Консультация для воспитателей «Роль семьи в формирование культуры безопасности у дошкольников»
консультация (подготовительная группа)

 Консультация для воспитателей «Роль семьи в формирование культуры безопасности у дошкольников» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Роль семьи в формирование культуры безопасности у дошкольников»                                  

Подготовил

воспитатель

Кондратенкова И.В.                                                                

      Базовые составляющие культуры безопасности могут быть сформированы только в семье или не могут быть сформированы без участия семьи. Но многие родители недооценивают роль семьи в воспитании у детей безопасного поведения, недостаточно информированы в области воспитания культуры безопасности, поэтому существует необходимость совершенствования подходов к взаимодействию дошкольного учреждения и семьи, поиска форм эффективного сотрудничества педагогов и родителей при формировании культуры безопасности. Для этого педагогам нужно решить следующие задачи:

  1. Изучение степени информированности, индивидуальных особенностей и  ожиданий семей по отношению к ДОУ  в вопросах формирования культуры безопасности.
  2. Обеспечение просвещения, консультирования и обучения родителей через беседы, консультации, практикумы, тренинги, педагогические гостиные, фото и видеозаписи  из жизни семьи и детского сада, лектории, дни открытых дверей, организации мини-библиотеки, круглых столов, вечеров вопросов и ответов.
  3. Организация совместной деятельности детей, родителей и педагогов – досугов, праздников, спортивных соревнований, совместной детско-родительской проектной деятельности, тренингов в соответствии с комплексно-тематическим планом групп.

    Важно понимать, что вне зависимости от особенностей отношения родителей к детям, наличия или отсутствия потребности их воспитывать именно в семье происходит приобщение ребенка к культурным ценностям: ориентируясь на поведение значимых взрослых (прежде всего родителей), дети осваивают модели поведения, усваивают определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе. От близких ребенку взрослых зависит направление и интенсивность процесса его личностного становления, обретения самостоятельности и социальной активности определенного рода.

     Большинство родителей стремится оградить  своих детей от опасностей, но у многих усилия носят запретительный характер.  Анализ освоения необходимых представлений и тактики безопасного поведения дошкольниками показал, что они знают, чего делать нельзя, но мало  осведомлены, как делать безопасно то, что делать можно и нужно. Дети испытывают сложности при анализе опасных ситуаций и в ходе поиска возможностей выхода из них.

Таким образом, выбор родителями непродуктивных методов воспитания, низкий уровень культуры безопасности у родителей, безответственное поведение, самоустранение семьи, делегирование воспитательных полномочий  образовательным организациям приводят к проблемам  социализации детей, конфликтам в семье, психологическим травмам, затрудняет формирование личности безопасного типа поведения.

Родительская компетентность предполагает наличие знаний, умений, опыта в области воспитания ребенка, а также необходимых личностных качеств и соответствующих мотивов. Комплекс черт компетентных родителей соответствует наличию в родительских действиях четырех измерений: контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки.

Определяющим фактором по повышению родительской компетентности является следование определенным закономерностям.

  1. При организации родительского образования необходимо учитывать

специфику, принципиальное отличие семейного воспитания от общественного. Если основой общественного формирования личности является система социальных требований к ребенку, то фундаментом родительского влияния выступает, прежде всего,  безусловная родительская любовь к ребенку, забота о нём как о самоценной личности, принятие его таким, какой он есть. В связи с этим важнейшими результатами образования родителей должны стать изменение места, которое занимают дети в их жизни, улучшение взаимоотношений взрослых с ребенком, осознание значимости воспитательной деятельности семьи, появление родительской ответственности, освоение конкретных умений, связанных с воспитанием ребенка.

  1. Организуя образовательный процесс со взрослыми, важно помнить об

условности намеченных планов, о необходимости ориентироваться на потребности обучаемых. Для взрослых людей характерно стремление деятельно участвовать в обучении, привносить в обучающие ситуации собственный опыт и свои жизненные ценности, соотносить содержание образовательного процесса с проблемами в воспитании собственных детей.

Содержание работы по повышению родительской компетентности определяется характерными для современной семьи затруднениями по вопросам воспитания культуры безопасности и основано на материалах пособия Л.Л. Тимофеевой, Н.И. Королевой «Формирование культуры безопасности. Взаимодействие семьи и ДОО»

При организации взаимодействия с семьями воспитанников, нацеленного на повышение родительской компетентности, важно, как можно дальше уйти от традиционной системы педагогического просвещения родителей, построенной на обучении ради обучения. Главной задачей данного направления работы должно быть становление семьи в качестве полноправного партнёра педагогического процесса, жизни дошкольной организации. Поэтому процесс обучения (самообразования) включает апробацию и применение в практике семейного воспитания  освоенных представлений, формирование необходимых компетенций.

Параллельно с обучением (поддержкой самообразования) родителей надо организовать поиск путей партнёрских отношений между семьёй и ДОУ, тактик и объективных оснований взаимодействия, выработать единые требований к ребенку, рассмотреть различные способы снижения рисков социализации.

     Важная составляющая педагогического сопровождения – организация различных видов совместной деятельности детей и родителей, педагогов - досугов, праздников, спортивных соревнований, совместной детско-родительской проектной  деятельности,  тренингов в соответствии с комплексно-тематическими планами  групп по темам «Природа и безопасность», «Безопасность на улице», «Безопасность в общении», «Безопасность в помещении».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль родителей в формировании культуры безопасности у дошкольников"

Безопасность дошкольника во многом зависит от того, какие знания вего голову заложат родители в раннем детстве....

Консультация для воспитателей "Роль семьи в формировании культуры безопасности у дошкольников. Взаимодействие семьи и ДОО"

Консультация для воспитателей "Роль семьи в формировании культуры безопасности у дошкольников. Взаимодействие семьи и ДОО"...

Консультация для воспитателей на тему «Азбука формирования основ безопасного поведения дошкольников»

Консультация для воспитателей на тему: «Азбука формирования основ безопасного поведения дошкольников»...

Консультация для воспитателей «Роль педагога в формировании положительного психоэмоционального благополучия дошкольников»

В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.В процессе социализации, воспитания и развития личности ребенка важнейшая...

Консультация для воспитателей «Инновационные методы в формировании культуры здоровья у дошкольников»

В современных условиях сохранение жизни, охрана и укрепление здоровья настоящего и будущего поколений является одной из центральных задач развития человечества. Здоровье подрастающего поколения &ndash...

Консультация для воспитателей «Роль педагога в формировании положительного психоэмоционального благополучия дошкольников»

В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.В процессе социализации, воспитания и развития личности ребенка важнейшая...

Консультация для воспитателей "Роль сказки в формировании математических представлений у дошкольников"

Консультация для воспитателей "Роль сказки в формировании математических представлений у дошкольников"Воспитатель:Мохова Г.В.Проведено: 01.11.2022г...