Проект в средней группе на тему: «Русский народный костюм».
проект

Каткова Сакинат Мустапаевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_narod.kostyum.docx63.69 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательного речевого развития воспитанников № 26 «Солнышко» села Покойного Буденновского района»

Проект в средней группе на тему: «Русский народный костюм».

Воспитатель: Каткова

Светлана Мустапаевна.

2022г.

«Русский народный костюм»

Актуальность:

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Многие люди совсем забыли о своих русских ценностях.

Традиционный русский костюм – важная часть традиционной культуры. У русской национальной одежды многовековая история. Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления. Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа.

Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков.

Постановка проблемы:

Реализуя тему, «Одежда» от детей прозвучал вопрос: а наши прабабушки и прадедушки тоже носили такую одежду? Кто-то давал положительные и отрицательные ответы, кто-то говорил, что не знает. И дети захотели узнать, в какой одежде ходили люди на Руси.

Цель и задачи:

Цель: сформировать представление детей о русском народном костюме, посредством познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

-  Способствовать развитию познавательного интереса детей к истории русского народного костюма и, как следствие, к русской народной культуре.

Развивающие:

- развивать представления детей о русском народном костюме посредством игры «Одень куклу», рассказа о деталях русского народного костюма, драматизации сказки «Сарафан в гостях у Рубахи», продуктивной деятельности («Познание»);

- развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками посредством познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности.

Воспитывающие:

- воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за свой народ, уважение к традициям и обычаям русского народа («Социализация»).

Ожидаемый результат:

1. Дети начнут проявлять активный познавательный интерес к русской народной одежде, а как следствие к русским народным традициям и обычаям.

2. Будут значительно расширены и обобщены представления детей о русской народной одежде, как о объекте материальной и духовной культуры русского народа.

3. Будет положено начало воспитания патриотических чувств у детей.

4. Значительно будет расширен словарный запас детей по теме проекта.

5. У детей сформируется знания и представления о русском народном костюме.

Взаимодействие с родителями:

1. Пошив русского народного костюма для кукол.

2. Помощь в подборке материала и иллюстраций на тему «Русский народный костюм».

3. Изготовление альбома по теме проекта.

4. Выставка рисунков.

Вид проекта: групповой, познавательно-продуктивный.

Срок реализации проекта: три месяца (сентябрь-ноябрь).

Участники: родители, дети, воспитатели, музыкальный руководитель.

Возраст детей: 4-5 лет.

Подготовительный этап:

1.Подбор художественной литературы.

2.Сбор и изготовление дидактических игр.

3.Пошив костюмов для кукол.

4.Сбор наглядного материала.

5.Составление консультаций и рекомендаций для родителей.

6. Разработка конспектов НОД.

Основной (практический):

1. Чтение русских народных сказок: «Царевна лягушка», «Как старуха нашла лапоть», «Как рубаха в поле выросла», «Гуси лебеди», «Морозко», «Три медведя», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

2. Беседы: «Знакомство с женской русской народной одеждой», «Как одевались мужчины на Руси», «Традиции русского костюма», «Одежда наших предков», «Узоры на одежде».

3. Дидактические игры: «Одень куклу», «Составь узор», «Собери картинку», «Найди отличие», «Укрась кокошник».

4. Сюжетно-ролевая игра: «Чаепитие», «В гостях».

5.Подвижные игры: «Каравай», «Жмурки», «Наш платочек голубой»,

хороводная игра «Галя по садочку ходила».

Непосредственно организованная деятельность:

1. Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Русский народный костюм».

2. Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Одежда наших предков».

3. Конспект НОД по рисованию на тему: «Девочка в русском сарафане».

4. Конспект НОД по лепке на тему: «Нарядный кокошник».

5. Конспект НОД по аппликации на тему: «Русские костюмы: сарафан, рубаха».

6. Конспект НОД по речевому развитию на тему: «Составление описательного рассказа о русском костюме».

7. Конспект НОД по театрализованной викторины «Наряды Древней Руси».

8. Культурно – досуговая деятельность на тему «Русские посиделки».

Вывод: таким образом, можно сделать вывод, о том, что, знакомя детей с русскими народными костюмами мы тем самым способствует воспитанию уважения к истории и традициям Русского народа. Идея воспитания патриотизма, через знакомство с народным костюмом, дало свои плоды. Дети стали больше интересоваться, о том, как жил русский народ, какие праздники отмечали, какие традиции соблюдали. Изучая русский народный костюм, дети расширили свои познания во всех образовательных областях. В большей степени познания проходили, через художественно эстетической области, ведь невозможно обойтись без русского народного фольклора, это и сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки. А так - же живопись, вышивка, ведь, этому в русском народе уделялось очень большое значение, и имело место в истории. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством, и мы гордимся своей историей!

Список используемой литературы:

1. Дошкольная педагогика. Журнал для педагогов ДОУ. № 6, 2013г.

2. Е. А. Позднякова «Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении» «Учитель» - 2008 год.

3. «Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников 2-7 лет. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей». – М.: Баллас, 2012г.

4. Н. В. Пугачева, Н. А. Есаулова «Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста», Москва Педагогическое общество России - 2007 год

5. «Ребенок в детском саду». № 4, 2012г.

6. Ф. М. Пармон «Русский народный костюм как художественно-конструктивный источник творчества» Москва Ленпромбытиздат- 1994 год.

7. «Фольклорный праздник в детском саду». Г. М. Науменко. Москва Линка-пресс - 2000 г.

Приложение №1

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе по познавательному развитию на тему: «Русский народный костюм».

Цель: сформировать знания детей о русской народной культуре. Пояснить, что многие виды современной одежды пришли к нам из глубокой старины. Обратить внимание детей на то, что русский национальный костюм – это труд, творчество, мастерство русских женщин.

Задачи: формировать навыки, различать разные виды одежды: старинную и современную; мужскую и женскую, называть детали одежды, декоративные элементы русского орнамента. Помочь понять символику цвета и расположение орнамента в русском народном костюме.

- Развивать эстетический вкус, технические умения и навыки рисования, раскрасить русский народный костюм, правильно составить на нём узор, симметрично располагая его элементы.

- Воспитывать интерес к жизни наших предков, уважительное отношение к творениям рук человеческих, желание создавать красивые вещи.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Словарная работа: косоворотка, кокошник, лапти.

Предварительная работа:

Проведение бесед на тему «Как одевались в старину» с использованием рисунков, картин, альбомов. Чтение «Как рубашка в поле выросла», рассматривание иллюстраций к тексту. Разучивание хоровода «Ленок», пословиц о труде и мастерстве (донести до детей понимание их смысла). Знакомство с семантикой народного орнамента.

Материал к занятию:

Иллюстрации с изображением старинной одежды: рубаха, понёва, сарафан, порты, пояс, кокошник, мужчина и женщина в русских народных костюмах, современные виды одежды: сарафан, рубашка, юбка, шорты… Куклы мальчик и девочка в русских народных костюмах. Заготовки силуэтов рубахи для мальчиков и сарафана для девочек, краски, кисточки, салфетки.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением разного вида одежды.

