Консультация для воспитателя "Педагог и семья"
консультация (подготовительная группа)

Иванова Ирина Викторовна

консультация

 

для

 

воспитателя

 

 

 

 

«педагог и семья»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В последние годы практически в каждом отечественном нормативно правовом или методическом документе активно декларируется необходимость тесного сотрудничества общественного образования с семьей, психолого­педагогического просвещения родителей.

Такое внимание к проблеме объясняется, прежде всего, социально- экономическими преобразованиями в России, которые не могли не коснуться системы образования. В условиях роста научного знания в области педагогики и психологии значительно повысились требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения. В связи с обогащением науки новыми знаниями о развитии ребенка, о роли семьи в его личностном становлении, о феномене родительства и психологии его формирования и сопровождения проблема по­вышения психолого-педагогической культуры приобрела новое звучание и по­требовала более глубокой комплексной разработки.

Еще одним доказательством актуальности рассматриваемой проблемы является кризис современной семьи: обесценивание таких выверенных веками понятий, как любовь, брак, семья; падение ценности родительства по сравнению с другими сферами деятельности и статусами индивида; уменьшение количества заключаемых браков и всплеск внебрачной рождаемости; преобладание малодетных семей; распространение альтернативных семей (материнская семья, сожительство, гомосексуальная семья, семья с раздельным проживанием супругов и т.д.). Все это привело к падению социального престижа семьи и ро­дительства, дегуманизации общества в целом. В результате отмечаются многочисленные проблемы детства: большой процент детей с отклонениями в развитии, нарушения в области формирования нравственной сферы подрастающего поколения.

В основных документах, посвященных вопросам российского образования, а также в исследованиях последних лет указываются такие пути выхода из сложившейся ситуации:

  • Содействие восстановлению в общественном сознании традиционном сознании традиционный ценности брака, престижа материнства и отцовства;
  • Возрождение отечественных культурно – исторических традиций.

Осуществление перечисленных мер требует участия многих государственных структур, одна из которых – детский сад. Дошкольное учреждение при условии грамотного построения работы обладает уникальной возможностью постоянного общения с семьей, взаимодействия с родителями, что помогло бы реализовать многие из указанных мер. При этом необходимо учитывать, что осознание себя в новом статусе родителя сопровождается пересмотром жизненных принципов, системы ценностей, устремлений. Поэтому важно, чтобы рядом оказался грамотный педагог, на компетентную помощь которого могла бы рассчитывать семья.

Однако следует отметить, что не всегда современный педагог готов к такой ответственной миссии. При получении среднего специального или высшего педагогического образования, при прохождении курсов повышения квалификации воспитатель, безусловно, приобретает представления о важности взаимодействия с семьей воспитанника, о разнообразных формах работы с родителями, о необходимости привлечения последних к участию в воспитательно – образовательном процессе. Два десятилетия назад этого было доста­точно. Сегодня ситуация изменилась: интенсивное развитие наук и технологий, расширение образовательных запросов социума, большое число неблагополуч­ных семей - эти и другие обстоятельства требуют от современного воспитателя огромного багажа психолого-педагогических знаний, умения быть советчиком, консультантом, помощником каждой конкретной семьи.

Приведем некоторые данные нашего исследования, в котором приняли участие руководители, старшие воспитатели и педагоги дошкольных учреждений Москвы (см. приложение 1).

Руководители дошкольных учреждений единодушно признают актуальность об­суждаемой темы и ставят работу с родителями в ряд приоритетных направлений своей деятельности. Кроме того, они достаточно высоко оценивают уровень психолого-педагогической культуры современных родителей, их открытость к взаимодействию с воспитателями. При этом они подчеркивают неготовность многих педагогов к качественному, эффективному взаимодействию в силу недооценки воспитательной роли семьи, сложившихся у педагогов стереотип­ных представлений о некомпетентности родителей, об их нежелании заниматься воспитанием ребенка.

Старшие воспитатели дошкольных учреждений отмечают следующее:

  •  наибольшие затруднения в их деятельности вызывает организация консуль­тативно-просветительной работы с родителями и изучение опыта семейного воспитания;
  •  взаимодействие воспитателей с родителями осложняется из-за неумения учитывать запросы конкретной семьи, строить общение, отказавшись от стремления поучать, оценивать, исправлять.

