Главные вкладки

    Консультация для воспитателей "Роль семьи в формировании культуры безопасности у дошкольников. Взаимодействие семьи и ДОО"
    консультация по обж (подготовительная группа) на тему

    Консультация для воспитателей "Роль семьи в формировании культуры безопасности у дошкольников. Взаимодействие семьи и ДОО"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx43.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                            ДЕТСКИЙ САД №11КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА                                                                           ГОРОДА ВАЛУЙКИ  БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

                           Консультация для воспитателей.

    «Роль семьи в формирование культуры безопасности у дошкольников                                    Взаимодействие семьи и ДОО».

    Подготовила : воспитатель Карагодина Н.Б.                                                                

    Г.Валуйки

    «Семья для ребёнка –                                                                                                                            это источник общественного опыта.                                                                                                        Здесь он находит примеры для подражания и                                                                                               здесь происходит его социальное рождение…                                                                                       Ребёнок – зеркало семьи»

    В.А.Сухомлинский

          Базовые составляющие культуры безопасности могут быть сформированы только в семье или не могут быть сформированы без участия семьи. Но многие родители недооценивают роль семьи в воспитании у детей безопасного поведения, недостаточно информированы в области воспитания культуры безопасности, поэтому существует необходимость совершенствования подходов к взаимодействию дошкольного учреждения и семьи, поиска форм эффективного сотрудничества педагогов и родителей при формировании культуры безопасности. Для этого педагогам нужно решить следующие задачи:

    1. Изучение степени информированности, индивидуальных особенностей и  ожиданий семей по отношению к ДОУ  в вопросах формирования культуры безопасности.
    2. Обеспечение просвещения, консультирования и обучения родителей через беседы, консультации, практикумы, тренинги, педагогические гостиные, фото и видеозаписи  из жизни семьи и детского сада, лектории, дни открытых дверей, организации мини-библиотеки, круглых столов, вечеров вопросов и ответов.
    3. Организация совместной деятельности детей, родителей и педагогов – досугов, праздников, спортивных соревнований, совместной детско-родительской проектной деятельности,  тренингов в соответствии с комплексно-тематическим планом групп.

        Важно понимать, что вне зависимости от особенностей отношения родителей к детям, наличия или отсутствия потребности их воспитывать именно  в семье происходит приобщение ребенка к культурным ценностям: ориентируясь на поведение значимых взрослых (прежде всего родителей), дети осваивают модели поведения, усваивают определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе. От близких ребенку взрослых зависит направление и интенсивность процесса его личностного становления, обретения самостоятельности и социальной активности определенного рода.

         Большинство родителей стремится оградить  своих детей от опасностей, но у многих усилия носят запретительный характер.  Анализ освоения необходимых представлений и тактики безопасного поведения дошкольниками показал, что они знают, чего делать нельзя, но мало  осведомлены, как делать безопасно то, что делать можно и нужно. Дети испытывают сложности при анализе опасных ситуаций и в ходе поиска возможностей выхода из них.

    Таким образом, выбор родителями непродуктивных методов воспитания, низкий уровень культуры безопасности у родителей, безответственное поведение, самоустранение семьи, делегирование воспитательных полномочий  образовательным организациям приводят к проблемам  социализации детей, конфликтам в семье, психологическим травмам, затрудняет формирование личности безопасного типа поведения.

    Родительская компетентность предполагает  наличие знаний, умений, опыта в области воспитания ребенка, а также необходимых личностных качеств и соответствующих мотивов. Комплекс черт компетентных родителей  соответствует наличию в родительских действиях четырех измерений: контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки.

    Определяющим фактором по повышению родительской компетентности является следование определенным закономерностям.

    1. При организации родительского образования необходимо учитывать

    специфику, принципиальное отличие семейного воспитания от общественного. Если основой общественного формирования личности является система социальных требований к ребенку, то фундаментом родительского влияния выступает, прежде всего,  безусловная родительская любовь к ребенку, забота о нём как о самоценной личности, принятие его таким, какой он есть. В связи с этим важнейшими результатами образования родителей должны стать изменение места, которое занимают дети в их жизни, улучшение взаимоотношений взрослых с ребенком, осознание значимости воспитательной деятельности семьи, появление родительской ответственности, освоение конкретных умений, связанных с воспитанием ребенка.

