;
 предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали
ответственность за свои действия;
 собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей соответствующее
настроение, формировать стремление к полезной деятельности;
 связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда,
желанием приносить пользу людям.
                            2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания
         Ценности – культура и красота. Культура поведения в своей основе имеет глубоко
социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества. Культура отношений является делом не столько личным, сколько общественным. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений.
Можно выделить основные задачи этико-эстетического воспитания:
1) формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
2) воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее влиянии
на внутренний мир человека;
3) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений
искусства, явлений жизни, отношений между людьми;
4) воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны
и других народов;
5) развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка
действительности;
6) формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным,
создавать его.
Для того чтобы формировать у детей культуру поведения, воспитатель  должен
сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
 учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами,
интересами, удобствами;
 воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности, этикет
вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах;
 воспитывать культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству;
не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть голосом;
 воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться
с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом
дошкольного корпуса; умение подготовиться к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать ее, после завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; привести в порядок свою одежду.
         Цель
эстетического воспитания – становление у ребенка ценностного отношения
к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие
эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей
 внутреннего мира ребенка.
        Направления деятельности воспитателя по эстетическому воспитанию предполагают
следующее:
 выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей
с воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений, воображения
 и творчества;
 уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение
их произведений в жизнь ДОО;
 организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.;
 формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова
на русском и родном языке;
 реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по разным
направлениям эстетического воспитания.

       Критерием, на основе которого осуществляется анализ, является динамика личностного развития воспитанника каждой группы.

Осуществляется анализ воспитателями совместно с заместителем заведующего или старшим воспитателем с последующим обсуждением его результатов на заседании педагогического совета.  Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития воспитанников является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития воспитанников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.


                          2.2. Особенности реализации воспитательного процесса

        Региональные и муниципальные особенности социокультурного окружения: рядом с МБОУ «Лицей№3» корпус 4 находятся:корпус №1, корпус №2, корпус №3, МБУ ДО «Детская музыкальная школа», ДК «Энергетик», Бассейн «Нева», парк «Сказка», сквер им. А.С.Пушкина.
       Воспитательно значимые проекты и программы: специалисты учреждения являются консультантами Национального проекта «Образование», Федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей»; участие в программе «Доступная среда»; участники проекта «Организация инклюзивной траектории детей с особыми образовательными потребностями раннего и дошкольного возраста».
       Ключевые элементы уклада заключаются в реализации авторской программы «Народная культура», организации и участии в благотворительных ярмарках «Никольская ярмарка», «Ангел хранитель – вестник от Бога», традиционном проведении конкурса чтецов ко Дню Победы.
       Наличие перспективных технологий воспитательно значимой деятельности, потенциальных «точек роста»: реализация проекта «Мы вместе», направленного на гармонизацию детско-родительских отношений, долгосрочный проект «Аллея выпускников».
      Существенное отличие учреждения от других образовательных организаций заключается в функционировании Службы ранней помощи, осуществляющей сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей группы риска от 0 до 7-8 лет и их семей.

      Налажено воспитательно значимое взаимодействие с социальными партнерами: городской библиотекой, МБУ ДО «Детская музыкальная школа», ГИБДД, всеми корпусами МБОУ “Лицей №3.

В учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью функционируют компенсирующие группы, в том числе разновозрастная группа «Особый ребенок», внедрена инклюзивная практика, индивидуальное сопровождение семей в Службе ранней помощи.

              2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями                           воспитанников в процессе реализации Программы воспитания.
       В целях реализации социокультурного потенциала региона для построения социальной
ситуации развития ребенка работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста строится на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения учреждения.
      Единство ценностей и готовность к сотрудничеству всех участников образовательных
отношений составляет основу уклада Учреждения, в котором строится воспитательная работа.
       Виды и формы деятельности, которые используются в построении сотрудничества педагогов
 и родителей (законных представителей) в процессе воспитательной работы:

- родительские собрания;

- совместные досуговые, выставочные, конкурсные, благотворительные тематические мероприятия в учреждении;

- консультативная поддержка семей;

- родительская гостиная;

- День открытых дверей;

- размещение наглядно-информационных материалов, в том числе с использованием интернет ресурсов;

- показ видео-презентаций, мастер-классов;

- тренинги, анкетирование, опросы.