Как же оценивают воспитатели дошкольных учреждений собственную компе­тентность в рассматриваемых вопросах?

Начнем с того, что 98% (!) воспитателей считают работу с семьей самой сложной в своей педагогической деятельности. Основными причинами трудностей в налаживании взаимодействия с родителями педагоги называют:

  •  незнание современных методов изучения семьи, что ставит под вопрос возможность дифференцированного подхода к работе с родителями;
  •  низкий уровень собственных умений в использовании новых, эффективных форм работы с семьей; преобладание малоэффективных методов работы, подразумевающих в основном не взаимодействие с родителями, а воздействие на них.

Что же касается оценки педагогами современных родителей, в большинстве анкет выделяются три категории: равнодушные (стремящиеся быстро передать ребенка воспитателю утром и так же быстро забрать вечером), конфликтные (постоянно находящие повод для выяснения отношений, предъявления претензий) и открытые для взаимодействия. Большую часть, по признанию воспитателей, составляют первые две категории; открытых, заинтересованных родителей очень мало.

Таким образом, очевидна неготовность педагогов современного дошкольного учреждения к эффективному психолого-педагогическому просвещению родителей в условиях детского сада. Это связано, прежде всего, с отсутствием системы подготовки к такой работе сотрудников дошкольных учреждений. У современного воспитателя также отсутствует понимание значимости такой работы. Преобладает практика воздействия на родителей, нет ориентации на индивидуальный и коллективный результат. Многие педагоги во вза­имодействии с родителями видят, прежде всего, преодоление собственных трудностей в работе с ребенком, поэтому общение с родителями сводится к жалобам на то, как плохо ведет себя ребенок на занятиях, как сложно ему дается тот или иной материал. Такая позиция вызывает негативное отношение родителей к педагогу; возможность дальнейшего сотрудничества, как и компетентность воспитателя, вызывает у них недоверие. Поэтому педагогу важно вовремя осознать собственные ошибки и трудности, направить усилия на доверительное, безоценочное взаимодействие с семьей, основанное на осознании единой цели - всестороннего развития ребенка.

Система подготовки педагогов к взаимодействию с семьей, предлагаемая нами, состоит из двух взаимосвязанных направлений, включающих теоретическую и практическую подготовку педагогов.

В центр теоретической подготовки мы поставили знания аксиологического характера. Прежде всего, это представления о традиционных идеалах семьи, состоящих из типичного набора семейных позиций: супружества, родительства и родства. Именно такое триединство базовых типов семейного взаимодействия позволяло ранее и позволяет сегодня достичь целей семьи: рождения детей, социальной защищенности, преемственности поколений, передачи семейного опыта, традиций, создания материального достатка.

При этом акцентируются ключевые нравственные принципы семейного взаи­модействия, на которых основывалась идеальная семья. Это любовь, соучастие, верность, взаимопомощь, преданность, почитание родителей.

Чрезвычайно значимы знания о психолого-педагогических основах современной семьи, об особенностях воспитательной ситуации и о родительско- детских отношениях в зависимости от типа и структуры семьи. По данным исследований, именно неосведомленность в таких вопросах является основной проблемой в работе современного детского сада с родителями. Незнание специфики семейного воспитания ведет к тому, что воспитатель механически переносит содержание и методы воздействия на ребенка в детском саду на се­мейные условия.

В разработанной системе предусмотрено овладение знаниями, которые помогают воспитателям осознать специфику домашнего и общественного воспитания. Семейное воспитание приоритетно в силу биологической и эмоционально-психологической зависимости ребенка от родителей; общественное воспитание оказывает социализирующее воздействие на ребенка как равноправного члена группы сверстников. Исходя из таких различий, очевидно, что педагог и родитель по-разному смотрят на вопросы воспитания и обучения ребенка. Это несовпадение взглядов может осложнить взаимодействие. Однако в указанных различиях заключается основной смысл сотрудничества, направленного на осознание единой цели воспитания и обучения ребенка, основанного на взаимодополнении.

В разделе практической подготовки педагогов к работе с семьей мы

выделили несколько направлений, важнейшее из которых - освоение основных методов изучения семьи. На наш взгляд, это непременное условие реализации дифференцированного подхода к взаимодействию с родителями, их психолого­педагогическому просвещению. Отсутствие таких методов - причина того, что педагог ориентируется «на «среднего» родителя, а его работа с семьей приобретает формальный характер.

