Обобщение опыта «Воспитание нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русскими народными сказками»
методическая разработка (старшая группа)
Одной из важнейших задач воспитания в дошкольном возрасте является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к окружающим народам. Данную задачу воспитания можно решить с помощью сказок, которые предоставляют ребенку возможность в доступной ему форме познавать окружающий мир. Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания. Сказка – это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем народ. Знакомство с русскими народными сказками, помогает сформировать у дошкольников любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Эти чувства, из которых может вырасти патриотизм, формируется в условиях семьи, в коллективе сверстников, группе детского сада.
Для достижения данной цели в группе созданы условия для разностороннего развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, обеспечены условия для активного включения родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 100.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Гридинская основная школа имени Героя Советского Союза
С. А. Богомолова»
Красносельского муниципального района
Костромской области
Обобщение опыта
На тему: «Воспитание нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русскими народными сказками»
Воспитатель высшей категории
Старшей дошкольной группы
Рябинина Любовь Николаевна
Гридино 2025 год
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………..3-6
1.Теоретические основы проблемы нравственно - патриотического развития детей старшего возраста посредством использования народных сказок.
1.1. Роль сказки в нравственно - патриотическом развитии ребёнка…..…………………6 - 8
1.2. Классификация русских народных сказок……..………………………………………8-10
2.Практические основы по нравственно - патриотческому развитию детей старшего возраста посредством использования русских народных сказок.
2.1 Этапы работы над опытом……………………………………………………………...10-12
2.2 Традиционные методы и приемы работы со сказкой………………………………...12-14
2.3. Инновационные методы и приемы воспитания сказкой……………………………………………………………………………………….14-15
2.4. Анализ и результативность педагогического опыта………………………………..16 - 17
3. Взаимодействие с родителям…………………………………………………………..17 - 18
Заключение……………………………………………………………………………………19
Список литературы…………………………………………………………….......................20
Приложения……………………………………………………………………………….21 - 36
«Патриотическое воспитание имеет множество граней.
Первая из них – это…то, что открывается перед человеком с первых шагов его сознательной жизни…»
В. С. Сухомлинский
- Введение.
Одной из важнейших задач воспитания в дошкольном возрасте является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к окружающим народам. Данную задачу воспитания можно решить с помощью сказок, которые предоставляют ребенку возможность в доступной ему форме познавать окружающий мир. Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания. Сказка – это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем народ. Знакомство с русскими народными сказками, помогает сформировать у дошкольников любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Эти чувства, из которых может вырасти патриотизм, формируется в условиях семьи, в коллективе сверстников, группе детского сада.
Для достижения данной цели в группе созданы условия для разностороннего развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, обеспечены условия для активного включения родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Тема моего опыта: «Воспитание нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русскими народными сказками»
Актуальность опыта:
Актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения бесспорна. «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству» как говорил академик Д.С.Лихачёв.
Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Цель исследования: воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русскими народными сказками.
Объектом исследования является воспитание нравственно - патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: русская народная сказка как средство формирования нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: использование русских народных сказок оказывает позитивное влияние на развитие нравственно - патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста, если будут созданы необходимые условия для ознакомления детей со сказками.
Задачи исследования:
1. Изучить влияние русских народных сказок на процесс воспитания нравственно - патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста..
2. Охарактеризовать особенности воспитания нравственно - патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
3. Изучить в ходе экспериментальной работы результативность формирования нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для воспитания у детей старшего дошкольного возраста нравственно - патриотических чувств посредством ознакомления с русскими народными сказками.
Новизна опыта
Новизна опыта заключается во внедрение в практику воспитательно-образовательной работы следующих идей:
1.Создание сказочно-игрового пространства («В гостях у сказки»), включающего в себя несколько универсальных центров в групповом помещении: центр русской народной сказки, мини-библиотека, театрально-игровой центр, Весь материал, собранный в сказочно-игровом пространстве будет использоваться в непосредственно образовательной, совместной, в самостоятельной деятельности детей, что позволит в течение всего времени организовать разные виды театрализованной деятельности по мотивам русских народных сказок (настольный театр, драматизации, сюжетно-ролевые игры и т.д.).
2. В воспитательно-образовательном процессе реализации основного педагогического условия — интегрированный подход к развитию детей. Интеграция в нашем проекте предполагает взаимосвязь разных видов деятельности: коммуникативной, игровой, музыкальной, театрализованной, изобразительной, познавательно-исследовательской, которая отражена в модели ознакомления детей с культурой и традициями народа России, на основе использования народных сказок.
3.Осуществление единства воспитательно-образовательного взаимодействия с семьями воспитанников и с социальными партнёрами.
Методы исследования:
Теоретические:
- Знакомство с историческими справами по данной проблеме.
- Обобщение материала по данной проблеме.
Практические:
- Изучение методической литературы по теме.
- Наблюдение и тестирование детей.
- Работа с родителями
Экспериментальная база: МБОУ «Гридинская основная школа имени Героя Советского Союза С. А. Богомолова», старшая дошкольная группа.
Использование в работе современных технологий:
- Здоровьесберегающие педагогические технологии.
- Технология исследовательской деятельности.
- Социально-ориентированные игровые технологии.
- Информационно-коммуникативные технологии.
Интеграция образовательных областей:
Основная образовательная область- речевое развитие ( восприятие художественной литературы).
Сопутствующие образовательные области:
- Познавательное развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Художественно-эстетическое
- Физическое развитие
1. Теоретические основы проблемы нравственно - патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок.
1.1. Роль русской народной сказки в нравственно – патриотическом воспитании ребенка.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте, богатстве своего родного края?
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням.
Патриотическое воспитание невозможно без нравственного воспитания. В развитии всех этих качеств, прекрасно помогает ознакомление детей с русскими народными сказками, которые Л. Толстой называл «кладезем мудрости народа».
Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.
Сказка является одним из ведущих компонентов устного народного творчества нации, этноса. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, патриотизм, эстетические идеалы. Победа добра над злом здесь обязательна.
Во многих сказках воспеваются удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба. В сатирических сказках народ высмеивает безделье, желание «без труда вытащить рыбку из пруда», чванство, жадность и другие человеческие недостатки.
Роль русских народных сказок в воспитании, становлении нравственно - патриотического мира ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Они преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребёнка, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом личности ребенка.
Сказка учит ребёнка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо. Я думаю, что дети убедятся, что в сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.
Сказка развивается и в настоящее время. В ней используются новейшие достижения науки и техники, особенности современного быта, базируясь на исторически сложившихся сказочных принципах : победе добра над злом, патриотизме, взаимной поддержке и др. Сказка имеет огромное психолого-педагогическое значение для обучения, развития и воспитания дошкольников, а также относится к такому типу учебных материалов, использование которых дает возможность решать воспитательные и развивающие задачи обучения дошкольников.
Работая над формированием нравственно - патриотических качеств, мною была использована театрализованная деятельность, так как она является одной из форм активного восприятия сказки, позволяет сформировать опыт социальных навыков поведения. Этот вид деятельности позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Для наилучшего восприятия сказки активно использовала различные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый, теневой. В своей работе по данному методу, я использовала: работу с лэпбуками, чтение художественной литературы, проводила работу по всем видам деятельности, а также тесное сотрудничество с родителями и социумом.
Вывод: сказка с давних пор носит наравне с развлекательным и воспитательный характер. Именно поэтому велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства, воображение.
1.2.Классификация русских народных сказок.
Согласно научному определению в литературе, сказка – "эпический литературный жанр, повествование о каких-либо волшебных или авантюрных событиях, которое имеет четкую структуру: зачин, средина и концовка". Из любой сказки читатель должен извлечь какой-то урок, мораль. В зависимости от вида, сказка выполняет и другие функции. Существует много классификаций жанра.
Каждый из нас согласится с тем, что в отдельный вид стоит выделить сказки о животных. Второй вид – волшебные сказки. И, наконец, существуют так называемые бытовые сказки. Все виды имеют свои особенности, которые становятся понятными путем сравнительного их анализа. Попробуем разобраться более подробно в каждом из них.
- Сказки о животных ( « Коза – Дереза», « Лиса и волк», « Лиса и тетерев»)
Изображая животных, сказка придает им человеческие черты и характеризует повадки. Человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая. Очевиден и позднее привнесенный басенный, притчевый смысл многих сказок о животных. Эти сказки рано становятся известными ребенку. Звери, птицы в них похожи и не похожи на настоящих. Легко усмотреть в этих сказках неправдоподобие. Самые элементарные и в то же время важные представления - об уме и глупости, о хитрости и прямодушие, о добре и зле, о героизме и трусости, - ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения. Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных, потому что сюжет их очень прост. В сюжете сказок о животных очень широко применяет прием встреч – встречи животных друг с другом или с человеком. Сказки о животных можно назвать детскими, потому что в них много действия, движения, энергии – того, что присуще ребенку.
- Волшебные сказки ( « Иван – крестьянский сын и чудо – юдо», « Сивка – Бурка»)
Основная характерная черта этого вида – волшебный, фантастический мир, в котором живут и действуют главные герои. Законы этого мира отличаются от привычных, в нем все не так, как на самом деле, что привлекает юных читателей и делает этот вид сказок, несомненно, самым любимым среди детей. Волшебное окружение и сюжет позволяют автору проявить все свое воображение и использовать как можно больше соответствующих художественных приемов, с целью создать произведение специально для детской аудитории. Не секрет, что детское воображение безгранично, и удовлетворить его очень и очень непросто.
В большинстве случаев этот вид сказок имеет типичный сюжет, определенных героев и счастливый финал. Это могут быть повествования о героях и фантастических существах, сказки о необычных предметах и различных испытаниях, которые преодолеваются благодаря волшебству. Как правило, в финале герои женятся и живут долго и счастливо.
Отметим, что герои волшебных сказок воплощают множество положительных качеств. Среди основных тем этого литературного жанра – борьба добра и зла, борьба за любовь, правду и другие идеалы. Обязательно должен присутствовать отрицательный герой, который в финале будет повержен. Структура сказки обычная – зачин, основная часть и концовка.
- Бытовые сказки. ( « Каша из топора», « Солдатская шинель»)
Такие истории повествуют о событиях обычной жизни, освещая различные социальные проблемы и человеческие характеры. В них автор высмеивает негативные человеческие качества. Такие сказки бывают социальными и сатиричными, с элементами волшебной сказки и многие другие. Здесь высмеиваются отрицательные качества богачей и тщеславных людей, в то время как представители народа воплощают в себе положительные черты. Бытовые сказки показывают, что главное – не деньги и сила, а доброта, честность и ум. Литературоведы утверждают – и это факт – что писались они во времена, когда люди переживали социальные кризисы, стремились изменить строй общества. Среди популярных художественных приемов здесь выделяются сатира, юмор, смех.
Для них характерна кратность изложения, разговорная лексика. Сказка этого типа не знают красочных эпизодов и поэтических формул. Они не стремятся к усвоению мотивов вообще, не имеют таких развитых сюжетов, как волшебные. Однако, русские бытовые сказки составляют более половины национального сказочного репертуара.
2.Практические основы по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Этапы работы над опытом.
Данный опыт разрабатывала и внедряла в практику поэтапно:
Первый этап- диагностический
Второй этап- практический
Третий этап- аналитический
На первом этапе было проведено наблюдение за детьми в ходе совместной и самостоятельной деятельности с целью выявления уровня сформированности нравственно - патриотических представлений. Была проведена начальная диагностика.
