«Организация работы по реализации регионального компонента по приобщению детей к истокам донской культуры с целью повышения познавательной активности»
статья

Этапы внедрения регионального компонента в воспитательно- образовательную работу МБДОУ№6 г..Азова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы по реализации регионального компонента по приобщению детей к истокам донской культуры с целью повышения познавательной активности»      

 Древние люди говорили, что для абсолютного счастья  человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Но как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечеству, традициям и обычаям, гордость за свою Родину, патриотизм? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные когда-то ценности.

Перед нашим педагогическим коллективом встал вопрос: каким образом расширить знания детей об историческом прошлом своего народа в доступной современному ребенку  формах в рамках дошкольного учреждения

Обозначившуюся  проблему мы решили преодолеть  поэтапно.

  1. Этап. Подготовительный.

       -  проведен анализ условий и возможностей детского сада;

 Педеагогам была предложен опросник с целью выявления знаний, интереса к культуре и истории Донского края. По итогам опроса педагогов, на заседании  методического совета, произошло обсуждение возможности организации работы по данному направлению через изучение технологий, методик, авторских программ.

  1. Этап. Внесение изменений в  ООП  ДОУ.

Наш детский сад работает по «Основной образовательной программе дошкольного образования «Детство». (Под ред. Т. И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайловой.). Задачи образовательной работы по реализации регионального компонента определены в ООП ДОУ в части, формируемой участниками образовательного процесса (40% от общего объема программы),

В начале нового учебного  2017-2018 года методическим советом было внесено изменение в ООП ДОУ. Для эффективной работы по приобщению детей к истокам донской культуры с целью повышения познавательной активности была включена парциальная региональная программа «Родники Дона» - Р.М.Чумичевой. Определили цель работы: развитие у дошкольников ценностного отношения к культуре и истории Донского края, зарождение личностных смыслов.

  1. Этап. Разработка комплексно-тематического планирования.

Методической  группой ДОУ разработано комплексно-тематическое планирование, которое включает в себя 4 блока для детей младшего и среднего возраста:

  1. «Казаки и казачата»
  2. «Краски и литература  Тихого Дона»
  3. «Архитектура моего дома»
  4. «Народные праздники и традиции Дона»

      И три блока для  детей старшего возраста:

  1. «Человек в истории Донского края»
  2. «Человек- созидатель культуры»
  3. «Праздники и события в жизни людей»

По каждому блоку разработаны темы и определены формы работы с учетом возрастных особенностей детей группы

После составления комплексно - тематического планирования возник вопрос каким образом внедрить данный материал, не нарушая баланса 40/60% и не превышая учебную нагрузку на дошкольников.

  1. Этап. Система работы с детьми.

Методической группой было принято решение включить данный материал 1 раз в месяц в непосредственно  образовательную деятельность по всем пяти направлениям образовательной работы. Пример:

- Познавательное развитие (знакомить детей с традициями казачьей семьи, расширить знания детей об истории донского края, о традициях и обычаях казаков. Познакомить с основными городами донского края (Ростов, Азов, Новочеркасск, Таганрог. Сформировать у детей обобщенные представления о природе донского края, о временах года, об изменениях в живой и неживой природе . Познакомить детей с флорой и фауной родного края.

-Социально-коммуникативное развитие( учить почитать старших и сверстников казаков. Познакомить с казачьим этикетом, с заповедями казачат, с заповедями казачества, с Гербом, Гимном казаков. Воспитывать уважение к возрождению казачества. Расширить знания детей о подвигах донских казаков, об их мужестве в годы ВОВ, о службе казачьей, о главном историческом предназначении казачества: Отечество защищать, беречь и сохранять Веру Православную.)

- Художественно-эстетическое развитие.

- музыкальные занятия (Познакомить детей с гимном казаков, фольклором донского края. Воспитывать у детей устойчивый интерес к народной песне. Учить петь выразительно, правильно передавая мелодию. Слушание музыки Познакомить детей с произведениями донских композиторов: Думчев Н.М., Траилин СА, Листопадов А.М ;знакомить казачьими песнями,  учить водить хороводы, выполнять движения казачьих танцев);

- по изобразительной деятельности ( Познакомить с художниками Дона, их картинами. Учить детей отражать в своих работах природу донского края, пейзаж, предметы народного быта, времена года, труд людей на Дону. Рисовать с натуры и по представлению овощи, фрукты, цветы. Передавать в рисунке несложные картины природы донского края, предметы быта. Учить составлять узоры из геометрических форм по мотивам донского казачества (на круге, квадрате, ромбе, треугольнике), используя растительный орнамент донского края. Учить лепить предметы народного быта, фрукты, овощи донского края, фигуры животных и птиц.)

-Речевое развитие ( выразительно читать стихи наизусть; знать имена донских поэтов, писателей. Познакомить с пословицами и поговорками донских казаков. Учить понимать главную идею высказываний, мудрость народа. )

Культурно – досуговая деятельность:

- праздники, развлечения, тематические вечера, досуги.

Игровая деятельность:

- театрализация.

- сюжетно - ролевые игры.

- подвижные, народные казачьи игры.

