Тема: «Развитие технического творчества детей старшего дошкольного возраста с помощью ЛЕГО – конструирования».
методическая разработка (старшая группа)

Жаманова Светлана Зейнулловна

                                       

Тема: «Развитие технического творчества детей старшего дошкольного возраста с помощью ЛЕГО – конструирования».

Цель: Повысить свой теоретический уровень знаний посредством изучения методической литературы; повысить профессиональное мастерство и компетентность; овладение инновационными педагогическими технологиями LEGO- конструирования, как средством развития технического творчества детей.

Задачи: 1.Изучение психолого-педагогической литературы по LEGOконструированию (история возникновения LEGO-конструирования)

2.Актуальность применения конструирования в образовательном процессе с дошкольниками; - способствовать развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;

 - способствовать развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад «Берёзка», филиал Автономного учреждения дошкольного образования муниципального образования

Заводоуковский городской округ «Центр развития ребёнка – детский сад «Светлячок»

(Детский сад «Берёзка», филиал детского сада «Светлячок»)

Индивидуальный образовательный маршрут

            Тема:  «Развитие технического творчества детей старшего дошкольного возраста с помощью ЛЕГО – конструирования».

 

С.З.Жаманова, воспитатель

г. Заводоуковск, 2020г

                                       

Тема: «Развитие технического творчества детей старшего дошкольного возраста с помощью ЛЕГО – конструирования».

Цель: Повысить свой теоретический уровень знаний посредством изучения методической литературы; повысить профессиональное мастерство и компетентность; овладение инновационными педагогическими технологиями LEGO- конструирования, как средством развития технического творчества детей.

Задачи: 1.Изучение психолого-педагогической литературы по LEGOконструированию (история возникновения LEGO-конструирования)

2.Актуальность применения конструирования в образовательном процессе с дошкольниками; - способствовать развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;

 - способствовать развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи.

Актуальность выбранной темы: Занятия ЛЕГО конструированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников

У детей сформируется: творческие способности, коммуникативные навыки, умение конструировать по схеме и образцу, синтезировать полученные знания

социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт решения конструкторских задач посредством LEGO-конструирования повысится степень самостоятельности, инициативности, познавательной и творческой активности.

Ожидаемые результаты:

Для  воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:

умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков

овладение инновационными педагогическими технологиями LEGO- конструирования, как средствами развития технического творчества детей

умение активизировать творческие способности и умения; распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты, применять полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.

Этапы реализации самообразования:

Первый этап 

(организационно-теоретический

сентябрь – октябрь

– изучение возможностей внедрения LEGO-конструирования в образовательный процесс с дошкольниками, анализ имеющихся условий, знакомство и выбор приемлемой по техническому обеспечению программы по конструированию и робототехники, повышение квалификации, организация начального материально-технического обеспечения LEGO – центра

Второй этап (накопительно - практический

ноябрь – май

- практическое осуществление деятельности по конструированию: организация работы LEGO – центра, решение организационных вопросов по более широкому использованию возможностей LEGO – центра в образовательном процессе со старшими дошкольниками: реализация детско-родительских проектов, мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.

Третий этап (заключительный

май

– осуществление распространения опыта, осуществление презентации полученных результатов

Перспективный план работы по самообразованию на 2020 – 2021 г.

Срок

Этап

Содержание работы

Форма отчетности

Сентябрь - октябрь

Организационно - теоретический

1. Изучение нормативных документов

2. Изучение опыта работы по введению LEGO-конструирования в образовательный процесс с дошкольниками. Знакомство с программами по конструированию со старшими дошкольниками, статьям и учебно-методической литературой по данной теме.

3. Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

4. Прогнозирование результатов.

Консультация для родителей «Значение конструирования из строительного материала в умственном развитии ребёнка», памятка для родителей «Что такое LEGO-конструирование?»

Посещение семинара «Современные игровые технологии и их применение в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО средствами образовательных программ дошкольного образования»

Ноябрь - май

Накопительно – практический

1.Изучение методики LEGO-технологии, конструирования и робототехники в Интернете.