- Посмотрите на эти картинки. Что на них изображено? Кто что видит? (Ответы детей: Я вижу рубашку, брюки, платье)

- Как это можно назвать одним словом? (Одежда)

- Посмотрите и назовите одежду, которая вам знакома? Назовите ту одежду, которую носят сейчас. (Пальто, платье, брюки, куртка, рубашка)

- Как называют одежду, которую носят сейчас? (Современная)

- Ребята, посмотрите ещё раз на наши картинки с одеждой и назовите из них ту, которую сейчас не носят? (Рубаха, старинный сарафан) Когда носили такую одежду? (Давно, в старину.) Как называют одежду, которую сейчас не носят? (Старинная)

- Мы сегодня поговорим об одежде современной и старинной. Сначала скажите, какая бывает одежда? Я задаю вопрос, а вы отвечаете, и кто ответил, усаживается на стульчик.

- Как называют одежду для детей? (Детская)

- Как называют одежду для женщин? (Женская)

- Как называют одежду для мужчин? (Мужская)

- Как называют одежду для кукол? (Кукольная)

- Как называют одежду для занятий спортом? (Спортивная)

- Как называют одежду, которую носят зимой? (Зимняя)

- Как называют одежду для лета? (Летняя)

- Как называют одежду для взрослых? (Взрослая)

- Как называют одежду для школы? (Школьная)

- Как называют одежду для рабочих, строителей? (Рабочая)

- Как называют одежду, которую носили в старину? (Старинная)

- Сегодня на нашем занятии будут гостями наши Марьюшка и Иванушка. Рассмотрите внимательно их наряд. В какую одежду они одеты? (В старинную, в русский народный костюм). Какой вид одежды есть на Марьюшке, и на Иванушке? Какой вид одежды носили в старину и взрослые, и дети? (Рубаху)

- Да, рубаху носили все, это самый старинный вид одежды и называли мужскую рубаху - косоворотка. Что обязательно повязывали поверх рубахи мальчики и мужчины? (Пояс.)

- У кого рубаха была длиннее: у женщин или у мужчин? (У женщин)

Как легко и быстро делать стильные презентации самому?

Научись делать стильные презентации за полчаса в день и получили повышение!

Узнать больше

- А сейчас в наше время мы носим рубахи? (Нет)

- В таком виде как раньше – нет, но есть одежда, которая напоминает рубаху, но имеет немного другой вид. Что у девочек похоже на рубаху? (Блузка, водолазка). Какая современная одежда похожа на рубаху?

- Что из одежды мальчиков похоже на рубаху? (Рубашка, футболка, водолазка).

- Что одето поверх рубахи у Марьюшки? (Сарафан)

- Что женщины одевали поверх рубахи? (сарафан). А ещё паневу, навершник, фартук-занавеску.

- На какую современную одежду похожа понёва? (на юбку). Да только не сшитую, а распашную.

- Что ещё поверх юбки носили (повязывали) женщины? (Фартук, передник)

- В старину такой фартук называли занавеской.

- Что ещё кроме рубахи носили мальчики, мужчины? (Порты)

- На какую современную мужскую одежду они похожи? (На брюки, штаны)

- А сейчас мы поиграем в игру «Старина и современность». Я называю предмет одежды, которую носили давно, а вы мне называете похожую, но современную, которую носят сейчас. Мужская рубаха – рубашка; женская рубаха – блузка; порты – штаны, брюки; понёва – юбка; душегрея – жилетка; занавеска – фартук; старинный сарафан – современный сарафан… (Воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку. Дети бросают его обратно вместе с ответным словом.)

- Ребята, скажите, а для чего нужна одежда человеку? (Для того, чтобы грела, защищала, украшала человека)

- Оказывается не только для того, чтобы прикрыть тело, украсить, согреть, но и уберечь от болезней, неприятностей, бед. Посмотрите на русский народный костюм и скажите, как (чем) он украшен? (Вышивкой, ленточками, узорами)

- Это не просто вышивка, узоры, это ещё и оберег. Оберег – от слова оберегать от всего плохого: от болезней, от бед, от плохих людей. В старину поклонялись люди природе-матушке. А что больше всего почитали, любили, отгадаете загадку и вспомните. Ребёнок загадывает загадку: «Что выше леса, краше света, без огня горит? » (Солнце) Что мы получаем от солнышка? (Свет, тепло, радость.)

- Если солнце дарит нам свет, значит, оно, что делает? (Светит.) Если солнце дарит радость, оно что делает? (Радует) Если солнце дарит нам тепло, то оно, что делает? (Греет) Как ласково можно сказать про солнце? (Солнышко). Солнышко греет нас своими лучиками, и мы разомнём свои пальчики-лучики.

Пальчиковая гимнастика «Лучики»

Девочки и мальчики,

Где же ваши пальчики? (Спрятали руки за спину)

Пошли пальчики с утра (Пошевелить пальчиками)

Ушли к тёте Розе (Похлопать в ладоши)

На скамеечке сидели (На большом пальчике левой руки «посидеть»

каждым пальчиком правой руки)

Да в окошечко глядели. (Сложить «окошечки» перед глазами из пальцев)

Напились чаю, чаю разыграю, (Чередовать хлопки и показ больших пальцев)

Солнышко ладошку (Погладить ладошку)

Погладили немножко

Пальчики подняли –

Лучиками стали. (Выпрямить и растопырить пальцы обеих рук)

- Солнышко послало нам свой лучик, мы его будем передавать друг другу

говорить какое солнышко? (Ласковое, доброе, лучистое, тёплое, весёлое,

яркое, горячее, золотое, нежное).

- Какой формы солнце? (Круглой)

- В старину считали, что круг оберегает человека, потому что он похож на

солнце. Поэтому вышивка, расположена по кругу, по краю одежды.

- Ещё считали, что ткань оберегает человека, но через отверстия в одежде к нему могли пробраться неприятности, беды, болезни.

- Посмотрите внимательно и скажите, какие места, детали одежды украшали?

(Ворот, рукава, подол, разрезы, оплечье, горловина).

- Как можно изобразить солнце, не используя красок, ниток, инструментов? Как мы все вместе можем это сделать? (Построить хоровод, взявшись за руки)

- Давайте построим хоровод. (Дети выстраиваются в хоровод).

- Как вы думаете, из какого материала шили одежду в старину?

Ребёнок загадывает загадку: «В землю ушёл, синю шапочку нашёл,

Из земли вырастал – весь мир одевал». (Лён)

- В старину выращивали лён, и из него шили одежду. А как это делали, мы сейчас покажем, исполним хоровод «Ленок».

(Дети поют и показывают движениями, как сеют, полют, прядут и ткут ленок.)