Так же была  организована работа  кружка  для детей старшего дошкольного возраста « Казачата» :

Таким образом, ознакомление с казачьей культурой происходит  через все  формы работы с детьми: занятия, игра, совместная деятельности педагога с детьми, культурно-досуговая деятельность, самостоятельная деятельность детей,

  1. Этап. Создание предметно-развивающей среды.

Что бы погрузить дошкольников в мир казачьей культуры мы пересмотрели и дополнили развивающие центры и уголки.  

В центре книги организовали работу детской мини библиотеки казачьих народных сказок. 

Математический центр разнообразили материалом для  решений и составлений задач с использованием фольклорного материала, знакомство со старинными мерами длины и веса.

Для музыкального уголка мы подобрали материал для разучивания и прослушивания  казачьих песен, танцев, хороводов, знакомство с народными инструментами, Большое место в приобщении дошкольников к культуре донского края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам.

В уголках ИЗО добавили  предметы декоративно-прикладного исскуства. Дополнили репродукции, через которые дети знакомятся  со строительством  казачьего жилища. С помощью дидактической игры «Отгадай костюм», дети знакомятся с историей казачьего  костюма, его элементам.

В центре физической культуры  составили картотеку   казачьих народных игр и забав. 

На занятиях и прогулке играем в забытые казачьи игры. Знакомим детей с разными видами жеребьевки (выбором водящего игры), разучиваем считалки, слова к играм. Сколько радости, веселья доставляют детям такие игры, как «Папаха», «Плетень» ,«Золотые ворота», «Ремешок»

В старшей группе оформлен мини – музей казачества, где ребята знакомятся с убранством казачьего куреня, бытом и традициями казаков Дона. 6 Этап. Проектная деятельность

При организации работы по приобщению детей к истокам донской культуры большую роль играет организация  проектной деятельности. Так совместно с родителями были  осуществлены следующие проекты: «Моя родословная», «Семейная реликвия», «Из бабушкиного сундука» и др

В наше время невозможно развивать познавательный интерес без использования ИКТ. Воспитателями создан банк презентаций и видеофильмов об истории давно забытых вещей и предметов.

Наши традиции;

Уже стало традицией в нашем детском саду отмечать «Покрова на Дону» широкими ярморочными гуляниями , встречать Новый Год и Рождество, провожать зиму на Масленицу. Беседуем о праздновании Нового Года , Рождества на Дону, проведении Святок. Рассказываем о Деде Морозе, Снегурочке. Разучиваем колядки. Рассказываем о празднике Масленицы, знакомим с приметами приближения весны. Радостно готовимся к встрече Светлой Пасхи: раскрашиваем пасхальные яйца в подарок родителям.

7 Этап. Работа с родителями.

Родители являются активными участниками проектов, праздников и развлечений, проводимых в детском саду, помощниками во время их подготовки .Они принимают самое  активное участие  в творческих конкурсах: рисунков и поделок, на лучшее оформление группы к праздникам, фотоконкурсах. Родители помогали нам собирать предметы казачьего быта для нашего мини -музея.

8 Этап. Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума .

Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства .Наше ДОУ тесно сотрудничает с библиотекой им.Горького , краеведческим музеем г.Азова, казачьим театром «Любо», казачьей молодежной организацией «Донцы».

 Этап. Работа с педагогами.

С целью систематизации, обобщения и углубления знаний педагогов, в ДОУ проводятся консультации, семинары-практикумы, круглые столы по реализации регионального компонента в повседневной жизни детского сада. Современному педагогу не только необходимо знать все то, что связано с региональным компонентом, но и уметь передать детям свои знания.

10 Этап. Организация работы администрации ДОУ по контролю.

Заведующим ДОУ разработан график проверок. Старшим воспитателем подготовлены карты контроля администрацией, взаимопроверок. Разработаны положения конкурсов: «Семейная реликвия», «Пасхальное яичко», «Казачья песня».  Результат проверок, конкурсов обсуждается на педсовете, по итогам  издается приказ, аналитическая справка.

Таким образом, для организации работы, направленной на реализацию национально-регионального компонента в нашем учреждении проводится большая работа. Вкладывая в детей знания, прививая любовь к малой родине, мы стремимся воспитать в них маленьких патриотов. Мы надеемся, что наши воспитанники будут любить свой край, охранять и преумножать богатства нашей земли.

Выдающийся советский педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий. Так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ» В РАБОТЕ ДОО С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

        Анализ литературы выявил, что методическая работа в ДОО по реализации регионального компонента изучено недостаточно....

Организация и проведение режимных моментов в ДОУ с целью повышения познавательной активности дошкольников.

Дошкольные учреждения сегодня - это удивительные, не похожие друг на друга островки радости. А педагогов ДОУ нельзя не назвать Марьями Искусницами, да Василисами Премудрыми. Ведь они своим  творч...

«Организация работы по реализации регионального компонента по приобщению детей к истокам русской культуры с целью повышения познавательной активности»

Доклад . Организация работы по реализации регионального компонента в ДОУ, через организацию работы по приобщению детей дошкольного возраста к русской культуре....

статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ ПО  ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ  В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...