Педагог дошкольного учреждения должен овладеть следующими методами и приемами изучения семей:

  1.  Социологический портрет семей (см. приложение 2). Такое исследование традиционно проводится в начале учебного года в каждом дошкольном учреждении для составления портрета семей воспитанников. Обследование обычно включает вопросы, касающиеся анкетных данных (состав семьи, образование, место работы и профессия родителей, наличие прародителей). Существуют методики, позволяющие составить более подробный портрет, например, методика «Изучение социального самочувствия семьи», разработанная Е.П. Арнаутовой.
  2.  Непосредственное изучение семей для определения родительской позиции отцов и матерей по отношению к своему ребенку, осознания ими целей семейного воспитания, собственной роли в этом процессе, приоритетов в воспитании.

Изучение указанных особенностей семьи - одно из самых сложных диагностических направлений, поскольку семья - автономная, закрытая структура. Однако существует ряд методик, позволяющих деликатно, чаще всего опосредованно выявить интересующие моменты.

Приведем несколько примеров.

Одним из таких методов является «Родительское сочинение». Говорить о нем лучше индивидуально с каждым родителем, поясняя, что сочинение позволит ближе узнать ребенка, найти индивидуальный подход к нему, учесть в работе его индивидуальные особенности и интересы. Одну из модификаций применительно к дошкольному возрасту предложила А.А. Шведовская.

Известны своими диагностическими возможностями и рисуночные методы, такие, как «Портрет семьи», «Ребенок дома и в детском саду», «Три дерева», «Дом, дерево, человек», «Четыре персонажа». Многими исследователями (Л Венгер, А. Луньков, В. Лосева, Е. Романова, О. Потёмкина и др.) неоднократно подчеркивались широкие возможности графических методов для изучения семьи. Причем использовать их лучше в работе и с ребенком, и с его ро­дителями, что позволит увидеть семейную ситуацию с разных сторон.

Большими диагностическими возможностями обладают игровые методы. Известно, что на игру ребенок проецирует собственные впечатления и переживания, поэтому так важно наблюдение за ребенком в процессе сюжетно­ролевой игры «Семья». Выявить отношение ребенка к членам семьи педагогу поможет игровая методика «Почта» (одну из модификаций предложила Е.П. Арнаутова).

Известен своей простотой и диагностическими возможностями метод неокон­ченных предложений, когда ребенок заканчивает фразу, начатую взрослым («Мне хорошо, когда ... », «Я грущу, когда ... », «Я счастлив, когда ... », «Мне страшно, когда ...» и т.д.).

Существуют также методы изучения семьи, предполагающие заполнение родителями анкет и вопросников. К таким методам относятся опросник Басса- Дарки, направленный на изучение особенностей отношения родителей к своему ребенку; методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга и В.В. Столина.

  1.  Определение уровня психолого-педагогической культуры семей воспитанников, изучение стремления родителей к знаниям. Это необходимо при организации работы по повышению психолого-педагогической культуры, так как позволяет учесть уровень знаний каждого родителя и организовать работу с отдельными группами, дифференцированными в процессе диагностики.

В этом случае чаще всего используется метод анкетирования родителей.

  1.  Изучение мнения родителей о деятельности дошкольного учреждения, о со­держании, методах и приемах работы, о результативности педагогического процесса, о желании и возможности включиться в воспитательно­образовательный процесс (см. приложение 3). Здесь также используется анкетирование или опрос. Возможен метод почтового ящика, когда в каждой группе дошкольного учреждения устанавливается небольшая коробка для замечаний, пожеланий, вопросов родителей; таким способом передачи информации пользуются родители, желающие сообщить какие- либо замечания или задать вопросы анонимно.

Еще одно направление в практическом блоке нашей системы - подготовка педагогов к психолого-педагогическому просвещению родителей. Значительное место мы отвели вопросам, раскрывающим содержание, формы и методы указанной работы. В процессе практической подготовки воспитатели убеждаются в недостаточной эффективности лекционной формы подачи материала (теоретическая информация, преподносимая даже самым искусным лектором, усваивается лишь на 20%), а также в том, что материал, полученный в результате активной мыслительной, поисковой, практической и игровой деятельности, становится личностно значимым и прочно закрепляется у «обучающегося». Знания, полученные таким путем, легче претворить в практике семейного воспитания, внутрисемейных отношений.