- Вот сколько трудов прилагали наши предки, чтобы сшить платок, рубаху или полотенце. А труд всегда уважали, много сложили пословиц о нём. Вспомним их, кто расскажет пословицу, тот садится на своё рабочее место.

Землю солнце красит, а человека - труд.

Умелые руки не знают скуки.

Человек от лени болеет, от труда здоровеет.

Не спеши языком, а спеши делом.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Без труда нет добра.

Дело мастера боится.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Ученье и труд рядом идут.

Была бы охота, будет ладиться и работа.

Доброе дело само себя хвалит.

- А теперь мы тоже с вами поработаем. Мы будем украшать: мальчики русскую народную рубаху, а девочки – сарафан. Перед каждым из вас силуэт рубахи или сарафана. Давайте вспомним, какие детали одежды нужно украшать? (Ворот, манжет, подол, пояс, разрез)

Дети выполняют аппликацию. Звучит спокойная музыка.

По окончании работы дети представляют свои работы.

Воспитатель подводит итог проделанной работе, благодарит детей за работы и преподносит в подарок раскраски «Русские костюмы».

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему: «Одежда наших предков»

Цель: приобщать дошкольников к истокам русской народной культуры посредством знакомства с народным костюмом.

Задачи:

1. Познакомить детей с женским и мужским народным костюмом, особенностями его изготовления и применения.

2. Развивать творчество, воображение; обогащать и активизировать словарь детей по теме: русский костюм.

3. Воспитывать интерес к истории своего народа; формировать эстетический вкус.

Интеграция образовательных областей: художественно эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие.

Словарная работа: льняная ткань, оберег, вышивка крестом мулине.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам «Кот и петух», «Колобок», «Заячья избушка». Беседа о старинных женских головных уборах.

Материал: Русский сарафан, женская кофта-рубаха, косоворотка, передник изо льна, рушник вышитый «крестом», короб, на каждого ребёнка-лоскуты различных тканей, бумажные силуэты сарафанов, женских рубах, передников, мулине, тесьма, куклы.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о русском народном костюме - женском и мужском. Одежда русских людей в старину была довольно простой, удобной и красивой. Одежду шили из льняной ткани. Её ткали из льняных нитей. Именно из такой ткани сшит этот сарафан (достаёт из короба надетый на плечики женский народный костюм: кофта-рубаха, сверху сарафан)

Хороша льняная ткань тем, что она экологически чистая, нити из которых ее ткут, спрядены изо льна. В одежде из этой ткани зимой не холодно, летом не жарко, тело в ней «дышит». Но плохо, что эта ткань быстро мнётся и с трудом разглаживается. В наше время льняная одежда снова начала пользоваться популярностью. А что бы она не так мялась, люди придумали добавлять к льняным нитям тоненькие искусственные нити. Ребята, вспомните, какой цвет имеет не окрашенная льняная ткань? (Ответы детей) Ткань этого сарафана окрашена. Как вы думаете, что означает красный цвет ткани? (Тепло, праздник, радостное настроение) Чаще всего сарафаны были красного, жёлтого, голубого и коричневого цветов. Жёлтый цвет олицетворяет солнце, богатство; голубой был символом неба, молодости. А как вы думаете, что означает коричневый цвет ткани? (Землю-кормилицу) Что надевали женщины под сарафан? (Снимает с «плечиков» сарафан и демонстрирует кофту-рубаху) Правильно, под сарафан женщины одевали белые кофты-рубахи. Сверху сарафана повязывали передники. (Достаёт из короба передник, надевает его на себя)

Шитьё русского народного костюма

Воспитатель: Давайте попробуем «сшить» русский народный женский костюм. (Предлагает детям подобрать лоскуты ткани, подходящие для костюма, и, наложив их на бумажные силуэты, вырезать сарафан, кофту-рубаху, передник)

-Ребята, ещё раз внимательно посмотрите на народный костюм. Почему он кажется нам необычным и красивым? (Ответы детей) Правильно, и на переднике, и на сарафане, и на кофте-рубахе есть вышивка, это вышивка «крестом». По народному поверью, вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил.

Вышивка - обереги располагалась в определённых местах: на рукавах рубахи, у выреза и на подоле сарафана.  Узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли их силу и ловкость. Узоры на сарафане оберегали лёгкие и сердце, не давая этой силе подобраться снизу.

Все эти узоры вышивали разноцветными нитками. Сейчас для вышивания используют нитки, которые называют «мулине» (Достаёт из короба мулине разных цветов и раздаёт детям.) Посмотрите, как необычно они смотаны. Потрогайте их: они мягкие, шелковистые, вот что можно вышить такими нитками. (Достаёт из короба и демонстрирует вышитые салфетки, скатерти, полотенце)

Женщины в старину украшали вышивкой не только сарафаны, рубахи, полотенце, но и мужскую одежду. (Достаёт из короба рубаху-косоворотку) Рассмотрим эту рубаху. Она очень длинная, рукава тоже длинные и широкие. Не закатав такие рукава работать, было невозможно. Именно с этих давних времён берёт начало выражение «работать спустя рукава», значит работать плохо, кое-как.

Чем старинная рубаха отличается от рубашек, в которые одеты наши мальчики? (Ответы детей) Правильно, она сшита из другой ткани. Вспомните, как она называется? (Льняная). Кроме того, у старинной рубахи по-другому скроен воротник: он расположен сбоку, как бы косо. Поэтому её называли косовороткой.

Ещё одна особенность рубахи вышивка на вороте, рукавах и внизу. Как называется такая вышивка и для чего она нужна? (Ответы детей). Рассмотрим иллюстрацию к русской народной сказке «Кот, петух и лиса» Что нарисовал художник поверх рубахи у кота? Правильно - пояс. В старину их называли опоясками. Их плели из тесьмы, делали из ткани и кожи. Пояс был не только частью костюма, но и опознавательным знаком. Что такое опознавательный знак? (Рассуждения детей) Посмотришь на пояс и сразу поймёшь, богат человек или беден: у богатого пояс широкий, украшен красивым узором, а у бедного - узкий и узор на нём попроще.

Плетенье пояса.

Воспитатель: Давайте сплетём пояски в подарок братьям, папам и дедушкам. (Дети выбирают куски тесьмы, воспитатель показывает способ плетения.)

Загадки:

Эта часть костюма не мужской кафтан.

Носит красна девица длинный (сарафан)

С давних пор краса девицы

Не румяна, не ресницы.

Всюду русская краса-

С лентой длинная (коса)

Ходит девица с косой

С непокрытой головой,

Красоте помощник-

Расписной (кокошник)

Ворот вышит, а застёжка

Сбоку подбородка.

Всем наряд известен этот

Как (косоворотка)

На Руси с давних пор

Головной носят убор.

Платки для женщин-украшенье,

Носят их они с уменьем.

Шиты золотом сапожки русские,

Блестят на солнышке носочки узкие.

Идёт красавица, плывёт лебёдушкой,

И все любуются её красой!