    1. Организуя образовательный процесс со взрослыми, важно помнить об

    условности намеченных планов, о необходимости ориентироваться на потребности обучаемых. Для взрослых людей характерно стремление деятельно участвовать в обучении, привносить в обучающие ситуации собственный опыт и свои жизненные ценности, соотносить содержание образовательного процесса с проблемами в воспитании собственных детей.

    Содержание работы по повышению родительской компетентности определяется характерными для современной семьи затруднениями по вопросам воспитания культуры безопасности и основано на материалах пособия Л.Л.Тимофеевой, Н.И.Королевой «Формирование культуры безопасности. Взаимодействие семьи и ДОО».

    Программа для работы с родителями воспитанников

    старшего дошкольного возраста.

    Тема

    Форма работы

    Задачи

    1. Введение в проблему, выявление образовательных потребностей родителей

    Встреча 1

    Семинар-практикум «Культура безопасности: основные понятия»

    Интерактивная лекция «Актуальность проблемы формирования культуры безопасности у дошкольников»

    -Выявить начальный уровень представлений родителей по проблеме формирования культуры безопасности у дошкольников, наиболее актуальные вопросы.

    -Познакомить с основными понятиями, направлениями работы по формированию компонента общей культуры.

    Практикум

    «Целевые ориентиры воспитания культуры безопасности у дошкольников»

    -Выявить начальный уровень, актуализировать и систематизировать представления родителей о знаниях, умениях, физических и личностных качествах детей, необходимых  для безопасной жизнедеятельности.

    Встреча 2

    Родительское собрание

    «Зоны родительской ответственности и детской самостоят-ти»

    «Мировое кафе»

    на основе технологии фасилитации.

    -Обсудить необходимость формирования у детей ответственности, самостоятельности.

    -Определить последовательность и пути делегирования детям «зон ответственности.

    -Выявить содержание работы по формированию культуры безопасности на основе представлений о «зонах ответственности»

    Памятка-информация

    -Изучить информацию самостоятельно

    Домашний практикум - задания №1 и №2

    -Составить индивидуальные  программы родительских действий по расширению «зоны ответственности» своего ребенка

    Анкета 1

    Анкета 2

    -Изучение мнения родителей о проблемах воспитания культуры безопасности у детей

    - Изучение мнения родителей о роли социальных институтов в формировании культуры безопасности.

    1. Закономерности формирования культуры безопасности, связанные с возрастными особенностями дошкольников

    Встреча 3

    Семинар-практикум

    «Возрастные особенности старших дошкольников

    Интерактивная лекция

    «Возрастные особенности старших дошкольников и проблема формирования культуры безопасности»

    -Познакомить  с возрастными  особенностями детей 3-7 лет, определяющими  необходимость опеки дошкольников и возможность формирования у них культуры безопасности.

    -Предложить выявить у своих детей особенности, характерные для старших дошкольников.

    -Формировать умение применять полученную информацию при анализе ситуаций.

    Практикум

    «Анализ опасных ситуаций с учетом возрастных особенностей  старших дошкольников»

    -Применение информации о возрастных особенностях, способствующих успешному формированию культуры безопасности.

    -Формировать умение выбирать оптимальные модели поведения в различных ситуациях  общения с учетом возрастных особенностей детей

    Домашний практикум

    -Наблюдение за действиями ребенка  в различных ситуациях, связанных с его безопасностью

    -Сформулировать вопросы для последующего обсуждения

    1. Опасность и безопасность

    Встреча 4

    Семинар-практикум

    «Опасности и причины попадания детей в опасные ситуации»

    Мини-лекция с проблемным вопросом

    «Опасности и причины попадания детей в опасные ситуации»

    -Актуализировать, систематизировать и дополнить представления об опасностях, их источниках и причинах попадания детей в опасные ситуации

    -Познакомить родителей с тезаурусом по данной проблеме, различными категориями опасностей современного мира.