Например, мы советовали педагогам разделиться на две подгруппы, каждой предлагалась одинаковая тема консультации для родителей. Задача педагогов - подготовиться к мероприятию, но одна подгруппа проводила обычную консультацию, другая - с использованием практических (игровых и проблемно­поисковых) приемов. В итоге всеми был сделан вывод высокой эффективности именно практических приемов.

Высока эффективность игр, в которых предлагаются жизненные ситуации, которые требуют действий, связанных с решением конкретных, а порой нестандартных задач. Многие моменты игр, будучи условными, позволяют проектировать варианты решения задачи, проявляя свое творчество. Ценен «выход» игры:                                закрепляются    свойства,     качества, умения и навыки,

необходимые воспитателю для выполнения социальных, педагогических функций при взаимодействии с семьей.

Например, на одной из встреч с педагогами была проведена деловая игра «Конфликты в работе с родителями и пути выхода из них. Педагоги сначала

получили представление о том, что конфликты случаются в любой области нашей жизнедеятельности, возможны они и в работе с семьей, познакомились с типологией конфликтных личностей, их краткими характеристиками, а также со способами взаимодействия с такими людьми. После этого педагогам были предложены два задания:                                   1) подобрать к каждому из типов конфликтных

личностей ситуацию из опыта работы; 2) разыграть в парах предложенную на карточке ситуацию, действуя в соответствии с типологией. По отзывам педагогов, в дальнейшем им стало намного легче выходить из сложных ситуаций.

У молодых воспитателей ситуация общения с членами семьи вызывает робость, страх, скованность. «Спрятавшись» за роль, предлагаемую в игре, они учатся культуре общения, соблюдению уважительного отношения к собеседнику, используя при этом «Я - сообщения», выражая интерес к мнению собеседника, поощряя его к высказываниям мимикой, жестами, репликами. Игра оказывается необычайно информативной, она позволяет знакомить воспитателей с тонкостями внутрисемейных отношений.

Педагогу в работе с семьей и в психолого-педагогическом просвещении родителей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка. Это достаточно сложно, поскольку воспитать в ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как «официальное лицо» - представитель образова­тельного учреждения и как доверительный собеседник, с которым можно поде­литься, не опасаясь осуждения.

Грамотно построенное взаимодействие воспитателей и семьи сопряжено с повышением культуры общения каждой из сторон. В связи с этим в блок подготовки включены деловые игры, практические упражнения, тренинги. Педагоги усваивают знания о семье как о малой группе и социальном институте. Она функционирует по своим законам, у нее свои закономерности развития, становления, расширения, распада. Такие знания позволяют грамотно строить общение с родителями, более объективно подходить к анализу ситуации взаимодействия в каждом конкретном случае.

Развитие коммуникативной культуры - непременное условие эффективности взаимодействия педагога с родителями, поскольку низкий уровень коммуникативности, а также отсутствие у воспитателей способности к эмпатии, рефлексии и самоконтролю - основные механизмы, сдерживающие развитие ориентации на качественное взаимодействие с семьей. В этом плане результативны тренинги общения, нацеленные на формирование у воспитателей основ педагогической толерантности, включающей указанные выше компо­ненты: способность к самоконтролю, эмпатии, рефлексии, общению.

Вывод таков: в современных условиях воспитатель должен быть теоретически подкован в таких областях научного знания, как психология семьи и родительско-детских отношений, семейная педагогика и домашнее воспитание, основы социологии семьи.

Педагог должен владеть методами и приемами эффективного взаимодействия и дифференцированного психолого-педагогического просвещения родителей, ведь триада родитель-ребенок-педагог - это система, обладающая огромным потенциалом для преодоления кризиса современной семьи; восстановления традиционной в ценности брака и родительства.

Все это - во имя всестороннего и гармоничного развития ребенка на решающем этапе его жизни - этапе дошкольного детства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitatelya.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

консультация

для

воспитателя

«педагог и семья»

В последние годы практически в каждом отечественном нормативно правовом или методическом документе активно декларируется необходимость тесного сотрудничества общественного образования с семьей, психологопедагогического просвещения родителей.