Русская народная игра «Плетень»

Воспитатель: Молодцы, ребята, мы сегодня очень славно потрудились, все старались, были умными, добрыми, весело плясали и пели, в игры играли, красиво плели пояски. И много нового узнали. А что же вы нового узнали?

Конспект НОД по художественному творчеству (рисование)

в средней группе «Девочка в русском сарафане»

Цель: формировать навык у детей рисовать на заранее подготовленном шаблоне фигуры человека, передавать форму народного сарафана.

Задачи:

Образовательные: - продолжать формировать навык рисовать крупно во весь лист;

-закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков красками и карандашами по выбору.

Развивающие:

-пробуждать интерес детей к русскому национальному костюму, подчеркнуть основное назначение одежды – беречь человека.

-расширить знания детей о символике цвета в русском народном костюме.

-развивать умение оценивать свои результаты, сравнивая с изображаемым предметом.

Воспитательные: воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа, творчеству русского народа.

Оборудование и материалы: изображение девочки в сарафане, простой графитный карандаш, гуашь, цветные карандаши, кисти, ластик, альбомный лист бумаги, баночки, салфетки, схема выполнения рисунка.

Предварительная работа: беседы, знакомство с творчеством народных мастеров, просмотр иллюстраций, чтение русских народных сказок, поговорок, пословиц. дидактическая игра «Что за роспись?». Знакомство с русскими народными играми.

Ход НОД:

1.Организационный момент.

Воспитатель: утром солнышко проснулось (образуют круг)

                        Всем на свете улыбнулось (дети идут друг за другом)

                        Громко "здравствуйте" сказало

                        И по небу побежало (дети бегут друг за другом)

                        Всех обогрело и тихонько село (дети присаживаются)

2. Основная часть.

Воспитатель: ребята, смотрите, какая нарядная девочка изображена на картинке, посмотрите на её наряд. А вы знаете, как он называется? (сарафан). А девочку зовут Алёнка.

 Воспитатель: правильно, это сарафан – длинная одежда без рукавов.

                            Я скажу вам без обмана

                             Лучше нету сарафана

                             Мне сказала тётя Настя:

                             Сарафан приносит счастье.

 Сарафан одевают поверх белой рубашки, которая называется сорочка – это женский русский народный костюм. Сарафаны на Руси носили как каждый день, так и в праздники. Но праздничные сарафаны шили с любовью, мягкие плавные линии сарафана, которые как бы струились при движении, делали девушку похожей на лебедя. Недаром в народных песнях и сказках женщин называли лебедушками. Украшали сарафаны вышивкой, различными лентами, цветными полосками, бахромой и тесьмой с узорами. Сарафаны очень бережно хранили и одевали по праздникам, когда собиралось все село, веселились и играли в народные игры и забавы. Шили сарафаны из разных тканей, и каждый цвет что-то означал: красный - огонь, считалось, что красный цвет охраняет и защищает, зеленый – цвет жизни и растительности. Их одевали на рождение детей и празднование хорошего урожая.

Желтый, оранжевый – цвет пшеницы и солнца. В желтых сарафанах водили хороводы после посевов, тем самым призывая солнце обогревать поля к хорошему урожаю.

Синий и голубой – цвет неба и воды, в синих сарафанах отмечали праздник Ивана купала.

Белый – чистота, честность, преданность. На сарафане орнамент располагается по подолу и в центре. Орнамент считался оберегом. Не только для красоты, но и для защиты от болезней, бед и несчастий, носили сарафаны.

Ребята, что-то наша Алёнка загрустила, у неё много подружек, вот только гулять им не в чем у них совсем нет сарафанов, мы должны ей помочь, но как это сделать?

Дети: нарисовать подружкам сарафаны.

3. практическая часть.

Воспитатель: наших девочек нужно одеть в красивые сарафаны. (рисуем по схеме сарафан)

На голове рисуем лицо, волосы и кокошник.

Воспитатель: - А теперь надо украсить сарафаны.                  

                      Не танцует, не поет

                     Наш игрушечный народ.

                     Сарафан у них простой-

                     Белый, а не расписной.

                     Не украшена рубашка –

                     Нет и вышивки на ней.

                     Все исправить, все украсить

                     Просят девочки детей

 Дети раскрашивают рисунки.

4. Рефлексивно-оценочная часть.

Воспитатель: наша Аленка не будет скучать, у нее столько много подружек, молодцы ребята!

Конспект НОД по художественно эстетическому развитию (лепка)

В средней группе на тему: «Нарядный кокошник».

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

-продолжать развивать навыки работы с пластилином.

-развитие художественного вкуса, творческих способностей.

-воспитание интереса к русской народной культуре.

Материал: русский национальный головной убор – кокошник, кукла в русском национальном костюме.

Раздаточный материал: шаблоны кокошников, разноцветный пластилин, дощечки для пластилина, стеки.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам поработать в мастерской на все руки. А вот и хозяйка этой мастерской.

Воспитатель. (говорит от имени куклы)

Здравствуйте, детишки:

Девчонки и мальчишки

Спасибо, что мимо не прошли

Ко мне в гости зашли

Проходите, не стесняйтесь,

Поудобнее располагайтесь!

Воспитатель. Какая интересная девочка. И одета чудно. А что за наряд на девочке.

Ответы детей.

Воспитатель. Спросим, как ее зовут.

Кто – то из детей спрашивает куклу

Воспитатель. (от имени куклы) Зовут меня Алена. Друзья зовут Аленка.

Воспитатель. Ребята, вам не показалось, что голос у Алены грустный?

Ответы детей

Воспитатель. Что случилось у тебя?

Воспитатель. (от имени куклы) Я расскажу вам одну историю, и вы поймете, почему я расстроена. В нашем городе мастеров живет волшебница Вероника. Когда – то она была веселой, доброй. Но однажды она заболела какой – то странной болезнью – перестала видеть красоту. Все вокруг кажется ей некрасивым. Она начала совершать недобрые дела. Вот недавно зашла в мою мастерскую и сдула с украшенных мною кокошников все украшения.

Воспитатель. Действительно, все кокошники без украшений. Не расстраивайся, Аленка, мы что – нибудь придумаем. Ребята, как мы можем помочь Аленке?

Дети говорят о том, что могут помочь Аленке украсить кокошники.

Воспитатель. Для начала, мы выясним, что такое кокошник и как его нужно украшать. Кокошник – старинный русский головной убор в виде гребня вокруг головы, символ русского традиционного костюма. Кокошники изготавливали на твердой основе, затем обшивали дорогой тканью. После этого, украшали узорами из жемчуга, бисера, цветных камней и стекол. Также кокошники украшали драгоценными камнями (показ слайдов, с изображениями по- разному украшенных кокошников). Этот головной убор изготавливался мастерицами – «кокошницами». Кокошники предназначались для праздников, все невесты на свадьбах надевали их.

Я предлагаю вам ребята украсить кокошники с помощью разноцветного пластилина.