    -Формировать умение выявлять потенциальные опасности, угрожающие ребенку, и их источники.

    -Актуализировать познавательные мотивы родителей.

    Методики «Ассоциации»

    -Определить спектр понятий, которые ассоциируются у родителей с проблемой безопасности детей.

    -Выявить эмоциональные реакции, которые вызывают обсуждение данной проблемы

    Практическое задание

    «Понятие «опасность»

    -Выявить уровень осведомленности родителей о причинах возникновения опасных ситуаций.

    -Актуализировать и систематизировать их представления о потенциально опасных предметах, явлениях, ситуациях

    Практикум

    «Опасные ситуации и их источники»

    -Формировать умение выявлять источники опасности в различных ситуациях, понимать суть опасной ситуации.

    -Учить объективно оценивать риск попадания своего ребенка в опасные ситуации разного рода.

    Анализ естественных ситуаций

    -Освоить алгоритм анализа ситуаций

    Мозговой штурм

    «Что могут родители»

    -Выделить наиболее ценные идеи о роли родителей (других членов семьи) в обеспечении безопасности детей.

    -Организовать анализ и оценку выдвинутых участниками идей.

    Встреча 5

    Проблемный «Круглый стол»

    «Потребность в безопасности – базовая потребность ребенка»

    Подготовка к мероприятию выступлений по группам

    -1 группа «Права детей и обязанности родителей»

    -2 группа «Место потребности в безопасности в иерархии потребностей ребенка» (по А.Маслоу)

    -3 группа «Психологическая, социальная, физическая безопасность»

    -4 группа «Индивидуальные проявления потребности в безопасности в разном возрасте»

    Обсуждение примеров из личного опыта,

    связанных с различными проявлениями потребности в безопасности.

    Анонс последующих встреч,

    связанных с проблемой обеспечения детям чувства защищённости

    Встреча 6

    Семина-практикум

    «Родительские стили и тактики воспитания и проблема формирования безопасного поведения дошкольников

    Аналитический практикум

    «Каким родителем вы кажитесь своему ребенку?»

    -Актуализировать опыт семейного воспитания.

    -Развивать рефлексивные способности, учить родителей оценивать свои взаимоотношения с ребенком

    Дискуссия

    «Стили воспитания»

    -Актуализировать и дополнить представления о родительских стилях воспитания.

    -Помочь сформулировать свои взгляды на выбор стиля воспитания детей.

    Тест

    «Какой у вас стиль общения и воспитания?»

    -Определить стиль

    Аналитическая работа

    «Продуктивные и непродуктивные родительские стили воспитания»

    -Актуализировать и конкретизировать представления родителей о стилях воспитания детей.

    -Рассмотреть положительные и отрицательные моменты воспитательного воздействия родителей на ребенка, выявить непродуктивность отдельных стилей.

    -Помочь родителям дать оценку собственного стиля воспитания.

    Игровое моделирование ситуаций

    «Родительские тактики и стили воспитания»

    -Формировать умение анализировать действия человека (персонажа сказки), определять демонстрируемый им стиль воспитания.

    -Формировать умение определять эффективность того или иного родительского стиля воспитания и его потенциал в формировании культуры безопасности у детей старшего д/в.

    -Учить анализировать родительские тактики в различных ситуациях, давать оценку их эффективности.

    -Способствовать уточнению родителями предпочтений в выборе стиля воспитания.

    Мозговой штурм

    «Эффективные стили воспитания или какие родители нужны ребенку?»

    -Работа в творческих группах

    Домашний практикум

    «Мой стиль семейного воспитания»

    -Выбор формы освоения на практике продуктивных родительских тактик:

    1. Семейный круглый стол «Наши семейные традиции»

    2. Сочинение на тему «Эффективный ли я родитель?»

    Встреча 7

    Родительское собрание

    Взаимодействие семьи и ДОО по обеспечению психологич-й безопасности детей»

    «Поиск будущего»

    на основе технологии фасилитации.