Такое внимание к проблеме объясняется, прежде всего, социально- экономическими преобразованиями в России, которые не могли не коснуться системы образования. В условиях роста научного знания в области педагогики и психологии значительно повысились требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения. В связи с обогащением науки новыми знаниями о развитии ребенка, о роли семьи в его личностном становлении, о феномене родительства и психологии его формирования и сопровождения проблема повышения психолого-педагогической культуры приобрела новое звучание и потребовала более глубокой комплексной разработки.

Еще одним доказательством актуальности рассматриваемой проблемы является кризис современной семьи: обесценивание таких выверенных веками понятий, как любовь, брак, семья; падение ценности родительства по сравнению с другими сферами деятельности и статусами индивида; уменьшение количества заключаемых браков и всплеск внебрачной рождаемости; преобладание малодетных семей; распространение альтернативных семей (материнская семья, сожительство, гомосексуальная семья, семья с раздельным проживанием супругов и т.д.). Все это привело к падению социального престижа семьи и родительства, дегуманизации общества в целом. В результате отмечаются многочисленные проблемы детства: большой процент детей с отклонениями в развитии, нарушения в области формирования нравственной сферы подрастающего поколения.

В основных документах, посвященных вопросам российского образования, а также в исследованиях последних лет указываются такие пути выхода из сложившейся ситуации:

  • Содействие восстановлению в общественном сознании традиционном сознании традиционный ценности брака, престижа материнства и отцовства;
  • Возрождение отечественных культурно – исторических традиций.

Осуществление перечисленных мер требует участия многих государственных структур, одна из которых – детский сад. Дошкольное учреждение при условии грамотного построения работы обладает уникальной возможностью постоянного общения с семьей, взаимодействия с родителями, что помогло бы реализовать многие из указанных мер. При этом необходимо учитывать, что осознание себя в новом статусе родителя сопровождается пересмотром жизненных принципов, системы ценностей, устремлений. Поэтому важно, чтобы рядом оказался грамотный педагог, на компетентную помощь которого могла бы рассчитывать семья.

Однако следует отметить, что не всегда современный педагог готов к такой ответственной миссии. При получении среднего специального или высшего педагогического образования, при прохождении курсов повышения квалификации воспитатель, безусловно, приобретает представления о важности взаимодействия с семьей воспитанника, о разнообразных формах работы с родителями, о необходимости привлечения последних к участию в воспитательно – образовательном процессе. Два десятилетия назад этого было достаточно. Сегодня ситуация изменилась: интенсивное развитие наук и технологий, расширение образовательных запросов социума, большое число неблагополучных семей - эти и другие обстоятельства требуют от современного воспитателя огромного багажа психолого-педагогических знаний, умения быть советчиком, консультантом, помощником каждой конкретной семьи.

Приведем некоторые данные нашего исследования, в котором приняли участие руководители, старшие воспитатели и педагоги дошкольных учреждений Москвы (см. приложение 1).

Руководители дошкольных учреждений единодушно признают актуальность обсуждаемой темы и ставят работу с родителями в ряд приоритетных направлений своей деятельности. Кроме того, они достаточно высоко оценивают уровень психолого-педагогической культуры современных родителей, их открытость к взаимодействию с воспитателями. При этом они подчеркивают неготовность многих педагогов к качественному, эффективному взаимодействию в силу недооценки воспитательной роли семьи, сложившихся у педагогов стереотипных представлений о некомпетентности родителей, об их нежелании заниматься воспитанием ребенка.

Старшие воспитатели дошкольных учреждений отмечают следующее:

  •  наибольшие затруднения в их деятельности вызывает организация консультативно-просветительной работы с родителями и изучение опыта семейного воспитания;
  •  взаимодействие воспитателей с родителями осложняется из-за неумения учитывать запросы конкретной семьи, строить общение, отказавшись от стремления поучать, оценивать, исправлять.

Как же оценивают воспитатели дошкольных учреждений собственную компетентность в рассматриваемых вопросах?