III. Организационный  раздел


3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания


              Программа воспитания реализуется через формирование социокультурного
воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего
готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды совместной деятельности. Уклад учреждения направлен на сохранение преемственности принципов воспитания с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования:
1) Обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды, в том числе
современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и средства
обучения.
2) Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания.
3) Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания.
4) Учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, в интересах которых
реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных и
пр.).
           Условия реализации Программы воспитания (кадровые, материально-технические,
психолого-педагогические, нормативные, организационно-методические и др.) интегрированы с соответствующими пунктами организационного раздела ООП ДО.
           Уклад учреждения задает и удерживает ценности воспитания – как инвариантные, так и
свои собственные, – для всех участников образовательных отношений администрации учреждения, воспитателей и специалистов, учебно-вспомогательного персонала, воспитанников, родителей (законных представителей), субъектов социокультурного окружения ДОО. Уклад определяет правила жизни и отношений в учреждении, нормы и традиции, психологический климат (атмосферу), безопасность, характер воспитательных процессов, способы взаимодействия между детьми и педагогами, педагогами и родителями, детьми друг с другом. Уклад включает в себя сетевое информационное пространство и нормы общения участников образовательных отношений в социальных сетях. Учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового цикла жизни учреждения.
       
   Уклад и ребенок определяют особенности воспитывающей среды. Воспитывающая среда раскрывает заданные укладом ценностно-смысловые ориентиры. Воспитывающая среда – это содержательная и динамическая характеристика уклада, которая определяет его особенности, степень его вариативности и уникальности.

         Воспитывающая среда строится по трем линиям:

- «от взрослого», который создает предметно-образную среду, способствующую

воспитанию необходимых качеств;

- «от совместной деятельности ребенка и взрослого», в ходе которой формируются

нравственные, гражданские, эстетические и иные качества ребенка в ходе специально

организованного педагогического взаимодействия ребенка и взрослого, обеспечивающего

достижение поставленных воспитательных целей;

- «от ребенка», который самостоятельно действует, творит, получает опыт деятельности,

в особенности – игровой.

3.2.  Профессиональные требования к педагогу, как носителю общечеловеческих ценностей.

Педагог обязан быть яркой, неповторимой личностью, носителем общечеловеческих ценностей, глубоких и разнообразных знаний, высокой культуры; стремиться к воплощению в себе человеческого идеала. Наивысшие результаты в педагогической деятельности связаны с преодолением профессиональной ограниченности.

Педагог, как воспитатель обязан быть носителем культурного достояния своего народа, как непосредственный участник формирования личности будущего гражданина.

Готовность педагога к воспитательной работе, это:

 - система знаний, умений и навыков по воспитанию детей дошкольного возраста;

 - мотивационно-ценностное отношение к воспитательной работе;

 - постоянное самосовершенствование необходимых личностных качеств и воспитательных умений;

 - способность самостоятельно выстраивать методику воспитательной работы с детьми, на основе современных технологий воспитания;

 - импровизация в сфере воспитания, в зависимости от индивидуальности детей;

 - рефлексия своего личностного и профессионального поведения.

Основные направления профессионального совершенствования педагога:

  - готовность педагога воспринимать каждого ребенка как носителя социально-ценностных отношений;

 - знание индивидуальных особенностей поведения каждого ребенка;

 - создание на своем рабочем месте обстановки доброжелательности, где будет комфортно каждому ребенку и взрослому;

 - повышение своего культурного уровня, быть «человеком в культуре»;

 - овладение основами социальной психологии;

 - овладение мастерством психологического воздействия, умением организовывать коллектив воспитанников, интересную, насыщенную «умными впечатлениями» жизнедеятельность детей.

С целью повышения компетенции педагогов  по вопросам воспитания детей, в учреждении организуются  педагогические часы,  мастер – классы, тренинги, консультации молодых педагогов, участие в вебинарах по вопросам воспитания детей дошкольного возраста.

Администрацией учреждения проводится мониторинг воспитательной деятельности педагогов путем посещения открытых мероприятий.

3.3. Взаимодействия взрослого с детьми. События Учреждения.


            Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности. Для того чтобы стать значимой, каждая ценность воспитания должна быть понята, раскрыта и принята ребенком совместно с другими людьми в значимой для него общности.
            Этот процесс происходит стихийно, но для того, чтобы вести воспитательную работу, он должен быть направлен взрослым.
Воспитательное событие – это спроектированная взрослым образовательная ситуация.
В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и возможных действий детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания. Событием может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и пр. Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в соответствии с календарным планом воспитательной работы Учреждения, группы, ситуацией развития конкретного ребенка.
        Проектирование событий в Учреждении проходит в следующих формах:
 разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности
(детско-взрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование, спортивные игры и др.);
 проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками,
с взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (искусство, литература, прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов России;
 создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы
с приглашением ветеранов, «Театр в детском саду» – показ спектакля для детей из соседнего
детского сада и т. д.).
        Проектирование событий выстраивает целостный годовой цикл методической
работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это помогает каждому педагогу создать тематический творческий проект в своей группе и спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком.
   

3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды


         Развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) отражает федеральную, региональную специфику, а также специфику Учрежденияи включает:
 оформление помещений;
 оборудование;
 игрушки.
        РППС отражает ценности, на которых строится программа воспитания,
способствует  их принятию и раскрытию ребенком:
- включает знаки и символы государства, региона, города и учреждения;
- отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие особенности
социокультурных условий, в которых находится учреждения;
-  должна быть экологичной, природосообразной и безопасной;
- обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной деятельности;
- отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей;
- обеспечивает ребенку возможность познавательного развития, экспериментирования,
освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний, необходимость научного познания,
формирует научную картину мира;
- обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает ценности
труда в жизни человека и государства (портреты членов семей воспитанников, героев труда,
представителей профессий и пр.) Результаты труда ребенка могут быть отражены и сохранены в среде;
- обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает смысл
здорового образа жизни, физической культуры и спорта;
- предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России, знакомства
с особенностями региональной культурной традиции. Вся среда учреждения создана гармоничной и эстетически привлекательной.
        При выборе материалов и игрушек для РППС необходимо ориентироваться на продукцию отечественных и территориальных производителей. Игрушки, материалы и оборудование должны соответствовать возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста.

3.5. Основные направления самоанализа воспитательной работы

Самоанализ воспитательной работы в ДОУ осуществляется ежегодно старшим воспитателем и воспитателями.

Цель: выявление основных проблем воспитательного процесса и последующее их решение.

Самоанализ проводится по двум направлениям:

1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития детей дошкольного возраста.

Критерием данного направления является динамика личностного развития детей.

Анализ осуществляется воспитателями и старшим воспитателем, затем результаты обсуждаются.

Основной метод получения информации - педагогическое наблюдение.

Это может быть наблюдение за поведением детей в процессе режимных моментов, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в игровой и коммуникативной деятельности.

Особое внимание уделяется наблюдению за поведением ребёнка в тех ситуациях, которые побуждают его делать тот или иной ценностный выбор (ситуация конфликта, нравственного выбора и др.).

Наблюдения фиксируются в «Тетради наблюдений».

Можно использовать методику А.М. Щетининой, Л.В. Кирс «Неоконченные ситуации» (средний и старший дошкольный возраст), а также «Шкальную оценку сформированности социальных форм поведения ребенка» (все возрастные группы) этих же авторов.

Методика «Неоконченные ситуации»

(А.М. Щетинина, Л.В. Кирс)

Цель: изучение особенностей принятия и осознания детьми нравственной нормы.

Материал: 9 неоконченных ситуаций, описывающих выполнение и нарушение нравственных черт с учетом возраста ребенка.

Проведение исследования.  Исследование проводится индивидуально.

Ребенку говорят: "Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи".

Ситуации.

1. Дети строили город. Оля не хотела играть. Она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: "Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать игрушки. Попросите Олю помочь вам". Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему?

2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут к ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: "Я тоже хочу поиграть с этой куклой". Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему?

3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша - зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. "Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?" Саша ей ответила...

Что ответила Саша? Почему?

4. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: "Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку". Маша ответила...

Что ответила Маша? Почему?

5. Петя принес в детский сад игрушечный самосвал. Всем детям захотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя... Что сделал Петя? Почему?

6. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера... Что сделала Вера? Почему?

7. Таня и Оля играли в "дочки-матери". К ним подошел маленький мальчик и попросил: "Я тоже хочу играть. "Мы тебя не возьмем, ты еще маленький," - ответила Оля. А Таня сказала... Что сказала Таня? Почему?