    Родительское собрание проводится в форме конференции, состоящей из следующих структурных элементов:

    1.Взгляд на прошлое – «разогрев» участников, обсуждение тенденций, которые влияли на группы в прошлом

    2.Взгляд на настоящее – создание общегрупповой «карты сознания» тенденций, которые влияют на группу в настоящем.

    3. Взгляд на будущее – создание идеальных сценариев будущего.

    4. Обнаружение общих основ – формирование практико-ориентированных  сценариев общего будущего.

    5. Планирование действий – составление конкретных планов

    Встреча 8

    Родительское собрание

    «Уличные детские площадки м безопасность ребенка»

    Дискуссия

    «Польза или вред?»

    -Актуализировать и дополнить представления родителей о значении уличных игр и забав в развитии ребенка

    -Познакомить с основными требованиями к организации безопасной уличной игровой среды, с техникой безопасности, правилами охраны жизни и здоровья детей на прогулочной площадке.

    -Способствовать освоению родителями практических умений по формированию у детей навыков безопасного поведения на игровой площадке

    Просмотр фото

    детей на прогулочных площадках

    -Обсуждение опасных ситуаций, связанной с игровой средой, с социальным окружением, с нарушением ребенком норм и требований безопасности

    Мозговой штурм

    «План действий»

    -Действия родителей по профилактике опасных ситуаций, связанной с игровой средой, с социальным окружением, с нарушением ребенком норм и требований безопасности

    Практикум

    «Безопасная площадка»

    -Познакомить  с документами, регламентирующими требования к игровому оборудованию

    -Учить оценивать  исправность и определять уровень травмоопасности различных игровых и спортивных приспособлений

    Практикум

    «Выявление рисков»

    -Учить выявлять факторы потенциальной опасности, определять уровень риска в поведении ребенка

    -Учить оценивать уровень безопасности поведения детей при взаимодействии на игровой площадке

    Практикум

    «Безопасная прогулка»

    -Составление алгоритма действий при катании с горки

    Домашний практикум

    «Безопасная игровая площадка»

    -Оценить безопасность игровой площадки

    -Определить меры по устранению выявленных нарушений

    -Определить содержание беседы с ребенком

    Встреча 9

    Родительский практикум

    «Безопасный дом»

    Беседа

    «Мой дом – моя крепость»

    -Продемонстрировать актуальность темы практикума

    Анкета

    «Безопасен ли ваш дом для ребенка»

    -Определение опасностей в доме

    Интерактивная лекция

    «Роль родителей в обеспечении безопасной среды в доме»

    -Факторы опасности в доме: домашняя обстановка, животные и растения, детские игрушки, поведенческие особенности детей, ненадлежащий контроль, модели поведения взрослых.

    Практикум

    «Зоны опасности»

    -Рисование схемы квартиры с отметкой опасных мест

    Практическое задание

    «Современные методы безопасности в доме»

    -Формулировка рекомендации как обезопасить кухню, ванную, балкон, места расположения электроприборов

    Встреча 10

    Заседание родительского клуба

    «Соблюдение прав ребенка в семье»

    Интеллектуально-развлекательная разминка

    «Анонимные объявления»

    -Актуализировать и дополнить представления о правах детей, документах, регламентирующих соблюдение прав ребенка

    Конкурсы

    -Правоведение

    -Угадай мелодию

    -Знатоки права

    -Аукцион пословиц

    Игра-тренинг

    «Ласковое имя»

    Встреча 12

    Семинар-практикум

    «Игрушки. Физическая и психологическая безопасность детей»

    Беседа

    «Любимая игрушка моего детства»

    -Актуализировать и дополнить представления родителей о требованиях к безопасности детских игр и игрушек, о их значимости для ребенка

    -Расширить представления о критериях выбора безопасной детской  игрушки

    -Совершенствовать умения, необходимые для выбора игрушек с учетом основных критериев их безопасности для ребенка

    Видео-сюжет

    «Игрушки наших детей»

    -Просмотр сюжета с участием детей участников семинара

    Беседа

    «Современные игрушки»

    -Обсуждение проблемы появления современных игрушек

    Деловая игра

    «Магазин игрушек»

    -Актуализировать представления о значении  игр и игрушек для развития ребенка в дошкольном возрасте.