Начнем с того, что 98% (!) воспитателей считают работу с семьей самой сложной в своей педагогической деятельности. Основными причинами трудностей в налаживании взаимодействия с родителями педагоги называют:

  •  незнание современных методов изучения семьи, что ставит под вопрос возможность дифференцированного подхода к работе с родителями;
  •  низкий уровень собственных умений в использовании новых, эффективных форм работы с семьей; преобладание малоэффективных методов работы, подразумевающих в основном не взаимодействие с родителями, а воздействие на них.        

Что же касается оценки педагогами современных родителей, в большинстве анкет выделяются три категории: равнодушные (стремящиеся быстро передать ребенка воспитателю утром и так же быстро забрать вечером), конфликтные (постоянно находящие повод для выяснения отношений, предъявления претензий) и открытые для взаимодействия. Большую часть, по признанию воспитателей, составляют первые две категории; открытых, заинтересованных родителей очень мало.

Таким образом, очевидна неготовность педагогов современного дошкольного учреждения к эффективному психолого-педагогическому просвещению родителей в условиях детского сада. Это связано, прежде всего, с отсутствием системы подготовки к такой работе сотрудников дошкольных учреждений. У современного воспитателя также отсутствует понимание значимости такой работы. Преобладает практика воздействия на родителей, нет ориентации на индивидуальный и коллективный результат. Многие педагоги во взаимодействии с родителями видят, прежде всего, преодоление собственных трудностей в работе с ребенком, поэтому общение с родителями сводится к жалобам на то, как плохо ведет себя ребенок на занятиях, как сложно ему дается тот или иной материал. Такая позиция вызывает негативное отношение родителей к педагогу; возможность дальнейшего сотрудничества, как и компетентность воспитателя, вызывает у них недоверие. Поэтому педагогу важно вовремя осознать собственные ошибки и трудности, направить усилия на доверительное, безоценочное взаимодействие с семьей, основанное на осознании единой цели - всестороннего развития ребенка.

Система подготовки педагогов к взаимодействию с семьей, предлагаемая нами, состоит из двух взаимосвязанных направлений, включающих теоретическую и практическую подготовку педагогов.

В центр теоретической подготовки мы поставили знания аксиологического характера. Прежде всего, это представления о традиционных идеалах семьи, состоящих из типичного набора семейных позиций: супружества, родительства и родства. Именно такое триединство базовых типов семейного взаимодействия позволяло ранее и позволяет сегодня достичь целей семьи: рождения детей, социальной защищенности, преемственности поколений, передачи семейного опыта, традиций, создания материального достатка.

При этом акцентируются ключевые нравственные принципы семейного взаимодействия, на которых основывалась идеальная семья. Это любовь, соучастие, верность, взаимопомощь, преданность, почитание родителей.

Чрезвычайно значимы знания о психолого-педагогических основах современной семьи, об особенностях воспитательной ситуации и о родительско- детских отношениях в зависимости от типа и структуры семьи. По данным исследований, именно неосведомленность в таких вопросах является основной проблемой в работе современного детского сада с родителями. Незнание специфики семейного воспитания ведет к тому, что воспитатель механически переносит содержание и методы воздействия на ребенка в детском саду на семейные условия.

В разработанной системе предусмотрено овладение знаниями, которые помогают воспитателям осознать специфику домашнего и общественного воспитания. Семейное воспитание приоритетно в силу биологической и эмоционально-психологической зависимости ребенка от родителей; общественное воспитание оказывает социализирующее воздействие на ребенка как равноправного члена группы сверстников. Исходя из таких различий, очевидно, что педагог и родитель по-разному смотрят на вопросы воспитания и обучения ребенка. Это несовпадение взглядов может осложнить взаимодействие. Однако в указанных различиях заключается основной смысл сотрудничества, направленного на осознание единой цели воспитания и обучения ребенка, основанного на взаимодополнении.

В разделе практической подготовки педагогов к работе с семьей мы

выделили несколько направлений, важнейшее из которых - освоение основных методов изучения семьи. На наш взгляд, это непременное условие реализации дифференцированного подхода к взаимодействию с родителями, их психологопедагогическому просвещению. Отсутствие таких методов - причина того, что педагог ориентируется «на «среднего» родителя, а его работа с семьей приобретает формальный характер.

