Парциальная программа "Русские народные подвижные игры"
проект (младшая группа)

Мухамедова Таразы Зайнулловна

Парциальная программа "Русские народные подвижные игры" в первой младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon parts_pr_rus_nar_podv_igry_.doc274 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»

Институт повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

на _____________ квалификационную категорию

ПРОЕКТ

ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: Физическое развитие

Выполнила:

Мухамедова Таразы Зайнулловна,

воспитатель МДОУ «Детский сад №4 п.Новоорск»

Руководитель:

Тавстуха Ольга Григорьевна,

д.п.н., профессор

Оренбург

2016

«ПРИНЯТО»

«УТВЕРЖДЕНО»

 на Педагогическом совете

МДОУ «Детский сад №4 п.Новоорск»

Зав. МДОУ «Детский сад №4 п.Новоорск»

Протокол № _______________________

_________________________О.А. Шамшиева

«_____» ______________________2016 г.

«_____» ______________________2016 г.

ПРОЕКТ

ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД №4 П.НОВООРСК»

Автор:

Мухамедова Таразы Зайнулловна,

воспитатель МДОУ

«Детский сад №4 п.Новоорск»

Новоорск

2016


СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Целевой раздел

4

Пояснительная записка

1.1.

Актуальность парциальной образовательной программы

4

1.2.

Цель и задачи парциальной образовательной программы

4

1.3

Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

5

1.4

Возрастные характеристики развития детей

7

1.5

Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы

7

1.6

Обоснование выбора содержания парциальной программы

7

1.7

Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы

8

II.

Содержательный раздел

9

2.1

Тематическое планирование образовательной деятельности

9

2.2

Содержание парциальной образовательной программы

23

III.

Организационный раздел

25

3.1

Кадровое обеспечение парциальной образовательной программы

25

3.2

Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы

25

3.3

Методическое обеспечение парциальной образовательной (материалы и средства развития, обучения и воспитания)

25

3.4

Время и сроки реализации парциальной образовательной программы

26

3.5

Организация развивающей предметно-пространственной среды

26

IV.

Дополнительный раздел

27

4.1

Презентация парциальной образовательной программы

27

V.

Литература

28

Приложение

Приложение 1 Карта наблюдения

Приложение 2 Игры

29

29

31

I. Целевой раздел

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Актуальность парциальной образовательной программы

Парциальная образовательная программа реализуется в рамках физического развития младшего дошкольника и ориентирована на формирование у младших дошкольников физических качеств, умений и навыков средствами русских народных подвижных игр. Проблема развития у младших дошкольников двигательной активности решается в процессе реализации физического направления развития детей. Задачи образовательной области «Физическое развитие» углубляются введением в образовательный процесс русских народных подвижных игр.

     Новизной Программы является обогащение содержания образовательной области «Физическая культура» русскими народными подвижными играми; интеграция образовательных областей. Планирование двигательной активности детей подчинено комплексно-тематическому принципу организации жизнедеятельности младших дошкольников в детском саду.

    Ценность русских народных подвижных игр заключается не только в игровом действии, оказывающем влияние на формирование физических качеств, но в направленности на достижение цели средствами, имеющими правовые основы, на формирование личностных качеств.

    Программа педагогически целесообразна, так как позволяет решать оздоровительные, воспитательные задачи и задачи обучения. Программу можно использовать, в дополнительном образовании, в семейном образовании.

1.2. Цель и задачи парциальной образовательной программы

Цель: 

развитие двигательной активности младших дошкольников в процессе приобщения к русским народным подвижным играм.

Задачи 

- сформировать умение исполнять различные виды движения русских народных подвижных игр и приобретение опыта воспроизведения действий взрослого;

- сформировать представление об игровом поведении;

- вызвать интерес к русской народной подвижной игре.

1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

В основу программы заложены следующие принципы :

развивающего образования (целью является развитие ребенка);

научной обоснованности и практической применимости (соответствие содержания программы основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, реализация в массовой практике дошкольного образования);

полноты, необходимости и достаточности (решение поставленных целей и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста (реализация целей и задач по формированию знаний, умений и навыков, имеющих непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста);

интеграции образовательных областей (соответствие возрастным возможностями и особенностям развития детей, а также спецификой и возможностями образовательных областей);

комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса (конструирование целостного интегративного процесса взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня (недели), в котором гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающей действительности) (Трубайчук Л.В.)

Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:

-культурно-исторический подход подчеркивает, что психическое развитие ребенка есть прежде всего присвоение им культуры общества, носителями которой для ребенка являются взрослые (социальный план). Культурно-исторический подход к проблеме развития дошкольника основывается на положениях о ведущей деятельности, зоне ближайшего развития, реактивно-спонтанном типе обучения, социальной ситуации развития, неравномерности развития высших психических функций и систем (внимание, восприятие, память, воображение) (Л.С. Выготский);

-системно-деятельностный подход к организации  образовательной деятельности - удовлетворение потребности ребенка в конструировании своего будущего. «Сознание есть деятельность» (Леонтьев А.Н.) В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Деятельность предполагает активное взаимодействие ребенка с окружающей его действительностью, направленное на ее познание и преобразование в целях удовлетворения своих потребностей;

-гуманитарный подход предполагает гуманитаризацию образовательного процесса: постановку в центр внимания уникальной, целостной личности ребенка; признание его права на разностороннее развитие и проявление способностей; равенство, человечность, справедливость, человечность как нормы отношений  в образовательном учреждении (Слободчиков В.И.)

Гуманитарный подход подчеркивает важность эмоционально-аффективной стороны в образовании, формировании интереса к знаниям, развитии творческих способностей. В его основе лежат категории общения, самоутверждения, самоактуализации (Н.М. Борытко).

Современные гуманитарные подходы к определению смысла образовательных процессов связаны с идеей обретения человечеством своего образа: неповторимой индивидуальности, творческого начала, желанием с помощью образования «высветить образ человека, сделать отчетливо зримым его уникальную непохожесть и отличенность от всех иных и всего иного (М. Тищенко). Понятие «гуманитарный         подход имеет культурологическую основу, т.к. «образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству (Е.В. Бондаревская).

личностный подход  к проблеме развития ребенка предполагает формирование его личностных качеств как приоритетного направления развития, утверждения в образовательном процессе субъект-субъектных (партнерских) отношений между педагогами и детьми (Якиманская И.С.)

1.4. Возрастные особенности детей, на которых рассчитана программа

Программа ориентирована на детей от 2 до 3 лет.

Дети младшего дошкольного возраста владеют основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами), сидят на корточках, спрыгивают с нижней ступеньки. Они совершает основные действия самостоятельно, без поддержки и помощи, а так же может действовать по показу или по словесному указанию взрослого. В период от 2 до 3 лет: ребенок ходит, бегает, прыгает на двух ножках, приседает, перешагивает через препятствие, лежащее на полу, проходит по наклонной доске, ходит на цыпочках; бросает мяч не только взрослому или другому ребенку, но и еще может попадать в цель, например, кольцо или корзину; ловит мяч двумя ручками; подражает действиям взрослого; выполняет одновременно несколько действий, например, топает и хлопает; может кататься на трехколесном велосипеде; делает первые попытки в плавании, катании на коньках, лыжах.

1.5. Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы

Реализация парциальной образовательной программы будет способствовать достижению следующих результатов:

-ребенок умеет исполнять различные виды русских народных подвижных игр, приобретает опыт воспроизведения действия взрослого;

-ребенок овладел первичным представлением о правильном поведении во время русской народной подвижной игры,

-ребенок способен проявлять интерес к русской народной подвижной игре.

1.6. Обоснование выбора содержания парциальной программы

Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №4 п. Новоорск»    разработана  в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Парциальная программа «Русские народные подвижные игры» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО и конкретизирует на практике основополагающие идеи основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ.

Создание данной парциальной программы расширяет возможности образовательной области «Физическое развитие». Парциальная образовательная программа направлена на развитие интегративных качеств личности младшего дошкольника в процессе изучения и освоения русских народных подвижных игр.

Содержание программы объединено в 3 тематических модуля, которые решают задачу физического развития младших дошкольников посредством комплекса русских народных подвижных игр.

Результатом освоения Программы является потребность в двигательной активности, умение  исполнять различные виды русских народных подвижных игр, приобретение опыта воспроизведения действия взрослого, овладение первичным представлением о правильном поведении во время русской народной подвижной игры, способность проявлять интерес к русской народной подвижной игре.

            1.7. Формы и средства определения результативности реализации парциальной образовательной программы

1. Наблюдение процесса двигательной активности младших дошкольников

2. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проходит в форме проведения изученных игр.

Параметры определения результативности отражаются в приложении 1 (карте индивидуального развития ребенка)

II.  СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Модуль/Тема

Объём ОД (в мин.)

Способы реализации в специально организованной

взрослым деятельности

Способы реализации

в самостоятельной деятельности

Модуль 1. Игры с бегом.

1.1

«У медведя во бору» (1).

15 мин

Групповая деятельность: показ игрушек и картинок с изображением медведя ,беседа о животном.

 Коллективное взаимодействие по развитию умения двигаться бегом, воспроизводить действия взрослого.

Взаимодействие детей с родителями: привлечение родителей в подготовке атрибутов к игре.

Игровая деятельность: игра малой подвижности «Мишка косолапый».

Коммуникативная деятельность: общение детей с образами животных во время игры, общение со взрослым, друг с другом.

Театрализованная деятельность: использование маски-шапочки.

Речевая активность: составление небольших описательных рассказов об игрушках из коллекции.

1.2

«У медведя во бору» (2).

15мин

Групповая деятельность: занятие по ознакомлению с окружающим миром «Мишка в гости к нам пришел».

 Коллективное взаимодействие по развитию  умения двигаться стайкой за воспитателем, формированию представления об игровом поведении.

Взаимодействие детей с родителями: привлечение родителей в подготовке атрибутов к игре.

Игровая деятельность: игра «Найди домики для мишек».

Коммуникативная деятельность: общение детей с образами животных во время игры, общение со взрослым, друг с другом.

Театрализованная деятельность: использование маски-шапочки во время игры.

 Речевая активность: речевое упражнение «Какой мишка».

1.3

«У медведя во бору» (3).

15 мин

Групповая деятельность: чтение стихов и потешек о медведях.

 Коллективное взаимодействие  по развитию умения двигаться бегом в разных направлениях небольшими группами и всей группой. 

Взаимодействие детей с родителями: привлечение родителей в подготовке атрибутов к игре.

Игровая деятельность: игра малой подвижности «Мишка косолапый».

Коммуникативная деятельность: общение детей с образами животных во время игры, общение со взрослым, друг с другом.

Театрализованная деятельность: использование маски-шапочки.

Рисование пряников для мишки.

Речевая активность: проговаривание стихотворения А.Барто «Мишка».

1.4

«У медведя во бору» (4).

15 мин

Групповая деятельность: физкультурное развлечение «Медвежата».

Коллективное взаимодействие  по развитию основных двигательных движений (бега) в ходе игровых действий.

 Взаимодействие детей с родителями: привлечение родителей в подготовке атрибутов к игре.

Игровая деятельность: игра «Накормим мишек медом».

Коммуникативная деятельность: общение детей с образами животных во время игры, общение со взрослым, друг с другом.

Театрализованная деятельность: использование маски-шапочки во время игры.

 

1.5

«Лохматый пес» (1).

15 мин

Групповая деятельность: беседа с рассматриванием картинок.

Коллективное взаимодействие по развитию двигаться бегом стайкой на расстоянии до 10 м. по сигналу; по изучению  правил и хода игры, разучивание слов в ходе игры, проведение игры воспитателем в роли водящего, а затем по желанию детей.

Взаимодействие с родителями: привлечение родителей в подготовке атрибутов к игре.

Игровая деятельность: творческое упражнение «Поиграй с моей игрушкой.

Коммуникативная деятельность: общение детей с образами животных во время игры, общение со взрослым, друг с другом.

 Театрализованная деятельность: использование маски-шапочки, имитация животных

Речевая активность: речевое упражнение «Кто как разговаривает».

Двигательная активность: пальчиковая игра «Ладушки».

1.6

«Лохматый пес» (2).

15 мин

Групповая деятельность: рассматривание плаката с домашними животными, игрушек домашних животных.

Коллективное взаимодействие  по развитию умения двигаться бегом, сохраняя общее направление бега, не наталкиваясь на бегущих рядом.

Взаимодействие с родителями: привлечение родителей в подготовке атрибутов к игре.

Игровая деятельность: д/и «Кто лишний», «Домашние животные».

Коммуникативная деятельность: общение детей с образами животных во время игры, общение со взрослым, друг с другом.

 Театрализованная деятельность: использование маски-шапочки, имитация животных.

Лепка пирожков для собачки.

1.7

«Лохматый пес» (3).

15 мин

Групповая деятельность: разучивание песенки «Вот наш Бобик…»

Коллективное взаимодействие по развитию умения двигаться бегом с поднятыми руками в стороны; по изучению  правил и хода игры, разучивание слов в ходе игры, проведение игры воспитателем в роли водящего, а затем по желанию детей.

Игровая деятельность: игра «Кто я?»

Коммуникативная деятельность: общение детей с образами животных во время игры, общение со взрослым, друг с другом.

 Театрализованная деятельность: : использование маски-шапочки, имитация животных.

Художественно-эстетическая деятельность: песенка «Вот наш Бобик «Гав-гав-гав».

1.8

«Лохматый пес» (4).

15 мин

Групповая деятельность: чтение сказки «Репка».

Коллективное взаимодействие по развитию умения исполнять различные виды бега во время проведения русской народной подвижной игры.

Взаимодействие с родителями: привлечение родителей в подготовке атрибутов к игре.

Игровая деятельность: настольный кукольный театр «Репка».

Коммуникативная деятельность: общение детей с образами животных во время игры, общение со взрослым, друг с другом.

 Театрализованная деятельность: инсценировка сказки «Репка».

Речевая активность: речевое упражнение «Кто как разговаривает».

Интегрирование деятельности: умение действовать сообща в определенном темпе («Физическое развитие», «Социализация»).

1.9

«Гуси- лебеди» (1).

15 мин

Групповая деятельность: чтение сказки «Жили у бабуси».

Коллективное взаимодействие по развитию умения бегать стайкой  от линии до линии, обходя препятствие.

Взаимодействие с родителями: пошив родителями костюмов для театрализованной деятельности.

Игровая деятельность: игра «Гусыня с гусятами».

Художественно-эстетическая деятельность: пение песенки «Жили у бабуси».

Театрализованная деятельность: инсценировка сказки совместно с воспитателем «Два веселых гуся».

Речевая активность: проговаривание потешки «Тега-тега,белый гусь».

Коммуникативная деятельность: общение детей с образами животных во время игры, общение со взрослым, друг с другом.

1.10

«Гуси- лебеди» (2).

15 мин

Групповая деятельность: рассматривание иллюстраций с изображением гуся —домашняя птица-чем питаются, где пасутся, иллюстрации логова волка.

Коллективное взаимодействие: по развитию умения бегать парами во время игры; по изучению  правил и хода игры, разучивание слов в ходе игры, проведение игры воспитателем в роли водящего, а затем по желанию детей.

Взаимодействие с родителями: пошив родителями костюмов для театрализованной деятельности.

Игровая деятельность: настольный кукольный театр с героями знакомых сказок.

Речевая активность: проговаривание потешки «Тега-тега,белый гусь».

Коммуникативная деятельность: общение детей с образами животных во время игры, общение со взрослым, друг с другом.

1.11

«Гуси- лебеди» (3).

15 мин

Групповая деятельность: игровая ситуация с «гусем». 

Коллективное взаимодействие:  по изучению  правил и хода игры, разучивание слов в ходе игры, проведение игры воспитателем в роли водящего, а затем по желанию детей.

Взаимодействие с родителями: пошив родителями костюмов для театрализованной деятельности.

Игровая деятельность: лото «Для малышей».

Художественно-эстетическая деятельность: повторение песенки «Жили у бабуси».

Лепка «зерен» для гусят.

 Двигательная активность: зарядка «Рано утром гуси встали».

Речевая активность: проговаривание потешки «Тега-тега,белый гусь».

Коммуникативная деятельность: общение детей с образами животных во время игры, общение со взрослым, друг с другом.

1.12

«Гуси- лебеди» (4).

15 мин

Групповая деятельность: сюжетное физкультурное занятие «Веселые гуси».

Коллективное взаимодействие  по развитию основного вида движения (бега) во время проведения подвижных игр.

 Взаимодействие с родителями: пошив родителями костюмов для театрализованной деятельности.

Художественно-эстетическая деятельность: пение песенки «Жили у бабуси».

Театрализованная деятельность: имитация животных в костюмах.

Речевая активность: речевое упражнение «Га-га-га».

Коммуникативная деятельность: общение детей с образами животных во время игры, общение со взрослым, друг с другом.

Модуль 2.Игры с прыжками.

112.1

«Воробушки и кот»(1)

15 мин

Групповая деятельность: проведение беседы- наблюдения на прогулке.

 Коллективное взаимодействие: знакомство малышей с игрой, объяснение правил игры, распределение ролей, проведение игры воспитателем;  по развитию умения подпрыгивать на двух ногах.

 Взаимодействие с родителями: наблюдение с родителями за птицами.

Игровая деятельность: игра «Собери насекомых».

Театрализованная деятельность: разыгрывание ситуации воспитателем в роли кота, детьми в роли воробушков (в масках).        

Коммуникативная деятельность: общение детей со взрослым, друг с другом.

Двигательная активность: выполнение общеразвивающих упражнений «Ой летали птички».

Интегрирование деятельности (познавательного развития и развития двигательной активности): знакомство  с птицами и умение прыгать на двух ногах.

112.1

«Воробушки и кот»(2).

15 мин

Групповая деятельность: показ дидактических картинок, прослушивание записи.

Коллективное взаимодействие по развитию умения  прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед. Взаимодействие с родителями: наблюдение с родителями за птицами.

Театрализованная деятельность: разыгрывание игровой  ситуации в масках.

Коммуникативная деятельность: общение детей со взрослым, друг с другом.

Художественно-эстетическое воспитание: прослушивание записи «Голоса птиц».

Двигательная активность: физкультминутка «Воробушки, воробушки летят, летят, летят».

Лепка «Зернышки для птичек».

Интегрирование деятельности (познавательного развития и развития двигательной активности): знакомство  с птицами и умение прыгать на двух ногах.

112.3

«Воробушки и кот»(3).

15 мин

Групповая деятельность: чтение стихотворений, загадок.

Коллективное взаимодействие по развитию умения прыгать с ноги на ногу.

 Взаимодействие с родителями: изготовление с родителями кормушек для птиц.

Игровая деятельность: .

Продуктивная деятельность :

Лепка зернышек для птичек.

Театрализованная деятельность: разыгрывание ситуации воспитателем в роли кота, детьми в роли воробушков (в масках).        

Коммуникативная деятельность: общение детей со взрослым, друг с другом.

Интегрирование деятельности (познавательного развития и развития двигательной активности): знакомство  с птицами и умение прыгать на двух ногах.

112.4

«Воробушки и кот»(4).

15 мин

Групповая деятельность: показ общеразвивающих упражнений с различными видами прыжков.

Коллективное взаимодействие по выполнению упражнений с различными видами прыжков.

 Взаимодействие с родителями: изготовление с родителями кормушек для птиц.

Игровая деятельность: игра «Собери насекомых».

Продуктивная деятельность : рисование птичек по наложению трафарета.

Театрализованная деятельность: разыгрывание ситуации воспитателем в роли кота, детьми в роли воробушков (в масках).        

Коммуникативная деятельность: общение детей со взрослым, друг с другом.

Интегрирование деятельности (познавательного развития и развития двигательной активности): знакомство  с птицами и умение прыгать на двух ногах.

2.5

«Попрыгунчики»(1).

15 мин

Групповая деятельность: знакомство с зайчиком- попрыгунчиком.

Коллективное взаимодействие: знакомство малышей с игрой, объяснение правил игры, распределение ролей, проведение игры воспитателем;  по развитию умения подпрыгивать на двух ногах.

Взаимодействие с родителями: изготовление атрибутов к игре.

Игровая деятельность: игра «Зайка серенький сидит…».

Театрализованная деятельность: выполнение упражнений в масках зайчиков.

Коммуникативная деятельность: общение детей со взрослым, друг с другом.

Интегрирование деятельности: выполнение основных движений в масках зайчат ( театрализованная деятельности развитие двигательной активности).

2.6

«Попрыгунчики»(2).

15 мин

Групповая деятельность: включение записи плясовой мелодии.

Коллективное взаимодействие развитию умения подпрыгивать на двух ногах из обруча в обруч.

 Взаимодействие с родителями: изготовление атрибутов к игре.

Игровая деятельность: игра «Зайка серенький сидит…».

Театрализованная деятельность: выполнение упражнений в масках зайчиков.

Коммуникативная деятельность: общение детей со взрослым, друг с другом.

Двигательная активность: подвижная игра (дети изображают зайчат).

Интегрирование деятельности: выполнение основных движений в масках зайчат ( театрализованная деятельность и развитие двигательной активности).

2.7

«Попрыгунчики»(3).

15 мин

Групповая деятельность: проговаривание потешки «Ножки, ножки бежали по дорожке…».

Коллективное взаимодействие :выполнение соответствующих движений из текста потешки, учась отталкиваться одновременно двумя ногами, приземляясь мягко также на обе ноги.

 

Игровая деятельность: настольный театр «Теремок»

Театрализованная деятельность: выполнение упражнений в масках зайчиков.

Коммуникативная деятельность: общение детей со взрослым, друг с другом.

Двигательная активность: подвижная игра (дети изображают зайчат).

Интегрирование деятельности: выполнение основных движений в масках зайчат ( театрализованная деятельности развитие двигательной активности).

2.8

«Попрыгунчики»(4).

15 мин

Групповая деятельность: выполнение общеразвивающих упражнений  «Мы как зайки».

Коллективное взаимодействие: знакомство малышей с игрой, объяснение правил игры, распределение ролей, проведение игры воспитателем; выполнение основных видов прыжков.

 Взаимодействие с родителями: изготовление атрибутов к игре.

Игровая деятельность: игра «Зайка серенький сидит…».

Театрализованная деятельность: выполнение упражнений в масках зайчиков.

Коммуникативная деятельность: общение детей со взрослым, друг с другом.

Речевая активность: проговаривание потешки «Зайка шел…».

Интегрирование деятельности: выполнение основных движений в масках зайчат (театрализованная деятельности развитие двигательной активности).

2.9

«Переселение лягушек»(1)

15 мин

Групповая деятельность: показ игрушечных прыгающих лягушек.

Коллективное взаимодействие по развитию движения прыгать ритмично на двух ногах, продвигаясь вперед и на месте.

 Взаимодействие с родителями: изготовление масок- лягушат.

Речевая активность: звукоподражание «Ква».

Игровая деятельность: пальчиковая игра «Лягушка- попрыгушка».

Двигательная активность: пальчиковая гимнастика «Скачут две лягушки».

Театрализованная деятельность: инсценирование песни «Две лягушки».

Общение: беседа о лягушках.

Интегрирование деятельности: речевая и двигательная активность (умение согласовывать слова и движения).

2.10

«Переселение лягушек»(2)

15 мин

Групповая деятельность: прослушивание аудиозаписи лягушачьего кваканья.

Коллективное взаимодействие: по выполнению прыжков, отталкиваясь одновременно двумя ногами, спрыгивая мягко, умение занять свободное место на «бревне» или «пеньке».

 Взаимодействие с родителями: изготовление масок- лягушат.

Речевая активность: звукоподражание «Ква».

Игровая деятельность: игра «Рассади лягушек на листья».

Двигательная активность: ОРУ с прыжками.

Продуктивная деятельность: рисование карандашами «Лягушка и комары»

Театрализованная деятельность: имитация лягушек в масках.

Интегрирование деятельности: речевая и двигательная активность (умение согласовывать слова и движения).

2.11

«Переселение лягушек»(3)

15 мин

Групповая деятельность: сюрпризный момент «Кто  в сундуке?»

Коллективное взаимодействие по развитию умения прыгать ритмично под хлопки.

Взаимодействие с родителями: изготовление масок- лягушат.

Речевая активность: упражнение «Длинный, короткий».

Игровая деятельность: игра с прищепками «Кувшинки».

Двигательная активность: пальчиковая гимнастика «Скачут две лягушки».

Театрализованная деятельность: использование масок-шапочек.

Интегрирование деятельности: речевая и двигательная активность (умение согласовывать слова и движения).

2.12

«Переселение лягушек»(4)

15 мин

Групповая деятельность: беседа о лягушках.

Коллективное взаимодействие по развитию умения прыгать сидя на двух ножках, соблюдая направление.

Взаимодействие с родителями: изготовление масок- лягушат.

Речевая активность: артикуляционное упражнение «Лягушка».

Игровая деятельность: пальчиковая игра «Лягушка- попрыгушка».

Театрализованная деятельность: использование маски- шапочки.

Музыкально- ритмическое упражнение «Ква-ква».

Интегрирование деятельности: речевая и двигательная активность (умение согласовывать слова и движения).

Модуль3.Игры с мячами.

3.1

«Лови мяч»(1)

15 мин

Групповая деятельность: создание игровой ситуации.

Коллективное взаимодействие по развитию умения бросания мяча воспитателю и ловля мяча от воспитателя на расстоянии до 1м..

 Взаимодействие с родителями: проведение игры с детьми дома.

Игровая деятельность: подвижная игра с «котом» и мячами.

Двигательная активность:  ОРУ с мячом: «Красивые мячики», «Вот мячик», «Мячик», «Веселый мячик».

Коммуникативная деятельность: общение детей со взрослым, друг с другом.

Речевая активность: речевое звукоподражание Мяу».

Интегрирование деятельности (коммуникативная, развитие двигательной активности):общение детей друг с другом и развитие основных движений (действий с предметами).

3.2

«Лови мяч»(2)

15 мин

Групповая деятельность: проведение ОРУ с мячом под веселую музыку.

Коллективное взаимодействие по развитию умения бросания мяча двумя руками вперед и вверх.

 Взаимодействие с родителями: проведение игры с детьми дома.

Игровая деятельность: игра с большим мячом.

Двигательная активность:  ОРУ с мячом: «Красивые мячики», «Вот мячик», «Мячик», «Веселый мячик», дорожка с препятствиями.

Коммуникативная деятельность: общение детей со взрослым, друг с другом.

Лепка мячиков для кошечки.

Интегрирование деятельности (коммуникативная, развитие двигательной активности):общение детей друг с другом и развитие основных движений (действий с предметами).

3.3

«Лови мяч»(3)

15 мин

Групповая деятельность: чтение стихотворения.

Коллективное взаимодействие по развитию умения в бросании мяча от груди двумя руками вперед.

Взаимодействие с родителями: проведение игры с детьми дома.

Коммуникативная деятельность: общение детей со взрослым, друг с другом.

Речевая активность: проговаривание стихотворения А.Барто «Наша Таня…».

Рисование карандашом мячиков.

Интегрирование деятельности (коммуникативная, развитие двигательной активности):общение детей друг с другом и развитие основных движений (действий с предметами).

3.4

«Лови мяч»(4)

15 мин

Групповая деятельность: проведение ОРУ с мячом под веселую музыку

Коллективное взаимодействие по развитию умения в бросании большого мяча двумя руками через веревку .

 Взаимодействие с родителями: проведение игры с детьми дома.

Игровая деятельность: игра с большим мячом.

Двигательная активность: дорожка с препятствиями.

Коммуникативная деятельность: общение детей со взрослым, друг с другом.

Интегрирование деятельности (коммуникативная, развитие двигательной активности):общение детей друг с другом и развитие основных движений (действий с предметами).

3.5

«Летучий мяч»(1)

15мин

Групповая деятельность: cоздание игровой мотивации (коробка с мячом).

Коллективное взаимодействие  по развитию умения в бросании мяча в горизонтальную цель.

 Взаимодействие с родителями: проведение упражнений с мячом.

Двигательная активность: упражнения с мячом.

Рисование мячика.

Игровая деятельность: игра «Попади в ворота».

Художественно- эстетическая деятельность: музыка «Футбольная песенка».

Интегрирование деятельности: познавательно- исследовательская и физическая (знакомство с разными мячами и развитие основных действий с предметами)

3.6

«Летучий мяч»(2)

15мин

Групповая деятельность: знакомство с разными мячами по цвету и размеру.

Коллективное взаимодействие  по развитию умения в метании мячей левой и правой рукой.

 Взаимодействие с родителями: проведение упражнений с мячом.

Двигательная активность: упражнения с мячом.

Игровая деятельность: игра «Не урони мяч».

Загадка «Умею прыгать и катиться…».

Лепка цветных мячиков. 

Интегрирование деятельности: познавательно- исследовательская и физическая (знакомство с разными мячами и развитие основных действий с предметами)

3.7

«Летучий мяч»(3)

15мин

Групповая деятельность: чтение стихотворения «Мой веселый, звонкий мяч».

Коллективное взаимодействие  по развитию умения бросать по сигналу обязательно правой и левой рукой.

Взаимодействие с родителями: проведение упражнений с мячом.

Продуктивная деятельность: стихотворение «Мой веселый, звонкий мяч».

Игровая деятельность: игра «Попади в ворота».

Игра «Не урони мяч».

Интегрирование деятельности: познавательно- исследовательская и физическая (знакомство с разными мячами и развитие основных действий с предметами)

3.8

«Летучий мяч»(4)

15мин

Групповая деятельность: выполнение ОРУ с мячами.

Коллективное взаимодействие  по развитию умения ловить мяч пальцами рук.

Взаимодействие с родителями: проведение упражнений с мячом.

Двигательная активность: упражнения с мячом..

Игровая деятельность: игра «Попади в ворота».

Игра «Не урони мяч».

Художественно- эстетическая деятельность: музыка «Футбольная песенка».

Интегрирование деятельности: познавательно- исследовательская и физическая (знакомство с разными мячами и развитие основных действий с предметами)

3.9

«Мой веселый звонкий мяч»(1)

15 мин

Групповая деятельность: показ мячей из разных материалов.

Коллективное взаимодействие  по развитию умения в бросании мяча всем вместе по сигналу и до гнать свой мяч.

Взаимодействие с родителями: проведение упражнений с мячом.

Восприятие художественной литературы: стихотворение С.Я.Маршака «Мой веселый звонкий мяч».

Речевая активность: проговаривание стихотворения А.Барто «Наша Таня громко плачет…».

Игровая деятельность: игра «Мяч друг другу».

Интегрирование деятельности: познавательно- исследовательская и физическая (знакомство с мячами из разных материалов и развитие основных действий с предметами)

3.10

«Мой веселый звонкий мяч»(2)

15 мин

Групповая деятельность: выполнение ОРУ с мячом.

Коллективное взаимодействие  по развитию в бросании мяча в корзину по сигналу, обязательно правой и левой рукой.

Взаимодействие с родителями: проведение упражнений с мячом.

Игровая деятельность: игра  «Ты мне, я тебе».

Речевая активность :проговаривание стихотворения «Мой веселый звонкий мяч»

Двигательная активность: игровой самомассаж «Я в ладоши хлопаю».

Игра с мячом «Назови имя»

3.11

«Мой веселый звонкий мяч»(3)

15 мин

Групповая деятельность: загадывание загадок.

Коллективное взаимодействие  по развитию умения бросать мяч по сигналу воспитателя и также бежать за мячами, пробегая под веревкой.

 Взаимодействие с родителями: проведение упражнений с мячом.

Восприятие художественной литературы: стихотворение С.Я.Маршака «Мой веселый звонкий мяч».

Речевая активность: проговаривание стихотворения А.Барто «Наша Таня громко плачет…».

Двигательная активность: упражнение «Насос».

ОРУ с мячом.

3.12

«Мой веселый звонкий мяч»(4)

15 мин

Групповая деятельность: проведение подвижных игр.

Коллективное взаимодействие  по выполнению различных видов движений с мячами вовремя проведения подвижных игр.

Восприятие художественной литературы: стихотворение С.Я.Маршака «Мой веселый звонкий мяч».

Речевая активность: проговаривание стихотворения А.Барто «Наша Таня громко плачет…».

Игровая деятельность: игры «Мяч друг другу», «Ты мне, я тебе».

Двигательная активность: игровой самомассаж «Я в ладоши хлопаю».

ОРУ с мячом

Итоговое мероприятие с родителями «В гости в сказку»

20 минут

Групповая деятельность: игра-путешествие «В гости в сказку»

Коллективное взаимодействие по выполнению различных видов движений: прыжки, бег , бег за инструктором, игры с мячом.

Речевая активность : проговаривание потешек, стихотворений.

2.2. СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Модуль 1. Игры с бегом.

Тема 1.1. «У медведя во бору».

  Русская народная подвижная игра «У медведя во бору»: умение двигаться бегом; развивать скорость реакции на словесный сигнал, упражнять детей в беге, развивать внимание; закреплять умение совместных действий.

Материалы: маска медведя.

Формы работы: коллективная форма проведения занятия, индивидуальная работа по формированию качества основных движений на прогулке.

Методы: создание интереса к игре (сюрпризный момент, использование маски-шапочки), беседа о медведе,  объяснение содержания игры в ходе игровых действий, разучивание слов в ходе игры, проведение игры воспитателем в роли водящего, а затем по желанию детей.

 Взаимодействие со взрослыми: педагогом предоставляется возможность ребенку быть в роли «медведя».

Взаимодействие детей с другими детьми: ребенку предоставляется возможность вместе с другими детьми выйти из своего «дома» к «медведю», убегать от него.


          III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Кадровое обеспечение 

Старший воспитатель обеспечивает методическое сопровождение. Воспитатель подготавливает детей к деятельности и применяет программу на практике. Музыкальный руководитель участвует в подготовке и проведении игр.

         3.2.Материально-техническое обеспечение Программы

В группе созданы условия необходимые для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь свободная от мебели и игрушек. В помещении детского сада имеется хорошо оборудованный спортивный зал. На территории дошкольной организации группа имеет отдельный участок с верандой. Летом обустраиваются спортивные дорожки для перешагивания, лесенки для шагания. В зимний период, совместно с родителями, возводится зимний мини-городок с горкой, лабиринтом, снежными валами и конструкциями для перешагивания.

3.3.Научно-методическое обеспечение Программы 

Борисенко М.Г., Датешидзе Т.А., Лукина Н.А. Ползаем. Ходим. Бегаем. Прыгаем.(Развитие общей моторики).-М.:Изд- центр «Паритет», 2002.- 124 с.

Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. -311c.

 Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Физическое развитие. Игры и занятия с детьми раннего возраста . -- М.: Мозаика-Синтез, 2007.-182c.

Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. Программа и программные требования. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2005. -123c.

Подольская Е.И. Оздоровительная гимнастика: игровые комплексы, занятия, физические упражнения. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет).- Издательство «Учитель», 2016.-201c.

Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. – М.: Мозаика Синтез, 2009.-164c.

Шарыпова Л.В. Физическое воспитание детей младшего дошкольного возраста. – Норильск: АПЕКС, 2008.-136c.

      3.4.Время и сроки реализации Программы

ОД проводится 1 раз в неделю, во вторую половину дня, длительностью 15 минут. Объем проведения ОД за год 540 мин.

3.5.Организация развивающей предметно-пространственной среды

Оформление

пространства для детей

Содержание

Способы

использования среды

Центр двигательной активности

Горка, лесенка, мячи разного размера, обручи разного диаметра, скакалки, кегли, ленты цветные, флажки, лошадки, каталки, массажные дорожки,  мешочки для метания, дорожка с препятствиями, спортивные дорожки для перешагивания, лесенки для шагания.

В ходе организованной и самостоятельной деятельности по программе


IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 

На дворе 21 век. Век технологий и прогресса. Стремясь попасть в ногу со временем, мы начинаем забывать родные традиции. Многие родители, отдавая предпочтение компьютерам и иностранным языкам, совершенно не придают значения патриотическому воспитанию, уходящему своими корнями в традиции и историю родного народа.

В последнее время в детских садах и школах традициям и истории России уделяется особое внимание. Как показала практика, прививать любовь к давно ушедшему можно с самого раннего детства. Например, знакомя ребенка с русскими народными подвижными играми, мы :

- развиваем у детей интерес и эмоциональную отзывчивость к народному творчеству;

- расширяем и обогащаем игровые действия детей;

- развиваем двигательную активность;

- укрепляем здоровье детей;

- обогащаем словарь.

Варианты русских народных подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста, в которые можно играть не только в детском саду, но и дома, и во дворе.

Забота о физическом развитии ребенка имеет особое значение в раннем возрасте. В этот период жизни ребенок овладевает основными движениями, приобретает необходимые моторные навыки, управляет своим телом, учится координировать действия. Программа охватывает все основные сферы развития ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально- личностное и художественно-эстетическое.

Моторная потребность, или потребность в движении имеет огромное значение для человека. Движение необходимо для развития человеческого организма, для его роста, совершенствует функции центральной нервной системы, интенсивнее протекают все физиологические процессы.

Развитие науки и техники привело к снижению двигательной активности людей, что со временем стало отрицательно сказываться на их здоровье.Уже в детском возрасте физическими упражнениями можно предотвратить появление заболеваний, вызванных недостатком двигательной активности (плоскостопие, нарушения осанки и др. )

Физические упражнения с раннего возраста закладывают мощный фундамент здоровья ребенка на всю последующую жизнь.

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антропова М.В. Физическое развитие ребенка / Под ред. В.И.Козлова, Д.А. Фарбер. - М., 2005 - С. 224-254.

     2. Богина T.JI. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. - М.: Мозаика-                 Синтез, 2007.

      3. Борисенко М.Г., Датешидзе Т.А., Лукина Н.А. Ползаем. Ходим. Бегаем. Прыгаем.(Развитие общей моторики).-Изд    центр «Паритет», 2002.

4.Подольская Е.И. Оздоровительная гимнастика: игровые комплексы, занятия, физические упражнения. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет).- Издательство «Учитель», 2016.

      5.Шарыпова Л.В. Физическое воспитание детей младшего дошкольного возраста. – Норильск: АПЕКС, 2008.

Интернет-ресурсы:

1.Сорока Е. Развитие ребенка 2-3лет.,2011г.- http://signorina.ru/1306-razvitie-rebenka-2-3-let.html        

2.Тавстуха О.Г. Проектирование содержания вариативных форм дошкольного образования: дополнительная образовательная программа., 2012 г.-    http://www.orenipk.ru/proekt/proekt_13/proekt13-dis-sv/utp-sv.htm

Приложение 1

Карта индивидуального развития дошкольника

№ пп

Целевые

ориентиры

Показатели развития ребенка

Качество проявляется

В процессе

деятельности

В результате

деятельности (продукте, личностном приращении)

1

Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого.

Ребенок умеет исполнять различные виды русских народных подвижных игр, приобретает опыт воспроизведения действия взрослого.

2

Стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении.

Ребенок овладел первичным представлением о правильном поведении во время русской народной подвижной игры.

3

Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

Ребенок способен проявлять интерес к русской народной подвижной игре.

Приложение 2

Игра «У медведя во бору».

         

На площадке чертят две линии на расстоянии 6–8 метров одна от другой. 
За одной линией стоит водящий – «медведь», за другой «дом», в котором живут дети. 


Дети выходят из «дома» в «лес» собирать грибы и ягоды. 


Они подходят к медвежьей берлоге со словами: 


У медведя во бору 


Грибы, ягоды беру.

 
А медведь не спит,

 
Все на нас глядит. 


На последних словах «медведь» выскакивает из «берлоги» и старается осалить убегающих в свой дом детей. 


Осаленный «медведем» игрок становится «медведем».

Правила игры «Лохматый пёс»

В начале игры с помощью считалочки выбирается «пес». Если дети играют в первый раз, то роль «пса» берет на себя взрослый.

Затем необходимо выбрать место для «конуры». Там наш «пес» будет отдыхать. Хорошо для «конуры» подходит скамейка, но можно просто начерить круг мелом на асфальте.

Также необходимо очертить черту мелом. где дети будут прятаться от «пса»и куда ему нельзя забегать.

После всех приготовлений пес садится или ложится в «конуру», закрыает глаза и делает вид. что спит.

Дети берутся за руки и цепочкой идут к псу, громко рассказывая такой стишок:

— Вот лежит лохматый пес,


В лапы свой уткнувши нос.


Тихо, смирно он лежит,


То ли дремлет, то ли спит.


Подойдем к нему, разбудим и посмотрим, что-то будет?

На последних словах стишка дети должны дотронуться рукой до спящего пса.

После этого пес просыпается, начинает громко лаять и гонится за ребятами. Дети убегают и прячутся в свой домик.

Задача пса не поймать ребят, а скорее припугнуть. Образ пса — добродушный, но любящий покой, и не любящий, когда его будят, тормошат и не дают поспать.

Перед началом игры, для лучшего создания образа, игрок в роли «пса» может несколько раз обойти вокруг своей «конуры», гавкнуть, сесть, и только потом улечься спать, закрыв глаза.

Игра отлично развивает воображение, помогает ребятам преодолевать боязнь и нерешительность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через народные подвижные игры"

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что трево...

НАРОДНАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. НАРОДНАЯ ПОДВИЖНАЯ ИГРА.

Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Необходимость использования народных подвижных игр для подрастающего поколения....

Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.                      ...

Методические рекомендации для педагогов по организации и проведению народных подвижных игр «Народные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»

Данный материал поможет молодым  педагогам детского сада познавательно   и интересно организовать и провести  народные подвижные игры с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект подвижной игры Тема: «Русские народные подвижные игры- забавы»

Продолжать знакомить детей с русскими народными играми. Приобщать детей к русской культуре....