8. Коля играл в "лошадки". Он бегал и кричал: "Но, но, но!" В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: "Не шуми, пожалуйста, Света никак не может заснуть." Коля ей ответил... Что ответил Коля? Почему?

9. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша... Что сделал Саша? Почему?

Помните, что в каждом случае желательно получить от ребенка мотивированный ответ.

Обработка данных. В процессе анализа результатов учитывается характер поступка и его аргументации. По особенностям придуманного ребенком поступка героя ситуации можно судить о степени принятия им нравственной нормы, а по характеру аргументации поступка - об осознании этой нормы.

Высокий уровень: ребенок придумывает поступок героя, адекватный социально принятой этической норме, умеет объяснить этот поступок с позиций нормы.

Средний уровень: ребенок домысливает поступок, соответствующий общепринятой норме, но не может аргументировать его.

Низкий уровень: ребенок придумывает окончание ситуации, в которой герой совершает поступок, не отвечающий социальной нравственной норме.

Шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка

 (по результатам наблюдения)

(А.М. Щетинина, Л.В. Кирс)

Возраст __________ Группа __________

Фамилия, имя ребенка _________________________________________

Умеет дружно, без конфликтов играть с другими детьми

+                                                  -

___________________________

10                     0                       10

Часто ссорится, играя с другими детьми

Сочувствует другому, когда кто-нибудь огорчен, пытается помочь ему, утешить, пожалеть

+                                                  -

___________________________

10                     0                       10

Внешне не выражает своего сочувствия

Доброжелателен по отношению к другим

+                                                  -

___________________________

10                     0                       10

Агрессивен (часто обижает других детей, дерется)

Пытается разрешить конфликты сам

+                                                  -

___________________________

10                     0                       10

Часто жалуется взрослым, когда ссорится с товарищами

Оказывает помощь другому

+                                                  -

___________________________

10                     0                       10

Равнодушен к нуждам других

Согласовывает свои действия с действиями других

+                                                  -

___________________________

10                     0                       10

Не способен согласовывать свои действия с действиями других

Сдерживает свои негативные проявлении

+                                                  -

___________________________

10                     0                       10

Не управляет своими негативными проявлениями

Подчиняет свои интересы интересам других детей

+                                                  -

___________________________

10                     0                       10

Не учитывает интересы других

Уступает другому

+                                                  -

___________________________

10                     0                       10

Настаивает на своем

Принимает социальные нормы и правила поведения и следует им

+                                                  -

___________________________

10                     0                       10

Не принимает социальные нормы и правила поведения и не следует им

Воспитатели группы, младшие воспитатели и родители, независимо друг от друга, каждый в своей отдельной анкете отмечают, в какой степени поведение того или иного ребенка соответствует указанным на полюсах каждой из шкал формам.

Каждая шкала в обе стороны делится на 10 делений, что соответствует 10 баллам как по положительным, так и по отрицательным качествам:

                     

                 10        0        10

Ребенок может обнаруживать наряду с положительным поведением также и негативное. Поэтому на шкале это может быть выражено, к примеру, в 6-и баллах по шкале со знаком "-", и в 4-х баллах - по шкале со знаком "+".

Интерпретация данных оценок. Сопоставить результаты оценивания каждым взрослым поведения ребенка. Найти величину среднего балла по каждой шкале отдельно, а затем средний балл по совокупности оценок по положительным формам поведения и по отрицательным.

На основании полученных результатов можно определить ряд задач развития у ребенка определенных качеств и адекватных им способов педагогического воздействия.

Критерием, на основе которого осуществляется анализ работы данного направления, является уровень воспитанности детей группы в целом.

Анализ производится методической службой ДОУ, воспитателями, педагогами, родителями.

Методики опубликованы в учебно-методическом пособии А.М. Щетининой «Диагностика социального развития ребенка». - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000.

2. Состояние организуемой в детском саду совместной деятельности детей и взрослых.

Критерием, на основе которого осуществляется анализ, является
наличие в дошкольном учреждении интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.

Анализ осуществляется старшим воспитателем, воспитателями, специалистами и родителями, которые знакомы с воспитательной работой в ДОУ.

Могут быть использованы беседы с детьми о проведенных мероприятиях.

Особое внимание при этом уделяется вопросам, связанным с:

- качеством реализации воспитательного потенциала непосредственно образовательной деятельности (НОД);

- качеством функционирования детско-взрослых сообществ;

- качеством организации и развития традиций в детском саду;

- качеством воспитательной работы мини-музеев;

- качеством дополнительных образовательных услуг;

- качеством ранней профориентационной работы;

- качеством организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ, её воспитательным потенциалом;

- качеством взаимодействия дошкольного учреждения и родителей (законных представителей) воспитанников.  

Результатом самоанализа является перечень выявленных достоинств и недостатков воспитательного процесса и проектируемые, на основе анализа,  дальнейшие педагогические действия.

              3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых    личностных результатов в работе с особыми категориями детей
       

  Инклюзия (дословно – «включение») – это готовность образовательной системы принять любого ребенка независимо от его индивидуальных особенностей (психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и др.) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития.
Инклюзия является ценностной основой уклада Учреждения  и основанием для проектирования воспитывающих сред, деятельностей и событий.
          На уровне уклада: ДОО инклюзивное образование – это норма для воспитания,
реализующая такие социокультурные ценности, как забота, принятие, взаимоуважение,
взаимопомощь, совместность, сопричастность, социальная ответственность. Эти ценности  разделяются всеми участниками образовательных отношений.
        На уровне воспитывающих сред: РППС строится как максимально доступная для детей
с ОВЗ; событийная воспитывающая среда Учреждения обеспечивает возможность включения каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества; рукотворная воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности достижений каждого ребенка.
        На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми, родителями, воспитателями. Детская и детско-взрослая общность в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности.
       На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности
в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждого ребенка в социальной ситуации его развития.
       На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка обеспечивает возможность участия каждого в жизни и событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность ребенка в своих силах. Событийная организация должна обеспечить переживание ребенком опыта самостоятельности, счастья и свободы в коллективе детей и взрослых.
       Основными условиями реализации Программы воспитания в Учреждении, являются:
       1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего
и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
       2) построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным субъектом воспитания;
       3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
       4) формирование и поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности;
       5) активное привлечение ближайшего социального окружения к воспитанию ребенка.
Задачами воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации
являются:
       1) формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности;
       2) формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со стороны
всех участников образовательных отношений;
       3) обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с особенностями
в развитии и содействие повышению уровня педагогической компетентности родителей;
       4) обеспечение эмоционально-положительного взаимодействия детей с окружающими
в целях их успешной адаптации и интеграции в общество;
       5) расширение у детей с различными нарушениями развития знаний и представлений
об окружающем мире;
       6) взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ;
       7) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе
их эмоционального благополучия;
       8) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
     

3.7. Календарное планирование воспитательной работы

 МБОУ «Лицей №3» корпус 4.

Сентябрь

Название мероприятия

Направление деятельности

Группы

Ответственные

Праздник «Детский сад очень рад: вновь встречает он ребят» в рамках Дня Знаний.

Социальное, познавательное

Все группы

Зам. директора,

 ст. воспитатель,

воспитатели,

специалисты

Экологическая акция «Чистые дорожки».

Трудовое

Все группы

Воспитатели

Тематические мероприятия «Неделя безопасности»

Познавательное

Все группы

Ст. воспитатель, воспитатели,

специалисты

Организация работы детско-взрослых сообществ:

- создание сообществ;

- разработка методического обеспечения;

- организация РППС.

Социальное

младшая, средняя, старшая, подготовит.

Зам. директора, завхоз,

ст. воспитатель,

воспитатели,

специалисты

Разработка методического обеспечения и пополнение материально-технического обеспечения тематических выставок. центров.

Патриотическое, этико-эстетическое

Все группы

Зам. директора, завхоз,

ст. воспитатель,

воспитатели,

специалисты

Разработка проектов по ранней профориентации детей.

Трудовое

Старшая, подготовит.

Воспитатели

Оформление помещений и интерьеров групп.

Благоустройство территории ДОУ

Этико-эстетическое

Все группы

Зам. директора, завхоз,

ст. воспитатель,

воспитатели,

специалисты

Тематическое мероприятие «День открытых дверей».

Социальное

Все группы

Зам. директора,

ст. воспитатель,

воспитатели,

специалисты

Анкетирование родителей по темам: «Расскажите о своем ребенке», «Оздоровление в семье», «Изучение запросов и образовательных потребностей родителей».

Родительские собрания.

Октябрь

Название мероприятия

Направление деятельности

Группы

Ответственные

Тематическое мероприятие «День здоровья»

Познавательное

Все группы

Ст. воспитатель, воспитатели,

специалисты

Тематическое мероприятие «День пожилого человека»

Социальное

младшая, средняя, старшая, подготовит.

Ст. воспитатель, воспитатели,

специалисты

Акция по безопасности дорожного движения «Светофор»

Познавательное

младшая, средняя, старшая, подготовит.

Воспитатели

Проведение серии образовательных мероприятий по формированию у детей эмоционально-ценностных представлений о своей семье, родном доме, своей малой Родине.

Патриотическое, этико-эстетическое, познавательное

Все группы

Воспитатели,

специалисты

Проведение жестово-образных игр на основе потешек и фольклорных песенок.

Этико-эстетическое

 младшая

Ст. воспитатель,

воспитатели

Проведение открытых сюжетно-ролевых игр: «Пост ГИБДД», «Поездка в автобусе».

Познавательное

Средняя

Квест-игра «На помощь доктору Айболиту».

Социальное

Старшая

Акция «Трудовой десант».

Трудовое

Подготовит.

Экскурсии по тематическим выставкам «Народные промыслы – культурное наследие России» групп: ознакомление с экспонатами.

Социальное, познавательное

Все дошкольные группы

Воспитатели

Смотр-конкурс по подготовке РППС  по теме: «Народные промыслы – культурное наследие России»

Этико-эстетическое

Все группы

Ст. воспитатель, воспитатели

Ноябрь

Название мероприятия

Направление деятельности

Группы

Ответственные

 Общественно-политический праздник «День народного единства».

Патриотическое,

Социальное

Все группы

Ст. воспитатель,

воспитатели,

специалисты

Трудовое

Все группы

Воспитатели,

специалисты

Творческие номера, выставка поделок ко дню Матери

Социальное

Этико-эстетическое

Все группы

Ст. воспитатель,

воспитатели

Проведение серии мероприятий по приобщению детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России

Познавательное

Все группы

Воспитатели,

специалисты

Экскурсии по детскому саду с целью ознакомления профессий взрослых.

Познавательное

все группы

Воспитатели

Экскурсии по детскому саду производства с целью ознакомления профессий взрослых.

Познавательное

Все дошкольные группы

Проведение серии мероприятий по теме «Воспитание толерантности в многонациональном обществе»

Познавательное

Социальное,

все группы

Воспитатели

Декабрь

Название мероприятия

Направление деятельности

Группы

Ответственные

Проведение праздника «Новый год».

Социальное

Этико-эстетическое

Все группы

Ст. воспитатель,

воспитатели,

специалисты

Конкурс поделок «Фантазии Нового Года»

Этико-эстетическое

Все группы

Воспитатели

Проведение серии образовательных мероприятий по ознакомлению детей с нормами и ценностями, принятыми в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

Познавательное

Все группы

Воспитатели,

специалисты

Проведение открытого практического занятия «Книжкина больница».

Трудовое

Старшие и подготовительные к школе группы

Ст. воспитатель,

воспитатели,

специалисты

Проведение игр-тренингов: «Помоги Незнайке перейти улицу», «На перекрестке», «Едем, едем на велосипеде!»

Социальное, физически-оздоровительное

Средняя

Фестиваль «Музеи России» (виртуальные экскурсии по музеям российских городов с использованием ЭСО).

Патриотическое

Все дошкольные группы

Ст. воспитатель,

воспитатели

Открытый показ игровых обучающих ситуаций по безопасности жизнедеятельности 

Познавательное,

социальное

Все группы

Воспитатели

Январь

Название мероприятия

Направление деятельности

Группы

Ответственные

Серия образовательных мероприятий по теме: «Игрушка как образ традиционной культуры и средство духовно-нравственного воспитания ребенка»

Познавательное, патриотическое

Все группы

Воспитатели,

специалисты

Комплекс досуговых мероприятий «Зимние забавы».

Физически-оздоровительное

Все группы

Воспитатели,

специалисты

Фестиваль снежных поделок «Чудеса Созвездия»

Этико-эстетическое

Все группы

Воспитатели,

специалисты

Проведение серии образовательных мероприятий по воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми, уважительного отношения к окружающим людям.  

Познавательное, социальное

Все группы

Воспитатели,

специалисты

Выставка поделок: «Игрушка как образ традиционной культуры и средство духовно-нравственного воспитания ребенка».

Этико-эстетическое, социальное

Все дошкольные группы

Воспитатели

Изготовление атрибутов к играм, лэпбуков, элементов костюмов в «Мастерской профессий».

Трудовое

Все дошкольные группы

Воспитатели

Февраль

Название мероприятия

Направление деятельности

Группы

Ответственные

Спортивные досуги  «День  защитника Отечества».

Физически-оздоровительное социальное, патриотическое

Все группы

Ст. воспитатель,

воспитатели,

специалисты

Проведение серии образовательных мероприятий по ознакомлению с героической историей и государственными символами России.

Познавательное, патриотическое

Все группы

Воспитатели,

специалисты

Открытые мероприятия по организации профориентационных игр (сюжетно-ролевых, настольных, дидактических, подвижных, игр-квестов, игр-драматизаций).

 Трудовое, социальное

Все дошкольные группы

Воспитатели

Выставка рисунков «Защитники Родины»

Этико-эстетическое

Все группы

Воспитатели

Март

Название мероприятия

Направление деятельности

Группы

Ответственные

Творческие мастерские «Букеты для любимых».

Этико-эстетическое

Все группы

Воспитатели

Проведение праздника «8 Марта».

Этико-эстетическое, социальное

Все группы

Ст. воспитатель,

воспитатели,

специалисты

Проведение серии образовательных мероприятий по формированию бережного отношения к окружающему природному миру.

Этико-эстетическое, социальное, познавательное

Все группы

Воспитатели,

специалисты

Викторина «Безопасное поведение дома и на улице».

 Познавательное, физически-оздоровительное 

Старшая, подготовительная

Воспитатели,

специалисты

Организация мастерской «Ремонт игрушек».

Трудовое

Средняя, старшая, подготовительная

Воспитатели

Проведение серии образовательных мероприятий по теме: «Моя многонациональная страна»»

Патриотическое

Все группы

Воспитатели

Апрель

Название мероприятия

Направление деятельности

Группы

Ответственные

Патриотический фестиваль «Песни, с которыми мы победили»

Патриотическое, этико – эстетическое

Все группы

Ст. воспитатель,

воспитатели,

специалисты

Праздник «Весна пришла»

Этико – эстетическое, социальное

Подготовит.

Воспитатели,

специалисты

Выставка открыток «Светлая Пасха»

Этико – эстетическое, трудовое

Средняя, старшая, подготовит.

Ст. воспитатель,

воспитатели

Проведение серии образовательных мероприятий по обогащению представлений о труде, о значении труда для общества.

Познавательное, социальное

Все группы

Воспитатели,

специалисты

Спортивные досуги «Мама ,папа, я – спортивная семья»

Физически-оздоровительное

Средняя, старшая, подготовительная

Воспитатели,

специалисты

Май

Название мероприятия

Направление деятельности

Группы

Ответственные

Выставка детских рисунков «День Победы».

Этико-эстетическое

Все дошкольные группы

Ст. воспитатель,

воспитатели,

Социальная акция «Бессмертный полк».

Патриотическое

Все дошкольные группы

Ст. воспитатель,

воспитатели,

специалисты

Конкурс чтецов, посвященный Дню Победы

Патриотическое, этико-эстетическое

Все дошкольные группы

Воспитатели, специалисты

Проведение образовательных мероприятий нравственно-патриотического характера, посвященных Дню Победы.

Познавательное, патриотическое

II младшая,

средняя,

старшая,

подготовит.

Воспитатели,

специалисты

Выпускной в школу

Этико-эстетическое, социальное

Подготовительные

Ст. воспитатель,

воспитатели,

специалисты

Реализация проекта «Аллея выпускников» (озеленение территории детского сада)

 Разбивка клумб, посадка огорода

Трудовое, социальное  

Все группы

      Воспитатели

Проведение спортивных досугов на улице «Мы спортсмены»

Физически-оздоровительное

Все группы

Воспитатели ,специалисты

IV. Методическое обеспечение.

4.1.  Перечень методического обеспечения воспитания детей в ДОО.

  1.  Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста. Сост.: - М.: УЦ «Перспектива», 2012.
  2.  Арапова-Пискарёва Н. «Воспитательная система «Маленькие россияне». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников». – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  3. Бабинова Н.В. Тематические фольклорные вечера для дошкольников. – СПб: «Детство-Пресс», 2014.
  4.  Безрукова М.И., Волкова Н.Н. Музейная педагогика в системе дошкольного образования. https://moluch.ru/th/4/archive/94/3351/
  5. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы / К.Ю. Белая. - М.: Перспектива, 2010.
  6. Газзаева З.Ш., Абрамочкина О.Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника// «Управление ДОУ». – 2010. № 7.
  7.  Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: Сфера, 2006.
  8. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  9.  Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.
  10. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2005.
  11. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.
  12. Колесникова И.А. Воспитательная деятельность педагога: Учеб.
    пособие для студ. высш. учебн. заведений. 3-е изд. стер. М.:
    Издательский центр «Академия», 2007.
  13. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: методическое пособие. - М.: Творческий центр «Сфера», 2007.
  14.  Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Творческий центр «Сфера», 2010.
  15. Леонова Н.Н. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект. - Волгоград: Издательство «Учитель», 2013.
  16. Лопатина А., Скребцова М. Вечная мудрость сказок. Уроки нравственности в притчах, легендах и сказках народов мира. Кн. 1 – 2 – е изд. – М.: «Амрита – Русь», 2009. (Серия «Образование и творчество»).
  17. Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». – М: Сфера, 2010.
  18. Методика воспитательной работы: учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: «Академия», 2009.
    160с.
  19. Микляева        Н.В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. - М.: Творческий центр «Сфера», 2013.
  20. Морозова А.Н. Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. – М.: Сфера, 2006.
  21.  Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж: Учитель, 2005.
  22. Нестеренко Н. Мини-музеи в ДОУ // Обруч, 2000, № 6. – Стр. 30-31.
  23. Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности у детей дошкольного возраста средствами народного искусства // Творческая педагогика накануне нового века: Материалы 1 научно-практической конференции. - М.: МПГУ, 1997. - С.214-216.
  24. Новицкая М.Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду - Москва: Линка-Пресс, 2003.
  25.  Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы со школьниками. Для занятий с детьми 4-7 лет. ФГОС. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
  26. Попова И.А. О диалоге музейной и семейной педагогики в практике дополнительного образования дошкольников. // Управление ДОУ, 2006, № 5. – Стр. 84.
  27.  Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2008.
  28. Степанов П.В. Воспитательный процесс: от изучения результатов к управлению по результатам // Воспитательная работа. 2010 №4. С.61-
    64.
  29.  Столяров Б. Педагогическая деятельность музея. // Дошкольное воспитание, 2002, № 11. – Стр. 66.
  30.  Тихонова О.Г. Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей. – М.: АРКТИ, 2006.
  31. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация эффективной модели государственно-общественного управления в дошкольном отделении образовательной организации

Организация эффективной модели государственно-общественного управления в дошкольном отделении образовательной организации...

Выпускная квалификационная работа "Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в дошкольном отделении образовательной организации"

В 2015 году я проходила курсы повышения квалификации в рамках обучающих мероприятий Государственной программы "Доступная среда". И данная работа является моей ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБО...

Рабочая программа ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ старшая группа «Кроха» (5 – 6 лет). Составлена на основе образовательной программы муниципального дошкольного бюджетного образовательного учреждения с учётом Федерального государственного образовательного стандарта

Рабочая программаВОСПИТАТЕЛЯ ДОУстаршая группа «Кроха» (5 – 6  лет).Составлена на основе образовательной программы муниципального дошкольного бюджетного образовательного учрежде...

Презентация «Содержание рабочей программы воспитания дошкольной образовательной организации»

Рабочая программа воспитания муниципального бюджетного дошкольной образовательной организации определяет  содержание и организацию воспитательной работы  и является обязательной частью основ...

Участие в онлайн семинаре региональной базовой площадки по апробации и внедрению рабочих программ воспитания дошкольного образования Оренбургской области «Воспитание бережного отношение к природе как образовательный ресурс патриотического воспитания»

Родина – это страна, где человек родился и живет, гражданином которой он является. Это ее земля, природа, богатства.Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. И...