2. Введение конструирования в образовательный процесс со старшими дошкольниками.

3. Подбор необходимого оборудования, материалов 4.Создание предметно-пространственной среды и оборудования для занятий лего - конструированием.

5.Формирование технического словаря для детей.

6. Размещение стендовой информации для родителей «Информация о проекте»

8.Мастер-класс для воспитателей,

9. Консультации для педагогов.

10. Участие в конкурсах и выставках различного уровня в ДОУ.

Консультация для родителей «Конструктор Лего: как играть, что выбрать?»

Консультация для педагогов «LEGO-конструирование в детском саду».

Оформление фотовыставки

«Моё конструирование»

Посещение семинара «

Май

Заключительный

1. Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе.

2. Анализ по осуществлению плана по самообразованию.

3. Планирование деятельности и перспектив развития.

1.Презентация «LEGO конструирование в старшем дошкольном возрасте, как средство развития технического творчества детей».

Перспективное планирование работы с детьми, родителями и педагогами  по лего – конструированию.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы.

Сентябрь-май

Изучение учебно – методической литературы и интернет ресурсов:

1. А. Бедфорд  «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г. 

2. Е.В. Фешина «Лего - конструирование в детском саду» - М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.

3. Каталог сайтов по робототехнике - полезный, качественный и наиболее полный сборник информации о робототехнике. [Электронный ресурс] — Режим доступа: свободный http://robotics.ru/

4. Л. Г. Комарова, Строим из Лего / Л. Г. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.

5. Л.В.Куцакова, Конструирование и художественный труд в детском саду / Л. В. Куцакова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2005 г.

6. «LEGO конструирование в детском саду» Феншина Е. В. пособие для педагогов – Москва, Сфера, 2011 г.

7. М.С. Ишмаковой  «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.

8. О.В. Дыбина, Творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г.

9. Программа дополнительного образования «Роботенок» - Дымшакова Ольга Николаевна

(http://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/9316-programma-robotjonok.html)

10. Проект «Развитие конструирования и образовательной робототехникив учреждениях общего и дополнительного образования г. Сочи на период 2014-2016 гг.» (http://sochi-schools.ru/sut/im/d_114.pdf)

11.Рабочая программа «Робототехника в детском саду» (http://detsad139.ru/doc/pr_robototechnika.pdf)

12.Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации/Федеральные государственные образовательные стандарты: http://mon.gov.ru/pro/fgos/

13.Сайт Института новых технологий/ ПервоРобот LEGO WeDo: http://www.int-edu.ru/object.php?m1=3&m2=62&id=1002

14. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO» Лусс Т. В. - Москва, Владос, 2003 г.

Картотека методической литературы.

Работа с детьми

Сентябрь

Оформление математического уголка в группе.

Познакомить  детей с ЛЕГО – конструктором.

-Знание цвета и формы.

подбор дидактических игр.

Игра «Как тебя зовут?»

Октябрь

Знакомство с LEGO конструктором.

Игра «Чудесный мешочек».

Знакомство с цветом волшебных кирпичиков.

1)Закрепление знаний детьми простейших названий деталей LEGO конструктора

2) Цвет элементов

3) Башни одного цвета

4) Башни разных цветов

5) Разноцветные дорожки

6) Постройка по замыслу из элементов определенного цвета

Ноябрь

Знакомство с формой элементов (кубик 2x2).

1) Знакомство с кубиком 2x2

2) Знакомство с вариантами скрепления элемента (кубик 2x2)

3) Высокая и низкая башня из кубиков 2x2 (закрепление варианта скрепления «на все шипы»)

4) Лесенка (закрепление варианта скрепления «на один шип вправо»)

5) Постройка по замыслу из кубиков 2x2

Декабрь

Знакомство с формой элементов (кирпичик).

1) Знакомство с кирпичиком

2) Знакомство с вариантами скрепления элемента кирпичик

3) Широкие и узкие ступеньки (закрепление варианта скрепления «на два шипа назад»)

4) Высокая башня (закрепление варианта скрепления «на все шипы»)

5) Постройка по замыслу из кирпичико

Январь

Закрепление навыков скрепления все элементов между собой.