Педагог дошкольного учреждения должен овладеть следующими методами и приемами изучения семей:

  1.  Социологический портрет семей (см. приложение 2). Такое исследование традиционно проводится в начале учебного года в каждом дошкольном учреждении для составления портрета семей воспитанников. Обследование обычно включает вопросы, касающиеся анкетных данных (состав семьи, образование, место работы и профессия родителей, наличие прародителей). Существуют методики, позволяющие составить более подробный портрет, например, методика «Изучение социального самочувствия семьи», разработанная Е.П. Арнаутовой.
  2.  Непосредственное изучение семей для определения родительской позиции отцов и матерей по отношению к своему ребенку, осознания ими целей семейного воспитания, собственной роли в этом процессе, приоритетов в воспитании.

Изучение указанных особенностей семьи - одно из самых сложных диагностических направлений, поскольку семья - автономная, закрытая структура. Однако существует ряд методик, позволяющих деликатно, чаще всего опосредованно выявить интересующие моменты.

Приведем несколько примеров.

Одним из таких методов является «Родительское сочинение». Говорить о нем лучше индивидуально с каждым родителем, поясняя, что сочинение позволит ближе узнать ребенка, найти индивидуальный подход к нему, учесть в работе его индивидуальные особенности и интересы. Одну из модификаций применительно к дошкольному возрасту предложила А.А. Шведовская.

Известны своими диагностическими возможностями и рисуночные методы, такие, как «Портрет семьи», «Ребенок дома и в детском саду», «Три дерева», «Дом, дерево, человек», «Четыре персонажа». Многими исследователями (Л Венгер, А. Луньков, В. Лосева, Е. Романова, О. Потёмкина и др.) неоднократно подчеркивались широкие возможности графических методов для изучения семьи. Причем использовать их лучше в работе и с ребенком, и с его родителями, что позволит увидеть семейную ситуацию с разных сторон.

Большими диагностическими возможностями обладают игровые методы. Известно, что на игру ребенок проецирует собственные впечатления и переживания, поэтому так важно наблюдение за ребенком в процессе сюжетноролевой игры «Семья». Выявить отношение ребенка к членам семьи педагогу поможет игровая методика «Почта» (одну из модификаций предложила Е.П. Арнаутова).

Известен своей простотой и диагностическими возможностями метод неоконченных предложений, когда ребенок заканчивает фразу, начатую взрослым («Мне хорошо, когда ... », «Я грущу, когда ... », «Я счастлив, когда ... », «Мне страшно, когда ...» и т.д.).

Существуют также методы изучения семьи, предполагающие заполнение родителями анкет и вопросников. К таким методам относятся опросник Басса- Дарки, направленный на изучение особенностей отношения родителей к своему ребенку; методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга и В.В. Столина.

  1.  Определение уровня психолого-педагогической культуры семей воспитанников, изучение стремления родителей к знаниям. Это необходимо при организации работы по повышению психолого-педагогической культуры, так как позволяет учесть уровень знаний каждого родителя и организовать работу с отдельными группами, дифференцированными в процессе диагностики.

В этом случае чаще всего используется метод анкетирования родителей.

  1.  Изучение мнения родителей о деятельности дошкольного учреждения, о содержании, методах и приемах работы, о результативности педагогического процесса, о желании и возможности включиться в воспитательнообразовательный процесс (см. приложение 3). Здесь также используется анкетирование или опрос. Возможен метод почтового ящика, когда в каждой группе дошкольного учреждения устанавливается небольшая коробка для замечаний, пожеланий, вопросов родителей; таким способом передачи информации пользуются родители, желающие сообщить какие- либо замечания или задать вопросы анонимно.

Еще одно направление в практическом блоке нашей системы - подготовка педагогов к психолого-педагогическому просвещению родителей. Значительное место мы отвели вопросам, раскрывающим содержание, формы и методы указанной работы. В процессе практической подготовки воспитатели убеждаются в недостаточной эффективности лекционной формы подачи материала (теоретическая информация, преподносимая даже самым искусным лектором, усваивается лишь на 20%), а также в том, что материал, полученный в результате активной мыслительной, поисковой, практической и игровой деятельности, становится личностно значимым и прочно закрепляется у «обучающегося». Знания, полученные таким путем, легче претворить в практике семейного воспитания, внутрисемейных отношений.