Для определения нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста была использована методика «Сказка». ( Приложение 1)
В исследовании приняли участие 26 детей старшей группы (13 девочек и 13 мальчиков).
Дети | Сформировано | На стадии формирования |
Рита А. | + | |
Саша А. | + | |
Кира И. | + | |
Саша К. | + | |
Аня К. | + | |
Соня К. | + | |
Архип К. | + | |
Захар К. | + | |
Андрей К. | + | |
Маша К. | + | |
Даша К. | + | |
Мирослав К. | + | |
Даниил К. | + | |
Слава М. | + | |
Соня М. | + | |
Соня Н. | + | |
Андрей П. | + | |
Даша П. | + | |
Рем Р. | + | |
Сергей Р. | + | |
Ангелина С. | + | |
Есения С. | + | |
Вова С. | + | |
Софья С. | + | |
Рома Т. | + | |
Игнат Ш. | + |
По данным исследования были получены следующие результаты:
Анализ полученных данных показал:
У 65% детей сформировано представление о нравственно - патриотических качествах.
35% детей находятся на стадии формирования представлений о нравственно - патриотических качествах.
Второй этап –практический, включает в себя следующую систему:
- Подборка методической литературы,
- Иллюстрированных книг с русскими народными сказками.
- Перспективное планирование работы с детьми и родителями.
- Обогащение предметно – развивающей среды.
- Реализация проекта « Сказка – ложь, да в ней намек» ( Приложение 2)
Цель проекта: Для педагога: создание условий для нравственно патриотического развития ребенка через русскую народную сказку
Для детей: развитие эмоционально-ценностного отношения к русским народным сказкам.
Для родителей: поддержание эмоциональной вовлеченности ребенка в деятельность группы и детского сада.
Задачи проекта:
- формировать нравственно - патриотические представления о нормах социальных отношений и моделях поведения.
- помогать усвоению детьми нравственно - патриотических категорий: добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.
- содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
- развивать у детей социальные умения и навыки поведения.
- воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
- способствовать формированию нравственно - патриотических качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.
- воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
6. Итоговое мероприятие постановка спектакля Сказка на новый лад « Волк и семеро козлят» ( Приложение 3)
2.2. Традиционные методы и приемы работы со сказкой.
В работе использую :
- наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий)
- игровые формы (игры-драматизации, дидактические игры, настольно-печатные игры)
-речевые и музыкальные формы (игры, танцы, песни, которые находят отклик в душе каждого ребенка).
В своей работе использую разные приёмы ознакомления детей со сказками:
1. Чтение сказок, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
Обращаю внимание на выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ. При подборе сказок, учитываю возраст детей и особенности их психического развития.
- Рассказывание, т. е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаю сокращение текста, перестановку слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.
Положительные герои в сказках, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.
- Рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрация – рисунок, относящийся к определенной части текста, поясняющий какой-то момент. Учу детей внимательно, долго рассматривать иллюстрации, узнавать на них героев прочитанной сказки.
Детей знакомлю и с обложкой. Обложка – это лицо книги. Обычно на обложку художник выносит один из наиболее характерных эпизодов сказки.
- Инсценирование сказок. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в инсценированию сказки удается развить у них выразительную речь, произвольное внимание, воображение. Инсценирование способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.
Для детей- дошкольников доступной формой инсценирования является настольный театр, театр мягкой игрушки, пальчиковый, театр, театр на фланелеграфе и другие виды театра.
- Драматизация – более сложный вид театральной деятельности. С детьми старшей группы приготовила и поставила спектакль Сказка на новый лад « Волк и семеро козлят».
- Творческие задания. Они могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Результатом таких заданий является изготовление продукта: лепка персонажей сказки, раскрашивание иллюстраций к сказкам, рисование персонажей.
- Дидактические игры. Для закрепления знаний полезны игры на материале знакомых сказок. Например, «Знаешь ли ты сказку?», «Узнай героя сказки по описанию», «Собери картинку», пазлы, мозаики.
- Словесное рисование. По прочтении текста дети могут словесно рисовать характеры героев, обстановку, «интерьер» сказки.
- Подбор музыки. Можно подобрать подходящую музыку к сказке (отдельным фрагментам) с учётом места действия и характера действия.
- Беседы и викторины. ( Приложение 3)
2.3. Инновационные методы и приёмы работы со сказкой.
Наряду с традиционными методами используем и нетрадиционные ( инновационные) подходы работы со сказкой.
Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.
1.Игра «хорошо – плохо», ее можно использовать в любой сказке. Например «Рукавичка» – хорошо, что звери встретились в рукавичке (чем хорошо? и т.д.). Плохо деду без рукавички, бабе нужно шить новую и т.д.
2.Метод «Интервью» - приходит «корреспондент» и берет интервью, спрашивая мнения о героях сказки. Например, в сказке о «Царевне – лягушке» просит рассказать об Иване Царевиче, о Царе, о братьях и т.д.
3 Сочинение «телеграмм», где даем совет герою, предупреждаем об опасности. Например, в сказке «Снегурочка» посылали телеграмму бабе и деду с предупреждением о том, что Снегурочка может растаять: предлагали свою помощь в придумывании домика для Снегурочки и т.д.
4.Метод «волшебной палочки». Нашим детям он очень нравится. С помощью «волшебной палочки» можно спасти героя. Например: Снегурочку превратили в простую девочку, которая осталась такой же доброй и ласковой, но не растаяла, потому что не боится тепла. «Волшебная палочка» может превращать злого героя в доброго. В сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» с помощью «волшебной палочки» мы изменили конец сказки: вместо наказания ведьмы, дети превратили ее в добрую старушку.
5.Метод «Превращения». Дети любят «превращаться» в героев сказки, высказывать «свои» чувства, рассказывать «о себе». Этот метод позволяет ребенку говорить правду о своем герое, даже если он отрицательный. Дети думают, рассуждают, оценивают различные характеры, ситуации, учатся нравственным нормам жизни.