1) Соединение элементов для лучшей ориентации во всех деталях.

2) Постройка по замыслу, используя все элементы конструктора

февраль

Простейшие постройки.

Формировать бережное отношение к конструктору.

Учить строить простейшие постройки:

1) Башенка

2) Дорожка

3) Мост

Март

«Поможем Пете построить забор для огорода».

Закреплять цвет, форму деталей, развивать внимание.

1) Формировать представления о высоте предметов (высокий, низкий)

2) Прослеживать связи между конструкцией забора и его назначением

3) Познакомить детей со способами сооружения заборов и конструкционными возможностями разных деталей

4) Игры «Найди кирпичик как у меня», «Разложи по цвету»

Апрель

«Построим в саду дорожку красного цвета».

Развивать координацию движений, закреплять название деталей.

1) Учить детей самостоятельно подбирать необходимые детали по величине и цвету

2) Формировать восприятие цвета, помогать детям обследовать предметы, выделяя их цвет

3) Развивать воображение, память, образное мышление

4) Развивать мелкую моторику рук

5) Игры «Передай кирпичик», «Чего не стало?»

Май

«Строительство дорожек разной ширины в весеннем парке».

Закрепить знания о величине предмета.

1) Формировать представления о величине предмета (широкий, узкий)

2) Познакомить со способами соединения деталей при постройке

широких дорожек

3) Развивать умения анализировать образец и соотносить с ним свои действия

4) Игра «Гуляем в нашем парке»

Работа с родителями

Сентябрь

Консультация для родителей «Значение конструирования из строительного материала в умственном развитии ребёнка», памятка для родителей «Что такое LEGO-конструирование?»

Октябрь

Рекомендации «Развитие конструктивных навыков в играх с разными видами конструкторов;

Ноябрь

Консультация для родителей «Конструктор Лего: как играть, что выбрать?»

Оформление фотовыставки

«Моё конструирование»

Декабрь

Разработка папки передвижки «Лего играть помогает и ум развивает?»

Февраль

Изготовление роботов из бросового материала, конкурсы, участие в выставках и совместных проектах

Фотовыставка «Как мы изучаем лего-конструирование »

Май

выставка детско-родительского творчества для воспитанников детского сада. Модели Поделок из конструктора Лего

 Презентация «LEGO конструирование в старшем дошкольном возрасте, как средство развития технического творчества детей».

Работа с педагогами

Октябрь

Картотека игровых упражнений и дидактических игр с использованием конструкторов типа ЛЕГО

Декабрь

Консультация «Значение LEGO-конструирования в развитии детей дошкольного возраста»

Март

Буклет «Игры с ЛЕГО».

Самореализация

Апрель

Консультация для педагогов «LEGO-конструирование в детском саду».

Май

Отчет по теме самообразование

 Презентация «LEGO конструирование в старшем дошкольном возрасте, как средство развития технического творчества детей».

     

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему:"Развитие художественно-пластического творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традиционными глиняными игрушками Алтайского края"

Представлена презентация опытно-эксперементальной работы по развитию художественно-пластического творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традиционными глиняными игрушк...

Развитие инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью Лего-конструирования

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов....

Самообразование на тему "Развитие технического творчества детей старшего дошкольного возраста с помощью ЛЕГО – конструирования "

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспита...

Конспект образовательной деятельности по развитию технического творчества детей старшего дошкольного возраста "Изобретаем транспорт специального назначения"

Актуальность:Современные дети растут в мире высоких технологий, развивающихся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ...

Буклет на тему: "Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с помощью игры".(Консультация родителей и педагогов по теме самообразования).

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоционально...

Родительское собрание для родителей (законных представителей) по теме: «Развитие предпосылок научно-технического творчества детей старшего дошкольного возраста посредством использования конструктора «Фанкластик»

Цель: повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников в процессе активного обсуждения данной темы, практическое использование конструктора «Фанкластик&r...