Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей 4-5 средней группы на тему «Русские народные традиции и культура»
проект (средняя группа)

Амельчева Оксана Валерьевна
•Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?
•Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Конечно не все традиции дошли до наших дней, многие из них полностью утрачены. Но те, что сохранились, дают возможность узнать, как жили люди в старину, как работали и отдыхали. Сказки, песни, танцы, ремесла, праздники, традиции, изобразительное искусство – все это яркое выражение наследия русичей. Только бережное отношение к наследию предков может сохранить историческую память поколений, не утратить связи с корнями своего народа, воспитать национальную гордость
•Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и разработан проект «Русские народные традиции и культура».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_narodnye_traditsii_i_kultura.pptx1.51 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение №200 «Детский сад комбинированного вида» Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей 4-5 средней группы на тему «Русские народные традиции и культура» Воспитатели: Амельчева О. В. Проскурякова М. Н. г. Кемерово 2022 г

Слайд 2

Актуальность Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием духа, а не только передачей знаний. Д. С. Лихачев Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Именно поэтому нами огромное внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры : старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству и творчеству.

Слайд 3

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы на тему «Русские народные традиции и культура» Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Конечно не все традиции дошли до наших дней, многие из них полностью утрачены. Но те, что сохранились, дают возможность узнать, как жили люди в старину, как работали и отдыхали. Сказки, песни, танцы, ремесла, праздники, традиции, изобразительное искусство – все это яркое выражение наследия русичей. Только бережное отношение к наследию предков может сохранить историческую память поколений, не утратить связи с корнями своего народа, воспитать национальную гордость Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и разработан проект «Русские народные традиции и культура».

Слайд 4

Цель проекта: сформировать понятие о русском народном творчестве; создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста (4-5 лет) через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов Задачи: Способствовать формированию патриотических чувств у детей: любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории через знакомство детей с русским фольклором, с жанром устного народного творчества. Знакомить детей с народным декоративно- прикладным искусством. Создать условия для активации творческого мышления детей посредствам народных игр, которые призваны развивать память, внимание, сообразительность, дружелюбие.

Слайд 5

Гипотеза: если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Ожидаемые результаты: Воспитание любви к народному искусству России. Ребенок – творец, мастер, создатель народной игрушки. Ребенок умеет сотрудничать в паре, коллективе. Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность; укреплены семейные связи. Участники проекта: педагоги, дети средней группы, родители Вид проекта: творческий, познавательный, долгосрочный. Срок реализации: с февраля по май

Слайд 6

Предполагаемые результаты: Расширение представлений о русской культуре, обогащение представлений о традициях русского народа, обогащение жизненного опыта. Знание русских народных подвижных игр. Знание русских ремесел. Знание русских народных сказок, потешек, закличек . Уважение к традициям и культуре русского народа, интерес к культурным традициям.

Слайд 7

Работа с родителями Анкетирование родителей «Приобщение детей к истокам русской культуры» Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям» Выставка детских поделок. Выставка работ родителей.

Слайд 8

Этапы работы над проектом На подготовительном этапе работы необходим создать условия для реализации проекта, определить познавательное содержание для детей среднего возраста, мотивировать родителей на взаимодействие с воспитателями в рамках реализации проекта. Основные формы и методы работы на подготовительном этапе: Анкетирование и анализ анкетирования родителей по теме «Приобщение детей к истокам русской культуры». Составление перспективного плана. Изучение, анализ, подбор и приобретение педагогической, методической литературы; Определение системы, направлений, цели, задач по приобщению детей к истокам русской народной культуры в детском саду; Формирование и создание условий для работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры Разработка тематических занятий по приобщению детей к истокам русской культуры.

Слайд 9

Практическая реализация проекта Организация совместной образовательной деятельности с детьми по плану Формирование предметно-развивающей среды в группе с родителями и детьми Организация творческой и исследовательской деятельности детей с родителями в семье.

Слайд 10

Аналитический этап проекта Презентация итогового продукта проектной деятельности. Анкетирование родителей «Завершая проект» Определение уровня освоения программного содержания и развития интегративных качеств у детей. Оформление проекта и транслирование опыта работы.

Слайд 11

К концу проекта дети средней группы Проявляют живой интерес к русским народным традициям и культуре; Уважительное отношение и чувство гордости за русские народные традиции и культу Фотовыставка по итогам проекта с комментариями детей; Основной метод диагностики - беседа, наблюдение.

Слайд 12

Перспективный тематический план совместной образовательной деятельности с детьми и родителями Тема месяца Познавательно-речевое Социально-личностное Художественно-эстетическое Работа с родителями Февраль Презентация «Изба на Руси» Сюжетно-ролевая игра «Путешествие к бабе яге » Конструирование из строительного материала «Как избушка встала на курьи ножки. Лыкова, «Конструирование детском саду. Средняя группа», стр.82 Анкетирование родителей «Приобщение детей к истокам русской культуры» Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям» культуры» Март Беседа «Русская народная игрушка». Рассматривание и обсуждение игрушек, в которые играли наши бабушки и дедушки. Подвижные игры: «Салки», «Гуси, гуси..», «Кошки мышки», «У медведя во бору» Хороводные игры: «Каравай», «Карусели». Лепка «Курочка и петушок» И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа», стр. 114 Беседа с родителями по теме: «Ходили ли вы в краеведческий музей? Если да, то что вам там понравилось? На что вы обратили внимание вашего ребенка?»

Слайд 13

Апрель Презентация «Русские узоры» « Танец «Мы матрёшки вот такие крошки» от Рисование «Веселые матрешки» И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа», стр. 106 Беседа с родителями по теме: «Ездили ли вы со своим ребенком в музей-заповедник «Томская писаница»? Если да, то что вам там понравилось? На что обратили внимания своего ребенка?» Май Чтение русских народных сказок, потешек, небылиц Экскурсия в библиотеку «Что за прелесть, эти сказки» Коллаж по русской народной сказки «Гуси-лебеди» Конкурс «Русская народная игрушка» для родителей вместе с детьми «Завершая проект» Выставка «Предметы старины»

Слайд 14

Результат Дети познакомились с «русской избой», с предметами старинного русского быта; Продолжили знакомиться с русскими народными играми, научились в них играть. Познакомились с народными пословицами, поговорками; У детей сформировалось понятие о жанре русского народного творчества «сказка». У детей расширились представления о народном искусстве (игрушках, музыкальных инструментах, посуде, предметах быта и т. д.); Продолжает воспитываться интерес к фольклору, дети разучили детские частушки, потешки; Совместно с родителями в группе организована выставка – музей предметов народного быта и культуры.

Слайд 15

Подводя итоги Активизировался познавательный интерес детей. Дети сами стали проявлять большую самостоятельность в образовательной деятельности. Все участники процесса обогатились новыми знаниями, представлениями о русских народных традициях и культуре. Развивающая предметно-пространственная среда существенно обогатилась за счет материалов творческой продуктивной деятельности с детьми и родителями. Опыт данной работы может быть полезен другим педагогам-дошкольникам, которые занимаются вопросами краеведения в детском саду.

Слайд 16

Анкета для родителей «Приобщение детей к истокам русской культуры» 1. Можете ли вы рассказать ребенку о традициях русского народа? ________________ Как жили наши предки? ___________________________________________________ Какими занимались ремеслами? ____________________________________________ Как сеяли хлеб? __________________________________________________________ Какую на Руси одежду носили? ____________________________________________ 2. Знаете ли вы русские праздники?___________________________________________ 3. Нужно ли давать толкования старославянских слов? ___________________________ 4. Нужно ли соблюдать обряды, традиции? _____________________________________ 5. Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины? _____________________ 6. Надо ли знать русские народные сказки и былины? ___________________________ 7. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду? ___________ 8. Есть ли у вас старинные вещи дедушек и прабабушек? Знает ли об этом малыш?___ 9. Какие народные игры вам известны_________________________________________ 10. Играете ли Вы в них с ребенком? __________________________________________ 11. Ходите ли Вы с ребенком в музеи? Если да, то в какие? _______________________ Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка совместной деятельности взрослых и детей.Семейная гостиная.План встреч по теме"Русские народные традиции. Народная игрушка"для детей среднего дошкольного возраста и родителей.

Методическая разработка представлена, как план встреч педагога с родителями и детьми в непринуждённой обстановке, объединении их общей темой разговора, а также приобщении к совместному творчеству дете...

Интегрированное занятие в средней группе по теме «Русская народная игрушка»

Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию детей средней группы...

«Духовно - нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русским народным традициям».

Тема моей педагогической работы  «Духовно - нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста  через приобщен...

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Русские народные традиции» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие; художественно-эстети

Конспектобразовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Русские народные традиции»Образовательная область: социально-коммуникативное развитие; познавательное развит...

Проектная деятельность на тему: «Русские народные традиции и культура» в средней группе

Проектная деятельность в средней группе на тему " Русские традиции и культура"...

Сценарий развлечения в старшей группе на тему: "Русские народные традиции и фольклор"

Воспитание интереса и уважительного отношения к русским народным традициям и фольклору - очень важная задача патриотического воспитания детей в ДОУ. Одной из эффективных форм работы, в которую можно в...