Показ воспитателем пример украшение пластилином кокошника.

Воспитатель. Перед началом работы я предлагаю вам немного размяться.

Физкультминутка

Раз - поднялись, подтянулись,

Два - нагнулись, разогнулись,

Над головою три хлопка, а потом и два прыжка,

Вдох и выдох - подышали глубоко,

Сели тихо и легко.

Воспитатель. Итак, ребята за работу.

Дети рассаживаются за рабочие столы.

Воспитатель. (от имени куклы) У вас получились очень красивые кокошники. Спасибо вам за помощь.

Воспитатель. Ребята, вы отлично поработали. Нам пора возвращаться в детский сад. Скажем до свидания Аленке (дети говорят до свидания). Закроем глаза, посчитаем до трех.

Дети закрывают глаза, считают до трех.

Воспитатель. Вот мы и в детском саду. Какое доброе дело мы сделали? (Ответы детей). Да, день прошел не зря – мы сделали доброе дело. Я вами очень горжусь.

Конспект занятия по аппликации в средней группе

На тему: «Русские костюмы: сарафан, рубаха»

Цель: формирование самостоятельности в продуктивной деятельности у детей в соответствии с возрастом.

Задачи:

Образовательные: создать у детей интерес к народной игрушке, стремление украсить сарафан(рубаху) узором, используя геометрические фигуры, полученные путём разрезания; продолжать учить детей работать последовательно, располагать детали на определённом расстоянии друг от друга; побуждать детей к самостоятельному выбору и применению элементов для украшения одежды.

Развивающие: развивать эстетическое восприятие, внимание, память, глазомер, усидчивость, творческую активность.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, аккуратность, уверенность в своих силах и умение доводить начатое дело до конца.

Предварительная работа: беседа о русском национальном костюме, дидактические игры на развитие чувства и формы.

Методы и приёмы: создание проблемной ситуации; вопросы активизирующие и познавательные; напоминания, совет, указания; индивидуальная поддержка; поощрение; положительная оценка результата детской деятельности.

Материал: плоскостные силуэты сарафана и рубахи, полоски разной длины, квадраты разных цветов, ножницы, клей, кисти, салфетки, клеёнки, Игрушки в национальных костюмах, иллюстрации национальных костюмов.

Вводная часть.

Воспитатель: здравствуйте, дети. Сегодня к нам в гости пришли куклы- Марьюшка и Иванушка. А пришли они к нам из русских сказок. Красивые, правда?

Основная часть.

Воспитатель: посмотрите, во что они одеты? (Ответы детей). Посмотрите внимательно на их наряд. Это русский народный костюм. Дети и взрослые, женщины и мужчины носили рубаху. Мужская рубаха называлась косоворотка. Как вы думаете, что обязательно повязывали поверх рубахи мальчики и мужчины? (Пояс.) А женщины носили белую рубашку с длинными рукавами, украшенными красивой вышивкой. По-другому она еще называется сорочка (Дети повторяют новое слово). Только поверх рубахи они надевали сарафан. Сарафаны были праздничные и повседневные. Украшали их вышивкой или лентами. Посмотрите, какие части одежды украшались: ворот, рукава, подол, разрезы, оплечье, горловина.

Воспитатель: А теперь, послушайте историю о том, как подружились Сарафан и Рубаха.

Жил на краю деревни Сарафан - господин, а на другом краю той же деревни - Рубаха-простуха. Лежит Сарафан в сундуке, да праздников ждёт, когда его хозяйка достанет, да наденет. Скука его одолела и решил он в гости к Рубахе-простухе пойти. Зашёл он в избу, поклонился. Рубаха обрадовалась гостю. Самовар на стол.

Рубаха: попьёшь чайку - забудешь тоску.

Сели они рядком, да разговор завели.

Сарафан: почему, Рубаха, ты такая добрая да пригожая?

Рубаха: Меня хозяин на тело надевает, своей душой согревает. А я ему тепло даю, да врагов и нечисть не пускаю.

Сарафан: как же ты нечисть - то всякую не пускаешь?

Рубаха: у меня есть ворота, которые охраняют моего хозяина. Есть ворота для головы, есть ворота для рук, а чтобы не пустить холод да ворожу, я дружу с пояском.

Подумал Сарафан-господин, о том, как хорошо живётся Рубахе-простухе и решил подружиться с ней. С тех пор не ходит Сарафан один, только вместе с Рубахой.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Старина и современность». Я называю предмет одежды, которую носили давно, а вы мне называете похожую, но современную, которую носят сейчас: мужская рубаха – рубашка; женская рубаха – блузка; порты – штаны, брюки; понёва – юбка; душегрея – жилетка; занавеска – фартук. (Воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку. Дети бросают его обратно вместе с ответным словом.)

Воспитатель: Дети, скажите, а для чего нужна одежда человеку? (Для того, чтобы грела, защищала, украшала человека). Оказывается, не только чтобы прикрыть тело, украсить, согреть, но и уберечь от болезней, неприятностей, бед. В старину поклонялись люди природе-матушке. А что больше всего почитали, любили, отгадаете загадку и вспомните «Что выше леса, краше света, без огня горит?» (Солнце). Как ласково можно сказать про солнце? (Солнышко). Солнышко греет нас своими лучиками, и мы разомнём свои пальчики-лучики.

Пальчиковая гимнастика «Лучики»

Девочки и мальчики,

Где же ваши пальчики? (Спрятали руки за спину)

Пошли пальчики с утра (Пошевелить пальчиками)

Ушли к тёте Розе (Похлопать в ладоши)

На скамеечке сидели (На большом пальчике левой руки «посидеть»

каждым пальчиком правой руки)

Да в окошечко глядели. (Сложить «окошечки» перед глазами из пальцев)

Напились чаю, чаю разыграю, (Чередовать хлопки и показ больших пальцев)

Солнышко ладошку (Погладить ладошку)

Погладили немножко

Пальчики подняли –

Лучиками стали. (Выпрямить и растопырить пальцы обеих рук)

Воспитатель: Давайте нашим героям сделаем новые наряды? Тогда проходите на стулья, садитесь поудобнее. (Дети садятся за столы). На ваших столах есть всё необходимое для работы – это ножницы, клей, заготовки из цветной бумаги, сарафаны из бумаги для девочек и рубахи для мальчиков. Мы их будем украшать. Кто догадался, как вы будете украшать сарафан матрёшек?

Дети: Геометрическими фигурами.

Воспитатель: вспомните, пожалуйста, какими элементами можно украсить одежду?

 Дети: Треугольниками, кругами, полосками, квадратами.

Воспитатель: сегодня вы должны сами решить, как будете украшать сарафаны: треугольниками, квадратами, кругами, а может полосками. Вы готовы? (Ответы детей). (Перед началом работы воспитатель напоминает способы разрезания квадрата на треугольники, получение квадратов из полосы цветной бумаги, кругов из квадратов. Во время детской деятельности осуществляется поддержка индивидуальности ребёнка).