6. Д/и «Нравится, не нравится». Например: Нравится Аленушка за то, что она… (заботливая, ласковая, преданная, чуткая…) Не нравится Царство за то, что люди в нем злые, ленивые, трусливые, не любят солнце, не молятся и т.д.
7.Сочинение письма. Чаще стараемся сочинять письма героям сказок, нуждающимся в совете. Например, в сказке «Лиса и козел» сочиняли письмо козлу. Начинали письмо так: «Здравствуй, козел! Разве ты не знал, что лиса хитрая, нельзя всем так доверять. Есть поговорка: «Доверяй, но проверяй!». Писали письмо Морозко, просили его не губить дочь мачехину, а превратить ее в трудолюбивую, ласковую девочку.
8.Изменение конца сказки. Есть сказки с не очень добрым концом. Вот их мы и стараемся изменить. Это сказки «Морозко», «Царевна-лягушка», «Братец Иванушка и сестрица Аленушка» и др
9. Создание проблемной ситуации. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса: «Почему поссорились лиса и заяц?» («Лиса и заяц». Русская народная сказка).
10. Метод проектирования
Также в работе по данной теме был использован метод проектирования. Использование технологии проектирования помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
В содержании проектов были включены разнообразные мероприятия, с применением различных форм и методов работы: непосредственно-образовательная деятельность, игры. Публичное представление продукта проектной деятельности происходило на выставках, итоговых мероприятий.
Вывод: при правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, идейно – художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности детей, сказки могут оказывать огромное воспитательное воздействие на ребенка.
2.4. Анализ и результативность педагогического опыта.
Цели:
1. Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.
2. Эффективность проведенных мероприятий по формированию духовно-нравственных качеств у дошкольников посредством русских народных сказок.
После проведённой работы было проведено повторное исследование. Дети показали положительную динамику по освоению нравственно - патриотического развития посредством русской народной сказки и показали следующие результаты:
Дети | Сформировано | На стадии формирования |
Рита А. | + | |
Саша А. | + | |
Кира И. | + | |
Саша К. | + | |
Аня К. | + | |
Соня К. | + | |
Архип К. | + | |
Захар К. | + | |
Андрей К. | + | |
Маша К. | + | |
Даша К. | + | |
Мирослав К. | + | |
Даниил К. | + | |
Слава М. | + | |
Соня М. | + | |
Соня Н. | + | |
Андрей П. | + | |
Даша П. | + | |
Рем Р. | + | |
Сергей Р. | + | |
Ангелина С. | + | |
Есения С. | + | |
Вова С. | + | |
Софья С. | + | |
Рома Т. | + | |
Игнат Ш. | + |
Вывод: Проведённое исследование показало улучшение состояния нравственно - патриотических качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок. Дети стали общительней, дружелюбней. В них проявляется уважение друг к другу и к окружающим, способны сопереживать и помогать в различных ситуациях.
3. Взаимодействие с родителям.
Работая с детьми по данной теме, пришла к выводу, что только с помощью родителей можем осуществить воздействие на детей. Ведь нравственно - патриотическое воспитание - дело настолько тонкое, что без учета индивидуальности каждого ребенка добиться положительных результатов невозможно.
Чтобы каждый родитель знал, на какую сторону поведения обратить особое внимание, предлагала родителям внимательнее присмотреться к своим детям, глубже понять их. Для этого в начале года просили родителей ответить на вопросы:
- Что вас радует в поведении ребенка?
- Какие черты характера вашего ребенка и поступки вас огорчают?
Некоторые родители сразу не смогли ответить, многим было трудно. Ответы родителей показали, что не все и не всё видят в своем ребенке, а иногда и не задумываются, каким же растет их ребенок.
Большинство родителей, к делу отнеслось очень внимательно. Многие отмечали в своих детях отрицательные качества, такие как лень, непослушание, жадность. Приводили беседы с этими родителями, чтобы выявить причины этих качеств у ребенка. Как правило, оказывалось, что это единственный ребенок и все дома только для него.
Большое влияние на исправление этих недостатков оказывают чтение художественной литературы, коллективное празднование дней рождения ребенка. Творческие работы из природного материала, бросового материала выполненные родителями и детьми дома, составление сказок на новый лад, оформление книжек-малышек
Считаю, что такая работа с родителями, отдельные задания, поручения, ситуации, помогающие ребенку развить или приобрести то или иное положительное качество - наиболее эффективная форма единого воспитания детей в семье.
С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры использовались следующие формы работы:
-Были проведены родительские собрания: «Растим маленьких патриотов», «Сказка ложь–да в ней намек», «Воспитание добром».
-Были проведены совместно с родителями досуги для детей на литературные темы: игра викторина «В гостях у сказки», «Что?, Где?, Когда?», «В стране добра и зла».
-Информируем родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей старшего дошкольного возраста. Информацию представляла в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для домашнего чтения.
-В уголке для родителей помещаем советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими рубриками: «Личная библиотека вашего ребенка», «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения»; «Книги и театр», «Народные сказки», «Читаем и играем», «Рисуем сказку» и др.
-Провожу индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы: « Сказки помогают справиться с детским непослушанием»,» Какие сказки читать ребёнку на ночь» « Сказка в жизни вашего ребёнка» « Почитай мне сказку мама» ;
- Акция «Подари книгу детскому саду»- пополнили библиотеку группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками для прослушивания, также родители, у которых сохранились книги их детства приносили в группу
- Осуществила проект «Книжка своими руками»;
-Вместе с родителями устраиваем выставки работ детей и родителей: «Наши любимые сказки», «Зимние сказки», «Цветные сказки».
Вывод: всю работу по развитию у дошкольников нравственных качеств, средствами сказки провожу совместно с родителями. ( Приложение 4)
Заключение.
В любой народной сказке все подчиняется только совершенным законам человеческого бытия, тем идеалам, которые прошли проверку многих поколений людей, выкристаллизовались, стали общечеловеческими. И детям легко принять эти идеалы, легко согласиться закономерностью. Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.
В результате проектной деятельности на данном этапе можно говорить
о подтверждении гипотезы и сформулировать следующие выводы:
- формируем нравственно - патриотические представления о нормах социальных отношений и моделях поведения
- расширяем представления детей об окружающем мире
- способствуем формированию нравственно - патриотческих качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений
- воспитываем у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие развиваем творческую активность
- развиваем выразительную, образную речь.
Сказки это отличное средство сплочения детей и взрослых. В результате совместной деятельности (педагоги, родители, воспитанники) дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций.
Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственно - патриотическое воспитание.
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом.
Сказки помогают возрождать в людях доброту. милосердие, гуманность.
Я считаю, что главное средство воспитания нравственно – патриотических качеств у детей дошкольного возраста – сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости.
Список литературы
1. Грабенко Т.М. Зачем читать детям сказки? СПб. 2020
2. Исаева Н» Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников» 2019.
- Малова В.В.»Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников». М.: Владос.2021
- Пантелеева Н.Г. «Что за прелесть эти сказки»
- Петракова Т.И.» Духовные основы нравственного воспитания». – М:2019
- Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей
- Лебедев Ю.А. «Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошкольных. Учреждений» М.: Владос, 2021
- Т.А. Шорыгина «Общительные сказки».
- Аникин В.П. Русская народная сказка. М: «Просвещение», 2019 г.;
- Аникин В.П. К мудрости ступенька. М.,2022.;
- .Артемова Е. И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольная педагогика. 2022.
- Алябьева Е. А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками».
- .Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Пособие для воспитателей детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2022.;
- Безруких М.М. Сказка как источник развития творчества детей. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС., 2021.;
- Гарбуза Л.Г. Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой
Приложение 1
Изучение нравственно - патриотического сознания дошкольников
Методика «Сказка»
Цель: изучение нравственной нормы и оценки ребенка.
Задачи:
1. Выявить способности ребенка к интерпретации и оценке поступков
других.
2. Выявить умения прогнозировать ситуацию в зависимости от совершенного поступка.
3. Изучить степени сформированности этических инстанций.
Материал: текст сказки «Волк и заяц», серия сюжетных
картинок к сказке, комплект карточек с изображениями детских лиц с различными эмоциональными состояниями (радости, грусти, злости, сомнения, страха, безразличия).
Ход исследования:
Ребенку предъявляется картинка с изображением сюжета сказки «Волк и заяц» и читается текст сказки. Затем идет беседа по сказке, при этом картинки находятся в поле зрения ребенка.
Вопросы:
О чем эта сказка?
Кто главный герой этой сказки?
Какие чувства испытывал заяц, когда совершал свой поступок? Какие
чувства испытывал волк? А лиса?
Какой герой сказки тебе больше понравился и почему? Кем бы ты
хотел быть в этой сказке: волком, лисой или зайцем?
Какой герой тебе не понравился? Почему?
Как бы ты поступил на его месте?
Как ты думаешь, к чему может привести такое поведение волка?
Оценка результатов:
4 балла (высокий уровень) – ребенок отвечает на вопрос, улавливает
скрытый смысл сказки и правильно интерпретирует поступки героев,
адекватно определяет чувства, переживаемые ими, способен к адекватной оценке поступков героев.
3 балла (средний уровень) – в ответах ребенка есть неточности, чаще
всего ребенок интерпретирует поступки и чувства героев исходя из
конкретных ситуаций, пережитых им самим, рассуждениям ребенка
присущ инфантилизм.
Ребенок может уловить смысл сказки и назвать некоторые состояния героев сказки при наводящих вопросах и подсказках взрослого.
1 балл (низкий уровень) – ребенок не может объяснить поступки героев, но правильно подставляет карточки с изображением соответствующих эмоциональных состояний, но не всегда может их назвать.
Приложение 2
Проект «Сказка-ложь, да в ней намёк….» .
№ | Информация о проекте | Содержание |
Название проекта | Творческий: «Сказка – ложь, да в ней намек…» | |
Проблема | Для педагога: приобщение детей старшего возраста к нравственно - патриотческим ценностям через сказку. Для детей: Чему учит сказка? | |
Автор | Рябинина Любовь Николаевна | |
Участники | Воспитатель Дети старшей группы Родители | |
Тип | Групповой, краткосрочный | |
Интеграция образовательных областей | Основная общеобразовательная область: Речевое развитие (Восприятие художественной литературы) Сопутствующие образовательные области: Познавательное развитие Социально- коммуникативное развитие Художественно-эстетическо развитие Физическое развитие | |
Виды деятельности по проекту | Коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная, игровая, музыкальная, восприятие художественной литературы, трудовая, двигательная, конструирование. | |
Цель | Для педагога: создание условий для Нравственно - патриотического развития ребенка через русскую народную сказку Для детей: развитие эмоционально-ценностного отношения к русским народным сказкам. Для родителей: поддержание эмоциональной вовлеченности ребенка в деятельность группы и детского сада. | |
Задачи развития детей в ходе реализации проекта |
| |
Формы работы с детьми |
| |
Краткое содержание проекта | 1 этап: Информационно – аналитический (диагностика компонентов нравственно - патриотического сознания детей наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий анкетирование родителей подбор литературного материала подбор дидактического и методического оснащения проекта) 2 этап: Прогностично – проектировочный (проектирование взаимодействия воспитателя со специалистами и родителями; ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта; разработка плана занимательной деятельности на сроки реализации проекта). 3 этап: Организационно – исполнительный (чтение сказок, прослушивание аудиозаписей сказок, просмотр сказок, иллюстраций к ним. мероприятия с родителями, папки для родителей по реализации проекта) 4 этап: Контрольно - диагностический (итоговая диагностика компонентов нравственного сознания детей (нравственная норма и оценка); наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий; оценка эмоциональной сферы каждого ребёнка с последующим анализом) 5 этап: Обобщающий (рефлексия участников проекта; отчет о реализации проекта; оформление полученного материала по проекту, инсценировка сказки « Волк и семеро козлят» для родителей) | |
Место проведения | МБОУ «Гридинская основная школа имени Героя Советского Союза С. А. Богомолова» старшая группа | |
Сроки проведения | октябрь 2024 года – ноябрь 2024 | |
Возраст детей | 4-6 года | |
Время проведения | В соответствии с циклограммой группы: вторая половина дня. | |
Планируемые результаты |
| |
Практическая значимость проекта | В результате работы дети могут:
В результате работы родители:
|
Приложение 3
МБОУ « Гридинская основная школа имени Героя Советского Союза С. А. Богомолова»
Красносельского муниципального района Костромской области
КОНСПЕКТ
Театрализованной деятельности
сказка на новый лад « Волк и семеро козлят»
для детей старшей дошкольной группы
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Рябинина Любовь Николаевна
Цель: Развивать интерес к театрализованной деятельности, путём активного вовлечения детей в игровые действия, желание попробовать себя в разных ролях.
Задачи:
Обучающие: знакомить детей с искусством театра, профессией «актер театра», пополнять знания детей о сказках. обучать детей сотрудничеству, изображению повадок животных, соответствию образу, своевременному вступлению в диалог, эмоциональному выступлению перед публикой.
Развивающие: развивать связную диалогическую и монологическую речь; обогащать и активизировать словарь: афиша, зрительный зал, сцена, декорации, гримёр, костюмер, антракт.
Воспитательные: воспитывать нравственные качества, чувство коллективизма, уверенности во время публичного выступления, желания принимать участие в общем деле, приносить радость близким, педагогам, родителям.
Предварительная работа:
Экскурсия в библиотеку «Знакомство с театром»
Беседы о театре.
Чтение художественной литературы: отрывок из сказки «Волк и семеро козлят»,
Просмотр мультфильма «Волк и семеро козлят»
Рассматривание картинок и иллюстраций о театре.
Игры на развитие эмоций, мимики, имитаций движений
Посещение спектаклей в детском саду, в кинотеатре «Заря»
Организация разных видов тетра в группе: пальчиковый, настольный,
Изготовление афиши, билетов.
Подготовка к театрализации сказки «Волк и семеро козлят», проговаривание слов и заучивание их.
Оборудование: В домике козы: стол, посуда, поднос с импровизированными пирогами, шапочки для персонажей, гитара, музыкальное сопровождение, материал для изготовления афиши, номера на стулья.
Конверт с пригласительным билетом. Колокольчик для звонка
Работа с родителями: Привлечь родителей к процессу подготовки к спектаклю: изготовление атрибутов и декораций, разучивание текстов.
Ход мероприятия:
Ведущий (Воспитатель): Друзья! У нас сегодня гости! Давайте поздороваемся с ними и подарим им улыбки и хорошее настроение!
- Со сказками все дружат.
И сказки дружат с каждым.
Они необходимы,
Как солнышка привет.
Кто слушать любит сказки,
Тому они расскажут
О том, что, может, было,
А может быть, и нет.
- Сегодня мы посмотрим сказку «Волк и семеро козлят»
Ведущий (воспитатель): В мире много сказок, грустных и смешных И
прожить на свете нам нельзя без них. Впрочем, сказочки начало вышло
старомодное,
вот и песня зазвучала, ну почти народная:
( звучит музыка из мультфильма « Волк и семеро козлят», выходят кроза с козлятами)
Коза ( Соня К) : Ой, козлятушки, вы ребятушки, остаётеся вы без матушки.
В поле я иду за капустою, может волк прийти, сердцем чувствую. Надо сидеть, слышите вы, тише воды, ниже травы.
Вы на семь замков запирайтеся, лишь на голос мой откликайтеся, ой, боюсь за вас я ребятушки, ох, не вышли бы обознатушки.
1 Козленок ( Рита А) : Не волнуйся мамочка, будет все в порядке, знаем мы из сказочки, волк ужасно гадкий.
(Коза уходит)
Ведущий: Только мама за порог, не прошел и миг серый волк перед избою, тук как тут возник.
(Под фонограмму «Песня волка» вбегает волк)
Волк ( Андрей П) (стучит в дверь): Отворите поскорей мамаше дверь, я устала, я голодная как зверь. Вас поила, я поила молоком, а теперь мой голос даже не знаком.
2 Козленок ( Кира И): Твой голос на мамин совсем не похож, ты голосом толстым фальшиво поешь.
(Волк уходит)
Ведущий: Жил петух – вокала мастер и творил он чудеса, мог зверям дарить на счастье он любые голоса.
Волк (голосом тоненьким): Открывайте маме дверь, я голодная как зверь.
Ведущий: Лишь пропел он эту фразу, волка в дом впустили сразу загорелся волчий взгляд.
Волк: «Баста карапузики! Кончилися танцы».
3 Козленок ( Ангелина) : Дядя Волк ты нас послушай: «Нельзя слабых обижать»
4 Козлёнок ( Софья С): ну а если хочешь кушать - пирожки ты можешь взять.
Волк (заинтересовавшись): А с чем пирожки то у вас?
5 Козлёнок ( Захар ) : Пирожки у нас с брусникой, и с капустой, с голубикой.
6 Козлёнок ( Саша А): А еще мама – Коза их с любовью испекла.
7 Козлёнок ( Игнат ): Доброту, тепло вложила и про ласку не забыла.
Ведущий: Проглотил злодей пирог 1,2,3 и волк не волк.
Волк: Ой, что это со мной? я теперь совсем не злой!
Не буду больше слабых обижать! А буду вам козлятки помогать! Хотите научу вас петь, хоть наступил мне на ухо медведь.
(Волк по музыку уводит козлят на лесную полянку, козлята усаживаются на пенечки, волк наигрывает им мелодию)
Автор: Что с козлятами случилось, я оставлю «на потом» А коза, что отлучилась, наконец вернулась в дом.
Коза: Ах, козлятушки, куда сгинули? на кого ж меня вы покинули? Не послушались своей матушки, Получилися обознатушки.
(Коза плачет, прислушивается к звукам гитары и идет на этот звук)
Ведущий: Пред козою на поляне дружно здравствует народ. Пред козою на поляне Волк с козлятами поет.
Коза (удивленно): Да друзья сказать осмелюсь, не видала никогда, чтоб козлята с волком спелись ведь они его еда. В чем причина не пойму? От чего и почему
Волк: Пирожки твои я съел вот и сразу подобрел! Добро, помощь и забота - вот теперь моя работа!
Все вместе: Пусть герои сказок дарят нам тепло, пусть добро навеки побеждает зло.
Все актёры поют песню «Дорогою добра».
Приложение 3
Беседы с детьми.
Вопросы для беседы с детьми.
1.Назови свою любимую сказку.
2.Нравится ли тебе слушать сказки?
3.Любишь ли ты сам рассказывать сказки?
4.Любишь ли ты сам придумывать сказки?
5.В какую сказку ты хотел бы попасть?
6.Герои каких сказок тебе нравятся больше всего?
Викторины
ВИКТОРИНА ПО РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ "МЕДНОЕ, СЕРЕБРЯНОЕ И ЗОЛОТОЕ ЦАРСТВА"
1.Как звали жену царя в сказке?
Марья
Настасья
Василиса
2.Какого сына не было у царя?
Василий-царевич
Иван-царевич
Григорий-царевич
3.Кто украл жену царя?
Змей Горыныч
Вихрь
Ветер
4.До какой горы доехал Иван-царевич?
Стеклянной
Каменной
Высокой
5.Какой дворец увидел Иван-царевич первым?
Золотой
Серебряный
Медный
6.Как усмирял Иван-царевич змеев, которые сторожили царевен?
Давал им воды
Отрубал им головы
Говорил волшебные слова
7.Сколько кадок с водой стояло в подвале во дворце Вихря?
1
2
3
8.Какая вода была в тех кадках?
Живая и мёртвая
Сильная и бессильная
Умная и безумная
9.Куда спрятала свой золотой дворец Елена Прекрасная?
В яйцо
В сундук
В платок
10.Какая царевна досталась бы генералу?
Золотая
Серебряная
Медная
ВИКТОРИНА «ПО МОТИВАМ РУССКИХ СКАЗОК»
1. Какое яичко снесла курочка Ряба? (золотое)
2. Кто разбил яичко курочки Рябы? (мышка)
3. Какой овощ не мог вытащить из земли дед и вся его дружная семья? (репка)
4. Кто помог внучке вытащить репку? (Жучка)
5. Сколько было деток у мамы-козы? (семь)
6. Куда спрятался самый маленький козлёнок, чтобы его не съел злой волк? (в печь)
7. Какой герой был такой круглый, что укатился и от бабы и от деда? (Колобок)
8. Кто съел Колобка? (лиса)
9. Кто исполнял желания Емели? (щука)
10. А на чем ездил Емеля? (на печи)
11. Как звали девочку, которая очень боялась растаять на солнце? (Снегурочка)
12. Как часто называют в сказках лису? (Патрикеевна)
13. Страшная и злая, любит летать на метле. Кто это? (Баба Яга)
14. Какие птицы были верными помощниками Бабы Яги? (гуси – лебеди)
15. Какое мужское имя часто встречается в русских сказках? (Иван)
16. Кто жил в теремке? (мышка, лягушка, заяц, лиса, волк и медведь)
17. Смерть какого сказочного персонажа находится в яйце? (Кощея Бессмертного)
18. В какого превратился братец Иванушка, напившись из лужицы? (в козлёночка)
19. Что в сказках всегда побеждает зло? (добро)
20. Кто поймал стрелу Ивана-царевича? (лягушка)
Приложение 4
Анкетирование родителей.
1.Читаете ли вы дома детям сказки.
2.Какие сказки больше всего интересуют ваших детей.
3.Нравится ли вашим детям слушать сказки, которые вы читаете сами, или их больше интересует просмотр фильмов.
4.Побуждаете ли вы ребенка к придумыванию своей сказки.
5.Отражаете ли вы впечатления от прослушанной сказки в творческих работах.
6.Проявляет ли ваш ребенок дома интерес к импровизации сказок в кругу семьи.
Уважаемые родители, подчеркните (или напишите) ответы на следующие вопросы.
- Ф. И. О. ребёнка________________
- Сколько детей воспитывается в семье?_____________
- Имеется ли у ребенка, посещающего детский сад, своя комната или игровой уголок?________________
- Наличие в игровом уголке художественной литературы и произведений народного фольклора?_______________
- Название русских народных сказок, стихов, которые знают ваши дети.______________
- Ежедневно ли вы читаете своему ребенку? В какое время дня.________________
- Обращаете ли вы внимание ребенка на яркие иллюстрации книг, их содержание и смысл. Задает ли ваш ребенок вопросы после чтения или рассматривания книжек. ________________
- Как часто вы покупаете художественные книги своему ребенку?______________
- Кто из членов вашей семьи посещает библиотеку?__________
- Берете ли вы из библиотеки детские книги для вашего ребенка?_______________
- Считаете ли вы важным для своего ребёнка привития любви и бережного отношения к книгам или предпочесть купить компьютер и смотреть телевизионные передачи?____________
|
Приложение 5
Сказка в жизни вашего ребёнка (консультация для родителей)
«Сказка - это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений».
В.А. Сухомлинский
Все дети любят сказки. Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Роль сказок в воспитании детей велика. Они развивают воображение, подталкивают к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.
Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь. Сказка является таким же необходимым этапом развития ребёнка, как и игра. А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель.
Что такое сказки?
Волшебные истории о принцах и принцессах из сказочных королевств? И да, и нет. На самом деле сказок очень много, их потенциал огромен: ими можно просто заинтересовать ребёнка, усыпить его на ночь, подвигнуть на изменения, произвести воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему.
Сказки и внутренний мир ребёнка неотделимы друг от друга. В любом обществе детские рассказы собирают большую аудиторию маленьких слушателей. Для этого есть веские причины. Взрослым, следует помнить, что, если они хотят научить ребёнка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо, удобоваримо и понятно.
Что даёт сказка?
Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков, и находят отражение в культурах разных народов. В них поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В «Золушке», например, говорится о соперничестве между сёстрами. «Мальчик с пальчик» рассказывает о беззащитности маленького героя, который оказался в мире, где всё подавляет своими размерами, масштабами и мощью.
В сказках противопоставляются добро и зло, жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребёнку, что мир - очень сложная штука, что в нём есть немало несправедливости, что страх, сожаление и отчаяние - в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное - они говорят ребенку, что если человек не сдаётся, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он в конце концов обязательно победит.
Слушая сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, сказки вселяют в ребёнка надежду, что чрезвычайно важно. Ребёнок, лишённый надежды или утративший её, отказывается от борьбы и никогда не добьётся успеха.
Сказка учит ребёнка сравнивать, сопоставлять, сопереживать, развивать связную речь, нравственные качества. Также она корректирует мышление, внимание, память, воображение, мимику лица и жесты.
Сказка - это как чудо. Если бы не было чудес, жизнь была бы скучной и неинтересной. Лишь только там, в сказке, есть то, что заставляет людей верить в чудо.
Если сказку внимательно читать или слушать, то обязательно поймешь, что в ней главное, всегда отыщешь зерно мудрости. Без намека сказок не бывает, недаром же они часто кончаются лукавой присказкой: «Сказка - ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок!».
Как читать сказку?
Итак, теперь давайте с вами разберёмся, как же правильно нужно читать сказки, чтобы ребёнок не потерял интерес через несколько минут.
Сказки не терпят равнодушных читателей. Если вы хотите заинтересовать своего ребёнка чтением сказок, продемонстрируйте, насколько это увлекательно. Возьмите сказку с яркими иллюстрациями и читайте её вместе с ребёнком.
Не забывайте, что большое значение при чтении сказок имеет интонация. Неверная интонация «разрушает иллюзию сказочного мира». Сказка становится тусклой, неинтересной, а её темперамент, неповторимые оттенки смысла исчезают. Постарайтесь оживить происходящие в сказке события, обыграв их. Как именно вы это сделаете не важно. Существует много вариантов: можно инсценировать сказочные события, можно устроить кукольный театр или читать по ролям, меняя маски действующих героев.
Во время чтения прерывайтесь, чтобы задать вопрос о сюжете сказки, это поможет проверить, внимательно ли слушает вас ребенок. Активно вовлекайте ребёнка в процесс чтения. Например, просите досказать слово или фразу, если сказка знакомая, или вспомнить песенку.
Прочитав вслух одну из сказок, не спешите переходить к другой. Спросите у ребёнка, что он понял после прочтения сказки? Чему научился? Как бы он повёл себя на месте героя? Что ему показалось хорошим, а что плохим? Что запомнилось больше всего? Обсудите поведения главного героя сказки.
Необязательно подсказывать, в чём был смысл поступков героев. Обычно дидактизм сказки настолько силён, ярок, что дети сами делают выводы. Если дети придут к подобным заключениям, то можно считать, что чтение сказки достигло цели. Ведь мы не воспитываем ребёнка напрямую, мы всего лишь показываем ему последствия поведения героев через сказку, а ребёнок сам делает выводы.
Помогите ребёнку полюбить сказки, постоянно поддерживайте в нём интерес к чтению. И тогда ваш ребёнок вырастет открытым доброжелательным человеком, умеющим грамотно сформулировать свою точку зрения и использовать свои творческие способности во благо.
Уважаемые родители, помните, что сказки - совершенно необходимый этап в развитии ребёнка, так как у детей, которым родители читают или рассказывают сказки, формируется так называемый запас жизненной прочности - некая картотека, библиотека жизненных ситуаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей младшего возраста посредством ознакомления с русской народной сказкой.
Доклад о влиянии русских народных сказок на развитие речи дошкольников....

Проект на тему: "Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русской народной сказке".
,,Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия- это ключик, с помощью, которого можно открыть эти истоки,...

Проект "Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русским народным костюмом"
Актуальность темы:Изучить историю русского народного костюма, развивать интерес к национальной культуре, творческое развитие дошкольников....

Воспитание нравственно-эстетических качеств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления и углубленного изучения народного декоративно-прикладного искусства.
Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравствен...

"Этнокультурное воспитание дошкольников посредством ознакомления с русскими народными сказками"
Закладывать основы нравственности, патриотизма, морали необходимо с самого раннего возраста ребенка, когда формируется характер,отношение к миру, окружающим людям. В этом нам, воспитателям ДОУ и родит...

Проект "Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русскими народными сказками"
Смысловое значение русских народных сказок - воспитание нравственных качеств : доброты, справедливости, милосердия. Сказки расширяют словарный запас, помогают правильно строить диа...
Долгосрочный проект «Путешествие в сказку» Формирование предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к русской народной сказке
Дошкольники недостаточно знают русских народных сказок, в домашних условиях из-за занятности, родители мало уделяют чтению книг детям или читают литературу не ...