    -Помочь осмыслить интуитивные представления о правилах выбора игрушек, о важности их правильного подбора.

    -Актуализировать потребность углубить свои знания по данной проблеме, совершенствовать необходимые умения

    Практикум-тренинг

    «Психологическая ценность игрушки»

    -Тренинг  в педагогически правильном выборе игрушек

    Практикум-тренинг

    «Безопасность игрушки»

    -Формировать умение выбирать игрушки с учетом основных критериев химико-биологической и психолого-педагогической безопасности для детей, давать им оценку с точки зрения физической безопасности.

    -Актуализировать различия в житейских и научных основаниях выбора игрушек.

    Практическая работа

    «Знак качества»

    -Осмысление материалов семинара

    Домашний практикум

    «Игрушки дома»

    -Оценить безопасность и педагогическую ценность игрушек дома

    -Продолжить обсуждение на сайте ДОО

    Электронная консультация

    на сайте  МБДОУ

    -«Дети и мультипликация» и др.

    Встреча 13

    Семинар-практикум

    «Особенности формирования аспектов культуры безопасности, связанных с общением с незнакомыми людьми»

    Мини-лекция

    «Статистика, связанная с темой»

    -Познакомить с цифрами несчастных случаев с детьми дошкольного возраста

    Рефлексивный практикум

    «Древо вопросов»

    -Актуализировать представления и опасения родителей по теме, выявить образовательный запрос

    Дискуссия

    «Защищать или учить?»

    -Актуализировать знания родителей о возрастных особенностях старших дошкольников, помочь выявить характеристики, определяющие необходимость защиты детей, ресурсы ребенка 5-7 лет, определяющие возможность и необходимость обучения безопасному поведения при общении с незнакомыми людьми.

    Мозговой штурм

    «Как защищать?»

    -Выведение рецептов надежной защиты детей

    Аналитический практикум

    «Чему учить и как учить?»

    -Помочь выявить содержание и методы обучения детей, которые позволят обеспечить физическую безопасность не у ущерб психологической

    -Представление списка направлений, по которым идет обучение дошкольников:

    1.Кто такой незнакомец?

    2.Опсаное поведение незнакомых людей.

    3.Интерактивное представление «Один дома»

    4.Правила безопасного поведения.

    5.Технология формирования навыков безопасного поведения (модель П.Статмен)

    6.Освоение коммуникативных практик

    Тренинг

    «Поведение родителей в ситуации общения с незнакомым человеком»

    -Отработка поведенческих моделей

    Домашний практикум

    -Обыгрывание с ребенком ситуаций

    -Составление программы действий по обучению ребенка правилам безопасного поведения

    IV.  Компетентность родителей и безопасность ребенка

    Встреча 14

    Аналитический практикум

    «Методы формирования культуры безопасности у детей»

    Тест

    «Родительская компетентность и безопасность детей»

    -Оценка эффективности принятых в семье способов формирования у детей навыков безопасного поведения в повседневном общении»

    Практикум

    «Правила без запретов»

    -Систематизировать и дополнить представления о методах воспитания.

    -Учить выбирать наиболее эффективные методы в соответствии с возрастными особенностями, закономерностями формирования компонентов культуры безопасности, текущими задачами и проблемами воспитания.