Заключительная часть.

(Дети вместе с воспитателем рассматривают получившиеся работы).

Воспитатель: Ребята, посмотрите наши Марьюшка и Иванушка улыбаются, они рады новым нарядам. Что в работе вам показалось самым трудным? Что вам понравилось выполнять больше всего? За что бы вы себя похвалили? А мне понравилось то, что все сарафаны и рубахи разные, не похожие друг на друга. Каждая работа по-своему красивая.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе на тему: «Составление описательного рассказа о русском костюме».

Цель: закреплять имеющиеся знания о народном костюме, путём последовательного рассказа о нём.

Задачи:

- формировать навык детей составлять описательный рассказ о национальном русском костюме и его особенностях;

-развивать умение украшать русским народным орнаментом предмет одежды;

- воспитывать в детях уважение к национальному русскому костюму;

Материал: иллюстрации национального русского костюма, куклы в русском костюме, силуэты фартука и пояса, клей, цветная бумага, ножницы, салфетки, клеенки, кисточки.

Предварительная работа:

- Потешка «Ты, рябинушка»;

- Рассматривание иллюстраций национальные и современные костюмы, орнаментов русского костюма.

Словарная работа: порты, понева, занавеска, душегрея.

Ход деятельности:

(Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением современной одежды и русского национального костюма.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти картинки. Что на них изображено? Дети: Одежда.

Воспитатель: Назовите её, что вам знакомо?

Дети: Пальто, платье, брюки, куртка, юбка, кофта, футболка …

Воспитатель: Отберите ту одежду, которую сейчас не носят. Что это за одежда? (Если дети затрудняются, воспитатель напоминает им, что это русский национальный костюм, и рассматривает его с детьми.)

Воспитатель: вспомните, как называется мужская рубашка? (Косоворотка)

Воспитатель: как вы думаете, почему её так назвали? (Воротник не в центре, как у обычных рубашек, а сбоку, как бы скошен).

- Как называются штаны? (порты)

- Какой еще предмет одежды, присутствовал у мужчин? (пояс)

Воспитатель: Опишите женский костюм.

Дети: (описательный рассказ детей, если дети не справляются с заданием, воспитатель задает наводящие вопросы).

Воспитатель: А как называется головной убор у женщин?

Дети: Кокошник.

Воспитатель. По верх юбки, которая называлась понева, обязательно надевали фартук (занавеска).

(Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации к русским народным сказкам, обращает внимание на другие виды одежды — показывает детям кафтан, жилет (душегрея). Напоминает, что у каждого народа есть свой национальный костюм.)

Воспитатель: А где можно увидеть в наше время людей, одетых в русский национальный костюм? ( В русских народных танцах; во время встреч важных гостей: их встречают хлебом-солью девушки в русских национальных костюмах; в фильмах о жизни русских людей в прошлом).

(Воспитатель предлагает детям дома вместе с родителями найти картинки с изображениями людей в национальных костюмах разных стран и принести в детский сад, чтобы всем вместе их рассмотреть).

Воспитатель: Ребята, у меня есть силуэты пояса и фартука, предлагаю украсить их русским народным орнаментом.

Воспитатель обращает внимание детей на орнаменты русского костюма: красный цвет был самым любимым, его считали цветом солнца, огня, силы и власти. Самые старинные наряды украшали только красным цветом, но мы будем пользоваться разными цветами, изображая силы природы во всей её красе. В узоре использовали круги, ромбы, треугольники, веточки, галочки. Все эти элементы что-то обозначают. В старину люди изображали силы природы на одежде. Мы с вами уже знакомились с ними, вспомним, что силу воды изображали волнистой, прерывистой линией; засеянное поле, семена - точками, квадратиками, ромбами; птичек – галочками, дерево – веточкой.

Дети выполняют задание. Демонстрируют свои работы.

Конспект НОД по театрализованной викторины

на тему: «Наряды Древней Руси»

Цель: подвести итоги и показать результат групповой проектной деятельности по ознакомлению детей с особенностями русского народного костюма.

В одной части зала воссоздано внутреннее убранство русской горницы - печь, скамья, стол, сундук, люлька.

Играет народная музыка. В группу входят дети и один из педагогов, одетые в русские костюмы.

Дети. Здравствуйте, люди добрые! Низкий поклон вам!

Воспитатель. Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать к нам! Расскажите, с чем пожаловали, зачем пришли?

Взрослая гостья. Ой, вы добры молодцы и девицы! Пришли мы не на весёлый пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад да согласие и велась наша беседа речью плавною. Хотим мы поведать вам о Древней Руси, об одежде, в которой ходили в те далекие времена. Коли вы правильно и понятно будете рассказывать этим людям о нашей жизни, я буду давать «монетки», а в конце нашей встречи мы узнаем, кто больше всех знает о прошлом нашей страны.

Первый мой вопрос о предмете одежды, в который дети клали лакомства. Как он назывался? Что ещё вы знаете о нём? Ответы детей и вручение «МОНЕТОК». Ребята, у каждого из вас есть лакомник, в него вы будете складывать заработанные «монетки», которые в конце нашей встречи сможете обменять на лакомства.

Воспитатель. Рассаживайтесь, гости дорогие и расскажите нам, как называли людей, которые жили в Древне Руси? (русичи, предки, славяне) «МОНЕТКИ»

Воспитатель. Чем занимались люди на Руси? (Мужчины охотились, разводили домашних животных, выращивали зерно. А женщины вели домашнее хозяйство) «МОНЕТКИ».

Воспитатель. Почему на вас такая разноцветная одежда? Её цвет что-нибудь обозначает?

– Белый цвет – означает свет и чистота;

– Желтый цвет – это солнце, богатство;

– Голубой цвет был символом неба, молодости;

– Красный – цвет тепла, несёт праздник, радостное настроение;

– Коричневый цвет означал землю-кормилицу. «МОНЕТКИ»

Воспитатель. Во что одевались наши предки, древние русичи?

Чтение детьми стихотворения с использованием иллюстраций.

Вот в какой чудной одежде русичи ходили прежде -

И бояре, и дворяне, горожане и крестьяне:

Кто в сорочках и в портках, кто в коротких зипунах.

И такие франты были: длинный охабень носили,

Рукавами до земли пыль по улице мели.

А зимой, в мороз трескучий надевали шубу-две,

А боярыня, бывало, по три шубы надевала.

Воспитатель. А как на Руси веселились?

Выходят мальчик и девочка в повседневной одежде.

Ребенок. Припасли мы забавушки на весёлый вкус.

Кому сказку, кому правду, кому песенку.

Ребенок. Собрались мы позабавиться, да потешиться!

Пошутить, поиграть, посмеяться! Смех вам да веселье!

Ребёнок. Выходи, честной народ, кто частушки нам споёт!

Выходят нарядно одетые частушечники.

