Театр в чемоданчике
методическая разработка (младшая группа)

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей можно решать комплекс задач познавательного, социального, речевого и эстетического развития и развития движений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я воспитатель второй группы раннего возраста, работаю с детьми 2-3 лет. Наш детский сад открылся в середине 2021-2022 учебного года и с целью смягчения адаптационных механизмов, организации всестороннего и гармоничного развития детей, обогащения их практического опыта, принято решение ввести в действие технологию «Театр в чемоданчике».

  • Как вы думаете,  есть ли различие между театральным уголком и театром в чемоданчике?

(ответы педагогов)

- Да, несомненно, различие есть. (Чемоданчик более мобилен)

        Если  говорят, что различия нет, то отвечаю: Сегодня я попытаюсь убедить вас в обратном.

Чемоданчик из деревни,

С мамой повидавший мир

В группе нашей очутился

И у нас он вдруг ожил!

Но теперь он стал волшебным-

Сказки и стихи собрал

В мир театра приглашает

И с ребятами играет

Адаптация друзья –

С ним прошла вся на ура!

Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества.

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей, можно решать комплекс взаимосвязанных задач познавательного, социального, речевого, эстетического развития и  развития движений.

Мы знаем, воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а, умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный аспект. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь и  её грамматический строй.

Именно театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Для организации разнообразной театрализованной деятельности необходимо создать условия, оформить развивающую предметно-пространственную среду.         

Центр театра мы решили дополнить чемоданом, вернее театром в чемоданеЧемодан очень мобильная вещь, с ним можно найти уединённый уголок в группе, для самостоятельной игры; сходить в соседнюю группу, для показа сказки малышам; вынести на прогулку, просмотреть представление на открытом воздухе (Фото)

(Открывает чемодан)

У чемодана есть определенная структура:

  • Крышка служит нам занавесом и кулисами.
  • Сама коробка представляет собой театральную сцену, а также может быть использована для хранения кукол и декораций.

Все дети любят слушать сказки, но когда сказка оживает, когда герои начинают двигаться и разговаривать - для детей это настоящее чудо! Чтобы нам, воспитателям, было чем показывать такие «чудеса» мы изготовили различные виды театра для  нашего чемодана:

  • пальчиковый театр,
  • Би-ба-бо,
  • Конусный
  • Магнитный театр,
  • Настольный плоскостной театр
  • Театр на фланелеграфе
  • На ложках
  • На палочках
  • Театр на варежках,

  • Какие преимущества театра в чемоданчике отметили бы вы?

(Ответы педагогов: Мобильность, Доступность, Вариативность, Безопасность)

        А еще, я хотела бы отметить, что театр в чемоданчике - это замечательное средство организации взаимодействии с родителями.

        Работа с родителями – одно из самых сложных, но интересных направлений в нашей педагогической деятельности. Согласитесь, эта область взаимодействия держит нас в тонусе, не даёт расслабиться, побуждает к совершенствованию своих личностных и профессиональных качеств.

        Педагоги ДОУ в работе с родителями сталкиваются с объективными трудностями. Во-первых, это - взрослые люди, имеющие свои установки и ценности, свое представление о воспитании, менять которые очень сложно.         Во-вторых, большинство родителей занятые люди, которые не всегда могут позволить себе уделить время на участие в семинарах, тренингах и других видах специально организованной работы в ДОУ. Зачастую они считают наиболее приемлемой для себя формой взаимодействия короткие беседы с воспитателями во время утреннего приема воспитанников и вечером, когда забирают малыша из детского сада. Опыт показывает, что этого категорически не достаточно.

        Сегодня наш детский сад ориентирован на поиск таких форм и методов взаимодействия и сотрудничества, которые позволят учесть актуальные потребности родителей, и будут способствовать активизации родительской позиции, объединению родительской общественности. В сплочённом  коллективе,  быстрее и результативнее  будут решаться любые задачи, это возможно, если  между людьми  существуют доверие, взаимопонимание и поддержка.

        Для этого мы стараемся наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищем новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны, потребностей, интересов и запросов самих родителей. Планируя ту или иную форму взаимодействия, мы всегда исходим из представлений о современных родителях, как о людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству.         В этой связи основными требованиями к формам взаимодействия являются: оригинальность, востребованность, интерактивность.

        На мой взгляд, наиболее эффективными формами,  являются активные формы взаимодействия. В данной категории, мне бы хотелось вам продемонстрировать «Творческую мастерскую», организованную с родителями моей группы в рамках функционирования локальной инновационной площадки «Театр в чемоданчике».

        Сказка, театр, игра — интересные формы деятельности не только для детей, но  родителей. Организовав творческую мастерскую, преследовала ряд целей: сплочение родительского коллектива, организация просветительской работы с родителями по вопросам знакомства с доступными возрасту произведениями для чтения, знакомство с вариативными механизмами преподнесения детям нового материала.

        В водной части творческой мастерской совместно разобрали предпочтения детей и рекомендованную программой литературу для нашего возраста. Решение проблемного вопроса «Интереснее смотреть сказку или слушать?»  обыграно мною в формате презентации пальчикового театра «Курочка Ряба». Это позволило подвести родителей к основной практической части — изготовление театра по сказке «Колобок»,  с которой  мы будем знакомиться с детьми.

        В основной части представила родителям сформированную базу «Театр в чемоданчике». Многие были уже знакомы с ним. Предложено знакомство с новыми игрушками. Для сказки «Колобок», к сожалению, героев и декораций не найдено, кроме домика. В дискуссии выяснили, какие театры знакомы родителям и предложено создать новый вид театра - «театр на валенках». Мною заготовлены шаблоны героев и декораций к сказке, родителям предложено завершить образы и разместить их на валенках. Процесс получился творческим, активным и увлекательным. Продуктивная деятельность родителей сопровождалась обсуждением актуальных проблем, обменом опыта семейного воспитания. В ходе работы участники помогали друг другу советом, активно взаимодействовали с воспитателем.

        В заключительной части «Театр в чемоданчике» пополнился новой сказкой, которую разыграли родители. Вот как у нас это получилось (видео-сказка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкально - поэтического представления из цикла «Театр в чемоданчике» «Лесная сюита» для детей дошкольного возраста

Сценарий музыкально - поэтического представленияиз цикла «Театр в чемоданчике» «Лесная сюита»для детей дошкольного возраста...

Дополнительная образовательная программа настольного театра кукол «Театр в чемоданчике»

Занятия детей в театральном объединение  развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят со множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, комму...

Выступление на Городском фестивале инновационных педагогических практик с сообщением из опыта работы на тему «Речевое развитие и социальная адаптация детей раннего возраста, посредством "Театра в чемоданчике»

Выступление на Городском фестивале  инновационных педагогических практик с сообщением из опыта работы на тему «Речевое развитие и социальная адаптация детей раннего возраста, посредством &q...

Театральный проект "Театр в чемоданчике" для детей и взрослых

Для детей младшей группы «Полянка» и их родителей в 2018 году был организован театральный проект «Театр в чемоданчике». Родителям было предложено превратиться в актеров дл...

Презентация "Театр в чемоданчике"

Презентация "Театр в чемоданчике"...

Дидактическое игровое пособие «Театр в чемоданчике».

развитие связной речи и повышения интереса к театрализованной деятельности....

Театр в чемоданчике по произведению Бориса Заходера

Театр в чемоданчике является универсальным педагогическим инструментом, позволяющим инсценировать «Как звери в лесу дом строили» и «Мишка – Топтыжка» для дошкольников.Наш...