Организация инклюзивного дошкольного образования в дошкольной образовательной организации
материал по коррекционной педагогике на тему

Полежаева Инесса Геннадьевна

Организация инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6» г. Назарово Красноярского края

Организация инклюзивного дошкольного образования в дошкольной образовательной организации

Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. Общеизвестно, что современная система образования претерпевает изменения. Эти изменения ориентируют на работу с детьми с особыми образовательными потребностями в разных направлениях. Некоторые из этих направлений уже достаточно детально проработаны и используются на продолжении многих десятилетий. Стремление к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками, становится сегодня главной областью приложения сил многих родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии

В дошкольной образовательной организации 18 групп, из них: 6 групп комбинированной направленности и 3 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи и группу комбинированной направленности посещают воспитанники, имеющие коллегиальное заключение психолого-медико-педагогической комиссии.

С 2016 года МАДОУ является муниципальной пилотной площадкой по организации инклюзивного дошкольного образования и созданию специальных условий для сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно плана работы пилотной площадки МАДОУ представляет опыт на муниципальном уровне по раннему выявлению и сопровождению детей с ОВЗ.

Ежегодно управленческая команда МАДОУ анализирует имеющуюся образовательную среду и ее возможности для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. В результате анализа определяет показатели и дефициты.

Организуя работу по данному направлению, управленческая команда руководствуется локальными актами разного уровня, а также разработала  пакет документов, регламентирующих работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами в дошкольной образовательной организации:

-Положение об инклюзивном образовании;

-Положение об индивидуальном учебном плане;

- Положения о группах комбинированной, компенсирующей направленности; - Положение о разработке и утверждении адаптированной образовательной программы дошкольного образования;

- Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме;

- Положение о консультационном пункте;

- Положение о психологической диагностике;

- Положение о порядке приема детей с ОВЗ на обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования;

- Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования;

- План мероприятий («дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг.)

На базе образовательной организации создан психолого-медико-педагогический консилиум, который является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников.

Также разработан алгоритм по раннему выявлению и сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья:

а) педагогические работники (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель) выявляют детей с трудностями в освоении Программы.

б) После этого проводится заседание психолого-медико-педагогического консилиума и принимается решение о необходимости прохождения Психолого-Медико-Педагогической Комиссии в целях проведения комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям помощи и организации их обучения и воспитания, определения специальных условий для получения образования.

в) По результатам обследования на Психолого-Медико-Педагогической Комиссии даются рекомендации по созданию для ребенка специальных образовательных условий.

г) На основании рекомендаций Психолого-Медико-Педагогической Комиссии специалисты психолого-медико-педагогического консилиума дошкольной образовательной организации разрабатывают адаптированную образовательную программу дошкольного образования.  Содержание и условия организации образовательной деятельности для детей-инвалидов определяются также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации.

д) После разработки адаптированной образовательной программы дошкольного образования педагогические работники осуществляют ее реализацию и ведут динамическое наблюдение за развитием ребенка. Заседания психолого-медико-педагогического консилиума
по корректировке адаптированной образовательной программы дошкольного образования проводятся не реже одного раза в квартал.

В группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи реализуется адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи, в которой подробно прописаны специальные условия для сопровождения данной категории детей. В группах комбинированной направленности реализуется адаптированная образовательная программа дошкольного образования.

Эффективным условием реализации инклюзивного дошкольного образования является организация образовательной среды.

 В дошкольной образовательной организации созданы специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Имеются все специалисты для сопровождения данной категории детей. 100% воспитателей, работающих с такими детьми и специалисты прошли курсы повышения квалификации по их сопровождению.

  Для коррекционно-развивающей работы организована развивающая предметно-пространственная среда в групповых помещениях и специально оборудованных помещениях (2 кабинета педагога-психолога, 3 кабинета учителя-логопеда, 1 кабинет учителя-дефектолога).

На наш взгляд, наиболее приемлемая для дошкольного учреждения коррекционно-развивающая среда проектируется на основе:

- требований нормативных документов;

- реализуемой в МАДОУ адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования, разработанной ДОУ на основе ФГОС ДО, в соответствии с контингентом детей с ОВЗ;

- материальных (наличие современного дидактического оборудования, пособий и материалов) и архитектурно-пространственных условий (наличие нескольких помещений, их площадь, конструктивные особенности, доступность);

- наличия мультидисциплинарной команды специалистов (психолого-педагогические работники), имеющей подготовку в области дефектологии, дошкольной педагогики и психологии, владеющей методикой обучения и воспитания детей с ОВЗ различных нозологий;

- соответствия коррекционно-развивающей среды форме и содержанию образовательной деятельности.

В каждой группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи оборудован логопедический центр, а в группах комбинированной направленности – центр коррекции, организованный в соответствии с зоной актуального развития воспитанников.

Развивающая предметно-пространственная среда в групповых помещениях создана с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей воспитанников, что позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе. Предметно-развивающее пространство организовано таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его не директивным руководством.

В оформлении групповых помещений и кабинетов специалистов присутствуют мягкие пастельные цвета, в них уютно и светло, что уравновешивает эмоциональный фон каждого ребенка, способствует его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей предметно-пространственной среды, так как ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное.

Так как данные группы посещают моторно неловкие, плохо координированные дети, особое внимание уделяется соблюдению правил охраны жизни и здоровья воспитанников. Групповые помещения не загромождены мебелью, в них достаточно места для передвижений детей, мебель закреплена, острые углы и кромки мебели закруглены.

Наполнение развивающих центров в группе соответствует изучаемой теме, а это значит, что регулярно обновляется и пополняется.

В кабинетах учителя-логопеда развивающая предметно-пространственная среда организована таким образом, чтобы способствовать развитию не только всех сторон речи, но и неречевых психических функций. Выделяются несколько зон:

1.        Зона методического, дидактического и игрового сопровождения, которая содержит материалы по обследованию речи детей, методическую литературу по коррекции речи, обучению грамоте детей с нарушениями речи, документацию учителя-логопеда, пособия по дидактическому обеспечению коррекционной деятельности. Дидактические игры и материалы обновляются и пополняются в соответствии с лексической темой.

2.        Информационная зона для родителей, которая расположена на стендах в коридоре и в приемной групп, содержит актуальный материал о развитии и коррекции речи детей.

3.        Зона индивидуальной коррекции речи, в которой располагаются большое зеркало и рабочий стол, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа.  

4.        Зона подгрупповых занятий, которая оборудована магнитной доской, мольбертом, детскими столами, магнитными азбуками.  

Кабинет педагога-психолога – специфичное помещение, которое функционально служит определенным целям по обеспечению психологически комфортной атмосферы и эмоционального благополучия всех участников образовательных отношений.

Пространство кабинета организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности педагога- психолога, исходя из этого кабинет делится на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку:

  1. Зона консультативной работы оформлена комфортно и уютно, располагая к длительному доверительному общению. Имеется вспомогательный материал - литература по проблемам возрастного развития детей, особенностям их поведения, познавательного и эмоционально-личностного развития дошкольников, вопросам школьной готовности, различные консультации для родителей (законных представителей) воспитанников.
  2. Зона диагностической работы предназначена для проведения психологической диагностики развития детей. Все необходимые материалы систематизированы и удобно размещены в шкафу.
  3. Зона коррекционно-развивающей работы оснащена мягким покрытием пола, передвижной мебелью, способствующей быстрой смене игровой ситуации, магнитной доской, техническими средствами обучения, а также разнообразным игровым материалом.
  4. Зона организационно-планирующей деятельности представлена письменным столом, стулом, необходимыми материалам и средствами для работы. Для хранения нормативной, отчетной документации и методической литературы имеется шкаф-стеллаж.

        Необходимым условием для коррекционно-развивающей работы является организация взаимодействия всех участников образовательной деятельности. Выстраивая взаимодействие с родителями необходимо создавать условия для принятия детей ОВЗ детско — взрослым коллективом. Благодаря профессионализму воспитателей в нашей дошкольной образовательной организации воспитанники помогают друг другу, в том числе детям с ОВЗ, получая при этом опыт сочувствия, становятся добрее, толерантнее. Родители воспитанников, смотря на своих детей, приходят к пониманию, что все дети нуждаются в образовании и общении.

        С целью создание оптимальных условий для вовлечения семей воспитанников в образовательную деятельность в дошкольной образовательной организации созданы детско-родительские клубы: «Шаг за шагом», «Мы вместе!», «Вместе-дружно», «Развитие», «Неразлучные друзья». Деятельность клубов осуществляется на основе перспективного плана в форме творческих заданий, семинаров-практикумов, мастер-классов, викторин, семейных гостиных, мастерских, дискуссий, бесед-диалогов, вечеров вопросов и ответов с учётом интересов и потребностей воспитанников и их семей. На встречи клуба могут быть приглашены администрация, специалисты: учителя-логопеды, учитель-дефектолог, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Участники клуба получают квалифицированную консультативную и практическую помощь по вопросам воспитания и обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья; высказывают собственное мнение и обмениваются опытом в воспитании детей.

Используя ресурсы и возможности образовательной среды, педагогический коллектив выстраивает работу для достижения тех образовательных результатов, которые позволяют детям быть успешными в меняющимся мире.

Включение, инклюзия – это перемена. Перемены пугают всех. Но в данном случае речь идет о правах человека и идти навстречу переменам необходимо. Воспитатели, работающие в системе инклюзивного образования готовы принять «особого» ребенка, зная, что в лице специалистов, а также родителей этих детей они будут иметь огромную поддержку.

Подводя итог, необходимо отметить, что инклюзия – это больше, чем интеграция. Это включение не только в образование, но и в жизнь всех без исключения, это учет сильных и слабых сторон каждого, это признание различий, это обогащение представлений о различиях как естественном явлении мира и общества, это возможность получения эффективного образования благодаря постоянной поддержке и изменению образовательного пространства.

Старший воспитатель:                Полежаева И.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Консультациядля педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»...

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»...

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Развитие ребенка - дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и с...

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

в статье анализируются правовой статус руководителя ДОО, механизмы управления Учреждением, какими нормативными документами регламентируется управленческая деятельность в Учреждении, требования, предъя...

Комплексное взаимодействие всех участников образовательных отношений в дошкольной образовательной организации в контексте развития качественного дошкольного образования

Стратегическим ориентиром развития отечественной системы образования, в том числе и дошкольного, является повышение его качества. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федера...