Воспитатель. Гости дорогие, а почему у вас такая разная одежда?

Дети объясняют, чем праздничная одежда отличается от повседневной и исполняют частушки.

Как я Ваню подпояшу чёрной бархатиночкой,

Как я Ваню поцелую, назову картиночкой.

Куплю ситцу штуку целу, ленту алую для кос,

Поясок, рубаху белу подпоясать в сенокос.

В сундуке моём добро бережно хранится.

Когда времечко придёт, доченьке сгодится.

Старый бабушкин сундук - тайны жизни в нём живут,

Наша женская судьба место в нём своё нашла.

Взрослая гостья (подходит к сундуку) Сундук этот не простой, в нем хранятся отгадки на старинные загадки. Что в сундуке обычно хранили? О чем будут загадки? «МОНЕТКИ».

На десятерых братьев двух шуб хватает. (Рукавицы)

Сижу верхом, не ведаю на ком,

Знакомца встречу - соскочу, привечу. (Шапка)

Сплетен липовый кузовок, ночью отперт, днём заперт. (Лапти)

Два арапа, родные брата, ростом по колено.

Везде с нами гуляют, нас защищают. (Сапоги)

Лохматый пёс тепло принёс, хозяина обнимает, от стужи укрывает. (Шуба)

Тепла не даёт, а без него холодно. (Пояс)

Широка да тонка, надувает бока, весь день на мне ездит,

Не слезая, сидит, а ночь придёт – свернётся и спит. (Рубашка)

Днём - обручем, ночью - змеёй. (Пояс)

«МОНЕТКИ» (за отгадки и пояснения к ним)

Взрослая гостья. Вы загадки отгадали, а теперь все отдохнем и про лапти споем. Вставайте все, кто знает эту песню.

Пританцовывая, исполняют песню “Лапти” (повторяется 2 раза)

Лапти, да лапти, да лапти мои, эх, лапти, да лапти, да лапти мои,

Эх, лапти мои, лапти липовые!

Вы не бойтесь ходитё, тятька новые сплетёт. Эх, ну! Тьфу!

Раздается плач ребенка. В зал входит бабушка с ребенком на руках.

Взрослая гостья. Первое купание – особенное. Давайте послушаем, почему. Бабушка показывает купание ребенка.

Бабушка. В ушат с водой положу уголек из печи, зернышки, денежку. Привыкай, новый человек, к родному очагу, будь всегда сыт и благополучен. Самая первая одежда тоже особенная: родительская рубаха. Для девочки – материна, для мальчика - отцова. Расти хорош малыш, будь похож на отца с матерью, будь здоров и любим в семье. Завяжу тебе пояс, будь послушным, не распоясывайся.

Взрослая гостья. Как по-другому называли пояс? (Поясок, подпояска, покромка, тесемочка, кушак, опоясочка.) «МОНЕТКИ».

Бабушка. А важным считали поясок потому, что ходить без него считалось на Руси грехом. Без пояса могли выйти «на люди» только маленькие дети. Считалось, что круг, кольцо, обруч, пояс всегда защищали человека от недобрых сил, были охраной и оберегом.

Воспитатель. Что еще на одежде не только было украшением, но и являлось оберегом? (вышивка) «МОНЕТКИ».

Воспитатель. В каких местах на одежде располагалась вышивка и что она оберегала? (ворот и грудь, подол платья или рубахи, рукава, пояс, женский головной убор) «МОНЕТКИ».

Бабушка. Ну, а теперь я тебя в люльку уложу. Для первого раза там тоже положен кусочек хлеба с солью. Хлеб-соль – пожелание счастья, здоровья и сытой, безбедной жизни.

Укладывает ребенка в люльку, звучит колыбельная.

Взрослая гостья. Без колыбельной песни не качали люльку, а за малышами присматривали старшие сестрёнки. Где они? Девочки выходят и поют колыбельную песню.

Баю-баю-байки, прискакали зайки.

Они спрятались в траву, не сказали никому.

Спи-ка, Катя, солнышко, спи-ка житно зернышко,

Спи, наша родная рыбка золотая.

Ай-люли, ай-люли, прилетели к нам гули,

Гули стали ворковать, нашу Катеньку качать.

Сон ходит по лавочке в красненькой рубашечке,

А Сониха - по другой, в рубашонке голубой.

Взрослая гостья. Катеньку укачали, теперь и поиграть можно.

Появляются два скомороха.

Воспитатель. Ребята, а это что за гости в таких непонятных, ярких нарядах? Кто они такие, и почему так одеты? «МОНЕТКИ».

Прошка. Я - скоморох Прошка.

Федул. Я – Федул-скоморошка.

Прошка. Гори, гори, ясно, чтобы не погасло.

Федул. Погляди на небо - звезды горят, журавлики летят.

Прошка. Раз, два - не воронь, беги, как огонь! Ай-да, играть в «Горелки»!

Игра «Горелки».

Прошка. Федул, а Федул, что губы надул?

Федул. Кафтан прожег.

Прошка. Зачинить можно?

Федул. Можно, да иглы нет.

Прошка. А велика ли дыра-то?

Федул. Один ворот остался.

Взрослая гостья. Ребята, к какому виду одежды относится кафтан? (мужская, верхняя, повседневная и праздничная)

Воспитатель. Молодцы, ребята! Вот мы и узнали, во что одевался русский люд в старину. С тех пор многое изменилось, но кое-что сохранилось до наших дней. Какие виды одежды дошли до наших дней?

Дети выбирают картинки, на которых изображена старинная одежда, называют её и современный аналог (другой вариант: выбирают картинки старинной и современной одежды – встают в пары) «МОНЕТКИ»

А теперь пришло время подвести итог нашей встречи и обменять «монетки» на лакомство.

Культурно – досуговая деятельность на тему «Русские посиделки».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно эстетическое развитие.

Материалы и оборудование: скамейки; изба; русские народные костюмы для детей и ведущей; платки; голубой платок для игры «Наш платочек голубой»; рубаха и сарафан, стол, 2 стула, самовар, 2 чашки, сундучок для драматизации сказки «Сарафан в гостях у рубахи»; трещетки, бубен, ложки; игра «Одень куклу»; заготовки для продуктивной деятельности «Укрась кокошник».

Ход деятельности:

Звучит русская народная мелодия. Под музыку входят дети, встают у скамеек.

Ведущая: здравствуйте, гости дорогие.

Очень рады, что пришли, для нас времечко нашли.

Дети делают поклон и садятся на стульчики.

Ведущий: Наша встреча посвящена русскому народному костюму. Русский народный костюм – это источник творчества и вдохновения. Изучив его историю, можно узнать о традициях и обычаях своего народа.

Презентация мужского русского народного костюма.

Ведущий: Давайте поговорим о том, что носили мужчины на Руси.

Дети: На Руси мужчины носили порты и рубаху.

Ворот, рукава и низ рубахи украшали вышивкой. А подпоясывали её так, чтобы выдавался живот.

Детские рубашки шили из одежды отца и матери. Считалось, что она защищает ребенка.

1. Ребенок: Самой распространенной обувью были лапти и сапоги.

Сапоги считались праздничной обувью и шили их из кожи.

А повседневной обувью были лапти. Лапти – обувь очень удобная. Плели их из лыка разных деревьев и даже из соломы и веревок. Изнашивались лапти за 3-4 дня, поэтому их надо было очень много.

2. Ребенок: Лапти деревенские, мастером сплетенные,

В прошлом были обувью до того мудреною.

Лапти, лыком шитые, - русская история!

Сколько ими хожено по России всей!

3. Ребенок: Лапти – лапоточки для сына и дочки,

Для девицы – подружки, для старика, старушки.

Хоть по улице гулять, хоть работать, хоть плясать!

Танец «Кадриль»

Презентация женского русского народного костюма.

Ведущий: А сейчас наш разговор пойдет о том, в какой одежде ходили русские женщины.

4. Ребенок: Женщины на Руси тоже носили рубаху. Только поверх рубахи они надевали сарафан. Сарафаны были праздничные и повседневные. Украшали их вышивкой или лентами.

Ведущий: Послушайте историю о том, как подружились Сарафан и Рубаха.

Звучит русская народная мелодия.

Рассказчик: жил на краю деревни Сарафан - господин, а на другом краю той же деревни - Рубаха-простуха. Лежит Сарафан в сундуке, да праздников ждёт, когда его хозяйка достанет, да наденет. Скука его одолела и решил он в гости к Рубахе-простухе пойти. Зашёл он в избу, поклонился. Рубаха обрадовалась гостю. Самовар на стол.

Студенческие работы

Рубаха: попьёшь чайку - забудешь тоску.

Рассказчик: сели они рядком, да разговор завели.

Сарафан: почему, Рубаха, ты такая добрая да пригожая?

Рубаха: меня хозяин на тело надевает, своей душой согревает. А я ему тепло даю, да врагов и нечисть не пускаю.

Сарафан: как же ты нечисть - то всякую не пускаешь?

Рубаха: у меня есть ворота, которые охраняют моего хозяина. Есть воротики для головы, есть воротики для рук, а чтобы не пустить холод да ворожу, я дружу с пояском.

Рассказчик: Подумал Сарафан-господин, о том, как хорошо живётся Рубахе-простухе и решил подружиться с ней. С тех пор не ходит Сарафан один, только вместе с Рубахой.

Ведущий: А теперь давайте вспомним, в каких головных уборах ходили женщины? (Ответы детей)

Ведущий: Русь с давних пор славилась своими платками.

Девочки демонстрируют платки.

1. Оренбургский пуховый платок или шаль используется в повседневной носке, он очень теплый и мягкий.

2. Это паутинка и палантин. Они белые. Их надевают на праздники.

3. Павловский платок может быть шерстяным и полушерстяным, украшен гирляндами и букетами цветов.

Ведущий: раньше девушки, собираясь на посиделки, накидывали на плечи платки, пели песни и водили хороводы.

Танец-хоровод с платками.

Ведущий: На Руси платки не только носили, с ними еще играли. Приглашаю всех поиграть в игру «Наш платочек голубой».

Подвижная игра «Наш платочек голубой».

Дети идут по кругу со словами:

Наш платочек голубой, поиграть хотим с тобой.

Ты беги, платок, по кругу, выбирай скорее друга.

(В это время водящий ходит с платком по внешней стороне круга. После слов он роняет платок. Участник, за спиной которого упал платок, поднимает его и бежит в противоположную от водящего сторону. На свободное место встает тот, кто быстрее добежит).

5. Ребенок: Кокошник - русский народный головной убор. Его носили и девушки, и замужние женщины.

Долгое время кокошник был частью не только народного костюма.

Его носили царицы, боярыни и боярышни.

6. Ребенок. Кокошник - праздничный головной убор, его украшали цветами, парчой, бисером, бусами, золотыми нитями, фольгой, стеклом, а богатые – драгоценными камнями.

Ведущий: Наши девочки и их мамы тоже мастерицы.

Девочки демонстрируют кокошники, сделанные дома с мамами.

Ведущий: Какие же посиделки без частушек?

- Мы веселые девчата, интересно все живем,

Про народную одежду вам частушки пропоем.

- Шила милому рубаху – вышла рукавица.

Посмотри, мой дорогой, какая мастерица!

- Шила, шила сарафан. Исколола пальчики.

А надела сарафан – за мной гурьбою мальчики!

- Сидит заяц на осине. Плетет лапти вечерком.

Чтобы наши дорогие не ходили босиком.

- Мы не все частушки спели, знаем много их еще,

Приходите в гости снова. Мы другие пропоем!

Ведущий: вот замолкли инструменты. И тогда со всех сторон

Раздались аплодисменты, все выходят на поклон.

Дети встают полукругом, делают поклон.

7. Ребенок. Времена теперь другие, как и мысли, и дела.

8. Ребенок. Далеко ушла одежда от такой, какой была.

9. Ребенок. Мы невежами не будем, историю русского костюма не забудем!

Ведущий: Какой необычайно красивой, согретой любовью и добром была русская народная одежда. А не вернуть ли ее в нашу жизнь? Наверное, не получится… Как же женщины в длинных красивых сарафанах с кокошником на голове будут садиться в машину, в автобус, в поезд? В современных магазинах очень много удобной одежды. Поэтому, ходите в том, что вам по душе, но не забывайте, какую одежду носили наши предки.

Дети под музыку уходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе на тему "Русский народный костюм"

Дети  и  воспитатель  в  русских  народных  костюмах.  Рассматриавем  русский  народный  костюм. Называем  составляющие  костюма:  руба...

Конспект НОД в старшей группе по теме:"Русский народный костюм"

Беседа о традиционном  русском  народном костюме.Рассматривание книг о женском и мужском костюме. Рассматривание  элементов узора с целью ознакомления с их значимостью. Разучи...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей 4-5 средней группы на тему «Русские народные традиции и культура»

ull;Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинств...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе на тему "Русский народный костюм"

Цели и задачи:сформировать представления учащихся о русском народном костюме, дополнить знания о его элементах и деталяхрасширять кругозор, развивать любознательность; формировать образную речь; обога...

Открытое занятие в средней группе на тему "Русский национальный костюм"

Открытое занятие в средней группе на тему "Русский национальный костюм"...

Комплексно-тематическое планирование в средней группе на тему «Одежда. Народный костюм»

Комплексно-тематическое планирование в средней группе на тему «Одежда. Народный костюм» с учётом ФГОС....

Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством. Задачи: • Воспитывать интерес к русским народным играм. •Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре. •Спортивное развлечение для средней группы на тему «Русские народные игры»

Воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Учить запоминать слова к народным играм. Правильно применять спортивный инвентарь для игры .Развивать скоростные качества,быть честными Уметь радоват...