    -Формировать умение использовать  освоенные методы в различных ситуациях воспитания, обучения.общения

    Рефлексивный практикум

    «Родитель как образец поведения»

    -Оценка, в какой мере родитель является образцом безопасного поведения для своего ребенка

    Мозговой штурм

    «Родительские меры безопасности»

    -Развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций и оценивать риск их возникновения

    Электронная консультация

    на сайте МБДОУ

    «Задачи, формы и методы воспитания культуры безопасности у детей 6-7 лет»

    1. Индивидуальные особенности  ребенка и его безопасность

    Встреча 15

    Практикум

    «Выбор методов воспитания с учетом типа темперамента

    Домашний практикум

    «Определение типа темперамента детей»

    -Материал для самостоятельного изучения «Характеристики представителей различных типов темперамента»

    Анкета 1

    Анкета 2

    -Определение типа темперамента

    Тренинг

    «Типы темперамента»

    -Совершенствовать умение определять тип темперамента ребенка по итогам наблюдения, по подробному описанию, по отдельным характерным чертам.

    -Учить выбирать методы воспитания в соответствии с типологическими особенностями своего ребенка

    -Формировать умение выявлять риски, связанные с характерными для каждого типа темперамента особенностями

    Дискуссия

    «Разные методы»

    -Выбор позиции в различных ситуациях

    Практикум  

    «Задачи и особенности воспитания представителей разных типов темперамента»

    -Выбор карточек с описанием темпераментов и заполнить таблицу

    Домашний практикум

    «Выявление поведенческих особенностей детей»

    -Определение индивидуальных особенностей детей: агрессивность, гиперактивность, тревожность, застенчивость

    Встреча 16

    Семинар-практикум

    Учет поведенческих особенностей ребенка в процессе формирования культуры безопасности

    Видеозарисовки

    «Сюжетные картинки»

    -Подобрать к картинкам  определения «агрессивный», «гиперактивный», «гиперактивный»,  «тревожный», «застенчивый»

    Мозговой штурм

    «Определяем риски»

    -Выявить наиболее вероятные  риски детей с различными поведенческими особенностями в потенциально опасных ситуациях.

    Анализ ситуаций

    «Глазами ребенка»

    -Формировать умение видеть различные ситуации с позиции детей, имеющих различные поведенческие особенности.

    -Учить прогнозировать поведение ребенка, выявлять риски.

    Домашний практикум

    «Поиск модели эффективного взаимодействия с ребенком»

    При организации взаимодействия с семьями воспитанников, нацеленного на повышение родительской компетентности, важно как  можно дальше уйти от традиционной системы педагогического просвещения родителей, построенной на обучении ради обучения. Главной задачей данного направления работы должно быть становление семьи в качестве полноправного партнёра педагогического процесса, жизни дошкольной организации. Поэтому процесс обучения (самообразования) включает апробацию и применение в практике семейного воспитания  освоенных представлений, формирование необходимых компетенций.

    Параллельно с обучением (поддержкой самообразования) родителей надо организовать поиск путей партнёрских отношений между семьёй и ДОУ, тактик и объективных оснований взаимодействия, выработать единые требований к ребенку, рассмотреть различные способы снижения рисков социализации.

         Важная составляющая педагогического сопровождения – организация различных видов совместной деятельности детей и родителей, педагогов - досугов, праздников, спортивных соревнований, совместной детско-родительской проектной  деятельности,  тренингов в соответствии с комплексно-тематическими планами  групп по темам «Природа и безопасность», «Безопасность на улице», «Безопасность в общении», «Безопасность в помещении».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Формирование культуры безопасности у дошкольников как важный аспект социализации: взаимодействие ДОУ и семьи.

    В настоящее время большинством современных научных школ и направлений признана определяющая роль семьи и семейных отношений в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у детей. Такие компон...

    «Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС »

    «Формирование культуры безопасности  у дошкольников в условиях ФГОС »...

    Консультация для педагогов"Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях введения ФГОС ДО"

    Сложившаяся современная социальная и экологическая обстановкавызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываемза самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача педаго...

    Консультация для родителей "Роль родителей в формировании культуры безопасности у дошкольников"

    Безопасность дошкольника во многом зависит от того, какие знания вего голову заложат родители в раннем детстве....

    «Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников при формировании культуры безопасности у дошкольников посредством использования интерактивных технологий в условиях реализации ФГОС ДО»

    quot;Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, потонули бы, попали бы под машины, повыбивали себе глаза, поломали бы ноги и за...