Например, мы советовали педагогам разделиться на две подгруппы, каждой предлагалась одинаковая тема консультации для родителей. Задача педагогов - подготовиться к мероприятию, но одна подгруппа проводила обычную консультацию, другая - с использованием практических (игровых и проблемнопоисковых) приемов. В итоге всеми был сделан вывод высокой эффективности именно практических приемов.

Высока эффективность игр, в которых предлагаются жизненные ситуации, которые требуют действий, связанных с решением конкретных, а порой нестандартных задач. Многие моменты игр, будучи условными, позволяют проектировать варианты решения задачи, проявляя свое творчество. Ценен «выход» игры:        закрепляются        свойства,        качества, умения и навыки,

необходимые воспитателю для выполнения социальных, педагогических функций при взаимодействии с семьей.

Например, на одной из встреч с педагогами была проведена деловая игра «Конфликты в работе с родителями и пути выхода из них. Педагоги сначала

получили представление о том, что конфликты случаются в любой области нашей жизнедеятельности, возможны они и в работе с семьей, познакомились с типологией конфликтных личностей, их краткими характеристиками, а также со способами взаимодействия с такими людьми. После этого педагогам были предложены два задания:        1) подобрать к каждому из типов конфликтных

личностей ситуацию из опыта работы; 2) разыграть в парах предложенную на карточке ситуацию, действуя в соответствии с типологией. По отзывам педагогов, в дальнейшем им стало намного легче выходить из сложных ситуаций.

У молодых воспитателей ситуация общения с членами семьи вызывает робость, страх, скованность. «Спрятавшись» за роль, предлагаемую в игре, они учатся культуре общения, соблюдению уважительного отношения к собеседнику, используя при этом «Я - сообщения», выражая интерес к мнению собеседника, поощряя его к высказываниям мимикой, жестами, репликами. Игра оказывается необычайно информативной, она позволяет знакомить воспитателей с тонкостями внутрисемейных отношений.

Педагогу в работе с семьей и в психолого-педагогическом просвещении родителей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка. Это достаточно сложно, поскольку воспитать в ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как «официальное лицо» - представитель образовательного учреждения и как доверительный собеседник, с которым можно поделиться, не опасаясь осуждения.

Грамотно построенное взаимодействие воспитателей и семьи сопряжено с повышением культуры общения каждой из сторон. В связи с этим в блок подготовки включены деловые игры, практические упражнения, тренинги. Педагоги усваивают знания о семье как о малой группе и социальном институте. Она функционирует по своим законам, у нее свои закономерности развития, становления, расширения, распада. Такие знания позволяют грамотно строить общение с родителями, более объективно подходить к анализу ситуации взаимодействия в каждом конкретном случае.

Развитие коммуникативной культуры - непременное условие эффективности взаимодействия педагога с родителями, поскольку низкий уровень коммуникативности, а также отсутствие у воспитателей способности к эмпатии, рефлексии и самоконтролю - основные механизмы, сдерживающие развитие ориентации на качественное взаимодействие с семьей. В этом плане результативны тренинги общения, нацеленные на формирование у воспитателей основ педагогической толерантности, включающей указанные выше компоненты: способность к самоконтролю, эмпатии, рефлексии, общению.

Вывод таков: в современных условиях воспитатель должен быть теоретически подкован в таких областях научного знания, как психология семьи и родительско-детских отношений, семейная педагогика и домашнее воспитание, основы социологии семьи.

Педагог должен владеть методами и приемами эффективного взаимодействия и дифференцированного психолого-педагогического просвещения родителей, ведь триада родитель-ребенок-педагог - это система, обладающая огромным потенциалом для преодоления кризиса современной семьи; восстановления традиционной в ценности брака и родительства.

Все это - во имя всестороннего и гармоничного развития ребенка на решающем этапе его жизни - этапе дошкольного детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Роль семьи в формировании культуры безопасности у дошкольников. Взаимодействие семьи и ДОО"

Консультация для воспитателей "Роль семьи в формировании культуры безопасности у дошкольников. Взаимодействие семьи и ДОО"...

Консультация на тему:"Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни".

Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"....

Консультация для педагогов: "Роль семьи в воспитании патриотических чувств в семье"

Консультация поможет педагогам в воспитании патроиочических чувств у дошкольников. Направлена на более тесный контакт с родителями...

Консультация для родителей. Тема: «Семья и семейные ценности» Что такое семья?

    Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью....