Главные вкладки

    Выпускная квалификационная работа "Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в дошкольном отделении образовательной организации"
    методическая разработка на тему

    Черемисина Яна Анатольевна

    В 2015 году я проходила курсы повышения квалификации в рамках обучающих мероприятий Государственной программы "Доступная среда". И данная работа является моей ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТОЙ на данных курсах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл moskva_-_01-2015-_cheremisina_ya.a.docx42.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования города Москвы

    «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    Черемисина Яна Анатольевна

    (ГБОУ Школа № 1015, г. Москва)

    ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

    Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в дошкольном отделении образовательной организации.

    по программе повышения квалификации для руководителей образовательных организаций реализуемой в рамках обучающих мероприятий Государственной программы «Доступная среда» 

    2015 год

    Содержание

    Введение ……………………………………………………………стр. 2-3

    Основная часть.

    Глава 1.

    1.1.Психологические особенности детей с ОВЗ………………………стр.4-8

    1.2.Основные направления создания условий для детей с ОВЗ

    в детском саду……………………………………………………………стр. 9 -10

    Глава 2. 

    2.1.Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в СП ДО №2 ГБОУ Школа №1015 г. Москвы» ………………………стр. 11-18

    Заключение …………………………………………………………  стр.21-22

    Список литературы ………………………………………………...стр. 23

    1. Введение

    Актуальность. 

    Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования, обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка независимо от его особенностей, в том числе ограниченных возможностей здоровья – это цели, на достижение которых направлен Государственный стандарт дошкольного образования.

    Одним из приоритетных направлений государственной политики России на современном этапе становится инклюзивное образование. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» было введено понятие «инклюзивное образование» как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст. 2 п. 27).

    Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию дефицитов в их развитии. Инклюзивное образование само по себе организовать невозможно. Этот процесс связан с изменениями на ценностном, нравственном уровне.

    Для того чтобы действительно произошло включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс ДОО, необходимо, прежде всего, изменить взгляд педагогов на процесс обучения и воспитания. Чтобы сохранить равные права, надо научиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности. Такой подход к процессу обучения и воспитания предполагает не искусственное включение детей с особыми образовательными потребностями в уже сложившуюся систему, а требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса. Создание инклюзивного образовательного пространства невозможно без творческого вклада всех участников образовательных отношений: детей, педагогов, родителей, социальных партнёров. В связи со сложностью организации инклюзивного детского сада актуальным становится вопрос о готовности учреждения, педагогического коллектива, родителей и воспитанников к включению детей с особыми потребностями в единый образовательный процесс.

    В настоящее время лишь незначительное количество дошкольных организаций готово к переосмыслению учебных программ детских садов, перепланировке учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей независимо от состояния здоровья. Условия, которые есть на сегодняшний день в детских садах, не достаточны для инклюзии: отсутствие нормативной базы, слабое материально-техническое оснащение, но, самое главное, недостаточно квалифицированные кадры, отсутствие специалистов, умеющих оказать помощь детям с разными потребностями.

    На сегодняшний день, на наш взгляд, ресурсом для становления инклюзивного образования могут быть бывшие специализированные детские сады или детские сады комбинированного вида, которые накопили опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Одним из таких садов в городе Москве является наше СП ДО №2 ГБОУ Школа №1015, а ранее «Детский сад компенсирующего вида №1800, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата».

    Цель работы: раскрыть особенности организации инклюзивного образовательного пространства в СП ДО №2 ГБОУ Школа №1015.

    Задачи: 1) изучить психологические особенности развития детей с ОВЗ;

    2) проанализировать направления создания условий для детей с ОВЗ в дошкольной организации;

     3) проанализировать особенности организации инклюзивного образовательного пространства в СП ДО №2 ГБОУ Школа №1015.

      Гипотеза: Мы предполагаем, что если будут созданы условия для развития личности ребенка с ОВЗ уже на этапе дошкольного детства, то это окажет положительное влияние на успешную социализацию, обеспечению их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах социальной деятельности.

     Методы:

    Анализ, синтез, проектирование.

    Практическая значимость работы: Данная работа является обобщением опыта организации инклюзивного образовательного пространства СП ДО №2 ГБОУ Школа №1015.  Практическая значимость состоит в возможности использовании опыта для решения задач организации инклюзивного образовательного пространства на базе общеобразовательного учреждения. Кроме того, анализ работы может быть использован, методистами, заместителями директора по дошкольному образованию и УВР, педагогами для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

    Основная часть.

    Глава 1. 

    1.1.Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.

      Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.   Обучение ребенка с ОВЗ может организовываться по адаптированной основной образовательной программе, реализуемой в образовательной организации или классе для детей с нарушениями слуха, зрения, нарушений опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями речи, с умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра и др.  Для того, чтобы организовать инклюзивное образовательное пространство для детей с ОВЗ, необходимо знать их психологические особенности.                             

    Дети с РАС.

     Аутизм – психическое расстройство, которое возникает в результате нарушений развития головного мозга, характеризуется дефицитом социального контакта и общения, ограниченными интересами и однотипными, повторяющимися действиями. Это заболевание проявляется в трехлетнем возрасте. Похожие состояния, но более с мягкими признаками и симптомами причисляют к синдрому Аспергера. Это прежде всего задержка речевого развития и отсутствие желания идти на контакт – дефицит общения, ограниченность интересов, стереотипы, налицо проблема в развитии невербального общения (отказ смотреть в глаза и неприятие телесных объятий), неспособность дружить со сверстниками, разделять радость и увлечения с товарищами, отсутствие сопереживания за друзей; не восприятие таких чувств, как боли и грусти людей из своего окружения; неутомимое стремление упорядочивать предметы и наводить порядок .

    Умственно отсталые дети.

     Умственная отсталость (олигофрения) – стойкое нарушение и недостаточность психического развития, обусловленное прежде всего патологией развития интеллектуальной деятельности на фоне органических нарушений центральной нервной системы. Данное заболевание представляет собой следствие самых разных форм патологий психической деятельности человека, связанных с генетическими, интоксикационными или органическими повреждениями мозга. При этом олигофрения, представляющая собой врожденный психический дефект, отличается от приобретенного слабоумия. Клинической картине умственной отсталости свойственно не только общая психическая неполноценность, но и различные соматические и неврологические проявления, которые являются своеобразным показателем неправильного развития всего организма.

                               Дети с задержкой психического развития.

    ЗПР - обратимое замедление темпа психического развития, обнаруживаемое при поступлении в школу. Выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, низкой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости интеллектуальной деятельностью. Ребенок с ЗПР отличается от олигофрена сообразительностью в пределах имеющихся знаний. Дети с задержкой психического развития относятся к аномалии, имеющей более благоприятное будущее, чем другие дети с проблемами в развитии. Возможная «обратимость» возникших нарушений в случае проведения соответствующих коррекционных мероприятий предопределяет временный характер трудностей.

    Особую категорию представляют собой дети с синдромом ДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), которые в силу определенных нарушений испытывают огромные трудности в плане социального приспособления с раннего возраста. Проблемы коммуникативного поведения, высокая возбудимость и гиперактивность детей требуют повышенного внимания и напряжения.

                               Дети с недостатками речевого развития

    Особенности развития детей с алалией, афазией, дизартрией, анартрией, заиканием и другими тяжелыми речевыми нарушениями являются отягощающими для психики. Нарушение речи или ее полное отсутствие является предпосылкой к возникновению коммуникативного барьера, отчужденности и отгороженности в отношениях. Нарушение речевого развития ребенка выступает как психотравмирующий фактор, снижающий возможности успешной адаптации его как в группе сверстников, так и при установлении отношений со значимыми взрослыми (учителями, воспитателями). Переживания, связанные с затруднениями в общении, формируют у ребенка с нарушениями речевого развития чувство неполноценности.

                                    Дети с сенсорными нарушениями

    Детей с сенсорными нарушениями подразделяют на глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих.

    Недоразвитие органов слуха или зрения лишает ребенка важнейших источников информации, что обусловливает его отставание не только в психическом, но и в физическом плане. Степень выраженности отставания в значительной мере зависит от тяжести и времени возникновения сенсорных нарушений, а также раннего начала специальной коррекционно-реабилитационной работы.

    Дети с недостатками слуха.

     Основной причиной отставания в умственном развитии ребенка с недостатками слуха, является нарушение развития речи, так как ребенок не слышит своего голоса и речи окружающих и, следовательно, не может ей подражать. Характер речевых дефектов непосредственно зависит от выраженности снижения слуха и времени возникновения слуховой аномалии.

    Социокультурная адаптация детей с нарушениями слуха часто (40%) осложняется эмоциональными и поведенческими расстройствами, которые формируются как вторичные за счет сенсорной и социальной депривации, возникающей при неадекватных условиях воспитания ребенка как в семье, так и в детском учреждении. Такие дети в большинстве случаев замкнуты, предпочитают общение с себе подобными, болезненно реагируют на случаи обнаружения их дефекта. Их речь характеризуется количественной недостаточностью и качественным своеобразием. Часто отмечаются нарушения звукобуквенного состава слов: некоторые звуки ребенок не улавливает, другие воспринимает неправильно, отчетливо слышит только ударные части слова, недостаточно ясно дифференцирует на слух приставки, окончания слов.

    Дети с нарушениями зрения. 

    Особенностями психического развития слепых и слабовидящих детей является слабость абстрактно-логического мышления, ограниченность знаний и представлений об окружающем с преобладанием общих, неконкретных знаний. Характерен малый объем чувственного опыта, формальный словарный запас и недостаточно точная предметная соотнесенность слов. Дефекты зрения тормозят развитие двигательных навыков и умений, пространственной ориентировки и определяют малую моторную активность ребенка, общую его медлительность. Такие дети чувствуют себя скованно, неестественно и дискомфортно. Стесняются обращаться за помощью. Бывают ранимы и чувствительны к критике. При глубоких нарушениях зрения могут наблюдаться навязчивые движения. Дети надавливают на глаза, чтобы получить ощущение света, раскачиваются, издают стереотипные звуки.

    Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.

    Выделяют три группы таких детей, у которых выполнение произвольных движений невозможно или затруднено. К первой относят детей, страдающих остаточными проявлениями периферических параличей и парезов, изолированными дефектами стопы или кисти, легкими проявлениями сколиоза (искривлениями позвоночника). Ко второй группе относят детей, страдающих различными ортопедическими заболеваниями, вызванными главным образом первичными поражениями костно-мышечной системы (при сохранности двигательных механизмов центральной и периферической нервной системы), а также детей, страдающих тяжелыми формами сколиоза . Особую группу составляют дети с последствиями полиомиелита и церебральными параличами, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата связаны с патологией развития или повреждением моторных механизмов ЦНС.

    В основе детского церебрального паралича (ДЦП) лежит раннее (как правило, внутриутробное - до 50% случаев) повреждение или недоразвитие мозга, вследствие эндокринных, инфекционных и хронических заболеваний матери, интоксикации, несовместимости крови матери и плода по резус-фактору, иммунологическим характеристикам и др., иногда - возникающее в результате родовой травмы или асфиксии новорожденного, реже - как следствие энцефалита. Наследственным заболеванием ДЦП, как правило, не является. Основной симптом ДЦП - двигательные расстройства, которые могут наблюдаться в одной конечности (монопарез или моноплегия), обоих верхних или нижних конечностях (верхний нижний парапарез или параплегия), на одной половине тела (гемипарез и гемиплегия), во всех 4-х конечностях (тетрапарез или тетраплегия). Частым клиническим проявлением ДЦП является слюнотечение. В целом, при ДЦП наблюдается синтез двигательных, речевых, ментальных, эмоционально-волевых дефектов. Сложность общего развития детей с церебральным параличом заключается в наличии выраженных нарушений скоординированной двигательной работы (асинергии - от греч. a - приставка со значением отрицания, sin - вместе и ergon - работа).

    Психическое развитие детей с ДЦП имеет типичные особенности, которые обусловлены как органическим поражением ЦНС, так и ограниченностью самостоятельного передвижения и самообслуживания. Во-первых, оно замедленно, во-вторых, характерна непропорциональность в развитии высших психических функций, в частности мышления. При некоторых формах заболевания отмечается несоответствие между удовлетворительным общим уровнем сформированности абстрактно-логического мышления и недостаточностью пространственных представлений, что в дальнейшем обусловливает специфические трудности в усвоении ребенком, например, счетных операций. Часто имеют место нарушения умственной работоспособности. Уровень интеллектуального развития широко варьирует - от нормального интеллекта (IQ около 110) до различных по структуре и выраженности форм олигофрении (до IQ=20). У большинства детей с ДЦП наблюдается специфическая задержка психического развития (70%). Норма наблюдается в 10% случаев, умственная отсталость - в 20%.

    Такие дети ранимы, впечатлительны, имеют эмоционально-поведенческие и личностные расстройства. Отмечается сильная привязанность к родителям или людям их заменяющим.

    Отклонения психического развития в большинстве случаев обусловлены недостаточностью практической деятельности (в частности, игровой) и социокультурного опыта детей с ДЦП, а также невозможностью осуществлять в большинстве случаев продуктивную коммуникацию с окружающими людьми. Более половины детей имеют дизартрические расстройства речи.

    1.2. Основные направления создания инклюзивной образовательной среды для ребенка с ОВЗ в образовательной организации.

    Создание инклюзивной образовательной среды, направленной на развитие личности ребенка и признающей его уникальность, неповторимость и право на качественное образование опирается, в первую очередь, на модернизацию образовательной системы образовательной организации. Ведущим принципом инклюзивной образовательной среды является ее готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счет собственного гибкого переструктурирования, учета особых образовательных потребностей каждого включаемого ребенка.

    Инклюзивная образовательная среда характеризуется системой ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию любого ребенка, совокупностью ресурсов (средств, внутренних и внешних условий) для организации их образования в массовых общеобразовательных учреждениях и направленностью на индивидуальные образовательные потребности обучающихся.

    Одним из показателей эффективной работы педагогического коллектива в области реализации инклюзивной практики является гибкий, индивидуализированный подход к созданию специальных условий обучения и воспитания для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Такой подход проявляется, прежде всего, в разработке вариативного индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках образовательного учреждения, разработкой адаптированной образовательной программы, созданием инклюзивной образовательной среды, специальных образовательных условий, соответствующих потребностям разных категорий детей с ОВЗ.

    Создание всеобъемлющих условий для получения образования всеми детьми с учетом их психофизических особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе" Об образовании в Российской Федерации" понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

     Создание специальных образовательных условий, необходимых для детей с ОВЗ, подразделяются на следующие общие направления:

    1. Организационное обеспечение,
    2. Психолого-педагогическое обеспечение,
    3. Кадровое обеспечение.

                                       

           Глава 2.

    2.1.Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в СП ДО №2 ГБОУ Школа №1015 г. Москвы»

    Общие сведения

    Наш детский сад открылся в микрорайоне «Ново-Переделкино» г. Москвы в марте 1989 года.  За два десятилетия учреждение прошло непростой путь своего становления: от ясли-сада №1800 на 280 мест до детского сада компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а с 2013 года входит в состав комплекса «Школа №1015», и именуется структурным подразделением дошкольного образования №2.

    Сегодня наше структурное подразделение – это дом, где организованная развивающая среда создаёт наилучшие условия для физического и психического здоровья детей.

    В нашем детском саду:

    •  9 возрастных групп, включая группу раннего возраста;
    •  2 группы кратковременного пребывания, одна из которых «Особый ребёнок» для детей со сложной структурой дефекта;
    •  2 Службы ранней помощи «Солнечные зайчики» и «Радужные ладошки»;
    •  квалифицированный коллектив влюбленных в своё дело педагогов, воспитателей, медицинских работников;
    •  новые программы и методики, внедрение которых позволяет добиваться эффективного физического, интеллектуального, социального, нравственного и эстетического развития.

    На сегодняшний день в нашем детском саду 230 детей, 28 из которых - это дети со статусом инвалидности. Из них: 18 детей с диагнозом ДЦП, 4 ребенка с синдромом Дауна, 1 ребенок с РАС.

    Нашей целью является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

    Наши задачи:

     1. Развивать систему лечебно-профилактической и педагогической работы по сохранению и укреплению здоровья ребенка, приобщению его к общечеловеческим ценностям.

     2. Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка.

     3. Развитие потребности в художественно-эстетической деятельности, изучение культуры Москвы.

     4. Создание условий для эмоционального благополучия ребенка в процессе совместной деятельности, в общении: ребенок – ребенок, ребенок – взрослый, ребенок – родитель.

     5. Осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка.

     6. Реализация услуг дополнительного образования.

     7. Обеспечение воспитанникам-инвалидам условий для социальной адаптации и интеграции в общество.

     8. Взаимодействие с семьей, вовлечение родителей в образовательный процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

    Учитывая, что только здоровый ребенок может полноценно развиваться и максимально реализовать свои возможности, при планировании и организации любой детской деятельности соблюдается норматив нагрузки и гигиенические требования, которые соответствуют ребенку-дошкольнику.  Лечебно-педагогическая работа носит комплексный характер, важным условием которой является взаимодействие специалистов различного профиля: невропатолога, ортопеда, педиатра, массажиста, физиотерапевта, инструкторов по физкультуре и плаванию, педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателя.

    Важнейшей частью общей системы воспитания и обучения детей с ОВЗ является физическое воспитание. Развитие двигательной активности протекает в форме приобщения детей к физической культуре.

        Ключевыми направлениями работы воспитателя по физической культуре и воспитателей групп является гибкое сочетание обучающих и игровых упражнений с подвижными играми. Педагоги стараются так организовать образовательный процесс, чтобы ребенок эмоционально пережил движение в качестве особого события и выразил в движении свои переживания и чувства.

        Любимая нашими детьми физкультура проходит как в физкультурном зале, так и на улице. Как только появляются первые сугробы ребята, начиная со старшей группы, встают на лыжню. Все выпускники СП ДО

     № 2 уверенно владеют: элементарными навыками ходьбы на лыжах, приёмами игры в пионербол и настольный теннис.

    С целью коррекции нарушений ортопедического профиля, инструктор по физической культуре проводит занятия в зале ЛФК, используя специальное оборудование. Элементами данного оборудования оснащены коррекционно-физкультурные уголки в группах, в которых воспитатель также ежедневно проводит комплексы оздоровительной гимнастики.

    При коррекции ортопедических нарушений неоценимый вклад вносят упражнения на тренажерах, на гимнастических и ортопедических снарядах, игры в сухом бассейне. Помимо специального оборудования зал ЛФК, массажный кабинет, тренажерный зал оборудованы приборами для ионо- и аромотерапии, усиливающие оздоровительный эффект.

    Наличие бассейна не только позволяет обучать детей плаванию, закалять их, но и дает мощную эмоциональную разрядку.

        Игры на воде снимают физическую и эмоциональную нагрузку, возбудимость, укрепляют нервную систему, воспитывают уверенность в себе. При плавании вода облегчает тело, поэтому снижается давление на ОДА ребенка, особенно на позвоночник, что немаловажно для ребят нашего детского сада. Большая динамическая работа ног при плавании оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает лечить и предупредить плоскостопие.

    Практически все дети с ОВЗ и особенно дети со статусом инвалидности имею те или иные речевые расстройства, поэтому особое внимание в нашей дошкольной организации уделяется коррекционно-логопедической работе.

    Основными направлениями работы учителей-логопедов являются: устранение дефектного произношения, формирование и коррекция лексико-грамматических средств языка, развитие коммуникативной функции речи.

    Работа в этих направлениях ведется квалифицированными специалистами, имеющими в своем арсенале большое количество разнообразных методов и приемов работы с дошкольниками, собственные наработки в этой области, хорошее методическое обеспечение.

        Работа по развитию речи детей ведется комплексно, при участии, как логопедов, так и воспитателей, так и других специалистов.

        Данные мониторинга детей, благодарности родителей и отзывы учителей школ, в которых учатся наши воспитанники, свидетельствуют о том, что коррекция и развитие речи в СПДО № 2 осуществляется на высоком уровне.

    Помимо нарушений двигательной и речевой сфер у многих детей с ОВЗ имеются нарушения в психическом развитии, которые характеризуются нарушением познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Таким образом, педагог-психолог и учитель-дефектолог, занимаясь с такими детьми, выполняют важную задачу профилактики и коррекции этих нарушений.

    В 2001 г. в нашем детском саду была открыта группа кратковременного пребывания для детей с нарушениями развития, с целью создания плавного перехода от воспитания в условиях семьи, к воспитанию детей в образовательном учреждении, адаптации детей к новым условиям, активному накоплению социального опыта, пропаганды педагогических знаний среди родителей

    Отличительной особенностью данной группы является активное вовлечение семьи в образовательный процесс.

        Родители с удовольствием принимают участие в различных видах деятельности вместе с детьми: танцуют, лепят, рисуют, играют, выполняют физические упражнения и т.п.

    Для детей с тяжелыми нарушениями в развитии была открыта разновозрастная группа кратковременного пребывания «Особый ребенок». Приоритетным направлением деятельности этой группы является обучение детей социальным навыкам для успешной адаптации в обществе.

     Педагогический коллектив старается организовать каждому ребенку условия для развития адаптивных и коммуникативных возможностей, для сенсорного обогащения, как основы интеллектуального развития. Ведь сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Педагоги помогают детям освоить разнообразные ощущения, учат осмысливать через них себя и окружающий мир.

    При коррекционно-развивающей деятельности специалисты и воспитатели используют современные технологии и формы организации образовательного процесса.

    На базе СПДО № 2 функционируют две Службы ранней помощи «Солнечные зайчики» и «Радужные ладошки»

        Основной целью деятельности СРП является обеспечение психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей в возрасте от 1,5 лет до 3-х лет, не посещающих государственные образовательные учреждения, с выявленными нарушениями (риском нарушения) развития опорно-двигательного аппарата и сопутствующими диагнозами, для их познавательно-речевого, социально-личностного и физического развития, оказание психолого-педагогической помощи родителям.

        Задачи:

    •  всестороннее развитие ребёнка и коррекция нарушения;
    •  обучение родителей теоретическим аспектам, практическим методам   и технологиям по воспитанию, развитию, оздоровлению малыша;
    •  осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения);
    •  создание партнёрских отношений с общими целями воспитания ребёнка.

    С 2009 по 2012 года на базе нашей дошкольной организации действовала городская экспериментальная площадка по теме «Формирование здорового образа жизни подрастающего поколения через создание единого здоровье сберегающего пространства округа».

    Объектом исследования являлась система воспитатель но-оздоровительного процесса в ДОО по сохранению здоровья детей и приобщению родителей к здоровому образу жизни.

    Тема эксперимента: организация здоровьесберегающего пространства «Детский сад – семья».

    Цель эксперимента: воспитание физически, психически здорового и социально-адаптированного ребёнка через создание единого здоровьесберегающего пространства «Детский сад – семья» и практической реализации модели ДОО «Здоровый ребёнок» через приобщение родителей к здоровому образу жизни.

    Данные, полученные в ходе экспериментальной работы, были использованы для более полной разработки маршрутов психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.

    С 2012 по 2014 года на базе СПДО № 2 действовала стажировочная площадка «С.О.Л.Н.Ц.Е.». В течение этого периода педагоги нашей стажировочной площадки щедро делились своим профессиональным опытом и способствовали повышению педагогического мастерства дошкольных работников системы образования города Москвы. Это был плодотворный и насыщенный период. Наша деятельность была направлена на приобретение стажёрами теоретических и практических навыков по работе с детьми, имеющих ОВЗ.

     Насыщенные, яркие, очень информативные и безукоризненно грамотные - все эти определения как нельзя лучше характеризуют мероприятия нашей стажировочной площадки. Семинары, тренинги, мастер-классы, открытые показы, консультации - стажёры постоянно включались в практическую деятельность.

    В рамках работы стажировочной площадки СПДО № 2 выпустило электронную книгу с материалами деятельности стажировочной площадки за 2012-2013 учебный год, куда вошли конспекты, сценарии, методические рекомендации, видеофильмы и презентации, раскрывающие опыт работы наших стажёров.

    С 2014 года СПДО № 2 оказывает дополнительные услуги воспитанникам по речевому и физическому развитию.

    Логопедическая служба открыла «Академию развития речи». Непосредственную образовательную деятельность проводят учителя-логопеды СПДО №2. Форма работы с воспитанниками - групповая. Наполняемость одной группы - не менее 10 человек. Родители воспитанников второй младшей, средней и старшей групп, в том числе и детей с ОВЗ имеют возможность выбрать один или два курса занятий для своего ребёнка. Для детей подготовительной к школе группы предлагается три курса на выбор. Занятия проводятся по подготовке к обучению грамоте, развитию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи.

    Воспитатель по физической культуре в занимательной игровой форме проводит с детьми увлекательные «Фитнес-разминки».

    Заключение

     Полноценное развитие любого ребенка – одна из важнейших задач общества на современном этапе развития – требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав ребенка на развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы родителей, медицинских работников, педагогов и психологов.

     Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании, прежде всего, связано с новым отношением к людям с проблемами в развитии. Люди, имеющие отклонения в интеллектуальной, физической, психической сферах, рассматриваются как объект особой общественной заботы и помощи, а отношение к таким детям становится критерием оценки уровня цивилизованности общества. Оно находит свое выражение, в том числе, в отказе от широкого употребления прямолинейной терминологии, маркирующей ребенка, и в смещении акцентов в характеристике детей с недостатков их развития на фиксацию потребностей в особых условиях и средствах образования.

     Одним из первых идею максимальной ориентации в обучении на нормально развивающихся детей обосновал в своих трудах Л.С. Выготский. Ученый утверждал, что задачами воспитания ребенка с нарушениями развития являются осуществление компенсации недостатков путем активизации деятельности сохранных анализаторов и его интеграция в жизнь. Причем компенсацию Л.С. Выготский понимал не в биологическом, а в социальном аспекте, так как считал, что в коррекционно-воспитательном процессе приходится иметь дело не столько с факторами первичного дефекта, сколько с их вторичными наслоениями.

     Проблемы формирования новой философии отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности находятся на пересечении различных отраслей научного знания, однако интегрирующая роль в разработке теории и практики организации системы комплексной помощи и поддержки ребенка принадлежит специальной психологии и коррекционной педагогике.

     В нашей стране в области специальной психологии и коррекционной педагогики более 80 лет проводятся фундаментальные и прикладные исследования, направленные на развитие системы психолого-педагогической помощи, социальной адаптации и реабилитации разных категорий детей с нарушениями в развитии.

     За эти годы внесен весомый вклад в изучение психики и особых образовательных потребностей детей с интеллектуальным недоразвитием, глухих и слабослышащих, незрячих и слабовидящих, детей с тяжелыми речевыми нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, детей с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы (ранний детский аутизм), детей с сочетанными нарушениями.

     Все системы образования призваны решить проблему интеграции в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями. Интеграция предполагает включение в социум, т.е. процесс и результат предоставления ребенку прав и реальных возможностей участвовать в различных видах социальной жизни сообщества наравне и вместе с остальными в условиях, компенсирующих ему отставание в развитии.

     Изучение теоретических положений об особенностях лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также и анализа практического опыта является основой успешной профессиональной деятельности педагогов в психолого-педагогическом сопровождении.

    Список литературы

    1. Борисова  Н.В., Прушинский С.А. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. М., 2009.
    2. Бурлова Н.Б. Социальная защита детства / Н.Б. Бурлова // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2012 № 10, с. 56-60.
    3. Гаврилушкина О.П., Головчиц Л.А., Егорова М.А. Психологичекие аспекты специального образования и новых коррекционных программ и технологий // Психологическая наука и образование. 2001. №1.
    4. Гулидов П.В. Основные направления модернизации инфраструктуры дошкольных учреждений / П.В.
    5. Гулидов // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2012 № 7, с. 42-45.
    6. Екжанова Е.А.,  Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения. М., 2008.
    7. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под. Ред. Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутеповой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
    8. Тенкачева Т. Р. инклюзивное образование детей дошкольного возраста в России [Текст] / Т. Р. Тенкачева // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 1. – С. 205-208.
    9. Тюкова А. Инклюзивное образование детей в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / А. Тюкова // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. – 2012. – № 4. – С. 418-424.
    10. Электронный ресурс:  http://www.inclusive-edu.ru// Институт проблем инклюзивного образования.
    11.  Лекции по программе повышения квалификации «Доступная среда».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интеграция образовательных областей как форма организации образовательного процесса в дошкольном отделении.

    Принцип интеграции образовательных областей  - является одним из основных принципов  развития современного дошкольного образования. Интеграция образовательных областей должна обеспечить дошк...

    участие в фестивале «Незнайка на Олимпиаде» среди дошкольных отделений образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы

    Цель соревнований: повышение мотивации к занятиям физической культурой детей дошкольного возраста, приобщение детей старшего дошкольного возраста к участию в спортивно-массовых мероприятиях.Задачи:- п...

    Организация эффективной модели государственно-общественного управления в дошкольном отделении образовательной организации

    Организация эффективной модели государственно-общественного управления в дошкольном отделении образовательной организации...

    Организация поликультурного образовательного пространства в условиях дошкольной организации.

    Поликультурное воспитание – это формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и...

    Формирование инклюзивной компетентности педагогов в условиях дошкольной образовательной организации

    Актуальность осуществления инклюзивного образования  в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений.Общеизвестно, что современная система специального образования прете...

    Организация инклюзивного дошкольного образования в дошкольной образовательной организации

    Организация инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации...